6B01420 Физическая культура и спорт в ППУ имени Ә.Марғұлан
-
Цель образовательной программы Целью образовательной программы «Физическая культура и спорт» является подготовка учителя физической культуры, тренера-преподавателя по избранному виду спорта, обладающего высокой гражданской ответственностью, способного качественно осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления системы образования и спорта.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B005 Подготовка учителей физической культуры
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
Дисциплины
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Данный курс направлен на ознакомление будущих учителей (педагогов) с формированием психофизиологических особенностей, функционированием и закономерностями развития детей в разные возрастные периоды. Студенты смогут наблюдать за развитием детей и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая их индивидуальные потребности. На практических занятиях обучающиеся учатся творчески и адекватно подходить к решению различных кейсов и готовятся поддерживать обучение и благополучие детей. Во время самостоятельной работы будут распознавать индивидуальные отправные точки разных обучающихся, их потенциал в обучении и потребности в конкретной поддержке; знакомятся с различными методологическими решениями для инклюзии и оказания конкретной поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Введение в профессию спортивного тренера
Введение в предмет. Возникновение профессии «тренер». Сфера профессиональной деятельности спортивного тренера. Профессиональный стандарт, профессиограмма, психограмма профессии «Тренер по спорту». Особенности профессиональной деятельности тренера по спорту. Психологические особенности личности тренера по спорту. Спортивно-педагогическое мастерство и профессионализм тренера по спорту. Правовое регулирование деятельности спортивного тренера. Гражданско-правовая ответственность тренера и обеспечение безопасности спортсменов. Система подготовки спортивных тренеров.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Введение в педагогическую профессию
Курс нацелен на формирование у студентов общего представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности и профессиональной культуре педагога. Студент изучит понятийный аппарат и будет сформировано научное представление о педагогике. Обучающийся определит место и роль педагогики в системе наук о человеке, раскроет её задачи, структуру, основные категории. Данный курс направлен на изучение развития педагогической профессии и социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. На практических занятиях студент будет решать педагогические задачи. Освоение дисциплины студентами открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, медиапедагогики, а также с педагогической практикой. По завершению курса обучающийся представляет и защищает портфолио.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ритмика
Дисциплина нацелена на обучение студентов основам правильного ритмического движения и методике его преподавания обучающимся разных возрастов. Студенты освоят научные основы ритмики, методику проведения занятий ритмикой, методики и специфику составления комплекса упражнений. Студенты изучат влияние занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся, осанку, а также пульсовую диагностику и типовую структуру комплекса при занятии ритмикой, овладеют двигательными упражнениями и навыками сложнокоординационных движений под музыку. На практических занятиях студенты создадут комплексы упражнений, используя освоенные технологии составления комплексов и методики развития двигательных способностей для индивидуальных и групповых занятий. Итоговое оценивание будет проведено в виде защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Биомеханика двигательной деятельности
Введение в предмет. Биомеханическая характеристика человека и его двигательной деятельности. Анатомические и биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата. Строение и функции двигательного аппарата и движений человека. Кинематическая характеристика двигательной деятельности и движений человека. Динамическая характеристика двигательной деятельности и движений человека. Биодинамика двигательной деятельности человека. Биомеханические особенности моторики человека: Телосложение и онтогенез моторики; двигательные качества, циклические действия, прыжки, переместительные движения. Движения вокруг оси. Биомеханические аспекты обучения двигательным действиям. Обучающийся демонстрирует понимание физических и механических законов движения точки, тела, системы тел в пространстве при выполнении физических упражнений; применяют правила синтеза двигательных действий в процессе занятий физической культурой и спортом; демонстрирует навыки практического использования методов биомеханического анализа физических упражнений для решения задач в профессиональной деятельности; определяет причины ошибок в процессе освоения занимающимися двигательных действий и развития физических качеств и находит методику их устранения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Подвижные и национальные игры
Целью данного курса является формирование предметных компетенций по планированию, организации и проведению занятий по физической культуре и спорту на основе индивидуальных различий, потребностей и возможностей в двигательной деятельности. Курс направлен на формирование практических умений и навыков по проведению занятий по подвижным и национальным играм в различных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности; планирования преподавания с учетом разнообразия учащихся. Будущие спортивные педагоги, демонстрирующие компетентность, могут: - применять различные подвижные и национальные игры для решения задач физкультурно-спортивной деятельности; - планировать, организовывать, проводить учебные, оздоровительные, рекреационные, учебно-тренировочные занятия и соревнования по подвижным и национальным играм с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей занимающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина направлена на совершенствование педагогической компетентности в области педагогики и дидактики. Студенты изучают основы педагогической науки, такие как концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Этика спорта и основы антидопингового образования
