8D02304 Литературоведение в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, обладающего аналитическим и творческим мышлением, способного критически оценивать методологические принципы исследования художественного творчества, синтезировать новые подходы к изучению литературного наследия, решать широкий комплекс научных проблем литературоведения и фольклористики, представлять свое мнение по актуальным проблемам современной гуманитарной науки; работать в команде.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D058 Литература
-
Область образования 8D02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 8D023 Языки и литература
-
Психологическое литературоведение
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность понимать специфику изучения произведений литературы сквозь призму психологии личности автора. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных понятий и принципов психологического литературоведения; - применять методы и подходы психологического литературоведения при изучении художественного творчества, личности писателя; - осуществлять самостоятельные научные исследования различных типов текста сквозь призму их психологического содержания и влияния на сознание и внутренний мир читателя; - вырабатывать собственную стратегию изучения художественного творчества, психологии писателя, особенностей взаимодействия писателя и читателя, эмоционально-смысловых доминант литературных текстов; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно типологии текстов, методики исследования психологического литературоведения. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Природа художественного творчества. Психология писателя и читателя. Влияние научно-технического прогресса, глобализации и интеграции общества на психологию писателя и его творчество. Типология текстов. Эмоционально-смысловые доминанты литературных текстов и особенности их изучения. Принципы проведения психо-лингвистической экспертизы художественных произведений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Междисциплинарные исследования в литературоведении
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать у докторантов способность проводить изучение художественного творчества в свете междисциплинарных исследований. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных теорий и концепций, методологического аппарата современного литературоведения, его фундаментальных и прикладных проблем; - трактовать основные принципы и подходы социогуманитаных наук к исследованию явлений культуры и литературы; - применять междисциплинарный подход к изучению художественного творчества с учетом достижений современных социогуманитарных и естественных наук; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования творчества писателей, влияния научно-технического прогресса на технику анализа произведений литературы; - выдвигать гипотезы, аргументированно и последовательно представлять собственную точку зрения относительно интеграции наук, развития филологии в условиях глобализации, внедрения цифровых технологий на научных дискуссиях, конференциях. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного литературоведения. Проблема интеграции литературоведения с другими науками. Принципы и особенности применения подходов естественных и социогуманитaрных наук к исследованию художественного творчества. Комплексный и междисциплинарный подходы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Фольклорно-литературные конвергенции
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность описывать законы онтологических взаимоотношений литературы и фольклора, тенденции развития литературы и фольклора на современном этапе. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание проблемы преемственности художественных традиций, единства фольклора и литературы; - вырабатывать собственный подход к исследованию проблемы преемственности произведений литературы и фольклора; - анализировать особенности метода, стиля писателей, национальную специфику произведений литературы и фольклора; - применять комплексный подход к исследованию фольклорно-литературных взаимосвязей, специфики мифологического и поэтического мышления; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно закономерностей и перспектив развития литературы и фольклора, влияния произведений устного народного творчества на художественный мир, особенности мышления писателей. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Теоретико-методологическая основа понимания процессов конвергенции фольклора и литературы. Двусторонность проблемы фольклорно-литературных взаимосвязей. Историко-функциональный и сравнительно-исторический анализ литературных явлений и контактно-типологических отношений литературы и фольклора. Проблема фольклоризма литературных произведений. Влияние литературной поэтики на произведения устного народного творчества.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Массовая и Интернет-литература
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность описывать жанрово-стилистическое и художественное своеобразие произведений массовой и Интернет литературы. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание тенденций и закономерностей художественной литературы в контексте историко-культурного развития общества; - систематизировать и интерпретировать новейшие теории и концепции литературоведения с целью постижения природы художественного творчества; - применять междисциплинарный и комплексный подход к исследованию художественного творчества; разрабатывать стратегию изучения явлений литературы, мастерства и новаторства писателей; - осуществлять посредством инновационных технологий самостоятельные научные исследования произведений художественной литературы, влияния процессов глобализации на ее развитие; - критически анализировать, оценивать современное состояние художественного творчества, его место и значимость в системе культуры; синтезировать новые идеи относительно закономерностей и перспектив развития литературы. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного историко-культурного и литературного процессов. Предпосылки развития массовой, кибер литературы. Принципы исследования массовой, кибер литературы, их влияния на сознание современного читателя. Жанровый состав массовой и кибер литературы. Особенности структурной организации и содержания массовой и Интернет литературы. Перспективы развития Интернет литературы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Поэтика литературы модернизма и постмодернизма (НИИ)
