6B02142 Народные инструменты (Домбыра) в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы "Народные инструменты (Домбыра)" - подготовка высококвалифицированных специалистов-музыкантов, с предоставлением полноценного качественного профессионального образования, профессиональной компетенции в области традиционной музыки и исполнительского искусства.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
-
Этносольфеджио
Кредитов: 3Предмет включает в себя комплексное использование современных моделей привлечения и обучения музыки, теоретического и практического опыта, при этом воспитание и развитие слухового восприятия учащихся, опираясь на основы внедрения домбровой и песенной музыки, слухо-зрительного эффекта его жанрово-стилевых особенностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Оркестр 1
Кредитов: 3Курс раскрывает особенности оркестрового исполнительства как вида художественно-творческой деятельности
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Общее фортепиано
Кредитов: 2Дисциплина ориентирована на овладение навыками игры на фортепиано, аккомпанирования и ансамблевого музицирования, на изучение разнообразного репертуара.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Специальность 1
Кредитов: 5Курс знакомит студента со спецификой выбранной специальности, ее особенностями.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Гармония
Кредитов: 3«Гармония» посвящена изучению основных закономерностей гармонического многоголосия.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Специальность 2
Кредитов: 5Приобретение навыков игры на народном инструменте, уметь работать над музыкальным произведением, исполнять репертуар на высокохудожественном уровне, с соблюдением стилистических норм.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Оркестр 2
Кредитов: 3Освоение курса научит обучающегося чтению с листа музыкальных произведений разных жанров и форм; репетиционно-концертной работы в качестве оркестранта в симфоническом и народном оркестрах
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Фортепиано
Кредитов: 2Дисциплина предназначена для освоения навыков игры на фортепиано, необходимых для успешной исполнительской и преподавательской деятельности будущего специалиста, а также для освоения произведений различных жанров и стилей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
История исполнительского искусства
Кредитов: 3Владеть знаниями истории исполнительского искусства. Осуществлять собственную интерпретацию произведения на основе художественно-исполнительского анализа.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Ансамбль
Кредитов: 5Цель дисциплины - формирование специальных навыков ансамблевого исполнительства (достижение синхронности, слаженности звучания).
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История музыки
Кредитов: 3"История музыки" посвящена изучению эволюции социальных процессов, художественных тенденций, академических жанров и музыкального искусства в творчестве композиторов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Оркестр 3
Кредитов: 3Применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенных в специальных классах; развитие ансамблевых навыков игры в составе оркестра
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Специальность 3
Кредитов: 5Содержание дисциплины направлено на ознакомление обучающихся с фундаментальными принципами инструментальной практики
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История казахской музыки и фольклора
Кредитов: 3История казахской музыки и фольклора - изучение исторических фактов и музыкально-стилистических особенностей произведений казахской музыки и фольклора. Дисциплина расширяет музыкальный, общий интеллектуальный кругозор студентов, гражданственность и системность знаний о музыкально-историческом процессе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Учебная практика
Кредитов: 5Студенты имеют возможность во время практики почувствовать себя обладателями разносторонних способностей. В системе профессионального обучения кадров в области музыки, в теоретическом, творческом и исследовательском подходах, учебная практика имеет большое значение. Этот предмет обеспечивает интеграцию теоретической подготовки и практической деятельности будущих специалистов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Родственный инструмент
Кредитов: 5Национальные инструменты-домбра, кобыз, кыл-кобыз, шертер гармонично сочетаются. Любой музыкант должен по требованию взять один из этих инструментов как специальность, а остальные-как практическое занятие. Предмет "родственный инструмент" - помимо своего основного инструмента может познакомиться с другими инструментами (например: кобыз и т. д.), изучить его возможности, особенности исполнения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Оркестр 4
Кредитов: 3Развитие гармонического, полифонического и тембрового слуха, чувства ритма; чтение с листа оркестровых партий и их индивидуальную подготовку.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы антикоррупционной культуры
Кредитов: 5Учебная дисциплина основывается на комплексе общественных наук, таких как политология и правоведение, предметом которых являются правовые отношения между членами общества и их взаимодействие. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей правовых антикоррупционных отношений. Акцентируется внимание на академическую честность влияние явления коррупции на экономическую, политическую и социальную составляющую человека и государства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы инструментальной музыки тюркских народов
Кредитов: 3Предмет изучает инструментально - музыкальное наследие родственных народов, объединяющее обще тюркскую культуру. Целью дисциплины является изучение национальных этапов в истории казахской инструментальной музыки. Определение общих свойств кюев домбры. Предмет ставит целью изучение коренных следов кочевой культуры. Изучаются общие жанры в тюркской инструментальной музыке, общее содержание и общие основы фольклора. Студент будет информирован о культуре тюркской музыки. Это может повлиять на дальнейшую исследовательскую деятельность в области тюркологической науки в музыкальном направлении.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Трехструнная домбыра
Кредитов: 3В результате изучения предмета "трехструнная домбра", можно освоить актуальную сферу древней музыки. Тем самым формируется специалист-исполнитель, владеющий глубоким знанием профессии, репертуаром подобных инструментов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Специальность 4
Кредитов: 5Содержание дисциплины направлено на ознакомление обучающихся с методологией и методикой обучения инструменталистов, передовыми идеями народной музыкально-исполнительской культуры.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Оркестр 5
Кредитов: 3Цель - курса подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах; развить у студентов оркестровое мышление
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Анализ музыкальных произведений
Кредитов: 3Предметом изучения в курсе анализа являются формы и жанры музыкальных произведений. Овладение анализом музыкальных произведений необходимо в профессиональной подготовке студентов для успешной музыкально-педагогической деятельности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Полифония
Кредитов: 3В курсе изучаются типы многоголосной организации, виды полифонической техники, фактуры и формы, полифонические стили.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Специальность 5
Кредитов: 5Ознакомление с закономерностями развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Кредитов: 5Знать специфику методической деятельности в области педагогики. Уметь планировать учебный процесс в классе по специальности, знать педагогический репертуар, грамотно составлять индивидуальный план обучаемого, анализировать тенденции развития его музыкальных способностей, стимулировать их рост. Владеть стилевым подходом, а также техникой для его реализации.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Сценическая культура
Кредитов: 3В исполнении на сцене учатся действовать с помощью сценического оборудования (микрофона, света, экрана). В ходе концерта будут максимально освоены действия.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Нотография народной музыки
Кредитов: 3Цель дисциплины - изучение народной музыки и музыки народных композиторов, грамотно записывать ноту, научиться ее набирать с помощью инновационных технологий (компьютер, электронные программы).
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Развитие искусства кюя в ХХ веке
Кредитов: 3Изучаются жизнь и творчество представителей казахского кюя ХХ в., их вклад и труд в искусство. Кроме того, комплекс лекций о процессе развития кюев в данное время и методике овладения современным репертуаром.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Кредитов: 4При реализации настоящей рабочей учебной программы используются дидактические и наглядные пособия: плакаты, учебные видеофильмы, электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия по профилю подготовки обучающихся
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Оркестр 6
Кредитов: 3Цель курса - изучить оркестровый репертуар; развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Фонд кюи
Кредитов: 4Изучается история кюя. Комплекс лекций о традиционных школах, жанрах кюя, разделах и вариантах кюя. Изучаются сведения о фольклорных легендах и мифо-понятийных основах кюя. Изучается как обогащать кюевый репертуар исполнителя. Изучаются методологии формирования традиционной музыкальной памяти.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Специальность 6
Кредитов: 5Владение навыками игры на народных инструментах, уметь работать над музыкальным произведением, исполнять репертуар на высоком уровне, с соблюдением стилистических норм.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Основы этики
Кредитов: 3Цель курса - формирование моральных принципов среди студентов, определение их новых взглядов, усиление ответственности за принятие решений и соблюдение моральных норм в зависимости от любых трудных ситуаций. Развитие моральных характеристик, а именно: честность, гуманность, доброта, ответственность, толерантность, оптимизм и патриотизм.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Основы научного исследования
Кредитов: 5Содержание дисциплины содержит информацию о проектировании, редактировании, структуре исследования, его обязательных разделах и подразделениях, выборе и формулировании темы научной работы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Менеджмент в культуре
Кредитов: 3Формирование устойчивой системы знаний о механизмах культурной политики, принципах и методах управления в сфере культуры демократического правового государства. Знакомство с общими принципами менеджмента на базе которого предполагается создание целостного представления об особенностях менеджмента в сфере культуры.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Инструментальная фольклорная музыка
Кредитов: 3Изучение дисциплины дает студенту возможность стать профессиональным специалистом в области исполнительства и фольклороведения. Формируется профессиональный специалист, обладающий знаниями в области фольклорной науки, его инструментальной основы, исторического развития.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Основы предпринимательства
Кредитов: 3Имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как экономика, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей рыночной экономики и предпринимательства. Предпринимательство – это и наука, без знания которой трудно ориентироваться в современной экономической жизни. Однако быть экономически грамотным человеком, иметь представление об основах бизнеса, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета – требование времени, особенно для молодежи.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальность 7
Кредитов: 5Умение самостоятельно мыслить, профессионально анализировать музыку различных жанров, ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальная педагогическая подготовка
Кредитов: 5В курсе дается отдельная рекомендация передовой этнопедагогике и достижениям современной педагогики. Это позволяет музыканту – исполнителю углублять знания,умения и навыки, необходимые для своей профессиональной деятельности и систематизировать полученные знания.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Оркестр 7
Кредитов: 3Цель курса - выработка организаторской и репетиционной работы с оркестром; практика концертных выступлений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальность 8
Кредитов: 5Владение навыками сценического публичного исполнения, в том числе на родственном инструменте. Знание сольного репертуара, включающий произведения разные жанры.
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Оркестр 8
Кредитов: 3Способность к практическому применению знаний, умений и навыков игры в ансамбле. Вести концертную деятельность в качестве солиста в составе оркестра
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Инструментальный ансамбль
Кредитов: 5В результате изучения дисциплины студент может стать ведущим специалистом, узнавающим профессиональный уровень инструментального коллектива, способным самостоятельно формировать репертуар ансамбля, создавать произведения ансамблю.
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Методика и педагогика домбрового искусства
Кредитов: 5Готовит быть представителем духовности, способным обучать игре на домбре, продолжать традиции через ученика.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Код ON2
Владеть технически сложными играми в исполнительской сфере, партитурными знаниями в коллективе. Через репертуар оркестра и ансамбля возрастает узнаваемость в отдельных отраслях исполнения.
-
Код ON10
Быть способным руководить коллективом, состоящим из родственных инструментов и исследовать родственные музыкальные инструменты. Владеть репертуарами родственных инструментов. Уметь работать с научной и искусствоведческой литературой.
-
Код ON7
Знать особенности управления в сфере культуры. Владеть навыками принятия управленческих решений, регулирующих деятельность культуры.
-
Код ON6
Владеть навыками игры на фортепиано и владеть на практике произведениями различных жанров и стилей.
-
Код ON14
Быть готовым освоить применить и придерживать этические и правовые нормы поведения в области борьбы с коррупционными действиями. Знать основы финансирования и государственного регулирования предпринимательства. Владеть государственным, русским и иностранными языками в научной и профессиональной деятельности.
-
Код ON1
Владеть разнообразными формами традиционного кюя, сложившихся на инструменте домбры, владеет способами творческого поиска. Умеет самостоятельно работать, изучая профессиональные принципы исполнительского искусства.
-
Код ON5
Знать основные этапы развития музыкальной культуры и ее яркие образы. Уметь использовать терминологический и концептуальный аппарат дисциплины в исполнительской сфере.
-
Код ON15
Знать развитие искусства кюя, а также жизнь и творчество кюйши, живших в ХХ в. Уметь грамотно фиксировать народную музыку и произведения народных композиторов.
-
Код ON3
Уметь раскрывать суть и исполнять на высоком профессиональном уровне мировую классическую и народную музыку песенно-кюевого наследия. Уметь сочетать теоретическую подготовку и практическую деятельность.
-
Код ON9
Иметь представление о тюркской культуре. Знать общие жанры, общее содержание и общий фольклор в тюркской инструментальной музыке.
-
Код ON12
Уметь использовать терминологический и концептуальный аппарат в научной работе. Владеть навыками работы с музыкальной литературой.
-
Код ON13
Владеть учебным репертуаром, традиционным концертным репертуаром, сформированный на инструменте для специальных музыкальных учебных заведений. Знать основы музыкальной педагогики, психологии. Иметь навыки специалиста педагогической деятельности в области просвещения. Иметь профессиональный опыт, общие и профессиональные компетенции и быть подготовленным к самостоятельной трудовой деятельности.
-
Код ON11
Владеть профессиональным уровнем инструментального коллектива, уметь самостоятельно формировать репертуар ансамбля, создавать произведения ансамблю. Быть профессиональным специалистом в области исполнительства и фольклористики.
-
Код ON4
Знать структуру музыкальных произведений, их фактурные, стилистические и жанровые формы. Уметь определять структурные образцы музыки на слух. Владеть навыками музыкального анализа, интонации и письма.
-
Код ON8
Придерживаться этических стандартов и правил в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности и обладает методами и способами делового общения и навыками культуры поведения. Уметь работать на сцене с помощью сценического оборудования (микрофона, света, экрана).