Действующая образовательная программа

8D11401 Социальная работа в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов высокого уровня, способных к самостоятельной научно-исследовательской и профессиональной деятельности в области социальной работы; умело систематизирующие и интерпретирующие междисциплинарные теории и концепции новейших направлений психологии, социологии, права, медицины, педагогики с целью дальнейшего применения этих знаний при написании диссертационного исследования и в социальной и клинической практике; осуществляющие самостоятельные научные исследования с применением метода моделирования социальной действительности и проектирования новых направлений социальной работы; давать оценку конкретной социальной ситуации и определять значимость результатов научной деятельности ученых, и их профессиональных групп, активно представлять собственное научное мнение на научных дискуссиях и аргументированно его отстаивать в рамках научного языка профессиональных сообществ.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D142 Социальная работа
  • Область образования 8D11 Услуги
  • Направление подготовки 8D114 Социальная работа
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины сформировать ключевые компетенции в написании научно-исследовательских работ и академических текстов. Учебный курс формирует культуру критического мышления, креативный подход к анализу текстовой информации, соблюдение этики профессионального сообщества при проведении научных исследовании. Дисциплина направлена на профессиональную деятельность, связанную с поиском информации в научных базах данных, творческую работу с научными текстами.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Социальная работа превенции здоровья
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - эффективно организовать социальную работу с целью сохранения функционального состояния социального объекта и предотвращения возможных негативных физических, психологических или социокультурных процессов в его жизнедеятельности; - реализовать превентивные меры, предупреждающие заболеваний, обеспечения эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращения к трудовой деятельности; - интерпретировать содержание деятельности государственных организации, занимающихся реализацией государственной социальной защиты жизни и здоровья населения; - оценить деятельность медико-психологических и социальных услуг населению, психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров, кабинетов коррекции, ориентированных на медикосоциальную реабилитацию. - формулировать деятельность социальной службы по охране материнства и детства в соответствии с требованием новых экономических условий; - разработать нормативные социальные показатели, комплексные и целевые программы для удовлетворения потребностей населения. Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - эффективно организовать социальную работу с целью сохранения функционального состояния социального объекта и предотвращения возможных негативных физических, психологических или социокультурных процессов в его жизнедеятельности; - реализовать превентивные меры, предупреждающие заболеваний, обеспечения эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращения к трудовой деятельности; - интерпретировать содержание деятельности государственных организации, занимающихся реализацией государственной социальной защиты жизни и здоровья населения; - оценить деятельность медико-психологических и социальных услуг населению, психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров, кабинетов коррекции, ориентированных на медикосоциальную реабилитацию. - формулировать деятельность социальной службы по охране материнства и детства в соответствии с требованием новых экономических условий; - разработать нормативные социальные показатели, комплексные и целевые программы для удовлетворения потребностей населения. Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - эффективно организовать социальную работу с целью сохранения функционального состояния социального объекта и предотвращения возможных негативных физических, психологических или социокультурных процессов в его жизнедеятельности; - реализовать превентивные меры, предупреждающие заболеваний, обеспечения эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращения к трудовой деятельности; - интерпретировать содержание деятельности государственных организации, занимающихся реализацией государственной социальной защиты жизни и здоровья населения; - оценить деятельность медико-психологических и социальных услуг населению, психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров, кабинетов коррекции, ориентированных на медикосоциальную реабилитацию. - формулировать деятельность социальной службы по охране материнства и детства в соответствии с требованием новых экономических условий; - разработать нормативные социальные показатели, комплексные и целевые программы для удовлетворения потребностей населения. Дисциплина «Социальная работа превенции здоровья» направлена на формирование у докторантов способности к созданию нормальной условий для социализации групп риска на основе принципов законности и морали, и здоровой образ жизни. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Социальная профилактика. Деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения. - Уровни социальной профилактики, их ценность. - Социальная значимость и ценность здоровья. - Особенности медико-психологических и социальных услуг населению. - Гарантированные государством медицинские услуги. - Репродуктивное здоровье. Планирование семьи. - Социальная защита детства. Профилактика сиротства и снижения рисков для здоровья. - Лечения и реабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Дети и подростки как жертвы насилия в обществе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - провести исследование различным формам насилия детей и подростков в современном обществе, установить масштабы, причины, факторы их распространения и современные методы выявления их истоки возникновения, и формы предотвращения. - интерпретировать концептуальную, междисциплинарную основу изучения насилия детей и подростков в обществе; - объяснить особенности социализации детей и подростков, испытавших насилия в социально неблагополучных, а также среди различных социальных, этнических, экономических и возрастных групп общества; - дать типологию различных типов и форм насилия в обществе по различным обоснованиям; - анализировать проблему распространения жестокости в обществе и предложить профилактических мер, способствующих предотвращению насилия; - предложить эффективные меры и разрабатывать социальные программы, направленные на решение проблем неблагополучных семей в обществе. Дисциплина «Дети и подростки как жертвы насилия в обществе» направлена на формирование у докторантов способности к самостоятельному анализу и пониманию особенности социализации детей и подростков, принадлежащих к различным социальным группам общества. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - Виды насилия детей и подростков в обществе. - Социально-психологические особенности детей, пострадавших от насилия. - Социальные последствия жестокого обращения с детьми. - Различные заболевания как следствие жестокого обращения. - Особенности социализации детей, испытавших насилия. - Масштабы распространения проблемы жестокого обращения. - Профилактические меры, способствующие предотвращению распространения насилия в обществе. Государственные программы, направленные на решение социальных проблем неблагополучных семей в обществе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины сформировать целостное представление о профессиональных возможностях исследовательских методов социальной работы. Учебный курс формирует профессиональные компетенции отбора, модификации, разработки новых методов и критической оценки эффективности их применения в практике социальной работы. Дисциплина направлена на изучение методов аналитической, прогнозной, мониторинговой, работы с учетом международного и регионального контекста социальной работы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Реабилитация злоупотреблений и ментальных заболеваний
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - развивать способности к самостоятельному анализу ментального здоровья отдельных категории социально-уязвимых групп, провести исследование процессу их социализации. - трактовать концептуальные аспекты теоретических и эмпирических исследований ментальных заболеваний в социальной работе; - сформулировать специфику социальной интеграции людей с нарушениями умственного и психического развития; - критически анализировать особенности социализации людей с ментальными заболеваниями, и основные направления их социальной реабилитации; - диагностировать социальную ситуацию людей с ментальными заболеваниями, делать экспертное заключение; - провести исследование для выявления существующих социально-психологических проблем у клиентов с ментальной инвалидностью, и презентовать результаты для обсуждения. Дисциплина «Реабилитация злоупотреблений и ментальных заболеваний» направлена на формирование у докторантов углубленного представления о междисциплинарных технологиях, применяемых социально уязвимым группам, и в целом совершенствование у них профессиональных навыков для социальной работы с людьми с нарушениями умственного и психического развития. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - «Ментальная инвалидность». Нарушение умственного и психического развития. - Социальная интеграция, виды, особенность современного подхода. - Формы и методы медико-психологической помощи - Потребность в нормальной жизни: реализации права на образование, реабилитацию, отдых, занятость. Реабилитационные услуги. - Программа для взрослых с ментальной инвалидностью. Реабилитационные программы. - «Умственная отсталость» и «шизофрения». - Риск злоупотреблений. Инклюзивное образование.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Некоммерческий сектор в Казахстане: становление, структура и регулирование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - формировать умений и навыков, развитие способностей, которые позволяют освойть на профессиональном уровне в предметной области некоммерческого сектора механизмы осуществления благотворительных, культурно-образовательных, социально-экономических, политико-правовых, научных и управленческих вопросов. - оценить основные механизмы взаимодействия государства, бизнеса и НПО в современных условиях; - трактовать концептуальные основы и модели партнерского взаимодействия некоммерческого сектора с государством и бизнес структурами; - интерпретировать деятельность неправительственных организаций в Казахстане, их роль в формировании гражданского общества; - презентовать основные направления и перспективу сотрудничества гражданского общества с правительством; - предложить форму осуществления действенного гражданского контроля над властью. Дисциплина «Некоммерческий сектор в Казахстане: становление, структура и регулирование» направлена на формирование у докторантов способности к профессиональному использованию современных методов и технологий для эффективной коммуникаций с третьим сектором. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: . - Особенность взаимодействия государства, бизнеса и НПО в современных условиях. Становление партнерской модели взаимодействия между тремя секторами. - Основные этапы формирования неправительственного сектора в Казахстане. Первый этап (1980-1993), второй (1994-1997), третий (1998-2002), четвертый этап (с 2003 до настоящего времени). - Особенность взаимодействия НПО с другими секторами общества. - Типы взаимодействия: «модель игнорирования», «борьба с противником», «патерналистская модель» и «партнерская модель». - Гражданские форумы Казахстана - платформа диалога и форма взаимодействия гражданского общества с правительством. - Институт общественной экспертизы и мониторинга. Организация действенного гражданского контроля над властью.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Изучение семьи и интервенция
