Действующая образовательная программа

6B02204 Археология и этнология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку специалиста способного: выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные знания к профессиональным ситуациям и проблемам; использовать новейшие технологии в изучений археологических древностей; аргументированно представлять свое мнение по профессиональным вопросам, учитывая полученные знания
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B034 История
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
  • Введение в археологию
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование знаний о законах исторического процесса, глубинных проблемах мировой истории. Студенты узнают об истории становления археологии, ее отраслях, методах исследования деятельности выдающихся археологов и крупнейших в истории археологических открытиях. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: предмет археологии, ее цели и задачи; развитие археологической науки; основные методы археологических исследовании; естественные науки и археология.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Дисциплина направлена на изучение основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способы защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий техногенных аварий, природных катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды, рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. В результате изучения курса студенты будут способны: - объяснить основное философское содержание наследие аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, - показать характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; - демонстрировать навыки философского анализа феноменов национальной культуры; - осмысления реалий современной социокультурной ситуации с позиции компаративистской методологии; - применять в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование у студентов представления об инновации в предпринимательской деятельности, об основных инновациях, проблемах и методах разработки инновационных проектов в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена ​​на изучение основных видов и субъектов предпринимательской и инновационной деятельности, различие между бизнесом и предпринимательской деятельностью, правила разработки бизнес-идей и бизнес-плана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Курс формирует объективные знания о проблемах коррупции и антикоррупционной культуры в современном обществе. Дисциплина направлена на изучение основных положений антикоррупционного законодательства, содержание национального плана противодействия коррупции, навыков преодоления коррупции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Доисторическая эволюция человечества
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформирование у студентов объективно-исторического понимания закономерностей развития человеческого общества, его хозяйственной и общественной деятельности на самых ранних стадиях развития. Главным содержанием дисциплины является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам. История первобытного общества обобщает данные, полученные археологией, этнологией и антропологией, которые являются основными источниками при изучении доклассового и раннеклассового общества, т.к. письменных источников нет вообще или их чрезвычайно мало.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Введение в этнологию
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление об истории развития этнологии, о целях и задачах данной отрасли. Дисциплина дает понятие о степени ее изученности, о сегодняшних проблемах в данной сфере. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теории этногенеза и этнической истории; хозяйственно-культурная классификация народов мира; современные этнические процессы.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Этнография народов мира (Евразии, Австралии, Африки и Америки)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины дать понятие в целом о развитии этнографии в мире, об изученности отдельных народов. Дисциплина сформирует представление об особенностях народов мира, о классификации народов мира по антропологическому типу, о классификации народов мира по языковой принадлежности, о степени их этнографически изученности. Также будет рассмотрена материальная и духовная культура народов.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Зарубежная археология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины ознакомить студентов с известными мировыми памятниками археологии, дать представление о формировании археологической науки зарубежом. Во время обучения у студентов сформируется представление о мировых археологических школах, о памятниках эпохи бронзы Европы, археологии Центральной Азии, археологических памятниках Древней Месопотамии, мегалитических сооружениях Африки.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Эпоха бронзы
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является ознакомление студентов с археологическими памятниками и культурами бронзового века, с ее эпохами и периодами в которых зарождались археологические культуры и возникали археологические памятники. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Евразия в эпоху бронзы. Проблемы периодизации и хронологии. Исскуство эпохи бронзы. Общие черты и локально-хронологические особенности памятников племен, населявших территорию Евразии в бронзовую эпоху. Проблема общего и особенного в бронзовых культурах Евразии.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Каменный век
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у студентов представления о культурах каменного века, с ее эпохами и периодами в которых зарождались археологические культуры и возникали археологические памятники. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Периодизация и хронология каменного века. Мировая археология каменного века. История изучения и важнейшие открытия данного периода. Культуры и археологические памятники каменного века.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы археологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки и способность работать с методами археологических исследований для описания исторической действительности по историко-культурным периодам человечества. Дисциплина формирует у студентов методологические знания для его использования в сфере археологии. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Археологические памятники и их виды. Культурный слой и стратиграфия. Археологическая разведка и ее виды. Подводная разведка и ее история. Археологические раскопки. Методы раскопок могильников.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Раннежелезный век
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории раннежелезного века: хозяйство, быт, искусство и идеологии племен, также привить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения раннего железного века. Материальная и духовная культура племен раннего железного века Казахстана. Гальштатская историко-культурная общность. Ранний железный век Аппенинского полуострова. Латенская историко-культурная общность. Ранний железный век Передней и Малой Азии.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Средневековая археология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и изучать памятники средневековой археологии на территории Евразии в контексте археологических источников. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Проблемы изучения средневековой археологии Евразии. Кочевники V-VIIIвв. Средней Азии и Восточной Европы. Средневековый Алтай и Сибирь. Археология древни хакасов. Великий Шелковый Путь. Средневековые города в долине рек Шу и Талас. Восточная Европа в VIII-X вв. по данным археологии.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Методы этнологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины обучить студентов методам сбора полевого этнологического материала, дать основные знания в области теории и практического овладения этнологическим инструментарием. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические проблемы этнологии. Принципы классификации народов мира. Сущность этноса и этничности в современной науке. Межэтническая коммуникация. Теоретические методы этнологического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы физической антропологии
    Кредитов: 3

