Действующая образовательная программа

7M07202 Геология и разведка месторождений полезных ископаемых в КарТУ

Дисциплины

  • Моделирование месторождений полезных ископаемых

    Основная направленность дисциплины - изучение методов компьютерного моделирования и получения навыков компьютерной подготовки для принятия решений при проектировании, планировании, прогнозировании, организации и менеджменте ведения работ на геологических предприятиях. Курс содержит разделы: основы моделирования, математическое моделирование, типы, принципы и методы геологоматематического моделирования, компьютерные системы моделирования, основы автоматизированной геометризации недр, компьютерное моделирование в геологии полезных ископаемых Изучение дисциплины направлено на знание методических основ различных методов моделирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Предметное содержание дисциплины представлено в виде когнитивно-лингвокультурологических комплексов, состоящих из коммуникативных сфер, речевых тем и типовых ситуаций профессионально-научного общения. Изучение курса ориентировано на формирование межкультурно-коммуникативной компетенции в процессе иноязычного профессионально-отраслевого образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Объемное моделирование и прогнозная оценка месторождений полезных ископаемых

    Основная направленность дисциплины – формирование представления о составе полезных компонентов на месторождениях, их коллекторских свойствах. Курс содержит разделы: моделирование рудных полей и месторождений, геолого-структурные модели, структурно-вещественные металлогенические модели, статистические модели, физико-геологические модели формирования рудных полей и месторождений, геолого-генетические модели и их использование, геолого-генетические модели рудных формаций, модели формирования геохимических полей и ореолов, изотопно-геохимические модели рудных месторождений, физико-химические модели рудообразующих систем. Изучение дисциплины направлено на умение объяснят геологические условия формирования месторождений полезных ископаемых, формирование различных методов исследования гидродинамических процессов, разные модели глобальной структуры течений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Спецкурс минералогии

    Основная направленность дисциплины- на реальных минералогических образцах показать различные способы образования индивидов минералов, особенности их роста и изменения. Курс представлен разделами: время образования минеральных индивидов, анатомия минеральных индивидов как источник генетической информации, эволюция состава и формы минеральных индивидов в процессе роста. скорость роста, захват и отталкивание посторонних частиц растущим кристаллом, образование и рост агрегатов, деформации и изменения индивидов. Изучение дисциплины направлено на умение свободно пользоваться средствами наблюдения природных объектов, находить генетические признаки образования минералов, уметь аргументированно интерпретировать самостоятельно полученный фактический материал.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Наноминералогия

    Основная направленность дисциплины- изучение перспективных направлений современной минералогии, особых свойств ультрадисперсных минеральных выделений и минералов со структурой кластеров. Курс представлен разделами: размерное ранжирование объектов минералогии, ультрадисперсное состояние минерального вещества, микро- и наноуровни, история минералогической интервенции в микро- и наномир, микро- и наноминералогические объекты, их свойства, конституционная специфика наноструктур и наноиндивидов, минеральные наноматериалы, нанофазная кристаллизация, процессы роста и растворения кристаллов на наноуровне, минеральные микро- и нанофазы в проблеме минералогической систематики и номенклатуры, микро- и наноминеральные ассоциации и парагенезисы, нановключения в минералах, прикладная наноминералогия, нанотехнологии в минералогии. Изучение курса ориентировано на формирование умений построит прогнозов поиска и добычи полезных ископаемых с учетом наноминералогических исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Дисциплина изучает современные тенденции гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, новые технологии обучения и воспитания, ориентирует на индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности. Курс представлен разделами: современная парадигма высшего образования, методология педагогической науки, теория обучения в Высшей школе. Изучение курса ориентировано на формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя Высшей школы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Экономика минерально-сырьевой отрасли

    Дисциплина формирует навыки анализа в области экономики минерально-сырьевой отрасли. Курс представлен разделами: действия экономических законов в условиях рыночной экономики; резервов для обеспечения отраслей производства в минеральном сырье; категории запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых; критерии экономической оценки месторождений ТПИ. Изучение дисциплины направлено на углубление навыков анализа и систематизации при проведении геолого-экономических расчетов запасов минерального сырья.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Корреляционный и регрессионный анализ в геологии

    Основная направленность дисциплины - приобретение теоретических знаний по основным математическим методам, применяемым при обработке геолого-геохимических и других данных, получаемых на разных стадиях геологических исследований. Курс содержит разделы: регрессионный анализ. Анализ временных рядов. Корреляционный и регрессионный анализ в решении геологических задач: выявление причинно-следственных связей, оценка трудно-определяемых параметров, выявление геохимической и генетической близости объектов и др. Множественная регрессия. Анализ остатков. Дисциплина формирует у магистрантов владение корреляционными и регрессионными методами анализа цифровой информации и навыками геологической интерпретации получаемых с их помощью результатов

