6B02202 Археология и этнология в Торайгыров университет
-
Цель образовательной программы Подготовка квалифицированных кадров, владеющих теорией, современными методами и практикой археолого-этнографических исследований; демонстрирующих компетентность в сфере выявления, оценивания, охраны и популяризации археологических и этнографических культурно-исторических памятников в профессиональной научно-исследовательской, организационно-управленческой, культурно-просветительской деятельности
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Торайгыров университет
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Введение в археологию
Цель курса – формирование у студентов основных положений и концепций в области теории и истории археологии, представление о современном состоянии и перспективах развития мировой археологии. Овладеть базовыми навыками сбора и анализа археологических источников с использованием широкого спектра современных методов и информационных технологий. Сформировать представление о командной работе в ходе археологических раскопок.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История первобытного общества
Цель - овладение основами по истории первобытного общества, для достижения которой предусматриваются следующие задачи: изучение периодизации, хронологии периода, источников и их возможностей в реконструкции древнейшего периода истории человечества; анализ антропогенеза и социогенеза, истории хозяйства и материальной культуры, семьи и брака, возникновение искусства, религии, условий разложения первобытного общества и возникновения цивилизации
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Развитие археологии в Казахстане
Цель курса – сформировать у студентов знания о развитии археологической науки в Казахстане; умение анализировать и обобщать основные этапы развития археологии; предвидеть тенденции развития отечественной археологии и т.д. Углубить знания обучающихся об узловых вопросах археологии Казахстана. Овладеть навыками работы в малых группах над решением конкретных задач по ведению раскопок и обработке их результатов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Доисторическая эволюция человечества
Цель дисциплины - изучение начального этапа исторического процесса - первобытнообщинного строя, охватывающего весь огромный период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности. Цель преподавания дисциплины - изучить происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности. Сформировать у студентов объективно-историческое понимание закономерностей развития человеческого общества, его хозяйственной и общественной деятельности на самых ранних стадиях развития. Заложить основы исторического мышления на основе изучения первобытнообщинной формации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в археологию и этнологию и основы научных исследований
Цель курса – сформировать у студентов научные основы археологии и этнологичи. Изучая курс, студенты осваивают историю изучения археологии и этнологии, научно-терминологический аппарат, методы, источники, основные научные категории дисциплины. На конкретно историко-этнографическом практическом задании студенты формируют навыки первичного научного анализа, обобщения и оценки изучаемого объекта исследования. Курс предполагает формирование базовых исследовательских компетенций, выбор тематики исследования, выделение структуры, источниковой и историографической базы, принципов анализа, синтеза, обобщения материалов исследования. Обязательным является осознание принципов академической честности и недопущения плагиата, соблюдение авторских прав при цитировании и ссылках на первоисточник в ходе исследования и публикации материалов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы этнологии
Цель курса – сформировать у студентов базовые представления о специфике. В ходе изучения дисциплины студенты определяют предметную область и историю становления этнологии, получают представление о теоретических основах этногенеза и этнической истории, об основных направлениях и концепциях этнологической науки. В результате освоения курса студенты формируют суждения о закономерностях формирования этноса, этнической культуры и демонстрируют навыки анализа этнографических и этнологических процессов исторического развития этнического многообразия современного мира.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Введение в этнологию
Цель преподавания дисциплины - дать студентам определенный объем теоретических знаний по основным разделам этнологии, и при практической работе этнологических исследовании, раскрыть динамичность, многообразие и противоречивость культурно- исторического единства народов мира. Сформировать историческое сознание, воспитывать чувство сопричастности прошлому, прежде всего к истории Казахстана, к народам, проживающим на его территории. Выявить уровень владения навыками командной работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Материальная культура кочевников
Цель дисциплины заключается в изучении особенностей материальной культуры кочевников, формирование у студентов теоретических основ и навыков анализа и использования в своей практике материальных явлений культуры кочевой цивилизации. Раскрыть взаимосвязь форм материальной культуры, с одной стороны, и хозяйственной деятельности, природной среды, этнических традиций, форм специальной организации, религиозных верований и обрядов, с другой. Проанализировать как материальные предметы декоративно-прикладного искусства опосредуют социальные отношения.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Этнография народов мира