Введение в предмет. Модуль «Этика спорта»: Философское осмысление социальных явлений «этика», «культура», «спорт», «спортивная культура», «спортивная этика», «спортивные ценности», «спортивное поведение», «олимпизм», «Fair play», фанатское движение в историческом аспекте и на современном этапе их развития. воспитания спортивной этики и поведения у спортсменов. Всемирный Кодекс спортивной этики. Спортивная этика Республики Казахстан. Модуль «Основы антидопингового образования»: понятие «допинг», история возникновения, виды допинга и механизм воздействия на организм спортсмена. Важность антидопинговой подготовки тренеров и спортсменов. Международные и национальные антидопинговые организации. Правовое регулирование борьбы с допингом: Всемирные антидопинговый кодекс, Международные конвенции, декларации и стандарты по борьбе с допингом. Нормативно-правовые акты РК по борьбе с допингом в спорте. Последствия применения допинга: этика, здоровье, карьера.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы экономики и права
Целью данного курса является развитие компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Содержание: Общественное производство. Сущность, формы, структура капитала. Издержки и доходы производства в рыночной экономике. Бизнес. Финансовая система. Экономия ресурсов. Циклическое экономическое развитие. Казахстан в системе глобальных экономических отношений. Появление рынка. Роль государства в развитии бизнеса. Формируемые навыки: развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию; понимать и объяснять основы социально-политических, экономических и правовых знаний, способны продемонстрировать личную и профессиональную конкурентоспособность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Повышение спортивного мастерства в избранном виде спорта 1
Введение в предмет. Избранный вид спорта в современном обществе, тенденции его развития. Тренировка и тренировочная деятельность в избранном виде спорта. Совершенствование физической подготовки в избранном виде спорта: Задачи, средства и методы. Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков. Критерии физической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта. Развитие физических качеств. Физические упражнения как основные тренировочные средства. Характеристика и режимы выполнения упражнений для развития физических качеств в избранном виде спорта. Нагрузка в спортивной тренировке и ее планирование. Совершенствование технико-тактического мастерства в избранном виде спорта. Спортивная техника, стратегия и тактика в избранном виде спорта. Ошибки, их причины, предупреждение и методика устранения. Повышение надежности спортивной техники в условиях действия сбивающих факторов. Соревнования и соревновательная деятельность в избранном виде спорта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Гимнастика с методикой преподавания 1
Введение в предмет и основные задачи курса. Гимнастика как средство физического воспитания. Методические особенности гимнастики. Характеристика средств гимнастики. Гимнастическая терминологии, её значение. Основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Прикладные упражнения. Опорные прыжки с методикой обучения. Вольные упражнения с методикой обучения. Оздоровительные виды гимнастики. Формы занятий гимнастикой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научных исследований
Целью данного курса является развитие компетенций для межличностной, социальной и профессиональной деятельности и исследовательских навыков. Данный курс дает будущим учителям (педагогам) понимание и теоретические знания по методам научного исследования. Будущие учителя (педагоги), которые демонстрируют компетентность, могут: применять в своей деятельности исследовательские подходы и различные методы исследования, на основе знания их специфических особенностей; разрабатывать дизайн исследования на основе выбора методологии и анализа; использовать различные виды информационно-коммуникационных технологий как интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации; соблюдать исследовательскую этику в процессе проведения исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Целью данного курса является развитие компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Содержание: Антикоррупционная культура: понятие, структура, задачи и функции. Антикоррупционное сознание и антикоррупционная культура: содержание, роль и функции. Формирование антикоррупционной культуры в зарубежных странах. Антикоррупционная культура: механизмы и институты развития. Роль семьи в воспитании антикоррупционной культуры личности. Формируемые навыки: развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию и способны действовать в соответствии с социальными, деловыми, экономическими, правовыми и этическими нормами казахстанского общества; понимать и объяснять антикоррупционную культуру.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Легкая атлетика с методикой преподавания
Дисциплина нацелена на освоение студентами теории и практики легкой атлетики и методики ее преподавания, проектирования содержания образовательного процесса и проведения занятий и соревнований по легкой атлетике для различных категорий и возрастов обучающихся. Студенты изучат основы техники легкоатлетических видов спорта, классификации техники движений, фазы, структуры, силы движений, методику обучения технике легкоатлетических видов спорта, включая методику обучения технике спортивной ходьбы и бега, прыжков в длину, высоту и метания, основ организации школьной секции и спортивной тренировки в легкой атлетике, организации и проведения соревнований. Особое внимание будет уделено технике безопасности во время занятий. На практических занятиях студенты разработают и проведут фрагменты занятий с применением различных техник легкоатлетических видов спорта, осуществят планирование работы и применят методики занятий и соревнований с различными контингентами обучающихся при обучении их спортивной ходьбе и бегу. Студенты проведут фрагменты уроков, их анализ и самоанализ. Итоговое оценивание будет проведено в виде комплексного экзамена: демонстрация техники легкоатлетических видов спорта по школьной программе и защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся комплекса