Действующая образовательная программа

8D02202 Философия в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научных специалистов высшей квалификации, конкурентоспособных как на отечественном, так и на мировом рынке труда. Программа предполагает развитие компетенций, обеспечивающих востребованность выпускников докторантуры как в академической, так и в научной сфере. Эта конкурентоспособность во многом обеспечивается высокой публикационной активностью, а также ориентацией на формирование навыков ведения исследовательской работы на уровне мировых стандартов.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D050 Философия и этика
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Социально-философские аспекты человеческого капитала
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - представить анализ человеческого капитала как фактора экономического и политического развития современного постиндустриального общества. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - выявлять структуру, типы человеческого капитала, его роль в развитии современной экономики, методы анализа человеческого потенциала; - анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области развития современного общества и человеческого капитала; - анализировать социальные ситуации, явления и процессы с позиции определения логико-теоретических оснований и методологии социально-философского исследования; - уметь применять полученные знания для анализа динамики социальных изменений, моделирования и прогнозирования социальных процессов. Курс посвящен анализу человеческого капитала как совокупности знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. В задачи курса входит рассмотрение философского содержания современных концепций экономического развития общества, исследования феномена «экономики знания». В рамках курса рассматриваются философские и социокультурные аспекты человеческого капитала в условиях глобализации и формирования общества знания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современная философия искусства
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализ и философская оценка современных тенденций развития искусства на современном этапе развития культуры и общества, с учетом рассмотрения разных направлений искусства и эстетических течений. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - объяснить тенденции развития искусства на современном этапе, содержание различных направлений философского анализа искусства. - интерпретировать связи и отношениями онтологического, эстетического, когнитивного, методологического, теоретического, психологического, лингвистического в исследовании феноменов искусства и культуры. - использовать методы социально-философского, культурфилософского, эстетического анализа современного искусства; - демонстрировать общую способность концептуализировать, разрабатывать и осуществлять проекты для создания новых знаний или практических приложений по актуальным направлениям соответствующей научной отрасли и умение адаптировать проекты в свете возникающих непредвиденных проблемных ситуаций. Курс предполагает анализ и философскую оценку современных тенденций развития искусства на современном этапе развития культуры и общества, с учетом рассмотрения разных направлений искусства и эстетических течений. В задачи курса входит оценки языка современного искусства, методологии его анализа, его компаративного, персонифицированного, регионального, философско-эстетического становления и развития, и влияния на глобальные процессы в современной культуре. В содержание курса входят следующие темы: искусство на современном этапе, язык современного искусства, методы анализа искусства, современное искусство в Казахстане.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Феномен толерантности в современной философской мысли
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - изучение важнейшего социального феномена – толерантность, определяющий специфику и критерии социальных отношений, межличностной коммуникации, ценностного регулирования, содержание образовательных процессов культурных взаимодействий, политических изменений, общественных трансформаций и т.д. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - составить комплексное историческое, системное представление о феномене толерантности; - сравнивать явления толерантности в разных типах общества и культуры, овладеть методами социально-философской оценки толерантного поведения и отношения в обществе. - проведения профессионального и всестороннего анализа проблем толерантности с использованием преимуществ философской методологии; - анализировать социальные ситуации, явления и процессы с позиции определения логико-теоретических оснований и методологии социально-философского исследования; - применять полученные знания для анализа динамики социальных изменений, моделирования и прогнозирования социальных процессов. Содержание курса: введение в историю, теорию и практику толерантности; определение теоретических и методологических оснований исследования феномена толерантности; представление толерантности как междисциплинарного объекта. Курс включает следующие темы: Социально-экономические и политические факторы формирования толерантности, принципы толерантности в социальных и межличностных взаимодействиях, роль толерантности в контексте современных социальных трансформаций и формирования глобальной цивилизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы современного гуманизма
    Кредитов: 5

    Формирование у докторантов знания истории и значения гуманизма для человека, изучение сущности гуманизма наших дней, гуманистическое просвещение в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни. Демонстрация гуманистического ядра современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - контролировать и инициировать формирование гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны. - обладать личностными качествами и системными навыками, необходимыми для трудоустройства в областях, требующих проявления личной ответственности и значительной самостоятельной инициативы в сложных и непредсказуемых профессиональных ситуациях; - определять контекст проблемы, формулировать исследовательские цели и задачи, обосновывать методологию и методику проекта (с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов и др.). Дисциплина представляет собой теоретический курс, изучение которого способствует формированию гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны., знакомит с широким спектром мировоззренческих ценностей, помогает в овладении навыками свободной рефлексии. А также развивает способности понимания и анализирования позитивных и негативных человеческих качеств. Предполагается при изучении курса обратить внимание на ярчайших представителей философии гуманизма. Особое внимание уделить предназначению человека

