Действующая образовательная программа

7M02313 Казахская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научного сотрудника, освоившего научно-теоретические основы казахской филологии, инновационные методы ее исследования, преподавателя высшей академической квалификации, владеющего современными технологиями в образовательных учреждениях, редактора масс-медиа, менеджера в области науки и образования, управления и администрирования.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование навыков организации и планирования научных разработок в области переводоведения с применением современных методов обработки результатов. Будут изучены: основы научных исследований в области перевода; современные методы анализа текстов; информационные технологии; формулировка и решение научных задач; выбор научных методов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научные парадигмы казахской речи
    Кредитов: 6

    Рассматриваются систематизация основных теории речи в языкознании, формирования и развития принципов речи в казахском языкознании, дифференциация функционально-смысловых особенностей речи, анализ сущности и значения речевой системы, проявления и особенности норм в словоупотреблении, экологии речи, функции диалога и монолога, видов и применения речи в социально-психологическом, лингвофилософском, аксиологическом аспектах.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы лингвопоэтики
    Кредитов: 6

    Рассматриваются поэтика казахского художественного слова, особенности семантики и содержания в слове, когнитивное обоснование поэтических приемов в художественном тексте, главенствующие концептуальные обобщения, использование слова в процессе речи, применение словосочетаний и отдельных слов, и вместе с тем основные средства познания уровня сознания, внутреннего мира, знаний и компетенций человека, методы лингвопоэтического и когнитивного анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Поэтический мир Абая
    Кредитов: 6

    РРассматриваются пути выявления важнейших проблем исследования поэтического мира Абая Кунанбаева, особенности трудов, посвященных междисциплинарному изучению наследия творчества Абая, традиции и премственность, художественная особенность, форма стиха, жанровая характеристика произведений Абая и казахской поэзии, а также стихотворные формы казахской поэзии на основе языковых исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингвистика XXI века: проблемы и методы
    Кредитов: 6

    Содержание дисциплины составляют анализ актуальных проблем современного казахского языкознания, основные новые понятия в области языкознания, теоретические основы, доминантные и слабые стороны современной методики казахского языкознания, методологическая теория исследования лингвистики, такие виды анализа, как контент-анализ, логическо-смысловое моделирование, систематизирование, типология, трансформация, статистический, семантический, стилистический анализы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Общие вопросы языка и литературы
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: способствовать формированию научного представления о новом филологическом направлении исследования, обучения, научно осмысливая общие проблемы для языка и литературы. Содержание дисциплины составляют различия лингвистической стилистики и стилистики литературоведения, способы разграничения языковой нормы и стилистической нормы, навыки подбора слов, способы использования языковых средств в художественной литературе, способы превращения языковых единиц в изобразительно-выразительные средства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Содержание дисциплины включает особенности воспитательного процесса вуза, методы и принципы объединения социальных ценностей необходимых для формирования профессиональных качеств будущих специалистов, лингвистическая толерантность и гражданское равенство, теория и практика взаимоотношений в многокультурной и многоязыковой среде, способы формирования позитивного самооценки, структура познавательных тенденций.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 6

    Цель курса – сформировать иноязычную профессионально-ориентированную коммуникативную компетенцию, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать профессиональный английский язык как средство межкультурного и профессионального общения. Рассматриваются вопросы специфики речи и нормы произношения: орфоэпическая норма, семантическая, речевые модели описания структур и систем, дефиниций, аргументации, лексические и стилистические особенности английского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Технологии исследования казахского дискурса
    Кредитов: 9

    Рассматриваются вопросы определения онтологии дискурса, методологических технологий жанровых особенностей дискурса, основные направления и школы, главнейшие принципы исследования, философско-психологические основы анализа, лингвистическая, социально-психологическая, лингвопрагматическая и т.д. технологии исследования дискурса, особенности применения речевых приемов в дискурсе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Литературный мир М. Ауезова
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с историей преемственности, духовно-мировоззренческих связей Абая Кунанбайулы и Мухтара Ауэзова, занимающих особое место в истории казахской литературы и сыгравших значительную роль в истории литературного развития. Содержание дисциплины включает в себя литературное творчество и литературные исследования М.О. Ауэзова. Рассматривается роль выдающихся, великих личностей в развитии национальной литературы, приемы научного комплексного исследования уникальных произведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Алашеведение: казахское языкознание в начале ХХ века
    Кредитов: 9

    История развития казахского языкознания классифицируется по этапам, дифференцируются позиции ученых на этапе становления и развития казахского языкознания; позиции ученых А. Байтурсынова, Е. Омарова, К. Кеменгерова, Т. Шонанова, К. Басымова, К. Жубанова и др. описываются и аргументируются в сравнении с позициями ученых до и после них; анализируется вклад ученых в различные области языкознания в период становления национального языкознания, уточняется его роль в казахском языкознании.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Новые направления казахской литературы
    Кредитов: 6

    Рассматриваются системы новых парадигм, сформировавшихся в литературоведении, а также особенности их развития и формирования. Вместе с тем изучаются понятия и категории структурной, герменевтической, типологической, сравнительной, функциональной, межкультурной коммуникации и т.п. антропоцентрических направлений по отраслям литературоведения; вопросы пропаганды казахской литературы за рубежом, отражения мировых тенденций в казахской литературе, хронотопа, архетипа и аксиологического анализа литературных произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология речи и языка
    Кредитов: 9

    Рассматриваются вербальные и невербальные факторы, влияющие на экологию современной речи; их экологические проблемы по языковым уровням; языковая норма и тенденции формирования, изменения их характеристик; основные аспекты (культурные, жанрово-стилистические, нормативные, регулирующие) понятия «Экология языка»; историко-культурная характеристика процессов языка; экстралингвистические факторы, определяющие положение языка, их позитивное и негативное влияние.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Когнитивная грамматика казахского языка
    Кредитов: 9

    Изучение дисциплины направлено на овладение теоретическими знаниями о предпосылках и этапах зарождения когнитивной грамматики, определение метаязыка, базовых принципов когнитивной грамматики, основных категории и ключевых понятий; формирование представлений о категории, категоризации, картине мира и их национальных особенностях; об антропоцентричности грамматических категории, связи когнитивной лингвистики с другими отраслями языкознания; современное состояние и тенденции разви тия когнитивной грамматики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвистические аспекты анализа текста
    Кредитов: 9

    Содержание предмета направлено на структурность, интегративность, преемственность, цельность, выявление функций орфографии при построении текста; категории – время, пространство, диалог, событийность. Рассматриваются основные признаки текста и коммникативная структура, виды анализа текста на основе лингвостилистических, лингвопоэтических приемов, навыки выявления ключевых слов текста для упрощения работы по поиску и редактированию текстов различных жанров.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Философия национальной идеи в казахской литературе
    Кредитов: 9

    Рассматриваются межпредметные связи философии национальной идеи казахской литературы и литературоведения, методология литературоведения, природа художественного мышления, вопросы мировоззрения в художественной литературе. Направлено на определение концепции личности в качестве основы системы философско-антропоцентрических ценностей, анализ художественной литературы как феномена культуры, изучение художественного произведения с позиции аксиологии общечеловеческих ценностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Казахский язык: парадигма национальных ценностей
    Кредитов: 9

    Национально-культурные коды, исторически сложившиеся в реалиях и познаниях казахского народа, оцениваются в когнитивно-лингвокультурологическом направлении. Система национальных концептов и ценностей изучается и комплексно определяется на основе когнитивного и лингвопсихологического анализа. Исторические, культурные, духовные сущности и концепты систематизируются по триаде «Человек (добродетель, искренность, нравственность, долг, честь, совесть, этикет, порядочность)», «Общество (единство, целое, целостность), «Природа».

