6B10116 Медико-профилактическое дело в КМУ
-
Цель образовательной программы Целью образовательной программы является подготовка специалиста, владеющего знаниями и навыками, необходимыми для решения ключевых задач профессиональной деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного здоровья.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Карагандинский медицинский университет
-
Срок обучения 5 лет
-
Объем кредитов 300
-
Группа образовательных программ BM089 Медико-профилактическое дело
-
Область образования 6B10 Здравоохранение
-
Направление подготовки 6B101 Здравоохранение
Дисциплины
-
Стратегический и операционный менеджмент
Дисциплина дает знания в области оперативного управления, представляет интегрированные концепции организационного управления, методы разработки операционных стратегий организации. Формирует у обучающиеся навыки стратегического управления, включая процессы стратегического планирования и реализации стратегии: обоснование стратегических планов развития организации, управление процессом развития, разработка путей реализации стратегий развития и формирование долгосрочной политики.
Кредитов - 3
-
Психология управления
Дисциплина дает знания о взаимотношениях и взамодействиях в процессе управления с точки зрения совершенствования личности в условиях труда, организации управленческой деятельности с учетом психологической эффективности. Формирует навыки межличностных отношений на основе знаний общей психологии, психологии общения, социальной психологии с целью развития успешных коммуникаций для реализации своей профессиональной деятельности.
Кредитов - 2
-
Болезнь и здоровье
Дисциплина изучает понятия 'здоровье и болезнь', факторы риска развития патологий, основные принципы сохранения здоровья, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Прививает навыки установления причинно-следственных связей между здоровьем и качеством среды обитания.
Кредитов - 5
-
Микробиология и вирусология
Дисциплина изучает роль и место микробиологии в современной биологии и медицине, систематику и таксономию микроорганизмов, основные группы микроорганизмов: бактерии, вирусы, простейшие, грибы, их физиологию и метаболизм, рост, размножение и генетику. Дает представление о бактериофагах, антимикробных средствах, в том числе антибиотиках. Формирует навыки проведения микробиологических исследований и передачи данных целевой аудитории.
Кредитов - 7
-
Основы фармакологии
Дисциплина формирует представления о классификации лекарственных веществ, общих закономерностях и механизмах их действия в зависимости от характера распределения, биотрансформации, путей введения и выделения с целью обеспечения рационального выбора и практического применения препаратов с учетом принципов надлежащей этической практики.
Кредитов - 3
-
Академическое письмо (Методы социальных исследований)
Формирование у обучающихся умения и навыков использования академического языка в устной и письменной речи в аспекте познания научных текстов через академический язык, дать представление о стиле и языке академического письма. Академическое формирование и описание методов и результатов социальных исследований.
Кредитов - 4
-
Общая гигиена и экология
Дисциплина изучает вопросы деятельности санитарно-эпидемиологической службы РК, проблемы влияния факторов среды обитания на организм человека, их регламентацию с учетом действующих нормативно-правовых актов. Формируются навыки использования методов гигиенических исследований и эффективной коммуникации. Дисциплина дает основы знаний по коммунальной гигиене, гигиене питания, труда, детей и подростков. Изучаются принципы личной гигиены и ЗОЖ.
Кредитов - 6
-
Иностранный язык (профессиональный)
В рамках дисциплины обучающиеся изучают иностранную профессиональную терминологию. Совершенствуют практические навыки применения профессионально-ориентированной терминологии в устной и письменной речи, развития партнерских отношений с сообществом, обогащают знания и расширяют научный кругозор по специальности и углубляют познания процессов общения.
Кредитов - 2
-
Биоэтика
Предмет дает знания о статусе, проблемах, принципах и правилах биомедицинской этики. Изучаются этические и правовые аспекты медицинской деонтологии: смерть и умирание, проблемы эвтаназии в биоэтическом и правовом поле согласно законодательству РК в области биоэтики. Уделяется внимание этическим вопросам психиатрии, психотерапии, лечения зависимостей. Дисциплина формирует необходимые навыки эффективного межличностного общения.
Кредитов - 3
-
Коммунальная гигиена 1
Дисциплина изучает правовые основы деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в области санитарной охраны водоемов и питьевого водоснабжения населения. Прививаются навыки осуществления государственного санитарного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам РК и условиям питьевого водоснабжения населения, коммуникационного взаимодействия с общественностью, использования нормативно-правовых актов и ведения учетно-отчетной документации.