Цель курса – формирование базовых знаний о процессе этногенеза и основных концепции становления этнической истории народов мира. Содержание курса предполагает изучение принципов научной классификации народов мира и современной этнической картины, знание основных факторов, механизмов, форм историко-культурного развития этносов, методов историко- этнологического исследования. В результате формируется суждение о закономерностях, специфике становления этносов современности, этническом составе и историко-культурных особенностях регионов мира, направления их развития и межэтнического взаимодействия в прошлом и настоящем.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Материальная культура казахского народа
Цель курса – сформировать у студентов общее представление об особенностях материальной культуры казахского народа. Ознакомить с комплексом научных методов необходимых для всестороннего изучения материальной культуры казахов, методологических принципах, методах этнологического и исторического исследования. Анализ архивных и нарративных документов. Изучить многообразие предметов материальной культуры казахского народа. Выявить и установить признаки различных предметов наследия, их историко-культурной и научной ценности, и провести атрибуции предметов материальной культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Древняя история Казахстана
Цель дисциплины освещение основных период и особенностей исторического процесса с древнейших времен до раннего средневекового периода. ознакомить с фактологическим материалом периода, определить своеобразие историко-этнокультурных процессов, изучение феномена «номадизма», истории тюрков, этногенез казахского народа, особенности политического, экономического и культурного развития периода древности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Нумизматика
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о монетах и монетных кладах эпохи античности и средневековья как о памятниках, отражающих экономическое и культурное развитие отдельных стран и народов, роль денег и денежных систем; формирования навыков определения, датировки, описания, классификации монет, работы с монетными кладами, которые могли бы быть использованы в научной деятельности. Развить у студентов навыки самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работы, в том числе с учебной и научной литературой, каталогами античных и средневековых монет. Познакомить с основными понятиями и методами современной нумизматики. Сформировать у студентов верное представление о монетах и монетных кладах как части культурного достояния, исторического наследия и о необходимости отрицательного отношения к грабительским раскопкам и незаконному извлечению из-под земли и использованию в корыстных целях нумизматических источников
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Камеральная обработка
Цель курса – изучить основные методы полевой консервации различных археологических материалов; как правильно фиксировать и описывать археологический материал; основные требования по реставрации археологических памятников. Применять современные методы и методики археологического исследования; знать историю формирования и основные методологические направления мировой археологии, а также основные понятия и концепции, применяемые при анализе. Овладеть культурой мышления; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность генерировать новые идеи; способность к инновационной деятельности - к постановке и решению оригинальных научно-исследовательских и прикладных задач.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Историческое краеведение
Цель курса – изучение основных этапов, принципов, методологических основ и нормативно-правовой базы историко-краеведческой работы.Определение понятий «краеведение» и «историческое краеведение». Место дисциплины в системе исторических знаний. Актуальность проведения историко-краеведческой работы на современном этапе. Историко-краеведческие организации, их основные функции.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов компетенции ознакомления с основами вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, нумизматики, сфрагистики, геральдики, генеалогии, исторической ономастики и систем исторического этикета, — а также с приемами их изучения и критики, принципами их практического применения. Анализировать основные этапы закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Каменный век Казахстана
Цель курса - сформировать базовые знания об особенностях развития Казахстана в эпоху каменного века. В ходе изучения дисциплины студенты изучают историю археологических исследований палеолита, мезолита, неолита и энеолита Казахстана и смежных археологических культур, выявляют специфику и роль материальных источников каменного века в контексте изучения археологического прошлого Казахстана. В результате изучения курса студенты формируют суждения о значении материальных источников и памятников каменного века в интерпретации доисторического периода Казахстана в отечественной истории.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Духовная культура казахского народа
