Действующая образовательная программа

6B02306 Филология: русская филология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

  • Введение в филологию
    Кредитов: 5

    Целью данного предмета является углубленное, точное обучение циклам современного казахского языка и литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Фонетика современного русского языка
    Кредитов: 5

    Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии фонетической и фонологической системы русского языка и способности применять полученные знания в области фонетического анализа в учебной и профессиональной деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Звуковая и акцентологическая система русского языка
    Кредитов: 5

    Содержание дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся в вопросах звуковой и акцентологической системы современного русского языка, на овладение фонетическими средствами русского языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Фольклор и литература Древней Руси (XI-XVI вв.)
    Кредитов: 6

    Данный курс направлен на формирование знаний о славянской мифологии и фольклоре, их специфике, жанровом составе русского фольклора, о древнерусской литературе, этапах её становления и развития, основных темах, образах и жанрах, о памятниках письменности: «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве», развитию ораторской прозы XI-XII вв., житийной литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Цифровые технологии по отраслям применения
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает основные этапы внедрения и реализации Государственной программы РК «Цифровой Казахстан», цифровые платформы оказания электронных услуг, различные способы обработки цифровой информации в различных профессиональных областях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Предпринимательство и бизнес
    Кредитов: 5

    Данный курс включает три направления: бизнес администрирование, экономика, социальные и экологические рамки жизнедеятельности; бизнес идея и разработка бизнес плана. Особое значение в курсе уделяется важности формирования таких позиций, как персональная ответственность, мотивация, дух инноваций, любопытство и ответственность перед обществом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
    Кредитов: 5

    Цель: дать знания способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, безопасность окружающей среды человека, экологические факторы и глобальные изменения качества ОС и их последствия. Вопросы: экобезопасность водных ресурсов, воздушного бассейна, деградация истощение земельных ресурсов, экологические риски, продовольственная безопасность, природные и техногенные бедствия, связанные с антропогенной деятельностью и способы защиты от них. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, СРСП.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Культура речи
    Кредитов: 5

    Изучение дисциплины «Культура речи» преследует цели формирования современной языковой личности, повышения общей речевой культуры студентов, совершенствования владения нормами устного и письменного литературного языка; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. Внимание уделяется также приобретению навыков публичного выступления, ведения спора и делового общения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Лексикология и фразеология современного русского языка
    Кредитов: 6

    Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о лексической системе современного русского языка и представляет полные сведения о состоянии словарного состава современного русского языка

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Введение в литературоведение
    Кредитов: 5

    Курс нацелен на овладение студентами профессиональными компетенциями, связанными с содержанием включенных в программу вопросов: специфика литературы и искусства, литературное произведение как целостное единство, язык художественного произведения, литературные направления и течения, литературные роды и жанры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Рухани жаңғыру
    Кредитов: 5

    В программной статье Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" изложены ориентиры духовного развития нашего общества. Поставлена задача опережающей модернизации общественного сознания. В условиях современной реальности, фундаментальным принципом развития общества должно стать стремление молодежи к знанию, к прагматизму, к конкурентоспособности. Восприимчивость и открытость сознания обучающихся – главное условие эффективной реализации модернизации общественного сознания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Зарубежная литература от античности до Ренессанса
    Кредитов: 6

    Курс направлен на формирование знаний, представлений о cвоеобразии литературы античного периода. Содержание включенных в программу вопросов: Античный эпос. Кельтский эпос. Германский эпос. Древнескандинавская литература. Литература Исландии. Историческая основа героического эпоса Французский эпос «Песнь о Роланде». Испанский эпос «Песнь о моем Сиде». Германский эпос «Песнь о Нибелунгах». Рыцарская поэзия. Рыцарский роман и его циклы. Городская литература. Народные баллады. Средневековый театр. Данте Алигерье. Ренессанс в литературе Италии: Ф.Петрарка. Ренессанс в литературе Франции: Ф. Рабле, Шекспир. Ренессанс в литературе Испании: М. Сервантес. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями,