Кредитов - 7
-
Гигиена питания 1
Дисциплина изучает физиолого-гигиенические основы рационального питания и требования к его организации для различных групп населения, методы оценки и коррекции нутритивного статуса, состав, пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов, организационные и правовые основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены питания. Формируются навыки осуществления государственного санитарного надзора, коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Кредитов - 7
-
Эпидемиология 2
Дисциплина изучает источники инфекции, особенности механизмов передачи возбудителя, проявления эпидемического процесса, организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах. Формирует навыки организации и проведения эпидемиологического надзора и контроля за инфекционными и паразитарными заболеваниями в соответствии с этическими принципами, ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа, ведения учетно-отчетной документации и коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Кредитов - 8
-
Молекулярная биология и биохимия
Дисциплина изучает органические вещества, входящие в человеческий организм, их структуру, биологические, биохимические процессы, механизмы хранения, передачи, строения и функции нерегулярных белков и нуклеиновых кислот, роль и механизмы функционирования эссенциальных компонентов и наследственных факторов в норме и при воздействии вредных факторов. Формирует навыки лабораторных исследований биологических сред, анализа и передачи данных.
Кредитов - 5
-
Коммунальная гигиена 2
Овладение знаниями и навыками проведения санитарно-гигиенической экспертизы объектов среды обитания человека, мониторинга качества условий проживания. Прививаются навыки осуществления государственного санитарного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к атмосферному воздуху, почве, жилым и общественным зданиям, коммуникационного взаимодействия с общественностью, использование нормативно-правовых актов и ведения учетно-отчетной документации.
Кредитов - 8
-
Менеджмент
Дисциплина формирует системное представление о теоретических и практических основах менеджмента в сфере здравоохранения. Обучающиеся будут знать и применять инструментарий и навыки критического анализа, решения управленческих проблем, выстраивания правильной коммуникации, управления человеческими ресурсами, конкуренции, риск-менеджмента, в том числе в условиях ЧС, корпоративного менеджмента, прогнозирования.
Кредитов - 2
-
Эпидемиология неинфекционных заболеваний
Дисциплина формирует знания о причинах возникновения и особенностях распространения неинфекционных заболеваний среди населения, для решения проблем здравоохранения. Навыки применения эпидемиологического подхода к изучению болезней людей с учетом этических принципов, оценки медико-экологической совокупности факторов риска, определяющих заболеваемость населения, разработки программ профилактики неинфекционных заболеваний, ведения учетно-отчетной документации и коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Кредитов - 3
-
Основы патологии
Дисциплина формирует знания о причинах и механизмах развития общепатологических процессов. Обучающиеся изучают структурные основы патологических процессов различных уровней - организменного, системного, органного и тканевого, клеточного и субклеточного, морфологические проявления и взаимосвязи, общие закономерности возникновения, развития, течения, исхода и морфогенетических механизмов патологических процессов и состояний, прививает навыки проведения морфологических исследований.
Кредитов - 3
-
Питание детского и подросткового населения
Дисциплина изучает возрастные особенности физиологии пищеварения, питания детей различных возрастных групп, современную концепцию сбалансированного питания в детском и подростковом возрасте, роль алиментарного фактора в профилактике дефицитных состояний, провоцирующих отклонения в физическом и психо-моторном развитии ребенка. Формируются навыки оценки меню-раскладок в организованных детских коллективах, разработки санитарно-гигиенических рекомендаций
Кредитов - 4
-
Биологическая безопасность
Обучающиеся овладеют знаниями распознавания и профилактики биологических угроз, управления биологическими рисками, обеспечения биологической безопасности, в том числе при чрезвычайных ситуациях. Приобретают навыки регулирования вопросов, связанных с обращением с патогенными биологическими агентами, ведения учетно-отчетной документации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Кредитов - 7
-
Гигиена образовательной деятельности
Предмет изучает вопросы сохранения здоровья в школьной среде, соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в образовательных учреждениях. Формирует навыки оценки образовательного процесса и учебно-производственной среды, организации и проведения профессиональной ориентации и врачебно-профессиональной консультации. Прививает навыки работы с нормативно-правовыми актами, осуществления коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Кредитов - 3
-
Гигиена труда 2
Дисциплина изучает вопросы гигиены труда в основных отраслях промышленности, принципы организации и осуществления лечебно-профилактической помощи работающим, профилактики профессиональных заболеваний, проведения врачебно-трудовой экспертизы. Освоение предмета позволяет сформировать навыки изучения и анализа заболеваемости работающих, оценки профессионального риска и аттестации рабочих мест по условиям труда в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Кредитов - 7
-
Радиационная гигиена
Дисциплина изучает различные виды ионизирующих излучений и особенности их биологического действия, принципы гигиенического нормирования радиационного фактора. Разбираются вопросы гигиены и охраны труда при работе с источниками ионизирующих излучений. Формируются навыки исследования и оценки радиационной ситуации, разработки санитарно-профилактических мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения, в том числе в условиях ЧС.
