Действующая образовательная программа

6B05105 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего теоретическими знаниями в области общей и молекулярной генетики и практическими навыками выполнения генетических исследований в полевых и лабораторных условиях; способного выполнять поставленные практические задачи в области биологии, биомедицины, биотехнологии, экологии, криминалистики, сохранения генофонда и в других сферах профессиональной деятельности, требующих знаний и навыков специалиста-генетика.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
  • Предметы на ЕНТ Химия и Биология
  • Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
  • Биоразнообразие растений и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о разнообразии растительного и животного мира, их роли в биосфере и жизни человека. В результате освоения дисциплины студент будет способен описывать морфологические особенности жизнедеятельности растений и животных; использовать полученные знания в решении теоретических, практических вопросов и выполнении научно-исследовательской работы для объяснения важнейших биологических процессов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Неорганическая и органическая химия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность применять законы химии для объяснения химических свойств простых веществ и соединений неорганической и органической природы. Результаты обучения: применять знания о строении, изменении состава и реакционной способности реагирующих веществ для предсказания особенностей протекания реакций, состава, строения и свойств продуктов; владеть навыками химического эксперимента для анализа результатов опытов и формулирования обоснованных выводов.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биохимия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о фундаментальных положениях биохимии, структурно-функциональных особенностях основных классов биомолекул.Демонстрировать знания о химическом составе клеток и тканей, строении веществ, объяснять особенности реакций анаболизма и катаболизма, анализировать механизмы регуляции биохимических процессов в организме.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Цитология, гистология и эмбриология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность определять и анализировать основные клетки и ткани, общие закономерности эмбрионального развития человека и животных. Результаты обучения: объяснять особенности функционирования клеток и тканей в норме и патологии; определять и описывать различные типы тканей, клеток и межклеточного вещества; проводить гистологическое и цитологическое исследование изучаемого объекта; классифицировать стадии формирования эмбрионов различных модельных объектов, пути их формирования и регуляции.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование у студентов целостного системного о механизмах наследственности и изменчивости живых организмов, анализировать результаты генетических экспериментов и делать выводы по результатам исследования, понимать основные законы наследования признаков, типы наследования, понимать механизмы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, кроссинговера, анализировать закономерности протекания генетических процессов в популяции.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Математика и физика
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является развитие у обучающихся умения применять математику и физику на практике, объяснять фундаментальные законы и теории физики. Курс направлен на изучение основ высшей математики и законов механики, молекулярной физики и термодинамики, электромагнетизма и оптики, физики конденсированного состояния, атомной и ядерной физики.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Анатомия и физиология человека и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать ключевые понятия анатомии и физиологии человека и животных, взаимосвязи между строением и функцией, механизмы поддержания гомеостаза организма. Результаты обучения: объяснять строение всех внутренних органов и систем органов, их функции, основы регуляции работы; выявлять топографию органов и их систем; объяснить и систематизировать общие закономерности и специфические особенности деятельности различных систем организма, их отдельных структурных элементов и организма в целом; владеть навыками проведения физиологических исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Генотоксикология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать молекулярные механизмы действия генотоксикантов и способы повышения устойчивости организма к воздействию генотоксических факторов. Результаты обучения: анализировать пути поступления, распределения, преобразования экотоксикантов в живых организмах; объяснять механизмы возникновения наследственных изменений; прогнозировать генетические последствия антропогенного воздействия на биоту; использовать адекватные методы защиты организма от генотоксикантов на уровне клетки, организма; анализировать причины и последствия действия генотоксикантов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Цитогенетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать современные цитогенетические методы классификации и анализа хромосом. Результаты обучения: демонстрировать знания о структуре и функциях интерфазных и метафазных хромосом, политенных хромосом и хромосом типа «ламповых щеток»; анализировать генетические изменения в хромосомном наборе (хромосомные, геномные мутации) и причины, их вызывающие; проводить цитогенетический анализ; анализировать и составлять кариотип растений, животных и человека в норме и при хромосомных патологиях.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Мутагенез
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать мутагенные факторы и оценивать индуцируемые ими типы нарушений. Результаты обучения: объяснять теоретические и экспериментальные основы мутационного процесса; использовать теоретические знания при анализе наследственных патологий; применять на практике микробиологические, цитогенетические и молекулярные методы определения мутаций на уровне макромолекул, клетки и организма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Молекулярная биология и генодиагностика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность применять знания о молекулярных носителях наследственности, структуре и функции белков и нуклеиновых кислот, использовать методы анализа нуклеиновых кислот в молекулярной диагностике. Результаты обучения: обосновать принципы организации гена и генома про- и эукариот; анализировать физико-химические свойства ДНК, РНК и белков; применять ключевые подходы к анализу нуклеиновых кислот; использовать навыки молекулярной диагностики наследственных заболеваний.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Микробиология и вирусология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность использовать микроорганизмы и вирусы в качестве объекта исследования. Результаты обучения: описывать структурную организацию прокариотической клетки; обосновывать использование микроорганизмов в качестве объектов для научных исследований и практических целей; проводить исследования с микробными культурами, выделять их из объектов окружающей среды, использовать микроскопические методы при изучении микроорганизмов.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Нейробиология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать системные знания о функциональной организации нервной системы. Результаты обучения: демонстрировать знания нейробиологии как науки, изучающей устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы; анализировать роль высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Эволюционная генетика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: способность демонстрировать знания об эволюции наследственного материала для использования в научной и прикладной деятельности. Результаты обучения: демонстрировать знания по эволюции наследственного материала и применять их на практике; анализировать генетическую гетерогенность и полиморфизм популяций; оценивать роль источников генетической изменчивости в эволюции; анализировать механизмы эволюции генома различных организмов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Молекулярно-генетический анализ
