6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы в Сырдарья
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособного учителя русского языка и литературы, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями рынка труда и Национальной системой квалификации.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Университет "Сырдария"
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
-
Введение в литературоведение
Кредитов: 4Основные литературоведческие понятия; специфика и принципы развития литературы как вида искусства; особенности литературной художественной образности; формирование базовых принципов интерпретации и анализа художественных текстов; терминологическая система литературоведения.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Пропедевтический курс русской литературы
Кредитов: 5Подготовка студентов к восприятию всех дисциплин литературоведческого цикла, устранение пробелов в знаниях обучающихся по всем разделам школьного курса русской литературы, а также формирование базовых подходов к интерпретации художественного текста.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Введение в языкознание
Кредитов: 4Предмет, задачи лингвистики; происхождение, сущность и функции языка; структура языка; язык как знаковая система; свойства языковых единиц разных уровней; представление о языках мира; особенности взаимодействия языковых единиц в языке и речи; терминологическая система лингвистики.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Деловое общение педагога
Кредитов: 6Сущность, содержание и формы делового общения педагога. Проблема формирования профессиональных речевых компетенций педагогических работников. Специфические требования к коммуникативной культуре педагога. Основные структурные блоки профессиональной речевой коммуникации. Этические и лингвистические нормы речевого этикета и стили педагогического общения. Создание, редактирование, реферирование учебных и методических текстов, документирование делового общения.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Фонетика современного русского языка
Кредитов: 4Соотношение фонетики и фонологии. Орфоэпия, графика и орфография как разделы лингвистики. Учение о фонеме и звуковой стороне речевой деятельности, соотношение между звуками и буквами. Основные принципы связи звучания, графики и орфографии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Фонетика и фонология
Кредитов: 4Основные разделы фонетики и предмет их изучения. Линейные и нелинейные фонетические единицы. Предмет фонологии, классификация звуков речи. Фонологическая парадигматика и фонологическая синтагматика современного русского языка. Фонологические позиции фонем русского языка на фоне других языков. Фонологические школы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Современная русская орфография и пунктуация
Кредитов: 6Принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка (пунктуация простого и сложного предложений, предложения с прямой речью); правописание частей речи; работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Культура речи
Кредитов: 5Соотношение понятий «национальный язык» и «литературный язык». Понятие о культуре речи, практические навыки использования функциональных стилей речи для эффективного достижения коммуникативных целей. Критерии качества речи, нормативная, коммуникативная и этическая стороны речевой культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Педагогика и методика воспитательной работы
Кредитов: 5Понятие о целях и задачах педагогики, ее категориях, структуре, основах методологии, этапах развития. Представление о целостном характере педагогического процесса, формах учебно-воспитательной работы, ее методах, приемах и средствах. Актуальные проблемы педагогики. Современные концепции воспитания РК, организации и проведения воспитательного процесса в классе и диагностика воспитательной работы.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Кредитов: 5Основы казахстанского права, законодательные акты РК в области образования. Историческое развитие понятия "коррупция". Идея нетерпимости к коррупции. Виды организационных основ противодействия коррупции в конкретной организации, органе, структуре. Антикоррупционная культура: понятие и структура. Формируется представление о сущности коррупции, ее содержании, целях, субъектах, формах и видах, сферах реализации, особенностях проявления во всех сферах жизни общества.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Спецсеминар по литературе
Кредитов: 5Научная и поисковая работа, работа с источниками. Основные методы и приемы литературоведческого анализа, терминологический аппарат. Формирование навыков научного исследования по литературе; учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы; работа с источниками. Основные принципы и правила библиографического описания. Навыки реферирования, рецензирования, аннотирования.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Психологические взгляды аль-Фараби и Абая