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - систематизировать представление о современной семье, о ее жизнедеятельности, об основных моделях работы с ней и о специфике работы с различными категориями клиентов, а также содержании комплексно применяемой интервенции. - описать глубинные причины нарушений жизнедеятельности семьи и влияние глобализации на жизнь современных семей; - объяснить специфику работы с различными категориями клиентов и сущность применяемых социальных технологии и методов интервенции; - перечислить методы и средства комплексной терапии при лечении нарушений в поведении членов семьи; - использовать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями; - применить эффективную форму семейной интервенции и изменение условий семейного окружения Дисциплина «Изучение семьи и интервенция» направлена на формирование у докторантов способности к оценке уровня семейного благополучия, и основных факторов влияющих на жизнь современной семьи. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. - Активизация воспитательных возможностей семьи и повышение ее психолого-педагогической культуры. - Основные методы выявления и коррекции семейного неблагополучия. - Метод ретроспективного анализа биографий. - Современная семья: ее уклад, функции, структура, динамика развития, воспитательный потенциал. - Место семейного консультирования в системе форм и методов социально- психологической помощи. - Основные принципы и функции семейного консультирования. - Семейная интервенция, основные подходы. - Семейная интервенция и изменение условий семейного окружения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Анализ политики социального благосостояния
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - интерпретировать об особенностях институционализации социальной политики благосостояния в различных странах мира, об специфических индикаторах и показателях измерения благополучия населения; - оценить политику социальной защиты и обеспечения благосостояния населения в развитых стран мира; - объяснить основные подходы, концепции, известных ученых, анализирующих политику благосостояния населения различных государств; - анализировать основные положения социальной политики благосостояния современного Казахстана, и его перспективные направления; - использовать традиционные и инновационные методы измерения благосостояния населения; - провести мониторинг благополучия населения и осуществить количественную и качественную оценку политики благосостояния государства. Дисциплина «Анализ политики социального благосостояния» направлена на формирование у докторантов способности к критической оценке политику благосостояния государств, отражающих уровень и качество жизни населения. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Политика социального благосостояния, основные направления. - Модели социального благосостояния, виды, особенности. - Политика социального благосостояния как основа формирования модели социальной защиты населения. - Институционализация социальной защиты населения в условиях современного казахстанского общества. - Теоретико-методологические направления, лежащие в основе системы институционализации социальной защиты населения. - Изменения ценностно-нормативной системы современного общества как основа становления института социальной защиты.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Кризисные концепции в практике социальной работы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - анализировать различные виды кризисов в обществе, существующие кризисные концепции, а также формы и модели интервенции, применяемые в практике социальной работы. - интерпретировать концептуальную основу и приоритетные направления использования кризисных концепции в практике социальной работы; - объяснить сущность различных моделей социальной интервенции, применяемые в практике социальной работы ; - анализировать различные виды кризисов, критических ситуации личности и социальных групп, дать профессиональную оценку их социальному поведению; - оценить роль и значение различных форм коммуникационных стратегии в кризисных ситуациях и конфликтов; - разработать эффективный план социального вмешательства для решения кризисных ситуации Дисциплина «Кризисные концепции в практике социальной работы» направлена на формирование у докторантов способности к изучению влияния социально-экономических, политических и психологичеких факторов на состояние личности и социума. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Психологические особенности кризисных ситуаций, их виды. - Психологические особенности восприятия информации в кризисных условиях. - Кризисная концепция как специальная концепция теории социальной работы. - Коммуникационные стратегии в кризисных ситуациях. - Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса. - Социально-психологическая помощь семье в кризисной ситуации. - Кризисинтервентная модель практики социальной работы. - Психосоциальная оценка кризиса: логотерапевтический контекст. Разработка и реализация плана вмешательства: логотерапевтический контекст.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Бедность, бездомность и маргинальные группы
    Кредитов: 5