Кредитов - 4
-
Патология детей и подростков
Дисциплина изучает влияние факторов среды на формирование заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем, органов мочевыделения, зрения, вопросы профилактики наиболее распространенной патологии детского и подросткового возраста. Освоение методов комплексной оценки состояния здоровья детей, алгоритмов диспансерного наблюдения за детьми с неинфекционной патологией, скрининговых исследований. Формирует навыки коммуникационного взаимодействия с общественностью, ведения документаций.
Кредитов - 4
-
Инфекционные болезни и фтизиатрия
Формирование знаний об этиологии, патогенезе, течении, принципах, методах лечения и профилактики инфекционных болезней, в том числе туберкулеза. Изучается эпидемиологическая значимость клинических форм инфекционных болезней. Прививаются навыки организации противоэпидемических мероприятий и специфической профилактики инфекционных болезней.
Кредитов - 8
-
Единое здоровье
Дисциплина формирует у обучающихся теоретические и практические принципы внедрения подхода к единому здоровью в практику системы общественного здравоохранения. В процессе обучения развиваются навыки организации межотраслевого взаимодействия для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, понимания взаимозависимости здоровья человека и животных с состоянием экосистем, в которых они существуют.
Кредитов - 3
-
Гигиена детей и подростков
Дисциплина изучает нормативно-правовые документы в области гигиены детей и подростков, особенности состояния здоровья и физического развития детей, требования к медицинскому обслуживанию и оздоровительной работе. Формирует навыки санитарно-гигиенического контроля, гигиенической оценки режима дня, питания, образовательной деятельности, оборудования и предметов детского обихода.
Кредитов - 8
-
Управление проектами
Обучающиеся изучат жизненный цикл, организацию и структуры проектов, ознакомятся с примерами успешных проектов в сфере здравоохранения и научных медицинских исследований. Курс позволит освоить методы разработки и управления проектом, научит создавать команду, формировать заявку и отчетную документацию, овладеть навыками управления рисками и разработки индикаторов проекта, коммуникационного командного взаимодействия, использования нормативно-правовых актов.
Кредитов - 3
-
Гигиена труда 1
Дисциплина рассматривает вопросы влияния факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье и работоспособность человека, принципы их нормирования. Формируются навыки организации и проведения санитарно-эпидемиологического надзора, разработки мероприятий по обеспечению безопасности и охраны труда. Закрепляются навыки работы с НПА и ведения учетно-отчетной документации организаций санитарно-эпидемиологической службы РК в области гигиены труда.
Кредитов - 7
-
Биостатистика
Дисциплина изучает вопросы биостатистики, теории вероятности, оценки параметров совокупностей, проверки статистических гипотез, качественных и количественных признаков. Формируются знания по применению дисперсионного, корреляционного анализа, параметрических и непараметрических критериев. Вырабатываются навыки использования метода стандартизации, графических изображений, компьютерных технологий в обработке материала, шкал измерения в медико-биологическом эксперименте и в статистике системы здравоохранения.
Кредитов - 3
-
Общественное здравоохранение
На дисциплине обучающиеся изучают вопросы индивидуального и общественного здоровья, факторы здоровья населения, стратегии общественного здравоохранения, критерии, оценку состояния здоровья населения и системы здравоохранения. Изучаются проблемы и международные аспекты охраны здоровья населения, особенности системы обязательного медицинского страхования и анализ качества медицинской помощи. Прививаются навыки организации профилактических мероприятий и медицинской помощи.
Кредитов - 7
-
Эпидемиология 1
Дисциплина изучает вопросы общей эпидемиологии и эпидемического процесса. Освоят навыки эпидемиологического обследования очагов инфекционных и паразитарных заболеваний, сбора эпидемиологического анамнеза с применением принципов этической практики, организации и проведения эпидемиологического надзора, иммунопрофилактики, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, практического применения эпидемиологических методов исследования, ведения учетно-отчетной документации и коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Кредитов - 6
-
Внутренние болезни (профессиональные болезни)
Дисциплина изучает причины и механизмы развития общепатологических процессов, закономерности и морфогенетические механизмы и состояния организма. Даются представления о причинах возникновения, клинического течения и исходов нарушений здоровья работников в результате воздействия на организм вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Прививаются навыки оценки рисков профессиональных заболеваний, их медицинской экспертизы и трудоспособности.
Кредитов - 4
-
Гигиена питания 2
Дисциплина изучает требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, стандартизацию пищевых продуктов, организацию лечебного питания в медицинских организациях, пищевые отравления различной этиологии, методы их расследования и профилактики. Формирует навыки осуществления государственного санитарного надзора за пищевыми объектами, проведение гигиенической экспертизы пищевых продуктов, разработки рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в сфере питания.
Кредитов - 7
-
Основы толерантности
Дисциплина формирует знания культурно-исторических основ, принципов и норм толерантных межличностных и общественных взаимоотношений, их эволюции и современных особенностей. Формируются навыки сохранения национального самосознания и толерантных межэтнических взаимоотношений в полиэтническом сообществе. Дисциплина формирует необходимые навыки толерантного взаимодействия человека и общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Государственный санитарно- эпидемиологический надзор
Курс формирует знания о целях, функциях и методах сбора данных и анализа проблем, исследований в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора за объектами среды обитания человека с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Прививаются навыки его организации и проведения, коммуникационного взаимодействия с общественностью, ведения документации, использование нормативно-правовых актов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Влияние факторов современного города на здоровье населения
Дисциплина изучает вопросы влияния факторов урбанизированной среды на здоровье населения, методики оценки экологических рисков (дефицит пространства, перенаселение, шум, транспортные нагрузки, проблемы водоснабжения и водоотведения, бытовых отходов). Прививает умение разрабатывать комплекс мероприятий по предупреждению и снижению рисков здоровью населения, на основании действующих нормативно-правовых актов и осуществлять коммуникационное взаимодействие с общественностью.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательства и антикоррупционной культуры.
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся знаний основ предпринимательской деятельности и антикоррупционной культуры согласно действующего законодательства. Вырабатываются навыки личностного становления обучающегося через реализацию активной гражданской позиции для достижения профессиональных и общественных целей. Формируются навыки противодействия коррупции в различных сферах общественной жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология саморазвития и эффективного обучения
Освоение дисциплины направлено на развитие у обучающихся профессионально-личностных качеств и навыков, способствующих самообразованию, саморазвитию и самостоятельности. Формируются навыки принятия обоснованных решений, самоорганизации и самоуправления, ценностной ориентации и самоидентификации обучающегося. Дисциплина способствует овладению практических навыков эффективного обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Финансовая и правовая грамотность
Обучающиеся изучают основы личного и производственного финансового планирования, способы контроля финансовых рисков. Формируется правовая грамотность посредством изучения нормативно-правовых актов РК в различных сферах деятельности человека. Вырабатываются навыки использования правовых норм в профессиональной и общественной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Планировка населенных мест как условие сохранения здоровья
Дисциплина изучает особенности современной планировки населенных мест, как фактора здоровья населения. Формирует навыки оценки состояния атмосферного воздуха, уровня транспортного шума и электромагнитных излучений на жилой территории при планировке и зонировании территории населенных мест. Прививаются навыки обоснования заключений при экспертизе проектов планировки микрорайонов и жилых районов на основе действующих нормативно-правовых актов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Государственная стратегия профилактики алиментарно-зависимых инфекционных и неинфекционных заболеваний
Дисциплина изучает методы сбора и анализа данных на основе принципов надлежащей этической практики, факторы развития алиментарно-зависимых заболеваний, методы фортификации пищевых продуктов, коррекции алиментарных нарушений, токсикологию пищи. Формирует навыки разработки мер по первичной и вторичной профилактике, средств повышения саногенной культуры населения, работы с нормативно-правовыми актами, осуществления коммуникационного взаимодействия с общественностью.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оказание медицинской помощи
Дисциплина формирует знания о видах, задачах, объеме и юридических основах первой медицинской помощи, состояниях, при которых она оказывается. Дается перечень мероприятий по оказанию первой помощи и меры по предупреждению болезней и несчастных случаев, приемы реанимации при неотложной помощи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Здоровое питание и безопасность пищевых продуктов
На курсе изучаются донозологические показатели оценки алиментарного статуса, вопросы контаминации пищи чужеродными веществами, пути реализации продуктов с повышенным содержанием ксенобиотиков. Формируются навыки экспертизы и оценки безопасности пищевых продуктов, санитарно-гигиенической оценки оборудования, посуды, тары и упаковки контактирующей с пищевыми продуктами и сырьем, разработки профилактических рекомендаций, работы с нормативно-правовой документацией.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Производственная токсикология
