6B05220 География в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка востребованных бакалавров естествознания по ОП 6В05220 - «География», обладающих углубленной теоретической и практической профессиональной подготовкой в области географии, имеющих гражданскую позицию, способных формулировать и практически решать современные проблемы в области образования, науки и культуры, осуществлять управленческую, научную и исследовательскую деятельность.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Учение о географической оболочке
Цель: Изучение состава, структуры, динамики и закономерностей функционирования и развития географической оболочки. Содержание: Понятие о географической оболочке. Триединство физической географии: общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеография. История развития основных идей: описательный, объяснительный и прогнозный этапы. Важнейшие проблемы физической географии. Методы исследования в физической географии. Классификация методов. Верхняя и нижняя границы географической оболочки. Соотношение ландшафтной сферы и географической оболочки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее землеведение
Цель: изучение структуры общей географической оболочки, закономерности развития, компоненты и природные комплексы ее структур различного уровня. Содержание: История науки о земле в целом. Географическая оболочка его структурные и характерные особенности. Дифференциация пространства. Влияние общих планетарных факторов на географическую оболочку. Круговорот материи и энергии в географической оболочке. Твердый, водный и воздушный слой Земли. Учение о ландшафтной сфере земли. Природная зональность.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в специальность
Цель: формирование общих представлений о будущей профессии, направлениях исторического развития, актуальных проблемах и перспективах географических наук. Содержание: Этапы истории становления и развития географии как науки, основные понятия, источники, методы и приемы исследования в географии. Основные направления географии: “Физическая география”, “Экономическая, социально-политическая география”, “Почвоведение”, “География народов” и др. Современные актуальные проблемы географической науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы академического письма
Цель дисциплины: Овладение общими правилами и методами, навыками профессионального чтения, академического письма и устного изложения, основанными на технике познания и отдельных его приемах. Содержание: Навыки академического чтения и письма, язык и структура научно-профессиональных текстов. Конспектирование, написание рефератов, тезисов, ознакомление с результатами научного анализа, чтение научно-профессиональных текстов. Повышение словарного запаса студентов за счет языковых возвращений, характерных для научно-профессиональной среды, используемых в академической лексике. Развитие навыков участия в научно-профессиональных дискуссиях и презентация профессионально ориентированных проектов. Навыки самостоятельной работы
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Геология
Цель – формирование представлений, знаний и умений о строении и составе Земли и геологических процессах, закономерностей образования и распространения различных форм рельефа поверхности Земли. Содержание: Методы изучения внутреннего строения Земли. Земная кора, мантия, ядро. Экзогенные и эндогенные процессы. Основные структурные элементы земной коры и закономерности их развития. Современная тектоническая концепция. Вещественный состав земной коры: минералы и горные породы и их образование и эволюции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Топография и ориентирование на местности
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области картографирование и ориентирование местности и определять местонахождения по топографической карте. Содержание: Классификация карт по содержанию. Основные свойства топографической карты. Топографическая карта, план местности, схемы. Содержание топографических карт. Условные обозначения, особенности отображения рельефа на топографических картах. Ориентирование на местности. Методы измерения расстояний на местности и по карте. Наземные измерения и их масштабирование для создания схемы, плана района или туристического маршрута.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы геотектоники
Цель дисциплины - познание внутреннего строения Земли, глубинных геодинамических процессов и методов их изучения. Содержание: Основные структурные элементы земной коры и литосферы. Закономерности их происхождения и развития. Основные принципы тектонического районирования. Методы составления тектонических карт. Строение тектоносферы и Земли в целом. Тектонические движения и методы их изучения. Основные структурные элементы литосферы. Принципы тектонического районирования и тектонические карты.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Картография с основами топографии