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История и философия науки

    Курс «История и философия науки» формирует у магистрантов культуру научного мышления, развивает аналитические способности и навыки исследовательской деятельности, дает теоретические и практические знания,необходимые будущему ученому. Данный курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки; закономерностях развития науки и структуре научного знания. Анализировать философские аспекты искусственного интеллекта как направление философии науки. Осознавать возможности использование основных принципов теории искусственного интеллекта в различных областях, таких как медицина, финансы, транспорт, производство, образование и т.д. Анализировать риски искусственного интеллекта, такие как этические вопросы, безопасность данных и ограниченность возможностей машин. Осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Статистический и вероятностный анализ в геологии

    Основная направленность дисциплины-формирование знаний и навыков, связанных с применением современных методов математической статистики; с приемами и способами организации выборочных наблюдений; с методами анализа и обработки геологических и геофизических данных. Курс содержит разделы: элементарная теория вероятностей. Условная вероятность и независимость событий. Случайные величины и функции распределения. Характеристики случайных величин. Векторные случайные величины. Сходимость случайных величин. Предельные теоремы. Дисциплина формирует у магистрантов гибко применять методы теории вероятностей для построения адекватных математических моделей реальных данных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Экономика минеральных ресурсов

    Основная направленность дисциплины - приобретение знаний в области исследований экономических закономерностей функционирования и совершенствования минерально-сырьевой базы современной экономики. Курс содержит разделы: минеральное сырье и общественное производство, источники минерального сырья, промышленная классификация минерального сырья, его запасов и ресурсов, спрос, предложение и цены на минеральное сырье, долговременные тенденции и цикличность их изменений, топливно-энергетическое сырье: нефть, природный горючий газ, уголь, уран, руды металлов, индустриально-техническое сырье, горно-химическое минеральное сырье. Изучение дисциплины направлено на формирование цели исследований в области экономики минерального сырья и выбирать пути их достижения, использовать сведения по экономике минерального сырья для геолого-экономической экспертизы проектов разработки месторождений полезных ископаемых, интерпретировать и использовать для разработки рекомендаций сведения по экономике конкретных видов минерального сырья.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания технических дисциплин

    Дисциплина является основой методической подготовки преподавателя высшей школы. Курс направлен на разработку учебно-методической документации на основе нормативно-правовой базы организации образовательного процесса высшей школы и диагностичных целей обучения, ориентированных на результат; отбор наиболее рациональных форм и дидактических методов. Изучение курса ориентировано на формирование навыков проведения занятий по базовым, профилирующим и техническим дисциплинам с использованием современных технологий обучения. Понимать сущность и значимость искусственного интеллекта в системе дидактики высшей школы и ее части методики преподавания технических дисциплин. Обеспечивать повышение эффективности работы преподавателя высшей школы и обучающихся с использованием возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе. Применять функции разработки виртуальных сред обучения, нейросетей, на основе соответствующих чатов и платформ: разработка интерактивных учебных материалов; составление плана проведения учебного занятия; разработка тестовых заданий по конкретной теме учебного занятия (Ask Chad GPT, Learning Studio AI); разработка и редактирование презентаций (Gamma App); генерация изображений для использования в презентациях учебного занятия (Fusion Brain) и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахский (русский) язык (профессиональный)

    Дисциплина «Казахский (русский) язык (профессиональный)» входит в университетский компонент цикла основных дисциплин. Изучение курса направлено на формирование способности к общению в конкретных профессиональных и деловых сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Выполняет задания, способствующие преодолению психологических барьеров при изучении языка, путем пересмотра, интерпретации, повествования. Анализируя учебные материалы, сравнивает учебные материалы, полученные из ИКТ, интернет-ресурсов. Осуществляет различные коммуникации в профессиональной деятельности. Дисциплина «Казахский (русский) язык (профессиональный)» изучается на русском языке с целью развития необходимых профессиональных компетенций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Геологическое обеспечение недропользования

