Действующая образовательная программа

6B02312 Русский язык как иностранный в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, обладающих современными, предметными, межкультурно-коммуникативными, цифровыми, исследовательскими компетенциями, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность в области русского языка как иностранного и разрабатывать проекты в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде, и способных экспортировать образовательные услуги в соответствии с высокими академическими стандартами в конкурентной международной образовательной среде.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B037 Филология
  • Направление подготовки 6B023 Языки и литература

Дисциплины

  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексико-семантический курс русского языка

    Цель дисциплины – сформировать у студентов основы лексической системы русского языка, теории лексического значения, происхождении и исторических изменениях в лексике, лексикографии, методике анализа лексики. Курс направлен на повышение уровня владения студентами обширным словарным запасом, включающим идиоматические и разговорные выражения для реализации коммуникативных потребностей; усвоение коннотативных значений лексических единиц; активное использование синонимов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Морфологическая структура русского языка

    Цель дисциплины - сформировать у студентов основы теоретической и практической лингводидактической подготовки в образовательной сфере. Курс направлен на овладение студентами необходимым уровнем коммуникативной компетенции на основе формирования грамматических навыков (понимания, узнавания, выбора и употребления в речи грамматических структур), а также знания формы, значения и особенностей употребления синтактико-морфологических единиц русского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвострановедение

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о предмете лингвострановедения. Курс направлен на изучение терминологии, системы фоновых знаний о стране, включающих нормы речевого и неречевого поведения общественной и культурной жизни страны, особенностей речеупотребления, учитывая дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические коннотации высказываний.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Прагматика русского языка

    Цель дисциплины – сформировать способность к устной коммуникации, обосновывать трансформацию речевого акта из одного типа в другой, классифицировать программы речевого поведения в ситуациях общения, к эффективному социальному взаимодействию и сотрудничеству с различными организациями для решения определенных задач. Дисциплина направлена на способность проводить конверсационный анализ, составлять интеллект-карты, выстраивать стратегию общения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Лингвистика и прагматика текста

    Цель дисциплины – сформировать представление о тексте как объекте лингвостилистического исследования; познакомить с типологией текстов, их компонентов, понятий и категорий. Курс направлен на развитие навыков теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов, личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями по данному направлению подготовки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Синтаксическая организация русского предложения

    Цель дисциплины – сформировать способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области синтаксической науки. Учебный курс формирует теоретико-методологическую базу изучения основных единиц синтаксиса для анализа и оценки с точки зрения нормативности их употребления. Синтаксис призван научить студентов анализировать любой русский текст, определяя его грамматическую устроенность – от синтаксемы до текста.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Академическое чтение и письмо

    Цель дисциплины – сформировать способность адекватно интерпретировать и структурировать научные тексты, проводить филологический анализ, детально и критически осмысливать информацию в тексте; извлекать новую информацию при просмотрово-поисковом чтении. Курс направлен на изучение особенностей академического письма, общих требований к научной работе, видов академических текстов, стилей изложения, практических рекомендаций к написанию научного текста.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Функционально-коммуникативная парадигма лингвистики

    Цель дисциплины – сформировать способность применять полученные знания в области функционально-коммуникативной грамматики русского языка. Курс направлен на изучение сущности функционального подхода к языковым явлениям, основных направлений современной функциональной русистики, роли функционально-коммуникативного аспекта в лингводидактическом описании грамматики русского языка, взаимодействия в грамматике РКИ структурно-семантического и функционально-коммуникативного подходов к описанию языка.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Технологии подготовки и ведения экскурсий

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о методике проведения экскурсии как одного из туристских продуктов. Курс направлен на изучение профессиональной терминологии, этапов подготовки экскурсии, инновационных технологий при создании экскурсионного продукта с учетом потребительского спроса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Теория межкультурной коммуникации

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об основных понятиях теории межкультурной коммуникации, а также терминов и категориально-понятийного аппарата. Курс направлен на изучение различных уровней межкультурной коммуникации, вопросов глобализации, роста значения понимания других культур, необходимого для интеграции релятивистского и диалогического подходов в изучении межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Европейский языковой портфель: параметризация уровней владения русским языком

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность применять методы и приемы подготовки к сертификационному экзамену по РКИ. Курс предусматривает освоение методик совершенствования лингвистических знаний, умений, навыков в соответствии с уровнями владения иностранным языком по шкале Совета Европы. Подготовка ведется через анализ и развитие навыков необходимых для успешного прохождения всех этапов экзамена.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • История и культура страны изучаемого языка

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о важнейших принципах, законах, категориях страноведения, его основных проблемах и ценностях; усвоения ими страноведческой терминологии и понятийного аппарата, формирование у студентов страноведческой и межкультурной компетенции, включающей систему знаний по истории, географии, государственного устройства, культуры, быта, традиций страны изучаемого языка, правил коммуникативного поведения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Теория и практика усвоения русского языка как иностранного

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность применять современные техники и приемы РКИ. Курс направлен на изучение теоретических основ видов речевой деятельности, технологий взаимосвязанного использования видов речевой деятельности, правил речевого общения, понятий кооперативного и конфликтного общения, приемов установления контактов, планирования процесса общения и реализации плана, а также коммуникативных стратегий и тактик.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • Техники и методики уровневой сертификации владения русским языком

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность применять техники и методики уровневой сертификации владения русским языком. Курс направлен на изучение требований, предъявляемых к сертификационным уровням ТРКИ; овладение навыками составления тестовых заданий по РКИ в соответствии с системой государственных стандартов для элементарного, базового, сертификационных уровней (В1-С2), согласованные с уровнями Общеевропейских языковых стандартов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 9
  • Учебная экскурсия: формирование лингвокультурологической компетенции

    Цель дисциплины – изучить особенности формирования лингвокультурологической компетенции в процессе овладения русским языком. Курс направлен на раскрытие термина «лингвокультурологическая компетенция» и определение характера лингвокультурологической составляющей, формирующейся в процессе работы с текстами культуроведческого содержания; определение роли культуры в образовании языковых концептов; понимание культурных смыслов говорящим и слушающим и их влияние на речевые стратегии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы лингвокультурологии

    Цель дисциплины – сформировать у обучающихся антропоцентрически ориентированного представления о языке как основной части культуры, как способе передачи социокультурной информации и формирования национальных картин мира; ознакомить с основными направлениями лингвокультурологии как междисциплинарной науки, выявление их актуальности для самостоятельных научных и методических изысканий обучающихся; рассмотреть основные модели репрезентации культуры в языке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Дискурс презентации исторических и культурных объектов

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность применять модели речевой коммуникации и речевые образцы для презентации памятников истории и культуры. Курс способствует расширению лексического запаса, страноведческого кругозора, развивает эрудицию и творческие способности, учит проводить параллели различных явлений в родном и русском языках, повышая мотивацию к изучению языка и культуры страны.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Невербальная коммуникация

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об основных понятиях теории невербальной коммуникации, ее типах и видах. Курс направлен на изучение этнической специфики невербальной коммуникации, правильной интерпретации невербальных проявлений коммуникативного поведения представителей различных культур, а также на овладение навыками системного анализа различных проявлений невербальной коммуникации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Вербальная коммуникация

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об основных понятиях и категориях теории коммуникации, вербальных средствах и видах коммуникации, приемах делового вербального общения. Курс направлен на формирование способности правильно интерпретировать вербальное общение в русской культуре, проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации в межкультурной среде, преодолевать барьеры вербальной коммуникации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы теории и практики перевода

    Цель дисциплины - формирование основ теории перевода и теории речевой деятельности. Курс направлен на изучение классификации переводов, понятия межъязыковой и межкультурной коммуникации, адекватности и эквивалентности перевода, сходства и расхождения в лексических и грамматических категориях и системах двух языков, жанрово-стилистических разновидностей текстов двух языков, характера переводческих проблем и методов их решения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Фразеологизмы русского языка и культура речи

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность описывать и объяснять значение ФЕ русского языка для расширения лингвокультурологического кругозора. Курс направлен на изучение классификации ФЕ, использования фразеологических выражений в различных ситуациях; знание, адекватное понимание и правильное употребление устойчивых сочетаний для обеспечения наиболее высокого уровня коммуникативной компетенции студентов в различных сферах общения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Cоциальная адаптация в профессиональной сфере

    Цель дисциплины – сформировать у студентов базовые навыки успешной социализации в профессиональной среде в условиях поликультурной среды. Курс направлен на изучение способов эффективного взаимодействия в новом коллективе, организации оптимального общения, развития рефлексии и обратной связи в профессиональной деятельности, использования форм и методов преодоления индивидом этнокультурной замкнутости.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Искусственный интеллект в овладении русским языком

    Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о мультимедийном образовании как об одном из методов эффективного овладения РКИ. Курс направлен на изучение искусственного интеллекта, тренд-технологий для создания образовательной среды с применением медиаресурсов, мультимедиа программ, приложений (электронных учебников и словарей, грамматических и лексических тренажеров, тестеров, справочников, подкастов, облачных технологий и др.) при овладении РКИ.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Социальная адаптация в бытовой и культурной сферах

    Цель дисциплины – сформировать у студентов базовые навыки для успешной социально-культурной, социально-психологической, бытовой адаптации. Курс направлен на изучение основных норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности, развивающих программ, способствующих формированию полилингвальной, поликультурной личности и, создающих возможности для эффективного развития и формирования социального поведения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Язык художественных произведений как средство презентации культуры народа

    Цель дисциплины – сформировать у студентов основы теории изучения художественного текста как способе представления когнитивной культуры народа, а также сформировать понятие о тексте как объекте лингвистического анализа. Курс направлен на изучение структурной и коммуникативной организации художественного текста, его речевой структуры и роли доминирующих текстовых средств в создании художественного произведения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Языковые тренинги: интерактивные техники овладения языком

    Цель дисциплины –сформировать у студентов способность к интенсификации и оптимизации процесса формирования иноязычной профессиональной компетенции посредством использования интерактивных техник с целью активизации речевой деятельности. Курс направлен на изучение основ видов речевой деятельности и реализацию комплекса языковых тренингов, ориентированных на практику подготовленной и спонтанной речи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Текстовый практикум

    Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о характеристиках текста и лингвистических механизмах их выявления. Курс направлен на изучение основных способах образования текстов, анализа текстов разных первичных жанров, порождения текстов вторичных жанров, обработки и систематизации текстовых данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Анализировать основные закономерности функционирования языка в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации.
  • Интерпретировать динамику развития языка, систему методологических принципов и приемов филологического исследования.
  • Владеть необходимой лингвистической, лингводидактической, страноведческой базой сведений в области русского языка как иностранного в условиях наличия и отсутствия соответствующей языковой среды; понятийным аппаратом теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач.
  • Проводить сопоставительный анализ языкового материала, наиболее трудных случаев русской грамматики и произношения как в вводно-фонетическом, так и корректировочном курсах.
  • Демонстрировать теоретические знания в области семиотики, лексической семантики и культурологии; понимание специфики русской ментальности на базе осознанного восприятия русской национально-культурной и языковой картины мира; определенные навыки комментирования при семантизации текстов с национально-культурными компонентами; специфику межкультурной коммуникации.
  • Обладать навыками интерпретации оригинальных теорий и моделей усвоения языка и дифференциации теории модульного овладения вторым языком, теории алгоритимизированного синтаксиса, интегративной модели усвоения неродного языка, а также предикатоцентрической теории второго языка.
  • Применять современные методы оценки качества знаний по русскому языку как иностранному (использование тестов и тестовых технологий) и др.
  • Оперировать коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации; в создании, редактировании, реферировании, систематизации и трансформации всех типов текстов; в составлении текстов экскурсий, рассчитанных на различные группы посетителей и различную продолжительность времени.
  • Оценивать языковой материал с точки зрения его потенциальной конфликтности, культурных различий, предотвращения конфликтных ситуаций, в которых возможны столкновения по этническим вопросам.
  • Свободно ориентироваться в современных тенденциях цифровой образовательной среды, в интерактивных образовательных электронных ресурсах, практике дистанционного тестирования; использовании интерактивных, игровых, дистанционных, мультимедийных и иных образовательных технологий.
  • Осуществлять межъязыковой устный перевод в бытовой, туристической и общеделовой сферах для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения.
  • Выражать сформированную мировоззренческую, социально-этическую позицию на основе современной значимости трудов аль-Фараби и Абая, антикоррупционное правосознание и поведение, предпринимательские навыки и навыки финансовой грамотности в различных сферах жизнедеятельности, экологическое сознание и культуру безопасности жизнедеятельности, знание цифровых технологий, личностную и профессиональную конкурентоспособность, критическое мышление, творческую инициативу, умение работы в команде.
Top