    Целью изучения дисциплины является знакомство студентов гуманитарного профиля с основными достижениями физической антропологии в тесной взаимосвязи с исторической наукой. При изучении обучающийся получает знания о комплексных подходах исследований антропологических и этнологических дисциплин, состоящих в единстве биологического и социального компонентов человеческого общества. Дисциплина формирует знания по основным направлениям физической антропологии и эволюции человека.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Древняя и средневековая архитектура Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины дать устойчивые представления о древнем и средневековом монументальном искусстве и архитектуре казахов и других соседних этносов, их роли в социально-культурной жизни региона. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения древней и средневековой архитектуры Центральной Азии. Архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза. Архитектура и градостроительство Центральной Азии в XIV-XVII вв.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Петроглифы Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление о наскальных изображениях, об их датировке и географическом распространении. В рамках данных дисциплин изучаются наскальные рисунки, широко распространенные на территории Казахстана и Евразии. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история изучения петроглифов Казахстана, особенности петроглифов разных временных эпох, методики распознавания наскальных изображении по стилю нанесения и уровня сложности, разновременные петроглифы, сюжеты.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • История археологических открытий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины дать возможность студентам изучить все материалы об археологических открытиях и истории их исследования. Изучая историю прошлого, студенты расширяют свои профессиональные знания в области мировой археологии. В ходе обучения студенты получат материалы касающиеся по археологии разных эпох и истории их первооткрывателей. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Археологические памятники Восточной Европы. Первые открытия археологических памятников каменного века Центральной Азий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Материальная культура казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - дать студентам знания о материальной культуре казахов, сформировать представление о типах материальной культуры казахов. Дисциплина дает представление об особенностях переходных, сезонных и постоянных (стационарных) жилищ, их форме, виде и особенностях жилых строений. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения материальной культуры казахов. Дома и поселения в раннее средневековье. дома, поселения, города казахского народа в составе Российской империи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Этнография этнических групп Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией и историей формирования этнических групп на территории Казахстана. Сформировать представления об особенностях материальной и духовной культур этносов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История и периоды возникновения полиэтничности Казахстана. Расселение славянского этноса на территорию Казахстана. Болгары и поляки на территории Казахстана. Тюркские народы и дунгане Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Историческая антропология
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у студентов базовых знаний об исторической антропологии. Освоение студентами некоторых компонентов познавательно-теоретического инструментария социокультурной антропологии, применяемого для анализа истории. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Проблемы происхождения человека в эволюционизме. Развитие человеческого черепа. Антропогенез. Человеческие расы. Антропологические исследования древнего населения Средней Азии. Изучение антропологии древнего населения Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Традиционное мировоззрение казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у студентов понятие традиционного мировоззрения казахского народа на основе теоретических и методологических основ, изучить мировоззрение казахов в процессе его исторического развития, ознакомить с особенностями и спецификой духовного наследия казахского этноса. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Этногенез и мировоззрение казахского народа. Генезис традиции и обычаев казахского народа. Космогоническое мировоззрение казахского народа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Этногенез и этническая история казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - научить студентов теории образования, формирования, развития казахского этноса, формирования теоретических и методологических основ этногенеза и этнической истории казахского народа. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Источники и историография этногенеза казахского народа. Проблемы этногенетики племен эпохи бронзы. Сакский период в этногенезе казахского народа. Тюркский период в этногенезе казахского народа.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Музееведение
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Основы геодезии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: подготовка студентов к проведению различных измерительных действий по топографическим картам и планам различного масштаба, овладение коммуникативной компетенцией, научить пользоваться топографическими планами и картами в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: План и топографические карты. Системы координат используемые в географии. Государственная геодезическая сеть РК. Типы картографических произведении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Каменный век Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать знания о памятниках и культурах, техники обработки каменных материалов, проблем датировки и хронологии каменного века Казахстана, показана роль памятников каменного века в мировой археологии. Данная дисциплина дает знания о материалах по памятникам разных этапов каменного века Казахстана и, об особенностях данных культур. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Мнения о возникновений древних людей. Культуры древнего и среднего палеолита. Период мустье. Неолетическая революция. Энеолит. Ботайская культура.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Первобытное искусство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление об истоках изобразительного творчества, материалах и техниках, используемых древними художниками. Студенты получат представление о классификации памятников древнего искусства, способах создания произведений, сюжетах, материалах, значении искусства для древнего человека. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения первобытного искусства. Наскальные изображения каменного века. Сюжеты и стили петроглифов каменного века.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Охрана, реставрация и консервация археологических памятников
    Кредитов: 5