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современная философия сознания
    Кредитов: 5

    Цель курса - получить полное представление о системе подходов и методов в современной философии сознания в контексте когнитивной, социальной и культурной интерпретации. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - аргументировать основные, подходы, «формы», контексты, ракурсы и аспекты исследования актуальных проблем сознания в современной философии и науке; основные источники трансформации и развития проблем сознания в современной философии и науке; - аргументированно и доказательно сопоставлять теоретически и методологически разнородные философские концепции сознания в их онтологическом, социальном, антропологическом, гуманитарном, психологическом, научном, методологическом и других измерениях; - сравнивать основные философские концепции сознания и суждений о сознании; - оценивать проблемы сознания в контексте смены приоритетов развития научного знания, в том числе естественнонаучной; и гуманитарной платформ. Курс посвящен одной из актуальных проблем философии, которая получила современное развитие в связи с кардинальной трансформацией господствующей научной парадигмы осмысления феномена сознания, в том числе в рамках философских оценок и теории. Задачи курса: раскрыть историко-философскую эволюцию философии сознания и ее универсальное значение в структуре философского знания; охарактеризовать проблемный контекст развития философии сознания; приобщить докторантов к современным тенденциям развития современной философии сознания. В содержание курса входят следующие темы: Генезис философских представлений о сознании в ХХ в., Когнитивные характеристики основных уровней сознания, Философия сознания во второй половине ХХ столетия: «лингвистические перспективы», когнитивные подходы, психологические контексты развития, Отечественная философская традиция в исследовании проблем субъективной реальности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современная философия познания
    Кредитов: 5

    Формирование у докторантов представления о природе познания, основных проблем и понятий гносеологии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - анализировать основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении мышления к бытию (что значит знать?) - систематизировать предпосылки познания, видеть границы познания, структуру и уровни познания. - формировать навыки ученого, способного быть лидером в интеллектуальной среде, увлекать своими идеями других, овладевать риторическими способностями и уметь работать в коллективе ученых. - применять полученные знания на практике, осуществлять аналитику философских текстов, информировать общественность о новых философских изысканиях и идеях, быть ответственным за свою работу, ее качество и организацию, быть дисциплинированным, адаптивным и мобильным. Дисциплина представляет собой теоретический курс, который наряду с классическими познавательными практиками - сенсуалистической локковской и «отражательной» марксистской, кантовским единством практического и теоретического разума, неокантианской «систематической», попперианским критическим рационализмом, изучает также аналитическую философию - наиболее значимую сегодня, герменевтическую и феноменологическую когнитивные практики. В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены такие такие феномены и «сферы», как очевидность, интенциональность, смыслы, истолкования и интерпретации, темпоральность, течение и формы жизни, жизненный мир, повседневность и другие. Весьма значим также опыт гуманитарных и социальных наук, по существу не учитываемый традиционной теорией познания, - опыт философов, мыслящих в понятиях социологии знания, социальных отношений и структур, в материале филологии и истории культуры, рождающих в «обновленной проблематизации» новую парадигму гуманитарии и философии познания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Философия глобальных проблем и глобальных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - изучение актуальных проблем социальной и культурной сфер, возникших в связи с повсеместной глобализацией и необходимостью решения кризисных проблем, затрагивающих вопросы идентичности, безопасности социума, трансформации культур, духовного выживания и преобразования и т.д. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: -синтезировать основное теоретическое содержание проблем глобального развития, основные концепции, их междисциплинарное содержание, научное и теоретико-методологическое обоснование; - интерпретировать представление о казахстанских процессах, явлениях глобализации и соответствующих исследованиях; - использовать необходимые методы философского исследования и преимущества междисциплинарных стратегий исследования, уметь осуществлять самостоятельное научное исследование и быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений; - демонстрировать навыки широкого использования и применения знаний о путях глобального развития общества, практического анализа проблем развития казахстанского общества в условиях глобализации; - демонстрировать системное понимание особенностей развития современной мировой и казахстанской философии. Данный курс позволит ввести магистрантов в проблематику современной западной философии, и ознакомить их с современными философскими подходами, моделями и методами. Для изучения этого вопроса будут рассмотрены актуальные философские проблемы современности онтологического, гносеологического и этического характера. Курс включает следующие темы: Генезис представлений о глобализме в ХХ в., Global studies как самостоятельная область исследований, Методологические проблемы исследования феномена глобализации, Глобализация как социокультурный феномен. Основной задачей дисциплины является анализ проблем глобального вызова в аспекте перспектив развития Республики Казахстан.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы философской антропологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование у докторантов компетенции в вопросах генезиса и развития основных этапов человековедения, его рефлексии в понятиях антропосоциогенеза, жизнедеятельности, смерти, бессмертия и др. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обобщать знание духовного, творческого и интеллектального как приоритет антропологического и социального, и понимание интеллектуального и духовного как фактора социальной реальности и развития общества; - объяснить мировоззренческое содержание и методологические подходы к изучению онтологии бытия, аксиологии человека в процессе социокультурной трансформации общества; - владеть теоретическими и научно-практическими знаниями в области философских антропологических учений, в том числе в сфере взаимодействие философского, социального, научного анализа перспектив, развития, форм человеческого существования; - свободно полемизировать по актуальным проблемам современной антропологии. - использовать теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарата актуальных философских направлений в рамках современных научных парадигм. Дисциплина «Актуальные проблемы философской антропологии» обеспечивает знание и понимание основных тенденций и духовных коллизий философии конца ХХ – начала ХХI в.в., их обусловленность изменением роли и места современной философии в культуре. Дисциплина включает анализ новейших процессов в политической, экономической и духовной сферах общества, оказавших значительное влияние на ход развития современной философской антропологии. Антропологические концепции культуры. Дисциплина включает конкретные темы: Специфика исследований человека, антропология как самопознание; Проблематика философии человека конца ХХ – начала ХХI вв., Использование философской рефлексии как основной тенденции современного философского дискурса, Современная философская антропология в поисках ответов на вызовы эпохи, Проблема развития человека, устойчивость и изменчивость человеческих качеств.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы и принципы междисциплинарных исследований в социально-гуманитарном познании
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализ важнейших тенденций в современной философской методологии, связанных с использованием преимуществ междисциплинарного подхода. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обосновывать принципы организации исследовательской деятельности в сфере социальных и гуманитарных наук, методы научных исследований, преимущества междисциплинарной методологии. - организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований с использованием преимуществ междисциплинарной методологии; - самостоятельно работать над фундаментальными, инициативными и рисковыми социально-организационными и философскими проектами, определения контекст проблемы, формулирования исследовательской цели и задачи, обоснования методологии и методики проекта; - на основе принципов системного анализа строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; - оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы. Курс посвящен формированию методологических знаний и навыков докторантов в вопросе организации и проведения проблемно-ориентированных научных исследований, а также научных изысканий на стыке предметных отраслей. Основные задачи модуля включают рассмотрение методов и принципов междисциплинарных исследований в социально-гуманитарном познании, тенденций формирования проблемно-ориентированной науки и их методологических следствий. Курс включает конкретные темы: философские основания современной науки, междисциплинарные исследования в сфере гуманитарного знания, методы, соотношении гуманитарного и естественнонаучного познания в междисциплинарных исследованиях. Подробно анализируются место и роль философии в междисциплинарных исследованиях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Философия гуманизма
    Кредитов: 5

    Формирование представлений об истории и великой миссии гуманизма, изучение сущности гуманизма наших дней, гуманистическое просвещение в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни. Демонстрация гуманистического ядра современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - формулировать приоритеты формирования гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны. - реконструировать широкий спектр мировоззренческих ценностей. - демонстрировать навыки свободной рефлексии. - понимать и анализировать позитивные и негативные человеческие качества, строить собственное мировоззрение. Дисциплина представляет собой специализированный теоретический курс, способствующий формированию гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны, знакомящий с широким спектром мировоззренческих ценностей. Предполагается при изучении курса обратить внимание на ярчайших представителей философии гуманизма. Особое внимание уделить предназначению человека