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Тюркский лингвокультурный феномен
    Кредитов: 9

    Выявляются теоретические установки основных закономерностей и особенностей развития тюрских народов на основе памятников древнетюркской истории; факторы, повлиявшие на концептуально-культурологическое развитие; будет проведен анализ с позиций современных теоретических направлений лингво-философского мировоззрения, отразившегося в казахской истории. Намечено проведение когнитивного анализа лингвокультурных особенностей, словоупотребления, семантики и содержания слова, исторических источников на основе древнетюркских памятников.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Прагматика казахского медиа-текста
    Кредитов: 9

    Содержание дисциплины направлено на выявление роли медиа-текстов в формировании мирового медиа-образа, понятия информация и социальную характеристику, прагматического аспекта информации, ролевых отношений между адресантом и адресатом газетного текста; анализ, сбор, отбор, обработку важной информации из различных источников. Донесение собственной прагматической позиции адресанта сегодняшнего медиа-текста, оценка медиа-текста с лингвопрагматической позиции, пути и способы прогнозирования приоритетов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Этимологические основы развития казахской лексики
    Кредитов: 9

    Дисциплина направлена на изучение: лексических изменений в различные периоды процесса исторического развития казахского языка, явлений, повлиявших на развитие значения слова, методов сравнительно-исторического, когнитивного, ономасиологического анализов исторических источников казахского языка, актуальных проблем диахронии языка, семантического развития слов, способов определения состава и структуры исконных слов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Психолингвистический аспект коммуникативных единиц
    Кредитов: 9

    Рассматриваются вопросы характеристики объекта психолингвистического анализа и отбора, анализ связи эмоциональности, экспрессивности текста с психологией человека, реализация коммуникативных единиц в процессе речи, общие закономерности их понимания (принятия), психолингвистические основы отбора грамматических структур в процессе речи, тенденции языка, речь и познания, методы и способы исследования психолингвистического направления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Художественно-эстетический мир казахской литературы
    Кредитов: 9

    Предмет направлен на познание художественно-эстетической природы казахской литературы, рассмотрение объектов эстетизации в литературе, в контексте культурных традиций народа, в соответствии со спецификой казахского менталитета. Содержание дисциплины составляют такие важные теоретические вопросы, как эстетический идеал, категории, отношения, вкус, оценка, природа конфликта, авторская позиция в творчестве поэтов и писателей разных периодов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON12

    Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, применяя передовые современные технологии, методические, теоретические, практические понятия, необходимые для обучения в вузе.

  • Код ON8

    Выбирать приоритетные темы в сфере СМИ, информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников. Идентифицировать материал требованиям формата СМИ и запросам аудитории. Использовать приемы, полностью раскрывающие смысл авторской мысли при редактировании материала, корректировать текст по правилами орфографии, пунктуации, редактировать в соответствии с публицистическим стилем.

  • Код ON2

    Использовать когнитивные результаты знаний в качестве компетентностного инструмента в выявлении активных процессов, актуальных междисциплинарных проблем на основе новых научных парадигм, опираясь на основные закономерности казахской филологии и осваивая принципы теории, истории языка и литературы.

  • Код ON3

    Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний и находить технологическое решение, оценивая приоритетные и слабые стороны современных методов в проведении исследований.

  • Код ON7

    Дифференцировать синхронический характер казахского языка в диахроническим аспекте на основе фундаментальных филологических знаний. Участвовать в составлении словарей, используя сравнительно-исторические, этимологические, типологические методы исследования.

  • Код ON11

    Оценивать языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами в управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога. Усвоив психологию управления, быть менеджером в области образования и науки.

  • Код ON5

    Владеть теоретико-методологическими основами направлений языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функциональная стилистика и т.п., представить проекты по актуальным научно-теоретическим темам, участвовать в коллективных исследовательских работах.

  • Код ON9

    Анализировать выводы Алашских исследователей, связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.

  • Код ON1

    Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.

  • Код ON10

    Рассматривать национальный код как основу, первоисточник национальных ценностей, провести комплексный когнитивный анализ его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.

  • Код ON6

    Уметь применять иностранные языки как средство общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.

  • Код ON4

    Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, национальные ценности, принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность), опубликовать статьи в базе данных «Scopus» с высоким индексом цитируемости, в журналах, рекомендованных ККСОН.

  • Код ON13

    Комплексно анализировать автобиографические, творческие изыскания великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проводить научные исследования. Критически оценивать современные методы анализа в вопросах исследования литературных произведений.

  • Код ON14

    Дифференцировать структуру, направления исследований и художественно-эстетические особенности, философско-методические проблемы национальной литературы, анализировать художественное произведение как феномен культуры, рассматривать литературное произведение как аксиологию общечеловеческих ценностей.

Top