6B02210 Археология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовить специалистов понимающих фундаментальные основы археологической науки, обладающих знаниями об археологических культурах, земледельческих и кочевых цивилизациях в разные исторические периоды. Сформировать представление об междисциплинарных и современных цифровых методах в археологии.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в археологию
Цель дисциплины сформировать у студентов знание об археологии, об основных методах, о научных направлениях и школах, сформировать навыки описывать общие закономерности истории древних культур, историю древних обществ по историческим периодам. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: развитие археологической науки; основные методы археологических исследовании; естественные науки и археология.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Доисторическая эволюция человечества
Цель дисциплины: формирование у студентов объективно-исторического понимания закономерностей развития человеческого общества, его хозяйственной и общественной деятельности на самых ранних стадиях развития. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы археологических исследований
Цель дисциплины сформировать у студентов навыки и способность работать с методами археологических исследований для описания исторической действительности по историко-культурным периодам человечества. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Археологические памятники и их виды. Культурный слой и стратиграфия. Археологическая разведка и ее виды. Археологические раскопки. Методы раскопок могильников.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы физической антропологии
Целью изучения дисциплины является ознокомление студентов с происхождением и развитием физической организации людей и человеческих рас. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: морфология человеческого тела, генетика, антропогенез, расоведение, современные методы изучения биологии человека, связь физической антропологии и археологии, методы взаимодействия двух дисциплин.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы палеонтологии
Цель дисциплины сформировать понятие о видовом составе ископаемых организмов, их морфологии, образа жизни древних организмов и их взаимоотношения со средой, основные направления развития крупных групп бактерий и цианобионтов, растений и животных. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: методы исследования палеонтологии, палеогенетика, типы ископаемых животных, классификация древних организмов, палеоботаника, палеозоология.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы геологии
Цель: изучение происхождения и развития жизни на земле и основные этапы эволюции органического мира. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: понятие о геологическом возрасте, методы определения относительного возраста осадочных, магматических и метаморфических пород, международная геохронологическая (стратиграфическая) шкала, геологический возраст земли.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Археология каменного века
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о культурах эпохи камня, с ее периодами в которых зарождались археологические культуры и возникали археологические памятники. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Периодизация и хронология каменного века. История изучения и важнейшие открытия данного периода. Культуры и археологические памятники каменного века.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Эпоха бронзы
Целью дисциплины является ознакомление студентов с археологическими памятниками и культурами бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Евразия в эпоху бронзы. Проблемы периодизации и хронологии. Искусство эпохи бронзы. Общие черты и локально-хронологические особенности памятников племен, населявших территорию Евразии в бронзовую эпоху. Проблема общего и особенного в археологических культурах эпохи бронзы.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Античная археология
Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории античного периода: хозяйство, быт и искусство племен, также привить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения античного периода. Ранний железный век Аппенинского полуострова.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Археогенетика
Цель: используя генетические методы дать понятие о происхождении и миграциях древних людей, а также о взаимодействии с другими группами. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: генетические маркеры, миграции, исследование ДНК в археологии, археогенетические методы, основы молекулярной генетики, применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы геодезии и топографии
Цель дисциплины сформировать представление о топографо-геодезическом обеспечении картографического отображения поверхности земли в целом, отдельных территорий и участков земной поверхности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: создание и обновление топографических и тематических карт; государственная геодезическая сеть РК; типы картографических произведении; системы координат используемые в географии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Древняя и средневековая архитектура Центральной Азии
Цель дисциплины: дать устойчивые представления о древнем и средневековом монументальном искусстве и архитектуре казахов и других соседних этносов, их роли в социально-культурной жизни региона. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения древней и средневековой архитектуры Центральной Азии. Архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза. Архитектура и градостроительство Центральной Азии.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Геодезическое инструментоведение
Цель: формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность студента использовать знания о геодезических приборах, прочных навыков работы с приборами, умелого и бережного обращения с ними. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: геодезические приборы, навыки работы с ними, включая бережное обращение и их хранение, а так же методы тестирования, исследования, поверки, юстировки и эксплуатации геодезических, приборов и инструментов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Средневековая археология Евразии
Цель дисциплины сформировать способность понимать и изучать памятники средневековой археологии на территории Евразии в контексте археологических источников. Дисциплина направлена на формирования у студентов представления о средневековой археологии, о материальной и духовной культуре народов, об истории изучения средневековых городищ, и других археологических памятников данного периода.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Музееведение
Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Петроглифы Казахстана
Цель дисциплины сформировать представление о наскальных изображениях, об их датировке и географическом распространении. В рамках данных дисциплин изучаются наскальные рисунки, широко распространенные на территории Казахстана и Евразии. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история изучения петроглифов Казахстана, особенности петроглифов разных временных эпох, методики распознавания наскальных изображении по стилю нанесения и уровня сложности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Археология военного дела
Цель: сформировать представление об изучении древностей, относящихся к вооружению, военному делу, воинскому снаряжению, военно-оборонительному делу и, в целом, военной культуры. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: захоронения войнов, памятные сооружения, конская амуниция, вооружение древних и средневековых племен, виды холодного оружия, оружие ближнего и дальнего боя.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Всемирная история
Основной целью курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Этноархеология
Цель дисциплины сформировать понятие об особенностях, истории формирования и методах изучения в этноархеологии. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: интерпретация археологических материалов, виды человеческой деятельности, экспериментальная археология, традиции и верования древних племен, культурогенез, социогенез.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Трасология и трасологическая экспертиза
Целью дисциплины является формирование у студентов специальных знаний в области трасологии, умений и навыков в применении научно-разработанных методик и технических средств при исследовании материально-фиксированных следов и предметов, в рамках археологии. При изучении дисциплины обучающийся получет знания о задачах, научных основах и методах трасологии, основных положениях методики трасологической идентификационной экспертизы, трасологической экспертизы керамики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Керамика в археологии
Цель дисциплины сформировать представление о проблематике изучения гончарства в археологии, рассмотреть методы исследования керамических изделий, технологии древнего гончарного производства. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения, методы исследования керамики, технология керамического производства, актуальные вопросы общего анализа, датирования, практическая работа с керамикой в полевых и камеральных условиях, реставрация и консервация керамических изделии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Культура и цивилизация на Великом Шелковом пути
Цель дисциплины: формирование знаний о направлениях, культуре и цивилизации, сложившихся на Великом Шелковом пути. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения ранних средневековых государств. Тюркский каганат. Средневековые городища на Великом Шелковом Пути. Средневековые городища Южного Казахстана и Жетысу. Караван сарай.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Цифровые методы и технологии в археологии
Цель дисциплины: сформировать знания об использовании современных технологий в процессе проведения археологических исследований. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: географическая информационная система, аэрофотосъемка, цифровые карты, 3D моделирование, виртуальная реальность, спутниковая съемка.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Монументальное искусство
Цель дисциплины сформировать представление о древних и средневековых археологических, архитектурных и других памятниках. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: мегалитические сооружения, изваяния, балбалы, монументально-декоративная живопись, архитектурные сооружения, методы изучения древних сооружении, архитектурные стили, особенности монументального искусства древних культур.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Культурная антропология
Цель дисциплины: сформировать способность оценивать роль и значение этноса, этнокультурные особенности традиционного уклада жизни народов мира, этнической общности и их вклад в культуру, методы этнологических исследовании. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: этническая картина мира, антропологическая, языковая и хозяйственно-культурная классификация, этногенез и этническая история, характеристика традиционной и современной культуры народов мира.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Историческое краеведение
Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Палеоэкологическая археология
Цель дисциплины: сформировать представление о среде обитания первобытного человека, о методах исследования флоры, фауны, природы древних времен. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: палеонтология, древние организмы, экологические факторы, ландшафт, реконструкция палеосообществ, тафономия.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Охрана, реставрация и консервация археологических памятников
Цель дисциплины сформировать у студентов представление о консервации и реставрации археологических и этнографических материалов на основе принципа подлинности культурного наследия, знания истории реставрационной деятельности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Виды и отрасли современной реставрации. Реставрация керамических изделий. Реставрация и консервация архитектурных объектов. Реставрация деревянных изделий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Археология эпохи палеометалла Казахстана
Цель дисциплины дать понятия о материальной и духовной культуре людей, населявших Казахстан в бронзовом веке. Сформировать способности овладеть теоретическими вопросами культур эпохи бронзы, а также понимание социально-экономического фона бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Погребальный обряд в бронзовом веке Казахстана. Виды памятников бронзового века. История изучения бронзового века Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Историческая география