Дисциплина изучает теоретические аспекты производственной токсикологии и методы токсикологических исследований. Углубляются знания о путях и последствиях вредного воздействия химических факторов на организм в условиях производства. Формируются навыки разработки санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению, раннему выявлению, устранению ближайших и отдаленных последствий вредного воздействия производственных токсических веществ на основе действующих нормативно-правовых актов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Базовые медицинские манипуляции
Курс формирует знания и практические навыки анализа обстановки и правильности действий при обострении заболеваний, несчастных случаях, травмах и отравлениях. Способствует освоению приемов оказания первой помощи в ожидании «скорой», проведению сердечно-легочной реанимации, искусственной вентиляции легких, безопасной транспортировки пострадавшего, профилактики заболеваний и травм.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Физиология труда
Дисциплина способствует углублению знаний о закономерностях изменения функционального состояния организма человека в процессе трудовой деятельности, позволяет формировать навыки изучения и физиолого-гигиенической оценки функционального состояния организма работающих, разработки и обоснования санитарно-профилактических мероприятий по оптимизации трудового процесса для поддержания высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья трудящихся.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Эколого-гигиенический мониторинг
Дисциплина формирует знания и навыки осуществления санитарно-эпидемиологического мониторинга объектов окружающей среды, анализа, оценки и прогнозирования его состояния на основе данных санитарно-лабораторного контроля, с учетом действующих НПА с использованием современных коммуникационных технологий, в том числе в условиях ЧС, изучения и оценки состоянии здоровья населения в связи с качеством среды обитания.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Интернатура «Эпидемиология»
Дисциплина закрепляет теоретические знания, практические умения и навыки в области организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за инфекционными и неинфекционными болезнями, эпидемиологического обследования очагов, планирования, организации, проведения профилактических, противоэпидемических мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, использования эпидемиологических методов исследования, ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа, коммуникации с общественностью.
Год обучения - 5
Семестр - 1
Кредитов - 12
-
Интернатура "Гигиена"
Дисциплина углубляет знания и закрепляет навыки проведения санитарно-эпидемиологического надзора за различными объектами обслуживаемой территории, осуществления мониторинга и оценки здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания и производства с учетом действующего законодательства, разработки программ и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, координации действия по их реализации и анализа их эффективности.
Год обучения - 5
Семестр - 1
Кредитов - 12
-
Интернатура «Государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза»
Дисциплина углубляет знания и закрепляет навыки отбора проб, проведения лабораторно-инструментальных исследований и гигиенической оценки состояния различных объектов обслуживаемой территории, производственного контроля, санитарно-гигиенической экспертизы продукции и изделий различного назначения, определения тяжести и напряженности труда, определения качества и безопасности пищевых продуктов, проведения радиационного и дозиметрического контроля.
Год обучения - 5
Семестр - 1
Кредитов - 6
Результаты обучения
- Выявлять проблемы, угрожающие санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, проводить мероприятия по их профилактике и ликвидации в рамках действующих нормативно-правовых актов.
- Применять принципы надлежащей этической практики, касающиеся исследования, сбора, распространения и использования данных.
- Рекомендовать конкретные меры контроля и управленческие действия, исходя из эпидемиологической обстановки, результатов эпидемиологических исследований или иных данных.
- Использовать современные знания о здоровье человека и причинах заболеваний для разработки мер профилактики.
- Использовать лабораторные методы и ресурсы для осуществления мероприятий в рамках мониторинга, контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Оценивать показатели санитарно-эпидемиологического благополучия объектов среды обитания и профессиональной деятельности с использованием инновационных технологий сбора, обработки и анализа данных для эпидемиологической практики.
- Демонстрировать эффективное взаимодействие с коллегами, специалистами здравоохранения, в том числе в составе междисциплинарных и межпрофессиональных команд, используя эффективные коммуникационные технологии.
- Разрабатывать программы общественного здоровья на национальном, региональном и популяционном уровнях, исходя из данных эпидемиологических исследований.
- Управлять процессами профессиональной деятельности, понимать её финансовые механизмы и учитывать их при планировании мероприятий и объемов работ, уметь применять их на практике.
- Разрабатывать и рекомендовать профилактические меры по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия и биологической безопасности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
- Привносить эпидемиологическую перспективу в разработку и анализ политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
- Оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях.