Действующая образовательная программа

6B02211 Этнология и антропология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку этнологов и антропологов, занимающихся проблемами этнокультурного наследия, традиционной культурой, межэтническими отношениями, способных решать профессиональные проблемы на основе теоретических и прикладных знаний этнологии, антропологии и культурологии; со способностью к независимой экспертной и проектной деятельности, реализации национальной политики в органах власти, учреждениях культуры и общественных организациях.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в этнологию
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать представление об истории развития этнологии, о целях и задачах данной отрасли. Дисциплина дает понятие о степени ее изученности, о сегодняшних проблемах в данной сфере. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теории этногенеза и этнической истории; хозяйственно-культурная классификация народов мира; современные этнические процессы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этноархеология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать специфику аналогов в культурных явлениях для изучения процессов культурогенеза и этногенеза. Понимать специфику научного знания о культуре и обществе, интегрирующая их археологическое и этнографическое познания. При изучений будут рассмотрены: развитие археологической науки; основные методы археологических исследовании; этнографические наблюдения, раскопки поздних памятников, сопоставление этнографической информации с материалами раскопок и вскрытие взаимосвязей.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы этнологических исследований
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины обучить студентов методам сбора полевого этнологического материала, дать основные знания в области теории и практического овладения этнологическим инструментарием. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические проблемы этнологии. Принципы классификации народов мира. Сущность этноса и этничности в современной науке. Межэтническая коммуникация. Теоретические методы этнологического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • История древнего и средневекового Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории Казахстана с древнейших времен до позднего средневековья.Дисциплина формирует основы исторического познания древней и средневековой истории Казахстана. Особенности исторического развития и ее особенности на территории Казахстана от зарождения протогосударств до монгольского завоевания, генезис номадной цивилизации в контексте этнокультурных и этнополитических процессов древнего периода Казахстана. В средневековый период происходит вхождение Казахстана в систему монгольской государственности (XIIIв.), сложение новой послемонгольской политической структуры на территории Казахстана в XIV-XV вв. увенчалось в середине XV в. возникновением Казахского ханства. Казахское ханство середины XV – начала XVIII в. – централизованное государство, единый политический организм, игравший заметную роль в Центральной Азии. Курс завершается временем вхождения Младшего жуза казахов в состав Российской империи.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • История первобытного общества
    Кредитов: 9

    Цель курса – сформировать у студентов представления об эволюции гоминид, о человеке как виде, о многовекторности исторического развития человеческих обществ, введение его в лабораторию исследовательского поиска. Главным содержанием программы является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам. История первобытного общества обобщает данные, полученные археологией, этнологией и антропологией, которые являются основными источниками при изучении доклассового и раннеклассового общества, т.к. письменных источников нет вообще или их чрезвычайно мало.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Этнография народов мира
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины дать понятие в целом о развитии этнографии в мире, об изученности отдельных народов. Дисциплина сформирует представление об особенностях народов мира, о классификации народов мира по антропологическому типу, о классификации народов мира по языковой принадлежности, о степени их этнографически изученности. Также будет рассмотрена материальная и духовная культура народов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Историческая антропология
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является формирование у студентов базовых знаний об исторической антропологии. Освоение студентами некоторых компонентов познавательно-теоретического инструментария социокультурной антропологии, применяемого для анализа истории. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Проблемы происхождения человека в эволюционизме. Развитие человеческого черепа. Антропогенез. Человеческие расы. Антропологические исследования древнего населения Средней Азии. Изучение антропологии древнего населения Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Музееведение
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Традиционное мировоззрение казахов
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование у студентов понятие традиционного мировоззрения казахского народа на основе теоретических и методологических основ, изучить мировоззрение казахов в процессе его исторического развития, ознакомить с особенностями и спецификой духовного наследия казахского этноса. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Этногенез и мировоззрение казахского народа. Генезис традиции и обычаев казахского народа. Космогоническое мировоззрение казахского народа.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Этнография этнических групп Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией и историей формирования этнических групп на территории Казахстана. Сформировать представления об особенностях материальной и духовной культур этносов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История и периоды возникновения полиэтничности Казахстана. Расселение славянского этноса на территорию Казахстана. Болгары и поляки на территории Казахстана. Тюркские народы и дунгане Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Медиа этнография
    Кредитов: 6

    Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с теоретической и практической значимостью медиа этнографии в системе научного знания. Медиа этнография - представляет собой освоение принципов и методов деятельности современного научного знания, получение и внедрение в социальную практику аудиовизуальной информации для изучения различных сторон культуры этносов. В ходе изучения будет рассмотрена, проанализирована и сопоставлена информация из различных аудиовизуальных источников.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Этногенез и этническая история казахов
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - научить студентов теории образования, формирования, развития казахского этноса, формирования теоретических и методологических основ этногенеза и этнической истории казахского народа. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Источники и историография этногенеза казахского народа. Проблемы этногенетики племен эпохи бронзы. Сакский период в этногенезе казахского народа. Тюркский период в этногенезе казахского народа.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Архивная этнография
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины формирование у студентов представления об основных этапах истории возникновения архивного дела, теорией и практикой архивной этнографии, её места в системе гуманитарного знания. Основное содержание дисциплины посвящено пониманию проблем архивного дела и этнографии, основных концепций, а также классификации и анализу этнографического архивного материала, навыков использования методов, сведений для выявления и решения профессиональных задач и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Прикладная этнология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о фундаментальных этнографических знаниях и разработки специфических методов для решения практических задач. Прикладная этнология – это научное направление, включающее применение фундаментальных этнографических, этнологических знаний и своих специфических методов для решения прикладных задач. Изложение материала основано на различных актуальных проблемах: право наций на самоопределение, этнотерриториальные, воспитание межэтнической толерантности и сотрудничества и т.д.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Историческое демография
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представления о народонаселении, о современных концепциях, теориях, терминологии в исторической демографии. При изучении дисциплины студенты будут знать основные тенденции и закономерности демографии Казахстана во взаимосвязи с мировой историей. Получат навыки анализа источников по народонаселению и применять полученные знания на практике. Дисциплина направлена на изучение народонаселения и воздействия демографии на исторические процессы в мире.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Кочевая цивилизация
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания о кочевой цивилизации и роли в мировой цивилизации в контексте проблем преемственности. Также дать базовые знания об особенностях хозяйственной культуры, религиозных представлениях, быта и искусства кочевников. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Скотоводство кочевников Евразии. Кочевники и оседлые племена. Родственные отношения у кочевников.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Всемирная история
    Кредитов: 6

    Основной цель курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы. – знать основные исторические события, их причины, последствия; – знать основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории. – знать периодизацию всемирной истории, современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Этнополитика Республики Казахстан
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать базовые знания по основным направлениям этнополитики Республики Казахстан. Знать особенности этнополитики в стране затрагивающие: национальное согласие, социально-политическую стабильность, интеграционную политику и государственную безопасность в РК. Основное содержание дисциплины посвящено навыками исследования политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации политических доктрин в РК.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • История и культура казахской диаспоры
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представления об этнической истории, причинах переселения в дальнее и ближнее зарубежье, сведения численности и расселения казахской диаспоры. Знать специфику сохранения и факты трансформации традиционной культуры. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические и методологические проблемы казахской диаспоры. Этническая история казахов Узбекистана. Казахи Кыргызстана. Исследования казахов Монголии.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Традиционная система жизнеобеспечение казахов
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: ознакомление будущих антропологов и этнологов с историей материальной культуры и традиционного хозяйства. Курс дает возможность понять истории формирования хозяйства и особенности развития материальной культуры древнего и средневекового населения, применять знания об элементах материальной культуры в их историческом развитии а также основные типы скотоводческого хозяйства.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Реставрация и консервация историко-культурного наследия
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать у студентов представление о консервации и реставрации археологических и этнографических материалов на основе принципа подлинности культурного наследия, знания истории реставрационной деятельности, ее практики, категориального аппарата, а также международных и отечественных нормативных документов по данным вопросам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Антропология города
    Кредитов: 9

    Цель и задачи:Цель курса - изучение социокультурной дифференциации современного города, городских субкультурных традиций (описанных в научной литературе, изученных или хотя бы зафиксированных к настоящему времени). Задачи курса: ознакомление с разными аспектами функционирования и исследований субкультур и жизненных стилей по материалам современных исследований городских социокультурных групп. Содержание: Ознакомление с особенностями символики, стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий разных социокультурных групп. В результате изучения курса студенты должны: знать: методологические планы, необходимые для ведения самостоятельных полевых исследований по антропологии города. уметь: использовать базовые теоретические модели и понятия для исследования социальной, культурной и антропологической реальности города. Владеть навыками: применения в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологической теории и методам соц.исследования

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Антропология этики
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины формирование у студентов представления о истории этики и нравственности, роли мотивов и ценностей этических норм в антропологии. Антропология этики – самостоятельное направление антропологии, основными целями которой являются формирование представления об этических нормах и аспектах антропологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Полевая этнография
    Кредитов: 9

    Цель освоения дисциплины ознакомить студентов с особенностями полевых исследований применяя этические, моральные нормы и основные алгоритмы работы полевых изысканий. Дисциплина дает возможность выработать навыки сбора и анализа этнологического материала применяя в прикладных и общенаучных исследованиях. Обучающийся осваивает базовые принципы полевых изысканий, применяя количественные и качественные методы дисциплины, овладевает понятийно-категориальным аппаратом, методологией и методами сбора антропологической и этнологической информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Scientific Writing
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: развитие текстовой компетентности в области научного письма на казахском/русском/иностранном языках. В результате освоения курса студенты будут способны: объяснять языковые аспекты и структурно-содержательные особенности текста научной статьи; анализировать научную информацию; грамотно интерпретировать научно-исследовательские задачи; применять творческий подход в создании научного текста, использовать переводческие стратегии для достижения аутентичности; выстраивать письменную речь с учетом языковых норм и норм научного стиля; создавать авторские научные тексты разных жанров

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON1

    проводить полевые этнографические исследование с использованием эмпирических методов: описание, интервью, опрос, наблюдение, анкетирование, сравнительно-функциональный анализ;

  • Код ON4

    проводить занятия по этнографии народов мира, этнографии тюркского народа, этногенеза и этнической истории казахского народа в научно-образовательных, историко-культурных центрах, кружках, факультативах средних школах;

  • Код ON9

    проводить культурно-просветительскую деятельность, связанную с этническим и культурным разнообразием нашей страны и человечества;

  • Код ON5

    осуществлять научно-образовательную, методическую деятельность в историко-культурных центрах, музейных учреждениях, проводить экскурсии, создавать экспозиции;

  • Код ON7

    организовывать и осуществлять исследовательско-педагогическую деятельности, составлять соответствующие методические разработки;

  • Код ON2

    фиксировать и обрабатывать полевые этнографические материалы, проводить их классификацию, изучать сведение об информаторе, составлять учетную и отчетную документацию;

  • Код ON10

    использовать современные информационные технологии при разработке этнологических и антропологических проектов;

  • Код ON12

    анализировать и объяснять этно- и социокультурные, этнополитические, этносоциальные факторы исторического развития мирового, национальных сообществ.

  • Код ON11

    способность использовать информационно-аналитическую базу изученных наук в сфере поляризации историко-культурного и этнокультурного наследия;

  • Код ON8

    проводить мониторинг состояния миграционных, этнических и конфессиональных процессов;

  • Код ON6

    проводить аналитическую и исследовательскую работу в различных областях антропологии и этнологии;

  • Код ON3

    составлять анкеты и опросники для проведения этнографического исследования, создавать базу данных этнографических источников, с использованием информационных технологий;

Top