Цель дисциплины: Формирование картографических способов изображения природных объектов и явлений на общегеографических и тематических картах, обобщение, классификация карт и атласов. Содержание: Картография и ее составляющие. Общая информация о географической карте и глобусе. Форма и размеры Земли. Картографические проекции. Номенклатура карты. Топографические карты и их использование. Картографическая генерализация. Тематические карты и географические атласы, их виды и особенности. Использование карт. Картографические геоинформационные системы.. Картография и искусственный интеллект. Составление и использование карт и атласов с помощью искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Гидрология
Цель дисциплины: Изучение физических основ гидрологических явлений и процессов, закономерностей формирования поверхностных и подземных вод. Содержания: Гидросфера: строение и происхождение. Химические и физические свойства природных вод. Методы и способы проведения гидрологических исследований природных вод. Круговорот воды в природе и водные ресурсы Земли. Географические закономерности распределения водных объектов Гидрология ледников. Гидрология подземных вод. Гидрология рек. Гидрология озер. Гидрология водохранилищ. Гидрология болот. Гидрология морей и океанов. Основы гидрометрии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Климат Земли
Цель: Сформировать целостное представление о климатических процессах в различных регионах Земли и их влиянии на атмосферную циркуляцию. Содержание: Погода в умеренных и высоких широтах. Структура атмосферы. Процессы испарения и конденсации влаги. Опасные метеорологические явления и меры борьбы с ними. Типы климата. Особенности климата. Многолетний режим метеорологических элементов, их виды. Представления о климатических процессах в различных регионах Земли и их атмосферной циркуляции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Абаеведение
Цель дисциплины: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева Содержание: Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость .
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Профессиональный казахский (русский) язык
Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях и владеющего нормами языка для специальных целей. Содержание: рассматривается пофессиональный язык и его составляющие, профессиональная терминология как основной признак научного стиля, научная лексика и научные конструкции в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах, алгоритм работы по анализу и продуцированию научных текстов по специальности, продуцирование научно-профессиональных текстов, основы деловой коммуникации и документации в рамках будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биогеография
Цель дисциплины Формирование знаний о разнообразии растительного и животного мира, закономерностях распространения видов, особенностей видов и видоообразований. Содержание: Две области биогеографии: география организмов и общая география животного и растительного мира (микробоценоз, фитоценоз и география зооценоза). Биогеографические зоны. Знать обобщение и анализ географических особенностей растений и животных; Крупные царства флоры и фауны на суше.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Топография с основами геодезии
Цель: Изучение основ знаний о методах, технике и организации работ, связанных с изучением земной поверхности и отображением ее на планах и картах. Содержание: системы координат и высот. Взаимосвязь между ними. Математическая основа топографических карт. Картографические проекции. Классификация топографических карт, их содержание. Виды и способы геодезических измерений. Создания топографических карт и планов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
География почв
Цель: формирование представлений о географическом распределении и образовании почвенного покрова, классификации, химических свойствах использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном обороте. Содержания: Выявление факторов, контролирующих формирование типов почв и их распределение в почвенном покрове. Экологические функции, состав, свойства почв. Классификация почв, закономерности распределения и этапы эволюционного развития. Знакомство с иерархическими отношениями факторов, составляющих основу современного географического районирования почвенного покрова. Мониторинг методами исследования почвенной географии. Сущность, объект и задачи судебно-экспертного исследования почвы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель дисциплины: Формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методы полевых географических исследовании
Цель: ознакомление студентов с универсальными методами полевых физико и экономико географических исследований, с основными этапами полевого исследования. Содержание: Основные виды и методы географических исследовании. Методы исследования в полевых условиях. Повышение качества и количество методов географических исследовании. Структура и организация полевых географических исследований. Полевые работы. Камеральная обработка полевых исследований. Обработка полевых материалов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Метеорология и климатология
Цель: Изучение состава и строения атмосферы, основных закономерностей физических процессов в атмосфере и формирования климата Земли. Содержание: Основные атмосферные процессы. Радиационный и тепловой баланс Земли.Круговорот влаги в атмосфере. Циркуляции в атмосфере. Методы метеорологических наблюдений. Прогнозирование климата и погоды. Основные знания об атмосфере и происходящих в ней физико-географических процессах. Изучение астрономических, геофизических и географических факторов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Цель дисциплины: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Водные ресурсы Казахстана
Цель дисциплины: Изучение водных объектов Казахстана и ее распределение, гидрологические характеристики, пространственно-временные изменения характеристик водных объектов. Содержания: Водные ресурсы Казахстана, поверхностные и подземные воды, географическое расположение и распределение. Закономерности гидрологических процессов и явлений, изучение и описание конкретных водных объектов, прикладная гидрология, методы расчетов и прогнозов различных гидрологических характеристик, гидрометрия, методы измерений и наблюдений природных вод. Экологическое состояние и рациональное использование.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Мухтароведение
Цель дисциплины: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Содержание: Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинкский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экологические проблемы физической географии
Цель: Формирование представления о теоретико-методологических основах экологических условий, экологических проблем и структуры физической географии в системе наук о Земле. Содержание: Деятельность человека и геосфера Земли. Знакомство с атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой, основными источниками загрязнения, путями решения и восстановления, региональными экологическими проблемами и их основными характеристиками; номенклатурой, экологическими проблемами и общими положениями в республике.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
География современного мира
Цель: формировать знания о географических аспектах процессов, происходящих в современном мире, сформировать основу для оценки современной природной, социальной, политической и экономической ситуации с точки зрения географического мышления. Содержание: Общие сведения о странах мира. Суверенное развитие государств на политической карте.Уровни социально-экономического развития. Представление о политических, религиозных, социальных условиях в современном мире. Подходы к новым тенденциям и закономерностям развития различных стран мира. Формы и ценностные тенденций развития международных экономических отношений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
География и общество
Цель: формирование представлений о роли, значении, функциях географической науки в обществе. Содержание: Основные функции географической науки в обществе, ее специфика, спрос на общественный опыт в определенный исторический период. Современные процессы развития социальных, естественных, технических, рекреационных, культурно-досуговых, экономических и политических географических направлений. Особо охраняемые природные территории, ландшафтные особенности в территориальных природных комплексах. Объекты исследования и методы применения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
География населения
Цель дисциплины: Формирование знаний о процессах расселения населения и его воспроизводства в мире, трудовых ресурсах, а также демографическом, религиозном составе, миграционных, языковых особенностях. Содержание: Воспроизводство, миграция и трудовые ресурсы населения, дать представление о составе и структуре, этносе народов мира, познакомиться с тенденциями урбанизации и особенностями миграции, расселения населения, оценить перспективы распространения населения в мире
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физическая география Казахстана
Цель: Изучение разнообразия рельефа, орографических особенностей и природных условий Казахстана, географических закономерностях и особенности их распространения. Содержание: Физико-географическое положение и границы Казахстана. История изучения территории Казахстана. Тектонически-геологическое строение, рельеф. Климат, климатообразующие факторы. Внутренние воды. Почва-растительный покров и животный мир. Природные зоны Казахстана, закономерности распространения. Физико-географическое районирование. Экологическое состояние, геоэкологическое районирование. Характеристика физико-географических особенностей отдельных регионов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в экономическую географию
Цель: формирование знаний и представлений о современных тенденциях устойчивости Казахстана. Содержание: Концепцией устойчивого развития мирового сообщества, принятой в качестве основы развития современного общества. Концепция перехода РК к устойчивому развитию. Географические основы устойчивого развития. Демографический кризис и устойчивое развитие. Региональные аспекты устойчивого развития. Роль институционального фактора в устойчивом развитии. Международные аспекты устойчивого развития. Глобальные изменения на земном шаре.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологический мониторинг
Цель: формирование знаний об экологическом мониторинге и по охране и эффективному использованию окружающей среды. Содержание: Структура экологического мониторинга. Объекты экологического мониторинга. Классификация видов мониторинга по объектам методам слежения. Сущность, специфика и свойства экологического мониторинга. Современные методы и средства мониторинга окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экономическая и социальная география Казахстана
Цель: ознакомление с населением, закономерностями развития и размещения хозяйства Казахстана и его отдельных экономических районов, определение роли и места Казахстана в современном мире. Содержание: Экономико-географическое положение Казахстана, природные условия и ресурсы, население и трудовые ресурсы, отраслевой состав хозяйства и их характеристика, экономические связи со странами мира, экологические проблемы республики, туристско-рекреационные ресурсы, транспорт и логистика, роль Казахстана в мировом сотрудничестве, геополитика Казахстана, экономико-географическое районирование Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Географические информационные системы
Цель: Ознакомление принципами, современными методами построения и использования геоинформационных систем в науках о Земле. Содержание: Введение. Цели и задачи геоинформационного картографирования. Геоинформационная концепция. Принципы создания ГИС. Стандартные функции ГИС. Обработка изображений. Характеристика ГИС. Общие требования к ГИС. Общегеографический анализ. Пространственно-временной анализ. Методические аспекты применения ГИС. Сравнение преимуществ и недостатков ГИС и оценка уровня их использования. Использование программ искусственного интеллекта в виртуальном картографировании.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Краеведение
Цель: Изучение основ краеведения, приобретение навыков изучения своей местности, расширить и систематизировать знания обучающихся о родном крае, его истории и географии. Содержание: История становления краеведческой науки. Основные этапы развития краеведения в Казахстане. Формы организации краеведческой деятельности в Казахстане. Образовательное и воспитательное значение краеведения. Методы и приемы краеведческих исследований. Основные источники краеведческого материала. Природно-географическое изучение родного края.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физическая география материков и океанов
Цель: Сформировать представления о географическом положении материков и океанов, этапах формирования природных комплексов и их физико-географических особенностях. Содержание: Физико-географическое положение континентов. История открытия и исследования континентов и океанов, общие черты и характеристики природных компонентов. Формирование основных природных ландшафтов и региональных закономерностей природы, определяющих особенности континентов. Части земного шара. Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида Обзор природы океанов. Географическая номенклатура
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Топонимика
Цель: ознакомление студентов с принципами образования топонимов, а также использования их в процессе обучения и научных исследований. Содержание: Географические термины и их образование. Предмет, задачи, методы исследования. Разделы топонимики. Связь Топонимики с другими дисциплинами Объединение топонимов по группам. Оронимы. Спелеонимы. Гидронимы Гляционимы. Дримонимы. Хоронимы. Несонимы. Ойконимы. Урбанонимы. Дромонимы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Геоэкология и охрана природы
Цель: формирование знаний по сохранению и восстановлению благоприятного экологического состояния природных и антропогенных геосистем путем изучения фона окружающей среды, пространственной экологии. Содержание: Предмет, цель и задачи, методы исследования и общая структура геоэкологии. Геоэкология в системе наук о земле. Теоретические и методологические основы геоэкологии. Деятельность человека и геосфера земли. Геоэкологическое районирование Казахстана. Региональные экологические проблемы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы рекреационных исследовании
Цель: Освоение и умение применять методы рекреационно-географических исследований, проводить туристско-рекреационное районирование территории. Содержание: Основные понятия и термины. Картографический метод исследования. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. Влияние рекреационных ресурсов на развитие туризма. Особенности рекреационных ресурсов. Хозяйственный потенциал рекреации. Природные предпосылки рекреации. Рекреационное землепользование и его типы. Рекреационные ресурсы и их оценка. Основы рекреационного проектирования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Глобальная география
Цель: ознакомление с географическими особенностями и глобальными проблемами мира, его регионов и крупнейших стран. Содержание: Рациональное использование природных ресурсов. Защита окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения. Характеристика современного этапа развития хозяйства и их последствия. География отраслей международной специализации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Регионоведение
Цель: Формирование у студентов целостного представления о тенденциях, закономерностях и взаимосвязи политико-экономических процессов, глобализации и регионолизации в современном мире. Содержание: Представление о регионе - как о комплексном, интегральном и социально-экономическом объекте соответствующего государства. Комплексное регионоведение и его функции. Регионализация международных отношений. Комплексное регионоведение и его функции. Политическая география и геополитика. Культурно-исторические регионы мира. Европейский регионализм. СНГ и региональное сотрудничество на постсоветском пространстве.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Географическое моделирование
Цель: Формирование понятия географического моделирования, знакомство с особенностями и методами моделирования географических объектов, явлений и процессов и его использование. Содержание: Понятия о моделировании в географии. Картографическое моделирование; Моделирование прогноза; Моделирование маршрут-заметок; Моделирование через схемы-опоры; Модели макеты; Геолаборатория: online-моделирование; Аналитическое моделирование; Моделирование - ситуации Экстремальный интернет; Социальное моделирование; Экскурсия или поход: модель путешествия.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Профессионально- ориентированный иностранный язык
Цель дисциплины: Чтение и перевод текстов, относящихся к профессии, на английском языке, установление общения на профессиональную тематику, понимание и использование языкового материала в устной и письменной форме речи. Содержание: Место английского языка в изучении биологии. Характеристики и уровни живых организмов. Строение бактерии. Особенности простейших.Строение и разнообразие животных. Растительный мир. Связь окружающей среды и живых организмов. Эволюционное развитие жизни
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ландшафтоведение
Цель: Изучение формирование природных и культурных ландшафтов, их структуру, взаимосвязи, расположения и закономерности развития. Содержание: История становления ландшафтоведения. Региональная и локальная дифференциация ландшафтов. Ландшафтные компоненты и ландшафтообразующие факторы. Ландшафтная морфология. Геосистемы локального уровня. Динамика и развитие ландшафта. Функциональные и динамические свойства природных ландшафтов. Ландшафтная геохимия и геофизика. Классификация и систематика ландшафтов. Методы ландшафтных исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Ландшафты Казахстана
Цель: Изучение особенностей расположения и структуры природных ландшафтов и ландшафтное районирование территории Казахстана. Содержание: Структура природно-региональных комплексов, особенности, динамика и эволюция природно-территориальных комплексов, устойчивость природных и природно-антропогенных ландшафтов. Классификация и систематика ландшафтов Казахстана. Ландшафты равнинных районов Казахстана, ландшафты горных районов. Ландшафтные районы Казахстана. Ландшафтная карта Казахстана. Ландшафты в контексте изменения окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Изменение климата и "Зеленая экономика"
Цель:Формирование у студентов понимания тесной взаимосвязи между экономической деятельностью и изменениями климата, внедрения «зеленой» экономики. Содержание:Изменение климата и его влияние на природные и хозяйственные системы, нормативные документы по изменению климата. История становления концепции устойчивого развития и зеленой экономики в Казахстане, основные направления Концепции перехода РК к зеленой экономике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Сакральная география Туркестанской области
Цель: Формирование знания сакральных объектов Туркестанской области. Содержание: «Священные» горы, пещеры, реки, урочища.Древние городища.Места необычных природных явлений.Родовые святилища, курганы и захоронения. объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия.Памятники природного культурного и исторического наследия.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Сакральная география Казахстана
Цель: Формирование знании сущности особо почитаемых памятников природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. Содержание: Родовые святилища, курганы и захоронения.Объекты религиозного культа.Места памятных битв и подвигов.Места жизни великих людей.Уникальные памятники природного и культурного наследия.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Политическая география с основами геополитики
Цель: Формирование знаний о мировой политической карте, об особенностях взаимодействия различных государств на мировой политической арене, о возможных и существующих конфликтах, а также вероятных путей их решения. Содержание: Место политической географии в системе наук. Особенности методик, применяемых при исследованиях в области политической географии. Предмет политической географии. Объект политической географии. Геополитика и ее специфические особенности. Актуальные проблемы современной политической карты мира.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География туризма Казахстана
Цель: Формирование знании о рекреационных ресурсах, видах туризма, инфраструктуре, об организации, планировании и современных тенденциях развития туризма в Казахстане. Содержание: Объекты исследования географии туризма Казахстана, классификация туризма, направления развития, история, обзор видов туризма. Формирование видов туризма. Инфраструктура туристско-рекреационных зон с особенностями. Экономическое значение аспектов развития туризма. Организация и планирование религиозного, историко-культурного, природного, экологического туризма в Казахстане.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
География сферы обслуживания
Цель: Формирование у студентов теоретических знаний о сфере обслуживания, территориальных особенностях ее развития и географических подходах к изучению. Содержание: Введение. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг. Инфраструктура сферы обслуживания. Критерии и показатели эффективности территориальной организации обслуживания населения. Методика оценки эффективности территориальной организации обслуживания населения. Мировая торговля услугами. География культуры и искусства. География услуг связи. География туристских услуг. География бытовых и коммунальных услуг.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География туризма Мира
Цель: Формирование целостного представления о мировой картине международного туризма, его развитии в отдельных странах и регионах. Содержание: Становление и развитие мирового туризма. Экономическое содержание и роль туризма в современном мире. Основные понятия организации пространства в географии туризма, туристско-рекреационного, экскурсионного туризма. Основные туристские направления в странах СНГ, современное состояние, роль туристских зон в Казахстане, развитие туризма. Актуальные вопросы развития туризма.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоморфология
Цель: Знание процессов рельефообразования, форм рельефа и их влияние на природные процессы, его происхождении, эволюции, динамике. Содержание: Особенности рельефа Земли. Экзогенные и эндогенные факторы. Процессы рельефообразования. Формы рельефа и их влияние на природные процессы. Происхождения, эволюция, динамика. Камеральные и полевые методы и способы изучения рельефа поверхности Земли.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современные экзогенные процессы
Цель: изучение современных концепции о морфологии рельефа земной поверхности, практически применять эти знания при составлении геоморфологических карт, геолого-геоморфологических разрезов, морфографическом анализе и восстановлении этапов формирования рельефа. Содержание: Основные формы рельефа Земли. Геолого-геоморфологические процессы. Флювиальный рельеф. Структура и содержание экзогенных и эндогенных процессов рельефооброзования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теоретические проблемы экономической и социальной географии
Цель: сформировать знания о роли экономической и социальной географии в научной системе географических наук, значении экономической географии в решении актуальных региональных и глобальных проблем. Содержание: Объект, предмет, структура, основные учения и теории, методы, современные проблемы экономической и социальной географии. Сбор, отчетность и анализ информации картографическими, количественными, сравнительно-географическими, теоретическими методами в экономико-географических исследованиях, способы применения теоретических знаний на практике.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Экономическая, социальная и политическая география мира
Цель: Изучение принципов, особенности, факторы и общие условия размещения отраслей хозяйства в мире и в отдельных регионах, странах. Содержание: Объект, предмет, структура, основные учения и теории, методы, современные проблемы экономической, социальной и политической географии мира. Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население и трудовые ресурсы, отраслевой состав хозяйства и их характеристика, экономические связи со странами мира.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Экологические проблемы РК
Цель: формирование знании об экологическом и природоохранном законодательстве РК для решения экологических и природоохранных вопросов. Содержание: Проблемы экологии и охраны окружающей среды в Казахстане. Проблемы изменения климата РК в настоящее время. Загрязнители атмосферы, радиационная обстановка. Общие закономерности и защитные мероприятия от повреждения лесов. Меры эффективной защиты видов природных ресурсов. Демографическая ситуация и концепция устойчивого развития Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Географические основы устойчивого развития Казахстана
Цель: формировании знаний и представлений о современных тенденциях устойчивости развития Казахстана, а также ознакомление с концепцией устойчивого развития мирового сообщества, принятой за основу развития современного общества. Содержание:Исторические формирования концепции устойчивого развития. Концепция перехода РК к устойчивому развитию. Географические основы устойчивого развития. Анализ и мониторинг. Демографический кризис и устойчивое развитие. Региональные аспекты устойчивого развития.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научно-исследовательской работы по географии
Цель: Научить организации и планирования научно-исследовательской работы, анализу и обобщению полученных результатов, подготовке статей, докладов. Содержание: Предмет организации и планирования научно-исследовательской работы. Приемы, методы разработки, средства контроля и управления познавательной деятельностью. Знания научных условий работы. Обучение использованию информационных технологий. Передача накопленного материала. Реализация личностно-ориентированную модель обучения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Заповеднoе дело
Цель: формирование представлений об основных типах особо охраняемых природных территорий и особенностях их режима функционирования. Содержание: Особенности организации заповедного дела в мире. Национальные парки, природные резерваты. Государственные природные заказники, памятники природы. Особенности режима функционирования. Организация массового и эколого-познавательного туризма.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
География промышленности Казахстана
Цель: Изучение характерных особенностей промышленности Казахстана, соответствующего современному уровню развития. Содержание: Ведущие отрасли промышленности РК. Угольная промышленность. Металлургия. Топливная и нефтехимическая промышленность. Легкая промышленность. Производство стройматериалов. Развитие тяжелой промышленности. Природно-ресурсный потенциал. Географические особенности добычи различных видов полезных ископаемых.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные проблемы географической науки
Цель: Овладение методологией и философией, традиционными, современными и перспективными методами исследования в комплексной географии, ее новой конструктивной роли в решении проблем рационального использования запасов и возобновления природных ресурсов. Содержание: Современные направления географических исследований. Сущность географических процессов и явлений. Основные уровни научного познания. Возможные пути решения географических проблем. Новые актуальные проблемы и направления дальнейшего развития системы географических наук.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы и средства в географических исследованиях
Цель: изучение различных географических методов, средств и их применение в отраслевых и комплексных географических исследованиях. Содержание: Анализ основных методов геоморфологических, почвенных, геоботанических, комплексных физико-географических, геофизических, геохимических, ландшафтно-экологических и прикладных физико-географических исследований, организация и применение полевых физико-географических исследований и средств в комплексных географических стационарах, освоение современных методов и средств выполнения физико-географических исследований.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новые концепции развития географической науки
Цель: Формирование теоретических основ и базовые представления физической, экономической и социальной географии. Содержание: территориальные взаимодействия в системе «природа-население-хозяйство». Пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства. Географическое (территориальное) разделения труда на глобальном уровне.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках с пониманием принципов и культуры академической честности.
- Демонстрировать естественно-научное, социально-культурное, профессиональное развитие на основе формирования мировоззренческой, гражданской, духовной и социальной ответственности, методов научного и экспериментального исследования.
- Обладать информационной и вычислительной грамотностью, умением обобщения, анализа и восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
- Применять геоинформационные технологии в разработке результатов и передаче материала о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйств, о динамике и территориальных особенностях протекающих в географическом пространстве.
- Решить исследовательские задачи и определения типологии ландшафтов и климатических условии в различных природных зонах.
- Оценивать и решать проблемы экономико-географического, социального, политического и комплексного развития территорий разного уровня.
- Применять нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и сохранения геосистем, путей их восстановления и рациональных мер по их рациональному использованию.
- Проводить самостоятельные научные исследования и экспертные оценки на полевых исследованиях в области географии почв с помощью современного оборудования.
- Использовать различные информационные ресурсы, готовые программно-методические комплексы, компьютерные и мультимедийные технологии, искусственный интеллект, цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности.
- Использовать исследовательские, практические навыки и навыки обучения, необходимые для самообразования в профессиональной сфере.
- Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректно отстаивать свою точку зрения, корректировать свои действия и использовать различные методы.