адекватных действий по охране жизни и здоровья, развитию экологической грамотности в контексте целей устойчивого развития. Курс содержит все аспекты профессиональной деятельности по безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, включая современные экологические проблемы и пути решения, экологическую безопасность, а также защиты человека при чрезвычайных ситуациях. На практических занятиях студенты решат ситуационные задачи на экологическую тематику и на проблемы безопасности жизнедеятельности. Студенты примут участие в дебатах и дискуссиях по спорным вопросам экологии, участвуют в конкурсе идей по экологизации работы вуза, а также в деловых играх по технике безопасности. В рамках самостоятельной работы студенты работают в группах по подготовке проекта по минимизации влияния деятельности человека на окружающую среду. Итоговый контроль проводится в виде защиты проекта с приглашением специалистов-практиков, работающими в сфере экологии и природопользования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Навыки предпринимательства
Целью данного курса является развитие общеобразовательных компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Данный курс дает будущим учителям (педагогам) теоретические знания для формирования навыков предпринимательской деятельности. Содержание: Виды предпринимательства. Бизнес. Финансовая система. Тайм-менеджмент и управление проектами Управление стрессом. Формируемые навыки: Навык ведения переговоров. Навык публичных выступлений. Навыки управления бизнесом. Командная работа и лидерские качества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анатомия человека (с основами динамической спортивной морфологии)
Особенности строения органов и систем органов, конституциональная и спортивная морфология, половой диморфизм, основные анатомо-антропометрические методы исследования и методы обработки научной информации.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Педагогические исследования
Данный курс дает будущим учителям теоретическую основу для педагогических исследований. Будущие учителя обладают навыками поиска и критического отбора теоретических знаний из различных надежных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики и проявляют готовность содействовать обучению и образованию, основанным на исследованиях, а также их собственному непрерывному развитию и профессиональному росту. Будущие учителя, которые демонстрируют компетентность, могут: • осознавать природу педагогики и ее основную терминологию; • определить центральные области исследований в педагогике и понимать разницу между повседневным мышлением и научными знаниями; • следить за изменениями в сфере образования и рассмотреть, как они влияют на вашу собственную работу в качестве учителя.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Повышение спортивного мастерства в избранном виде спорта 2
Введение в предмет. Избранный вид спорта в современном обществе, тенденции его развития. Тренировка и тренировочная деятельность в избранном виде спорта. Совершенствование физической подготовки в избранном виде спорта: Задачи, средства и методы. Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков. Критерии физической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта. Развитие физических качеств. Физические упражнения как основные тренировочные средства. Характеристика и режимы выполнения упражнений для развития физических качеств в избранном виде спорта. Нагрузка в спортивной тренировке и ее планирование. Совершенствование технико-тактического мастерства в избранном виде спорта. Спортивная техника, стратегия и тактика в избранном виде спорта. Ошибки, их причины, предупреждение и методика устранения. Повышение надежности спортивной техники в условиях действия сбивающих факторов. Соревнования и соревновательная деятельность в избранном виде спорта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Организация и проведение соревнований в избранном виде спорта
Сущность спорта, соревновательная деятельность. Современная система соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Система соревнований и правила соревнований в избранном виде спорта. Этапы подготовки и организации соревнований. Судейство в избранном виде спорта: состав судейской коллегии, права и обязанности судей. Материально-техническое обеспечение соревнований в избранном виде спорта. Нормативная и техническая документация соревнований в избранном виде спорта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Анатомия и основы физиологии физического воспитания и спорта
Адаптационные изменения в организме спортсмена на разных уровнях, его организации: клеточном, тканевом, органном и системном. Физиология физического воспитания и видов спорта: физиологические механизмы формирования двигательных навыков. Физиологическая характеристика функционального состояния организма при мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на организм человека. Адаптация организма к мышечной деятельности, характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Будущие учителя владеют знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Они могут применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Гимнастика с методикой преподавания 2
Организация, планирование и методика преподавания гимнастики с различным контингентом обучающихся. Методы оценивания результатов обучения. Организация соревнований и судейство. Организация спортивной секции. Страховка и техника безопасности на занятиях. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лыжный спорт с методикой преподавания
Дисциплина нацелена на освоение студентами теории лыжного спорта и методики его преподавания, проектирования содержания образовательного процесса и проведения занятий и соревнований по лыжному спорту для различных категорий и возрастов обучающихся. Студенты изучат основы техники передвижения на лыжах, классификацию способов передвижения на лыжах, технику и методику обучения способам передвижения на лыжах, организацию и методику проведения уроков лыжной подготовки в школе, общие основы методики тренировки школьников, а также организации и проведению соревнований по лыжным гонкам и т.д. На практических занятиях студенты разработают и проведут фрагменты занятий с применением различных техник и способов передвижения на лыжах, осуществят планирование работы и применят методики занятий с различными контингентами обучающихся. Студенты проведут фрагменты уроков, их анализ и самоанализ. Итоговое оценивание будет проведено в виде комплексного экзамена: демонстрация техники передвижения на лыжах и защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Методы и технологии преподавания
Данная дисциплина направлена на повышение компетенций в области педагогики и дидактики. Студенты имеют целостное представление о методической системе обучения, могут моделировать стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, умеют использовать знания, формы, методы и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Спортивные игры с методикой преподавания (баскетбол, волейбол)
Дисциплина нацелена на освоение студентами методики преподавания баскетбола и волейбола, проектирования содержания образовательного процесса и проведения занятий и соревнований по баскетболу и волейболу для различных категорий и возрастов обучающихся. Студенты изучат общие вопросы теории спортивных игр, баскетбол и волейбол как средство физического воспитания и вид спорта, технику и тактику игр баскетбол и волейбол, методики обучения и тренировки, адаптивные виды баскетбола (на колясках) и волейбола (волейбол сидя, особенности занятий с детьми, особенности методики обучения и тренировки в адаптивном баскетболе и волейболе, организацию и проведение соревнований. Особое внимание будет уделено технике безопасности во время занятий. На практических занятиях студенты разработают и проведут фрагменты занятий спортивных игр, осуществят планирование работы и применят методики занятий и соревнований с различными контингентами обучающихся при обучении их баскетболу и волейболу. Студенты проведут фрагменты уроков, их анализ и самоанализ. Итоговое оценивание будет проведено в виде комплексного экзамена: демонстрация практических навыков игры в баскетбол и волейбол и защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Психология физической культуры и спорта
Целью данного курса является формирование предметных компетенций по планированию, организации и проведению занятий по физической культуре и спорту на основе индивидуальных различий, потребностей и возможностей в двигательной деятельности; область компетенций по пропаганде здорового образа жизни, поощрению и мотивированию физически активного образа жизни. Будущие спортивные педагоги имеют четкое представление о психологических особенностях физкультурно-спортивной деятельности; взаимосвязи психомоторной сферы, когнитивных, эмоциональных и волевых процессов; психических состояниях, возникающих в процессе физкультурно-спортивной деятельности; о психологических особенностях спортивных коллективов, спортивных педагогов и занимающихся; демонстрируют навыки диагностики психических состояний занимающихся и психологической помощи для их регуляции. Будущие спортивные педагоги, демонстрирующие компетентность, могут: применять в профессиональной деятельности психологические знания физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и ее субъектов; формировать конструктивное отношение к преодолению трудностей у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью; разрабатывать индивидуальное содержание программ обучения занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью приемам психической саморегуляции в напряженных ситуациях тренировочно-соревновательной деятельности; разрабатывать и проводить мероприятия по психопрофилактике и психогигиене в физическом воспитании и спорте.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика преподавания физической культуры
Курс направлен на овладение студентами методикой обучения и преподавания физической культуры в организациях образования. основой для проектирования образовательного процесса, а также базой для обучения двигательным действиям, формирования велнес-сознания и велнес-поведения. Студенты научатся планировать и проводить учебные занятия разной целевой направленности с учетом возрастных особенностей и различий в возможностях занимающихся; обучать двигательным действиям и действиям в различных средах, правильно подбирать методы и средства в соответствии с задачами занятий, адекватно подбирать классические методики и новые подходы к обучению и оцениванию с учетом возрастных особенностей и физического состояния обучающихся. На практических занятиях студенты отработают специфику методики двигательным действиям, создадут необходимую документацию, включая планы уроков и внеклассных занятий, индивидуальные программы, проведут фрагменты уроков и их критический анализ. Дисциплина завершится экзаменом в форме комбинированного экзамена – тестирования и защиты портфолио.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 10
-
Основы спортивной конфликтологии
Основы спортивной конфликтологии: теоретические основы спортивной конфликтологии и становление спортивной конфликтологии как прикладной науки; общие и частные теории спортивных конфликтов; методологические основы спортивной конфликтологии; классификация и структурно-функциональный анализ видов конфликтов в спорте; управление конфликтами и конфликтными ситуациями в спортивной деятельности; причины, уровни и динамика развития конфликтов в спортивной деятельности; предупреждение и разрешение конфликтов в процессе спортивной деятельности; конфликтологическая компетентность тренера и спортсменов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Шахматы с методикой преподавания
Общие вопросы теории шахматной игры: история возникновения шахмат. Основные понятия шахматной игры (доска, фигуры, правила движения фигур; шахматная терминология и запись шахматной партии; цель игры и способы окончания шахматной партии; шахматные часы и контроль времени в партии). Характеристика стадий шахматной партии, виды шахматных комбинаций, стратегия игры, подготовка к шахматной партии и анализ игры). Методика обучения шахматам. Методические особенности обучения занимающихся разных возрастных групп. Адаптивные шахматы и методика адаптивного обучения шахматам людей с ограниченными возможностями здоровья. Организация и проведение шахматных праздников и конкурсов решения шахматных задач и позиций. Организация и проведение соревнований по шахматам. Судейство в шахматах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Управление классом