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность определять и характеризовать типологические особенности литературы модернизма и постмодернизма. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание принципов изучения поэтики художественного текста; - систематизировать и интерпретировать новейшие теории исследования литературных фактов и явлений, направлений и течений культуры и литературы; - применять новейшие технологии изучения художественного творчества; вырабатывать собственное понимание и методику изучения структурных, жанровых, стилистических и языковых особенностей произведений литературы; - осуществлять самостоятельные научные исследования творчества писателей с точки зрения междисциплинарного, комплексного, сравнительно-типологического подходов; - синтезировать новые идеи относительно модернистких и постмодернистких тенденций в творчестве казахских писателей, перспектив развития казахской литературы. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Модернизм и постмодернизм как литературные направления, их особенности и различия. Основные творческие концепции и эстетика модернизма и постмодернизма. Жанрово-стилевых, сюжетно-композиционные и языковые особенности произведений писателей-модернистов и постмодернистов. Особенности проявления модернистских и постмодернистких тенденций в творчестве казахских писателей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Текстология казахских эпосов (НИИ)
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность анализировать отечественный и мировой опыт текстологического исследования эпических произведений. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных принципов текстологического анализа; специфики эпических произведений казахского фольклора; - трактовать основные принципы и подходы текстологии к изучению произведений устного народного творчества; - применять текстологический подход к изучению художественного творчества с учетом природы казахского эпоса; - осуществлять самостоятельные научные исследования методологических проблем фольклористики; эпических произведений фольклора; выявлять национальное своеобразие казахского эпоса; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования произведений фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Принципы текстологического анализа. Природа казахского эпоса. Национальное своеобразие и поэтика эпических произведений. Инновационные технологии текстологического анализа и экспертизы вариантов и версий казахских эпических текстов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Методика и методология преподавания литературы в вузе
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность применять традиционные и инновационные методы и приемы преподавания литературы и литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание истории, теории и практики преподавания литературы; основных принципов, приемов и технологий изучения литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях; - применять различные методы и приемы, в том числе компьютерные технологии, в процессе разработки и ведения различных видов занятий по литературе; - разрабатывать лекционные и практические занятия по литературе, представлять основное содержание лекций в форме презентации; - обсуждать и оценивать методику преподавания литературы, применяемую в современном образовательном процессе с равными по статусу специалистами, широким научным сообществом и обществом в целом; формулировать и обосновывать свою точку зрения относительно теорий и концепций, используемых в системе высшего образования; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики преподавания литературы и литературоведческих дисциплин с учетом профессиональной направленности и интересов аудитории. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Особенности образовательного процесса в вузе. Основные формы обучения в высших учебных заведениях. Место и роль литературоведческих дисциплин в образовательном процессе высших и средних учебных заведений. Традиционные и инновационные методы обучения. Психология и методика преподавания литературе. Основные технологии организации внеаудиторной работы. Организация самостоятельной работы докторантов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Школы и направления в литературоведении
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность применять теоретические знания в области методологии литературоведения в процессе исследования художественных произведений в контексте принципов и подходов основных направлений, научных школ, тенденций развития литературоведения. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание теорий и концепций литературоведения в контексте исторического развития социогуманитарной науки; - применять основные принципы и подходы академических школ отечественного и зарубежного литературоведения к изучению художественного творчества; - осуществлять самостоятельные научные исследования теоретических и методологических проблем литературоведения и фольклористики; - осуществлять эффективную коммуникацию по тематике литературоведения с равными по статусу специалистами, широким научным сообществом и обществом в целом; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики и принципов исследования произведений литературы и фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: История развития литературоведения. Академические школы литературоведения. Культурно-историческая школа. Психологическая школа. Социологическая школа. Текстологическая школа. Гуманистическое направление в литературоведении. Структурализм и постструктурализм. Деконструктивизм в литературоведении. Постмодернистское литературоведение. Методологические принципы литературоведения.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Текстология прозаических жанров фольклора (НИИ)
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать системное понимание методов исследования текстологии прозаических жанров фольклора. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание особенностей текстологического подхода к анализу прозаических жанров фольклора; определять принципы классификации прозаических жанров произведений устного народного творчества; - применять новейшие технологии изучения жанрового состава фольклорных произведений; - вырабатывать собственное понимание и методику изучения текстологии прозаических произведений фольклора; - осуществлять самостоятельные научные исследования прозаических жанров фольклора с точки зрения комплексного, сравнительно-типологического и текстологического подходов; - критически анализировать, оценивать место и роль фольклора в современном историко-культурном процессе, перспективы развития и особенности трансформации прозаических жанров фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Специфика произведений фольклора. Поэтические и прозаические жанры. Принципы классификации прозаических жанров казахского и мирового фольклора. Текстология сказок, преданий. Текстология и сюжетные особенности исторических и топонимических легенд, устных рассказов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Методы научных исследований