Кредитов: 5Психологические взгляды Аль-Фараби. Психологические уроки древнетюркских ученых. Психологические идеи тюркских ученых XI-XIV вв.Психологические соображения Аль-Фараби. Важнейшие проблемы "трактата о взглядах добрых горожан" (социальная психология)-это внимание Аль-Фараби к процессам познания, осмысление интеллектуального слова Абу Насра аль-Фараби. В произведениях поэта-мыслителя Абая соотношение общей психологии-души и тела, функции воспитания и образования на пути развития психологии человека, а также отдельные вопросы детской психологии и общественной психологии. Он учится понимать, что отношение Абая к проблемам психологии, прежде всего к поэзии и искусству, сформировано в соответствии с его представлением о том, что задача поэзии и искусства состоит в том, чтобы правдиво представлять жизнь человека, его настроения и поступки.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Физиологическое и психологическое развитие учащихся
Кредитов: 5Физиолого-психологические, анатомо-физиологические и психологические особенности детей и подростков, формирование личности на основе закономерностей, относящихся к сохранению и укреплению здоровья. Методы и способы организации работ по выявлению и развитию способностей учеников, формированию квалификации укрепления отношений между преподавателем и учеником, физического воспитания, трудового обучения.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
Кредитов: 5Одной из биологических наук является дисциплина " Экология и основы безопасности жизнедеятельности". Чтобы в полной мере освоить эту дисциплину, мы должны знать науку об экологии. Наука об экологии делится на три раздела: аутоэкология, демэкология, синэкология. Основы безопасности жизнедеятельности-отрасль науки, включающая методики и теории мероприятий по обеспечению безопасности, жизнеобеспечению и защите человечества от вредных факторов окружающей среды
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Организация предпринимательской деятельности
Кредитов: 5Организация предпринимательской деятельности: понятие, основные виды и организационные формы. Бизнес-планирование и риски в системе предпринимательской деятельности. Финансирование и кадровое обеспечение предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Коммерческая тайна и способы ее защиты. Культура и этика предпринимательства. Владеет анализом и оценкой эффективности предпринимательской деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Духовное возрождение и ценности вечной страны
Кредитов: 5Применяет сущность национальной идеи Республики Казахстан и системы духовных ценностей, достойных статуса независимого государства Казахстан, повышает образовательно-познавательный уровень обучающихся в рамках рухани жаңғыру, характеризует познавательный уровень об истории казахского народа и уважительном отношении к ним, развивает уважение к языку, истории, традициям, национальной культуре всех народов и национальностей, проживающих совместно.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Лексикология и фразеология современного русского языка
Кредитов: 3Лексический состав языка, системные отношения в лексике. Основные типы лексических значений слова. Фразеология как совокупность устойчивых лексических сочетаний, социолингвистическая и семантическая основы фразеологии. Функциональный и стилистический потенциал лексики и фразеологии, их устойчивость и изменчивость.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Русская литература доклассического периода
Кредитов: 4Особенности русской доклассической литературы как особого периода формирования идеологического, религиозно-философского, культурно-исторического, эстетического и этического сознания Древней Руси. Формирование системы исторических и эстетических взглядов как основание художественной концепции мира и человека, выработка поэтики и жанровая динамика.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Русское устное народное творчество
Кредитов: 3Русское устное народное творчество (фольклор) как наука. Разнообразие жанров устного народного творчества, их формирование, развитие, эволюция, поэтика. Изучение и издание фольклорных текстов. Роль фольклора в системе русской культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История русской литературы ΧΙ-ΧVΙΙΙ веков
Кредитов: 4Исторические условия формирования и периодизация литературы Древней Руси, ее система жанров и особенности художественного метода. Основные письменные памятники ДРЛ, процессы эволюции тематики и стилистики. Формирование новой русской литературы XVIII века: смена литературных форм, стилей, сюжетов, композиции, литературных направлений, литературного быта, литературных репутаций; рассмотрение творчества ведущих русских писателей XVIII в.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Фольклор народов Центральной Азии
Кредитов: 3Зарождение тюркского фольклора. Разнообразие фольклора, его жанры, сюжеты. Основные традиции: орхонские памятники, уйгурская, караханидская, чагатайская. Литература тимуридской Азии. Огузская литературная традиция. Влияния устного народного творчества на развитие национальных литератур. Духовное и воспитательное значение национального фольклора, его роль в сближении культурного наследия народов в современных условиях, проблемы духовного обновления общества.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Теория и практика ономастики