    Дисциплина «Бедность, бездомность и маргинальные группы » направлена на формирование у докторантов профессиональной способности к изучению социальной структуры общества, влияющие на духовное и материальное состояния населения При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Основные теоретико-методологические подходы, ключевые понятия бедности и маргинализации. - Концепции определения бедности. Причины бездомности, классификация. - Маргинализация как состояние духовного кризиса - Мониторинг бедности населения в Казахстане как основной инструмент выявления и анализа благосостояния населения. - Социальные последствия бездомности:социальные, культурные, экономические аспекты - Типология бездомности и отчуждения от дома. - Маргинализация как социальная характеристика современного общества. - Бездомные как представители маринальных групп общества

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология научного исследования в социальной работе
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать концептуальной, мировоззренческой компетентности, методологической и научной культуры в области организации и проведения научных исследований. - систематизировать основное содержание научных исследований в социальной работе, теории, концепции, парадигмы и научных школ социальной работы; - сформулировать методологические основы познания социальной реальности в контексте проблем, составляющих содержание социальной работы; - классифицировать методологические подходы по междисциплинарным основаниям, типологизация проводимых исследований по типтам решаемых задач; - трактовать закономерности, тенденции, и перспективы развития современной социальной науки и сущность ключевых методологии используемых в нем. - оценить перспективные направления и актуальные сферы исследований в контексте глобализационных изменений Дисциплина «Методология научного исследования в социальной работе» направлена, на углубление фундаментальных концепций познания социальных явлений и процессов, формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: - Междисциплинарный характер основных концепции и парадигм социальной работы. - Социальные явления, процессы, их признаки, параметры. - Применяемые методы, их субординация и координация. - Последовательность и техника обобщения результатов исследования. - Состав, роль и место исследователей в процессе реализации творческого замысла

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON3

    Проводить мастер классы, тренинги, самостоятельное исследование социальных проблем с проекцией на перспективные новые направления социальной политики, применить приемы и методы социальной и психологической терапии при реабилитации социально уязвимых групп общества.

  • Код ON2

    Генерировать современные модели социальной защиты, кризисной интервенции, реабилитации, предлагать гибкие технологий, ситуационные методы решения социальных проблем на основе самостоятельного оригинального подхода.

  • Код ON4

    Выстраивать исследовательский процесс по актуальной проблеме слабозащищенных групп общества; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты теоретического и эмпирического характера для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах международных базах данных Thomson-Reuters или Scopus, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях.

  • Код ON9

    Осуществлять научные эксперименты на базе социальных исследований для изучения природу злоупотреблений и ментальных заболеваний, правильно интерпретировать и анализировать их результаты.

  • Код ON12

    Разрабатывать концепцию социальной солидарности, осуществлять социальную коммуникацию, основанную на личностные и институциональные доверия граждан

  • Код ON1

    Применять теоретико-методологическое положение новых направлений научных школ социальной работы при преподавании (актуальных междисциплинарных направлений, новых подходов, тенденций и трендов), и принципы социального партнерства в сфере секторального взаимодействия и социального управления.

  • Код ON10

    Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью полного описания и анализа конкретных социальных проблем малообеспеченных групп в региональном и глобальном контексте.

  • Код ON7

    Оценить научный потенциал междисциплинарных методик, применяемых в социальных исследованиях и в клинической практике для профилактики и предотвращения маргинализации населения и социальной изоляции аутсайдеров.

  • Код ON6

    Презентовать результаты научного исследования превенции здоровья социально-демографических групп в рамках биопсихосоциодуховного подхода в виде социальных проектов, научных отчетов и социальных экспериментов.

  • Код ON8

    Формулировать основные критерии нравственного поведения, не допускающие жестокости и насилия в обществе, увязать их с целями социальных исследований и задачами социального обеспечения благополучия населения.

  • Код ON5

    Планировать и проводить научные семинары в организациях высшего образования с участием практиков социальной работы для профессионального обсуждения вопросы социальной поддержки, защиты, коррекции и реабилитации нуждающихся и реализация социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

  • Код ON11

    Быть готовым к социальному взаимодействию и сотрудничеству с НПО, формированию в качестве субъекта гражданской активности, к оценке модели социальной политики Казахстана.

Top