7M02324 Тюркская филология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка профессиональных кадров научно-образовательной направленности в области тюркологии для специализированных НИИ, консульств тюркских государств, ВУЗов, научно-производственных организаций и ассоциаций, национальных и региональных центров по тюркологии, органов государственного управления и профильных министерств.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M060 Филология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
-
Текстология огузско-карлукских памятников
Кредитов: 6Цель дисциплины – обучение магистрантов методике и практике текстологической работы с огузскими и карлукскими надписями, анализировать текстологию древних литературных памятников, формирование практических навыков исследования с источниками текста классических произведений на огузском и карлукском языках, научить профессионально оценивать историко-литературное наследия этноса. Дать представление об истории возникновения и развития текстологии тюркской классики на материалах огузской и карлукской литературы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Иностранный язык (профессиональный)
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать у магистрантов навыки, необходимые для общения в деловой и научной сферах, реализации коммуникативных компетенций, позволяющих вести научно-исследовательскую деятельность в международных исследовательских коллективах. Будут изучены: методы устной, письменной и электронной коммуникации; создание профессионально значимых текстов на английском языке.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Организация и планирование научных исследований
Кредитов: 6Формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, исследовательской компетенции. Курс направлен на изучение теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития РК, основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Компаративная грамматика тюркских языков
Кредитов: 6Курс рассматривает основные лексические ресурсы, фонетический и грамматический строй языка древнетюркских рунических памятников в общих чертах со средневековыми и современными тюркскими языками. Морфология, словосложение, словосочетание, члены предложения, виды предложений рассматриваются в компаративным аспекте. С учетом лингвистических (графических, фонетических, грамматических) особенностей памятников углубляются научные знания компаративной грамматики тюркских языков.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Текстология кыпчакско-булгарских памятников
Кредитов: 6Цель дисциплины – обучение магистрантов методике и практике текстологической работы с кыпчакскими и булгарскими надписями, анализировать текстологию древних литературных памятников, формирование практических навыков исследования с источниками текста классических произведений на кыпчакском и булгарском языках, научить профессионально оценивать историко-литературное наследия этноса. Дать представление об истории возникновения и развития текстологии тюркской классики на материалах кыпчакской и булгарской литературы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Психология управления
Кредитов: 3Дисциплина направлена на формирование социально-психологической компетенции по объективной оценке психологических теорий управления и лидерства, динамики группового развития и командообразования, особенностей психологии масс и толпы, психологических теорий коммуникации и стратегии разрешения конфликта, необходимых для своей профессиональной деятельности в рамках управленческих взаимоотношений.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
История и философия науки
Кредитов: 3Цель дисциплины: сформировать у магистрантов компетенции,необходимые для понимания и определения общих закономерностей возникновения и развития науки, основных концепций современной философии науки. Будут изучены: положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;функции проблемы, гипотезы, философской, общенаучной, специальной, прикладной и междисциплинарной методологии в структуре научного исследования; формирование целостного системного научного мировоззрения.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Педагогика высшей школы
Кредитов: 3Цель дисциплины: сформировать у магистрантов компетенции, необходимые для педагогической деятельности в вузах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Будут изучены: тенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, современные стратегии и методы обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
История и теория древнетюркского письма
Кредитов: 6Цель дисциплины: изучение тюркской рунической графики, всесторонний анализ эпиграфических надписей, обнаруженных на территории Казахстана, проведение наблюдений по древним видам письменности и принципиально новая интерпретация генезиса тюркского рунического алфавита. Древнетюркская руническая письменность (тюркская руника) Южной Сибири, Монголии, Средней Азии и Казахстана рассматривается как ценный источник для истории тюркских языков и языковедов.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Концептуальная картина мира в литературном наследии тюркских народов
Кредитов: 9Цель дисциплины: формирование умения определять место и роль тюркской культуры в мировой цивилизации. Изучение особенностей концепции тюркского мира в современной парадигме развития духовных ценностей. Влияние культуры и языка тюркских народов на цивилизацию народов мира направлено на дифференциацию ее концептуальных созвучий и различий в картине общечеловеческого и тюркского мира ХХІ века.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Исследования древнетюркских литературных памятниках
Кредитов: 9Цель дисциплины: обобщение, группировка исследований о древнетюркском литературном наследии V-XII веков; углубление умений сравнивать, оценивать научные подходы в исследованиях и проводить анализ по новым литературным тенденциям. Сопоставление поэтического потенциала, жанровой специфики, стиля, художественных тропов и образов героев древнетюркских литературных произведений с современными литературными произведениями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Кыпчакско-Сибирская тюркская социальная линвистика
Кредитов: 9Цель дисциплины – формирование у студентов социолингвистического представления о месте и роли коренных малочисленных тюрках Сибири и их языках, а также о шаманизме; всестороннее изучение тюркских языков в Сибири; демографические, этнолингвистические характеристики и методы; современное состояние языков в условиях вымирания в контексте социолингвистических исследований, социолингвистических исследований, связанных с развитием социальных функций.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Литературно-теоретические основы тюркологии
Кредитов: 9Цель дисциплины: анализ общих литературных ценностей тюркского мира, выявление литературно-исторических факторов, способствующих их сохранению и модернизации. Сравнительный анализ места древних литературных артефактов в тюркской культуре как теоретически сложной отрасли науки с точки зрения казахстанских и зарубежных тюркских научных школ. Глотогенетическая и глотохронологическая основы тюркских литературных памятников рассматриваются в литературно-этногенетическом аспекте.
Год обучения - 2
Семестр 3
-
История тюрко-казахско-монгольских этноязыковых взаимоотношений
Кредитов: 9Цель дисциплины: подробно освещать предисторию тюрко-монгольских этноязыковых взаимоотношений, роль восточноиранского (скифо-сакского) фактора в этноглоттогензе древних тюрков и, в особенности, огузов и карлуков. По новому освещать историю взаимоотношени»й тюркских и монгольских племен накануне возникновение Великой Монгольской империи Чингизхана; экплицитно освещать тюрко-монгольские взаимоотношения в золотоординскую эпоху и в собственно казахских ханств, побробный анализ ойрато-джунгарско-казахских взаимоотношения и этноязыковых контактах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Тюркская литература в контексте мировой литературы
Кредитов: 9Цель дисциплины – совершенствование филологической подготовки магистрантов одновременно по мировой и тюркской литературе, укрепление навыков непосредственной работы с древнетюркскими текстами, дать представление о различных формах литературных связей и о способах их научного исследования, продемонстрировать значительные образцы межлитературных контактов, дать их анализ и интерпретацию; с помощью новых контекстов и аспектов изучения углубить знания об основных литературных явлениях древнетюркской эпохи.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Становление жанра романа в литературе тюркских народов
Кредитов: 9Цель дисциплины: систематизация на основе фактических данных истории становления и развития жанра романа в литературе тюркских народов; группировка по темам; характеристика и оценка содержания особенностей литературного жанра в ранних тюркских романах; овладение литературным анализом их композиционной, сюжетной, структурной организации и художественных приемов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Код ON1
Иметь междисциплинарное представление и поликультурное мировоззрение, основанное на глубоком осмыслении истории и философии научного мышления как части общечеловеческой культуры;
-
Код ON2
Анализировать рукописные материалы кыпчакской, огузской, карлукской, булгарской языковых групп и ветвей Восточного гунна с использованием современных методов исследования в области тюркологии;
-
Код ON3
Осуществлять научные проекты для исследования аксиологических аспектов тюркских реликвий, человеческих ценностей, концептуальной картины мира, формирования литературных жанров на основе привлечения новых архивных материалов и рукописей;
-
Код ON4
Иметь представление о стилистике ресурсов тюркских языков; знать виды функциональных стилей, орфоэпические, орфографические, синтаксические нормы английского литературного языка для проведения сравнительно-сопоставительных исследований и для использования в переводческой практике;
-
Код ON5
Интерпретировать результаты текстологических исследований путем моделирования монголо-тюркских и славяно-тюркских языковых отношений;
-
Код ON6
Аргументировать свою позицию по результатам изучения древне- и средневековых рукописных материалов в соответствии с теориями и концепциями современной тюркологии;
-
Код ON7
Анализировать задачи и проблемы научных исследований в области литературы тюркских народов, исторических этапов развития кочевой цивилизации; осуществлять реализацию научных проектов с использованием современных методов на основе изучения материальной и духовной культуры тюркских народов, вошедших и претендующих войти в список ЮНЕСКО;
-
Код ON8
Оценивать траекторию актуальности магистерского исследования, определять цели и задачи, обосновывать методологию исследования, аргументированно интерпретировать полученные научные результаты;
-
Код ON9
Прогнозировать образовательные и научно-исследовательские междисциплинарные проекты по проблемам социолингвистики, связанных с реформой языковой политики, языкового планирования, письменности в современных тюркских государствах;
-
Код ON10
Организовывать воспитательную работу, разрабатывать учебные планы, применять традиционные и инновационные методы и технологии преподавания тюркологии по отдельным видам обучения тюркологии;
-
Код ON11
Формировать инновационные идеи, выдвигать самостоятельные прогнозы, обосновывать траекторию профессионального развития;
-
Код ON12
Способность обмениваться мнениями на изучаемом иностранном языке на международных научно-практических конференциях по вопросам тюркской филологии; знакомить зарубежное научное сообщество с актуальными вопросами и результатами исследований на профессиональном английском языке; публиковать статьи с высоким индексом цитирования.