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения
    Кредитов: 6

    Данный курс направлен на освоение знаний, представлений об античном периоде культуры. Содержание включенных в программу вопросов: греческая литература: древнегреческий эпос, античный театр, лирика. Римская литература: поэзия, комедия, риторикка, античный роман. Подъем культуры средневековья. Периодизация литературы. Кельтский эпос. Германский эпос. Древнескандинавская литература. Развитие литературы Исландии. Героический эпос и его историческая основа. Французский эпос «Песнь о Роланде». Испанский эпос. «Песнь о моем Сиде». Германский эпос «Песнь о Нибелун-гах». Рыцарская поэзия. Куртуазный роман, его циклы. Городская литература. Народные баллады. Средневековый театр. Данте Алигерье. Эпоха Возрождения в Италии. Франческо Петрарка. Литература эпохи Возрождения. Ф. Рабле. М. Сервантес. Шекспир. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями,

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Основы литературоведения
    Кредитов: 5

    Данная дисциплина нацелена на освоение теоретических знаний о литературном творчестве и его закономерностях, о литературном произведении, о сюжете, композиции, художественном образе, языке художественной литературы. В ходе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами поэтики: тропы, фигуры, стих, строфа, рифма, направление и течение, стиль, роды и жанры литературы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Памятники древней славянской письменности
    Кредитов: 6

    Дисциплина вооружает студентов теоретическими знаниями о древних рукописных памятниках, формирует навыки аналитической работы с различными группами славянских рукописей, с текстологическими и лингвотекстологическими исследованиями списков древних памятников.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Антикоррупционная культура
    Кредитов: 5

    Дисциплина «Антикоррупционная культура» направления «Бизнес, управление и право» призвана сформировать у обучающихся нулевую терпимость к любым коррупционным проявлениям. Как известно стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Лексико- фразеологическая система русского языка
    Кредитов: 6

    Дисциплина предусматривает овладение лексико- фразеологической системой современного русского языка, изучение ее отражения в лингвистических словарях разных типов, с тем чтобы сформировать у обучающихся понимание системных связей и отношений в лексике и фразеологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Польский язык
    Кредитов: 6

    Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о системе польского языка через изучение сходства и отличия польского языка от других современных славянских языков, процессов, имевших место в общеславянском языке, овладение языковым материалом польского языка, раскрывающим закономерности этих процессов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Русская литература XVII- XVIII веков
    Кредитов: 7

    Данная дисциплина нацелена на формирование знаний об истории русской литературы XVII-XVIII вв, этапах её развития, содержании, жанровой системе литературы. В ходе изучения курса студенты знакомятся с творчеством выдающихся писателей XVIII в. М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Словообразование и морфология СРЯ
    Кредитов: 8

    Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии морфемно-деривационной и морфологиче-ской системы русского языка через освоение ключевых вопросов морфемики и дериватологии современного русского языка: системно-структурное словообразование, способы словообразо-вания, функциональное словообразование, система частей речи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Система русского словесного творчества в период Средневековья и Просвещения
    Кредитов: 7

    Содержание дисциплины направлено на формирование знаний и об истории русского словесного творчества периода Средневековья и эпохи Просвещения, жанровой системе, тематике и проблематике произведений. В ходе изучения студенты знакомятся с памятниками средневековой литературы, произведениями русской классики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Грамматическое учение о слове
    Кредитов: 8

    Содержание дисциплины нацелено на формирование у студентов профессиональных знаний и компетенций в области слово-образовательной и морфологической системы современного русского языка и понимания основных причин разногласий в области современной грамматики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Орфография и пунктуация
    Кредитов: 5

    Содержание дисциплины направлено на формирование базовых профессионадьных компетенций, связанных с владением правилами русской орфографии и пунктуации; принципами формирования орфографических и пунктуационных компетенций.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Русская классика в контексте мировой литературы
    Кредитов: 5

    Данный курс направлен на формирование представлений о литературном процессе как едином в своих основных закономерностях, но в то же время отражающем национальные особенности разных стран. Опираясь на системные знания, полученные при изучении основных историко-литературных курсов по истории русской и зарубежной литературы, курс осуществляет синтез этих знаний на новом уровне.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Зарубежная литература XVII – XX в.
    Кредитов: 6

    Данная дисциплина направлена на формирование знаний, представлений о cвоеобразии зарубежной литературы XVII-XX вв. Содержание включенных в программу вопросов: Искусство барокко. Драматургия Испании: Лопе де Вега, Кальдерон. Литература эпохи классицизма. Драматургия Корнеля. Трагедия «Сид». Литература эпохи Просвещения: Д. Дефо, Д. Свифт. XVIII в. Литература эпохи просвещения во Франции: Вольтер. Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо. Просвещение в Германии. Движение «Бури и натиска». Лирика Гете, Р. Бернса. Литература XIX в.: Бальзак Диккенс, Теккерей, Гейне, Флобер. Литература XX в. Развитие реализма в литературе. Творчество Ж.П.Сартра, А.Камю. Ф.Г.Лорка Э.М. Ремарк. Дж.Джойс. В.Вульф. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Литературные процессы зарубежных стран в XVII – XX в.
    Кредитов: 6

    Курс направлен на формирование знаний, представлений о cвоеобразии литературного процесса зарубежных стран XVII-XIX вв. Содержание включенных в программу вопросов: Концепция мира и человека в искусстве барокко. Испанская национальная драма. Лопе де Вега. Кальдерон. Предпосылки развития классицизма. Драматургия Корнеля. Трагедия «Сид». Английская литература XVIII в. Эпоха Просвещения. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». Французская литература XVIII в. Вольтер. Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо. Просвещение в Германии. Литература «Бури и натиска». Лирика Гете. Поэзия Р. Бернса. П. Бомарше. Литература XIX в. Оноре де Бальзак Диккенс. Теккерей. Г. Гейне. Г. Флобер. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Синтаксис современного русского языка
    Кредитов: 7

    Дисциплина формирует фундаментальные профессиональные компетенции обучающихся посредством изучения синтаксической системы современного русского литературного языка и ее уровней, анализа синтаксических единиц с позиций структурно-семантического и функционального подходов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Диалектная система русского языка
    Кредитов: 6

    Диалектная система русского языка является необходимым компонентом развития целостного видения проблем формирования и функционирования современного русского языка

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Учение о предложении
    Кредитов: 7

    Курс «Учение о предложении» направлен на изучение синтаксической системы современного русского литературного языка и ее уровней; знакомит с основными синтаксическими единицами, компонентами синтаксических единиц и категорий синтаксиса с позиций структурно- семантического и функционального подходов; с основными направлениями в теории синтаксиса; рассматриваются вопросы о словосочетании и его основных типах, о предложении и его основных типах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • История русской литературы первой половины XIX века
    Кредитов: 6

    Курс направлен на формирование представлений об истории руской литературы 1 половины 19 века, постижению мировоззренческих основ творчества писателей и поэтов, на понимание философских учений и эстетической ценности русской классики, на развитие навыков и умений анализа художественных текстов жанровыхразновидностей, на освоение поэтики и принципов натуральной школы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • «Золотой век» русской литературы
    Кредитов: 6

    Курс дает представление об историко-культурной ситуации ХIХ века, о динамике литературного процесса, его закономерностях, выявляет связи между развитием русской литературы и движением российской империи, рассматривает литературно-просветительскую деятельность писателей-декабристов, поэзию «пушкинской плеяды», творчество классиков Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и др., изучает вопросы критики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Территориальные разновидности национального языка
    Кредитов: 6