Кредитов: 3Актуальные проблемы современной ономастики. Развитие новых направлений ономастики, их взаимодействие с другими науками. Специфические свойства ономастической лексики, этимология и семантика собственных имен. Ономастическое пространство Казахстана и практическая деятельность в этой сфере.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Профессиональный казахский язык
Кредитов: 5Казахский язык в сопоставительно-аналитическом и дискурсном аспектах, основы профессии и специальности, культура деловых отношений. Устная и письменная формы речи казахского языка. Организация коммуникативной и профессиональной деятельности в разнообразной культурной среде.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Методика преподавания русского языка по обновленной программе
Кредитов: 5Современная система образования в Казахстане и языковая политика. Содержание, структура и принципы построения обновленных программ по русскому языку. Подходы к обучению русскому языку по обновленной программе: современные педагогические технологии, инновационные методы и приемы обучения, их соотношение с традиционной методологией. Изменение роли учителя и обучающихся в учебном процессе.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Инклюзивное образование
Кредитов: 3Инклюзивное образование как система, принципы системного подхода к инклюзивному образованию. Инновационные методы психологической и педагогической поддержки обучающихся и методы их воплощения.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Функциональная морфология
Кредитов: 4Особенности морфологической системы современного русского языка и функционально-коммуникативной грамматики. Соотношение морфологии , синтаксиса и функциональной грамматики. Функционально-семантические категории и их изучение. Основные аспекты морфологических парадигм частей речи.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Русский литературный процесс ΧIΧ века
Кредитов: 4Основные категории литературного процесса XIX века (художественные и авторские системы, литературная борьба и журналистика, массовая литература). Связь литературного процесса с общественно-политическими течениями XIX века. Демократизация литературы, процесс формирования и смены художественных методов, направлений и течений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Словообразование и морфология современного русского языка
Кредитов: 4Основные модели словообразовательной системы и типы образования слов в русском языке. Ведущая роль морфологического принципа русской орфографии. Грамматическое значение и грамматическая форма, способы их выражения в русском языке. Содержание понятия «грамматическая категория». Морфемный, словообразовательный и морфологический анализы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
История русской литературы ΧIΧ века
Кредитов: 4Развитие русской литературы ΧIΧ века с учетом современных теоретических и историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса; переформирование жанровой системы; тенденции классицизма в драматургии; утверждение романтизма в русской поэзии; формирование и расцвет реализма; народническая литература; роман как основной жанр; антинигилистические произведения; идеи утопического социализма; творчество великих писателей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Педагогическая риторика
Кредитов: 5Теория и практика эффективного речевого общения педагога в сфере образования и воспитания. Риторическое мастерство педагога как основа формирования коммуникативной компетентности; нормы речевого этикета, литературного языка, способы моделирования письменных текстов и устных выступлений, их использование в различных сферах профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Методика преподавания литературы по обновленной программе
Кредитов: 5Методы и формы обучения литературе по обновленной программе в условиях реформы системы образования Казахстана. Новые подходы к преподаванию литературы по обновленной программе, Современные педагогические технологии, средства обучения и способы их использования в обучении литературы. Инновационные технологии преподавания литературы.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Зарубежная литература античности, средневековья и возрождения
Кредитов: 6Произведения дописьменного периода литературы как источник системы родовых, видовых и жанровых форм. Роль античности в развитии европейской литературы и культуры. Национальный характер героического эпоса разных народов. Своеобразие жанровой системы литературы Средних веков. Эпоха Возрождения и формирование литературы гуманистического реализма.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Синтаксис современного русского языка
Кредитов: 4Предмет синтаксиса, система синтаксических единиц и их основные признаки. Формальный, коммуникативный и семантический аспекты предложения. Основные типы предложений современного русского языка. Синтаксический и пунктуационный анализ всех типов простых и сложных предложений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Функциональный синтаксис
Кредитов: 4Семантические структуры, основные элементы (семантические категории) и языковые средства для их реализации. Функционально-семантические отношения как основа классификации предложений. Определение ядерной структуры, модификаторов, спецификаторов и сложных семантических структур как реализации принципа описания синтаксиса от «значения к форме».
