Меню

Действующая образовательная программа 6B02203 6B02203-Археология и этнология в КарГУ им. Букетова

Цель образовательной программы
Подготовка конкурентоспособного специалиста, исследователя памятников археологии, организатора школьной музейной и краеведческой работы, научного сотрудника научно-исследовательского, экспозиционного и фондового отделов, гида-экскурсовода, главного хранителя в научно-исследовательском институте, (центре), преподавателя истории, младшего научного сотрудника в органах государственной службы, главного специалиста в области охраны памятников истории и культуры
Академическая степень
Бакалавриат
Языки обучения
Русский, Казахский
Название ВУЗа
Карагандинский государственный университет имени академика Е.Букетова
Срок обучения
4 года
Объем кредитов
240
Предметы на ЕНТ
Всемирная история и География
Область образования
6B02 Искусство и гуманитарные науки
Направление подготовки
6B022 Гуманитарные науки
Группа образовательных программ
B034 История и археология
  • Введение в археологию
    Кредитов: 6

    Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Доисторическая эволюция человечества
    Кредитов: 5

    Рассматривает возникновение, становление и разложение первобытного общества на продолжении более 2,5 млн. лет и зарождение частной собственности, классов, эксплуатации и государства. Основу курса составляют такие коренные вопросы: возникновение человека; зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности; возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в этнологию
    Кредитов: 4

    Этнология: становление науки, предмет, методы. История этнологической мысли. Современная наука о сущности этноса и этничности. Классификация этнических общностей. Этническая история и этногенез. Основы этнической психологии. Этнические стереотипы и образы народов мира Этническая культура. Межэтнические коммуникации. Современная этническая картина мира

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Всемирная история
    Кредитов: 4

    История развития зарубежных государств. Историография вопроса. Мировое сообщество. Знания в области всемирной истории. .Знание основных закономерностей общественно-политического и социально-экономического развития изучаемых стран, важнейшие события их истории. Систематизация материалов источников и специальной литературы, использование сравнительно-сопоставительного метода при изучении истории стран мира.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 5

    Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения. Становление и развитие краеведения в Казахстане. История создания историко-краеведческих музеев. Школьное краеведение.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Бронзовый век Казахстана
    Кредитов: 5

    Изучение бронзового века Казахстана, формирование представления по данному этапу и проследить развития общества этого периода. Периодизация, историография, археологические культурное хозяйство, социальная структура.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Вспомогательные исторические дисциплины
    Кредитов: 6

    История возникновения и развития основных разделов вспомогательных исторических дисциплин. Место и роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении исторических источников; методика применения знаний по вспомогательным историческим дисциплинам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Каменный век Казахстана
    Кредитов: 6

    История изучения и основные проблемы каменного века Казахстана, характеристика и тенденции развития культуры населения Казахстана в каменном веке. Изучение археологических культур, их периодизации и генезиса, техники каменного века. Понимание закономерностей и фактов каменного века Казахстана, анализ артефактов, определение их функционального назначения. Умение датировать, устанавливать культурную принадлежность.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Историческая ономастика
    Кредитов: 6

    Различные уровни и функции значения имени: доономастическое, ономастическое, отономастическое. Связь ономастики с лингвистикой, особенно с таким ее разделом как история языков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Древняя и средневековая история Казахстана
    Кредитов: 5

    Осветить основные проблемы изучения Древнего Казахстана. Дать характеристику развития культуры населения Казахстана в древности. Общая характеристика средневековой эпохи: особенности, источники, историография. Тюркская эпоха: экономика, политика, культура. История Тюркских каганатов. Городская культура. Монгольский этап в средневековой истории Казахстана. Образование казахского ханства: история, политика, экономика, культура. Казахские ханы: роль и деятельность политика.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Дипломатия Республики Казахстан
    Кредитов: 5

    Инициативы Казахстана по обеспечению региональной безопасности, экологические проблемы, каспийский регион и казахстанская дипломатия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • История архивных учреждений Казахстана
    Кредитов: 4

    Правила хранения документов в архивных ресурсах. Роль и место архивных документов в исследовательской и экспериментальной деятельности историка. Основные этапы истории становления и развития архивных учреждений Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Духовное наследие казахского народа
    Кредитов: 5

    Духовное наследие и его роль в процессах модернизации. Этапы формирования и развития духовного наследия казахского народа. Древние культурные ценности и казахский фольклор. Эстетическое и поэтическое наследие казахского народа. Соотношение развития духовного наследия с периодизацией казахской литературы. Терминологическая система категорий и понятий, необходимая для анализа духовного наследия казахского народа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Рухани жаңғыру
    Кредитов: 5