Цель дисциплины: ознакомление будущих археологов с историко-географическими исследованиями на территории Казахстана. Дисциплина направлена на изучение исторической географии как Казахстана в целом, так и его отдельных регионов в частности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Методы исследования и объект исторической географии. Историко-географические области древних цивиллизации. Рассовое различие народов мира.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Цель дисциплины сформировать у студентов представления об исследованиях палеографии, сфрагистики, геральдики, нумизманики, эпиграфики, ономастики, фалеристики. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация и исследование текстовых надписей, датировка памятников, история монетного дела, методы при работе с нумизматическим материалом, гербы, печати, история орденов, медалей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Археозоология
Цель: сформировать представления как существовали люди и окружающая их фауна, ознакомиться с методами изучения останков животных во время археологических раскопок. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: виды древних животных, доместикация, диета, ритуалы захоронения животных вместе с людьми, макроскопические, микроскопические и молекулярные характеристики остнанков животных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Археология и религия
Цель дисциплины дать понятие о верованиях и религии древних племен и их роли в изучении археологических артефактов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: обычаи древних племен, древние религии, ритуалы, архитектурно-религиозные комплексы, исламская археология, библейская археология.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Искусственный интеллект в историко-археологических исследованиях
Цель дисциплины: сформировать представление о роли искусственного интеллекта в археологических и исторических исследованиях. Изучить применение искусственного интеллекта в сборе анализа данных и моделировании. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: алгоритмы машинного обучения, моделирование прошлых событии, анализ и классификация археологических находок, визуализация археологических объектов, анализ геопространственных данных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Раннежелезный век Казахстана
Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории исследования раннежелезного века Казахстана, хозяйство, быт, искусство и идеологии племен железного века; также развить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения раннего железного века Казахстана. Сако-скифский период. Гунно-сарматский период.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Археология и политика
Цель дисциплины дать понятие о роли политической ситуации в древних и средневековых государствах при археологическом исследовании. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: системы управления, военные конфликты, захоронения войнов, кенотафы, политические процессы и общество, политические системы и идеологии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Теоретическая археология
Цель дисциплины: изучение методологических основ археологии, как самостоятельной науки изучающей историю обществ на основе предметных источников. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: археологические школы, процедура археологического исследования, методы археологических исследовании, процессуальная археология, постпроцессуальная археология.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Первобытное искусство
Цель дисциплины сформировать представление об истоках изобразительного творчества, материалах и техниках, используемых древними художниками. Студенты получат представление о классификации памятников древнего искусства, способах создания произведений, сюжетах, материалах, значении искусства для древнего человека. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения первобытного искусства. Наскальные изображения каменного века.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- To integrate interdisciplinary knowledge into the research process on the problems of archaeology in order to describe and analyze modern research approaches; to be ready for correct and tolerant interaction in society, for social interaction and cooperation to solve problems of science; to show a civic position based on a deep understanding and scientific analysis of the main stages, patterns and peculiarities of the historical development of Kazakhstan;
- Describe tracological, geological, geodetic, topographic, archaeogenetic, zooarchaeological, digital methods in archaeology; explain the role of sociological, political, and environmental processes in the history of archaeological research.
- Be able to work with archaeological exhibits in museum collections; use methods of interdisciplinary research, artificial intelligence in laboratory and laboratory work
- Describe the main methods of archaeological research; explain the features of archaeological cultures: the process of formation and the causes of decay or prosperity
- To carry out a comprehensive analysis of literature from the standpoint of ideological and thematic content, to use the scientific literature of foreign scientists and to draw parallels
- To carry out expert activities in the field of historical and cultural heritage; to work closely with museum institutions, to work with archaeological expositions
- To carry out research activities in the field of archaeology, to participate in field archaeological research; to carry out laboratory and laboratory work, tracological examination of ceramic fragments found during archaeological field work
- To analyze funeral and memorial monuments by type, structure, temporary features; to determine the cultural affiliation of the monument by household items, military paraphernalia, by ritual accompaniment of the buried
- Demonstrate the ability to analyze foreign literature, analyze the formation of theoretical, procedural, post-procedural archaeology
- To use knowledge on the methods of conducting field archaeological work during archaeological exploration or excavations; to characterize the main theories about the origin of man, justifying archaeological finds
- Classify technologies and methods of conducting archaeological excavations in Europe and Asia, analyze excavation methods and methods of restoration and conservation of archaeological sites
- Demonstrate the ability of scientific reasoning, conducting scientific discussion in relation to the facts of the spiritual and material culture of ancient and medieval tribes.