Действующая образовательная программа

6B02210 Археология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в археологию
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование знаний о законах исторического процесса, глубинных проблемах мировой истории. Студенты узнают об истории становления археологии, ее отраслях, методах исследования деятельности выдающихся археологов и крупнейших в истории археологических открытиях. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: предмет археологии, ее цели и задачи; развитие археологической науки; основные методы археологических исследовании; естественные науки и археология.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Доисторическая эволюция человечества
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов объективно-исторического понимания закономерностей развития человеческого общества, его хозяйственной и общественной деятельности на самых ранних стадиях развития. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Эпоха бронзы
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является ознакомление студентов с археологическими памятниками и культурами бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Евразия в эпоху бронзы. Проблемы периодизации и хронологии. Исскуство эпохи бронзы. Общие черты и локально-хронологические особенности памятников племен, населявших территорию Евразии в бронзовую эпоху. Проблема общего и особенного в археологических культурах эпохи бронзы.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Археология каменного века
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является формирование у студентов представления о культурах каменного века, с ее эпохами и периодами в которых зарождались археологические культуры и возникали археологические памятники. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Периодизация и хронология каменного века. История изучения и важнейшие открытия данного периода. Культуры и археологические памятники каменного века.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Древняя и средневековая история Казахстана
    Кредитов: 6

    Изучаемая дисциплина охватывает историю Казахстана с древнейшего времени до среднего века. В ходе изучение будут изучены каменный век, бронзовый век, ранее железный век, племенные союзы: саки, уйсуни, канглы, гунны. Также вся история начиная с Тюркского каганата до образование Казахского ханства; знать исторические события, происходившие на территории Казахстана во взаимосвязи и взаимодействии с историей других народов;знать историческую обусловленность социально-политических перемен.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Средневековая археология Евразии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и изучать памятники средневековой археологии на территории Евразии. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Проблемы изучения средневековой археологии Евразии. Кочевники V-VIIIвв. Средней Азии и Восточной Европы. Средневековый Алтай и Сибирь. Археология древних хакасов. Средневековые города в долине рек Шу и Талас.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Античная археология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории античного периода: хозяйство, быт и искусство племен, также привить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения античного периода. Гальштатская историко-культурная общность. Ранний железный век Аппенинского полуострова.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Музееведение
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Основы физической антропологии
    Кредитов: 6

    Целью изучения дисциплины является ознокомление студентов гуманитарного профиля с основными достижениями физической антропологии в тесной взаимосвязи с исторической наукой. При изучении обучающийся получает знания о комплексных подходах исследований антропологических и этнологических дисциплин, состоящих в единстве биологического и социального компонентов человеческого общества. Дисциплина формирует знания по основным направлениям физической антропологии и эволюции человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Охрана, реставрация и консервация археологических памятников
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов представление о консервации и реставрации археологических и этнографических материалов на основе принципа подлинности культурного наследия, знания истории реставрационной деятельности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Виды и отрасли современной реставрации. Реставрация керамических изделий. Реставрация и консервация архитектурных объектов. Реставрация деревянных изделий.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Керамика в археологии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать представление о проблематике изучения гончарства в археологии, рассмотреть методы исследования керамических изделий, технологии древнего гончарного производства. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения, методы исследования керамики, технология керамического производства, актуальные вопросы общего анализа, датирования, практическая работа с керамикой в полевых и камеральных условиях, реставрация и консервация керамических изделии.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Палеоэкологическая археология: ландшафт, еда, экономика и природа
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать представление о среде обитания первобытного человека, о методах исследования флоры, фауны, природы древних времен. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: палеонтология, древние организмы, экологические факторы, ландшафт, реконструкция палеосообществ, тафономия.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Основы геодезии и топографии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление о топографо-геодезическом обеспечении картографического отображения поверхности земли в целом, отдельных территорий и участков земной поверхности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: создание и обновление топографических и тематических карт; государственная геодезическая сеть РК; типы картографических произведении; системы координат используемые в географии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Всемирная история
    Кредитов: 6

    Основной цель курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы. – знать основные исторические события, их причины, последствия; – знать основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории. – знать периодизацию всемирной истории, современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Культурная антропология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать роль и значение этноса, этнокультурные особенности традиционного уклада жизни народов мира, этнической общности и их вклад в культуру, методы этнологических исследовании. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: этническая картина мира, антропологическая, языковая и хозяйственно-культурная классификация, этногенез и этническая история, характеристика традиционной и современной культуры народов мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Культура и цивилизация на Великом Шелковом пути
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование знаний о направлениях, культуре и цивилизации, сложившихся на Великом Шелковом пути. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения ранне средневековых государств. Тюркский каганат. Средневековые городища на Великом Шелковом Пути. Средневековые городища Южного Казахстана и Жетысу. Караван сарай.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Основы геологии
    Кредитов: 6