Дисциплина нацелена на освоение передовых педагогических техник и приемов, методов управления и психологических закономерностей управления коллективом класса. Студенты изучат инструменты необходимые для организации процесса обучения и воспитания в рамках основного и дополнительного образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям, а также основы управления образовательной деятельностью и классным коллективом, специфику психологии коллектива и коммуникации в нем. На практических занятиях обучающиеся разрабатывают информационные пирамиды, дайджесты, план саморазвития учителя, решат кейсы по разработке программ развития коллективов разной степени зрелости. Изучение дисциплины завершится экзаменом в форме защиты спич-презентациями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Компоненты подготовки в избранном виде спорта (теоретическая, физическая и функциональная)
Введение в предмет. Понятия «теоретическая» и «физическая и функциональная подготовка» спортсмена. Цели и задачи теоретической, физической и функциональной подготовки спортсмена. Специфика и модельные «кондиции» физической и функциональной подготовки в избранном виде спорта. Планирование тренировочных нагрузок по этапам подготовки в годичном цикле (микро-, мезо- и макроцикл). Возрастные и гендерные особенности методики физической и функциональной подготовки спортсменов. Тестирование, контроль и мониторинг физической и функциональной подготовленности спортсмена. Современные методики и технологии физической и функциональной подготовки спортсменов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Компоненты подготовки в избранном виде спорта: техническая, тактическая, психологическая, интегральная
Введение в предмет. Понятия «технико-тактическая», «психологическая» и «интегральная «подготовка спортсмена. Цели и задачи теоретической, физической и функциональной подготовки спортсмена. Специфика технической, тактической, психологической и интегральной подготовки в избранном виде спорта. «Идеальная» техника и индивидуализация технической подготовки. Билатеральность двигательных действий в технико-тактической подготовке. Тактическая подготовка и развитие тактического мышления, разнообразие тактических наработок. Планирование технико-тактической подготовки по этапам годичного цикла (микро-, мезо- и макроцикл). Возрастные особенности технико-тактической подготовки спортсменов. Интегральная подготовка и моделирование соревновательных условий на тренировке, товарищеские встречи, спарринги, контрольные тренировки. Общая и специальная психологическая подготовка спортсменов. Прикладные аспекты психологической подготовки: средства и приемы оптимизации и управления психическими состояниями в тренировочной и соревновательной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Оценивание и развитие
Данная дисциплина направлена на понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивное оценивание учебных достижении на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оценивания. Студенты учатся хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка); применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся; признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Психолого-педагогические основы деятельности тренера по шахматам
Подготовка обучающегося является целенаправленным психолого-педагогическим процессом, осуществляемым через избирательное и индивидуализированное применение психических нагрузок, способствующих, развитию более важных для спортивной деятельности психических качеств и состояний личности обучающегося. Основная цель психологической подготовки в тренировке шахматиста - способствовать деятельности спортсмена по достижению наиболее высокого результата. Специальная психологическая подготовка - наиболее важная составная часть в формировании целостной готовности обучающегося для участия в соревновании. психологическая подготовка предусматривает, кроме контроля и коррекции психических состояний, учет специфических особенностей спортивного соревнования: существенные его признаки, условия, реализации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Исследования в образовании
Дисциплина нацелена на формирование у обучающихся практических навыков проводить прикладные исследования в образовании, интерпретирование данных образовательного процесса, изучать классный коллектив и личность, оценивать динамику изменений с целью дальнейшего принятия решений. Студенты изучат качественные и количественные методы, применяемые в образовательной сфере, как достоверную основу для принятия обоснованных решений. Студент получат набор методик исследования классного коллектива и личности обучающегося, который позволит им в дальнейшем самостоятельно проводить исследования и формулировать аналитические выводы. Курс включает в себя методы выявления и формулирования исследовательских проблем, дизайн исследования, отчетность, продвинутые методы академического письма. На практических занятиях студенты сформулируют рекомендации, подготовят отчеты, представят различными способами проанализированные количественными и качественными методами данные. Посещая школы, студенты получат опыт наблюдения динамики данных как агрегированных в LMS (информационные образовательные системы), так и не агрегированных. На протяжении курса студенты соберут портфолио работ, защитой которого завершится курс.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление проектами
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов проектного мышления, способности проектировать и реализовывать проекты и управлять командой проекта. Студенты изучат этапы управления проектом, структуру и составляющие проекта, различные подходы к управлению проектами, освоят действующую версию свода знаний по управлению проектами. Содержание курса соответствует требованиям действующего стандарта PMI PMBOK. Разработают проекты по направлению подготовки, опишут их, обоснуют логику развертывания проекта, выявят риски проекта и предложат альтернативные пути развития проекта. Дисциплина завершится экзаменом в виде защиты проекта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Данная дисциплина направлена на формирование навыков индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований. Студенты учатся понимать требования компетентности, предпринимательства и устойчивого развития в своей педагогической и предметной области при планировании и проведении обучения; планировать и прогнозировать и другие условия, которые влияют на обучение; применять принципы индивидуального обучения и руководства на практике, учитывать потребности своих учеников, поддерживать развитие их личности и самооценки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теория и методика избранного вида спорта
