Действующая образовательная программа

7M02319 Казахская филология (Ғылым ордасы) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка квалифицированных кадров в области казахской филологии, обладающих профессиональными компетенциями, лидерскими качествами, применяющих цифровые технологии, способных осуществлять научно-исследовательскую, образовательную, издательскую деятельность, используя современную методологию филологии.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Организация и планирование научного исследования
    Кредитов: 6

    Цель: Сформировать способность критически применять новейшие исследовательские методы и приемы в области социологии и гуманитарных наук. Будут рассмотрены: новые методы в научных исследованиях для научных выводов; сочетание филологических методов анализа художественного текста с фундаментальными научными исследованиями; подготовка и оценка проектов фундаментальных и прикладных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 6

    Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Структура и прагматика традиционной казахской речи
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование знаний о национальных традициях казахской речи, о структуре и прагматике казахского мыслеизречения, сформировать способность овладать навыками лингвостилистического анализа текстов. В результате магистрант: - сформирует знания о структуре, системе, норме и стиле традиционного казахского мыслеизречения на основе сказок, легенд, первых публицистических статей, ранних рассказов 20-30 годов, слов назидания Абая и примеров современной публичной речи; - овладеет навыками лингвостилистического анализа текстов, соответствующих грамматическим, логическим, стилевым, этическим нормам языка; - сформирует компетенции по оценке казахской публичной речи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академический дискурс
    Кредитов: 6

    Цель - сформировать способности понимания и анализа системных характеристик академического дискурса, включающих его общие дискурсивные, родовые и видовые институциональные признаки. Дисциплина направлена на изучение академического дискурса как одного из типов дискурса, его системообразующих признаков, проявлений в речи.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Дисциплина направлена на формирование социально-психологической компетенции по объективной оценке психологических теорий управления и лидерства, динамики группового развития и командообразования, особенностей психологии масс и толпы, психологических теорий коммуникации и стратегии разрешения конфликта, необходимых для своей профессиональной деятельности в рамках управленческих взаимоотношений.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История казахской графемологии
    Кредитов: 6

    Цель – сформировать системное знание по исторической графемологии казахского языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: освоение фонетико-фонологическими, графемологическими историческими основами казахской письменности; анализ многовековой грамматологической структурой казахской письменности; формирование системной графо-орфографических знаний в зависимости от алфавита и видов графики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистика устной речи
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование представлений об особенностях фонетического, морфологического, синтаксического, лексикологического уровней казахской устной речи, о сходстве и различии письменной и устной речи. Дисциплина направлена способствовать формированию коммуникативной компетентности будущего специалиста, т.е. повысить его общую речевую культуру, усовершенствовать владение нормами современного казахского устного языка, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения, навыки правильной публичной речи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Казахский алфавит и орфография на основе латиницы
    Кредитов: 9

    Цель – овладение новыми нормами казахского алфавита и орфографии, основанными на латинской графике. Будут рассмотрены следующие вопросы: дифференциация фонетико-фонологических особенностей, грамматологических принципов латинографической казахской письменности; различение содержания и типа каждой буквы в алфавите; углубленное изучение новых орфографических, орфоэпических норм казахского языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Национальный паремиологический фонд: генезис и прагматика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – определить место фразеологии в системе языка; выявить своеобразие фразеологических единиц (ФЕ) среди других языковых единиц. Задачи курса – определить черты, сближающие ФЕ с языковыми единицами других уровней (словом, словосочетанием и предложением), а также черты, разграничивающие их; - описать фразеологический фрагмент языковой картины мира - выявить особенности функционирования ФЕ в речи. - увеличить лексико-фразеологический запас магистрантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История казахской лексикографии
    Кредитов: 9

    Цель – сформировать знания о развитии и становлении казахской лексикографии. Будут рассмотрены следующие вопросы: изучение классификации словарей исторического направления, послуживших основой формирования казахской лексикографии; освоение структуры исторической словарной статьи, семантических принципов интерпретации древних, старых, заимствованных слов; анализ современных казахских словарей на основе методами и принципами лексикографии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Ахмедоведение и письменность «төте»
    Кредитов: 9

    Цель – сформировать навыки чтения и письма «тоте жазу» Ахмета Байтурсынова. Будут рассмотрены следующие вопросы: формирование знаний о теории письма Ахмета Байтурсынова (этапы развития, становления); обучение письму «төте» на академическом уровне; освоение причин употребления букв, обозначающих гласные и согласные звуки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвостилистика и современный анализ художественного текста
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование навыков современного лингвостилистического анализа казахских художественных текстов с предоставлением фундаментальных знаний о путях и методах изучения лингвостилистики. В ходе дисциплины магистрант будет знать: - теорию и практику казахской и мировой лингвостилистики; - причины своеобразия анализа казахских художественных текстов; - сформирует навык анализа современного художественного текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Памятники средневековой письменности: графика и текстоведение
    Кредитов: 9

    Цель – ознакомление с видами и графикой памятников средневековой письменности, овладение лингвотекстологическим анализом рукописей. Будут рассмотрены следующие вопросы: изучение лингвотекстологического (графический, фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) анализа путем сопоставления нескольких списков средневекового письменного памятника; интерпретирования причин лингвистических отклонений; обладание способностью выявлять различия между списками.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Алфавит и графика тюркских языков
    Кредитов: 9

    Цель – сформировать научно-теоретическое представление об алфавите и графике, правописании тюркских языков на основе кириллической и латинской графики. Будут рассмотрены следующие вопросы: освоение содержания букв и состава алфавитов тюркских языков, их особенностей; анализ фонем, графем, буквенных соотношений; формирование знаний по изучению истории и правописания алфавита.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Оценивать актуальные проблемы предметной области казахской филологии для исследования научных проблем, формулируя цели и задачи научного исследования, используя понятийно-терминологический аппарат лингвистики и ее методологию.

  • Код ON4

    Участвовать в составлении лексикографических трудов, используя сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, генеалогический, этимологический, типологический, модификационный методы исследования.

  • Код ON8

    Давать рекомендации в результате грамматологического исследования для усовершенствования казахского письма на основе классификаций, типологизаций, моделирования, количественно-статистического, семантического, стилистического анализа.

  • Код ON9

    Отстаивать собственные позиции и убеждать оппонентов, основываясь на валидных и достоверных результатах НИР, демонстрировать личностные качества, требующие проявления инициативы и личностной ответственности, работать в команде.

  • Код ON5

    Планировать исследовательскую работу в научных организациях, используя проектный менеджмент, построенный на лингвистических методах и принципах.

  • Код ON2

    Проводить аналитические исследования научных источников, языковых материалов, лингвистических учений, методов, методик и приемов для проведения прикладных исследований в области фонетики, фонологии, грамматологии, истории казахского языка, лексикологии, культуры речи.

  • Код ON3

    Проводить исследования современной графики казахского языка, используя виды графики средневекового письменного наследия и письменности Ахмета Байтурсынова.

  • Код ON10

    Корректировать научные, технические, художественные и рекламные тексты, используя основы орфографии, пунктуации, стилистики.

  • Код ON7

    RO7. Разрабатывать механизмы структурной лингвистики казахского языка, используя методы смежных наук, историко-функциональный, сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный методы.

  • Код ON6

    Презентовать научные результаты на международных и республиканских научно-практических конференциях, дискутировать по проблемам казахской филологии, публиковать статьи с высоким индексом цитирования.

  • Код ON11

    Подготовить публичную речь на основе жанровых принципов с использованием стилистических методов, языковых стандартов.

  • Код ON12

    Конструировать, планировать различные типы занятий разнообразными педагогическими методами, формировать и демонстрировать качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров новой формации на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.

Top