Инновационная образовательная программа

6B05206 Природно-техногенные риски в КазНУ им. аль-Фараби

  • Геоэкология
    Кредитов: 6

    Цель курса – сформировать способность понимать закономерности развития географической оболочки Земли, специфику региональных и локальных территорий; анализировать механизмы для определения путей решения геоэкологических проблем. Курс формирует основу для изучения изменений географической среды в результате ее естественного развития и антропогенного воздействия. Курс направлен на формирование представлений проявлений региональных и локальных геоэкологических проблем.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Геоморфология и геодинамика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность обьяснить законы формирования рельефа земной поверхности и закономерности развития геодинамических процессов для определения их оценки и прогноза развития. На курсе изучаются концепции геоморфологии, методы геоморфологических исследований, физико-географические факторы рельефообразования; морфологические, генетические особенности форм рельефа и их классификация; типы эндогенных и экзогенных процессов, принципы и методику геоморфологического картографирования

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Гидрометеорологический фактор природно-техногенных процессов
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- сформировать способность определить закономерности гидрометеорологии как факторов формирования природно-техногенных рисков. На курсе изучаются географические факторы и закономерности климата и гидрографии, антропогенно-техногенное воздействие на гидрометеорологические системы, глобальное изменение климата, его проявление и возможные экологические и социально-экономические риски и последствия; гидрологический режим рек, его реакция на климатические изменения и изменения геосистем

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Физико-химические процессы окружающей среды
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представления о происходящих естественных процессах в окружающей среде. Дисциплина направлена на изучение: элементов кинематики; механики жидкостей и газов; молекулярной физики; термодинамики; физики колебаний и волн; основных химических явлений и процессов, протекающих в окружающей среде; обменных реакций в растворах электролитов, окислительно-восстановительные реакции; закономерностей протекания химических процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Картография с основами топографии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность проектировать картографические изображения для составления общегеографических карт. На курсе изучаются типы топографических и географических карт; математическая основа карт и способы картографических изображений; виды условных обозначений на картах; методы проведения картографической генерализации; анализ и оценка географических карт, картографические методы исследований, принципы проектирования, создания, редактирование и обновления карт

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Введение в ГИС
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность обосновать, проектировать, создавать и использовать ГИС для исследования и картографирования ПТС. На курсе изучается разработке геоинформационных технологий, прикладным аспекты приложения ГИС, обработка, отображение и распространение пространственных данных, ее интеграция, изучается информация связанная с инвентаризацией, анализом, моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой и территориальной организацией общества.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Опасные природные процессы
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность применить теоретические знания о опасных и неблагоприятных процессах рельефообразования для выявления причины факторов их формирований и экологического значения. На курсе изучаются основные основные факторы, особенности и закономерности развития природных опасных процессов и явлений, принципы и методы их картографирования, исследования и мониторинга опасных процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Антропогенные природно-территориальные комплексы и их картографирование
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность применить теоретические знания изучения структуры и функционирования природно-территориальных комплексов для определения роли человека в эволюции экосистем. Курс изучает природные факторы пространственной дифференциации природно-территориальных комплексов; типы и классификацию антропогенных форм ПТК; функционирование, динамику и устойчивость геосистем к экологическим рискам; экологические аспекты организации ПТК и методы картографирования;

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Охрана природных экосистем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность анализировать основные нтропогенные воздействия на геосистемы для разработки природоохранных мер по предотвращению нарушений экосистем. Курс изучает теоретические основы охраны окружающей среды; анализ природных компонентов, их ресурсовоспрои зводящих и социально-экономических функций, природные и антропогенные объекты, выявление основных источников загрязнения, а также принципы охраны объектов окружающей среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Аэрокосмические методы исследований
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность получать данные дистанционного зондирования с различных носителей для решения практических задач при исследовании земной поверхности. На курсе изучаются технические средства и технология получения снимков, фотограмметрические свойства снимков, способы извлечения со снимка необходимой информации, методика дешифрирования космических снимков, современные космические системы, используемые для решения практических задач

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Общество и окружающая среда
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформулировать способность обьяснить понятие, характеризующее природные условия территории для определения ее экологического состояния. Курс изучает природные условия территории, состояние её локальных и глобальных экосистем, включая технические системы и их взаимодействие с человеком, устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов, природоохранные нормативы и нормативы допустимого воздействия на нее

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Природно-техногенные системы и экологический риск
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность применить полученные знания о методах исследования экологических рисков для принятия управленческих решений по снижению рисков. На курсе изучаются источники и параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям; техногенные системы и их воздействие с окружающей средой; характеристика риска при разных типах природопользования; мониторинг окружающей среды

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • ГИС программирование геосистем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность изучить язык программирования для работы с пространственными данными в ГИС-среде. Курс изучает основной понятийно-терминологический аппарат и основы программирования в ГИС-среде на языке программирования; работу программирования геоданных и инструменты геообработки в ГИС-среде; методы оптимизации работы в ГИС-среде с использованием языка программирования и выполнять в ГИС -среде специализированные задачи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • ГИС - технологии в природно-техногенных системах
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- сформировать способность аргументировать основные принципы работы программного обеспечения ГИС программ для изучения природно-техногенных систем. На курсе изучаются теоретические основы структуры ГИС, их компоненты, основные принципы функционирования и возможности современных ГИС-технологий; способы получения, хранения, редактирования геоданных, средства и инструменты геообработки, способы анализа данных и представления результатов для практического применения

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Основы прогнозирования и моделирования природно-техногенных систем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформулировать способность обосновать полученные знания для оценки, моделирования и прогноза природно-техногенных геосистем. На курсе изучаются принципы формирования и функционирования природных и техногенных систем; методы моделирования и прогноза рисков; разработка практических рекомендаций по охране природы от проявлений природно-техногенных процессов и рисков и обеспечению устойчивого развития и принятия прироохранных мер

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Дешифрирование космических снимков
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность понимать базовые основы обработки материалов ДЗЗ для получения практических навыков работы на специализированном программном обеспечении по дешифрированию аэрокосмических снимков. Дисциплина изучает теоретические основы компьютерной обработки и дешифрирования космических снимков, современные технологии и методы обработки и интерпретации аэрокосмоснимков, программное обеспечение для дешифрирования аэрокосмоснимков, методы автоматизирования дешифрирования.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Геоинформационное картографирование экологических рисков геосистем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность обьяснить современные тенденции развития геоинформационного картографирования для разработки цифровых и электронных карт экологических рисков. На курсе изучаются теоретические, методологические подходы проектирования, составления и редактирования карт экологических рисков; принципы и методы автоматизированного картографирования, цифровые базы данных; применение цифровых и электронных карт при решении экологических задач

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экологическая оценка природно-техногенных систем
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность использовать теоретические основы по экологической оценке воздействия различных видов хозяйственной деятельности на природно-техногенные системы для принятия управленческих решений за качеством окружающей среды и рационального природопользования;Курс изучает теоретическиеи правовые основы развития ОВОС; методы оценки воздействия на природно-техногенные системы ; нормативно-правовое обеспечение процедуры ОВОС

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экологическая оценка природных ресурсов Казахстана
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность овладеть теоретическими знаниями, позволяющие анализировать территориальное размещение природных ресурсов Казахстана для их экологической оценки. Курс изучает методологические основы природных ресурсов, закономерности распространения и размещения; методы экологической оценки природных ресурсов при решении научных и практических задач, методы исследования ресурсного потенциала региональных и локальных геосистем Казахстана

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Инновационные методы исследования природно-техногенных систем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- сформировать способность применить возможности современных географических, физических, математических, информационных, геологических и экологических методов при изучении природно-техногенных систем. На курсе изучаются основные инновационные методы изучения природно-техногенных систем; метод системного подхода; статистического и динамического анализа и организации природно-техногенных систем; обработка информации для мониторинга природных-техногенных систем; разработка корректирующих мероприятий и программ

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Опустынивание и деградация геосистем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформулировать способность выявить причины процесса опустынивания и деградации геосистем для определения их экологической роли в природе и жизни человека. Дисциплина изучает компоненты современной геосистемы, факторы, влияющих на возникновение деградации геосистем и развития процесса опустынивания , техногенные катастрофы, проблемы охраны окружающей среды и напряженности, меры по предотвращению загрязнения геосистем.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Медико-географические исследования окружающей среды
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность анализировать представления о медицинской географии как о науке для применения мето¬да медико-географических исследований в область улучшения состояния здоровья человека. Курс изучает природные факторы формирования социальных рисков здоровья населения, источники и социальные контексты болезни, взаимодействие генетических факторов с факторами внешней среды, принципы и методы медико-географических исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Селеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - сформировать способность обьяснить понятия селевые потоки и селевые бассейны – участки земной поверхности, где развертывается процесс селеформирования для изучения условий и механизма зарождения селей. Дисциплина изучает причины и механизмы формирования, динамику селевых потоков; геологию и геоморфологию селевых бассейнов; математическое моделирование, картографирование; география селевых явлений, прогнозирование; разработка принципов и методов защиты от селей.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Техногенные системы и техногенный риск
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины –сформировать представление о техносфере как составной части окружающей среды для выявления глобальных последствий техногенного риска. Курс изучает вопросы качества природной среды, социальных и природных объекты, негативные события техногенного происхождения, вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации и реализации технологических процессов, общие вопросы риска, управленческую деятельность по снижению техногенного риска