Цель дисциплины - формирование у студентов специальности «Археология и этнология» восприятия духовной культуры казахов как системы традиционных ценностей. Раскрыть студентам ценностно-смысловое содержание и историзм духовной культуры казахов, содержание богатого наследия, закономерности и тенденции культурного развития народа в свете цивилизационной теории, значение культурных приращений и трансформаций. Определить основное содержание духовной культуры древнего периода, культурные аспекты номадизма, искусства и мифологии племен сако-усуньской и древнетюркской эпох. Раскрыть значение казахского фольклора, произведений жырау, акынов, биев, музыкантов, памятников письменной литературы, содержание религиозной жизни народа, просвещения, обычаев, менталитета, нравственных и эстетических идеалов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
История мировых религий
Цель курса - дать объективную информацию о происхождении религии и развитии свободомыслия, истории догматических основ религии, их функциях и значении во всех сферах жизни общества. Формирование через знакомство с работами с известных исследователей религии навыки критического анализа религиозных доктрин, особенности деятельности религиозных организации и их представителей. Изучить историю религиозных традиций мира; их вероучительные, ритуально-обрядовые и организационные особенности, их социальное взаимодействие между собой, окружающим обществом и властными структурами. Проанализировать становления многосторонней и адекватной картины развития религии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Основы экологии
Целями освоения дисциплины "Основы экологии" являются: - приобретение студентами знаний по экологии в объеме, необходимом для освоения практических основ различных междисциплинарных направлений науки о материалах и в нанотехнологиях; - формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения, позволяющего грамотно воспринимать и решать проблемы, связанные с экологической безопасностью. Учение о биосфере. Экологические факторы. Экологические системы. Ограниченность ресурсов биосферы. Экологические проблемы энергетики. Источники загрязнения атмосферы и гидросферы. Защита атмосферы от загрязнения. Нормативно-правовые, организационные вопросы охраны окружающей среды. Направления устойчивого развития. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательской деятельности
Цель дисциплины: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам организации предпринимательской деятельности предприятий в конкурентной среде. Содержание дисциплины: Основы предпринимательского мышления, рыночная система и механизм её функционирования, предпринимательская деятельность и организационные формы, экономические основы предпринимательской деятельности, издержки производства и доход фирмы, рынки факторов производства (земля, труд, капитал), предпринимательская идея и ее выбор, ценностное предложение, товар, бренд, брендинг, виды и типы, планирование и управление бизнес деятельностью, маркетинг предпринимательской деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Основы экономики и бизнеса
Целью дисциплины «Основы экономики и бизнеса» является выработка у студентов экономического мышления на основе изучения экономического механизма функционирования предприятия в условиях рыночного типа хозяйствования. Понятие предпринимательства – определение, виды, тенденции развития, роль предпринимательства. Основные понятия рыночной экономики. Организационные основы бизнеса. Финансовые основы бизнеса. Разработка стратегии развития бизнеса. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Экологический менеджмент
Целью изучения дисциплины является обеспечение формирования осознанного экологического мировоззрения как необходимого атрибута качественно новой идеологии управления природоохранной деятельностью, внедрения эффективных управленческих решений при оценке экологических рисков, выявления экологических значимых аспектов деятельности организаций и решений экологических задач. Включает изучение этапов развития, функции, инфраструктуру и принципы экологического менеджмента, экономическую оценку природных ресурсов, экологических ущербов, издержек и вопросы финансирования и отчетности.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 3
-
История этнографической науки Казахстана
Цель курса изучить развитие этнографической науки в Казахстане. Раскрыть и проанализировать основные направления динамики зарубежной и отечественной мысли в области народоведения. Раскрыть особенности этнических процессов в Казахстане в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Сформировать объективные представления о современном состоянии этнологии в Казахстане. Познакомить студентов с методами историко-этнологического исследования и систематизации исторических и этнографических знаний и сборов этнографических экспедиций.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Целью изучения дисциплины «Основы права и антикоррупционной культуры» является повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры студентов, а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению. Сущность государства и права. Конституционное право Республики Казахстан. Правоохранительные органы Республики Казахстан. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Уголовное право. Финансовое, налоговое, экологическое и земельное право. Сущность коррупции и ее социальные последствия. Факторы и условия противодействия коррупции. Правовая ответственность за коррупционные деяния. Морально-этическая ответственность за коррупционные деяния