    Исторический опыт модернизации Казахстана и современность. Нацио-нальное сознание и особенности его формирования. Патриотический акт «Мәңгілік ел» и его значение для национального сознания. Современная казахстанская идентичность в глобальном мире. Меритократическое общество и его ценности. Казахстан как «общество знаний». Ведущая роль молодежи в духовной модернизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Основы права и антикоррупционной культуры
    Кредитов: 5

    Государство, право, основные понятия о государственно-правовых явлениях. Основы конституци-онного права РК. Правоохранительные органы и суд в РК. Органы государственной власти в РК. Основы административного права РК. Основы гражданского и семейного права в РК. Трудовое право и право социального обеспечения РК. Правовая ответственность за коррупционные деяния. Формирование антикоррупционной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Архивоведение
    Кредитов: 4

    Содержание архивных организаций и их место в исследовательской деятельности историков-исследователей и историков-практиков. Принципы и методы работы архивных учреждений на разных уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • История внешней политики Республики Казахстан
    Кредитов: 5

    Казахстан и ООН, ОБСЕ и НАТО, Казахстан и региональные организации, Казахстан и Содружества независимых государств. Отношения Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Этнография народов мира (Этнография народов Евразии, Этнография народов Австралии, Африки и Америки)
    Кредитов: 5

    Предмет, цель и задачи курса Этнография народовмира. Историография проблемы.Изучить историю возникновения и развития этнографии, основные теоретические проблемы, расогенез, этногенез, этническую историю, духовную и материальную культуру народов мира. Этнический состав, географическое положение, виды хозяйств, повседневный быт, семейные отношения.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Экология и основы безопасности жизнедеятельности
    Кредитов: 5

    Основы развития общества и природы, современные подходах рационального использования природных ресурсов, правового регулирования безопасности жизнедеятельности, прогнозирование развития негативных воздействий и оценки последствий чрезвычайных ситуаций. Состояние популяций живых организмов, степень нарушенности экосистем, структура и динамика популяций, механизмы взаимодействия живых организмов в сообществе, основные экологические проблемы современности, безопасное взаимодействие человека со средой обитания,

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Прикладной бизнес
    Кредитов: 5

    Получение практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства как системы экономических, организационных и правовых отношений предпринимательских структур.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Древняя металлургия и горное дело Казахстана
    Кредитов: 4

    Дисциплина формирует знания о древней металлургии и горном деле Казахстана, понимание процесса формирования очагов и центров древней металлургии племен Казахстана. История исследования и историография вопроса. Горнорудное производство, месторождения руд, типология горных выработок медной руды. Металлургия меды, бронзы, железа, олова, свинца, серебра, золота. Значение и роль метола в древних обществах.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • История политических партий и движений в Казахстане в ХХ веке
    Кредитов: 6

    Общественно-политические движения и направления в XX в. Политические партии, их значение и роль: российские непролетарские партии, партия эсеров, партия Алаш, партия Ушжуз, коммунистическая партия. Судьба и деятельность национальной интеллигенции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Педагогическая психология
    Кредитов: 5

    Методологические, теоретические и методологические основы исследований в области психологии развития. Методология, научные системы и основы педагогики и психологии. Проявление человеческого воспитания в исторические эпохи. Напряженное психическое и чувственное воспитание - начало педагогической психологии

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • IT технологии в науке и образовании
    Кредитов: 4

    Процесс информатизации образования в Республике Казахстан. Использование средств IT-технологий в образовательном процессе в высшей и средней школе. Цифровое образование. Использование Интернет-технологий в образовательном процессе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Этапы развития школьного исторического образования в Республике Казахстан
    Кредитов: 5

    Возникновение и развитие методологии преподавания истории в Казахстане. Разработка методики преподавания истории и преподавания истории в школах с 20-х до начала 1990-х годов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Методика преподавания истории
    Кредитов: 5

    Становление и развитие методологии преподавания истории в Казахстане. Современная стратегия, нормативные документы по развитию исторической науки в школах Казахстана. Методика и методика преподавания истории дисциплины.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Среднeвековая археология Казахстана
    Кредитов: 5

    Общая характеристика археологических памятников Казахстана, Изучение особенностей средневековой археологии Казахстана, характеристика археологических памятников. анализировать исторические события, происходившие в Казахстане в период средневековья.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Психология и развитие человека
    Кредитов: 5

