7M02313 Казахская филология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка научного сотрудника, освоившего научно-теоретические основы казахской филологии, инновационные методы ее исследования, преподавателя высшей академической квалификации, владеющего современными технологиями в образовательных учреждениях, редактора масс-медиа, менеджера в области науки и образования, управления и администрирования.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M060 Филология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
-
Организация и планирование научных исследований
Кредитов: 6Цель дисциплины: формирование навыков организации и планирования научных разработок в области переводоведения с применением современных методов обработки результатов. Будут изучены: основы научных исследований в области перевода; современные методы анализа текстов; информационные технологии; формулировка и решение научных задач; выбор научных методов.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Научные парадигмы казахской речи
Кредитов: 6Рассматриваются систематизация основных теории речи в языкознании, формирования и развития принципов речи в казахском языкознании, дифференциация функционально-смысловых особенностей речи, анализ сущности и значения речевой системы, проявления и особенности норм в словоупотреблении, экологии речи, функции диалога и монолога, видов и применения речи в социально-психологическом, лингвофилософском, аксиологическом аспектах.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы лингвопоэтики
Кредитов: 6Рассматриваются поэтика казахского художественного слова, особенности семантики и содержания в слове, когнитивное обоснование поэтических приемов в художественном тексте, главенствующие концептуальные обобщения, использование слова в процессе речи, применение словосочетаний и отдельных слов, и вместе с тем основные средства познания уровня сознания, внутреннего мира, знаний и компетенций человека, методы лингвопоэтического и когнитивного анализа.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Поэтический мир Абая
Кредитов: 6РРассматриваются пути выявления важнейших проблем исследования поэтического мира Абая Кунанбаева, особенности трудов, посвященных междисциплинарному изучению наследия творчества Абая, традиции и премственность, художественная особенность, форма стиха, жанровая характеристика произведений Абая и казахской поэзии, а также стихотворные формы казахской поэзии на основе языковых исследований.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Лингвистика XXI века: проблемы и методы
Кредитов: 6Содержание дисциплины составляют анализ актуальных проблем современного казахского языкознания, основные новые понятия в области языкознания, теоретические основы, доминантные и слабые стороны современной методики казахского языкознания, методологическая теория исследования лингвистики, такие виды анализа, как контент-анализ, логическо-смысловое моделирование, систематизирование, типология, трансформация, статистический, семантический, стилистический анализы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Общие вопросы языка и литературы
Кредитов: 6Цель дисциплины: способствовать формированию научного представления о новом филологическом направлении исследования, обучения, научно осмысливая общие проблемы для языка и литературы. Содержание дисциплины составляют различия лингвистической стилистики и стилистики литературоведения, способы разграничения языковой нормы и стилистической нормы, навыки подбора слов, способы использования языковых средств в художественной литературе, способы превращения языковых единиц в изобразительно-выразительные средства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Психология управления
Кредитов: 3Содержание дисциплины включает особенности воспитательного процесса вуза, методы и принципы объединения социальных ценностей необходимых для формирования профессиональных качеств будущих специалистов, лингвистическая толерантность и гражданское равенство, теория и практика взаимоотношений в многокультурной и многоязыковой среде, способы формирования позитивного самооценки, структура познавательных тенденций.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Иностранный язык (профессиональный)
Кредитов: 6Цель курса – сформировать иноязычную профессионально-ориентированную коммуникативную компетенцию, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать профессиональный английский язык как средство межкультурного и профессионального общения. Рассматриваются вопросы специфики речи и нормы произношения: орфоэпическая норма, семантическая, речевые модели описания структур и систем, дефиниций, аргументации, лексические и стилистические особенности английского языка.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Технологии исследования казахского дискурса
Кредитов: 9Рассматриваются вопросы определения онтологии дискурса, методологических технологий жанровых особенностей дискурса, основные направления и школы, главнейшие принципы исследования, философско-психологические основы анализа, лингвистическая, социально-психологическая, лингвопрагматическая и т.д. технологии исследования дискурса, особенности применения речевых приемов в дискурсе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Педагогика высшей школы
Кредитов: 3Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
История и философия науки
Кредитов: 3Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Литературный мир М. Ауезова
Кредитов: 9Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с историей преемственности, духовно-мировоззренческих связей Абая Кунанбайулы и Мухтара Ауэзова, занимающих особое место в истории казахской литературы и сыгравших значительную роль в истории литературного развития. Содержание дисциплины включает в себя литературное творчество и литературные исследования М.О. Ауэзова. Рассматривается роль выдающихся, великих личностей в развитии национальной литературы, приемы научного комплексного исследования уникальных произведений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Алашеведение: казахское языкознание в начале ХХ века
Кредитов: 9История развития казахского языкознания классифицируется по этапам, дифференцируются позиции ученых на этапе становления и развития казахского языкознания; позиции ученых А. Байтурсынова, Е. Омарова, К. Кеменгерова, Т. Шонанова, К. Басымова, К. Жубанова и др. описываются и аргументируются в сравнении с позициями ученых до и после них; анализируется вклад ученых в различные области языкознания в период становления национального языкознания, уточняется его роль в казахском языкознании.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Новые направления казахской литературы
Кредитов: 6Рассматриваются системы новых парадигм, сформировавшихся в литературоведении, а также особенности их развития и формирования. Вместе с тем изучаются понятия и категории структурной, герменевтической, типологической, сравнительной, функциональной, межкультурной коммуникации и т.п. антропоцентрических направлений по отраслям литературоведения; вопросы пропаганды казахской литературы за рубежом, отражения мировых тенденций в казахской литературе, хронотопа, архетипа и аксиологического анализа литературных произведений.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Экология речи и языка
Кредитов: 9Рассматриваются вербальные и невербальные факторы, влияющие на экологию современной речи; их экологические проблемы по языковым уровням; языковая норма и тенденции формирования, изменения их характеристик; основные аспекты (культурные, жанрово-стилистические, нормативные, регулирующие) понятия «Экология языка»; историко-культурная характеристика процессов языка; экстралингвистические факторы, определяющие положение языка, их позитивное и негативное влияние.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Когнитивная грамматика казахского языка
Кредитов: 9Изучение дисциплины направлено на овладение теоретическими знаниями о предпосылках и этапах зарождения когнитивной грамматики, определение метаязыка, базовых принципов когнитивной грамматики, основных категории и ключевых понятий; формирование представлений о категории, категоризации, картине мира и их национальных особенностях; об антропоцентричности грамматических категории, связи когнитивной лингвистики с другими отраслями языкознания; современное состояние и тенденции разви тия когнитивной грамматики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Лингвистические аспекты анализа текста
Кредитов: 9Содержание предмета направлено на структурность, интегративность, преемственность, цельность, выявление функций орфографии при построении текста; категории – время, пространство, диалог, событийность. Рассматриваются основные признаки текста и коммникативная структура, виды анализа текста на основе лингвостилистических, лингвопоэтических приемов, навыки выявления ключевых слов текста для упрощения работы по поиску и редактированию текстов различных жанров.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Философия национальной идеи в казахской литературе
Кредитов: 9Рассматриваются межпредметные связи философии национальной идеи казахской литературы и литературоведения, методология литературоведения, природа художественного мышления, вопросы мировоззрения в художественной литературе. Направлено на определение концепции личности в качестве основы системы философско-антропоцентрических ценностей, анализ художественной литературы как феномена культуры, изучение художественного произведения с позиции аксиологии общечеловеческих ценностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Казахский язык: парадигма национальных ценностей
Кредитов: 9Национально-культурные коды, исторически сложившиеся в реалиях и познаниях казахского народа, оцениваются в когнитивно-лингвокультурологическом направлении. Система национальных концептов и ценностей изучается и комплексно определяется на основе когнитивного и лингвопсихологического анализа. Исторические, культурные, духовные сущности и концепты систематизируются по триаде «Человек (добродетель, искренность, нравственность, долг, честь, совесть, этикет, порядочность)», «Общество (единство, целое, целостность), «Природа».
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Тюркский лингвокультурный феномен
Кредитов: 9Выявляются теоретические установки основных закономерностей и особенностей развития тюрских народов на основе памятников древнетюркской истории; факторы, повлиявшие на концептуально-культурологическое развитие; будет проведен анализ с позиций современных теоретических направлений лингво-философского мировоззрения, отразившегося в казахской истории. Намечено проведение когнитивного анализа лингвокультурных особенностей, словоупотребления, семантики и содержания слова, исторических источников на основе древнетюркских памятников.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Прагматика казахского медиа-текста
Кредитов: 9Содержание дисциплины направлено на выявление роли медиа-текстов в формировании мирового медиа-образа, понятия информация и социальную характеристику, прагматического аспекта информации, ролевых отношений между адресантом и адресатом газетного текста; анализ, сбор, отбор, обработку важной информации из различных источников. Донесение собственной прагматической позиции адресанта сегодняшнего медиа-текста, оценка медиа-текста с лингвопрагматической позиции, пути и способы прогнозирования приоритетов
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Этимологические основы развития казахской лексики
Кредитов: 9Дисциплина направлена на изучение: лексических изменений в различные периоды процесса исторического развития казахского языка, явлений, повлиявших на развитие значения слова, методов сравнительно-исторического, когнитивного, ономасиологического анализов исторических источников казахского языка, актуальных проблем диахронии языка, семантического развития слов, способов определения состава и структуры исконных слов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Психолингвистический аспект коммуникативных единиц
Кредитов: 9Рассматриваются вопросы характеристики объекта психолингвистического анализа и отбора, анализ связи эмоциональности, экспрессивности текста с психологией человека, реализация коммуникативных единиц в процессе речи, общие закономерности их понимания (принятия), психолингвистические основы отбора грамматических структур в процессе речи, тенденции языка, речь и познания, методы и способы исследования психолингвистического направления.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Художественно-эстетический мир казахской литературы
Кредитов: 9Предмет направлен на познание художественно-эстетической природы казахской литературы, рассмотрение объектов эстетизации в литературе, в контексте культурных традиций народа, в соответствии со спецификой казахского менталитета. Содержание дисциплины составляют такие важные теоретические вопросы, как эстетический идеал, категории, отношения, вкус, оценка, природа конфликта, авторская позиция в творчестве поэтов и писателей разных периодов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Код ON12
Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, применяя передовые современные технологии, методические, теоретические, практические понятия, необходимые для обучения в вузе.
-
Код ON8
Выбирать приоритетные темы в сфере СМИ, информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников. Идентифицировать материал требованиям формата СМИ и запросам аудитории. Использовать приемы, полностью раскрывающие смысл авторской мысли при редактировании материала, корректировать текст по правилами орфографии, пунктуации, редактировать в соответствии с публицистическим стилем.
-
Код ON2
Использовать когнитивные результаты знаний в качестве компетентностного инструмента в выявлении активных процессов, актуальных междисциплинарных проблем на основе новых научных парадигм, опираясь на основные закономерности казахской филологии и осваивая принципы теории, истории языка и литературы.
-
Код ON3
Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний и находить технологическое решение, оценивая приоритетные и слабые стороны современных методов в проведении исследований.
-
Код ON7
Дифференцировать синхронический характер казахского языка в диахроническим аспекте на основе фундаментальных филологических знаний. Участвовать в составлении словарей, используя сравнительно-исторические, этимологические, типологические методы исследования.
-
Код ON11
Оценивать языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами в управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога. Усвоив психологию управления, быть менеджером в области образования и науки.
-
Код ON5
Владеть теоретико-методологическими основами направлений языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функциональная стилистика и т.п., представить проекты по актуальным научно-теоретическим темам, участвовать в коллективных исследовательских работах.
-
Код ON9
Анализировать выводы Алашских исследователей, связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.
-
Код ON1
Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.
-
Код ON10
Рассматривать национальный код как основу, первоисточник национальных ценностей, провести комплексный когнитивный анализ его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.
-
Код ON6
Уметь применять иностранные языки как средство общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.
-
Код ON4
Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, национальные ценности, принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность), опубликовать статьи в базе данных «Scopus» с высоким индексом цитируемости, в журналах, рекомендованных ККСОН.
-
Код ON13
Комплексно анализировать автобиографические, творческие изыскания великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проводить научные исследования. Критически оценивать современные методы анализа в вопросах исследования литературных произведений.
-
Код ON14
Дифференцировать структуру, направления исследований и художественно-эстетические особенности, философско-методические проблемы национальной литературы, анализировать художественное произведение как феномен культуры, рассматривать литературное произведение как аксиологию общечеловеческих ценностей.
7M02313 Филология (казахская) профильная
МагистратураКазахский гуманитарно-юридический инновационный университет (КазГЮИУ)
ГОП: M060 Филология
Действующая образовательная программа | Языки обучения: Казахский7M02313 Казахская филология
МагистратураКазахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)
ГОП: M060 Филология
Действующая образовательная программа | Языки обучения: Казахский