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность применять молекулярно-генетические методы в экспериментальных исследованиях. Результаты обучения: использовать методы по выявлению генных мутаций и единичных замещений аминокислот; определять количественные и качественные вариабельности ферментов, группоспецифических вещества крови, полиморфизм ферментов и других белков; использовать ПЦР-тест для определения наследственных болезней обмена веществ (аминокислот, углеводов, липидов, пуринов и пиримидинов, металлов) в организме.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Теория эволюции
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о закономерностях эволюции живого на Земле. Результаты обучения: систематизировать знания об основных факторах, механизмах и закономерностях эволюционных процессов; анализировать факты и данные об эволюции живых организмов на уровне микро- и макроэволюции; понимать основные положения синтетической теории эволюции; использовать эволюционный подход при анализе конкретных биологических фактов и явлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Генетическая инженерия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность применять на практике молекулярно-генетические методы генной инженерии. Результаты обучения: демонстрировать теоретические, фундаментальные знания, на которых базируется генетическая инженерия; объяснить принципы и этапы генетической инженерии и локализации генов; применять статистические и математические методы при определении локализации гена или генов.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Иммунология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: способность распознавать все виды и механизмы врожденного неспецифического и приобретенного специфического иммунитета, функциональную нагрузку иммунокомпетентных клеток, этапы формирования, роста и инволюции лимфоидных органов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: применять полученные знания в научно-исследовательской работе, в педагогической практике и в других отраслях науки прикладного значения, уметь сравнивать и распознавать иммунные популяции, их локализации, этапы формирования, созревания и армирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Сельскохозяйственная биотехнология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные достижения селекции растений и животных для разработки и выполнения научно-практических проектов. Результаты обучения: анализировать теоретические основы генетики и селекции растений и животных; дифференцировать закономерности наследования признаков при половом размножении; объяснять механизмы аллельного и неаллельного взаимодействия генов и их значение в наследовании хозяйственно-ценных признаков у создаваемых новых форм.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Фармакогенетика и онкогенетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать реакции организма человека на лекарственные средства в зависимости от наследственных факторов и анализировать молекулярно-генетические основы рака. Результаты обучения: анализировать фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам, применять на практике полученные знания о фармакогенетике и онкогенетике в междисциплинарном контексте; оценивать возможный риск онкологических заболеваний, связанный с расширением спектра канцерогенных факторов в окружающей среде.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Генетика развития и поведения
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность объяснять генетические механизмы органогенеза и онтогенеза, анализировать взаимосвязи наследственности и формирования поведенческих паттернов у человека и животных. Результаты обучения: анализировать взаимодействия генов в развитии, организацию и функционирование генетических систем, контролирующих развитие; определять гены, контролирующие различные уровни онтогенеза (деление клеток, апоптоз, эмбриогенез, гистогенез, дифференцировку клеток); описывать наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения; определять относительную роль и взаимодействие генетических и средовых влияний при формировании поведения в онтогенезе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биостатистика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность выбирать и использовать методы статистического анализа для определения достоверности результатов генетических исследований. Результаты обучения: анализировать и обрабатывать результаты научного исследования и делать научно обоснованные выводы на основе данных биостатистики; использовать основные методы статистической обработки результатов (тест Стьюдента, тест Фишера, хи-квадрат, корреляционный анализ, однофакторный дисперсионный анализ), в том числе с помощью программного обеспечения.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Медицинская и криминалистическая генетика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать роль наследственных факторов в возникновении патологии человека и применять молекулярно-генетические методы, используемыми в криминалистике. Результаты обучения: объяснять молекулярные, биохимические и цитологические основы генетических болезней; составлять родословную для определения типа наследования заболеваний человека; рассчитывать вклад наследственного фактора и степень влияния среды на проявления наследственных болезней; применять методы идентификации отцовства, материнства, родственной ДНК; определять подходящий метод молекулярных диагностических тестов для конкретных образцов биоматериалов.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Прикладная генетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и перспективы прикладной генетики для проведения междисциплинарных исследований. Результаты обучения: демонстрировать знания методов прикладной генетики: получение трансгенных растений и животных; генная терапия наследственных болезней, генетическая дактилоскопия, и применять их на практике; прогнозировать генетические аспекты загрязнения окружающей среды, анализировать способы защиты организма от мутагенных факторов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Иммуногенетика растений
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы иммунитета растений к вредным организмам для защиты растений. Результаты обучения: демонстрировать знания иммуногенетической системы семенных растений; оценивать особенности взаимоотношений в системе хозяин – вредный организм на разных уровнях организации: молекулярно-генетическом, организменном, и биоценотическом; определять механизмы конституционального и индуцированного иммунитета и их использования в селекции растений; использовать различные стратегии селекции на устойчивость к вредным организмам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Молекулярная фитопатология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать типы и механизмы иммунитета растений и оценивать факторы, влияющие на восприимчивость и устойчивость растений к патогенам. Результаты обучения: объяснять генетические и молекулярные основы инфекционных болезней растений, вызываемых грибами, бактериями и вирусами, и находящихся под влиянием экологических факторов; оценивать генетическую коллекцию культурных растений на устойчивость к фитопатогенам; исследовать геномный полиморфизм у фитопатогенных микроорганизмов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON12

