7M02301 Филология: казахская филология в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Образовательная программа "Филология: казахская филология" готовит высококвалифицированных специалистов гуманитарного направления в области профессиональной филологии, способных решать задачи, возникающие в процессе фундаментальной теоретико-методической, научно-исследовательской и педагогической деятельности, грамотно излагающих итоги работы с использованием современных средств редактирования и печати
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M060 Филология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
Дисциплины
-
Иностранный язык (профессиональный)
Интенсивное изучение языка, ориентированное на профессиональную лексику, умение вести диалог на профессиональном уровне. При изучении курса магистранты должны: знать закономерности построения письменной и устной речи на иностранном языке, основы ведения документации и деловой переписки; уметь понимать на слух и читать текстовой материал; владеть навыками монологической и диалогической речи.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессиональный менеджмент
Магистранты изучают вопросы практического содержания управления, формируется комплекс знаний об управлении, вырабатываются конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа систем управления и их проектирования. Магистранты приобретают навыки по принятию управленческих решений в основных сферах, в вопросах организации основных процессов, планирования и управления на предприятии
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методы научного исследования
Цель: познакомить магистрантов с методами научных исследований. При изучении курса магистрант: - демонстрирует знания методов организации и планирования научных исследований. - использует современные методы для научных исследований в природных и лабораторных условиях с использованием современной аппаратуры и прикладных компьютерно-информационных программ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инновационный менеджмент
Целью дисциплины является получение знаний и методологических основ исследования инновационных процессов, раскрытие сущности научного подхода на основе общенаучных методов исследования, а также формирование у магистрантов способности к принятию эффективных решений в области управления инновациями. В результате изучения дисциплины магистранты осваивают управление проектами, приобретают теоретические знания и практические навыки, адаптируются к инновационной среде.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Планирование научных проектов
Дисциплина "Планирование научных проектов" помогает определить задачи и цели управленческой работы магистрантов в ходе исследования. Сегодня в системной организации современного продуктивного образования магистранты делают первый шаг в научно-исследовательской работе, выявляют важные, актуальные аспекты. Одной из основных задач дисциплины является целенаправленная постановка системы работы в соответствии с основным положением.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Производственный менеджмент
В ходе изучения данного курса магистранты получат представление о роли производственного менеджмента в системе управления организацией; изучат основы развития бизнес-процессов и предпринимательской деятельности, особенности управления инновационными проектами; типы производственных процессов, принципы построения производственной структуры предприятия, методы организации производственных и бизнес-процессов, методы прогнозирования, планирования производственной деятельности. В результате изучения курса магистранты овладеют практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной деятельностью предприятия
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теоретические основы периодизации истории литературы
Цель дисциплины "Теоретические основы периодизации истории литературы" - проанализировать систему научных оценок в литературоведении об актуальных проблемах современного литературоведения, эпохе истории литературы. Магистрантам будет представлен анализ историко-культурных закономерностей представлений о мировом и национальном литературном процессе (процессе). Дается обширная информация о теоретико-методологических особенностях, методах фундаментальных исследований, связанных с эпохой истории литературы, их влиянии на развитие литературоведческой науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Философские и методологические проблемы в литературе
Дисциплина «Философские и методологические проблемы в литературе» предусматривает теоретические и практические проблемы специальной подготовки магистрантов по философско-методическим проблемам литературоведения, философские проблемы науки, новые направления литературоведения, философские проблемы социально-гуманитарных наук, мировоззрение и творчество, связь развития философии и развития художественного мышления литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теоретические основы периодизации истории языка
Теоретические основы периодизации истории языка знакомят магистрантов с теорией деления языка на языковые эпохи. В курсе казахский язык разделен на эпоху, изучается с изучением шумерских языков, подтверждается близость шумерского языка и тюркских языков, знакомится с закономерностями исторических изменений, фонетических изменений. Магистранты получат информацию об истории становления Казахского языка, видах письма, исторических связях с тюркскими языками.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология управления
