Действующая образовательная программа

7M03116 Детская психология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных магистров психологов, способных реализовать научно-педагогическую, научно-исследовательскую и психологическую деятельность с детьми, подростками и их окружением, включая диагностику, консультирование, психокоррекцию, психотерапию, сопровождение и психопрофилактику в области детско-подростковой психологии.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M066 Психология
  • Направление подготовки 7M031 Социальные науки

Дисциплины

  • Психология управления

    Цель курса: сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения аспектов области управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные исследования психологии управления, личности в управленческих взаимодействиях, управления поведением личности, расширенных представлений об отношении к ценностям, психология управления групповыми явлениями.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Организация и планирование научных исследований

    Цель: формирование компетенций по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований. Курс направлен на освоение методологии и методики научных исследований, поиск, накопление и обработку научной информации, а также формирование умений проводить, обрабатывать и оформлять результаты экспериментальных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История, состояние и тенденции развития современной психологии

    Цель: формирование компетенций для освоения теоретических и практических основ развития психологической мысли. Раскрываются качественные изменения в развитии психологических идей, история возникновения того или иного психологического понятия, общие и отличительные черты в развитии психологии в разные эпохи, различные научные концепции и теории, достижения прошлого и современной психологической мысли.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теоретико-методологические основы психологии

    Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, понимать исследовательские проблемы, разрешить методологические дилеммы в современной психологии. Дисциплина позволяет познать категориальный строй, объяснительные принципы и подходы, ключевые проблемы и специфику самого психологического познания; учит применять универсальные критерии для оценки качества психологической теории.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: сформировать навыки языковой, коммуникативной квалификации для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии со стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в области межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных технологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Компьютерное моделирование социального поведения

    Цель: сформировать способности понимать, применять компьютерное моделирование при анализе социального поведения, важные аспекты моделей в психологии; четкое понимание компьютерного моделирования социального поведения. Раскрываются компьютерные модели, обеспечивающие точный формализм социальных процессов; особенности моделирования социального поведения, прогнозирование поведения системы, виртуальные комбинации внутренних и внешних параметров поведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные методы статистики в психологии

    Цель: способствовать формированию компетентности анализа результатов исследования статистическими методами и владения разнообразием методического арсенала статистической науки. Изучаются: основные этапы и направления развития статистики как науки; правила, методы и приемы статистического анализа информации, валидные способы количественной и качественной обработки данных, особенности автоматического применения стандартных формул.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организационно-этические аспекты психологической деятельности

    Цель дисциплины: формирование системного понимания этических и организационных аспектов работы психолога и психологической службы. В курсе рассмотрены этические дилеммы и способы их разрешения, оценка рисков и управления ими в области отношений «психолог-клиент», работа с особыми группами, взаимоотношения психолога с коллегами и работодателями. Изучаются супервизия, управленческие и другие организационные вопросы профессиональной деятельности психолога.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Диагностика и оценка психического развития детей и подростков

    Цель: подготовка к диагностическому направлению работы детского психолога, формирование диагностических и оценочных компетенций. Рассматриваются диагностические аспекты особенностей онтогенеза человеческой психики; методологические подходы и шкалы оценки психического развития в целом и отдельных психических функций в норме и патологии; принципы организации психодиагностического обследования и формулирования психодиагностического заключения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель курса: сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мега-тенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель курса: формирование представления о современной философии науки как системы научного особого типа знаний, включающего основные мировоззренческие и методологические пробле-мы в их естественно-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основа-ния науки, функции науки, исключения и становления науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в задней части Возрождения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Психологическое консультирование и психотерапия семьи и ребенка

    Цель: профессиональная подготовка к консультативной и психотерапевтической деятельности. В курсе систематизированы основные принципы и подходы к консультированию и психотерапии семьи и ребенка, методы и техники консультативной и психотерапевтической деятельности; основные феномены и проблемы рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития личности и семьи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Исследование и развитие одаренности и гениальности

    Цель: формирование профессиональных компетенций в области изучения и развития одаренности и гениальности. Курс представляет базовые ориентиры в понимании гениальности, таланта, одаренности и посредственности. Раскрываются современные представления о природе, механизмах, структуре, критериях одаренности и гениальности детей; концепции, модели и технологии развития этих феноменов, содержание системы психологического сопровождения одаренности и гениальности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Исследовательские методы и эксперимент в психологии

    Цель: сформировать способность понимать роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования. Раскрываются методологические основания психологического исследования, классификация и характеристика эмпирических методов, процедура и организация психологического эксперимента

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психотренинг и игровые технологии

    Цель: формирование профессиональных компетенций осуществления психологического вмешательства и психологической помощи с использованием психотренинга и игровых технологий. Изучаются содержание основных психотехнологий, приемлемых для работы с детьми и подростками, базовые процедуры психотренинга, основные подходы не директивной игровой терапии и игровых технологий массового применения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психологическая экспертиза

    Цель: профессиональная подготовка к экспертной деятельности практического психолога и формирование инструментальных компетенций для участия в экспертном процессе в различных системах (судебно-психиатрической, административно-правовой, военной, социальной, политической и т.д.). Курс направлен на изучение теоретико-методологических основ, основных видов и методов экспертной деятельности; правовой стороны деятельности и юридической ответственности психолога.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Когнитивно-бихевиоральные методы в работе с детьми и подростками

    Цель: формирование базовых знаний теоретических основ когнитивно-бихевиорального подхода и навыков применения методов когнитивно-поведенческой психотерапии. Изучаются истоки, история возникновения, основные положения и понятия, технологические аспекты когнитивно-бихевиорального подхода, специфика поведенческих и когнитивных методов и техник для детей и подростков при работе с тревожными, депрессивными, поведенческими расстройствами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психология и психотерапия детско-родительских отношений

    Цель: повышение профессиональной компетентности в прикладном направлении психологии детско-родительских взаимоотношений. Изучаются специфика семей, имеющих детей; психические закономерности в сфере взаимодействия родителей и детей; детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка; взаимоотношения в семье через призму теории привязанности; особенности психологической работы и психотерапии детско-родительских отношений, психотерапия в случаях помощи членам семьи при разводе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Практикум по детской клинической психологии

    Цель: содействие овладению методами углубленной диагностики в работе детского клинического психолога, приемами организации детской психотерапии и психокоррекции при различных отклонениях в психическом развитии. Изучаются технологии психологического и нейропсихологического обследования, методы исследования познавательной сферы у детей с нарушениями психического развития, процедуры психотерапии и психокоррекции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Телесно-ориентированные практики в работе с детьми и подростками

    Цель: формирование базовых знаний о теоретических телесно-ориентированной психотерапии и методах практической работы психолога в рамках данного направления с детьми и подростками. Курс ориентирует на практическое освоение техник телесно-ориентированной психотерапии и процедуры создания и использования ресурсных трансовых состояний.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психология аномального развития детей и подростков

    Цель: формирование у магистрантов системных, целостных и устойчивых представлений о проблемах и специфике аномального психического развития детей и подростков. Курс даёт современное представление о природе, причинах и механизмах возникновения и развития отклоняющего развития; ориентирует на изучение и возможную психокоррекцию феноменов нарушенного развития, механизмов их формирования и общих закономерностей дизонтогенеза.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Арт-терапевтические технологии

    Цель: формирование у профессиональных компетенций применения основных арт-терапевтических технологий и методов для решения коррекционно-развивающих, психотерапевтических и профилактических задач деятельности психолога. Изучаются методология, методы, история и современное состояние, направления арт-терапии и специфика использования арт-терапевтических технологий и техник в разные возрастные периоды развития индивида с учётом проблем и запросов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Иметь системное видение исторических аспектов и концептуальных основ теоретико-методологических, прикладных, отраслевых подходов общественно-гуманитарных наук и основ экспериментальной работы в зарубежной и казахстанской психологии.
  • Оперировать понятиями детской нейропсихологии и психосоматики в области особенностей развития высших психических функций, сенсорных и гностических нарушений, психосоматических расстройств детского и подросткового возраста.
  • Владеть системой научных категорий и понятий, определяющих аномальность, одаренность, талант, гениальность; природу и структуру данных феноменов, особенностей их возрастного становления, принципов и методов выявления; их психологическую коррекцию и поддержку.
  • Применять методы, процедуры, методики и техники психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и психотерепевтической деятельности в семейной и индивидуальной практике (в том числе в области детско-родительских отношений).
  • Составлять психодиагностические, медико-психологические, экспертные заключения и рекомендации по использованию диагностических данных в психологической деятельности с детьми и подростками.
  • Осуществлять психологическую помощь, сопровождение, психокоррекцию и психотерапию на основе применения психотренинга, игровых, арт-терапевтических, телесно-ориентированных и других психотехнологий.
  • Разрабатывать и реализовывать адекватные проблемам формы, методы и программы диагностических, коррекционных, психотерапевтических, тренинговых и профилактических мероприятий на основе методологии моделирования для решения теоретических и прикладных социально-психологических проблем детства и подросткового возраста.
  • Создавать дизайн и программу психологического исследования и эксперимента с использованием современных исследовательских методов, аппаратуры, оборудования, информационных технологий, статистических методов обработки психологических данных, теоретических моделей прогнозирования свойств исследуемых объектов.
  • Использовать опыт, извлечённый из иноязычной информации, инновационные методы, технологии обучения и развития, контроля и оценки достижений; нетрадиционные формы проведения занятий (в том числе в игровой и тренинговой форме) для успешной организации образования и формирования личности обучающегося.
  • Владеть методами организации и управления профессиональной деятельностью и работой различных коллективов на основе этических принципов, супервизии; способами принятия управленческих решений, в том числе в нестандартных ситуациях.
Top