6B03210 Библиотечное дело в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка конкурентоспособных и компетентных библиотечных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры по формированию и использованию библиотечно-информационных коммуникаций, сохранению национального документного наследия.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B043 Библиотечное дело, обработка информации и архивное дело
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 6B032 Журналистика и информация
Дисциплины
-
Абаеведение
Цель: сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание. Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Библиотековедение
Цель: ознакомление студентов с формами общественного пользования книгой, информацией, основными типами и видами библиотек, библиотечных подсистем. Содержание. Библиотековедение как наука, социальные функции. Объект и предмет библиотековедения, подходы к его определению. Структурная характеристика библиотеки. Основные элементы подсистемы: документ, читатель, библиотекарь, материально-техническая база. Терминологии библиотековедения, нормативно-правовая база библиотечного дела Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель:Изучается жизнь и творчество Мухтара Омархановича Ауэзова. Содержание:анализируется творческая лаборатория писателя, его биография в контексте с творчеством; как создателя науки Абаеведения; исследователя жыра «Манас». Обучающиеся знакомятся с М.Ауэзовым как видным общественным деятелем; развивают навыки анализа литературного наследия М.Ауэзова в мировой и восточной литературе. Прививаются чувства патриотизма и любви к родине.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: освоение студентами базовых концепций и возможностей искусственного интеллекта для применения в психологическом консультировании. Содержание: история и принципы ИИ, машинное обучение, нейронные сети, чат-боты, этика ИИ в психологии, анализ данных клиентов; возможности использования ИИ для диагностики психологических состояний и сопровождения консультационного процесса;безопасность и защита личных данных при применении ИИ. Компетенции: понимание ИИ-технологий, критическая оценка, использование ИИ-решений в консультировании.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Введение в специальность
Цель: дать полное представление о выбранном направлении подготовки, возможных видах будущей профессиональной деятельности, месте специалиста в системе библиотечного образования. Содержание. Роль библиотеки в обществе. История развития профессии библиотекаря, библиографа , зарождение и развитие видов профессиональной деятельности. Понятие о библиотечно-информационной деятельности на основе теории и методологии библиотековедения. Ознакомление с традиционными и инновационными подходами в деятельности современных библиотек. Формирование у студентов интереса к библиотечному делу.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Библиографоведение
Цель: формирование у студентов теоретических представлений о значении библиографии как социального явления. Получить представление о структуре библиографии, библиографии и библиографическом обслуживании, организации и методологии. Содержание. Библиография как социальное явление и научное объяснение. Основы теории библиографической информации. Формы существования библиографической информации. Видовая классификация библиографии как сферы деятельности.Национальная библиография: истоки и развитие теории и практики. Типология и классификация библиографической информации и продукции. Библиографическая деятельность библиотечно-информационных учреждений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аналитика текста
Цель: формирование представления об организации работы с текстом, умение его анализировать и редактировать, связанная с обработкой информации, получаемой из различных источников, формирование аналитического мышления. Содержание. Текст как законченное информационное целое. Работа с текстом Структурная организация текста, правила и нормативные требования составления вторичных документов. Основная и второстепенная информация. Вторичные документы к источникам различных жанров с учетом их структурных особенностей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Медиаграмотность
Цель: овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений, изучение методов деконструкции новостных материалов современных СМИ. Содержание. Основы медиаграмотности, основные понятия. Социальные сети и медиа. Правила поведения в социальных сетях. Новостная грамотность. Анализ, оценка и создание сообщений в разных видах медиа, жанрах и формах. Сетевой этикет. Правила общения в сети. Оформление сообщений. Видео в системе медиа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Информационная культура
Цель: формирование профессиональной информационной культуры библиотекаря как комплексной компетентности специалиста. Содержание. Современные подходы к определению и изучению информационной культуры. Культурологические, информологические, психологические, социальные компоненты информационной культуры. Информационная культура общества и история ее развития. Информационная культура личности: определение, структура, дифференциация. Этические и правовые аспекты информационного поведения. Человек и общество: информационные аспекты взаимодействия. Культура осуществления отдельных информационных процессов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История библиотечного дела в Казахстане
Цель: дать будущим специалистам представление об основных этапах и особенностях развития библиотечного дела в Казахстане. Содержание. Закономерности и динамика развития истории библиотечного дела в Казахстане. Преемственность профессиональных традиций. Исторический опыт становления библиотек дореволюционного, советского периода. Современная теориия и практики отечественного библиотечного дела. Вклад выдающихся библиотековедов и библиографов в практику библиотечного дела Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Всемирная история библиотек
Цель: формирование теоретических знаний об исторической эволюции отечественного и зарубежного библиотечного дела, выработка навыков исторического анализа и мышления. Содержание. Основные этапы, тенденции и особенности развития всемирной истории библиотек. История библиотек древнего мира, раннего и позднего средневековья. Библиотеки в эпоху Просвещения. Библиотечное дело в XIX - начале XXI вв. Характеристика крупнейших библиотек мира: история, современное состояние.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аналитико-синтетическая обработка документов
Цель: освоение студентами теории и практики приемов и методов аналитико-синтетической переработки информации в условиях активного внедрения новых информационных технологий в библиотечно-информационную сфер. Содержание. Технологического цикла обработки документа, состоящего из взаимосвязанных процессов формирования библиографической записи. Использование основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Индексирование и реферирование документов
Цель: развитие навыков информационной компрессии, переработки первичных документов во вторичные, составления аннотаций и рефератов. Содержание. Основы современной теории и практики индексирования и реферирования. Методика индексирования документов и составления рефератов. Информационно-аналитическая система поиска и обработки информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Система поиска и реферирования научно-технической информации в компьютерных сетях. Индексирование текстовых документов. Информативные предложения и ключевые слова.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Археография
Цель: раскрыть сущность основных проблем современной археографии, дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии. Содержание: История развития археографической мысли в Казахстане, ее основные этапы. Теоретические основы современной археографии. Приемы и методы подготовки документальных публикаций. Научно-справочный аппарат публикаций. Анализ готовых публикаций. Подготовка аналитических обзоров, документальных публикаций, сборников документов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Всеобщая история книги
Цель: формирование представления о закономерностях возникновения, развития и функционирования книги; показать основные тенденции формирования и современного состояния книжной культуры Казахстана. Содержание. Национальные технологические особенности развития книжного дела. Периодизация, механизмы процесса развития книжного дела. Особенности книгоиздания в разные исторические эпохи. Современный взгляд на историю книги, книжного дела и книгоиздания от античности до наших дней.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Электронный каталог библиотеки
Цель: дать студентам комплекс знаний и умений, необходи¬мых для пользования электронными ресурсами библиотек, практической организации работ в библиотеке по наработке собствен¬ных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удален¬ным ресурсам. Содержание. Электронный каталог и базы данных. Знакомство с АБИС. Примеры первых электронных ресурсов: электронные каталоги, библиографические, реферативные и фактографические базы данных. Организация доступа к ним. Поисковые системы. Использование логических операторов. Техника поиска информации - усечение слов. Поиск по ключевым словам, дескрипторам и предметным рубрикам.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: изучение иностранного языка в интеграции со специальными дисциплинами образовательной программы. Совершенствуются коммуникативные навыки и умения во всех видах речевой деятельности на основе учебно-методических комплектов для изучения профессионально-ориентированного иностранного языка. Содержание. Понимать развитие научно-профессиональной речи. Знать научную речь и язык специальности. Понять структурно-смысловое членение текста. Тематику научного текста. Коммуникативные задачи текста для совершенствования языка.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Библиография Казахстана
Цель: раскрыть сущность казахстанского библиотековедения и библиографии, основые закономерности ее функционирования. Содержание: Основные исторические этапы библиографического краеведения. Характеристика электронных библиографических краеведческих продуктов библиотеки. Современные информационные базы данных по краеведению. Вклад библиографов Казахстана в создание фундаментальных библиографических указателей по отраслевой тематике. Деятельность казахстанской Книжной палаты в создание библиографических источников.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Библиотечный каталог
Цель: подготовка специалистов, владеющих технологией организации и учета библиотечных фондов, а также технологией организации, ведения и редактирования каталогов. Содержание. Характеристика основных видов каталогов, проблемы их организации, ведения, редактирования и оформления. Технология создания электронного каталога. Виды сводных каталогов и технология корпоративной каталогизации. Технология формирования машиночитаемой каталогизации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История архивного дела Казахстана
Цель: Формирование знаний в области истории возникновения архивов в разные исторические эпохи. структуры и Содержание. История становления архивного дела в Казахстане. Основные этапы. Современное состояние отечественных архивов, знакомство с содержанием проектов архивных реформ в Казахстане. Знание теоретических аспектов рассекречивания архивов, структуры крупнейших архивов Казахстана, состав и содержание основных комплексов документов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Архивоведение
Цель: формирование теоретических знаний в области архивоведения и практических умений основ хранения, учета, комплектования, использование документов архивного фонда Республики Казахстан. Содержание. Нормативно-правовая база архивоведения. Методические основы архивоведения во всех технологических процессах работы библиотеки с архивными документами. Основные этапы и методика работы с архивными документами. Принципы, методы и нормы организации комплектования и использования документов личного происхождения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы академического письма
Умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, при этом достаточно убедительного научного текста. Оно является одним из важных аспектов успешного обучения в вузе и дальнейшей научно-исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне. При помощи академического письма несколько последних десятилетий осуществляется научная и образовательная коммуникация между разными странами. Его принципами руководствуются ведущие редакторы самых компетентных научных изданий во всем мире, поэтому освоить их следует каждому хотя бы для того, чтобы облегчить свой путь в восхождении по карьерной лестнице в любой науке
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Библиотечный фонд
Цель: Освоение базовых технологий формирования документных фондов библиотек. Теоретические и практические основы процессов моделирования, комплектования, организации, управления, библиотечным фондом. Содержание. Документный фонд: понятие, свойства, функции. Формирование документного фонда: теория и регламентирование. Общая технология формирования документного фонда Моделирование документного фонда как технологий процесс. Тематико-типологические модели документного фонда. Источники комплектования документного фонда. Статистический учет, обработка, размещение, расстановка библиотечного фонда.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Профессиональный казахский (русский) язык
Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях и владеющего нормами языка для специальных целей. Содержание: Профессиональный язык и его составляющие. Профессиональная терминология как основной признак научного стиля. Научная лексика и научные конструкции в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах. Алгоритм работы по анализу и продуцированию научных текстов по специальности. Продуцирование научно-профессиональных текстов. Основы деловой коммуникации и документации в рамках будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Документные ресурсы библиотек и информационных служб
Цель: Раскрыть понятийный аппарат, состав, структуру, свойства информационных ресурсов, их классификацию. Содержание. Понятие документный ресурс. Характеристика информационных служб в Казахстане. Классификация и описание информационные ресурсы. Документные потоки по заданным признакам. Характеристика информационных продуктов и услуги. Методы описания и анализа ресурсов. Методика создания аналитических информационных продуктов. Стратегия и тактика сохранения библиотечных фондов. Консервация документных ресурсов библиотек. Основы менеджмента сохранения документного фонда.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Книговедение
Цель: Формирование представления о системе видов и типов книжных изданий, типологий издательств, продукции книжных изданий Казахстана. Содержание. Изучение истории, современного состояния и основных тенденций развития отечественной книгоиздательской и книготорговой систем страны.Разработка теоретических аспектов современной книговедческой науки, Понятия: «книговедение», «книжное дело», «книговедческая печать». Терминологический аппарата современного книговедения, структурные элементы современной книги, эволюционные процессы современного книговедения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Документоведение
Цель: дать представление о документе, видах документов и типах литературы, роль и место документа в системе профессиональных коммуникаций. Содержание. Эволюцию документа как носителя информации, развитие способов документирования и материалов для фиксации информации; Функции и свойства документов. Методы и способы документирования. Классификация типов носителей, структуры документов и нормативные требования к их оформлению. методы и средства управления электронными документами.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Библиотечно-информационные ресурсы в области культуры и искусства
Цель: Формирование научно-практических знаний, умений и навыков создания и использования электронные библиографических ресурсов в области культуры и искусства. Содержание. Ассортимент собственных и внешних электронных информационных ресурсов, представленных на сайтах библиотек. Характеристика музейных и библиотечных фондов, архивы и базы данных организаций культуры, и искусства, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Библиотечно- информационное обслуживание
Цель: формирование способности и готовности к эффективному библиотечному общению с пользователями, развитие умений и навыков организации библиотечно-информационного обслуживания. Содержание.Исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты обслуживания. История изучения читателей и библиотечного обслуживания. Практические умения и навыки библиотечно-информационного обслуживания пользователей, производства современных продуктов и услуг. Информационно-психологические ресурсы библиотечно-информационного обслуживания. Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационные продукты и услуги
Цель: формирование информационно-аналитических компетенций, обеспечивающей готовность к выявлению, оценке и продвижению профессиональных библиотечных инноваций. Содержание. Методы библиографической аналитики, информационного анализа и синтеза, визуализации аналитической информации. Методика создания информационно-аналитических продуктов и предоставления пользователям информационно-аналитических услуг в процессе библиотечно-информационного обслуживания. Проектирование и продвижение библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных групп пользователей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечно-информационная деятельность детских и школьных библиотек
Цель: изучение основных принципов, направлений и задач библиотечно-информационной деятельности детских и школьных библиотек. Содержание: Роль детской и школьной библиотеки как организатора библиотечно-информационной деятельности. Подготовка библиотечных специалистов, способных реализовать в своей деятельности социальные функции детских и школьных библиотек Технология обслуживания в школьной библиотеке. Роль детских библиотек как научно-методических центров читательского развития школьников. Повышение информационной культуры детей и школьников.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечно-библиографические исследования
Цель: обеспечить профессиональную теоретическую и практическую подготовку специалистов библиотечного дела в области методологии и методики проведения библиотечно-библиографических исследований. Содержание. Роль и значение библиотечно-библиографических исследований в совершенствовании библиотечной деятельности. Методология и методика разработки программы библиотечно-библиографических исследований. Социологические, психолого-педагогические и маркетинговые исследования. Изучение, анализ, сбор и обработка эмпирической информации. Внедрение в практику результатов библиотечно-библиографических исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Библиографическая деятельность библиотеки
Цель: Знание организации, структуры, основных понятий и методов библиографической деятельности библиотеки, методики библиографического обслуживания и технологии библиографирования. Содержание. Типы библиографических справок. Методика составления библиографических списков, указателей, обзоров. Использование имеющихся технические средства и автоматизированные системы. Владение навыками практической работы с СПА библиотеки, библиографического поиска, административно-управленческого и научно-методического руководства библиографической деятельностью библиотеки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Детская библиотека как интеллектуально-досуговый центр
Цель: обеспечить профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов, способных выполнять функции организаторов интеллектуально-досуговой деятельности в детских библиотеках Содержание. Интеллектуально-досуговая деятельность детских библиотек: основные понятия, особенности. Современная детская библиотека как интеллектуально-досуговый центр: цели, задачи, ресурсы. Направления и формы культурно-досуговой деятельности, коммуникативные, игровые, креативные, развивающие технологии досуговой деятельности, спектр досуговых услуг. Инновационные формы и методы просветительско-досуговой деятельности детских библиотек.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационная эвристика
Цель: изучение закономерностей и особенностей информационных процессов в современном обществе. Освоение методики и технологии поиска, систематизации, анализа и использования информации и информационных ресурсов. Содержание. Информационные ресурсы: возникновение и развитие их классификация. Недокументированные и дкументированны информационные ресурсы. Библиографические ресурсы: технология создания и использования. Информационные учреждения: архивы, библиотеки, музеи. Цели и виды информационного поиска.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Отраслевые информационные ресурсы
Цель: ознакомление с принципами и закономерностями формирования отраслевых информационных ресурсов. Содержание. Теоретические основы определения и идентификации отраслевых информационных ресурсов. Основные виды документов в системе отраслевого потока. Научные издания в системе отраслевой информации. Научно-популярная литература в системе отраслевого знания. Учебная литература в структуре отраслевых информационных ресурсов. Справочные издания в структуре отраслевых информационных ресурсов. Информационные издания в системе информационных ресурсов отрасли. Пути методов сбора и обработки информации для создания баз данных.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Библиотечно-библиографическое краеведение
Цель: Изучение теоретических проблем краеведческой библиографии, формирование, продвижения и использования краеведческих информационных ресурсов. Содержание. Основные этапы развития отечественного краеведения. Краеведческий фонд как основа краеведческой деятельности.. Информационно-библиотечные краеведческие услуги. Формы и методы краеведческой деятельности библиотек разных типов. Краеведческие сайты. Организация библиотечных краеведческих проектов. Формы и методы поисково-краеведческой работы библиотек. Издательская продукция по краеведению.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инновационные формы библиотечного обслуживания в зарубежных библиотеках
Цель: ознакомление студентов с современными инновационными форматами библиотечно-информационного обслуживания в зарубежных библиотеках. Содержание. Задачи и направления библиотечного обслуживания пользователей в зарубежных библиотеках. Программа поддержки чтения детей и взрослых. Развитие социальных программ. Особенности обслуживания читателей различных возрастных групп, детей, социально-незащищенных групп населения. Творческое использование на практике форм и методов, приобретенные в процессе изучения передового зарубежного опыта. Современные подходы к организации национальной политики в области чтения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Библиотерапия
Цель: Знание основ истории и теории библиотерапии, ее современное состояние, основные принципы библиотерапевтической работы с различными категориями населения. Содержание. Основные знания в области библиотерапевтической практики, Выявление и качественное удовлетворения запросов и потребностей. Разработка программы библиотерапевтических занятий. Методы библиотерапевтического воздействия, навыки изучения и анализа библиотечно-информационной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Источниковедение
Цель: формирование системного знания об основных понятиях источниковедения, умение анализировать эти понятия в системе различных общенаучных парадигм и вырабатывать навыки источниковедческого анализа и синтеза исторических источников и их комплексов. Содержание. Основные понятия и определения источниковедения. Типы и виды источников информации и принципы их изучения. Использование метода исторического анализа и синтеза письменных источников. Обобщение, анализ и воспроизводство официальной информации. Источниковедческий анализ историко-библиотечных явлений, методы источниковедческого исследования на практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Культурно-досуговая деятельность библиотек
Цель: дать студентам теоретические знания и практические навыки овладения технологиями проведения культурно-досуговых мероприятий для удовлетворения и развития культурных потребностей личности. Содержание. Сущность, содержание, социальные функции и принципы культурно-досуговой деятельности библиотек. Методика реализации образовательных и культурно–просветительских программ. Методы творческого общения с различными категориями пользователей. Специфика культурных продуктов и услуг мультимедийных технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инновационно-методическое обеспечение деятельности библиотек
Цель: освоение обучающимися теоретико-прикладных основ инновационно-методической деятельности современной библиотеки. Содержание. Основные направления, принципы и функции инновационно-методической деятельности. Система методических центров. Методическая служба библиотеки. Функциональные направления методических служб библиотек. Информационное обеспечение инновационной деятельности, консультационно-методическая помощь, аналитическая деятельность, профессиональное развитие, повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров. Методическая помощь библиотекам других систем, координация методической работы с библиотеками.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лингвистическое обеспечение электронной библиотеки
Цель: формирование целостного, системного представленя о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечно-информационной технологии Содержание: Лингвистические средства и лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных технологий. Состав, структура, функции, информационно-поискового языка (ИПЯ): назначение, структура и принципы построения. Знаковая природа и типологии языков. Классификация ИПЯ. Иерархические ИПЯ. Фасетные ИПЯ. Виды, принципы и качества индексирования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Электронная библиотеки
Цель: формирование теоретических знаний и практических навыков для пользования электронными ресурсами библиотек. Содержание. Технология создания и формирования электронных библиотек. Электронные библиотеки и их использование в библиотечном обслуживании. Каталогизация и метаданные в электронных библиотеках. Сетевые услуги справочного характера, предоставляемые удаленным пользователям. Формирование электронных коллекций. Электронное информационное пространство. Электронные библиотеки и библиографические базы данных, создание электронной библиотечной коллекции.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационные технологии библиотек
Цель: формирование новых знаний и навыков анализа использования электронных технологий в библиотечном обслуживании. Содержание. Библиотечно-информационная технология: понятие и структура. История и тенденции развития библиотечно-информационных технологий. Компонентная структура библиотечно-информационных технологий. Инструментальные средства библиотечно-информационных технологий Эффективность библиотечно-информационных технологий: показатели и критерии. Управление качеством библиотечно-информационных технологий с использованием электронных технологий. Обслуживание удаленных пользователей с использованием коммуникативных средств Интернет, сервисов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная рекламная технология библиотек
Цель: обеспечить профессиональную теоретическую и практическую подготовку специалистов библиотечного дела в области рекламы. Содержание. Правовые и этические основания рекламной деятельности в библиотеке. Технология рекламы в библиотечно-информационной деятельности посредством усвоения теоретических, психологических, коммуникативных и технологических основ рекламы. Основные функции и типы библиотечной рекламы. Основные элементы фирменного стиля. Организация, оценка эффективности рекламной деятельности в библиотечных учреждениях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Автоматизированные библиотечно-информационные системы
Цель: формирование знаний в области развития современных библиотечно-информационных сетей и систем и практических навыков и умений работы с АБИС. Содержание. Современные модели информационных систем и перспективы развития научных коммуникаций. Технология создания, проектирования электронной библиотеки. Внешнее представление и требование к АБИС. Отечественные и мировые корпоративные библиотечные сети: новые технологии и возможности для библиотек. Внедрение и эксплуатация АБИС.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Цель: подготовка студентов в области организации маркетинга библиотечно-информационной деятельности. Содержание. Знание положения теории маркетинга, сущность маркетинга библиотечно-информационной продукции. Виды маркетинга, применяемые в библиотечно-информационной практике. Особенности и основные понятия маркетингового планирования работы библиотек. Источники маркетинговой информации. Проектирование маркетинговой коммуникации, ассортимент библиотеки. Использование экономических терминов при анализе библиотечных явлений, изучения информационных потребностей субъектов информационного рынка.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Цель: теоретико-практическая подготовка студентов в области управления библиотечно-информационной деятельностью на основе принципов и закономерностей менеджмента. Содержание. Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности. Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью. Организация управления библиотекой. Информационный менеджмент в системе управления библиотекой. Управленческая информационная система библиотеки. Ресурсное обеспечение библиотечно-информационной деятельности. Психологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности. Современные тенденции в развитии библиотечного менеджмента.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Проектная деятельность библиотек
Цель: формирование представления о сущности и специфике проектирования библиотековедческих исследований. Содержание. Теоретические основы проектирования и прогнозирования Проектная деятельность библиотекаря-творческая деятельность библиотеки. Стратегическое проектирование библиотечной среды. Организация процесса проектирования библиотечной деятельности. Классификация проектов в библиотечном деле.. Технология проектирования и прогнозирования информационной среды. Основы управления проектами. Методика и методы научного проектировании в библиотечных исследованиях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Библиотечная коммуникация
Цель: Изучение теории, методики и особенностей управления библиотечными коммуникациями, анализ структуры библиотечного общения, особенности организации деловой коммуникации в библиотечной среде. Содержание. Стили, технологии и формы межличностного общения. Психолого – педагогические подходы и методы в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей. Эффективные внутриорганизационные коммуникации. Рациональныее формы библиотечного общения с пользователями.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество
Цель: формирование у студентов целостного представления о современном международном библиотечно-информационном сотрудничестве. Содержание. Характеристика истории возникновения и становлении международного сотрудничества его современное состояние. Анализ основных сфер международного библиотечного сотрудничества. Международное культурное сотрудничество в рамках международного книгообмена, выставочной, научно-исследовательской деятельности. ЮНЕСКО как организация международного культурного сотрудничества. Характеристика деятельности международных организаций ИФЛА, ФИД, ИСО.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Детские и школьные библиотеки в системе социальной коммуникации
Цель: формирование теоретических представлений о системе информационно- коммуникационных видов деятельности, понимания роли и места детских и школьных библиотек как социального института в этой системе. Содержание. Библиотека как социальный институт системы документных коммуникаций. Библиотека как институт социальной памяти. Библиотечно-библиографическая коммуникация: определение понятия. Место библиотеки в социальной коммуникации. Виды и формы профессиональных коммуникаций в библиотеке. Библиотека в средствах массовой коммуникации и сети Интернет.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Профессиональная этика библиотекаря
Цель: формирование систематизированных знаний о феноменах профессиональной морали и этики в работе библиотекаря, их основных особенностях и формах проявления. Содержание. Общие закономерности профессиональной морали и этики библиотеке. Этические нормы общения в библиотеке. Категории профессиональной этики. Характеристика форм общения: вербальные и невербальные. Речевое общение на основе «Кодекса профессиональной этики библиотекаря». Высшие моральные ценности. Современный этикет библиотекаря.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Электронное чтение
Цель: Знание внешней и внутренней электронной среды библиотеки, поиска информации в машиночитаемых массивах, развития электронного чтения в мире, факторов, определяющие развитие электронного чтения и обучения онлайн чтения. Содержание. Понятие «цифровое чтение», его модели и варианты. Психологические особенности чтения в практике работы с детьми. Навыки повседневной практики цифрового чтения и работы в электронной среде, электронными документами.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Руководство чтением детей
Цель: формирование и изучение информационных потребностей детей, приобщение и привитие навыков их к чтению. Содержание. Основные понятия теории формирования читательской самостоятельности. Чтение и общение как вид речевой деятельности. Качество процесса чтения: самостоятельное и несамостоятельное чтение. Закон деятельностного формирования читательской культуры и его следствия. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов. Библиотечно-библиографическое образование подрастающего поколения; Внедрение современных технологий и практик руководства детским чтением.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Педагогическое мастерство библиотекаря
Цель: формирование педагогической культуры, творческое отношение к действительности, развитие способностей к самостоятельному восприятию. Содержание. Сущность педагогического мастерства и осмысление его значения как для библиотечной работы. Педагогическое мастерство в содержании профессиональной деятельности библиотекаря. Основные компоненты педагогического мастерства. Психолого-педагогические основы, способствующие становлению педагога-мастера. Компоненты педагогического мастерства. Характеристика элементов педагогической техники и пути их овладения, алгоритм совершенствования.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Стандартизация библиотечно-информационной деятельности
Цель: освоение знаниями и умениями в области использования стандартов, нормативных документов в информационно-технологических процессов в библиотеках. Содержание. Основные понятия в области стандартизации библиотечных процессов. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД); международной стандартной нумерации изданий (ISBN, ISSN, ISMN, ISN. Использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи, электронного каталога, библиотечной статистики.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мировая библиография
Цель: ознакомить с международными библиографическими системами, освоить современные проблемы международного библиографического сотрудничества, охарактеризовать перспективы развития библиографической деятельности. Содержание. История возникновения и становления мировой библиографии, специфика и закономерности развития. Виды библиографических изданий мировой библиографии. Основные направления международного библиографического сотрудничества. Система информационно-библиографических ресурсов мировой библиографии. Современное состояние, проблемы и перспективы развития мировой библиографии.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности
Цель: получение будущими специалистами знаний правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность библиотек. Содержание. Нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности и библиотечной сфере. Рациональная система документационного обеспечения. Правовая основа отношений в области формирования и использования библиотечно-информационных ресурсов. Использование нормативных правовых документов в своей профессиональной деятельности. Использование внутренней нормативной документации как правовой базы деятельности библиотеки.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- использовать триединство языков в профессиональной среде и социуме с использованием принципов академического письма и честности;
- демонстрировать социально-культурное, профессиональное развитие на основе формирования мировоззренческой, гражданской, духовной и социальной ответственности, порядочности, методов научного и экспериментального исследования;
- использовать основные направления и особенности реализации библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих и археографических исследований в профессиональной деятельности по обеспечению библиографических процессов.
- анализировать достижения в области книжного, библиотечного и архивного дела, руководствуясь принципами научной объективности, развития интереса к региональному, культурному и научному наследию;
- формировать, обрабатывать, классифицировать информационные и документные ресурсы, информационно-поисковые системы и администрирование базы данных, резервное копирование и восстановления данных с применением ИИ;
- осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов в традиционном и автоматизированном режиме с использованием информационной эвристики, коммуникативных форматов и лингвистических средств библиотечно-информационной технологии;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями и программным средствами, применяемые в автоматизированных библиотечно-информационных системах (АБИС), проектированием и созданием электронного каталога, электронных коллекций, библиотечных сайтов, администрированием баз данных, резервное копирование и восстановления данных;
- организовывать библиотечные мероприятия, библиотечно-информационное библиографическое обслуживание различных возрастных категорий пользователей с применением ИИ и интерактивного психолого-педагогического инструментария, технологии и методики разработки культурно-досуговых, образовательных и просветительных мероприятий в библиотеке;
- предоставлять ассортимент библиотечно-информационных услуг и продуктов в цифровой среде для различных групп пользователей;
- участвовать в реализации инновационных регионоведческих программах и проектах в соответствии с приоритетами государственной политики;
- применять технологии менеджмента в организации научно-методической работы на основе законодательных и нормативно-правовых актов в библиотечно-информационной сфере, маркетинговые цифровые коммуникации и для продвижения научных исследований на рынке библиотечно-информационных продуктов и услуг.
- эффективно работать индивидуально и как член команды, владея навыками самообразования и ведения здорового образа жизни.