    Дисциплина формирует навыки и умения для квалифицированного геологического обеспечения и сопровождения процесса недропользования (всех видов операций по недропользованию: геологическое изучение недр, разведка, добыча, использование пространства недр и старательство). Курс представлен разделами: государственный фонд недр; геологическая информация о недрах, их роль и значение в сфере недропользования; разведка и добыча углеводородов; добыча урана; разведка и добыча твердых полезных ископаемых; переход Республики Казахстан на международную систему публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсов и запасов минерального сырья (KAZRC). Изучение дисциплины направленно на расширение навыков и умений в области недропользования по всем видам полезных ископаемых.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Дисциплина ориентирована на формирование системных представлений и понимания психологической сущности управленческой деятельности; овладение основными социально-психологическими методами управления; развитие мотивации личностного роста. В курсе рассматриваются методологические основы психологии управления, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, основы психологии руководителя. Изучение курса ориентировано на повышение культуры управленческой деятельности Мотивировать обучающихся использовать искусственный интеллект в повседневной и профессиональной деятельности, помочь преодолеть существующие страхи и развеять мифы, связанные с применением ИИ. Осуществлять персонализацию обучения; прогнозировать результаты обучения; автоматизировать рутинные задачи преподавателя; администрировать процесс обучения; планировать ресурсы; использовать возможности ИИ в разработке, анализе и обработке результатов опросов, анкетировании и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Космогеология и ДЗЗ

    Основная направленность дисциплины - изучение геологического строения Земли с использованием снимков с космических аппаратов в результате спектрального диапазона. Курс содержит разделы: основные структуры определяющие строения на поверхности Земли (кольцевые, линейные, структуры, разломы, зоны с мощным осадконакоплением), методы обработки и частотное разделение сигналов. Дисциплина формирует у магистрантов знаний в области космогеологии, дает возможность выделить основные структуры определяющие строения на поверхности Земли.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Геотектоника с основами геодинамики

    Основная направленность дисциплины - приобретение магистрантами знаний по согласованной системы знаний, заимствованных практически из всех областей геологических наук и объединение их в единую непротиворечивую геотектоническую концепцию на основе строгих физических и химических законов, базой такой концепции в настоящее время является учение о литосферных плитах. Курс содержит разделы: стуктурные элементы подвижных поясов. Стадии развития геосинклинальных систем. Платформы и их внутреннее строение. Тектоническое строение территории РК. Каледоские складчатые сооружения. Дисциплина формирует у магистрантов способность использовать знания в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии для решения научно-исследовательских задач (в соответствии с направленностью (профилем) подготовки)

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Оценка запасов горючих полезных ископаемых (Уголь, нефть, газ)

    Основная направленность дисциплины – приобретение знаний, базирующихся на результатах обработки и обобщения данных геологоразведочных, геофизических, опытных и промышленных эксплуатационных работ, направленных на выявление условий залегания нефти или газа в продуктивном пласте и на определение размеров, степени изученности и величины запасов нефти, газа и других попутных компонентов; знаний в области твердых горючих ископаемых в едином сообществе каустобиолитов. Курс содержит разделы: документы, регламентирующие подсчет запасов и оценку ресурсов УВ сырья, категории и объекты подсчета запасов и оценки ресурсов УВ, методы подсчета запасов и оценки ресурсов, способы получения подсчетных параметров, подсчет запасов и оценка ресурсов на нефтегазоносных объектах, находящихся на разных стадиях ГРР, методы получения промысловой геолого-геофизической информации; создавать геологические статические и динамические модели залежей углеводородов. Дисциплина формирует у магистрантов приобретение знаний в области прикладного значения геологии твердых горючих ископаемых для решения различных геологических и производственных задач; практических навыков по определению прогнозных и поисковых критериев по основным видам минерального сырья Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Методы изучения физических и технологических свойств пород и руд

    Основная направленность дисциплины - формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области изучения физических и технологических свойств горных пород и руд, необходимых для оценки пригодности минерального сырья к переработке, а также для планирования и ведения геологоразведочных и горнопромышленных работ. Курс содержит разделы: введение в физические и технологические свойства горных пород и руд, методы определения плотности, пористости, влажности, прочности, твердости и других физических характеристик, технологические свойства руд: измельчаемость, обогатимость, абразивность и др., лабораторные методы и приборы для исследования свойств руд, интерпретация полученных данных и их использование в геологии, применение методов в практике геологоразведки, добычи и переработки минерального сырья, классификация и стандартизация методов исследования (в том числе международные стандарты) Дисциплина формирует у магистрантов знаний о физических свойствах горных пород, их геологической значимости и методах исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Геология и геохимия месторождений нефти и газа