    В курсе территориальные разновидности национального языка отражается важное звено языковой системы, помогающее осмыслить закономерности современного русского литературного языка и природу современных языковых явлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Литературный процесс второй половины XIX века
    Кредитов: 5

    Целью курса является осмысление литературы второй половины XIX века в широком культурном контексте, формирование знаний о специфике изучаемого литературного периода. Курс предусматривает овладение навыками самостоятельной работы с источниками, анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, филологической интерпретации художественного произведения в контексте истории и культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Риторика
    Кредитов: 5

    Курс имеет профессионально-практическую направленность. Его изучение предполагает овладение технологией риторической деятельности в профессионально значимых ситуациях. В задачи курса входит повышение речевой образованности обучающихся, приобретение знаний о принципах эффективного делового общения, основных факторах и процессах, обеспечивающих успешное воздействие публичной речи на слушателей, формах и средствах взаимодействия оратора и аудитории.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Теория коммуникации
    Кредитов: 5

    Цель курса – определить роль и место коммуникации в обществе. Рассматриваются коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития, объект и предмет теории коммуникации, подходы к теории коммуникации. Охарактеризованы теории коммуникации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Общее языкознание
    Кредитов: 5

    Дисциплина завершает общеязыковедческую подготовку обучающихся, формирует знания по теории и методологии языкознания с учетом смены научных парадигм, их эволюции и преемственности, а также способствует выработке у студентов навыков научного подхода к решению лингвистических проблем, вооружает их исследовательскими навыками, практическим владением методами исследования языка.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Сравнительное литературоведение
    Кредитов: 5

    Цель курса – формирование системного знания об особенностях, задачах и методе литературной компаративистики как особой дисциплины, по окончании которого студенты должны овладеть практическими навыками сравнительного и сопоставительного анализа художественных текстов.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • История русской литературы второй половины XIX века
    Кредитов: 5

    Цель освоения курса – знать основные этапы развития русской литературы второй половины XIX века, выявлять своеобразие художественного метода, присущего каждому писателю, как один из способов углубленного изучения литературы, уметь использовать историко-литературный, историко-типологический методы при анализе художественных текстов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Литературоведческий анализ текста
    Кредитов: 5

    Цель курса – рассмотреть теорию и практику анализа художественного текста в современном русском и зарубежном литературоведении, закрепить опыт самостоятельного анализа художественного текста.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Русская литература рубежа ХХ-ХХI веков
    Кредитов: 6

    Содержание курса направлено на формирование знаний о современном литературном процессе, охватывающем широкий круг художественных явлений: от «другой прозы» 1980-х гг. до постмодернизма и постреализма 1990-х гг. и эстетических поисков начала XXI в. В рамках предмета рассматриваются вопросы взаимодействия литературы внутри страны и литературы третьей волны эмиграции, роль неофициальной литературы и Самиздата, литература 1980-х– 1990-х годов как многоуровневая система, существовавшая в определенном культурном контексте, смена художественных парадигм, линейное и нелинейное развитие художественных процессов, понимание искусства ХХ века в его целостности, литература 2000-х гг.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • История русского литературного языка и стилистическая концепция
    Кредитов: 8

    В данном курсе литературный язык рассматривается как одна из форм национальной культуры. Изучается сущность, происхождение и этапы развития русского литературного языка. Периодизация истории русского литературного языка. Концепции исследователей русского языка с начала XIX века. Дается понятие о стилистике русского языка. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая структура языка. Стиль как основное понятие стилистики. Стилистическое средство. Стилистическая коннотация. Стилистическая окраска. Стилевая черта. Понятие о стилевой норме, критерии нормативности. Понятие о функциональных стилях речи. Книжные функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), их языковые особенности и жанры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Теория литературы
    Кредитов: 5

