Действующая образовательная программа

7M02219 Археология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка научно-педагогических кадров в области археологии для научной и образовательной, историко-просветительской сферы, обладающих ценностными установками о национальных приоритетах Казахстана, имеющих навыки интерпретации и оценки современных знаний, новейших теорий в данной области и применения IТ в проведения археологических раскопок. Способных проводить полевые и прикладные исследования, археологические экспедиции с использованием инновационных, междисциплинарных методов, внедрять новые инновационные методы и технологий обучения при преподавании археологических дисциплин в традиционной и дистанционной форме.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M153 Археология и этнология
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Этнокультурные процессы в древнем и средневековом Казахстане
    Кредитов: 6

    Дисциплина является теоретическим курсом, формирующий научно-методологические взгляды у магистрантов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Археологические памятники и культурные наследия племен древней и средневекового Казахстана. Структура общества и социальное расслоение. Материальную культура, хозяйство древних племен Казахстана. Духовная культура племен древней и средневекового Казахстана. Этнокультурные процессы в древнем и средневековом Казахстане.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические и методологические проблемы археологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность интерпретироватьактуальные системные знания и методологиюархеологии. Будут изучены: природа методологии археологии, предмет, принципы, теории, система законов, археологический факт, процедуры археологических исследований, методы обработки археологического материала, интенсификация, теоретических исследований в археологии,проблемы взаимодействия культур по данным археологии, междисциплинарность в археологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 6

    Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы классической археологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – интерпретировать исследования памятников мировой античности, памятников искусства, основных мировых научных школ. Основное внимание будет уделяться памятникам Европы и Азии, являющимися ключевыми для построения мировой абсолютной и относительной хронологии археологических комплексов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований (англ)
    Кредитов: 6

    Дисциплина направлена на изучение основополагающих принципов, методов, стратегий и форм научного исследования, работы с источниками и базами данных и имеет цель сформировать способность проведения исследований в конкретной области. Курс обучает магистрантов теоретико-методологическим основам для процесса самостоятельного получения новых знаний, работы с ключевыми научными категориями и практической реализации научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Цель – формирование способности к педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением КТО, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания (TLA-стратегий).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные проблемы когнитивной и промышленной археологии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – получение магистрантами базовых общепрофессиональных знаний по актуальным проблемам когнитивной и индустриальной археологии. Она объединяет две отрасли современной археологии. Будут рассматриваться: место когнитивного и промышленного археологического знания в рамках различных научно-исторических парадигм; основные виды археологических источников по дисциплине, специфику их формирования и познавательные возможности в современном мире.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Актуальные проблемы археологии Центральной Азии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – Ознакомить магистрантов с актуальными проблемами археологии Центральной Азии. Будут рассматриваться: использовать полученные знания в исследовании развития материальной, духовной и городской культуры Центральной Азии; показать роль городской культуры Центральной Азии; формировать свою мировоззренческую позицию в исследовании археологию; анализировать и применять выявленные данные в научно- исследовательских работах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Археология тюркского периода
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать представление об актуальных проблемах изучения археологии тюркского периода. Будут рассматриваться: проблемы изучения культуры и особенности характеристики археологических памятников древних тюрков, влияние тюрксой культуры на культуры разных этносов и этнических групп Центральной и Северной Азии.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные проблемы антропогенеза
    Кредитов: 9

    Дисциплина "Антропогенез" (греч. anthropos-человек, депеѕіѕ – происхождение) - основная отрасль науки маантропологии, изучающая происхождение, историю развития человека, его становление как отдельного биологического вида и этапы развития человеческого общества, исходя из естественных и общественных наук. В их решении антропогенез опирается на конкретные данные таких наук, как приматология, эмбриология, физиология, психология, геология, археология, этнография, Лингвистика.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Древняя и средневековая урбанизация Центральной Азии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – особенности процесса урбанизации на территории Казахстана в эпоху поздней древности и средневековья. Будут рассматриваться: развитие городской архитектуры в разные периоды, специфика социально-экономических отношений и религиозной жизни населения обширной части Центрально-Азиатского региона. Понимание принципов и путей формирования урабанизационного процесса. Знать историю проблемы урбанизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Экспериментальная археология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование теоретико-методологической основы, необходимой при самостоятельной разработки конкретных исследовательских проблем использования экспериментального метода. Будут рассматриваться: основные методы экспериментальной археологии, сопоставление археологического универсума с различными историко-культурными процессами, влияние полученных результатов в эксперименте на общую методику археологических исследований, дискуссионными проблемами и перспективными направлениями в экспериментальной археологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Междисциплинарные исследования в археологии
    Кредитов: 9

    Целью изучения данной дисциплины является формирование у магистрантов современного типа научного мышления, а также выработка у обучающихся навыков междисциплинарного исследования, применение различных методов, в том числе естественнонаучных, информационных, а также методов археологии, этнологии и культурной антропологии в рамках системного подхода.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии
    Кредитов: 9

    Дисциплина представляет собой курс определяющий актуальные проблемы исследования скифо-сибирского звериного стиля в искусстве народов Евразии. Дисциплина выстраивается на системе знания:теоретико-методологических основ изучения сако-скифкой археологии; расскрытие факторов и закономерностей процесса происхождения сако-скифских племен; изучение основных археологических памятников, политическую историю, идеологию иобщественный строй сако-скифских племен.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON11

    Демонстрировать оригинальность и творчество при осуществлении деятельности в создании экспозиций, выставок по определенной тематике используя технологии в теории и практике современного проектирования экспозиционной работы и зарубежный опыт;

  • Код ON1

    Проводить прикладные исследования по изучению археологически памятники с применением физических, химических, геологических и биологических теорий и методов

  • Код ON6

    Демонстрировать глубокие современные знания в области педагогики высшей школы и проводить занятия, в образовательных, музейных учреждениях по прикладным аспектам археологии с применением ІТ технологии, разрабатывать учебные и воспитательные программы, методические рекомендации, оценочый инструментарий для дистанционой формы обучения;

  • Код ON8

    Управлять организациями социально-культурного направления на основе стратегий используя закономерности менеджмента и законодательства Республики Казахстан;

  • Код ON9

    Критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и практики в области археологии и готовить обзоры по археологическим памятникам, систематизируя сведения по энциклопедической, специальной литературе, материалами раскопок по направлениям казахстанской археологии;

  • Код ON10

    Разрабатывать стратегические программы развития исследований и культурных мероприятий учреждений, отделов департаментов культуры с целью проведения научных семинаров, конференции, круглых столов, дискуссионных клубов с зарубежными партнерами;

  • Код ON7

    Разрабатывать программы по сохранению историко-культурного наследия на основе проведения археологического надзора и обосновывать возможности археологических реконструкций;

  • Код ON3

    Проводить археологические раскопки и камеральные исследования на основе научных методик, методологи мировой и центральноазиатской археологии, проблем этнокультурных процессов на территории Казахстана и соблюдая законодательства в сфере сохранений культурного наследия, оценивая специфику городской культуры;

  • Код ON12

    Работать в команде, дискуссировать, использовать социально-этические нормы взаимодействия в коллективе на разных культурных и конфессиональных уровнях, выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению, способен к коммуникациям для решения задач межличностного, профессионального и межкультурного взаимодействия на иностранном языке;

  • Код ON5

    Демонстрируя знания в области ГИС делать 3Dреконструкцию ландшафта на основе древнейших карт или воссоздавать на компьютере объемную модель археологического артефакта.

  • Код ON2

    Разрабатывать проекты по сохранению историко-культурных ценностей на основе междисциплинарного и системного подхода, исторических и социальных методов с использованием ІТ технологии, документов по охране объектов историко-культурного и нематериального наследия;

  • Код ON4

    Осуществлять и принимать решения в организации и управлении археологическими экспедициями используя междисциплинарные методы;

Top