6B02203 6B02203-Археология и этнология в КарГУ им. Букетова
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособного специалиста, исследователя памятников археологии, организатора школьной музейной и краеведческой работы, научного сотрудника научно-исследовательского, экспозиционного и фондового отделов, гида-экскурсовода, главного хранителя в научно-исследовательском институте, (центре), преподавателя истории, младшего научного сотрудника в органах государственной службы, главного специалиста в области охраны памятников истории и культуры
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B034 История и археология
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
-
Введение в археологию
Кредитов: 6Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Доисторическая эволюция человечества
Кредитов: 5Рассматривает возникновение, становление и разложение первобытного общества на продолжении более 2,5 млн. лет и зарождение частной собственности, классов, эксплуатации и государства. Основу курса составляют такие коренные вопросы: возникновение человека; зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности; возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Введение в этнологию
Кредитов: 4Этнология: становление науки, предмет, методы. История этнологической мысли. Современная наука о сущности этноса и этничности. Классификация этнических общностей. Этническая история и этногенез. Основы этнической психологии. Этнические стереотипы и образы народов мира Этническая культура. Межэтнические коммуникации. Современная этническая картина мира
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Всемирная история
Кредитов: 4История развития зарубежных государств. Историография вопроса. Мировое сообщество. Знания в области всемирной истории. .Знание основных закономерностей общественно-политического и социально-экономического развития изучаемых стран, важнейшие события их истории. Систематизация материалов источников и специальной литературы, использование сравнительно-сопоставительного метода при изучении истории стран мира.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Историческое краеведение
Кредитов: 5Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения. Становление и развитие краеведения в Казахстане. История создания историко-краеведческих музеев. Школьное краеведение.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Бронзовый век Казахстана
Кредитов: 5Изучение бронзового века Казахстана, формирование представления по данному этапу и проследить развития общества этого периода. Периодизация, историография, археологические культурное хозяйство, социальная структура.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Кредитов: 6История возникновения и развития основных разделов вспомогательных исторических дисциплин. Место и роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении исторических источников; методика применения знаний по вспомогательным историческим дисциплинам.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Каменный век Казахстана
Кредитов: 6История изучения и основные проблемы каменного века Казахстана, характеристика и тенденции развития культуры населения Казахстана в каменном веке. Изучение археологических культур, их периодизации и генезиса, техники каменного века. Понимание закономерностей и фактов каменного века Казахстана, анализ артефактов, определение их функционального назначения. Умение датировать, устанавливать культурную принадлежность.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Историческая ономастика
Кредитов: 6Различные уровни и функции значения имени: доономастическое, ономастическое, отономастическое. Связь ономастики с лингвистикой, особенно с таким ее разделом как история языков.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Древняя и средневековая история Казахстана
Кредитов: 5Осветить основные проблемы изучения Древнего Казахстана. Дать характеристику развития культуры населения Казахстана в древности. Общая характеристика средневековой эпохи: особенности, источники, историография. Тюркская эпоха: экономика, политика, культура. История Тюркских каганатов. Городская культура. Монгольский этап в средневековой истории Казахстана. Образование казахского ханства: история, политика, экономика, культура. Казахские ханы: роль и деятельность политика.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Дипломатия Республики Казахстан
Кредитов: 5Инициативы Казахстана по обеспечению региональной безопасности, экологические проблемы, каспийский регион и казахстанская дипломатия.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История архивных учреждений Казахстана
Кредитов: 4Правила хранения документов в архивных ресурсах. Роль и место архивных документов в исследовательской и экспериментальной деятельности историка. Основные этапы истории становления и развития архивных учреждений Казахстана.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Духовное наследие казахского народа
Кредитов: 5Духовное наследие и его роль в процессах модернизации. Этапы формирования и развития духовного наследия казахского народа. Древние культурные ценности и казахский фольклор. Эстетическое и поэтическое наследие казахского народа. Соотношение развития духовного наследия с периодизацией казахской литературы. Терминологическая система категорий и понятий, необходимая для анализа духовного наследия казахского народа.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Рухани жаңғыру