    Содержание курса нацелено на формирование у студентов знаний о современных трактовках литературы, о художественном творчестве и литературном произведении. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают такие понятия, как, «образная концепция личности», литературное произведение, генезис литературного произведения, историко-функциональный аспект литературного произведения, современные концепции литературного рода, вида, жанра, метажанра и др.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Русская литература ХХ века
    Кредитов: 7

    Курс направлен на изучение основных этапов литературного процесса:1. Русская литература рубежа ХIХ-ХХ вв. (1890-е – начало 1920-х гг.); 2. Русская литература 1920-х-середины 1950-х гг.; 3. Русская литература второй половины 1950-х-начала 1990-х гг.; 4. Русская литература конца ХХ – начала XXI века., на освоение динамики эстетических явлений (характеров эволюции реализма, романтизма, натурализма, модернизма, постреализма, постмодернизма).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Современный литературный процесс
    Кредитов: 6

    Данный курс как важный этап в развитии русской словесности нацелен на изучение сосуществования и взаимодействия в ней различных эстетических систем (реализм, модернизм, постмодернизм); творческих поисков писателей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Лингвистический анализ текста
    Кредитов: 5

    Курс «Лингвистический анализ текста» направлен на развитие и формирование навыков анализа и толкования текста и развитие творческих речевых умений. Развитие навыков лингвистического анализа текста способствует формированию у студентов лингвистической (филологической), коммуникативной, культурно- страноведческой и профессиональной компетенции, способствует овладению умениями и навыками комплексного и многоаспектного анализа художественного текста, а именно его семантической, структурной и коммуникативной составляющих.

    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Языковая личность в обеспечении связей с общественностью
    Кредитов: 8

    Цель курса– иметь представление о языковой личности как обобщенном образе носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Рассматриваются вопросы речевого поведения, этикета, речевой культуры, использования языковых средств и выразительных возможностей в речи в зависимости от разных условий общения людей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Пути развития русской литературы в ХХ веке
    Кредитов: 7

    Данный курс формирует знания по русской литературе ХХ века и путях ее развития, определяет литературные направления и течения., выявляет идейное содержание произведений писателей ХХ в, рассматривает жанрово-стилевые направления: «военная», «деревенская», «лирическая» проза, «документальная» проза, «Громкая» и «тихая» лирика, современная русская драма, «Возвращенная» литература. литература 1990-х гг, выявляет традиции и новации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Код ON1

    вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения;

  • Код ON9

    понимать отношения системности языковых единиц, представленные в системе лингвистических дисциплин, направленных на изучение определённого уровня языка

  • Код ON2

    использовать цифровую технологию, различные виды информационно-коммуникационных технологий по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации и применять предпринимательские знания в различных сферах жизнедеятельности.

  • Код ON14

    владеть навыками анализа художественного произведения в широком историко-литературном контексте, ориентации в современной литературной ситуации

  • Код ON11

    реализовать в речи нормы литературного языка

  • Код ON8

    создавать, корректировать и редактировать тексты профессионального, художественного и социально значимого содержания

  • Код ON3

    применять философские знания для формирования мировоз-зренческой позиции, анализировать основные этапы и закономер-ности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

  • Код ON15

    владеть навыками квалифицированной оценки и истолкования художественного произведения

  • Код ON12

    демонстрировать навыки варьирования языковых средств, обусловленных их принадлежностью к тому или иному языковому стилю

  • Код ON4

    обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность методами и средствами физической культуры, вла-деть культурой безопасности, обладать экологическим сознанием;

  • Код ON10

    знать закономерности функционирования языковой системы в синхроническом и диахроническом аспектах

  • Код ON7

    владеть профессиональной речевой культурой

  • Код ON5

    обладать достаточным уровнем правосознания, исполнять профессиональные обязанности и принципы культуры поведения и этические нормы общения

  • Код ON13

    знать и квалифицированно интерпретировать различные типы текстов

  • Код ON6

    владеть современным русским литературным языком во всех сферах коммуникации

Top