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Жанры, направления, методы зарубежной литературы
Кредитов: 6Родовая и жанрово-видовая система зарубежной литературы, ее связь с художественными методами, направлениями и течениями. Основные тенденции развития национальных литератур, их взаимовлияние и своеобразие. Теоретическое самосознание художественных методов и направлений. Особенности авторских жанровых предпочтений и наименований.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Современные технологии дистанционного обучения
Кредитов: 5Современные дидактические концепции, основные методы и приемы технологии дистанционного обучения. Психолого-педагогические подходы к реализации системы обучающий – обучающиеся – компьютер. Планирование и организация СРС. Технические и функциональные возможности различных платформ дистанционного обучения.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Нормы русского литературного языка
Кредитов: 5Норма русского языка и ее понятие, обязательность, устойчивость, сферы и границы ее применения. Изменчивость нормы и процесс ее регулирования. Основные реформы русского языка. Современный русский литературный язык: свойства и основные нормы орфоэпические, лексические, грамматические. Признаки правильной речи.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Спецсеминар по языку
Кредитов: 5Методы и приемы исследования лингвистических явлений и процессов в синхроническом и диахроническом аспектах. Язык как система знаков и речевая деятельность. Методы и приемы ведения поисково-исследовательской работы. Реферирование, рецензирование и аннотирование.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Выразительное чтение
Кредитов: 5Лингводидактические подходы к теории и практике выразительного чтения. Соотношение выразительного чтения, культуры устной речи и проблемы ее совершенствования. Обучение основным формам выразительного чтения. Особенности чтения текстов разных жанровых форм и функциональных стилей. Место выразительного чтения в системе современного урока.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Основные проблемы русской литературы ΧΧ века
Кредитов: 4Идеологизация как фактор формирования понятия «советская литература», столкновение классических традиций и установок социалистического реализма. Творчество основных авторов и доминирующие идейно-тематические течения в прозе, лирике и драматургии. Роль литературной критики в формировании охранительных принципов литературы социалистического реализма.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Спецкурс по методике проведения русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения
Кредитов: 5Лингводидактические принципы обучения РКИ в Казахстане. Использование современных стратегий и инновационных педагогических технологий в обучении РЯЛ. Соотношение традиционных, интерактивных и дистанционных методов в системе преподавания РЯЛ. Роль коммуникативной направленности и лингвострановедческой компетенции в формировании и совершенствовании развитии устной и письменной речи обучающихся.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История русской литературы ΧΧ века
Кредитов: 4Тематическое и стилевое своеобразие историко-литературного процесса 20 столетия. Особый характер литературы Серебряного века. Идеологические и эстетические причины распада литературы на различные идеологические и эстетические течения. Понятие о соцреализме и традиции классического реализма. Литература русского зарубежья; творчество основных писателей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Сравнительно-типологическое языкознание
Кредитов: 4Лингвистическая типология и языковые универсалии, система структурных и функциональных свойств языков как самостоятельные категории, независящие от генетических связей. Разнообразие языков мира как их совокупность, обусловленная имманентными закономерностями. История формирования типологической классификации языков.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Теория литературы
Кредитов: 5Основные понятия теории литературы в историческом освещении. Современные методы и приемы анализа художественного произведения как сложно устроенной системы (текста). Основные этапы истории и методологии современного литературоведения и ведущие академические школы в литературоведении. Терминологический корпус теории литературы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Креативная стилистика
Кредитов: 4Креативные технологии стилистики в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы. Критерии отбора и творческого преобразования языковых средств в речевой деятельности в соответствии с особенностями функциональных стилей. Совершенствование навыков речевой деятельности и развитие эстетического отношения к языку.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Стилистика современного русского языка
Кредитов: 4Становление стилистики как раздела языкознания, ее основные системные ярусы. Концептуальные основы формирования и развития разделов стилистики. Основные сферы и формирование функциональных разновидностей языка. Историческая изменчивость общелитературных стилевых правил и стилистических норм. Связь стилистики и культуры речи.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Русская литература рубежа ΧΧ-ΧΧI веков