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Археология средневекового Казахстана
Цель курса – сформировать знания о закономерностях развития исторического прошлого Казахстана в средние века на основе археологических источников. В ходе изучения дисциплины студенты анализируют археологические источники тюркского, тюрко-монгольского периода и этапа формирования Казахского ханства. В результате освоения дисциплины студенты формируют суждение об особенностях археологических памятников периода средневекового Казахстана и их роли в современной интерпретации исторических событий отечественной истории.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Предпринимательское право и основы антикоррупционной культуры
Цель дисциплины: изучение содержания норм, регулирующих предпринимательские отношения в Республике Казахстан; изучение специфики предпринимательских отношений; формирование системы знаний по противодействию коррупции. Содержание дисциплины: Данная учебная дисциплина позволит обучающимся уяснить общую концепцию положений институтов предпринимательского права РК и антикоррупционного законодательства, научиться соотносить нормы предпринимательского кодекса с нормами других НПА в сфере предпринимательской деятельности. Изучение специфики предпринимательских отношений и особенностей их правового регулирования, формирование системы знаний по противодействию коррупции. А также привить навыки решения конкретных ситуаций в бизнес-среде.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 3
-
Безопасность жизнедеятельности
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Евразийская степь в эпоху неолита
Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о достижениях материальной и духовной культуры обитателей евразийских степей в эпоху неолита. В ходе изучения дисциплины студенты выявляют специфику археологических культур евразийского пространства и их взаимосвязи в контексте зарождения производящих видов деятельности, скотоводства, земледелия, а также совершенствования охоты, собирательства и рыболовства; анализируют процессы совершенствования технологии обработки камня, производства керамики и появления новых орудий труда. В результате студенты формируют суждения об особенностях культурно-исторического развития археологических культур евразийского пространства и их исторической взаимосвязи. базовые археологические, этнографические знания, навыки, умения и опыт научно-исследователькой деятельности
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 3
-
Экономическое обоснование Start up проектов
Целью изучения дисциплины является приобретение практических навыков по разработке инвестиционно-инновационных Startup проектов. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - роль и значение развития бизнес-предпринимательства для экономики на макро-, мезо- и микроуровнях; - модели, виды и формы реализации Startup проектов; - методику разработки Startup проектов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Этноархеология
Цель курса - сформировать у студентов основную базу теоретико-методологических и практических знаний в области этноархеологии, накопленной отечественными и зарубежными учеными в течение второй половины ХХ – начала XXI столетий, изучить основные подходы и методы современной этноархеологии, их разрешающие возможности и использование полученных результатов для моделирования и интерпретации процессов и явлений палеожизни древних культур. и отдельных сообществ. Излагать, критически анализировать и оценивать фактические данные и базовую информацию по дисциплине. Применять знания в практике полевых этноархеологических исследований, первичной обработки полученных данных и их использования в общественно-просветительной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 4
-
Этноконфликтология
Цель курса – сформировать у студентов компетенций в области изучения генезиса, динамики и практики урегулирования, разрешения этнических конфликтов, происходящих в социальной сфере общества. Изучить теоретические основы процесса коммуникации, а также причин и основных видов конфликтов в организации. Анализировать особенности культуры поведения людей различных этнических и конфессиональных групп.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 4
-
Археография Казахстана
Цель дисциплины – познакомить студентов с важнейшей функцией археографии – созданием базы опубликованных письменных источников. Особое внимание в программе уделяется изучению всей совокупности археографических изданий и их состава по основным периодам казахстанской истории, и по всеобщей истории, т.е. того, что составляет понятие «археографического фонда». Показать роль археографии в работе с архивными документами; раскрыть основные этапы развития археографии; определить принципы научности при работе и подготовки к работе архивных источников; выявить требования к организации археографической работы; показать технологии работы с архивными документами как с историческими источниками
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 3
-
История тюркской цивилизации
Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об истории тюркской цивилизации, как единого процесса, составной части всемирной истории, о закономерности развития истории тюркских народов и особенности функционирования тюркских обществ на различных этапах развития в условиях различных цивилизаций. Разработать информационное обеспечения историко-культурных аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений образования и культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Средневековая история Казахстана
Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории Казахстана в средневековый период. Определить своеобразие историко-этнокультурных процессов, изучение феномена «номадизма», истории тюрков, этногенез казахского народа, особенности политического, экономического и культурного развития эпохи казахского ханства. Пробудить интерес к достижениям культуры прошлого Казахстана, что способствует правильному пониманию достижениям современного Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Теория и методика архивного дела
Целью изучения курса является формирование ключевых компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в технологиях архивного дела, организовывать эффективное функционирование процессов создания, учета и использования документального фонда организации, обеспечивать его хранение в соответствии с требованиями законодательства, методическими указаниями, а также передачу документов в государственный (муниципальный) архив.Задачи курса: изучить современную законодательную и нормативную базу, регламентирующую архивное дело в РК; условия нормативного хранения и обеспечение сохранности архивных документов, основы научно-технической обработки документов, передаваемых на хранение; основы и практику исполнения социально-правовых запросов, а также возможности использования архивных документов в других целях; особенности применения современных информационных технологий в архивном деле; познакомить с основами экспертизы ценности документов; изучить основы документационного обеспечения управления, системы документооборота, виды документов и требования к их оформлению.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 3
-
Методы археологических раскопок
Цель курса - дать студентам основные знания в области методики археологических раскопок, обучить основным методам полевых работ в археологии. Сформировать у студентов знания об основных методах организации археологических полевых исследований. Создать представления об основных закономерностей формирования культурного слоя, погребального сооружения, стратиграфии археологического памятника и его структуры. Подготовить студента к участию в работе казахстанских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научнообразовательных задач
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Антропология
Цель курса -проследить процесс взаимодействия биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека, оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением (конституцией), экологическими условиями обитания и т. д.; проследить закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Прикладная антропология. Становление антропологии в Казахстане как исторической науки.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 4
-
Бронзовый век Казахстана
Цель дисциплины - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории Казахстана в период освоения бронзы. Определять характерные признаки эпохи бронзы Казахстана и различать их от аналогичных памятников других культурно-исторических регионов. Применять полученные знания в датировке артефактов и оценивать их культурно-историческую принадлежность. Применять современные методы и методики этнологического исследования.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 3
-
Проект 1 (Археология, этнология и научно-исследовательская работа)
Цель проектной деятельности состоит в формировании у студентов основных навыков работы с археологическими и этнографическими источниками. Закрепить теоретические знания по археологии, этнологии. Познакомить с навыками научно-исследовательской работы. Сформировать навыки критического мышления в ходе использования археологических, этнографических материалов и их анализа. Критический оценивать результаты научных исследовании, современных теории, проблем и подходов, новых тенденции в исследовании археологии и этнологии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 2
-
Зарубежная археология
Цель дисциплины - дать понятие о развитии археологической науки в мире и этапы, методы развитии; изучить основных археологических культур каменного, бронзового и железного века зарубежных стран; показать историю возникновения археологических культуры и их этнической принадлежности строго по археологическим материалам. Овладеть базовыми навыками сбора и анализа этнографических источников с использованием широкого спектра современных методов и информационных технологий. Применять полученные знания в области зарубежной археологии для анализа и интерпретации археологического материала в собственной научно -исследовательской деятельности
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Ранний железный век Казахстана