    ЦЦель дисциплины сформировать у студентов представление о консервации и реставрации археологических и этнографических материалов на основе принципа подлинности культурного наследия, знания истории реставрационной деятельности, ее практики, категориального аппарата, а также международных и отечественных нормативных документов по данным вопросам. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. определять типы исторических памятников, правовые основы их сохранения и защиты; 2. описать системные знания об основных понятиях реставрационной деятельности; 3. анализировать археологические материалы; 4. классифицировать археологические и этнографические находки в полевых условиях; 5. оценить физико-химические методы в реставрации и консервации археологических и этнографических объектов. Ознакомить студентов с основами охраны памятников, навыками в области камеральной обработки и консервации археологических артефактов, памятников, с основными теоретическими положениями экспедиционной и реставрационной работы. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Виды и отрасли современной реставрации. Реставрация керамических изделий. Реставрация и консервация архитектурных объектов. Реставрация деревянных изделий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Общая фольклористика
    Кредитов: 5

    Цель: дисциплины сформировать системы знаний о фольклористике, о ее истории, направлениях, методах и школах. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: школы и направления в изучении фольклора, методологии исследования фольклорной традиции, отрасли фольклора, устное народное творчество, историография фольклора, фольклорные диалекты, ареология фольклора, обряд и фольклор как формы устной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Традиционное хозяйство казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины показать место истории формирования традиционного хозяйства в мировой цивилизации, анализ воздействия географических, климатических факторов на традиционную культуру. Дисциплина изучает историю традиционного хозяйства казахов, охватывая период с древнейших времен до наших дней.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Прикладное искусство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление об исторических истоках прикладного и ювелирного искусства казахов и их роли в духовной и материальной жизни общества. В ходе обучения студенты узнают о типах орнаментов и форм, их семантике, символике материала и цвета, устоявшихся нормах в прикладном искусстве, особенности каждого периода развития ювелирного дела. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Первобытное искусство. Искусство древней Греции. Искусство резбы камня. Национальная одежда казахского народа. Верования связанные с прикладным искусством.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Этнография тюркских народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией, этногенезом и историей тюркских этносов. Дисциплина рассматривает основные положения этногенеза тюркских этносов, теории этноса, особенности социально-этнической стратификации тюрков, а также ознакомление студентов с историческими сведениями об этногенезе и этнической истории и специфике культурно-бытовых особенностей тюркского мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Духовная культура казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление об истории изучения и духовной культуре казахов. Задачами дисциплины является комплексное, научно-интегративное изучение духовной культуры путем привлечения материалов из смежных дисциплин (фольклористики, этномузыковедения, культурологии, философии, истории, религиоведения, искусствоведения, археологии и т.п.). При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История развития бытовых, обрядовых и исторических песен. Онтология тенгрианства. Песни казахского народа. Главные элементы духовной культуры казахов сегодня.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Керамика в археологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление о проблематике изучения гончарства в археологии, рассмотреть методы исследования керамических изделий, технологии древнего гончарного производства, актуальные проблемы датирования, практические работы с керамикой в полевых условиях. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения, методы исследования керамики (как исторические, так и естественно-научные), технология керамического производства, актуальные вопросы общего анализа, датирования, практическая работа с керамикой в полевых и камеральных условиях, реставрация и консервация керамических изделии.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Средневековая археология Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины ознакомление будущих археологов и этнологов, специализирующихся по данной специальности, с историей и развитием средневековой археологии Казахстана (поселения, города), их место и роль в историческом становлении нашего государства и в формировании этногенеза коренного народа. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения ранне средневековых государств. Тюркский каганат. Средневековые городища на Великом Шелковом Пути. Средневековые городища Южного Казахстана и Жетису.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Топографический чертеж и инженерная графика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать понятия о правилах построения инженерных чертежей современных технологиях и технических средствах их создания. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: чертежные материалы и принадлежности; работы карандашом, чертежным пером, рейсфедером, циркулем; работа красками; черчение на пленках и пластиках; условные знаки карт; вычерчивание картографических оригиналов; гравировальные основы, покрытия, приборы и инструменты; методы и техника получения оригиналов, картографические шрифты, условные знаки тематических карт.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Топографическое картографирование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление о топографо-геодезическом обеспечении картографического отображения поверхности земли в целом, отдельных территорий и участков земной поверхности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: создание и обновление топографических и тематических карт по результатам дешифрование видеоинформации, воздушным, космическим и наземным изображениям (снимкам) фотограмметрическими методами; создание цифровых моделей местности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Общеметодологические проблемы археологических и этнологических исследовании
