Действующая образовательная программа

6B02210 Археология в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в археологию

    Цель дисциплины сформировать у студентов знание об археологии, об основных методах, о научных направлениях и школах, сформировать навыки описывать общие закономерности истории древних культур, историю древних обществ по историческим периодам. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: развитие археологической науки; основные методы археологических исследовании; естественные науки и археология.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Доисторическая эволюция человечества

    Цель дисциплины: формирование у студентов объективно-исторического понимания закономерностей развития человеческого общества, его хозяйственной и общественной деятельности на самых ранних стадиях развития. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы археологических исследований

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки и способность работать с методами археологических исследований для описания исторической действительности по историко-культурным периодам человечества. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Археологические памятники и их виды. Культурный слой и стратиграфия. Археологическая разведка и ее виды. Археологические раскопки. Методы раскопок могильников.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы физической антропологии

    Целью изучения дисциплины является ознокомление студентов с происхождением и развитием физической организации людей и человеческих рас. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: морфология человеческого тела, генетика, антропогенез, расоведение, современные методы изучения биологии человека, связь физической антропологии и археологии, методы взаимодействия двух дисциплин.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы палеонтологии

    Цель дисциплины сформировать понятие о видовом составе ископаемых организмов, их морфологии, образа жизни древних организмов и их взаимоотношения со средой, основные направления развития крупных групп бактерий и цианобионтов, растений и животных. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: методы исследования палеонтологии, палеогенетика, типы ископаемых животных, классификация древних организмов, палеоботаника, палеозоология.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы геологии

    Цель: изучение происхождения и развития жизни на земле и основные этапы эволюции органического мира. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: понятие о геологическом возрасте, методы определения относительного возраста осадочных, магматических и метаморфических пород, международная геохронологическая (стратиграфическая) шкала, геологический возраст земли.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Археология каменного века

    Целью дисциплины является формирование у студентов представления о культурах эпохи камня, с ее периодами в которых зарождались археологические культуры и возникали археологические памятники. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Периодизация и хронология каменного века. История изучения и важнейшие открытия данного периода. Культуры и археологические памятники каменного века.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Эпоха бронзы

    Целью дисциплины является ознакомление студентов с археологическими памятниками и культурами бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Евразия в эпоху бронзы. Проблемы периодизации и хронологии. Искусство эпохи бронзы. Общие черты и локально-хронологические особенности памятников племен, населявших территорию Евразии в бронзовую эпоху. Проблема общего и особенного в археологических культурах эпохи бронзы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Античная археология

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории античного периода: хозяйство, быт и искусство племен, также привить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения античного периода. Ранний железный век Аппенинского полуострова.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Археогенетика

    Цель: используя генетические методы дать понятие о происхождении и миграциях древних людей, а также о взаимодействии с другими группами. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: генетические маркеры, миграции, исследование ДНК в археологии, археогенетические методы, основы молекулярной генетики, применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Основы геодезии и топографии

    Цель дисциплины сформировать представление о топографо-геодезическом обеспечении картографического отображения поверхности земли в целом, отдельных территорий и участков земной поверхности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: создание и обновление топографических и тематических карт; государственная геодезическая сеть РК; типы картографических произведении; системы координат используемые в географии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Древняя и средневековая архитектура Центральной Азии

    Цель дисциплины: дать устойчивые представления о древнем и средневековом монументальном искусстве и архитектуре казахов и других соседних этносов, их роли в социально-культурной жизни региона. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения древней и средневековой архитектуры Центральной Азии. Архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза. Архитектура и градостроительство Центральной Азии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Геодезическое инструментоведение

    Цель: формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность студента использовать знания о геодезических приборах, прочных навыков работы с приборами, умелого и бережного обращения с ними. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: геодезические приборы, навыки работы с ними, включая бережное обращение и их хранение, а так же методы тестирования, исследования, поверки, юстировки и эксплуатации геодезических, приборов и инструментов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Средневековая археология Евразии

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и изучать памятники средневековой археологии на территории Евразии в контексте археологических источников. Дисциплина направлена на формирования у студентов представления о средневековой археологии, о материальной и духовной культуре народов, об истории изучения средневековых городищ, и других археологических памятников данного периода.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Музееведение

    Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Петроглифы Казахстана

    Цель дисциплины сформировать представление о наскальных изображениях, об их датировке и географическом распространении. В рамках данных дисциплин изучаются наскальные рисунки, широко распространенные на территории Казахстана и Евразии. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история изучения петроглифов Казахстана, особенности петроглифов разных временных эпох, методики распознавания наскальных изображении по стилю нанесения и уровня сложности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Археология военного дела

    Цель: сформировать представление об изучении древностей, относящихся к вооружению, военному делу, воинскому снаряжению, военно-оборонительному делу и, в целом, военной культуры. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: захоронения войнов, памятные сооружения, конская амуниция, вооружение древних и средневековых племен, виды холодного оружия, оружие ближнего и дальнего боя.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Всемирная история

    Основной целью курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Этноархеология

    Цель дисциплины сформировать понятие об особенностях, истории формирования и методах изучения в этноархеологии. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: интерпретация археологических материалов, виды человеческой деятельности, экспериментальная археология, традиции и верования древних племен, культурогенез, социогенез.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Трасология и трасологическая экспертиза

    Целью дисциплины является формирование у студентов специальных знаний в области трасологии, умений и навыков в применении научно-разработанных методик и технических средств при исследовании материально-фиксированных следов и предметов, в рамках археологии. При изучении дисциплины обучающийся получет знания о задачах, научных основах и методах трасологии, основных положениях методики трасологической идентификационной экспертизы, трасологической экспертизы керамики.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Керамика в археологии

    Цель дисциплины сформировать представление о проблематике изучения гончарства в археологии, рассмотреть методы исследования керамических изделий, технологии древнего гончарного производства. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения, методы исследования керамики, технология керамического производства, актуальные вопросы общего анализа, датирования, практическая работа с керамикой в полевых и камеральных условиях, реставрация и консервация керамических изделии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Культура и цивилизация на Великом Шелковом пути

    Цель дисциплины: формирование знаний о направлениях, культуре и цивилизации, сложившихся на Великом Шелковом пути. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения ранних средневековых государств. Тюркский каганат. Средневековые городища на Великом Шелковом Пути. Средневековые городища Южного Казахстана и Жетысу. Караван сарай.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Цифровые методы и технологии в археологии

    Цель дисциплины: сформировать знания об использовании современных технологий в процессе проведения археологических исследований. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: географическая информационная система, аэрофотосъемка, цифровые карты, 3D моделирование, виртуальная реальность, спутниковая съемка.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Монументальное искусство

    Цель дисциплины сформировать представление о древних и средневековых археологических, архитектурных и других памятниках. В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: мегалитические сооружения, изваяния, балбалы, монументально-декоративная живопись, архитектурные сооружения, методы изучения древних сооружении, архитектурные стили, особенности монументального искусства древних культур.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Культурная антропология

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать роль и значение этноса, этнокультурные особенности традиционного уклада жизни народов мира, этнической общности и их вклад в культуру, методы этнологических исследовании. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: этническая картина мира, антропологическая, языковая и хозяйственно-культурная классификация, этногенез и этническая история, характеристика традиционной и современной культуры народов мира.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Историческое краеведение

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Палеоэкологическая археология

    Цель дисциплины: сформировать представление о среде обитания первобытного человека, о методах исследования флоры, фауны, природы древних времен. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: палеонтология, древние организмы, экологические факторы, ландшафт, реконструкция палеосообществ, тафономия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Охрана, реставрация и консервация археологических памятников

    Цель дисциплины сформировать у студентов представление о консервации и реставрации археологических и этнографических материалов на основе принципа подлинности культурного наследия, знания истории реставрационной деятельности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Виды и отрасли современной реставрации. Реставрация керамических изделий. Реставрация и консервация архитектурных объектов. Реставрация деревянных изделий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Археология эпохи палеометалла Казахстана

    Цель дисциплины дать понятия о материальной и духовной культуре людей, населявших Казахстан в бронзовом веке. Сформировать способности овладеть теоретическими вопросами культур эпохи бронзы, а также понимание социально-экономического фона бронзового века. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Погребальный обряд в бронзовом веке Казахстана. Виды памятников бронзового века. История изучения бронзового века Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Историческая география

    Цель дисциплины: ознакомление будущих археологов с историко-географическими исследованиями на территории Казахстана. Дисциплина направлена на изучение исторической географии как Казахстана в целом, так и его отдельных регионов в частности. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Методы исследования и объект исторической географии. Историко-географические области древних цивиллизации. Рассовое различие народов мира.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Вспомогательные исторические дисциплины

    Цель дисциплины сформировать у студентов представления об исследованиях палеографии, сфрагистики, геральдики, нумизманики, эпиграфики, ономастики, фалеристики. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация и исследование текстовых надписей, датировка памятников, история монетного дела, методы при работе с нумизматическим материалом, гербы, печати, история орденов, медалей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Археозоология

    Цель: сформировать представления как существовали люди и окружающая их фауна, ознакомиться с методами изучения останков животных во время археологических раскопок. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: виды древних животных, доместикация, диета, ритуалы захоронения животных вместе с людьми, макроскопические, микроскопические и молекулярные характеристики остнанков животных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Археология и религия

    Цель дисциплины дать понятие о верованиях и религии древних племен и их роли в изучении археологических артефактов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: обычаи древних племен, древние религии, ритуалы, архитектурно-религиозные комплексы, исламская археология, библейская археология.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Искусственный интеллект в историко-археологических исследованиях

    Цель дисциплины: сформировать представление о роли искусственного интеллекта в археологических и исторических исследованиях. Изучить применение искусственного интеллекта в сборе анализа данных и моделировании. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: алгоритмы машинного обучения, моделирование прошлых событии, анализ и классификация археологических находок, визуализация археологических объектов, анализ геопространственных данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Раннежелезный век Казахстана

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по истории исследования раннежелезного века Казахстана, хозяйство, быт, искусство и идеологии племен железного века; также развить навыки анализирования основных археологических культур и проблем периодизации. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения раннего железного века Казахстана. Сако-скифский период. Гунно-сарматский период.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Археология и политика

    Цель дисциплины дать понятие о роли политической ситуации в древних и средневековых государствах при археологическом исследовании. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: системы управления, военные конфликты, захоронения войнов, кенотафы, политические процессы и общество, политические системы и идеологии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Теоретическая археология

    Цель дисциплины: изучение методологических основ археологии, как самостоятельной науки изучающей историю обществ на основе предметных источников. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: археологические школы, процедура археологического исследования, методы археологических исследовании, процессуальная археология, постпроцессуальная археология.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Первобытное искусство

    Цель дисциплины сформировать представление об истоках изобразительного творчества, материалах и техниках, используемых древними художниками. Студенты получат представление о классификации памятников древнего искусства, способах создания произведений, сюжетах, материалах, значении искусства для древнего человека. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения первобытного искусства. Наскальные изображения каменного века.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Профессии

Результаты обучения

  • To integrate interdisciplinary knowledge into the research process on the problems of archaeology in order to describe and analyze modern research approaches; to be ready for correct and tolerant interaction in society, for social interaction and cooperation to solve problems of science; to show a civic position based on a deep understanding and scientific analysis of the main stages, patterns and peculiarities of the historical development of Kazakhstan;
  • Describe tracological, geological, geodetic, topographic, archaeogenetic, zooarchaeological, digital methods in archaeology; explain the role of sociological, political, and environmental processes in the history of archaeological research.
  • Be able to work with archaeological exhibits in museum collections; use methods of interdisciplinary research, artificial intelligence in laboratory and laboratory work
  • Describe the main methods of archaeological research; explain the features of archaeological cultures: the process of formation and the causes of decay or prosperity
  • To carry out a comprehensive analysis of literature from the standpoint of ideological and thematic content, to use the scientific literature of foreign scientists and to draw parallels
  • To carry out expert activities in the field of historical and cultural heritage; to work closely with museum institutions, to work with archaeological expositions
  • To carry out research activities in the field of archaeology, to participate in field archaeological research; to carry out laboratory and laboratory work, tracological examination of ceramic fragments found during archaeological field work
  • To analyze funeral and memorial monuments by type, structure, temporary features; to determine the cultural affiliation of the monument by household items, military paraphernalia, by ritual accompaniment of the buried
  • Demonstrate the ability to analyze foreign literature, analyze the formation of theoretical, procedural, post-procedural archaeology
  • To use knowledge on the methods of conducting field archaeological work during archaeological exploration or excavations; to characterize the main theories about the origin of man, justifying archaeological finds
  • Classify technologies and methods of conducting archaeological excavations in Europe and Asia, analyze excavation methods and methods of restoration and conservation of archaeological sites
  • Demonstrate the ability of scientific reasoning, conducting scientific discussion in relation to the facts of the spiritual and material culture of ancient and medieval tribes.
Top