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины - формирование готовности и способности докторантов к реализации собственных исследовательских исследований и проектов, представлению их результатов в письменной форме в соответствии с нормами международного академического сообщества. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: • самостоятельно формулировать гипотезы цель, задачи, предмет и объект научной работы, а также продуктивные исследовательские вопросы в сфере философских исследований; • написать научную статью по теме диссертационного исследования в соответствии с нормами международного академического сообщества, включая аннотации к статье, заявки на конференцию или грант и т.д. • демонстрировать навыки реферирования, рецензирования и экспертизы качества научной работы, а так же поиска релевантных библиографических источников и оценивания их качества; • представлять результаты своих исследований в виде публикаций и выступлений в академической, экспертной и профессиональной среде, применяя соответствующие коммуникационные инструменты; • инициировать обсуждение актуальных проблем в своей области исследования с равными по статусу и широким научным сообществом и обществом. Дисциплина «Академическое письмо» направлена на ознакомление докторантов с требованиями к оформлению и представлению результатов научного исследования в различных научных жанрах. Курс включает в себя вопросы формирования навыков постановки исследовательских проблем, выбора и обоснования методологического инструментария, поиска и отбора литературы, написания обзора литературы, развитие навыков критического чтения собственной и чужой работы, предоставления обратной связи, аргументированной дискуссии, подготовки научной статьи для публикации в рецензируемом издании и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные вопросы современной философии образования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - ознакомить докторантов с современными моделями и методами образования, которые эффективно используются в мировом образовательном пространстве. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - интегрировать содержание философских концепций в области образования, основные проблемы современного образования в контексте глобализации; - демонстрировать системное понимание актуальных проблем современной философии образования, использовать философские методы исследования при изучении казахстанского образования; - уметь использовать профессиональные знания для совершенствования образовательного процесса и владеть инновационными и интерактивными педагогическими технологиями; - применять навыки самостоятельного анализа социально-философских проблем образования. Основные задачи дисциплины состоят в раскрытие дисциплинарной области философии, объединяющей теории, концепции и исследования феномена образования и его связи с другими социальными явлениями. Данная дисциплина является необходимым элементом университетского образования современного философа-аналитика, находящегося на уровне стандартов, принятых в мировом профессиональном сообществе. Модуль включает следующие темы: Феномен образования в истории социальных идей, социокультурном пространстве и философской рефлексии, Философия образования как социальный феномен и научное направление в условиях глобализации, Образование и педагогика: источники совершенствования методологической культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Наука и проблемы социального прогресса
    Кредитов: 5

    Формирование у докторантов представления о фундаментальных открытиях в общественных науках, а также о развитии прикладной науки и разработке проектов решения проблем и их реализации. Кроме того необходимо освоить методологические и методические аспекты исследования науки и социального прогресса. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - изучить современные проблемы общества и перспективы его развития с учетом анализа философских и научных концепций исторического процесса и социального прогресса. - глубоко владеть философией истории и социальной философией для постижения законов развития и изменения общества, обосновывать и объяснять прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории. - реконструировать сущность социального прогресса, его критерии, противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями. - упорядочивать знание духовного, творческого и интеллектального как приоритет антропологического и социального, и понимание интеллектуального и духовного как фактора социальной реальности и развития общества. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий теоретико-методологические основания исследования феномена «социального прогресса». В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены современные проблемы общества и перспективы его развития с точки зрения философских и научных концепций исторического процесса и социального прогресса. Также обосновывать и объяснять прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории, постигая законы развития и изменения общества. В процессе изучения дисциплины будет изучена сущность социального прогресса и его основные критерии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Духовность и научная рациональность в философии исламского Востока
    Кредитов: 5

    Целью курса является формирование систематизированного знания о рациональности в исламской философии, ее идеях и тенденциях. Это позволит произвести современное прочтение исламской философии, изучить ее теоретические истоки и мировоззренческие основания, основные положения; осмысление вклада в мировую философию и видение новых перспектив развития. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - вести дискуссии, слышать оппонентов, владеть содержательным материалом и уметь представлять его аудитории. Формировать культуру философского общения посредством анализа и обобщения разных точек зрения и теоретических позиций с использованием первоисточников и обращения к библиографической литературе. - формировать навыки ученого, способного быть лидером в интеллектуальной среде, увлекать своими идеями других, овладевать риторическими способностями и уметь работать в коллективе ученых. - применять полученные знания на практике, осуществлять аналитику философских текстов, информировать общественность о новых философских изысканиях и идеях, быть ответственным за свою работу, ее качество и организацию, быть дисциплинированным, адаптивным и мобильным. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий знание основных положений и идей исламской философии и умение включать их в контекст мировой философии, современных проблем мирового развития, диалога Востока и Запада. При изучении курса будет особое внимание уделено изучению первоисточников и содержанию текстов выдающихся представителей духовной и научной рациональности исламской философии, основные понятия и категории философии мыслителей, их современную интерпретацию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Метаэтика
    Кредитов: 5

    Целью курса является изучение метаэтики как раздела этической теории, посвященного методологическим и логическим проблемам научного познания морали. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - оценивать содержание и особенности метаэтики как раздела этической теории, посвященного методологическим и логическим проблемам научного познания морали, установлению критерия обоснованности принципов и аксиоматики этическим систем, анализу понятийного аппарата этики, способам концептуализации морали; - анализировать социальные ситуации, явления и процессы с позиции определения логико-теоретических оснований и методологии социально-философского исследования; - демонстрировать способность научного критического осмысления познавательных, социальных и политических процессов в рамках методологии мир-системного анализа, способность стратегического планирования с использованием структурно-функциональной методологии для решения задач социальной практики; - распознаваться организацию и дифференцировать структуру социально-философского знания посредством выявления различных компонентов и отношения между ними, а также посредством распознавания закономерностей и скрытых смыслов знания. Содержание курса направлено на изучение проблем метаэтики в контексте современной философии; определение логических, теоретических и методологических оснований исследования этики; анализ понятийного аппарата этики. Курс включает следующие темы: метаэтика как теоретико-ориентированная отрасль исследований этического знания, проблемы метаэтики в аналитической традиции, методологическая установка метаэтических исследований, анализ этических проблем в область языка и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Социально-философские основания феномена идентичности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализ феномена идентичности как важнейшего культурного фактора социального развития. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - использовать методологию анализа процессов «овладения» идентичностью и самого феномена идентичности на всех уровнях; - получить целостное представление об информационно-коммуникативных, культурных, идеологических, духовных, социальных влияний на обретение и развитие идентичности, в том числе в казахстанском обществе; - уметь делать квалифицированные заключения по сложным проблемам в специальных областях, часто в условиях отсутствия полных данных, уметь доходчиво излагать свои идеи и заключения, как для специалистов, так и для неспециалистов; - демонстрировать навыки планирования, координирования и реализации процессов научных исследований, критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей в сфере социального анализа проблем идентичности. Курс предполагает анализ феномена идентичности как важнейшего культурного фактора социального развития, основными задачами курса является изучение проблем идентичности в современной философии, оценка воздействию глобализации на развитие и сохранение идентичности, актуализацию культурного наследия и выхода из глобального кризиса современности. Дисциплина включает анализ процессов формирования национальной, политической, личностной форм идентичности, значения идентификационных процессов в контексте глобализационных тенденций современности, также особое внимание уделяется методологическим аспектам исследования проблем идентичности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Городской социум: культур-философский анализ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализ и философская оценке современных концепций города как культурно-исторического феномена. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обобщать особенности развития основных теорий философии города в контексте современной постмодернисткой философии, представлять городской социум как специфический объект социально-философского анализа; - использовать необходимые методы философского исследования и преимущества междисциплинарных стратегий исследования, уметь осуществлять самостоятельное научное исследование и быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений; - применять навыки критического осмысления познавательных, социальных и политических процессов в системе «Мир-человек», самостоятельного анализа научных и философских текстов; - владеть технологиями экспериментальной научной деятельности, методами организации фундаментальных и прикладных социально-гуманитарных исследований, приемами и методами критического осмысления социальной реальности В задачи курса входит формирование системного видения города как формы социокультурного бытия человека, анализ проблемы города в истории философии, раскрытие процессов урбанизации в мире и в Казахстане. Курс дает представление о развитии основных теорий философии города в контексте современной постмодернисткой философии. Представляет городской социум как специфический объект социально-философского анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Духовность и интеллект в социально-философском анализе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализ духовности и ментальности в качестве основополагающего начала человека и его сущности, представление духовности в виде многогранного феномен с точки зрения социально-философского анализа. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - интерпретировать сущность духовных связей в обществе в историческом, макросоциальном, личностном измерении; определение духовности и ментальности в качестве культурного, социального, философского контекстов казахстанского обществ; - оценивать состояние интеллектуального и духовного как фактора социальной реальности и развития общества и быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений; - критически осмысливать познавательные, социальные и политические процессы в системе «Мир-человек», самостоятельно анализировать научные и философские тексты; - реконструировать теретические и методологические принципы, раскрывающие роль духовных связей в культуре и обществе, философский дискурс в казахстанской духовности и культуре. Дисциплина знакомит докторантов с духовной сопричастности человека и социального мира. Основными задачами курса являются выявления духовность в качестве основы человека, объясняющей его природу и бытие, социальность; установление определяющая роль духовности по отношению к социуму и его развитию; определение значения духовности для всей человеческой жизнедеятельности в ментальном, личностно-индивидуальном и социальном планах. Курс включает следующие темы: духовное, творческое и интеллектуальное как приоритет антропологического и социального. Интеллектуальное и духовное как фактор социальной реальности и развития общества. Роль духовных связей в культуре и обществе. Философский дискурс в казахстанской духовности и культуре. Идентификация, культурное и социальное как форма духовности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Инновации и инновационная деятельность как социально-философский феномен
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - выявление системного, многоуровневого, глобального, привилегированного характера инновационных процессов, инновационной науки, инновационного образования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - интерпретировать основное теоретическое содержание проблем инновационной сферы и инновационной деятельности, в том числе в структуре университетского образования, основные концепции исследования феномена инноваций в сфере науки и образования, междисциплинарные подходы и методологические установки в данной сфере исследований, иметь представление о процессах инновационного развития и социальных инновациях в Республике Казахстан; - аналитически и критически анализировать основные концепции и подходы в сфере анализа проблем инновационного развития в современном обществе; использовать современные социальные и философские методы анализа инновационных проблем, процессов и явлений в социальной сфере и сфере образования; - оценки и сравнения инновационных процессов в Республике Казахстан и других регионах, выявления воздействия инноваций на процессы экономического, социального развития, модернизации общества, а также реформирования в сфере образования; - демонстрировать детальное понимание методов, применяемых для научных исследований и изысканий, понимание современных тенденций, направлений и закономерностей развития отечественной философской науки в условиях глобализации и интернационализации, обладать пониманием духовной сопричастность человека и социального мира, экзистенциально-жизненного в духовном мире человека. Курс посвящен комплексному социально-философскому анализу специфики инновационных процессов и инновационной деятельности. Задачи курса: исследование и оценка развития современного инновационного университета, выявлению закономерностей становления инновационного образования в эпоху социокультурной модернизации общества. Курс включает следующие темы: Природа и специфика инновационной деятельности, Специфика субъекта инновационной деятельности, Особенности философского представления об инновационных явлениях в науке и философии ХХ в., Характеристики институционализации инноваций и инновационной деятельности, Приоритеты и преимущества инновационной деятельности и инновационного развития, Методы исследования инновационных процессов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исламская философия в фокусе современности: история, проблемы, преспективы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование у докторантов представления об исламской философии в современном мире. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - применять основные положения и идеи, содержащиеся в исламской философии, уметь включать их в контекст мировой философии, современных проблем мирового развития, диалога Востока и Запада. - использовать первоисточники и содержание текстов выдающихся представителей исламской философии, основные понятия и категории философии мыслителя, их современную интерпретацию. - самостоятельно работать и творчески подходить к выполнению самостоятельных заданий, планировать и организовывать научное исследование, его поисковую работу, создавать его библиографическую базу. Дисциплина представляет собой систематизированное знание об исламской философии, ее идеях и тенденциях, вкладе в мировую философию. Данный курс представляет собой современное прочтение исламской философии, ее теоретических истоков и мировоззренческого основания, основных положений; осмысление вклада в мировую философию и видение новых перспектив развития. При изучении курса будет обращено внимание на первоисточники и тексты представителей исламской философии, а также на диалог Востока и Запада.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Концепция постиндустриального общества
    Кредитов: 5

    Формирование у докторантов знания закономерностей становления и развития постиндустриального общества, свойств и особенностей данных процессов, знакомство с основами современных теорий постиндустриального общества; особенностями постиндустриального общества как этапа общественного развития; междисциплинарным анализом социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - овладеть терминологией, связанной с теоретическими и прикладными аспектами теории постиндустриального общества; - показать глубокие познания об особенностях постиндустриального общества в Казахстане; - применять усвоенный материал при рассмотрении концепций постиндустриального общества в современном мире; - осмысливать связь постиндустриального общества с другими общественными явлениями; - применять полученные знания в научно-исследовательской работе, при написании научных статей и аналитических материалов. Дисциплина представляет собой теоретический курс, который дает представление об основных положениях современных теорий постиндустриального общества; предпосылках и факторах формирования постиндустриального общества; основных закономерностях развития информационного общества; характерных черахт информационного общества, его связи с предшествующими типами обществ; возможностях информационно-коммуникационных технологий для личностного развития и профессиональной деятельности. Предполагается при изучении курса обратить внимание на анализ классификации постиндустриального общества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы и вызовы постсовременного общества
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - рассмотрение актуальных проблем философии постмодернизма и выявление возможных путей анализа современной духовной ситуации. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - определять содержание и специфику основных направлений постсовременной философии, принципы исследования культуры и философии постмодерна, его влияние на современные гуманитарные науки; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи в области современной философии - на высоком научно-педагогическом уровне обобщать и систематизировать научную информацию, иметь навыки использования теоретико-методологических принципов, понятийного аппарата актуальных философских направлений в рамках современных научных парадигм; - демонстрировать навыки применения методов социогуманитаристики с использованием преимуществ междисциплинарной методологии при анализе проблем современной философии и культуры и проведении теоретических и экспериментальных научных исследований. Основной задачей курса является изучение проблем и тенденции развития постсовременной философии, которые неоднозначно оцениваются в научной и философской литературе конца ХХ – начала ХХI века. В курсе рассматриваются социально-культурные и теоретические «условия постмодерна» в ХХ в. Приводятся определения и толкования этого феномена, данные наиболее авторитетными постмодернистами, история его становления. Раскрываются онтологические пространственно-временные трансформации домодернистской, модернистской и постмодернистской культуры. Проводится анализ влияния теоретического постмодернизма на современные социально-гуманитарные науки

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этика аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование знания и понимания методологических основ исламской философии и важнейших постулатов философии аль-Фараби, оказавших влияние на формирование отечественной и мировой философии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - систематизировать совокупное понимание всей системы исламских наук о философии, праве, красноречии и языке, полное и наиболее объективное представление об аутентичной исламской философии и философии аль-Фараби - объяснить основное философское содержание наследие аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; - обосновать роль этического учения аль-Фараби в формировании духовно-нравственных основ казахстанского общества; - провести социально-философский анализ феноменов национальной культуры; - проводить сопоставительно-сравнительный анализ философско-религиозных и философско-гуманистических концепций. В задачи курса входит углубленное изучение философского наследия аль-Фараби, рассмотрение его роли в развитии казахской и тюркской философии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: жизнь и творчество аль-Фараби, отношение аль-Фараби к религии, искусства аль-Фараби, социально-этические взгляды аль-Фараби, добродетельный город как модель Al-Farabi university Smart-city. Дисциплина обеспечивает знание и понимание основных тенденций исследования антропологических проблем в казахстанской философии и творчестве аль-Фараби, их обусловленность изменением роли и места современной философии в культуре.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Социально-гуманитарный дискурс в современной философии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование представлений о содержании социально-культурной проблематики в философии и общественной жизни Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья. Освоение методологических и методических аспектов исследования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обосновывать содержание социально-культурной проблематики в современной философии с учетом новейших открытий и теоретических достижений отечественной и зарубежной философской науки. - применять современные методы исследования социально-гуманитарной тематики в контексте глобальных социокультурных трансформаций. - интерпритировать процессы генезиса и формирования человека как индивидуальности и личности в условиях общественного развития в XXI веке. - овладеть способностью реконструкции конкретного понятия человека на основе освоенных в ходе изучения дисциплины современных вызовов, дискурсов и трендов социального развития. - применять методологический потенциал философии социально-гуманитарного познания. Дисциплина представляет собой теоретический курс по изучинию содержания социально-культурной проблематики в современной философии с учетом новейших открытий и теоретических достижений отечественной и зарубежной философской науки, а также процессов генезиса и формирования человека как индивидуальности и личности в условиях общественного развития в XXI веке. При изучении дисциплины особое внимание будетуделено освоению современных методов исследования социально-гуманитарной тематики в контексте глобальных социокультурных трансформаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Идея университета в философском дискурсе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - изучить сущность и природу феномена высшего образования, выявить его роль в формировании умственного, профессионального и нравственного облика человека. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обосновать основное теоретическое содержание проблем инновационной сферы и инновационной деятельности, в том числе в структуре университетского образования, основные концепции исследования феномена инноваций в сфере науки и образования; - аналитически и критически анализировать основные концепции и подходы в сфере анализа проблем инновационного развития в современном обществе; использовать современные социальные и философские методы анализа инновационных проблем, процессов и явлений в социальной сфере и сфере образования; - оценивать и сравнивать инновационные процессов в Республике Казахстан и других регионах, выявления воздействия инноваций на процессы экономического, социального развития, модернизации общества, а также реформирования в сфере образования; - выявление системного, многоуровневого, глобального, привилегированного характера инновационных процессов, инновационной науки, инновационного образования. Курс посвящен комплексному социально-философскому анализу специфики инновационных процессов и инновационной деятельности, исследованию и оценке развития современного инновационного университета, выявлению закономерностей становления инновационного образования в эпоху социокультурной модернизации общества. Задачами курса являются анализ университетского образования через призму истории философии, раскрытие модернистских и постмодернистских концепции в исследовании идеи университета. Курс включает следующие темы: Идея университета как элемент философского дискурса, Инновации и образование, Постмодернистская философия образования, Университетские ценности, Университеты и политика, Университеты и экономика и т.д.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины - формирование знаний о философии и методологии научного исследования, планировании и ведения результативной научной деятельности. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - использовать необходимые методы философского исследования и преимущества междисциплинарных стратегий исследования, осуществлять самостоятельное научное исследование и быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений; - осуществлять философский анализ научной проблемы; - трансформировать полученное философское знание на теоретическую базу решений научных проблем; - применять концептуальный и методический аппарат философии при реализации различного уровня творческих идей - осуществлять дальнейшие теоретические и/или прикладные научные исследования и разработки на высоком уровне, внося значительный вклад в создание новых идей, подходов и методов. Дисциплина «Методы научных исследований» является обязательным компонентом образовательной программы подготовки докторантов PhD по специальности «Философия». Курс призван способствовать освоению путей и методов ведения научных исследований. Последовательное использование методологии научного исследования способствует всестороннему повышению уровня научных изысканий будущего ученого-философа. Курс включает следующие темы: Методология научных исследований, Методология науки в философии ХХ века, Научное знание и научно-исследовательская деятельность, Планирование и организация научно-исследовательской деятельности, Аппарат научного исследования, Ступени научных исследований, Специфика экпериментальных и теоретических методов исследований, Научная теория, гипотеза, проблема, Творческие и научные открытия, Философия интеллектуальной собственности, Этика науки и ответственность ученого в рамках научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON2