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление о теоретических и методологических проблемах в археологии и этнологии, и о способах их решения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Описывать генезис теоретических и методологических проблем в археологии и этнологии; 2. Применять методы археологических и этнологических исследовании, делать выводы об истории развития процессуальной археологии 3. Определять семантические аспекты археологических источников в изучении духовной культуры древнего общества; 4. Давать оценку роли археологических источников в решении проблем этнических исследовании древних культур; 5. Оценивать роль эксперимента в этноархеологических исследованиях.Данная дисциплина дает углубленные знания по проблемам, методикам и теории археологических и этнологических исследовании. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Социальная реконструкция древнего общества; феномен археологической культуры; проблемы палеоэкономического моделирования; проблемы этнических исследовании; эксперимент в археологии и этнологии; этноархеология; генезис методологических проблем в археологии и этнологии.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Бронзовый век Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины дать понятия о материальной и духовной культуры людей, населявших Казахстан в бронзовом веке. Сформировать способности овладеть теоретическими вопросами культур эпохи бронзы, а также понимание социально-экономического фона бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Погребальный обряд в бронзовом веке Казахстана. Виды памятников бронзового века. История изучения бронзового века Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Шежире как этнографический источник
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины дать студентам теоретическую и методологическую возможность получить глубокие знания об основных направлениях научного изучения шежире, историографию отечественных и зарубежных авторов, эволюции взглядов по данной проблеме. Дисциплина дает понятие о родоплеменной организации и структуре казахского народа, генезисе и развитии родоплеменных отношений. повествующей о происхождении определенного рода, племени и даже этноса. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Шежире – основное направление фольклорной историографии. Шежире – исторический источник. Этническая история казахского этноса. Ру входящие в младший, средний и старший джуы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Шедевры мирового фольклора
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать целостное представление о наиболее важных образцах мирового фольклора, ознакомить с фольклорными произведениями разных народов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: фольклорные тексты разных эпох и народов, фольклорные элементы в литературных памятниках, фольклористический анализ, справочники мотивов и сюжетов, фольклорные традиции восточных стран.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Кочевая цивилизация
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания о кочевой цивилизации и роли в мировой цивилизации в контексте проблем преемственности. Также дать базовые знания об особенностях хозяйственной культуры, религиозных представлениях, быта и искусства кочевников. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Скотоводство кочевников Евразии. Кочевники и оседлые племена. Родственные отношения у кочевников.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Национальные праздники и игры казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать роль национальных игр и праздников в развитии межэтнических отношений, также их виды и занимаемое место в обществе. В ходе обучения студенты должны знать историю возникновения национальных игр, праздников и о роли в казахском обществе, преемственности и изменении. Рассматривается важность и преемственность национальных праздников и игр, их смысл. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Эволюция национальных праздников и игр. История формирования праздника Наурыз. Государственные праздники. Казахские спортивные игры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Раннежелезный век Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории исследования раннежелезного века Казахстана, хозяйство, быт, искусство и идеологии племен железного века; также развить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения раннего железного века Казахстана. Ранний железный век Восточного Казахстана. Майемерская культура. Тасмолинская культура. Особенности археологических памятников раннего железного века.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Историческая география
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление будущих археологов и этнологов с историко-географическими исследованиями на территории Казахстана. Дисциплина направлена на изучение исторической географии как Казахстана в целом, так и его отдельных регионов в частности. Они будут изучаться прежде всего, путем использования данных, имеющихся в произведениях персидских и античных авторов, в китайских источниках, в древнетюркских рунических письменных памятниках, арабских и тюркских источниках, в работах средневековых и позднесредневековых авторов, русских и западных источниках. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Методы исследования и объект исторической географии. Историко-географические области древних цивиллизации. Рассовое различие народов мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Антрополого-этнографические школы в фольклористике
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины способствовать формированию представлении об антрополого-этнографических школах в фольклористике. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: взаимосвязь этнологии, социологии и фольклористики, мифологическая школа фольклористики, этнопсихологическая школа, миграционная теория, историческая школа, структурализм, диалектико-материалистическое изучение фольклора.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • История и культура казахской диаспоры
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представления об этнической истории, причинах переселения в дальнее и ближнее зарубежье, сведения численности и расселения казахской диаспоры. Знать специфику сохранения и факты трансформации традиционной культуры. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические и методологические проблемы казахской диаспоры. Этническая история казахов Узбекистана. Казахи Кыргызстана. Исследования казахов Монголии.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Геодезическое инструментоведение
    Кредитов: 5