    Цели, предмет и задачи курса. Сущность психологии как науки и естественнонаучной дисциплины. Психология - это наука, которая стремится взаимодействовать с внешней средой, а также с менталитетом человека как личности, с его разнообразными чувствами, аффективными, интеллектуальными и другими врожденными функциями. Поведение и его формирование, мыслительные процессы, эмоции и темперамент, отношения между людьми, людьми и т.д. Проблема психологического анализа личности как субъекта, познания и отношения веществ

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Новая и новейшая история Казахстана
    Кредитов: 5

    Роль и место новой истории Казахстана в общем курсе Отечественной истории. Исторические события, явления и факты, происходившие на территории Казахстана в период Нового времени. Присоединение Казахстана к России. Национально-освободительные движения на территории Казахстана. Роль и место Казахстана в мировом сообществе на современном этапе. Данные новейшей истории и их особенности.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • История движения "Алаш"
    Кредитов: 6

    Курс «История движения Алаш» включает такие аспекты как изучение общественно-политической ситуации в Российской империи и казахской степи в конце XIX - начале XX вв., формирование казахской интеллигенции, ее участие в национально-освободительном движении казахского народа начала ХХ века, взаимоотношени интеллигенции Алаш с советской властью, политическое и духовное наследие интеллигенции Алаш.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Военная история кочевников
    Кредитов: 4

    История формирования военного дела кочевников. Факторы обуславливавшие эффективность воинской доктрины кочевых народов. Эволюция предметов вооружения. Участие в войнах древнего мира и средневековья. Военное искусство казахов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Средневековая городская культура Казахстана
    Кредитов: 5

    Характеристика археологических памятников – городищ - по культурно-этническим ареалам средневекового периода. Знания по средневековым городам Казахстана. Совокупность сведений о средневековых городах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Запад и Восток в XVII-XXI веках
    Кредитов: 5

    Социально-экономическое и политическое развитие Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Новая и новейшая истоpия зарубежных стран
    Кредитов: 5

    Социально-экономическое и политическое развитие Европы, Америки, Азии и Африки XVII-XX вв. Возникновение капитализма, колониальные империи, войны за передел мира, первая и вторая мировые войны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Методология истории
    Кредитов: 4

    Фундаментальные знания о генезисе. Методы, подходах и принципах методологии исторического исследования, Специфика исторического познания, Объект и предмет исторической науки. Процесс становления и развитие философии истории, категории и характер исторического процесса, развитие научного познания и методы эмпирического и теоретического исследований. Современные проблемы исторического процесса в концепциях ведущих ученых-исследователей различных научных школ.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Зарубежная археология
    Кредитов: 5

    Изучение археологию зарубежных стран, как как отдельного предмета с его проблематикой, основными теоретическими установками, современным уровнем и перспективами развития. Прошлое зарубежных стран, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов, археология поставляет основную часть информации о дописьменном и частично письменном периоде.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Теоретическое источниковедение
    Кредитов: 5

    Изучение теоретических и методических основ дисциплины. Разработка методики и методологических знаний источниковедения исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Мировые музеи
    Кредитов: 6

    Основы легитимности музея. Систематическая классификация и классификация музеев. Музейная система советской эпохи и история музеев независимого Казахстана. Центральный музей Республики Казахстан. Мировые музеи. Деятельность музея в краеведении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Музееведение
    Кредитов: 6

    Основные направления деятельности и деятельности музея. Методология музея. Формирование первых музеев на территории Казахстана в научном учреждении. Музейный фонд, структура и экспозиция.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Методы археологических и этнологических исследований
    Кредитов: 5

    Раскрытие зависимости от исторической методологии и общенаучных методов исследования; Общефилософские методы в археологии и этнологии. Специально научные методы в археологии и этнологии - разведки, раскопки, полевые исследования и т.д. Ознакомление с основными методами археологической и этнологической науки

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Музейная педагогика
    Кредитов: 5

    Функции музейной педагогической деятельности и основные направления ее развития в условиях преобразования современного общества, социально-этические ценности, основанные на традициях, обычаях, общественных нормах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Археология Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Прошлое человеческого общества, его становление и развитие, преимущественно по материальным источникам. Присущими только археологии методами и приемами получения артефактов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историческая антропология
    Кредитов: 5

    В контексте традиционных исторических и этнологических исследований проблемы, которые не были решены, глубоко изучены. Все изученные темы имеют междисциплинарный аспект. С точки зрения исторической науки эта проблема может быть сформулирована как человек в истории и как культурная личность в контексте этнологической науки

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Этногенез и этническая история казахов
    Кредитов: 5

