6B02129 Инструментальное исполнительство в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов в области инструментального исполнительства, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере искусства, культуры, образования, владеющих всеми навыками профессионального исполнительского мастерства, соответствующих квалификационным требованиям в качестве концертных исполнителей, концертмейстеров и педагогов ДМШ, готовых к осуществлению концертно-исполнительской и музыкально-просветительской деятельности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различных организационных уровней, биосферы в целом, их устойчивость. Взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования. Современное понимание концепций, стратегий и практических целей устойчивого развития в разных странах и в Республике Казахстан. Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Риски, чрезвычайные ситуации. Анализ рисков, управление рисками. Системы безопасности человека. Современные дестабилизирующие факторы. Социальные, религиозные, политические, экономические угрозы, угрозы в повседневной жизни. Система учреждений безопасности и правовое регулирование их деятельности
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Студенты изучат основы экономики и предпринимательства, основные формы ведения бизнеса, овладеют теоретическими и практическими знаниями в сфере повышение уровня финансовой грамотности, в том числе личного финансового планирования. Ознакомятся с основами денежно-кредитной, фискальной и социальной политики государства. На практических занятиях студенты приобретут навыки написания бизнес-плана, освоят методы формирования личного финансового плана и способы инвестирования сбережений, методы увеличения доходов с использованием услуг финансовых организаций, способы защиты от финансового мошенничества, системы пенсионного обеспечения, страхования, банков и банковской деятельности, правовой защиты в мире денег и финансов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс 1
Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстеркого мастерства 1
Работа над вокальными сочинениями. Овладение навыками аккомпанирования хоровым коллективам, изучение романсовой музыки, арий из опер. Умение слушать вспомогательные голоса, которые являются гармонической и ритмической опорой основному голосу. Подчеркивание выразительных функций сопровождения музыки, создание изобразительного фона.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный ансамбль 1
Изучение и исполнение сочинений разных стилей для различных составов. История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Методы достижения единого характера звукоизвлечения в камерном ансамбле.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сольфеджио 1
Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория музыки
Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы права и антикоррупционной культуры
В ходе курса студенты овладеют знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, научатся ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повысят уровень правовой культуры. В процессе изучения дисциплины будут рассмотрены причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией, проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе; социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность (И) І
Подготовка по специальности (видам инструментов ОП). Развитие профессиональных навыков исполнительского мастерства на инструменте, самостоятельной исполнительской деятельности, чтения с листа, звуковедения. Работа над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания о различиях жанрово-стилевых исполнительских особенностях классической музыки. Знакомство с богатым музыкально-инструментальным наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи совершенствования исполнительских навыков в целях приобретения разносторонних профессиональных компетенций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Цифровые технологии и искусственный интеллект
Целью данного курса является формирование компетенций, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта, ресурсов сети Интернет при решении задач академической и будущей профессиональной деятельности. Студенты узнают о месте и роли современных технологий и искусственного интеллекта, в том числе интернет-технологий и переходных цифровых технологий в процессах развития общества, о способах формирования практических навыков использования цифровых технологий и ИИ в качестве средств решения задач учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований и академического письма
Целью данного курса является развитие исследовательских подходов и навыков. В ходе курса осваиваются основные методы научного исследования с использованием различных видов информационно-коммуникационных технологий и сервисов для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации с соблюдением принципов исследовательской этики в ходе проведения исследований. Студенты овладевают умением анализировать и систематизировать информацию, выдвигать и обосновывать собственные идеи и представлять все это в виде четко структурированного, логически упорядоченного текста, изучают особенности академического письма, способы правильного написания и оформления письменных видов работ в соответствии с принципами академической честности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиоведение
Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сольфеджио 2
Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность (И) ІІ
Овладение средствами музыкальной выразительности, техническими приемами игры, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы концертмейстерского мастерства 2
Хорошо знать партию аккомпонирующего инструмента, сопровождающих произведения для духовых инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки. Умение аккомпонировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерный ансамбль 2
Умение совместного музицирования с партнерами-индивидуумами разных музыкальных инструментов. Иметь полное представление о жанрах и стилях камерных ансамблей как дуэт, трио, квартет. Развитие мелодического, гармонического, полифонического и тембрального слуха. Безупречное сольное владение инструментом каждого участника, невозможность деления на на солистов и аккомпаниаторов. Детальный разбор технических сложностей в произведениях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Оркестровый класс 2
Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) ІІІ
Работа над стилем, характером, штрихами, нюансировкой. Работа над техникой, пластикой рук, технические и исполнительские задачи. Работа над исполнительскими трудностями на инструменте, решение сложных профессиональных задач в овладении различным концертным и педагогическим репертуаром. Необходимость овладения специфическими средствами выразительности игры на инструменте. Работа над художественной выразительностью, певучим легато. Полифонические задачи, работа над красочным тембром, колоритностью звучания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония 1
Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Камерный ансамбль 3
Дифференциация звуковых планов в камерной музыке. Работа над градацией динамики и точностью нюансировки, освоение штрихов и приемов звукоизвлечения. Выбор штриха, который наилучшим образом способствует решению художественной задачи. Ритм как фактор ансамблевого единства. Ощущение пульсирующих единиц внутри длящего звука, приемы соподчиненности мелодических линий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сольфеджио 3
Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 3
Приобретение навыков работы с репертуаром струнных инструментов, хорошее знание партии аккомпанирующего инструмента, сопровождающего сольную партию. Умение аккомпанировать скрипачам, виолончелистам, контрабасистам. Изучение произведений малой и крупной форм концертного репертуара для струнных инструментов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс 3
Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Традиционная музыкальная культура казахов
Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность (И) ІV
Работа над художественной выразительностью, над правильной интерпретацией инструментальной музыки, воспитанием музыкального вкуса. Совершенствование технических элементов игры на инструменте, художественных элементов игры, планирование и подготовка к концертным выступлениям. Приобретение навыков музыкально-теоретического анализа исполняемых произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Работа с нотными редакторами
Нотные редакторы и принципы их работы. Использование компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее распространенные компьютерные программы для набора одноголосного, двухголосного нотного текста и записи графики, оттенков, штрихов, динамики, нюансов. Технологии записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере, основы MIDI-технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыки
Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 4
Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки, хорошее знание партий аккомпанирующего инструмента, сопровождающего произведения для духовых инструментов. Умение аккомпанировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Чтение партитур
Овладение навыками самостоятельной работы и элементарного разбора партитуры, чтения с листа и грамотного исполнения на инструменте, теоретического анализа музыкальных произведений разных жанров и форм, ее эмоционально-образных аспектов с использованием знаний основ композиции, особенностей оркестровых стилей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Ремонт и настройка инструментов
Теоретические и практические знания в области ремонта и настройки музыкальных инструментов, анализ основных неисправностей. Сведения об устройстве инструментов и принципов звукоизвлечения. Материалы, применяемые при изготовлении; определение несложных дефектов инструментов и их устранение; знания о правильном уходе, хранении, эксплуатации
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Гармония 2
Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение электронной цифровой техники
Овладение современными информационными технологиями в области музыкального искусства. Приобретение навыков работы в основных нотных редакторах Sibelius, Finale. Умение набирать нотные тексты по методу «от простого к сложному», начиная от коротких мелодий до клавирных сочинений. Использование в учебном процессе технических средств, как интернет, электронная почта, аудио и видеозаписи, интерактивная доска, телевизор, проектор, компьютер, принтер, фотокамера, сотовой телефон и пр.). В соответствии с учебным процессом, уметь представлять информацию с различных музыкальных сайтов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение оркестровых партий
Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива казахских народных инструментов; практическое освоение оркестрового концертного репертуара казахских кюев. Формирование способностей к музыкальному взаимодействию в оркестре.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс 4
Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы концертной адаптации
Студенты работают над созданием собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров; формируют навыки подбора концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей. Учатся делать переложение музыкальных произведений для своего инструмента; готовятся к педагогической и исполнительской концертной практике.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Музыкальная педагогика и психология
Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахское народное музыкальное творчество
Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Музыкальная форма 1
Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений 1
Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) V
Регулярная игра вспомогательного материала на развитие техники обеих рук. Анализ произведений. Изучение специальной литературы. Умение раскрытия музыкально-образного содержания исполняемого репертуара, точное воспроизведение нотного текста, исполнение фразировочных лиг, цезур, пауз, штрихов. Овладение репертуаром произведений крупных и полифонических форм, гармонический анализ.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История казахской музыки
Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История музыкальной педагогики
Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология исполнительства
Психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением. Исполнительская техника и ее структура, артистизм. Музыкальное мышление и воображение. Особенности проблем психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Концепции исследовательской деятельности в музыке