Целью данного курса является формирование предметных компетенций по планированию, организации и проведению занятий по физической культуре и спорту на основе индивидуальных различий, потребностей и возможностей в двигательной деятельности. Курс направлен на формирование системы знаний и практических навыков по методике спортивной тренировки в избранном виде спорта; конструированию и управлению процессом многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта; планированию тренировочных нагрузок и подбору методов и средств технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовке в микро- мезо- и макроциклах; судейству по избранному виду спорта; спортивному набору и отбору Будущие спортивные педагоги, демонстрирующие компетентность, могут: планировать и проводить учебно-тренировочные занятия с учетом положений теории и методики физической культуры, теории спорта, анатомо-морфологических, физиологических и психических особенностей спортсменов разного пола, возраста и возможностей; обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма; осуществлять контроль технической, физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности и физического развития спортсменов, в том числе с использованием методик измерения и оценки для коррекции тренировочного процесса в избранном виде спорта; воспитывать у спортсменов личностные качества, формировать моральные ценности честной спортивной конкуренции, проводить профилактику негативного социального поведения и употребления допинга; анализировать результаты соревнований для корректировки учебно-тренировочного процесса; применять методики спортивного отбора спортсменов с учетом требований избранного вида спорта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Технико-тактическая подготовка в шахматах
Для успешного движения вперед необходимо соблюдать ряд принципов. Принцип системности и актуальности. Принцип фиксации наработанного материала и уровня сложности тактической базы. Тактический приём в шахматах – это короткая последовательность ходов для достижения быстрого материального перевеса, включающий в себя такие понятия, как «двойной удар (вилка)», «линейная атака на короля», «связка», «копьё (сквозной удар)», «открытое (вскрытое) нападение», «открытый (вскрытый) шах», «двойной шах», «ловля фигуры», «перекрытие», «пат», «освобождение линии», «освобождение поля», «разрушение пешечного прикрытия короля», «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат» , «тихий ход», «ничья (вечный шах, теоретическая ничья)», «мельница», «рентген».
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы научно-исследовательской деятельности и академическое письмо
Курс нацелен на выработку умений и навыков, необходимых для осуществления и организации проектно-исследовательской работы в школе. Курс включает теоретические основы проведения исследований студентами и организации исследований обучающихся. Во время практических занятий студенты вырабатывают навыки цитирования вторичных источников, работают в международных базах данных, используют различные программы антиплагиат, пишут эссе, готовят доклады, статьи в научные журналы, тезисы на конференции, разработают тематику проектов для школьников по направлениям подготовки, составляют описания этапов проектов, учатся организовывать исследовательскую деятельность учащихся путем участия в консультировании школьных проектов. Студенты примут участие в организации конкурсов научных проектов учащихся школ. В рамках самостоятельной работы обучающиеся участвуют в групповой работе над проектом, анализируют и презентуют результаты исследования. Итоговый контроль проводится в виде защиты группового проекта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Спортивные игры с методикой преподавания (футбол, гандбол)
Дисциплина нацелена на освоение студентами спортивных игр – футбола и гандбола – и методики их преподавания, проектирования содержания образовательного процесса и проведения занятий и соревнований по спортивным играм для различных категорий и возрастов обучающихся. Студенты изучат общие вопросы теории спортивных игр применительно к футболу и гандболу, как средствам физического воспитания и видам спорта. Студенты освоят технику и тактику игр в футбол и гандбол, методику обучения и тренировки, особенности занятий с детьми разных возрастов, особенности и основы организации и проведения соревнований. Особое внимание будет уделено техники безопасности во время занятий. На практических занятиях студенты разработают и проведут фрагменты занятий с применением различных техник и методик обучения технико-тактическим действиям в футболе и гандболе, осуществят планирование работы и применят методики занятий и соревнований с различными контингентами обучающихся при обучении их футболу и гандболу. Студенты проведут фрагменты уроков, их анализ и самоанализ. Итоговое оценивание будет проведено в виде комплексного экзамена: демонстрации практических навыков игры в футбол и гандбол и защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Плавание с методикой преподавания
Дисциплина нацелена на освоение студентами плавания и методики его преподавания, проектирования содержания образовательного процесса и проведения занятий и соревнований по плаванию для различных категорий и возрастов обучающихся. Студенты изучат общие закономерности плавания, технику и методику обучения разным способам плавания, технику и методику обучения стартам и поворотам, технику ныряния, технику передвижения под водой, плавание в усложненных условиях, игры и развлечения на воде, организация и проведение соревнований.. Особое внимание будет уделено технике безопасности во время занятий, помощи тонущему, оказанию первой помощи пострадавшему. На практических занятиях студенты разработают и проведут фрагменты занятий обучения различным стилям плавания, стартам и поворотам, осуществят планирование работы и применят методики занятий и соревнований с различными контингентами обучающихся при обучении их плаванию. Студенты проведут фрагменты уроков, их анализ и самоанализ. Итоговое оценивание будет проведено в виде комплексного экзамена: демонстрация техники плавания разными стилями, поворотов и стартов и защиты портфолио, содержащего комплект методических разработок.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инклюзивное образование (Адаптивная физическая культура)
Введение в предмет. Цели и задачи адаптивной физической культуры. Психолого-педагогические основы работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья. Методические основы адаптивной физической культуры: особенности обучения двигательным действия при различных ограничениях здоровья; особенности развития физических качеств; организационные формы занятий в условиях инклюзивного образования. Разработка индивидуальных программ и траекторий обучения в зависимости от возможностей занимающихся. Организация адаптивной двигательной рекреации и соревнований. Техника безопасности, контроль и самоконтроль в процессе занятий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы кинезиотейпирования в спорте
Введение в предмет «Основы кинезиотейпирования в спорте». История возникновения и создания кинезиотейпирования. Физиологический, проприоцептивный, анатомический механизмы кинезиотейпирования. Виды и свойства кинезиотейпов и принципы работы с ними. Терминология и анатомия кинезиотейпирования. Показания и противопоказания кинезиотейпирования. Основной алгоритм и правила кинезиотейпирования. Основные техники кинезиотейпирования: мышечное, корригирующее, при спортивных травмах и заболеваниях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Возрастные особенности методики спортивной подготовки в избранном виде спорта
Система многолетней подготовки спортсменов. Возрастная периодизация и физиологические особенности развития организма человека: опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы кровообращения, вегетативной системы, адаптационные возможности. Возрастное развитие структуры и функций нервно-мышечного аппарата и двигательных навыков, возрастное развитие двигательных качеств. Возрастные особенности организации тренировочного процесса на разных этапах многолетней подготовки. условия повышения эффективности тренировочного процесса в разные возрастные периоды. Особенности построения тренировочного процесса в видах спорта с ранней специализацией. Особенности комплексного контроля подготовленности на спортсменов разных возрастных групп. Особенности организации и проведения соревнований со спортсменами разных возрастных групп. Особенности спортивного набора и отбора в избранном виде спорта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы спортивной медицины и реабилитации
Целью данного курса является формирование предметных компетенций по естественно-научным и медико-биологическим основам физической культуры и спорта. Курс направлен на формирование знаний и понимание необходимости врачебно-педагогического контроля и организации медико-биологического обеспечения спортменов в соответствии с тренировочными нагрузками; эпидемиологии и механизмов распространенных спортивных травм, стратегий предотвращения травм и/или их повторного возникновения; формирование навыков проведения функциональных проб, применения средств восстановления здоровья, функционального состояния и работоспособности занимающихся, нарушенного болезнями и травмами; навыков предупреждения спортивных травм, которые могут возникнуть при физической активности и спорте; оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах и острых патологических состояниях занимающимся физической культурой и спортом. Будущие спортивные педагоги, демонстрирующие компетентность, могут: применять базовые знания по общей и спортивной патологии и травмах, медицинскому обеспечению физической культуры и спорта с учетом морфофункциональных особенностей организма спортсменов; применять методы изучения и оценки функционального состояния и физической работоспособности занимающихся физической культурой и спортом; оценивать физическое развитие и работоспособность, функциональное состояние организма; анализировать и оценивать результаты врачебно-педагогических наблюдений; выявлять ранние признаки перенапряжения, перетренированности и другие патологии, и осуществлять их профилактику и профилактику спортивного травматизма; оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы спортивной эргогеники и нутрициологии
Введение в предмет. Модуль «Спортивная эргогеника»: понятия «эргогеника» и «эргогенные средства». Классификация эргогенных средств. Характеристика основных классов эргогенных средств: пищевые, физиологические, психологические, фармакологические и механические (биомеханические). Направления применения эргогенных средств в спорте для повышения работоспособности спортсмена. Модуль «Основы спортивной нутрициологии»: Цели и назначение спортивного питания. Основные принципы, формы и особенности базового и специализированного питания в ИВС. Основные нутриенты спортивного питания в спорте, их назначение и характеристика. Классификация и характеристика нутриентов спортивного питания по различным эффектам. Обзор спортивного питания разных производителей. Рекомендации по применению спортивного питания для решения различных задач спортивной подготовки.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теория и методика оздоровительно-рекреативной физической культуры
Курс направлен на ознакомление с различными видами оздоровительной физической культуры и рекреации для различных групп занимающихся, их целей и возможностей. Содержание дисциплины включает общие основы теории и методики двигательной рекреации, технологии физкультурно-оздоровительной работы. На занятиях студенты научатся разрабатывать рекреационные программы для различного контингента занимающихся, организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, применять методы диагностики и контроля физического состояния занимающихся в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Итоговое оценивание заключается в составлении программы рекреативной или оздоровительной направленности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Исследования, развитие и инновации
Данная дисциплина направлена на формирование мышления, ориентированного на исследования и развитие, способности разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде. Студенты учатся развивать собственные навыки преподавания с помощью подходов, основанных на исследованиях, применять критическое мышление при сборе и использовании данных для разработки ПО, участвовать в научных исследованиях и/или развивать сотрудничество между университетами и заинтересованными сторонами, документировать собственную исследовательскую деятельность и представлять результаты, используя различные формы коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и методика детско-юношеского спорта
Основы теории и методики детско-юношеского спорта: функционирование системы детского и юношеского спорта; определение спортивных способностей и одаренности; воспитание и обучение юного спортсмена; возрастная периодизация тренировочных нагрузок; организация занятий и режима жизни юного спортсмена.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теория и методика физического воспитания в специальной медицинской группе
Организация занятий физической культуры с учащимися специальной медицинской группы. Средства физического воспитания, применяемые на занятиях физической культуры специальной медицинской группы. Содержание и организационно-методические особенности построения занятий физической культуры в специальной медицинской группе. Самоконтроль и врачебно-педагогический контроль на занятии физической культуры в специальной медицинской группе. Методика занятий с учащимися специальной медицинской группы при различных заболеваниях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Лечебная физическая культура и массаж
Целью данного курса является формирование предметных компетенций по естественно-научным и медико-биологическим основам физической культуры и спорта; компетенций по планированию, организации и проведению занятий по физической культуре и спорту на основе индивидуальных различий, потребностей и возможностей в двигательной деятельности. Курс направлен на понимание патологических изменений, характерных для наиболее распространенных заболеваний и травм; знание физиологических механизмов лечебного действия физических упражнений и массажа на организм человека; знание показаний и противопоказаний к применению лечебной физической культуры; овладение основными методиками и средствами лечебной физической культуры при наиболее распространенных заболеваниях и травмах; формирование навыков самостоятельно разрабатывать комплексы упражений и проводить занятия лечебной физической культурой при различных отклонениях в состоянии здоровья и травмах; навыками проведения всех основных приемов оздоровительного и спортивного массажа; навыков оценки эффективности воздействия занятий лечебной физической культуры и массажа. Будущие спортивные педагоги, демонстрирующие компетентность, могут: применять базовые анатомические, физиологические, биомеханические знания функционирования организма человека, в том числе людей с ограниченными возможностями; составлять комплексы лечебной физической культуры и рекомендации по проведению массажа с учетом показаний и противопоказаний, возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы; оценивать физиологическое воздействие физических упражнений лечебной физической культуры; проводить самостоятельно занятия по лечебной физической культуре при наиболее распространенных заболеваниях и травмах; самостоятельно проводить сеансы восстановительного, оздоровительного и спортивного массажа.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Комплексный контроль и мониторинг подготовки в избранном виде спорта
Введение в предмет. Понятие «комплексный контроль в спорте». Виды и уровни комплексного контроля, его цель и задачи. Показатели, методы и средства комплексного контроля подготовленности спортсмена. Требования к показателям, используемым в процессе комплексного контроля. Автоматизированные методы комплексного контроля в спорте. Информационные аспект системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсмена. Управление тренировочным процессом на основе результатов мониторинга подготовленности и состояния спортсмена. Комплексный контроль компонентов подготовки и управление тренировочным процессом на разных этапах подготовки.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Применяет теоретические и практические знания для решения учебно-практических профессиональных задач в области физической культуры и спорта
- Использует знания и понимание фактов, теорий и взаимосвязей в профессиональной области
- Способен использовать дистанционные и ИКТ технологии для решения практических и творческих задач в предметной области
- Владеет методами поиска, сбора и использования информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
- Владеет основными навыками коммуникации в межкультурной, профессиональной и научной сферах на государственном, русском и английском языках, включая интернет-пространство.
- Разрабатывает адаптивные программы и индивидуальные траектории обучения и тренировки детей с особыми образовательными потребностями, комплексы лечебной физической культуры и программы массажа с учетом заболеваний.
- Использует знания и ценности философии, истории и других социогуманитарных дисциплин для формирования гражданской позиции, экологического мировоззрения и осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере дополнительного образования, на законодательной основе, соблюдая антикоррупционную культуру и обеспечивая безопасность жизнедеятельности всех ее субъектов.
- Владеет методами научных исследований и академического письма и применяет их в области физической культуры и спорта.
- В процессе профессиональной деятельности реализует задачи экологического образования и формирования навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Применяет навыки обучения, необходимые для продолжения дальнейшего самообразования и профессионального развития в области физической культуры и спорта, ведет здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством самостоятельных занятий физической культурой.
- Применяет знания и понимания на профессиональном уровне, формулируя аргументы, решает проблемы в области физической культуры и спорта
- Демонстрирует современные знания и понимания в области физической культуры и спорта