6B02306 Филология: русская филология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Подготовка бакалавров, обладающих фундаментальными знаниями в области современной филологии, способных применять полученные знания в научно-практической, исследовательской и редакционной деятельности
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B037 Филология
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B023 Языки и литература
Дисциплины
-
Введение в филологию
Целью данного предмета является углубленное, точное обучение циклам современного казахского языка и литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонетика современного русского языка
Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии фонетической и фонологической системы русского языка и способности применять полученные знания в области фонетического анализа в учебной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Звуковая и акцентологическая система русского языка
Содержание дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся в вопросах звуковой и акцентологической системы современного русского языка, на овладение фонетическими средствами русского языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Фольклор и литература Древней Руси (XI-XVI вв.)
Данный курс направлен на формирование знаний о славянской мифологии и фольклоре, их специфике, жанровом составе русского фольклора, о древнерусской литературе, этапах её становления и развития, основных темах, образах и жанрах, о памятниках письменности: «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве», развитию ораторской прозы XI-XII вв., житийной литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Цифровые технологии по отраслям применения
Дисциплина рассматривает основные этапы внедрения и реализации Государственной программы РК «Цифровой Казахстан», цифровые платформы оказания электронных услуг, различные способы обработки цифровой информации в различных профессиональных областях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и бизнес
Данный курс включает три направления: бизнес администрирование, экономика, социальные и экологические рамки жизнедеятельности; бизнес идея и разработка бизнес плана. Особое значение в курсе уделяется важности формирования таких позиций, как персональная ответственность, мотивация, дух инноваций, любопытство и ответственность перед обществом.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
Цель: дать знания способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, безопасность окружающей среды человека, экологические факторы и глобальные изменения качества ОС и их последствия. Вопросы: экобезопасность водных ресурсов, воздушного бассейна, деградация истощение земельных ресурсов, экологические риски, продовольственная безопасность, природные и техногенные бедствия, связанные с антропогенной деятельностью и способы защиты от них. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, СРСП.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура речи
Изучение дисциплины «Культура речи» преследует цели формирования современной языковой личности, повышения общей речевой культуры студентов, совершенствования владения нормами устного и письменного литературного языка; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. Внимание уделяется также приобретению навыков публичного выступления, ведения спора и делового общения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лексикология и фразеология современного русского языка
Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о лексической системе современного русского языка и представляет полные сведения о состоянии словарного состава современного русского языка
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Введение в литературоведение
Курс нацелен на овладение студентами профессиональными компетенциями, связанными с содержанием включенных в программу вопросов: специфика литературы и искусства, литературное произведение как целостное единство, язык художественного произведения, литературные направления и течения, литературные роды и жанры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Рухани жаңғыру
В программной статье Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" изложены ориентиры духовного развития нашего общества. Поставлена задача опережающей модернизации общественного сознания. В условиях современной реальности, фундаментальным принципом развития общества должно стать стремление молодежи к знанию, к прагматизму, к конкурентоспособности. Восприимчивость и открытость сознания обучающихся – главное условие эффективной реализации модернизации общественного сознания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература от античности до Ренессанса
Курс направлен на формирование знаний, представлений о cвоеобразии литературы античного периода. Содержание включенных в программу вопросов: Античный эпос. Кельтский эпос. Германский эпос. Древнескандинавская литература. Литература Исландии. Историческая основа героического эпоса Французский эпос «Песнь о Роланде». Испанский эпос «Песнь о моем Сиде». Германский эпос «Песнь о Нибелунгах». Рыцарская поэзия. Рыцарский роман и его циклы. Городская литература. Народные баллады. Средневековый театр. Данте Алигерье. Ренессанс в литературе Италии: Ф.Петрарка. Ренессанс в литературе Франции: Ф. Рабле, Шекспир. Ренессанс в литературе Испании: М. Сервантес. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями,
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения
Данный курс направлен на освоение знаний, представлений об античном периоде культуры. Содержание включенных в программу вопросов: греческая литература: древнегреческий эпос, античный театр, лирика. Римская литература: поэзия, комедия, риторикка, античный роман. Подъем культуры средневековья. Периодизация литературы. Кельтский эпос. Германский эпос. Древнескандинавская литература. Развитие литературы Исландии. Героический эпос и его историческая основа. Французский эпос «Песнь о Роланде». Испанский эпос. «Песнь о моем Сиде». Германский эпос «Песнь о Нибелун-гах». Рыцарская поэзия. Куртуазный роман, его циклы. Городская литература. Народные баллады. Средневековый театр. Данте Алигерье. Эпоха Возрождения в Италии. Франческо Петрарка. Литература эпохи Возрождения. Ф. Рабле. М. Сервантес. Шекспир. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями,
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы литературоведения
Данная дисциплина нацелена на освоение теоретических знаний о литературном творчестве и его закономерностях, о литературном произведении, о сюжете, композиции, художественном образе, языке художественной литературы. В ходе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами поэтики: тропы, фигуры, стих, строфа, рифма, направление и течение, стиль, роды и жанры литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Памятники древней славянской письменности
Дисциплина вооружает студентов теоретическими знаниями о древних рукописных памятниках, формирует навыки аналитической работы с различными группами славянских рукописей, с текстологическими и лингвотекстологическими исследованиями списков древних памятников.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Антикоррупционная культура
Дисциплина «Антикоррупционная культура» направления «Бизнес, управление и право» призвана сформировать у обучающихся нулевую терпимость к любым коррупционным проявлениям. Как известно стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лексико- фразеологическая система русского языка
Дисциплина предусматривает овладение лексико- фразеологической системой современного русского языка, изучение ее отражения в лингвистических словарях разных типов, с тем чтобы сформировать у обучающихся понимание системных связей и отношений в лексике и фразеологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Польский язык
Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о системе польского языка через изучение сходства и отличия польского языка от других современных славянских языков, процессов, имевших место в общеславянском языке, овладение языковым материалом польского языка, раскрывающим закономерности этих процессов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Русская литература XVII- XVIII веков
Данная дисциплина нацелена на формирование знаний об истории русской литературы XVII-XVIII вв, этапах её развития, содержании, жанровой системе литературы. В ходе изучения курса студенты знакомятся с творчеством выдающихся писателей XVIII в. М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Словообразование и морфология СРЯ
Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современном состоянии морфемно-деривационной и морфологиче-ской системы русского языка через освоение ключевых вопросов морфемики и дериватологии современного русского языка: системно-структурное словообразование, способы словообразо-вания, функциональное словообразование, система частей речи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Система русского словесного творчества в период Средневековья и Просвещения
Содержание дисциплины направлено на формирование знаний и об истории русского словесного творчества периода Средневековья и эпохи Просвещения, жанровой системе, тематике и проблематике произведений. В ходе изучения студенты знакомятся с памятниками средневековой литературы, произведениями русской классики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Грамматическое учение о слове
Содержание дисциплины нацелено на формирование у студентов профессиональных знаний и компетенций в области слово-образовательной и морфологической системы современного русского языка и понимания основных причин разногласий в области современной грамматики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Орфография и пунктуация
Содержание дисциплины направлено на формирование базовых профессионадьных компетенций, связанных с владением правилами русской орфографии и пунктуации; принципами формирования орфографических и пунктуационных компетенций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская классика в контексте мировой литературы
Данный курс направлен на формирование представлений о литературном процессе как едином в своих основных закономерностях, но в то же время отражающем национальные особенности разных стран. Опираясь на системные знания, полученные при изучении основных историко-литературных курсов по истории русской и зарубежной литературы, курс осуществляет синтез этих знаний на новом уровне.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература XVII – XX в.
Данная дисциплина направлена на формирование знаний, представлений о cвоеобразии зарубежной литературы XVII-XX вв. Содержание включенных в программу вопросов: Искусство барокко. Драматургия Испании: Лопе де Вега, Кальдерон. Литература эпохи классицизма. Драматургия Корнеля. Трагедия «Сид». Литература эпохи Просвещения: Д. Дефо, Д. Свифт. XVIII в. Литература эпохи просвещения во Франции: Вольтер. Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо. Просвещение в Германии. Движение «Бури и натиска». Лирика Гете, Р. Бернса. Литература XIX в.: Бальзак Диккенс, Теккерей, Гейне, Флобер. Литература XX в. Развитие реализма в литературе. Творчество Ж.П.Сартра, А.Камю. Ф.Г.Лорка Э.М. Ремарк. Дж.Джойс. В.Вульф. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Литературные процессы зарубежных стран в XVII – XX в.
Курс направлен на формирование знаний, представлений о cвоеобразии литературного процесса зарубежных стран XVII-XIX вв. Содержание включенных в программу вопросов: Концепция мира и человека в искусстве барокко. Испанская национальная драма. Лопе де Вега. Кальдерон. Предпосылки развития классицизма. Драматургия Корнеля. Трагедия «Сид». Английская литература XVIII в. Эпоха Просвещения. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». Французская литература XVIII в. Вольтер. Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо. Просвещение в Германии. Литература «Бури и натиска». Лирика Гете. Поэзия Р. Бернса. П. Бомарше. Литература XIX в. Оноре де Бальзак Диккенс. Теккерей. Г. Гейне. Г. Флобер. Оно нацелено на овладение студентами профессиональными компетенциями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Синтаксис современного русского языка
Дисциплина формирует фундаментальные профессиональные компетенции обучающихся посредством изучения синтаксической системы современного русского литературного языка и ее уровней, анализа синтаксических единиц с позиций структурно-семантического и функционального подходов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Диалектная система русского языка
Диалектная система русского языка является необходимым компонентом развития целостного видения проблем формирования и функционирования современного русского языка
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Учение о предложении
Курс «Учение о предложении» направлен на изучение синтаксической системы современного русского литературного языка и ее уровней; знакомит с основными синтаксическими единицами, компонентами синтаксических единиц и категорий синтаксиса с позиций структурно- семантического и функционального подходов; с основными направлениями в теории синтаксиса; рассматриваются вопросы о словосочетании и его основных типах, о предложении и его основных типах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
История русской литературы первой половины XIX века
Курс направлен на формирование представлений об истории руской литературы 1 половины 19 века, постижению мировоззренческих основ творчества писателей и поэтов, на понимание философских учений и эстетической ценности русской классики, на развитие навыков и умений анализа художественных текстов жанровыхразновидностей, на освоение поэтики и принципов натуральной школы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
«Золотой век» русской литературы
Курс дает представление об историко-культурной ситуации ХIХ века, о динамике литературного процесса, его закономерностях, выявляет связи между развитием русской литературы и движением российской империи, рассматривает литературно-просветительскую деятельность писателей-декабристов, поэзию «пушкинской плеяды», творчество классиков Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и др., изучает вопросы критики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Территориальные разновидности национального языка
В курсе территориальные разновидности национального языка отражается важное звено языковой системы, помогающее осмыслить закономерности современного русского литературного языка и природу современных языковых явлений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Литературный процесс второй половины XIX века
Целью курса является осмысление литературы второй половины XIX века в широком культурном контексте, формирование знаний о специфике изучаемого литературного периода. Курс предусматривает овладение навыками самостоятельной работы с источниками, анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, филологической интерпретации художественного произведения в контексте истории и культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Риторика
Курс имеет профессионально-практическую направленность. Его изучение предполагает овладение технологией риторической деятельности в профессионально значимых ситуациях. В задачи курса входит повышение речевой образованности обучающихся, приобретение знаний о принципах эффективного делового общения, основных факторах и процессах, обеспечивающих успешное воздействие публичной речи на слушателей, формах и средствах взаимодействия оратора и аудитории.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория коммуникации
Цель курса – определить роль и место коммуникации в обществе. Рассматриваются коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития, объект и предмет теории коммуникации, подходы к теории коммуникации. Охарактеризованы теории коммуникации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Дисциплина завершает общеязыковедческую подготовку обучающихся, формирует знания по теории и методологии языкознания с учетом смены научных парадигм, их эволюции и преемственности, а также способствует выработке у студентов навыков научного подхода к решению лингвистических проблем, вооружает их исследовательскими навыками, практическим владением методами исследования языка.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительное литературоведение
Цель курса – формирование системного знания об особенностях, задачах и методе литературной компаративистики как особой дисциплины, по окончании которого студенты должны овладеть практическими навыками сравнительного и сопоставительного анализа художественных текстов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русской литературы второй половины XIX века
Цель освоения курса – знать основные этапы развития русской литературы второй половины XIX века, выявлять своеобразие художественного метода, присущего каждому писателю, как один из способов углубленного изучения литературы, уметь использовать историко-литературный, историко-типологический методы при анализе художественных текстов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературоведческий анализ текста
Цель курса – рассмотреть теорию и практику анализа художественного текста в современном русском и зарубежном литературоведении, закрепить опыт самостоятельного анализа художественного текста.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература рубежа ХХ-ХХI веков
Содержание курса направлено на формирование знаний о современном литературном процессе, охватывающем широкий круг художественных явлений: от «другой прозы» 1980-х гг. до постмодернизма и постреализма 1990-х гг. и эстетических поисков начала XXI в. В рамках предмета рассматриваются вопросы взаимодействия литературы внутри страны и литературы третьей волны эмиграции, роль неофициальной литературы и Самиздата, литература 1980-х– 1990-х годов как многоуровневая система, существовавшая в определенном культурном контексте, смена художественных парадигм, линейное и нелинейное развитие художественных процессов, понимание искусства ХХ века в его целостности, литература 2000-х гг.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История русского литературного языка и стилистическая концепция
В данном курсе литературный язык рассматривается как одна из форм национальной культуры. Изучается сущность, происхождение и этапы развития русского литературного языка. Периодизация истории русского литературного языка. Концепции исследователей русского языка с начала XIX века. Дается понятие о стилистике русского языка. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая структура языка. Стиль как основное понятие стилистики. Стилистическое средство. Стилистическая коннотация. Стилистическая окраска. Стилевая черта. Понятие о стилевой норме, критерии нормативности. Понятие о функциональных стилях речи. Книжные функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), их языковые особенности и жанры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Теория литературы
Содержание курса нацелено на формирование у студентов знаний о современных трактовках литературы, о художественном творчестве и литературном произведении. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают такие понятия, как, «образная концепция личности», литературное произведение, генезис литературного произведения, историко-функциональный аспект литературного произведения, современные концепции литературного рода, вида, жанра, метажанра и др.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература ХХ века
Курс направлен на изучение основных этапов литературного процесса:1. Русская литература рубежа ХIХ-ХХ вв. (1890-е – начало 1920-х гг.); 2. Русская литература 1920-х-середины 1950-х гг.; 3. Русская литература второй половины 1950-х-начала 1990-х гг.; 4. Русская литература конца ХХ – начала XXI века., на освоение динамики эстетических явлений (характеров эволюции реализма, романтизма, натурализма, модернизма, постреализма, постмодернизма).
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Современный литературный процесс
Данный курс как важный этап в развитии русской словесности нацелен на изучение сосуществования и взаимодействия в ней различных эстетических систем (реализм, модернизм, постмодернизм); творческих поисков писателей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Лингвистический анализ текста
Курс «Лингвистический анализ текста» направлен на развитие и формирование навыков анализа и толкования текста и развитие творческих речевых умений. Развитие навыков лингвистического анализа текста способствует формированию у студентов лингвистической (филологической), коммуникативной, культурно- страноведческой и профессиональной компетенции, способствует овладению умениями и навыками комплексного и многоаспектного анализа художественного текста, а именно его семантической, структурной и коммуникативной составляющих.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Языковая личность в обеспечении связей с общественностью
Цель курса– иметь представление о языковой личности как обобщенном образе носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Рассматриваются вопросы речевого поведения, этикета, речевой культуры, использования языковых средств и выразительных возможностей в речи в зависимости от разных условий общения людей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Пути развития русской литературы в ХХ веке
Данный курс формирует знания по русской литературе ХХ века и путях ее развития, определяет литературные направления и течения., выявляет идейное содержание произведений писателей ХХ в, рассматривает жанрово-стилевые направления: «военная», «деревенская», «лирическая» проза, «документальная» проза, «Громкая» и «тихая» лирика, современная русская драма, «Возвращенная» литература. литература 1990-х гг, выявляет традиции и новации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
Результаты обучения
- вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения;
- понимать отношения системности языковых единиц, представленные в системе лингвистических дисциплин, направленных на изучение определённого уровня языка
- использовать цифровую технологию, различные виды информационно-коммуникационных технологий по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации и применять предпринимательские знания в различных сферах жизнедеятельности.
- владеть навыками анализа художественного произведения в широком историко-литературном контексте, ориентации в современной литературной ситуации
- реализовать в речи нормы литературного языка
- создавать, корректировать и редактировать тексты профессионального, художественного и социально значимого содержания
- применять философские знания для формирования мировоз-зренческой позиции, анализировать основные этапы и закономер-ности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
- владеть навыками квалифицированной оценки и истолкования художественного произведения
- демонстрировать навыки варьирования языковых средств, обусловленных их принадлежностью к тому или иному языковому стилю
- обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность методами и средствами физической культуры, вла-деть культурой безопасности, обладать экологическим сознанием;
- знать закономерности функционирования языковой системы в синхроническом и диахроническом аспектах
- владеть профессиональной речевой культурой
- обладать достаточным уровнем правосознания, исполнять профессиональные обязанности и принципы культуры поведения и этические нормы общения
- знать и квалифицированно интерпретировать различные типы текстов
- владеть современным русским литературным языком во всех сферах коммуникации