    Цель: изучение происхождения и развития жизни на земле и основные этапы эволюции органического мира. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: понятие о геологическом возрасте, методы определения относительного возраста осадочных, магматических и метаморфических пород, международная геохронологическая (стратиграфическая) шкала, геологический возраст земли.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Сако-скифская и гунно-сарматская археология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории исследования раннежелезного века Казахстана, хозяйство, быт, искусство и идеологии племен железного века; также развить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения раннего железного века Казахстана. Сако-скифский период. Гунно-сарматский период. Майемерская культура. Тасмолинская культура.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Эпиграфика и нумизматика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов представления об исследованиях текстовых надписей, об истории монетной чеканки. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация и исследование текстовых надписей, датировка памятников, история монетного дела, методы при работе с нумизматическим материалом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Трасология и трасологическая экспертиза
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является формирование у студентов специальных знаний в области трасологии, умений и навыков в применении научно-разработанных методик и технических средств при исследовании материально-фиксированных следов и предметов, в рамках археологии. При изучении дисциплины обучающийся получет знания о задачах, научных основах и методах трасологии, основных положениях методики трасологической идентификационной экспертизы, трасологической экспертизы керамики.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Археология эпохи палеометалла Казахстана
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины дать понятия о материальной и духовной культуре людей, населявших Казахстан в бронзовом веке. Сформировать способности овладеть теоретическими вопросами культур эпохи бронзы, а также понимание социально-экономического фона бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Погребальный обряд в бронзовом веке Казахстана. Виды памятников бронзового века. История изучения бронзового века Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Петроглифы Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление о наскальных изображениях, об их датировке и географическом распространении. В рамках данных дисциплин изучаются наскальные рисунки, широко распространенные на территории Казахстана и Евразии. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история изучения петроглифов Казахстана, особенности петроглифов разных временных эпох, методики распознавания наскальных изображении по стилю нанесения и уровня сложности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Археология и религия
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины дать понятие о верованиях и религии древних племен и их роли в изучении археологических артефактов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: обычаи древних племен, древние религии, ритуалы, архитектурно-религиозные комплексы, исламская археология, библейская археология.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Цифровые методы в археологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать знания об использовании современных технологий в процессе проведения археологических исследований. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: географическая информационная система, аэрофотосъемка, цифровые карты, 3D моделирование, виртуальная реальность, спутниковая съемка.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Древняя и средневековая архитектура Центральной Азии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины дать устойчивые представления о древнем и средневековом монументальном искусстве и архитектуре казахов и других соседних этносов, их роли в социально-культурной жизни региона. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения древней и средневековой архитектуры Центральной Азии. Архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза. Архитектура и градостроительство Центральной Азии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON12

    Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по проблемам археологии с целью описания и анализа современных исследовательских подходов; быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки; проявлять гражданскую позицию на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей и своеобразия исторического развития Казахстана;

  • Код ON3

    Описывать трасологические, геологические, геодезические, археометрические, цифровые методы в археологии; объяснять роль социологических, политических, экологических процессов в истории археологических изучении.

  • Код ON8

    Использовать методы междисциплинарных исследовании при проведении лабораторно-камеральных работ

  • Код ON1

    Описывать основные методы археологических исследовании; объяснять особенности археологических культур: процесс формирования и причины распада или процветания

  • Код ON5

    Осуществлять комплексный анализ литературы с позиции идейно-тематического содержания, использовать научную литературу зарубежных ученых и проводить параллели

  • Код ON2

    Владеть знаниями о зарубежных археологических школах, системно оценивать истрию развития археологической науки зарубежом

  • Код ON11

    Осуществлять лабораторно-камеральные работы, трасологическую экспертизу керамических фрагментов керамики найденных при археологических работах

  • Код ON6

    Осуществлять анализ погребально-поминальных памятников по типу, строению, временными особенностями; определять культурную принадлежность памятника по бытовым предметам, военной атрибутике, по ритуальному сопровождению погребенного

  • Код ON10

    Демонстрировать способности к анализу зарубежной литературы, анализировать формирование теоритической, процессуальной, постпроцессуальной археологии

  • Код ON4

    Использовать знания по методам проведения полевых археологических работ при проведении археологической разведки или раскопок; характеризовать основные теории о происхождении человека, обосновывая археологическими находками

  • Код ON7

    Классифицировать технологии, методы проведения археологических раскопок в странах Европы и Азии, анализировать методы проведения раскопок и способы рестоврации и консервации археологических памятников

  • Код ON9

    Демонстрировать способности научных рассуждении, ведения научной дисскуссии в отношении к фактам духовной и метриальной культуры древних и средневековых племен

Top