    Моделировать дальнейшую карьеру через профессиональное и личностное самообразование и планировать образовательный маршрут.

  • Код ON1

    Анализировать и описывать молекулярно-генетические, биохимические, морфофизиологические особенности организма;

  • Код ON6

    Применять современные методы общей и молекулярной генетики в селекционных центрах для создания высокопродуктивных, устойчивых к неблагоприятным факторам среды сортов культурных растений и высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных;

  • Код ON4

    Проводить эксперименты с модельными организмами и тест-системами для определения генетических закономерностей;

  • Код ON5

    Оценивать качество и безопасность работы при использовании генетических методов в научно- производственных центрах и лабораториях на соответствие правилам GLP и принципов биоэтики;

  • Код ON11

    Использовать интерактивные методы, формы и средства обучения; уметь представлять материал в устной, письменной и графической форме;

  • Код ON7

    Применять современные методы общей и молекулярной генетики в перинатальных центрах для диагностики и профилактики наследственных патологий и лабораториях экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для решения проблем репродукции населения;

  • Код ON3

    Оценивать генетическую изменчивость организмов под действием различных факторов среды обитания;

  • Код ON2

    Объяснять проявления наследственности и изменчивости на молекулярном, клеточном и организменном уровнях

  • Код ON9

    Осуществлять генетические исследования в полевых и лабораторных условиях на современном оборудовании и с использованием вычислительных средств для генетического мониторинга окружающей среды;

  • Код ON10

    Анализировать научную и научно-техническую информацию по тематике исследования на основе использования информационных технологий;

  • Код ON8

    Использовать методы молекулярно-генетической экспертизы в лабораториях криминалистики для идентификации личности и определения родства; контроля ГМО на таможне и в лабораториях санэпиднадзора;

Top