Новая образовательная программа

6B02129 Инструментальное исполнительство в ЗКГУ им. М. Утемисова

  • Цель образовательной программы Подготовка специалистов в области инструментального исполнительства, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере искусства, культуры, образования, владеющих всеми навыками профессионального исполнительского мастерства, соответствующих квалификационным требованиям в качестве концертных исполнителей, концертмейстеров и педагогов ДМШ, готовых к осуществлению концертно-исполнительской и музыкально-просветительской деятельности.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
  • Направление подготовки 6B021 Искусство

Дисциплины

  • Экология и безопасность жизнедеятельности

    Основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различных организационных уровней, биосферы в целом, их устойчивость. Взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования. Современное понимание концепций, стратегий и практических целей устойчивого развития в разных странах и в Республике Казахстан. Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Риски, чрезвычайные ситуации. Анализ рисков, управление рисками. Системы безопасности человека. Современные дестабилизирующие факторы. Социальные, религиозные, политические, экономические угрозы, угрозы в повседневной жизни. Система учреждений безопасности и правовое регулирование их деятельности

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности

    Студенты изучат основы экономики и предпринимательства, основные формы ведения бизнеса, овладеют теоретическими и практическими знаниями в сфере повышение уровня финансовой грамотности, в том числе личного финансового планирования. Ознакомятся с основами денежно-кредитной, фискальной и социальной политики государства. На практических занятиях студенты приобретут навыки написания бизнес-плана, освоят методы формирования личного финансового плана и способы инвестирования сбережений, методы увеличения доходов с использованием услуг финансовых организаций, способы защиты от финансового мошенничества, системы пенсионного обеспечения, страхования, банков и банковской деятельности, правовой защиты в мире денег и финансов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Оркестровый класс 1

    Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы концертмейстеркого мастерства 1

    Работа над вокальными сочинениями. Овладение навыками аккомпанирования хоровым коллективам, изучение романсовой музыки, арий из опер. Умение слушать вспомогательные голоса, которые являются гармонической и ритмической опорой основному голосу. Подчеркивание выразительных функций сопровождения музыки, создание изобразительного фона.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Камерный ансамбль 1

    Изучение и исполнение сочинений разных стилей для различных составов. История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Методы достижения единого характера звукоизвлечения в камерном ансамбле.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Сольфеджио 1

    Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теория музыки

    Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы права и антикоррупционной культуры

    В ходе курса студенты овладеют знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, научатся ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повысят уровень правовой культуры. В процессе изучения дисциплины будут рассмотрены причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией, проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе; социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Специальность (И) І

    Подготовка по специальности (видам инструментов ОП). Развитие профессиональных навыков исполнительского мастерства на инструменте, самостоятельной исполнительской деятельности, чтения с листа, звуковедения. Работа над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания о различиях жанрово-стилевых исполнительских особенностях классической музыки. Знакомство с богатым музыкально-инструментальным наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи совершенствования исполнительских навыков в целях приобретения разносторонних профессиональных компетенций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Цифровые технологии и искусственный интеллект

    Целью данного курса является формирование компетенций, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта, ресурсов сети Интернет при решении задач академической и будущей профессиональной деятельности. Студенты узнают о месте и роли современных технологий и искусственного интеллекта, в том числе интернет-технологий и переходных цифровых технологий в процессах развития общества, о способах формирования практических навыков использования цифровых технологий и ИИ в качестве средств решения задач учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы научных исследований и академического письма

    Целью данного курса является развитие исследовательских подходов и навыков. В ходе курса осваиваются основные методы научного исследования с использованием различных видов информационно-коммуникационных технологий и сервисов для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации с соблюдением принципов исследовательской этики в ходе проведения исследований. Студенты овладевают умением анализировать и систематизировать информацию, выдвигать и обосновывать собственные идеи и представлять все это в виде четко структурированного, логически упорядоченного текста, изучают особенности академического письма, способы правильного написания и оформления письменных видов работ в соответствии с принципами академической честности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Религиоведение

    Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Сольфеджио 2

    Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Специальность (И) ІІ

    Овладение средствами музыкальной выразительности, техническими приемами игры, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Основы концертмейстерского мастерства 2

    Хорошо знать партию аккомпонирующего инструмента, сопровождающих произведения для духовых инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки. Умение аккомпонировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Камерный ансамбль 2

    Умение совместного музицирования с партнерами-индивидуумами разных музыкальных инструментов. Иметь полное представление о жанрах и стилях камерных ансамблей как дуэт, трио, квартет. Развитие мелодического, гармонического, полифонического и тембрального слуха. Безупречное сольное владение инструментом каждого участника, невозможность деления на на солистов и аккомпаниаторов. Детальный разбор технических сложностей в произведениях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Оркестровый класс 2

    Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История исполнительского искусства

    Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальность (И) ІІІ

    Работа над стилем, характером, штрихами, нюансировкой. Работа над техникой, пластикой рук, технические и исполнительские задачи. Работа над исполнительскими трудностями на инструменте, решение сложных профессиональных задач в овладении различным концертным и педагогическим репертуаром. Необходимость овладения специфическими средствами выразительности игры на инструменте. Работа над художественной выразительностью, певучим легато. Полифонические задачи, работа над красочным тембром, колоритностью звучания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Гармония 1

    Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Камерный ансамбль 3

    Дифференциация звуковых планов в камерной музыке. Работа над градацией динамики и точностью нюансировки, освоение штрихов и приемов звукоизвлечения. Выбор штриха, который наилучшим образом способствует решению художественной задачи. Ритм как фактор ансамблевого единства. Ощущение пульсирующих единиц внутри длящего звука, приемы соподчиненности мелодических линий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Сольфеджио 3

    Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы концертмейстерского мастерства 3

    Приобретение навыков работы с репертуаром струнных инструментов, хорошее знание партии аккомпанирующего инструмента, сопровождающего сольную партию. Умение аккомпанировать скрипачам, виолончелистам, контрабасистам. Изучение произведений малой и крупной форм концертного репертуара для струнных инструментов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 3

    Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Традиционная музыкальная культура казахов

    Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Специальность (И) ІV

    Работа над художественной выразительностью, над правильной интерпретацией инструментальной музыки, воспитанием музыкального вкуса. Совершенствование технических элементов игры на инструменте, художественных элементов игры, планирование и подготовка к концертным выступлениям. Приобретение навыков музыкально-теоретического анализа исполняемых произведений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Работа с нотными редакторами

    Нотные редакторы и принципы их работы. Использование компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее распространенные компьютерные программы для набора одноголосного, двухголосного нотного текста и записи графики, оттенков, штрихов, динамики, нюансов. Технологии записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере, основы MIDI-технологий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История музыки

    Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы концертмейстерского мастерства 4

    Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки, хорошее знание партий аккомпанирующего инструмента, сопровождающего произведения для духовых инструментов. Умение аккомпанировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Чтение партитур

    Овладение навыками самостоятельной работы и элементарного разбора партитуры, чтения с листа и грамотного исполнения на инструменте, теоретического анализа музыкальных произведений разных жанров и форм, ее эмоционально-образных аспектов с использованием знаний основ композиции, особенностей оркестровых стилей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Ремонт и настройка инструментов

    Теоретические и практические знания в области ремонта и настройки музыкальных инструментов, анализ основных неисправностей. Сведения об устройстве инструментов и принципов звукоизвлечения. Материалы, применяемые при изготовлении; определение несложных дефектов инструментов и их устранение; знания о правильном уходе, хранении, эксплуатации

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Гармония 2

    Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Изучение электронной цифровой техники

    Овладение современными информационными технологиями в области музыкального искусства. Приобретение навыков работы в основных нотных редакторах Sibelius, Finale. Умение набирать нотные тексты по методу «от простого к сложному», начиная от коротких мелодий до клавирных сочинений. Использование в учебном процессе технических средств, как интернет, электронная почта, аудио и видеозаписи, интерактивная доска, телевизор, проектор, компьютер, принтер, фотокамера, сотовой телефон и пр.). В соответствии с учебным процессом, уметь представлять информацию с различных музыкальных сайтов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Изучение оркестровых партий

    Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива казахских народных инструментов; практическое освоение оркестрового концертного репертуара казахских кюев. Формирование способностей к музыкальному взаимодействию в оркестре.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 4

    Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы концертной адаптации

    Студенты работают над созданием собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров; формируют навыки подбора концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей. Учатся делать переложение музыкальных произведений для своего инструмента; готовятся к педагогической и исполнительской концертной практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Музыкальная педагогика и психология

    Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахское народное музыкальное творчество

    Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Музыкальная форма 1

    Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений 1

    Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальность (И) V

    Регулярная игра вспомогательного материала на развитие техники обеих рук. Анализ произведений. Изучение специальной литературы. Умение раскрытия музыкально-образного содержания исполняемого репертуара, точное воспроизведение нотного текста, исполнение фразировочных лиг, цезур, пауз, штрихов. Овладение репертуаром произведений крупных и полифонических форм, гармонический анализ.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • История казахской музыки

    Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История музыкальной педагогики

    Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология исполнительства

    Психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением. Исполнительская техника и ее структура, артистизм. Музыкальное мышление и воображение. Особенности проблем психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Концепции исследовательской деятельности в музыке

    Студенты получат комплекс системных знаний по содержанию научно-исследовательской работы учителя музыки; изучат алгоритм практической научно-исследовательской деятельности в сфере музыкального образования; освоят диагностические методики и эмпирические методы музыкального образования с применением их на практике; сформируют познавательную мотивацию к музыке и музыкальной деятельности в рамках урочных и внеурочных занятий, а также в условиях дополнительного образования. После изучения курса студенты должны знать: основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики; уметь обосновывать актуальность выбранной темы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы и систематизировать его, применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы концертмейстерского мастерства 5

    Хорошо знать партию аккомпанирующего инструмента, сопровождающего исполнение произведения для народных инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром домбровой музыки. Умение аккомпанировать домбристам, кобызистам, примачам, исполнителям на домбре-прима, саз сырнае. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для народных инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Организация исследовательской работы

    Формирование компетентности в области реализации современных технологий по организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, анализ результатов научных исследований, применение их при решении конкретных научно-исследовательских задач, способы и методы работы и ориентации в методической, научно-популярной и профессиональной литературе и иных источников информации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания специальных дисциплин

    Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 5

    Подготовка к музыкально-исполнительской деятельности в оркестре, навыки репетиционного процесса и концертного исполнения в составе оркестра; свободное владение диапазоном оркестра, профессиональными навыками чтения с листа. Владение репертуаром в различных жанрах и стилях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальность (И) VI

    Приобретение профессиональных навыков в концертно-исполнительской деятельности в качестве солиста, оркестранта и концертмейстера, педагогической работы в детских школах искусств, среднеспециальных учебных заведениях, других учреждениях дополнительного образования. Применение теоретических знаний в исполнительской практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Полифония

    Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Струнный квартет

    Особенности классической структуры квартета, принципов развития, классических темповых и штриховых закономерностей. Работа над агогикой, разнообразием характеров штрихов и особенностями интонирования в каждом индивидуальном композиторском стиле, деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), знакомство с методической литературой.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы концертмейстерского мастерства 6

    Приобретение навыков работы с репертуаром оркестровой и ансамблевой музыки. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара оркестровых партитур. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Музыкальная форма 2

    Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Оркестровый класс 6

    Студенты смогут сформировать навыки применения технических приемов, приобретут навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения; усовершенствуют навыки ансамблевой игры и развития мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Концертмейстерский класс

    Развитие всего комплекса музыкально-творческих способностей: овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства; формирование концертмейстерских умений и навыков; развитие компетенций самостоятельной работы над музыкальным произведением и учебно- вспомогательным материалом. Использование в концертмейстерской практике разнообразных приемов упрощения нотного теста, как облегчение и перемещение аккордов, преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Изучение педагогического репертуара 1

    Студенты изучают гаммы, этюды, упражнения, самостоятельно осуществляют выбор программы из сборников «Детский альбом» П.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Маленький музыкант» Б.Ерзаковича и др. Приобретают навыки исполнения небольших по объему музыкальных произведений; знакомятся с особенностями исполнения пьес крупной формы, изучают основные штрихи (деташе, легато, маркато), технику владения смычком.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Индивидуальный концертный репертуар исполнителя 1

    Типы репертуара и их зависимость от целей исполнения, исполнительского мастерства, аудитории и технической оснащенности инструмента. Создание собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров. Подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, многообразии музыкальной литературы. Формирование художественного вкуса музыканта.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений 2

    Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История мировой музыки

    Студенты смогут сформировать четкое представление о путях исторического развития музыкального искусства, его различных жанрах и формах, стилевых тенденциях и отдельных творческих явлениях; понимать основные закономерности развития мировой музыкальной культуры, раскрыть специфику художественного отражения действительности в образах и формах музыкального искусства, а также воздействие творчества величайших композиторов на духовную жизнь общества.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Родственные инструменты

    Расширение художественно-музыкального кругозора и общего теоретического и практического багажа студента-духовика; ознакомление с группой родственных инструментов, а также исполнение на них не сложных музыкальных произведений в разнообразных составах на различных сценических площадках, осуществляя коммуникативные функции музыкальной культуры; применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя игры на музыкальном инструменте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Чтение с листа

    Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного содержания, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Индивидуальный концертный репертуар исполнителя 2

    В целях осуществления профессиональной деятельности в качестве солиста, оркестранта, ансамблиста овладеть достаточными навыками технического и художественно-выразительного характера игры на инструменте. Использование приобретенных знаний и умение осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность. Изучение сольного репертуара, включающего произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации).

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальная педагогическая подготовка

    Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Специальность (И) VII

    Развитие навыков чтения нотной литературы с листа произведений различных степеней сложностей, с листа. Приобретение умений самостоятельного исполнительского анализа и разбора инструментальных произведений. Концертное исполнение произведений пьес крупной и полифонических форм.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Фортепиано

    Цель дисциплины - ознакомление со структурой фортепианного инструмента и его возможностями; представление базовых знаний по нотной грамотности и развитие умения осмысленно работать с нотным текстом, формирование элементарных пианистических навыков; расширение профессионального кругозора.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Мастерство концертного исполнителя

    Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы импровизации

    Активизация творческого начала, формирование знаний основы типичной для импровизации техники и элементарного сочинения. Теория жанровой стилистики, эпохи импровизации ренессанса, барокко. Практическое овладение принципами формирования мелодической и ритмической импровизации, контрапункта, полиритмии, джазовой фразировкой в различных стилях и жанрах.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Подготовка к концертной деятельности

    Овладение навыками профессионального исполнительского мастерства на инструменте. Выбор концертного репертуара, свободное владение зрительской аудиторией. Знание основных элементов сценического мастерства, знание художественного смысла и содержания произведений. Развитие практики публичных исполнительских выступлений. Изучение особенностей концертного выступления как поведение на сцене, умение перевоплощаться в художественном образе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Изучение педагогического репертуара 2

    Студенты готовятся к профессиональной организации музыкального воспитания учеников, овладевают спецификой методической деятельности в области инструментального искусства; формируют навыки планирования учебного процесса, изучают педагогический репертуар.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теория и практика исполнительского искусства

    Студенты овладеют навыками и приемами звукообразования; освоят профессиональную терминологию, технические навыки исполнительского искусства; приобретут исполнительский опыт; навыки анализа характерных особенностей наиболее значительных исполнительских стилей; познакомятся с основными чертами национальных исполнительских школ; ознакомятся с искусством выдающихся исполнителей и педагогов разных стран и эпох.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Ансамбль

    Формирование профессиональных навыков работы в ансамбле, развитие творческой инициативы и способностей, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины. Ансамблевое музицирование, развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Фортепианный ансамбль

    В процессе занятий по данной дисциплине студенты должны приобрести такие необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности качества: развитие умения слышать звучание не только своей партии, но и всего ансамбля в целом и, в соответствии с этим, оценивать динамический баланс ансамбля; умение добиваться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т.д.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Класс композиции

    Накопление звукоизобразительных приемов для сочинения музыкальных произведений. Изучение средств музыкальной выразительности для использования при сочинении; развитие навыка записи музыки; работа с ритмом. Фактура как главный элемент музыкальной речи и выразительности. Анализ и музицирование различных типов фактур (гармонической, ритмической, мелодической)

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Струнный ансамбль

    Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Дополнительный музыкальный инструмент

    Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Музыкальная терминология

    Изучение музыкальных терминов, применяемых в исполнительской практике. Знание наиболее распространенных иностранных обозначений, применяемых в музыкальной профессиональной деятельности, музыкального инструментария, получивших международное распространение. Овладение основными музыкально-теоретическими и эстетическими понятиями на итальянском, французском, немецком и английском языках.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Инструментоведение

    Изучение инструментов казахского народного оркестра, современного симфонического оркестра, конструкция инструментов, их технические и выразительные возможности, специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), ознакомление с историей создания инструментов; всестороннее изучение исторических процессов музыкально-стилевого развития инструментально-оркестрового мышления.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3

Результаты обучения

  • Творчески решает профессиональные задачи, применяя теоретические знания базовых и профилирующих дисциплин в процессе трудовой деятельности, соблюдая основы и принципы академической честности и академического письма.
  • Эффективно и творчески использует возможности инновационных, информационных, цифровых технологий, применяя эти умения в профессиональной деятельности.
  • Реализует коммуникативно-языковые структуры для решения задач, возникающих в профессиональном общении, применяя их на государственном, русском и иностранном языках.
  • Применяет знания в области физического воспитания и укрепления здоровья, формируя потребности соблюдения норм здорового образа жизни и осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности.
  • Осуществляет музыкально-исполнительскую деятельность как в качестве солиста, так и в ансамбле, в совершенстве владея классическим и современным репертуаром, а также жанровой классификацией инструментальных произведений.
  • Применяет полученные знания о процессах исторического развития отечественной и мировой музыкальной культур, инструментальных школ, индивидуально-стилевых черт композиторов, произведений композиторов разных эпох.
  • Владеет систематизированными теоретическими и практическими знаниями в области инструментовки, определяя технические особенности оркестровых инструментов.
  • Синтезирует полученные теоретические знания и практические навыки творческой работы в условиях профессиональной деятельности, связанные с культурой, искусством, специальной музыкальной терминологией, исполнительским мастерством, применяя методы научного исследования.
  • Применяет знания особенностей возрастной педагогики, разнообразные педагогические методы в области музыкального образования и искусства в условиях обновленных образовательных программ и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
  • Играет в составе симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, в составе различных видов ансамблей, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, анализируя теоретический и исторический контекст, в котором было создано и представлено музыкальное произведение.
Top