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Экологические риски урботерриторий
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность применить полученные теоретические знания об урбанизированных территориях как отдельных экосистем для выявления причин экологических рисков в современных городах и городских агломерациях и организации мониторинга состояния окружающей среды городов.Курс изучает формирование урбанизированных территорий; развитие городов и городских систем; характеристику и проблемы современных городов и городских агломераций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Информационные технологии в задачах природопользования
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины- сформировать способность овладеть теоретические основы и практические технологии оценки экологической ситуации за счет использования современных компьютерных технологий и систем. Курс изучает основные типы экологической информации, организацию сбора, обработки, хранения, передачи и представления; перспективные компьютерные технологии, целесообразность их применения в природопользовании; современные программные пакеты для решения экологических задач

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON9

    Демонстрировать навыки владения программными средствами ГИС, методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных сетях при проведении научных исследований для создания базы данных картографических изображений, моделирования и прогнозирования геосистем на основе обработки данных ДДЗ и геоинформационного картографирования;

  • Код ON2

    Понимать значение и особенности аэрокосмических методов в исследованиия природно-техногенных систем и обработки данных для ГИС проектирования и программирования, а также составления картографических материалов и оценки экологических прогнозов их развития;

  • Код ON3

    Обладать теоретическими знаниями о законах формирования рельефа земной поверхности и геодинамики земной коры для определения роли гидро-климатических и физико-химических факторов в развитии опасных природных процессов и явлений, выявления их взаимосвязи, предотвращения социальных и экологических рисков на основе анализа ДДЗ и картографических изображений.

  • Код ON5

    Проводить мониторинг развития современных геоморфологических процессов и формирования техногенных систем с помощью дистанционного зондирования и ГИС-технологий, интегрируя междисциплинарные знания и картографические методы при решении практических задач;

  • Код ON12

    Использовать законодательные и правовые основы для оценки коррупционных ситуаций в соответствии с морально-этическими нормами, владеть экономическим и экологическим образом мышления, нацеленное на реализацию инновационных научных исследований; показать характер влияния идей аль-Фараби и Абая на процессы модернизации общественного сознания;

  • Код ON11

    Анализировать причины активизации современных природных процессов для определения их экологической роли в природе и жизни человека на основе анализа закономерности формирования рельефа, его геодинамики, а также их картографирования и моделирования при решении вопросов охраны окружающей среды;

  • Код ON4

    Определить роль отраслей естественной науки при изучении природно-техногенных систем на основе анализа знаний о физико-химических процессах, протекающие при их загрязнении естественными и антропогенными источниками с целью исследования окружающей среды, разрешению геоэкологических проблем и разработки комплексной схемы охраны природы и информационного картографирования.

  • Код ON7

    Проводить научные и лабораторные исследования по сбору, хранении, обработке и передаче данных ДЗЗ для мониторинга, прогнозирования и картографирования современных рельефообразующих процессов, природно-техногенных систем на основе информационных технологий;

  • Код ON10

    Проводить экологическую оценку воздействия антропогенного фактора на окружающую среду и проявления неблагоприятных природно-техногенных процессов и явлений для разработки природоохранных мер по предотвращению нарушений экосистем, снижению экологических, техногенных и социальных рисков.

  • Код ON8

    Использовать отраслевые географические знания и обосновать закономерности распространения и размещения природных ресурсов и их рационального использования для определения экологической оценки ресурсного потенциала региональных и локальных геосистем на основе инновационных методов исследования.

  • Код ON1

    Использовать этические и экологические принципы при оценке, прогнозирования и геоинформационного картографирования экологических рисков для регулирования контроля, планирования хозяйственной деятельности человека и формирования антропогенных и природно-техногенных систем;

  • Код ON6

    Разрабатывать природоохранные мероприятия от проявлений неблагоприятных процессов для оценки экологических и техногенных рисков с целью безопасности жизни людей и сохранения природных ресурсов с помощью инновационных методов обработки геоданных и картографирования.

Top