Кредитов: 3Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать и интерпретировать основные методы и приемы проведения научных исследований фундаментальных и прикладных проблем современной науки. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание тенденций развития современного научного знания, его перспектив и новаций; - применять достижения социогуманитарных и естественных наук в процессе исследования фундаментальных и прикладных проблем современной филологической науки; - осуществлять самостоятельные научные исследования с применением традиционных и инноваций методов, компьютерных технологий, достижений современной науки; - осуществлять эффективную коммуникацию перспективам развития современной науки с равными по статусу специалистами, широким научным сообществом и обществом в целом; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методов и принципов решения различных научных проблем, эффективной и продуктивной организации научных исследований.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Академическое письмо
Кредитов: 2Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать и интерпретировать принципы подготовки научных текстов с учетом их специфики и целевой направленности. - демонстрировать системное понимание специфики и принципов академического письма, его значения в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания и навыки по академическому письму в процессе проведения и изложения результатов научных исследований; - осуществлять самостоятельные научные исследования с изложением результатов и выводов в форме научных статей и монографий; - самостоятельно разрабатывать научных тексты различных жанров и публиковать в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно подготовки научных монографий, грамотного представления специалистам и широкой общественности результатов и выводов научных изысканий.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Концепты национальной литературы
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать художественный мир литературного произведения с позиций концептологии. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание национальных особенностей художественной литературы в контексте поликультурности современного мира; - трактовать основные подходы к пониманию природы концепта как социокультурного феномена и категории литературы; - систематизировать и интерпретировать новейшие теории концептологии; вырабатывать собственный подход к исследованию концептосферы произведений литературы и фольклора; - применять когнитивный подход к исследованию художественного творчества; разрабатывать стратегию изучения концептосферы казахских писателей; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно национального своеобразия художественного творчества, влияния культуры на систему философско-эстетических взглядов писателей, их концептосферу. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Основные подходы к изучению проблемы концепта в современной социогуманитарной науке. Национальная концептосфера как система ценностей и приоритетов. Литературоведческая концептология, понятия и структуры концептосферы национальной литературы. Синтеза духовности, менталитета и культуры нации в призме литературно-художественных опытов.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Код ON11
Презентовать итоги исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, курсов лекций, учебников и пособий с применением современных средств печати, редактирования и информационных ресурсов.
-
Код ON4
Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи, подходы к изучению литературного наследия писателей, произведений фольклора и искусства. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях литературы и фольклора. Проводить самостоятельные исследования фундаментальных и прикладных проблем литературоведения и фольклористики в контексте достижений современных наук.
-
Код ON9
Использовать концептуальный и методологический аппарат теории литературы и фольклористики для выполнения нестандартных задач различного уровня сложности. Применять современные информационные технологии для осуществления исследования и экспертизы художественного творчества.
-
Код ON2
Разрабатывать собственную стратегию исследования, интерпретации и экспертизы произведений художественного творчества в контексте тенденций развития современного историко-культурного и экономического процессов.
-
Код ON1
Демонстрировать системное понимание современных теорий, концепций, методологий литературоведения, фольклористики, освоение новейших технологий исследования художественного творчества, экспертизы произведений литературы. Понимать закономерности развития современного историко-культурного и литературного процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологию исследования и оценки литературного наследия писателей.
-
Код ON3
Владеть и свободно оперировать новейшими, цифровыми и Интернет технологиями исследования, экспертизы произведений художественного творчества.
-
Код ON8
Систематизировать, анализировать и синтезировать теоретические знания в области литературоведения и фольклористики, теории коммуникации.
-
Код ON5
Разрабатывать и осуществлять патентный поиск, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ. Разрабатывать научные и творческие проекты по коммерциализации произведений культуры, литературы и искусства.
-
Код ON6
Разрабатывать новые методологические подходы преподавания литературы в вузе, осуществляя их критический анализ и генерируя новые гипотезы. Использовать знания основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
-
Код ON10
Разрабатывать методику исследования художественных текстов, их оригинальных и переводных вариантов, принципы классификации литературных текстов и дискурсов, их применения в процессе осуществления профессиональной деятельности.
-
Код ON7
Самостоятельно выдвигать и решать научные проблемы, актуальные для современного литературоведения и фольклористики в парадигме достижений отечественной и мировой социогуманитарной науки. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями общества.
-
Код ON12
Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации. Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия. Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов. Осуществлять, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения и фольклористики, образования, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ.