Действующая образовательная программа

7M02306 Филология: русская филология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

  • Цель образовательной программы Подготовка компетентных, востребованных кадров в области филоло-гической науки, обладающих фундаментальной теоретико-методологиче-ской базой, владеющих навыками самостоятельной научно-исследова-тельской, научно-педагогической, ор ганизационно-управленческой дея-тельности с использованием современных информационных технологий.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Зарубежное теоретическое литературоведение

    Цель изучения курса – ознакомление с основными этапами и тенденциями зарубежного теоретического литературоведения. Курс знакомит магистрантов с академическими направлениями в литературоведении ХХ века, с сущностью и принципами психоаналитического литературоведения, структурализма, рецептивной эстетики, герменевтикой и др. Результатами обучения являются умения магистрантов владеть способами анализа и интерпретации художественного текста с точки зрения указанных направлений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина направлена на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Дисциплина знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Филологический анализ текста

    Дисциплина «Филологический анализ текста» способствует повышению общефилологической подготовки студентов и усилению ее профессиональной направленности. Особое внимание уделяется характеристике базовых принципов построения художественных текстов, формам интерпретации заложенных скрытых смыслов и оценке степени адекватности интерпретации, предложенной другой языковой личностью. Результатами обучения являются способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературный процесс ХХ века

    Курс рассматривает основные характеристики литературного процесса ХХ века, литературные течения, направления и школы, знакомит с советской официальной, запрещенной литературой, литературой русской эмиграции. Результатами обучения являются умения анализировать текст художественной литературы в контексте советской идеологии и современных научных подходов литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые направления литературоведения

    Цель курса – знакомство с новейшими направлениями литературоведческой науки, ее актуальными проблемами, а также формирование целостного представления о теоретическом литературоведении и ее историческом развитии. Результатами обучения является овладение традиционными и новыми методами анализа литературного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Отечественная литература и литературоведение

    Данный курс изучает предпосылки и факторы становления отечественного литературоведения, основные этапы его развития. Курс знакомит с истоками литературоведческой мысли в древние века (VI-XIV века), дает представление о начале казахского литературоведения в трудах Ш. Валиханова, Ы. Алтынсарина и Абая Кунанбаева, становлении профессионального казахского литературоведения (1900-1932 годы), о его развитии в советский период и в период Независимости Казахстана. Результатами обучения являются формирование представлений о научной парадигме отечественного литературоведения и умение использовать теоретические концепции выдающихся отечественных ученых в области литературоведения при анализе художественного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Антропоцентризм в языкознании

    Цель курса – сформировать научное представление о теоретических аспектах рассмотрения социально-коммуникативного взаимодействия речевых партнеров, структуре дискурса, становлении языковой личности, выявлении активных процессов в грамматике и рассмотрении тенденций и перспектив развития современной городской коммуникации. Результатами обучения являются умение выстраивать социально-коммуникативный дискурс, выявлять активные процессы в языке и формировать языковую личность, владение методами создания метаязыков.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философско-методологические проблемы языкознания

    Курс направлен на изучение истории развития языкознания как науки, влияние философских направлений и мировоззрений на теоретические концепции языка. Курс предполагает формирование представлений о методологии лингвистических исследований, развитие системных исследований в планировании и организации научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Целью дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверхбазовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика

    Цель курса – овладеть системой лингвистических знаний, включающих знание о закономерностях и принципах классификации, типологии лингвистической экспертизы текста. Курс знакомит с технологиями и методами осуществления экспертной деятельности, особенностями лингвистического исследования спорных текстов, вовлеченных в юридическую сферу, видами словарей, используемых при лингвистической экспертизе текста. Результатами обучения являются умение адекватно использовать разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации, овладение техникой юридического письма, правилами квалифицированной оценки юридического текста с использованием актуальных методов построения системы логической аргументации при характеристике субъектов права.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Художественный перевод и литературный процесс

    Курс направлен на изучение основных разделов современного переводоведения, моделей перевода и видов переводческих трансформаций, знакомит с особенностями переводов в странах Древнего Востока, в Средние века, Эпоху Возрождения и классицизма, Западной Европе XIX века, историей художественного перевода в России в контексте литературного процесса эпохи. Результатами обучения являются умение анализировать образцы художественных переводов (определять степень и уровень эквивалентности).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Дисциплина позволяет усваивать основные теории и концепции методики преподавания психологии управления в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности управления в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Педагогика высшей школы

    Цель: формирование основ профессионально-педагогической культуры магистрантов, освоение теоретических основ современной педагогической науки. Дисциплина направлена на раскрытие сущности Педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Дисциплина охватывает теоретические основы высшего образования, включая его историю, современные концепции и функции. Изучаются психолого-педагогические аспекты обучения, методы и технологии образовательного процесса, а также дидактические принципы и методы организации учебной деятельности. Особое внимание уделяется управлению образовательным процессом, научно-исследовательской деятельности и социально-педагогическим аспектам. Рассматриваются проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя, включая его педагогическое мастерство и самообразование. В процессе изучения дисциплины формируются компетенции направленные на освоение основных технологий, методов и форм организации обучения и воспитания, а также навыки применения эффективных моделей организации педагогического менеджмента в системе высшего образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Язык современной рекламы и СМИ

    Целью курса является формирование системы знаний в области изучения современных тенденций в развитии языка рекламы и массмедиа. Курс знакомит с авторскими речевыми стратегиями, языковыми и речевыми приемами, которые характерны для современных СМИ и рекламы. Курс дает представление о понятии массмедийной нормы, языка рекламы, понятии и типологии графической игры, прецедентных рекламных текстах. Результатами обучения являются способности создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и медиапродуктов в соответствии с нормами русского и иностранных языков, особенностями иных знаковых систем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Новые направления языкознания

    Целью курса является рассмотрение основных тенденций и принципов современной лингвистики, изучение новых лингвистических направлений, анализ проблем языкового многообразия, взаимодействия языка и культуры, а также участия языка в общественной жизни. В курсе анализируются истоки, перспективы и проблематика новых направлений в лингвистике, определяется роль цифровизации в развитии науки о языке. Результатом обучения является знание современных научных парадигм в лингвистике, а также владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Современная теория литературных жанров

    Цель курса – освоение знаний о классификации процессов обновления и видоизменения традиционных жанровых форм, значении русского формализма, систематизации категориального аппарата жанрологии, необходимости новой динамической концепции жанра и феноменологического угла зрения на природу жанровых процессов. Результатами обучения являются умения определять типы жанровых трансформаций, определять факторы активизации жанровых трансформаций, а также выявлять новые жанровые или внутривидовые образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы лексикографии

    Целью изучения учебной дисциплины является формирование системного знания о концепции социальности и системности языка как теоретической основы современной лексикологии. Курс знакомит с этапами развития лексикографии, функцией, основными принципами теории лексикографии, типами словарей. Результатами обучения являются умения работать с разными видами и типами словарей, использовать принципы лексикографии при описании и классификации словарного материала.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Массовая литература и дискурс

    Цель курса – знакомство с теорией и историей массовой литературы, различными подходами к изучению этого явления. Результатом является развитие навыков анализа текстов массовой литературы с использованием освоенных современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературоведческая компаративистика

    Цель курса – формирование системного знания об особенностях, задачах и методе литературоведческой компаративистики как особой дисциплины, механизмах взаимодействия и взаимовлияния разных национальных литератур. Результатами обучения являются умение сопоставлять литературные явления различных традиций, вычленять общие и специфические черты каждой литературы, анализировать литературное произведение в аспекте его национального своеобразия, связей с произведениями других национальных литератур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория и практика русского стихосложения

    Цель курса – изучение современных теорий, направлений, школ стиховедения, современных концепций, методов и методик стиховедения. Результатами обучения является овладение навыками самостоятельного стиховедческого анализа; формирование системного знания о стихе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философско- эстетические учения на рубеже ХХ-ХХI веков

    Цель курса – обосновать необходимость эстетики как типа философской рефлексии, раскрыть своеобразие и уникальность эстетического отношения к миру и в силу этого его ценность и значимость, формировать системные знания об особенностях, задачах и методе эстетики как науки в ее проекции на мировой литературный процесс. Результатами обучения являются умение анализировать литературный текст, привлекая для этого изученные философско-эстетические концепции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований

    Целью дисциплины является подготовка специалистов-филологов к самостоятельной научно-практической деятельности, что предполагает освоение основных принципов и методов научно-исследовательской работы, необходимые магистрантам при последующем выполнении магистерской диссертации. Курс предусматривает овладение навыками использования научного знания при определении целей исследования, поиск путей решения научных задач, оформления результатов исследования в соответствии с установленными требованиями. Результатами обучения являются умения собирать и структурировать научный материал, знания методов научного исследования и форм представления материала, способность прогнозировать результативность научного исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературное редактирование

    Целью изучения курса является освоение знаний о литературном редактировании как о редакторском анализе, оценке и совершенствовании литературной формы текста. Курс знакомит с основами микроредактирования, понятиями текстовой, фактической, логической, речевой ошибок. Результатами обучения являются способности выявления ошибок в тексте, редакторской правки и корректирования текстов любого жанра.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение

    Данный курс направлен на изучение межкультурной коммуникации как особом способе общения и истории ее развития. Курс знакомит с концептуальной и языковой картиной мира, языковой личностью и культурной идентичностью, межкультурной компетенцией, языковой и культурной картиной мира, особенностями коммуникативного поведения представителей разных лингвокультурных общностей. Результатами обучения являются способности определять и пользоваться разными способами общения, умения коммуницировать с представителями разных культур и общественных групп и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • анализировать основные мировоззренческие и методо-логические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности
  • владеть современными педагогическими технологиями и обладать коммуникативными способностями
  • владеть навыками работы с информацией, используя логические операции, самостоятельно анализировать, выбирать, перестраивать, хранить, преобразовывать и передавать информацию, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий
  • анализировать теоретические основы научных направлений и концепций русского языкознания и литературоведения и применять их в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической
  • демонстрировать ораторские, научные, деловые языковые навыки и нормы в разных отраслях профессиональной коммуникации и применение их при решении профессиональных задач и в научной полемике
  • знать этапы развития, жанровые, стилевые и эстетические особенности фольклора и научные основы литературоведения, современные литературные тенденции в Казахстане в контексте казахской и мировой культуры и уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической
  • анализировать литературно-критические труды, раскрывать образные, содержательные особенности произведений, используя современные принципы и методы анализа творчества писателей в художественных произведениях и уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической
  • осваивать новые технологии изучения языка и литературы; уметь использовать их в исследовательских работах и в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической
Top