    Основная направленность дисциплины – получение знаний о генерации, аккумуляции углеводородных флюидов и образование твердых битумов нефтяного ряда, консервации залежей, а также условиях залегания этих полезных ископаемых в недрах Земли, что необходимо для целенаправленного их изучения, поиска, разведки и промышленного освоения. Курс содержит разделы: понятие - экономическое значение нефти и газа, историко-экономический обзор развития нефтяной и газовой промышленности, роль нефти и газа в народном хозяйстве, современное состояние нефтяной и газовой промышленности мира, географическое размещение основных нефтегазодобывающих регионов, достижения отечественной и зарубежной нефтегазовой геологии, геохимии, перспективы ее развития, природные горючие ископаемые (каустобиолиты), понятие о каустобиолитах и их генетическая классификация, каустобиолиты угольного и нефтяного рядов, геохимия нефти, состав нефти (элементный, групповой, фракционный) физико-химические свойства нефтей, их классификация, гетеро-элементы в нефтях, структуры, унаследованные от органического вещества, геохимическая эволюция нефтей, изменение их свойств под влиянием различных геолого-геохимических факторов, геохимия газа, состав газов и их основные физико-химические свойства, классификация и основные типы природных газов, кристаллогидраты газов, конденсаты. Дисциплина формирует у магистрантов умений применять полученные знания и навыки при изучении коллекторов нефти и газа, поиске и разведке нефтяных и газовых месторождений, а так же подсчете запасов углеводородов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Геология и геохимия твердых полезных ископаемых

    Основная направленность дисциплины – получение знаний о закономерностях распределения химических элементов в земной коре для оперирования информацией по геохимии, магматизму и размещению оруденения типоморфных месторождений чтобы определять перспективы региона. Курс содержит разделы: методы изучения полезных ископаемых, генетическая классификация месторождений, связь месторождений с основными структурными элементами земной коры, геологические и физико-химические факторы условий образования и размещения месторождений, изучение геохимии изотопов, изучение распределения элементов в магматических породах, изучение распределения элементов в осадочных и метаморфических породах, обработка больших объемов данных (Big Data) для геологического анализа, построение карт на основе данных, полученных с помощью, ИИ и ГИС, создания и обучения простых моделей машинного обучения для задач классификации и прогнозирования в геологии. Дисциплина формирует у магистрантов понимании научных основ геологии и геохимии твердых полезных ископаемых, включая роль ИИ в этой области.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Месторождения полезных ископаемых Казахстана

    Основная направленность дисциплины – изучение современного состояния минерально-сырьевой базы Казахстана, приобретение магистрантами знаний по вопросам минеральных ресурсов (комитете по запасам ГКЗ, CRISCO, РК ООН и др), обеспеченность разведанными запасами минерального сырья; задачи, принципы, технические средства, системы разведки Курс представлен разделами: общие сведения о месторождениях полезных ископаемых, минерально-сырьевая база Казахстана: общие положения, проблемы минерально-сырьевой базы Казахстана, месторождения топливно-энергетического сырья (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, уран), месторождения меди, полиметаллические месторождения и месторождения Al, Ni, Co, металлогеническое районирование Казахстана. Дисциплина формирует у магистрантов навыков по увязке геологических разрезов по месторождениям.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Управление научно-инновационной деятельностью

    Основная направленность дисциплины - формирование у магистрантов навыков по управлению научно-инновационной деятельностью, включая ее планирование, реализацию и мониторинг по направлению подготовки. Курс представлен разделами: планирование научно-инновационной деятельности, технико-экономическое обоснование и коммерциализация проектов, мониторинг этапов научно-инновационной деятельности, формирование проектного решения научно-инновационной задачи, подготовка и публикация результатов научно-инновационной деятельности, представление результатов научно-инновационной деятельности к публичной защите. Изучение дисциплины направлено на умение планировать научно-инновационную деятельность, изучить коммерциализацию проектов, провести мониторинг этапов научно-инновационной деятельности, формировать проектное решение научно-инновационной задачи, подготовить и опубликовать результаты научно-инновационной деятельности, представлять результаты научно-инновационной деятельности к публичной защите.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Организовывать проведение геологоразведочных работ по изучению петрофизических характеристик и вещественного состава минерального сырья и вмещающих пород
  • Осуществлять образовательную деятельность в профессиональных учебных заведениях на основе психолого-педагогических принципов для геологических предприятий
  • Применять основные положения законодательства РК при планировании, анализе и ведении профессиональной деятельности на геологических предприятиях
  • Проводить научно-исследовательскую работу с опорой на философско-методологическую базу
  • Владеть когнитивными лингвокультурологическими комплексами для решения профессиональных задач
  • Осуществлять научно-исследовательскую работу в рамках профессиональной геологической деятельности
  • Совершенствовать методические и технологические процессы по обработке результатов изучения минерального сырья в естественных условиях с использованием технологий искусственного интеллекта для повышения точности анализа и эффективности обработки данных
  • Разрабатывать геологические модели на основе геолого-геофизического изученности рудных зон, продуктивных горизонтов и вмещающих пород.
  • Составлять документацию проекта на проведение геологоразведочных работ, рассчитывать его экономическую стоимость, внедрять проектные решения и результаты в производство
Top