Магистранты овладеют понятиями о психологии управления, его целях и задачах. Выполняя практические задания, изучат эффективные методы и приемы различных ситуаций при управлении. Работая в группах, разрабатывают методы и приемы эффективного взаимодействия с группами и коллективами, решения конфликтных ситуаций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогика высшей школы
Магистранты овладеют основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, теоретическими основами современной педагогической науки. Выполняя практические задания проводят анализ педагогических идей, традиционных и инновационных технологий педагогического процесса в вузе; прогнозируют развитие высшего образования, применяют разнообразные формы организации педагогического процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация и планирование научно-исследовательской работы
Целью программы "Организации и планирования научных исследовательской работы" является ознакомление будущих педагогов и специалистов-филологов с методами и приемами, необходимыми для правильной организации, планирования, оформления научно-исследовательской работы. При изучении дисциплины обсуждаются актуальные проблемы в научной среде с использованием зарубежных научных публикаций в области языкознания, литературоведения, прививаются навыки написания научных статей, научных докладов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методология литературной критики
Дисциплина направлена на ознакомление с критическими трудами, исследовательскими статьями публикуемыми в последние годы, изучение значимых работ с критиками, отражающими направление современного литературоведения, сопоставление основных идей, главных течений, выявление актуальных проблем, изучение новых методик и методов исследования. Задачи изучения дисциплины: 1) изучить тенденции и закономерности развития отечественных и зарубежных критических трудов; 2) овладеть способами и методами анализа и интерпретации художественных произведений в контексте литературной критики; 3) выявить основные направления и проблемы современного литературоведения; 4) углубить знания магистрантов в области методики литературно-критического, научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История и философия науки
В ходе изучения данного курса будут рассмотрены особенности научного познания. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению таких вопросов, как функции науки, философия и наука, роль философии в возникновении науки, структура научного знания, эмпирические и теоретические знания, динамика науки, научных традиций и научной революции, научная рациональность, ее виды и ценности, наука как социальный институт, место наук в системе научных знаний
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Компьютерная лингвистика
Содержание курса: математическое и компьютерное моделирование языковых норм с целью понимания и использования языка, создание искусственного интеллекта. Создание корпусной лингвистики, вспомогательных средств облегчения функционирования языка, электронных словарей, тезаурусов
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новые направления казахского литературоведения
Дисциплина "новые направления казахской литературы" - одна из основных дисциплин, изучаемых в целях углубленного изучения актуальных проблем казахской литературоведческой науки в деле подготовки магистрантов высших учебных заведений. В рамках дисциплины рассматривается анализ пройденного в процессе обновления и модернизации национальной литературоведческой науки, ориентация на новые поиски, современные исследования и новые исследования, доведение до магистрантов понятий национальных интересов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературный процесс
Дисциплина "Литературный процесс" обучает магистрантов традициям и новаторству в литературе, типичным образам и социальным, идеологическим проблемам в литературных произведениях, обзору трудов критиков. Основная цель дисциплины-дифференциация исторических изменений в литературных произведениях и литературных закономерностях, рассмотрение взаимосвязи течений и направлений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы литературоведения
Дисциплина "Aктуальные проблемы литературоведения" направлена на обобщение актуальных проблем литературоведения в мировом пространстве, анализируя научно-теоретические выводы. В данной дисциплине предусмотрены новые направления исследования мировой литературы, восприятие литературных текстов и теоретическое изучение произведений, литературный вкус, всестороннее изучение места литературы в развитии человечества.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы языкознания
Цель курса: изучение современных тенденций лингвистики: истории лингвистических учений, новых направлений в области слова, предложения, текста, языка и речи. Задачи курса: - раскрыть сущность основных современных теорий языка, которые изложены в монографиях и теоретических публикациях современных лингвистов; - познакомить с основной проблематикой, задачами и результатами деятельности в различных направлениях современной лингвистической науки; - научиться применять современные подходы и принципы в изучении языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингвоконфликтология
Дисциплина изучает языковые конфликты и их разрешение в различных социокультурных средах. В процессе изучения дисциплины обучающиеся анализируют причины языковых конфликтов, их характеристики и влияние на общество. Основные темы включают изучение межъязыковых проблем, диалектных различий, языковой политики, влияние социальных и культурных факторов на языковую ситуацию и методов разрешения языковых конфликтов. Лингвоконфликтология имеет широкое практическое применение в области межкультурного общения, перевода, преподавания языков и разработки языковой политики. Этот предмет помогает обучающимся развить понимание языковых различий и научиться эффективно справляться с языковыми конфликтами.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проблема литературного познания и постмодернизм в казахской литературе
Дисциплина проводится с целью ознакомления магистрантов с представителями постмодернистического направления в литературе, анализа его произведений, изучения литературного произведения с точки зрения национального познания, наиболее полного и объективного образования на основе современных достижений казахской литературоведческой науки. В процессе изучения дисциплины магистранты овладевают теоретическими основами модернистской литературы, умеют научно анализировать этапы формирования теоретических мыслей о модернизме, постмодернизме.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гендерная лингвистика
Дисциплина знакомит с новыми взглядами и мнениями, положенными в основу возникновения категории гендера, возникшими в связи с понятиями пол и язык; объясняет понятия, относящиеся к теории гендерной лингвистики; анализирует гендерные исследования в общем языкознании и пути развития гендерной направленности в знании казахского языка; анализирует особенности, характерные для мужского и женского пола (мужественность, женственность) и выражающиеся в языке, учит распознавать и давать гендерные лингвистические характеристики. В результате обучающиеся понимают научные основы гендерной классификации языка, знают его принципы и понятия, осваивают теоретические проблемы общего языкознания, выявляют актуальные гендерные проблемы, составляющие перекресток современных наук, во взаимосвязи осмысливают новые направления науки казахского языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психолингвистика
Цель дисциплины-сочетать речевую деятельность, общение, познавательные процессы с психическими процессами, описать связь с речевой системой. На основе изучения дисциплины магистрант должен освоить специальную терминологию / метаязык психолингвистики и научную литературу, проанализировать течения и школы в области психолингвистики; уметь правильно использовать достигнутые достижения и традиционные методы современной психолингвистики в анализе текста с речевой деятельностью.; умение определять достоверность и полномочия материалов психолингвистических исследований (репрезентативность)
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Активные процессы на казахском языке
В ходе изучения дисциплины магистранты анализируют активные процессы на современном казахском языке, новые культурно-исторические тенденции, используют их в анализе и реализации своих научных работ. Владеет теоретическими и практическими проблемами современного языкознания., формируется профессиональная языковая теоретическая компетентность магистрантов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Народная литература и литературное творчество
Изучение казахского фольклора как отдельной дисциплины ставит своей целью глубокое, всестороннее ознакомление с фольклорным наследием – духовной культурой нашего народа, созданной на протяжении веков. Глубокое содержание призвано воспитывать молодежь, обучая богатой и художественной народной литературе как ценному сокровищу, раскрывая ее уникальные особенности. Задачи курса: - дать представление о происхождении фольклора, о жанрах и видах фольклора; - формирование представлений о многогранной природе и особенностях рождения, распространения, сохранения наследия устной литературы, классификации жанров, способах выделения жанровых видов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные казахские романы
Магистранты изучают современные тенденции развития романа, одного из основных жанровых видов литературы. В процессе изучения дисциплины рассматривает казахский роман на основе новых научных концепций и направлений, определяет тенденции развития современных романов на основе тематического, формального видового поиска.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Художественные методы и литературные направления в казахской литературе
Цель дисциплины "Художественные методы и литературные направления в казахской литературе" познакомить магистрантов с методологическим, категориальным аппаратом, тенденциями развития новых направлений в области литературы. Дисциплина предусматривает задачи раскрытия магистрантами тенденций развития современного литературоведения; ознакомления с научными методами изучения художественных произведений и литературных явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Язык и культура
Цель дисциплины-язык и культура, рассматриваются особенности и связи языка и культуры, лингвокультурологические исследования в казахском языкознании, культуры и антропологии культуры, актуальность современных межкультурных отношений. Рассматриваются вопросы: значение межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам, образ мира, построенного через язык и культуру, внутренние трудности речи и коммуникации, эквивалентность слов, понятий и реалий, социально-культурный аспект наименований цветов и др.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методология научно-исследовательской работы
Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Литературные связи в казахско-европейских народах
Цель дисциплины предусматривает обучение магистрантов сравнительно-сопоставительному, историческому, компаративистскому изучению отношений казахской литературы и мировой литературы. Анализируются духовные обмены в мире литературы, своеобразная закономерность художественного развития, литературного процесса, место литературного общения в истории мировой литературы. Рассматриваются влияние, направленность и художественная роль литературных связей на исторические периоды, развития казахской национальной литературы и литературы народов Европы. Изучают виды и пути мировой литературной связи, место перевода в развитии литературной связи, влияние на общенациональный литературный процесс, появление в нем новых художественных течений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы обучения культуре языка
Цель дисциплины состоит в изучении актуальных проблем методики преподавания казахского языка в школе, вузе. Языковая культура включает в себя систему интерактивного обучения с учетом требований общественно-социального спроса, поставленного в современную систему образования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания терминов литературоведения
В ходе изучения дисциплины "Методика преподавания литературоведческих терминов" магистранты знакомятся с историей становления, закономерностями развития, художественно-эстетическими особенностями художественного искусства. Дисциплина изучается в тесной связи с лексикологией, стилистикой, грамматикой и переводческой наукой. В результате курса магистранты на научной основе осознают деятельность терминологических единиц, изучают проблемы терминологии в современной науке и обобщают знания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сравнительная тюркология
Предмет сравнительной тюркологии-одно из главных направлений языкознания в области тюркологии. Цель - сравнительный анализ грамматического строения родственных тюркских языков. В курсе рассматриваются этапы изучения, развития и становления тюркских языков.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория академической грамматики
Целью дисциплины академической грамматики является углубление знаний, полученных магистрантами в процессе изучения и углубления знаний бакалавра, получение новых знаний об языковых явлениях, изучение лингвистической терминологии, научное изучение семантико - грамматической структуры и функционирования языка. Данный предмет представляет собой реальную базу знаний, позволяющую магистранту самостоятельно работать с лингвистической литературой, а также знакомиться с методикой анализа языковых реквизитов. Рассматривает вопросы внутренней структуры языка и его общественного развития, функциональной и структурной системы языка и др. Способствует углубленному профессиональному научному освоению специальности магистрантов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Языковые личностные проблемы в лингвистической науке
Цель дисциплины-изучение когнитивных процессов в лингвистике, разъяснение сущности исследования таких проблем, как определение прагматических, психологических, социальных аспектов употребления языка (слова), природы их интегративной сущности в связи с теорией языковой личности. Содержание дисциплины включает в себя задачи определения проблемы личности в языке и в рамках текста и закономерности овладения языком языковой личностью, определения проблемы языковой личности в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Система управления средствами массовой информации и коммуникации
Цель курса: изучение понятий теории и практики связей с общественностью, методов и функций теории и практики PR; основ планирования и организации управленческой деятельности в связях с общественностью, принципов построения и функционирования отделов по связям с общественностью и пресс-служб, роль служб связей с общественностью в формировании общественного мнения; овладение навыками информационного и устроительного PR, освоение технологий PR и умение использовать их в практике работы с разными сферами общества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методология когнитивной лингвистики
Дисциплина «Методология когнитивной лингвистики» направлена на изучение основных направлений, форм и методов исследования когнитивной лингвистики. В процессе изучения дисциплины формируется представление об основных понятиях дисциплины когнитивной лингвистики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Проблемы межкультурной коммуникации
Целью дисциплины является изучение мира человека, его материальной, духовной жизни, деятельности и культуры на стыке гуманитарных и естественных наук. Межкультурная коммуникация-определение проблем актуальности теории и практики общения, междисциплинарное научное исследование, использующее термины всех наук. Определение значения понятий отраслевого языка науки, второго уровня языка, профессионального языка; В содержании дисциплины рассматриваются представления о межкультурной коммуникации, социально-культурные условия языковых отношений, взаимодействие, сближение языков в условиях двуязычия, полиязычия, двуязычия-полиязычия, языковые связи и межкультурные отношения, их эффективные, неэффективные стороны.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методология лингвистических исследований
Цель дисциплины-изучить основные философские, общечеловеческие и частные лингвистические методы изучения и описания языков и языковых единиц. Магистрант должен знать: общечеловеческие критерии и нормы познания и особенности их применения в языковых знаниях; теоретические основы философской и общечеловеческой методологии, ориентированной на языкознание; принципы и постулаты современной лингвистики; основные тенденции развития современной лингвистической науки методология, методика, метод, форма лингвистического исследования и их развитие; система современных общих и частных лингвистических методов изучения и описания единиц различных уровней языковой системы; методы анализа языковых единиц, используемых в рамках конкретного направления лингвистики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Современные методологии обучения в высшей школе
При изучении дисциплины магистранты обмениваются опытом по инновационным технологиям вузовского образования, совершенствуют полученные знания по ранее изученным дисциплинам "Педагогика", "Методика преподавания казахского языка", "Методика преподавания казахской литературы". В результате предмета "Современная методологии обучения в высшей школе" будущие педагоги развивают свои творческие, дидактические, профессиональные компетенции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Изучение казахской литературы зарубежом
Целью дисциплины является углубленное изучение истории казахской литературы, изучение основных направлений развития единой национальной литературы казахов в мире (Китай, Турция, Монгология, Россия, Иран и др.) В процессе глобализации, на принципах творческой гармонии, преемственности. Вопросы казахской диаспорской литературы рассматриваются с точки зрения творческой преемственности с отечественной литературой, рассматриваются черты видовой и содержательной зрелости, вклад казахских поэтов и писателей за рубежом в историю общенациональной литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Жанры современной литературы
Цель курса: формирование у магистрантов представления о теоретических основах литературы, ее специфических признаках, жанровой системе, подходах к ее изучению. Задачи курса: - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств; - осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Научные проблемы анализа художественного текста
Данный курс предназначен для повышения теоретических навыков магистрантов в области теории и поэтики художественного текста, филологического анализа литературного произведения, поэтики перевода. Цель и задачи курса: – развитие навыков анализа и интерпретации разножанровых текстов; - определение методики лингвистического анализа художественного разных жанров; – совершенствование переводческих навыков в определении формы и содержания литературного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Художественный текст и художественный мир
Цель курса: познакомить магистрантов с основными проблемами изучения художественного текста, особенностями его структурно-семантической организации. Задачи курса: рассмотрение принципов построения художественного текста; изучение основных средств и способов межфразовой связи в художественном тексте; рассмотрение межтекстовых (интертекстуальных) взаимодействий; постижение авторских интенций и восприятие целостного эстетического смысла текста.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Применять передовые и системные знания инновационного характера в лингвистике и литературе, в области исследования.
- Применять современные компьютерные технологии с целью получения информации по филологическим наукам.
- Формировать навыки организации и проведения лингвистических, литературоведческих исследований.
- Владеть навыками делопроизводства, корректирования и редактирования печатной продукции
- Использовать методы обучения, воспитания, оценивания в условиях обновленного содержания образования с применением информационных, инновационных и дистанционных технологий.
- Формировать профессионально-практические умения и навыки преподавания казахского языка и литературы в высших и средних учебных заведениях, владеть способностью к самореализации, раскрытию развивающих способностей учащихся и способностью к самостоятельному творческому освоению новых образовательных путей
- Интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для использования их в решении аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях.
- Четко и ясно излагать свои выводы и их обоснование специалистам и неспециалистам, обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде проекта, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.
- Совершенствовать научное познание в изучаемой области образования, владеть навыками стратегического управления коллективом, развивать лидерские способности.