    делать научные обобщения и генерировать новые идеи на основе интерпретации и творческого использования в профессиональной деятельности углубленных знаний в области философии и методологии научного исследования;

  • Код ON4

    оценивать сложные проблемы в соответствующих отраслях науки и техники, прогнозировать результаты инновационной деятельности, направленной на осуществление широкомасштабных изменений в профессиональной и социальной сфере;

  • Код ON10

    осуществлять руководство научным коллективом, осуществлять межличностную и межкультурной коммуникацию, взаимодействовать в команде, быть инициативным и ответственным в профессиональной деятельности, использовать профессиональные знания для совершенствования образовательного процесса.

  • Код ON1

    интерпретировать и экстраполировать системное понимание современных тенденций, направлений и закономерностей развития, а также достижений мировой и отечественной философии в условиях глобализации и интернационализации;

  • Код ON3

    осуществлять самостоятельные теоретические и/или прикладные научные исследования и разработки на высоком уровне, внося значительный вклад в создание новых идей, подходов и методов, быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений;

  • Код ON9

    инициировать обсуждение актуальных проблем в своей области исследования с равными по статусу и широким научным сообществом и обществом;

  • Код ON7

    создавать и интерпретировать новые знания путем проведения качественного оригинального научного исследования, которое соответствует требованиям экспертной оценки в данной области научных знаний (peer-review), вносит вклад в развитие научной отрасли и заслуживает опубликования в научных изданиях;

  • Код ON5

    критически анализировать, оценивать, синтезировать новые и сложные идеи с использованием новейших методов философского исследования и преимуществ междисциплинарных стратегий исследования;

  • Код ON6

    планировать, координировать и реализовывать процесс качественных и результативных научных исследований на основе владения технологиями экспериментальной научной деятельности и методами организации фундаментальных и прикладных социально-гуманитарных исследований;

  • Код ON8

    применять в профессиональной деятельности теоретические и методологические принципы, раскрывающие роль духовных связей в культуре и обществе и системного понимания духовной сопричастность человека и социального мира, философского дискурса в казахстанской духовности и культуре;

  • Код ON12

    осуществлять управление проектами, способствующими созданию новых знаний и их практическому применению на основе инновационных технологий по актуальным направлениям соответствующей отрасли науки.

  • Код ON11

    решать профессиональные задачи, демонстрировать навыки управленческой деятельности и организационного поведения в профессиональной сфере на основе понимания принципов системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

Top