    Цель: формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность студента использовать знания о геодезических приборах, прочных навыков работы с приборами, умелого и бережного обращения с ними. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: геодезические приборы, навыки работы с ними, включая бережное обращение и их хранение, а так же методы тестирования, исследования, поверки, юстировки и эксплуатации геодезических, приборов и инструментов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Полевая фольклористика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление о практической фольклористике, изучить методы сбора данных в полевых условиях. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: полевая фольклористика, устное народное творчество, сказания, культурный ландшафт, живая фольклорная традиция, этнология, социология, этномузыковедение, этнохореология, сказковедение, паремиология, этнолингвистика, религиозный фольклор.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON12

    развивать способность к межличностному социальному и профессиональному общению на государственном, русском и иностранном языках, работать в команде, быть способным к дополнительному обучению.

  • Код ON4

    проводить занятия по этнографии народов мира, этнографии тюркского народа, этногенеза и этнической истории казахского народа в научно-образовательных, историко-культурных центрах, кружках, факультативах средних школах;

  • Код ON6

    проводить археологические раскопки на основе научной методики и соблюдая законодательства в сфере сохранения культурного наследия;

  • Код ON1

    проводить полевые этнографические исследование с использованием эмпирических методов: описание, интервью, опрос, наблюдение, анкетирование, сравнительно-функциональный анализ;

  • Код ON5

    осуществлять научно-образовательную, методическую деятельность в историко-культурных центрах, музейных учреждениях, проводить экскурсии, создавать экспозиции;

  • Код ON7

    проводить инвентаризацию артефактов, найденных во время раскопок и классифицировать их по внешним характеристикам, готовить транспортировку находок;

  • Код ON10

    проводить идентификацию археологических материалов на основе сравнительного метода и типологию объектов с учетом историко-культурного различия;

  • Код ON3

    составлять анкеты и опросники для проведения этнографического исследования, создавать базу данных этнографических источников, с использованием информационных технологий;

  • Код ON2

    фиксировать и обрабатывать полевые этнографические материалы, проводить их классификацию, изучать сведение об информаторе, составлять учетную и отчетную документацию;

  • Код ON9

    проводить камеральные исследования археологических артефактов, лабораторную обработку и научный анализ собранного материала;

  • Код ON8

    делать описание, обработку, фото и видео фиксацию артефактов с использованием оптимальных методов;

  • Код ON11

    способствовать сохранению историко-культурных ценностей методами реставрации и консервации на основе технической документации, описания, используя ретроспективный, источниковедческий анализ, соблюдая технику безопасности;

Top