Кредитов: 5Исторический опыт модернизации Казахстана и современность. Нацио-нальное сознание и особенности его формирования. Патриотический акт «Мәңгілік ел» и его значение для национального сознания. Современная казахстанская идентичность в глобальном мире. Меритократическое общество и его ценности. Казахстан как «общество знаний». Ведущая роль молодежи в духовной модернизации.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Кредитов: 5Государство, право, основные понятия о государственно-правовых явлениях. Основы конституци-онного права РК. Правоохранительные органы и суд в РК. Органы государственной власти в РК. Основы административного права РК. Основы гражданского и семейного права в РК. Трудовое право и право социального обеспечения РК. Правовая ответственность за коррупционные деяния. Формирование антикоррупционной культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Архивоведение
Кредитов: 4Содержание архивных организаций и их место в исследовательской деятельности историков-исследователей и историков-практиков. Принципы и методы работы архивных учреждений на разных уровнях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История внешней политики Республики Казахстан
Кредитов: 5Казахстан и ООН, ОБСЕ и НАТО, Казахстан и региональные организации, Казахстан и Содружества независимых государств. Отношения Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Этнография народов мира (Этнография народов Евразии, Этнография народов Австралии, Африки и Америки)
Кредитов: 5Предмет, цель и задачи курса Этнография народовмира. Историография проблемы.Изучить историю возникновения и развития этнографии, основные теоретические проблемы, расогенез, этногенез, этническую историю, духовную и материальную культуру народов мира. Этнический состав, географическое положение, виды хозяйств, повседневный быт, семейные отношения.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Экология и основы безопасности жизнедеятельности
Кредитов: 5Основы развития общества и природы, современные подходах рационального использования природных ресурсов, правового регулирования безопасности жизнедеятельности, прогнозирование развития негативных воздействий и оценки последствий чрезвычайных ситуаций. Состояние популяций живых организмов, степень нарушенности экосистем, структура и динамика популяций, механизмы взаимодействия живых организмов в сообществе, основные экологические проблемы современности, безопасное взаимодействие человека со средой обитания,
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Прикладной бизнес
Кредитов: 5Получение практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства как системы экономических, организационных и правовых отношений предпринимательских структур.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Древняя металлургия и горное дело Казахстана
Кредитов: 4Дисциплина формирует знания о древней металлургии и горном деле Казахстана, понимание процесса формирования очагов и центров древней металлургии племен Казахстана. История исследования и историография вопроса. Горнорудное производство, месторождения руд, типология горных выработок медной руды. Металлургия меды, бронзы, железа, олова, свинца, серебра, золота. Значение и роль метола в древних обществах.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История политических партий и движений в Казахстане в ХХ веке
Кредитов: 6Общественно-политические движения и направления в XX в. Политические партии, их значение и роль: российские непролетарские партии, партия эсеров, партия Алаш, партия Ушжуз, коммунистическая партия. Судьба и деятельность национальной интеллигенции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Педагогическая психология
Кредитов: 5Методологические, теоретические и методологические основы исследований в области психологии развития. Методология, научные системы и основы педагогики и психологии. Проявление человеческого воспитания в исторические эпохи. Напряженное психическое и чувственное воспитание - начало педагогической психологии
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
IT технологии в науке и образовании
Кредитов: 4Процесс информатизации образования в Республике Казахстан. Использование средств IT-технологий в образовательном процессе в высшей и средней школе. Цифровое образование. Использование Интернет-технологий в образовательном процессе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Этапы развития школьного исторического образования в Республике Казахстан
Кредитов: 5Возникновение и развитие методологии преподавания истории в Казахстане. Разработка методики преподавания истории и преподавания истории в школах с 20-х до начала 1990-х годов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Методика преподавания истории
Кредитов: 5Становление и развитие методологии преподавания истории в Казахстане. Современная стратегия, нормативные документы по развитию исторической науки в школах Казахстана. Методика и методика преподавания истории дисциплины.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Среднeвековая археология Казахстана
Кредитов: 5Общая характеристика археологических памятников Казахстана, Изучение особенностей средневековой археологии Казахстана, характеристика археологических памятников. анализировать исторические события, происходившие в Казахстане в период средневековья.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Психология и развитие человека
Кредитов: 5Цели, предмет и задачи курса. Сущность психологии как науки и естественнонаучной дисциплины. Психология - это наука, которая стремится взаимодействовать с внешней средой, а также с менталитетом человека как личности, с его разнообразными чувствами, аффективными, интеллектуальными и другими врожденными функциями. Поведение и его формирование, мыслительные процессы, эмоции и темперамент, отношения между людьми, людьми и т.д. Проблема психологического анализа личности как субъекта, познания и отношения веществ
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Новая и новейшая история Казахстана
Кредитов: 5Роль и место новой истории Казахстана в общем курсе Отечественной истории. Исторические события, явления и факты, происходившие на территории Казахстана в период Нового времени. Присоединение Казахстана к России. Национально-освободительные движения на территории Казахстана. Роль и место Казахстана в мировом сообществе на современном этапе. Данные новейшей истории и их особенности.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
История движения "Алаш"
Кредитов: 6Курс «История движения Алаш» включает такие аспекты как изучение общественно-политической ситуации в Российской империи и казахской степи в конце XIX - начале XX вв., формирование казахской интеллигенции, ее участие в национально-освободительном движении казахского народа начала ХХ века, взаимоотношени интеллигенции Алаш с советской властью, политическое и духовное наследие интеллигенции Алаш.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Военная история кочевников
Кредитов: 4История формирования военного дела кочевников. Факторы обуславливавшие эффективность воинской доктрины кочевых народов. Эволюция предметов вооружения. Участие в войнах древнего мира и средневековья. Военное искусство казахов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Средневековая городская культура Казахстана
Кредитов: 5Характеристика археологических памятников – городищ - по культурно-этническим ареалам средневекового периода. Знания по средневековым городам Казахстана. Совокупность сведений о средневековых городах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Запад и Восток в XVII-XXI веках
Кредитов: 5Социально-экономическое и политическое развитие Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Новая и новейшая истоpия зарубежных стран
Кредитов: 5Социально-экономическое и политическое развитие Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Методология истории
Кредитов: 4Фундаментальные знания о генезисе. Методы, подходах и принципах методологии исторического исследования, Специфика исторического познания, Объект и предмет исторической науки. Процесс становления и развитие философии истории, категории и характер исторического процесса, развитие научного познания и методы эмпирического и теоретического исследований. Современные проблемы исторического процесса в концепциях ведущих ученых-исследователей различных научных школ.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Зарубежная археология
Кредитов: 5Изучение археологию зарубежных стран, как как отдельного предмета с его проблематикой, основными теоретическими установками, современным уровнем и перспективами развития. Прошлое зарубежных стран, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Теоретическое источниковедение
Кредитов: 5Изучение теоретических и методических основ дисциплины. Разработка методики и методологических знаний источниковедения исследований.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Мировые музеи
Кредитов: 6Основы легитимности музея. Систематическая классификация и классификация музеев. Музейная система советской эпохи и история музеев независимого Казахстана. Центральный музей Республики Казахстан. Мировые музеи. Деятельность музея в краеведении.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Музееведение
Кредитов: 6Основные направления деятельности и деятельности музея. Методология музея. Формирование первых музеев на территории Казахстана в научном учреждении. Музейный фонд, структура и экспозиция.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Методы археологических и этнологических исследований
Кредитов: 5Раскрытие зависимости от исторической методологии и общенаучных методов исследования; Общефилософские методы в археологии и этнологии. Специально научные методы в археологии и этнологии - разведки, раскопки, полевые исследования и т.д. Ознакомление с основными методами археологической и этнологической науки
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Музейная педагогика
Кредитов: 5Функции музейной педагогической деятельности и основные направления ее развития в условиях преобразования современного общества, социально-этические ценности, основанные на традициях, обычаях, общественных нормах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Археология Центральной Азии
Кредитов: 5Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Историческая антропология
Кредитов: 5В контексте традиционных исторических и этнологических исследований проблемы, которые не были решены, глубоко изучены. Все изученные темы имеют междисциплинарный аспект. С точки зрения исторической науки эта проблема может быть сформулирована как человек в истории и как культурная личность в контексте этнологической науки
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Этногенез и этническая история казахов
Кредитов: 5В рамках данной дисциплины студент изучает основы этногенетических процессов, проблемы этногенеза и этнической истории, этнического состава казахов. Основы этнографических исследований, общая система классификации этногентических, этнических явлении.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Культура Центральной Азии и Казахстана
Кредитов: 5Выявление общих тенденций развития и региональных специфических проявлений культуры, вклад в общемировую культуру народов Центральной Азии и Казахстана на различных этапах исторического развития.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Историческая демография
Кредитов: 5История демографии как науки, источники данных о населении, численность и структура населения, рождаемость, смертность, продолжительность жизни населения, брачность и разводимость, миграция населения, семья как объект демографического изучения, демографическое прогнозирование и политика, развитие населения мира, этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Отечественная историография истории Казахстана
Кредитов: 5Изучение актуальных вопросов древней и средневековой истории Казахстана, новой и новейшей истории. Логика и парадигмы научного познания в истории. Становление и развитие историографии как системы научных знаний.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Историография
Кредитов: 5Проблемы развития основных теоретических и методологических аспектов историографии.. Изучение исторического массива данных, изучение исторического терминологического устройства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Этнопедагогика
Кредитов: 5Этапы исторического развития и современного состояния этнопедагогики; особенности этнического воспитания и их определяющие факторы; цели, содержание, методы и средства народного воспитания. Содержание народного образования и его актуальные проблемы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Демография и статистика населения
Кредитов: 5История демографии как науки, источники данных о населении, численность и структура населения, рождаемость, смертность, продолжительность жизни населения, брачность и разводимость, миграция населения, семья как объект демографического изучения, демографическое прогнозирование и политика, развитие населения мира, этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Археология Казахстана
Кредитов: 5Изучение археологии Казахстана и Центральной Азии, как науки и ее методов, проблематики, основных теоретических установки, в соответствии с современным уровнем и перспективами развития
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Код ON1
Применяет знания об обществе как целостной системе и человеке, роли духовных процессов в современном обществе, правовых интересах сторон в сфере защиты прав физических и юридических лиц, экономических и социальных условия осуществления предпринимательской деятельности, воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; утверждает в своей профессиональной деятельности собственную гражданскую позицию на приоритетах конкурентоспособности, прагматизма, взаимопонимания, толерантности и демократических ценностей современного общества; владеет знаниями об обществе как целостном системном единстве социальной, политической, культурологической, психологической сфер, о человеке и его групповом поведении как предмете анализа и изучения социально-этических ценностей общества как продукт интеграционных процессов в системах базового знания.
-
Код ON2
Применяет методы археологической науки, реконструирует ход исторических событий на основе изучения вещественных источников
-
Код ON3
Применяет методы этнографической науки, собирает и интерпретирует сведения о культуре народов Казахстана и мира в полевых и камеральных условиях.
-
Код ON4
Владеет принципами методологии и философии науки, использует общенаучные методы познания.
-
Код ON5
Применяет методы хранения вещественных и документальных средств передачи и хранения исторической и историко-культурной информации. Обеспечивает их сохранность и доступ к ним со стороны общественности.
-
Код ON6
Анализирует процесс становления человеческого общества в догосударственную и дописьменную эпоху. Проецирует процесс биологической эволюции человека на социокультурные процессы.
-
Код ON7
Опирается на современные знания о древней и средневековой истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности развития доиндустриальных обществ и бытовавшие в них формы общественных отношений.
-
Код ON8
Опирается на современные знания о новой и новейшей истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности процесса становления и развития индустриальных обществ и связанную с ним трансформацию общественных отношений.
-
Код ON9
Руководствуется деятельностным, личностно-ориентированным и технологическим подходами в организации, планировании и управлении педагогическим процессом организаций образования; владеет навыками использования теоретико-методологических основ педагогической науки для адекватного перевода теоретических знаний в плоскость практического применения; применяет знания закономерностей, принципов, воспитательных механизмов, форм, методов и средств в осуществлении педагогического процесса в организациях образования.
-
Код ON10
Решает реальные коммуникативные задачи в определенных ситуациях общения и профессиональной деятельности посредством ИКТ-технологии.
-
Код ON11
Имеет детальное знание анатомии и физиологии человека, понимание широкого спектра вопросов школьной гигиены, применяет средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.
-
Код ON12
Осуществляет научные исследования, опираясь на общую методологию истории, источниковедение, историографию, историческую демографию