Цель дисциплины – сформировать комплексные знания о специфике археологических культур сако-скифского, сарматского периода, выявить особенности археолого-этнического и культурного периода эпохи хунну, кангюй, усунь. В ходе изучения дисциплины студенты анализируют, обобщают археологические источники, исторические памятники и культурные объекты на основе которых выявляют особенности этно-культурного, хозяйственно-экономического и политического быта представителей раннего железного века на территории Казахстана. В результате изучения курсы формируют суждения о значимости археологической культуры раннего железного века в истории Казахстана и культурно-исторических процессах сопредельных регионов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
История и организация архивного и музейного дела
Цель: подготовка к работе в архивах и музеях в качестве исследователей, сотрудников в соответствии со стандартом специальности. Предметом архивоведения являются научная организация документов и управление ими, процессы и способы работы с документами в целях их сохранности и использования. Источники по изучению родного края. Основные события и явления в истории края. Этапы развития краеведения в Казахстане.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 3
-
Источники и историография этнологии
Цель курса ознакомиться с источниками и историографией этнографической науки в Казахстане. Сформировать представления об основных понятиях источниковедения и историографии в этнологии, типологию, периодизацию и эволюцию корпуса отечественных и зарубежных источников, методы источниковедческого и историографического анализа. Применять навыки работы с разновременными, разно типовыми и разновидными историческими, историографическими, этнографическими источниками. Определять компетенцию конкретного вида источника в системе этнологического исследования, извлекать этнографический материал из различного рода "ведомственных" источников. Решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 4
-
Теория исторического процесса и исторического познания
Цель курса – сформировать представления об основных концепциях исторического процесса. Данная дисциплина является междисциплинарной. Она поможет студентам специальности «Археология и этнология» анализировать и оценивать современные научные достижения в области археологии, этнологии и истории. Изучить методы и приемы работы с научными текстами, археологическими и этнографическими источниками. Дать представление о принципиальной информационной̆ неисчерпаемости источников. Научить их работать с источниками разных типов и видов. Овладеть понятийно-категориальным аппаратом методологии научного познания, основными общенаучными и специальными методами и методиками археологического, этнографического и исторического исследований. На основе археологических и этнографических источниках выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 4
-
Методы археологической фиксации и реконструкции
Цель курса - дать студентам основные знания в области методики археологических раскопок, обучить основным методам полевых работ в археологии. Сформировать у студентов знания об основных методах организации археологических полевых исследований. Создать представления об основных закономерностей формирования культурного слоя, погребального сооружения, стратиграфии археологического памятника и его структуры. Подготовить студента к участию в работе казахстанских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научнообразовательных задач
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 3
-
Этнография этнических групп Казахстана
Цель курса - формирование у студентов, специализирующихся по специальности «Археология и этнология» званий по этнокультурной и этнической истории этнических групп Казахстана, их традиционной культуре во всем ее многообразии. Усвоить основные понятия этнологии, освоение методов этнографического исследования, в частности, этнографического монографического описания, "полевой этнографии", программных методов исследования, классификации этнографических данных, изучения истории этнографии и этнологии, формирование у студентов гражданской позиции в научных исследованиях, уважения культурного и этнографического наследия народов Казахстана и мира.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Национальная культура Казахстана в советский период
Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы исследовать особенности политики культурного строительства Советской власти среди этнических групп на территории Казахстана. Содержание курса включает изучение тем, связанных с особенностями развития национальная культуры Казахстана периода становления советизма, формирования тоталитарной системы и в эпоху перестройки. Анализируется вклад отечественных деятелей культуры, науки и искусства в историческом контексте. В результате формирует знание основных исторических понятий и исторической терминологии, теоретических и методологических основ истории и смежных дисциплин
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Историография истории модернизации в Казахстане
Цель дисциплины – историографический анализ проблем изучения модернизации Казахстана. Изучение социалистической модернизации Казахстана в советской историографии. Общее и особенности в исторических трудах.Проанализировать основные этапы модернизации Казахстана. Исследовать механизм представителей марксисткой методологии путем анализа их источниковой и историографической базы и методики работы. Выработать у студентов умения критического анализа исторических исследований периода тоталитарного режима.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Источниковедение и историография истории Казахстана
Цель курса состоит в обеспечении теоретико-методологической и специальной подготовки современных специалистов историков; - рассмотрение тенденций становления, формирования, изменения и развития исторической науки, определение основных этапов; - привить студентам навыки выявления и работы с историческими источниками для объективного анализа исторических реалий. Изучить достижения новейшей историографии по истории Казахстана. Использовать соответствующие исследовательским задачам методов анализа различных видов письменных исторических источников по истории Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Методы полевых этнографических исследований
Цель преподавания дисциплины: дисциплина вузовского компонента, формирующая базовые знания по методам полевых исследований в этнографии, структуре, организации и подходах, используемых при полевом сборе материала, а также о методах его хранения, обработки и упорядочения. Ознакомить студентов с наиболее распространенными методами полевой научно-исследовательской работы. Проанализировать основные закономерности развития материальной, социальной и духовной культуры. Разработка информационного обеспечения историко- культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Археология номадического общества
Цель курса заключается в формировании у студентов научного мировоззрения, раскрывать процесс становления кочевых общества на конкретно-историческом материале Казахстана, рассмотреть основные археологические памятники Казахстана. Углубить знания об узловых вопросах номадического общества. Сформировать у студентов комплекс знаний о философских методологических, историографических, источниковедческих основаниях анализа проблем археологии всех этапов. Выработать у студентов целостное понимание места и роли номадов в процессе исторического развития человечества.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Источниковедение и историография зарубежных стран
Цель - показать социальные основы исторического познания, которые определяют основные направления и тенденции развития исторической мысли в конкретно-исторических условиях. К главным объектам изыскания историографов принадлежат труды историков, изучение теоретико-методологических принципов различных направлений исторической мысли. У студента должны сформироваться знания об основных понятиях источниковедения и историографии, типологию, периодизацию и эволюцию корпуса зарубежных источников, методы источниковедческого и историографического анализа. Овладеть профессиональными навыками источниковедческого и историографического анализа и синтеза , навыками работы с разновременными, разнотиповыми и разновидовыми историческими и историографическими источниками
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этногенез и этническая история казахов
Цель курса рассмотреть историю и этногенез казахского народа с глубокой древности до Казахского ханства, показать основные этапы этнической истории. Ознакомить студентов с основными теориями по этносу, этногенезу и этнической истории. Изучить историю протоказахов в древности и раннее средневековье. Показать основные проблемы в этногенезе пртоказахов послемоногольского времени. Выявить особенности завершающего этапа этногенеза казахов в период образования казахского ханства. Изучить этимологию происхождения слова «казах» в специальной исторической литературе. Исследовать эволюцию и становление трех казахских жузов –Старшего, Среднего и Младшего.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 3
-
Исторические личности Казахстана в начале ХХ в.
Цель: привить знания, умения и навыки анализа роли личности в исторической науке и коллективной памяти. Курс предполагает следующее содержание: Цель и задачи, методология курса. А. Букейханов в исторической науке и коллективной памяти. А. Байтурсынов в исторической науке и коллективной памяти. Алимхан Ермеков в исторической науке и коллективной памяти. М. Тынышпаев в исторической науке и коллективной памяти. Творчество и наследие М. Дулатова и М. Жумабаева. Мустафа Шокай в исторической науке и коллективной памяти. Халел и Жаханша Досмухамедовы. Ш. Кудайбердиев как поэт и мыслитель. Творчество и наследие Машхур Жусупа Копеева, Ж. Аймаутова, С. Торайгырова. Т. Рыскулов и А. Джангельдин в исторической науке и коллективной памяти. Творчество и деятельность М. Сералина. К. Тогусов как общественно-политический деятель. Б. Каратаев как общественно-политический деятель.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Музейное дело и охрана памятников
Цель дисциплины - заложить теоретические основы музееведения охраны движимых и недвижимых памятников, ознакомить с методами музееведческого исследования экспонатов, способствовать приобретению знаний и практических навыков использования и построения экспозиций музеев, экскурсионной деятельности, дать представление об основах охраны памятников, научить правильно определять их классификацию, ознакомить с законодательством и современной структурой государственного управления данной сферой. Ознакомить студентов с основными принципами научно-фондовой работы, методами построения экспозиций, формами культурно-образовательной деятельности музеев. Развить навыки разработки и проведения экскурсий. Сформировать ценностное отношение студента к сохранению культурного наследия прошлого.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
История независимости Казахстана (ХХ-ХХI вв.)
Цель : ознакомление студентов с основными теоретическими и практическими достижениями мировой и отечественной исторической науки по проблемам истории независимости Казахстана, комплексное и системное изучение основных этапов формирования и развития казахстанского общества, его положения в мире. Особое внимание студентов обращается на проблемы становления и развития государственности и историко культурных процессов в истории современного Казахстана. Содержание включает знание основных периодов развития современной истории Казахстана и независимой казахстанской государственности; на основе системного, ивент- и критического анализов студент рассматривает события исторического прошлого нашей страны, как часть всемирно-исторического развития человечества; владение способностью исторического описания и анализа причин и следствий событий современной истории Казахстана и др
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Новые подходы к фундаментальным проблемам археологии и этнологии
Цель курса – формирование у студентов современного типа научного мышления, включающего комплексное восприятие различных аспектов изучаемого объекта или явления, а также выработку у обучающихся навыков междисциплинарного исследования с применением различных методов, в том числе естественнонаучных, информационных, а также классических и инновационных методов, отражающих современное состояние археологии и этнологии. Обучить правильному определению направления исследований при изучении археологического и этнологического материалов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Культура кочевничества
Цель курса – изучить особенности кочевой цивилизации, её достижений, основных этапов развития. Ознакомить студентов с современными представлениями археологической и исторической наук о месте номадической культуры в истории древней мировой цивилизации и о судьбах скифо-сарматского наследия в истории и культуре. Сформировать целостное представление о культуре кочевников. Раскрыть студентам ценностно-смысловое содержание и историзм культуры кочевников, содержание богатого наследия, закономерности и тенденции культурного развития кочевых народов в свете цивилизационной теории, значение культурных приращений и трансформаций.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 5
-
Взаимодействие кочевых культур и оседлых цивилизаций
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов знаний о взаимодействие кочевых культур и оседлых цивилизаций. Изучить процесс развития культур и цивилизаций на территории Центральной Азии, исходя из специфики их функционирования в условиях этнокультурного синтеза кочевой и оседлой цивилизации. Проследить основные механизмы функционирования кочевых культур и оседлых цивилизаций в странах Центральной Азии и Казахстана. Показать специфику складывания культур в данном регионе. Проследить взаимовлияние и взаимопроникновения культур и цивилизаций на территорию Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 5
-
Историография Алаш
Цель дисциплины – состоит в формировании у студентов научного знания по историографии движения и автономии Алаш. Охарактеризовать студентам концептуально-понятийные построения, которые обнаруживаются в историографической эволюции данной проблематики; показать студентам на примере Алаш-Орды развитие казахской государственности. Применять инновационные подходы к изучению истории и опыт, накопленный исторической мыслю предшествующего периода. Изучить основные научно-исследовательские программы 20 века. Определить свою концептуальную позицию. Применять основные принципы и методы исторического познания.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 5
-
История и историография Павлодарского Прииртышья
Цель дисциплины – углубление профессиональной подготовки студентов в сфере истории и историографии Павлодарского Прииртышья Задачи дисциплины – расширить кругозор студентов; обучить основным методам, приемам научной работы; создать возможности для проявления своих способностей в работе над индивидуальными научными темами. Сформировать у студентов представление об основных принципах и подходах историографической работы, главных направлениях историографии региона, навыках историографического анализа. Изучить основные этапы истории и историографии края, основные достижения в изучении истории Павлодарского Прииртышья. Применять принципы и методы историографического анализа.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Анализировать и рассуждать о глобальных проблемах развития археологии и этнологии, использовать современные методологические подходы в научно-исследовательской и прикладной сфере, демонстрировать сформированные компетенции в целях их применения в профессиональной деятельности.
- Синтезировать полученные знания, соотнося с социальными нормами, работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения
- Сопоставлять концептуальные подходы и методологические аспекты в археологической и этнографической науке
- Осваивать базовые археологические, этнографические знания, навыки, умения и опыт научно-исследователькой деятельности
- Систематизировать полученные знания для решения производственных задач в повседневных ситуациях и применять логическое мышление в профессиональной деятельности
- Использовать терминологический аппарат, анализировать археологические памятники и историко - этнографические процессы на основе материальных источников и показывая широкий кругозор с высокой культурой мышления
- Разрабатывать стартап-проекты по направлению профессиональной деятельности с учетом действующих нормативно-правовых актов Республики Казахстан, в том числе в области экологии и природопользования
- Использовать навыки междисциплинарного взаимодействия с учетом современных цифровых технологий в решении конкретных задач
- Демонстрировать лидерские качества на основе идей гражданственности и патриотизма, модернизации общественного сознания-Рухани Жаңғыру, третьей модернизации Казахстана при организации и участии в мероприятиях университетского, регионального, республиканского уровня
- Показывать основные навыки коммуникации на государственном, русском и иностранном языке (уровень А2, B1, B2), в том числе в профессиональной сфере
- Аргументировать свою точку зрения, на основании археологических, этнографических источников оценивать исторические события, явления, процессы развития человеческого общества.
- Применять системное мышление, навыки наблюдательности, анализа, обобщения, оценивания с использованием критического мышления, способностей к саморазвитию