Студенты получат комплекс системных знаний по содержанию научно-исследовательской работы учителя музыки; изучат алгоритм практической научно-исследовательской деятельности в сфере музыкального образования; освоят диагностические методики и эмпирические методы музыкального образования с применением их на практике; сформируют познавательную мотивацию к музыке и музыкальной деятельности в рамках урочных и внеурочных занятий, а также в условиях дополнительного образования. После изучения курса студенты должны знать: основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики; уметь обосновывать актуальность выбранной темы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы и систематизировать его, применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 5
Хорошо знать партию аккомпанирующего инструмента, сопровождающего исполнение произведения для народных инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром домбровой музыки. Умение аккомпанировать домбристам, кобызистам, примачам, исполнителям на домбре-прима, саз сырнае. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для народных инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация исследовательской работы
Формирование компетентности в области реализации современных технологий по организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, анализ результатов научных исследований, применение их при решении конкретных научно-исследовательских задач, способы и методы работы и ориентации в методической, научно-популярной и профессиональной литературе и иных источников информации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс 5
Подготовка к музыкально-исполнительской деятельности в оркестре, навыки репетиционного процесса и концертного исполнения в составе оркестра; свободное владение диапазоном оркестра, профессиональными навыками чтения с листа. Владение репертуаром в различных жанрах и стилях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) VI
Приобретение профессиональных навыков в концертно-исполнительской деятельности в качестве солиста, оркестранта и концертмейстера, педагогической работы в детских школах искусств, среднеспециальных учебных заведениях, других учреждениях дополнительного образования. Применение теоретических знаний в исполнительской практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Полифония
Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Струнный квартет
Особенности классической структуры квартета, принципов развития, классических темповых и штриховых закономерностей. Работа над агогикой, разнообразием характеров штрихов и особенностями интонирования в каждом индивидуальном композиторском стиле, деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), знакомство с методической литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы концертмейстерского мастерства 6
Приобретение навыков работы с репертуаром оркестровой и ансамблевой музыки. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара оркестровых партитур. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная форма 2
Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс 6
Студенты смогут сформировать навыки применения технических приемов, приобретут навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения; усовершенствуют навыки ансамблевой игры и развития мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Концертмейстерский класс
Развитие всего комплекса музыкально-творческих способностей: овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства; формирование концертмейстерских умений и навыков; развитие компетенций самостоятельной работы над музыкальным произведением и учебно- вспомогательным материалом. Использование в концертмейстерской практике разнообразных приемов упрощения нотного теста, как облегчение и перемещение аккордов, преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Изучение педагогического репертуара 1
Студенты изучают гаммы, этюды, упражнения, самостоятельно осуществляют выбор программы из сборников «Детский альбом» П.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Маленький музыкант» Б.Ерзаковича и др. Приобретают навыки исполнения небольших по объему музыкальных произведений; знакомятся с особенностями исполнения пьес крупной формы, изучают основные штрихи (деташе, легато, маркато), технику владения смычком.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Индивидуальный концертный репертуар исполнителя 1
Типы репертуара и их зависимость от целей исполнения, исполнительского мастерства, аудитории и технической оснащенности инструмента. Создание собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров. Подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, многообразии музыкальной литературы. Формирование художественного вкуса музыканта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений 2
Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История мировой музыки
Студенты смогут сформировать четкое представление о путях исторического развития музыкального искусства, его различных жанрах и формах, стилевых тенденциях и отдельных творческих явлениях; понимать основные закономерности развития мировой музыкальной культуры, раскрыть специфику художественного отражения действительности в образах и формах музыкального искусства, а также воздействие творчества величайших композиторов на духовную жизнь общества.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Родственные инструменты
Расширение художественно-музыкального кругозора и общего теоретического и практического багажа студента-духовика; ознакомление с группой родственных инструментов, а также исполнение на них не сложных музыкальных произведений в разнообразных составах на различных сценических площадках, осуществляя коммуникативные функции музыкальной культуры; применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя игры на музыкальном инструменте.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Чтение с листа
Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного содержания, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Индивидуальный концертный репертуар исполнителя 2
В целях осуществления профессиональной деятельности в качестве солиста, оркестранта, ансамблиста овладеть достаточными навыками технического и художественно-выразительного характера игры на инструменте. Использование приобретенных знаний и умение осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность. Изучение сольного репертуара, включающего произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации).
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Специальность (И) VII
Развитие навыков чтения нотной литературы с листа произведений различных степеней сложностей, с листа. Приобретение умений самостоятельного исполнительского анализа и разбора инструментальных произведений. Концертное исполнение произведений пьес крупной и полифонических форм.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепиано
Цель дисциплины - ознакомление со структурой фортепианного инструмента и его возможностями; представление базовых знаний по нотной грамотности и развитие умения осмысленно работать с нотным текстом, формирование элементарных пианистических навыков; расширение профессионального кругозора.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерство концертного исполнителя
Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы импровизации
Активизация творческого начала, формирование знаний основы типичной для импровизации техники и элементарного сочинения. Теория жанровой стилистики, эпохи импровизации ренессанса, барокко. Практическое овладение принципами формирования мелодической и ритмической импровизации, контрапункта, полиритмии, джазовой фразировкой в различных стилях и жанрах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Подготовка к концертной деятельности
Овладение навыками профессионального исполнительского мастерства на инструменте. Выбор концертного репертуара, свободное владение зрительской аудиторией. Знание основных элементов сценического мастерства, знание художественного смысла и содержания произведений. Развитие практики публичных исполнительских выступлений. Изучение особенностей концертного выступления как поведение на сцене, умение перевоплощаться в художественном образе.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Изучение педагогического репертуара 2
Студенты готовятся к профессиональной организации музыкального воспитания учеников, овладевают спецификой методической деятельности в области инструментального искусства; формируют навыки планирования учебного процесса, изучают педагогический репертуар.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория и практика исполнительского искусства
Студенты овладеют навыками и приемами звукообразования; освоят профессиональную терминологию, технические навыки исполнительского искусства; приобретут исполнительский опыт; навыки анализа характерных особенностей наиболее значительных исполнительских стилей; познакомятся с основными чертами национальных исполнительских школ; ознакомятся с искусством выдающихся исполнителей и педагогов разных стран и эпох.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Ансамбль
Формирование профессиональных навыков работы в ансамбле, развитие творческой инициативы и способностей, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины. Ансамблевое музицирование, развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Фортепианный ансамбль
В процессе занятий по данной дисциплине студенты должны приобрести такие необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности качества: развитие умения слышать звучание не только своей партии, но и всего ансамбля в целом и, в соответствии с этим, оценивать динамический баланс ансамбля; умение добиваться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т.д.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Класс композиции
Накопление звукоизобразительных приемов для сочинения музыкальных произведений. Изучение средств музыкальной выразительности для использования при сочинении; развитие навыка записи музыки; работа с ритмом. Фактура как главный элемент музыкальной речи и выразительности. Анализ и музицирование различных типов фактур (гармонической, ритмической, мелодической)
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Струнный ансамбль
Освоение и применение на практике основных принципов игры в струнном ансамбле (синхронность исполнения, общее дыхание и др.). Расширение слухового внимания и его направленность на звучание отдельно каждой партии и партитуры в целом, овладение навыками ритмической организации, обогащение собственного исполнительского арсенала.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Дополнительный музыкальный инструмент
Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная терминология
Изучение музыкальных терминов, применяемых в исполнительской практике. Знание наиболее распространенных иностранных обозначений, применяемых в музыкальной профессиональной деятельности, музыкального инструментария, получивших международное распространение. Овладение основными музыкально-теоретическими и эстетическими понятиями на итальянском, французском, немецком и английском языках.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инструментоведение
Изучение инструментов казахского народного оркестра, современного симфонического оркестра, конструкция инструментов, их технические и выразительные возможности, специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), ознакомление с историей создания инструментов; всестороннее изучение исторических процессов музыкально-стилевого развития инструментально-оркестрового мышления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Творчески решает профессиональные задачи, применяя теоретические знания базовых и профилирующих дисциплин в процессе трудовой деятельности, соблюдая основы и принципы академической честности и академического письма.
- Эффективно и творчески использует возможности инновационных, информационных, цифровых технологий, применяя эти умения в профессиональной деятельности.
- Реализует коммуникативно-языковые структуры для решения задач, возникающих в профессиональном общении, применяя их на государственном, русском и иностранном языках.
- Применяет знания в области физического воспитания и укрепления здоровья, формируя потребности соблюдения норм здорового образа жизни и осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности.
- Осуществляет музыкально-исполнительскую деятельность как в качестве солиста, так и в ансамбле, в совершенстве владея классическим и современным репертуаром, а также жанровой классификацией инструментальных произведений.
- Применяет полученные знания о процессах исторического развития отечественной и мировой музыкальной культур, инструментальных школ, индивидуально-стилевых черт композиторов, произведений композиторов разных эпох.
- Владеет систематизированными теоретическими и практическими знаниями в области инструментовки, определяя технические особенности оркестровых инструментов.
- Синтезирует полученные теоретические знания и практические навыки творческой работы в условиях профессиональной деятельности, связанные с культурой, искусством, специальной музыкальной терминологией, исполнительским мастерством, применяя методы научного исследования.
- Применяет знания особенностей возрастной педагогики, разнообразные педагогические методы в области музыкального образования и искусства в условиях обновленных образовательных программ и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
- Играет в составе симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, в составе различных видов ансамблей, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, анализируя теоретический и исторический контекст, в котором было создано и представлено музыкальное произведение.