    В рамках данной дисциплины студент изучает основы этногенетических процессов, проблемы этногенеза и этнической истории, этнического состава казахов. Основы этнографических исследований, общая система классификации этногентических, этнических явлении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Культура Центральной Азии и Казахстана
    Кредитов: 5

    Выявление общих тенденций развития и региональных специфических проявлений культуры, вклад в общемировую культуру народов Центральной Азии и Казахстана на различных этапах исторического развития.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историческая демография
    Кредитов: 5

    История демографии как науки, источники данных о населении, численность и структура населения, рождаемость, смертность, продолжительность жизни населения, брачность и разводимость, миграция населения, семья как объект демографического изучения, демографическое прогнозирование и политика, развитие населения мира, этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Отечественная историография истории Казахстана
    Кредитов: 5

    Изучение актуальных вопросов древней и средневековой истории Казахстана, новой и новейшей истории. Логика и парадигмы научного познания в истории. Становление и развитие историографии как системы научных знаний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Историография
    Кредитов: 5

    Проблемы развития основных теоретических и методологических аспектов историографии.. Изучение исторического массива данных, изучение исторического терминологического устройства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Этнопедагогика
    Кредитов: 5

    Этапы исторического развития и современного состояния этнопедагогики; особенности этнического воспитания и их определяющие факторы; цели, содержание, методы и средства народного воспитания. Содержание народного образования и его актуальные проблемы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Демография и статистика населения
    Кредитов: 5

    История демографии как науки, источники данных о населении, численность и структура населения, рождаемость, смертность, продолжительность жизни населения, брачность и разводимость, миграция населения, семья как объект демографического изучения, демографическое прогнозирование и политика, развитие населения мира, этнодемографические процессы в Казахстане в XIX - XXI вв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Археология Казахстана
    Кредитов: 5

    Изучение археологии Казахстана и Центральной Азии, как науки и ее методов, проблематики, основных теоретических установки, в соответствии с современным уровнем и перспективами развития

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Код ON1

    Применяет знания об обществе как целостной системе и человеке, роли духовных процессов в современном обществе, правовых интересах сторон в сфере защиты прав физических и юридических лиц, экономических и социальных условия осуществления предпринимательской деятельности, воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; утверждает в своей профессиональной деятельности собственную гражданскую позицию на приоритетах конкурентоспособности, прагматизма, взаимопонимания, толерантности и демократических ценностей современного общества; владеет знаниями об обществе как целостном системном единстве социальной, политической, культурологической, психологической сфер, о человеке и его групповом поведении как предмете анализа и изучения социально-этических ценностей общества как продукт интеграционных процессов в системах базового знания.

  • Код ON2

    Применяет методы археологической науки, реконструирует ход исторических событий на основе изучения вещественных источников

  • Код ON3

    Применяет методы этнографической науки, собирает и интерпретирует сведения о культуре народов Казахстана и мира в полевых и камеральных условиях.

  • Код ON4

    Владеет принципами методологии и философии науки, использует общенаучные методы познания.

  • Код ON5

    Применяет методы хранения вещественных и документальных средств передачи и хранения исторической и историко-культурной информации. Обеспечивает их сохранность и доступ к ним со стороны общественности.

  • Код ON6

    Анализирует процесс становления человеческого общества в догосударственную и дописьменную эпоху. Проецирует процесс биологической эволюции человека на социокультурные процессы.

  • Код ON7

    Опирается на современные знания о древней и средневековой истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности развития доиндустриальных обществ и бытовавшие в них формы общественных отношений.

  • Код ON8

    Опирается на современные знания о новой и новейшей истории мира и Казахстана в процессе научного поиска. Анализирует закономерности процесса становления и развития индустриальных обществ и связанную с ним трансформацию общественных отношений.

  • Код ON9

    Руководствуется деятельностным, личностно-ориентированным и технологическим подходами в организации, планировании и управлении педагогическим процессом организаций образования; владеет навыками использования теоретико-методологических основ педагогической науки для адекватного перевода теоретических знаний в плоскость практического применения; применяет знания закономерностей, принципов, воспитательных механизмов, форм, методов и средств в осуществлении педагогического процесса в организациях образования.

  • Код ON10

    Решает реальные коммуникативные задачи в определенных ситуациях общения и профессиональной деятельности посредством ИКТ-технологии.

  • Код ON11

    Имеет детальное знание анатомии и физиологии человека, понимание широкого спектра вопросов школьной гигиены, применяет средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.

  • Код ON12

    Осуществляет научные исследования, опираясь на общую методологию истории, источниковедение, историографию, историческую демографию