Кредитов: 4Сосуществование художественных методов, направлений и эстетических тенденций в литературе конца ΧΧ – начала ΧΧI века. Новые тематические и стилевые тенденции, развитие мемуарно-автобиографической прозы, документальной и псевдодокументальной литературы. Эволюция принципа литературоцентричности, коммерциализация массовой литературы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Новые подходы к школьному обучению и оцениванию
Кредитов: 4Современные подходы к системе критериального оценивания учащихся. Инновационные дидактические концепции и принципы школьного обучения. Критериальное оценивание, его функции и мотивирующая роль в образовательном процессе, основные способы, средства и формы реализации учебных достижений обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Поэтика зарубежной литературы нового времени
Кредитов: 5Образная система зарубежной литературы нового времени и ее реализация в конкретной системе художественных средств и приемов эстетического воплощения действительности. Принципы притяжения и отталкивания, корреляции и нивелирования образных систем различных художественных и эстетических систем. Проблемы коммерциализации и разрушения иерархии эстетических и нравственных ценностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Современный русский литературный процесс
Кредитов: 4Система основных понятий современного русского литературного процесса. Трансформация классической системы жанровых форм. Ведущие тенденции литературного процесса. Плюрализм новых и традиционных литературных течений и направлений. Утрата литературоцентрического пафоса русской культуры, ее переходный характер в новых социокультурных условиях. Обновление эстетики и незавершенность современного литературного процесса.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Общее языкознание
Кредитов: 4Основные этапы формирования науки о языке. Роль лингвистических школ в развитии новых подходов к изучению языка. Тенденции развития современной лингвистики и возникновение новых лингвистических дисциплин. Представление о современной языковой карте мира, понимание языка как системы. Основные лингвистические концепции и процесс развития языкознания как системы дисциплин, традиций, направлений и школ.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
История зарубежной литературы нового времени (ΧVΙΙ-ΧΧΙ вв)
Кредитов: 5Философские концепции рационализма и позитивизма как основы эпохи Просвещения. Издание «Энциклопедии». Формирование основных художественных методов, направлений и течений в национальных литературах. Реализм как ведущий метод в европейской литературе ΧΙΧ века, его эстетика и идеологические основы. Типология реалистических образов. Модернизм, постмодернизм и кризисные процессы в мировой литературе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Теория прозы и стиховедения
Кредитов: 5Прозаическая и стихотворная речь как основные способы организации языка художественной литературы. Общие принципы функционирования художественной речи: способы создания литературной образности, методы художественного обобщения. Диалектика формы и содержания литературного произведения различных родовых, видовых и жанровых форм.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Код ON4
сможет применять информационно-коммуникативные технологии в преподавании русского языка и литературы;
-
Код ON7
сможет проанализировать научную информацию для формирования профессиональных суждений в научных, социальных и коммуникативных аспектах;
-
Код ON6
сможет определять нормы современного русского литературного языка, функциональные стили речи;
-
Код ON2
сможет применять современные инновационные методические приемы в преподавании русского языка и литературы;
-
Код ON10
сможет применять системное мышление для выдвижения собственных идей и оценивания других действий и суждений;
-
Код ON11
сможет продемонстрировать лидерские качества и способности работы в команде для достижения общих целей;
-
Код ON1
сможет применять систему знаний основных разделов предметной и межпредметной области;
-
Код ON5
сможет использовать критериальное оценивание и диагностику учебных достижений в соответствии с выбранными целями по дисциплине;
-
Код ON9
сможет решать учебные задачи в области лингвистики, литературоведения и методики преподавания русского языка и литературы;
-
Код ON12
сможет анализировать языковую систему и историко-литературный процесс в целях практического применения в профессиональной деятельности.
-
Код ON3
сможет анализировать структуру, основные концепции дисциплины с целью формирования у обучающихся критического мышления, навыков творческого и коллективного решения проблем;
-
Код ON8
сможет применять теоретические и методические знания для разработки научных и учебно-методических материалов;
6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы
БакалавриатИнститут Мардана Сапарбаева (Mardan Saparbaev Instityty)
ГОП: B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы
БакалавриатТаразский государственный педагогический институт (ТарГПИ)
ГОП: B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы
БакалавриатУниверситет "Сырдария" (Сырдарья)
ГОП: B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский