6B02208 Археология, этнология и антропология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Сформировать у бакалавров базовые знания (и представления), ключевые компетенции, практические (профессиональные) умения и навыки, позволяющие осуществлять поиск необходимой информации, анализ и проверку ее достоверности и использовать в реализации полевых археологических и этнографических исследований, экспертной, проектной деятельности в данных сферах. Профессиональная подготовка бакалавров, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками для исследования происхождения и эволюции человечества, компетентных в анализе развития человечества, через изучение материальных остатков прошлого, принимающих участие в исследованиях по происхождению, социальным устоям и взаимоотношениям человеческого общества.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
История мировых религий
Целью курса является ознакомление студентов с историей, основными концепциями и практиками различных религиозных традиций мира. Курс направлен на формирование понимания роли религий в культурном, социальном и историческом контексте, а также на развитие навыков критического анализа религиозных текстов и явлений. Курс включает лекции, семинары и практические занятия, направленные на анализ религиозных текстов, изучение ритуалов и обрядов, а также обсуждение религиозных и философских вопросов. Студенты будут участвовать в дискуссиях, представлять доклады и писать эссе на темы, связанные с историей мировых религий. По завершении курса студенты будут обладать базовыми знаниями об основных мировых религиях, их истории, учениях и практике. Они смогут анализировать религиозные явления в их культурном и историческом контексте, а также понимать роль религий в современном мире. Этот курс предоставляет студентам комплексное понимание разнообразия религиозных традиций и их значимости в формировании культурного и исторического наследия человечества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Введение в специальность
Цель курса: ознакомление студентов с основными концепциями, методами и объектами исследования в областях археологии, этнологии и антропологии. Дисциплина нацелена на формирование базовых знаний, необходимых для дальнейшего изучения данных наук и применения их в практической деятельности. Курс включает практические занятия, направленные на знакомство с методами полевых и лабораторных исследований, анализом археологических артефактов, проведением этнографических исследований и антропологических наблюдений. Студенты будут учиться применять полученные знания на практике, участвуя в исследовательских проектах и экспедициях. По завершении курса студенты будут обладать базовыми знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего изучения археологии, этнологии и антропологии. Этот курс является основой для дальнейшего изучения и профессиональной подготовки в области археологии, этнологии и антропологии, способствуя формированию у студентов целостного понимания предмета и его значимости в современной науке и обществе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Древняя и средневековая история Казахстана
Целью курса является ознакомление студентов с основными этапами исторического развития территории современного Казахстана от древнейших времен до конца средневековья. Курс направлен на изучение политических, экономических, социальных и культурных аспектов истории региона, а также формирование умений анализа исторических источников и материалов. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими археологию и этнографию Казахстана, и создает определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения. На этой базе предполагается изучение исторических дисциплин на более высоком уровне, осмысление процессов и событий в их динамике и взаимосвязи; совершенствование способности находить, анализировать и контекстно обрабатывать историческую информацию из различных источников. В ходе прохождения курса на базе богатого фактического материала отрабатываются основные исторические понятия, с которыми студент будет неоднократно встречаться при работе в рамках последующих курсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Доисторическая эволюция человечества
Основным объектом изучения данной дисциплины является происхождение человека, становление общественных отношений, происхождение семьи, религиозных верований, культуры, зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности человека – земледелие и скотоводство. Цель курса - изучение основных этапов биологической и культурной эволюции человека от его появления до начала исторической эпохи. Курс направлен на ознакомление студентов с важнейшими открытиями и теориями в области антропологии, археологии и палеоантропологии, а также предоставляет студентам комплексное понимание доисторической эволюции человечества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Антикоррупционная культура
Цель изучения - раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культурогенез казахского народа
Целью курса является изучение эволюции и динамики традиционной культуры казахского народа в контексте традиционной культуры народов Евразии. Обучающиеся ознакомятся с процессом зарождения и становления культуры в Евразийских степях, развития производственной деятельности человека. В ходе изучения дисциплины, обучающиеся смогут разбираться в типах культур, будут способны в проведении исследований по изучению этнической культуры казахов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Ислам в Казахстане: прошлое и настоящее
Цель курса: изучение истории и современного состояния ислама в Казахстане, с акцентом на его социальные, культурные и политические аспекты. Курс направлен на формирование у студентов комплексного понимания роли ислама в историческом развитии Казахстана, его влияния на общественные процессы и современные вызовы, с которыми сталкиваются мусульманские общины в стране. Содержание курса включает исторический обзор ислама в Казахстане, влияние ислама на культуру и традиции казахского народа, возрождение и развитие исламских институтов после 1991 г. и взаимодействие ислама с другими религиозными конфессиями. Рассматриваются такие современные вызовы и проблемы как радикализация и экстремизм, влияние глобализации на религиозную жизнь, роль СМИ и интернета в формировании религиозного сознания, а также взаимодействие религии и государства, влияние международной исламской политики на Казахстан. Дисциплина нацелена на подготовку студентов к профессиональной работе в образовательных, научных, исследовательских учреждениях различного уровня.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исторические формы хозяйства казахов
Цель курса заключается в изучении истории развития хозяйственных форм у народа казахов, их влияния на экономическую и социальную жизнь общества, а также на формирование национальной культуры и идентичности. Задачи курса включают: изучение исторических аспектов развития хозяйства казахов с древности до наших дней, анализ различных форм хозяйственной деятельности казахов, таких как охота, скотоводство, земледелие, ремесла и торговля, рассмотрение влияния природных и социокультурных факторов на развитие хозяйства казахов, изучение роли хозяйства казахов в формировании их национальной культуры и идентичности. Изучение этого курса поможет студентам лучше понять уникальные черты и особенности хозяйственной деятельности казахов, их вклад в историю и культуру Центральной Азии, а также сформировать представление о важности сохранения и развития традиционных форм хозяйства народов Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы научных исследований
Целью курса является ознакомление студентов с базовыми принципами и методами проведения научных исследований. Курс направлен на формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения научных работ, анализа данных и представления результатов исследований в области археологии, этнологии и антропологии. Студенты будут выполнять упражнения по формулированию гипотез, выбору методов исследования, сбору и анализу данных, а также писать и представлять научные отчеты и статьи. По завершении курса студенты смогут формулировать исследовательские вопросы, выбирать адекватные методы исследования, собирать и анализировать данные, а также представлять результаты своих исследований в различных форматах. Курс предоставляет студентам знания и навыки, необходимые для успешного выполнения научных исследований, что является важной составляющей их профессиональной подготовки в области археологии, этнологии и антропологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Палеолит Евразии
Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о палеолитической эпохе, системах хозяйственно и культурной адаптации, организации жилого пространства и психологии повседневности человека тог времени в рамках. Курс содержит материалы по основным периодам истории каменного века на территории Евразии и археологическим культурам того времени, рекомендуемая литература, а также методические рекомендации по подготовке к контрольной работе и коллоквиуму, вопросы для самоподготовки к экзамену, словарь основных терминов и понятий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Бронзовый век Казахстана и сопредельных территорий
Целью дисциплины является формирование теоретических знаний о содержании эпохи бронзы как особой исторической эпохи. Изложить достижения бронзового века. Изложить подробное описание андроновской культурно-исторической общности по ее отдельным периодам. Идентифицировать археологию Казахстана в системе знаний бронзового века Евразии и сравнивать исторические процессы эпохи бронзы во внутриконтинентальной материковой части Евразии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Каменный век Центральной Евразии
Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о современном состоянии исследований в области археологии каменного века, с выделением основных актуальных вопросов изучения материальной культуры данного периода, проблем происхождения человека и заселения древними популяциями территории Евразии, а также выработку навыков применения междисциплинарного подхода в изучении археологических комплексов каменного века. В программе курса предлагаются систематизированные базовые, фундаментальные и прикладные знания в области археологии каменного века. Программа включает методические и методологические вопросы исследования палеолитических и неолитических объектов, вопросы происхождения и развития человечества, зарождение производящего хозяйства, ранних форм этногенеза, историографию основных проблем исследований, характеристику технико-типологических и культурных явлений в эпоху каменного века.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы финансовой грамотности
Целью дисциплины является формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования в том числе цифровых технологий. В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получат практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, научатся анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
Цель курса «Экология и безопасность жизнедеятельности» - изучение основных закономерностей взаимодействия в системе «биосфера – общество – техногенная среда» и формирование системы экологического мировоззрения, повышения экологической культуры и воспитания, а также включает в себя развитие экологического сознания у современной молодежи, которое позволит осознать значимость экологических проблем и позволит направить деятельность активной молодежи на обеспечение устойчивого развития современного общества, а также обучение правилам и практическим навыкам для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности и оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и бизнес
Цель: через теоретические, научные и практические знания сформировать у студентов готовность к созданию собственного дела, участия в предпринимательской деятельности. Через теоретические, научные и практические знания позволит сформировать у студентов готовность к предпринимательской деятельности и к организации бизнеса. Учебный курс представляет собой систематизацию нормативно-правовых, экономических, организационно-управленческих знаний по вопросам становления, ведения предпринимательства и бизнеса, которые станут основой для развития предпринимательского мышления для решения конкретных задач и деловых ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Демографическая структура и расселение казахов
Цель курса: формирование у студентов углубленных знаний о демографической структуре населения Казахстана и расселении казахов по регионам в ее статике и динамике в ХVIII – начале ХХ вв. Курс направлен на изучение родоплеменного и социального состава казахского народа, специфику кочевого быта, земледельческого хозяйства в разных регионах Казахстана. В результате изучения данного курса, обучающиеся смогут применять знания по демографической структуре и расселению казахов, истории развития этнографической науки Казахстана, исследовать происхождение и эволюцию человечества путем изучения меняющихся характеристик культурных и социальных институтов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Археологические памятники как объекты туризма
Целью дисциплины является формирование знаний об исторической значимости и ценности археологических памятников как объектов туризма, в том числе памятников, входящих в Юнеско. Обучающиеся смогут составлять туристические маршруты и карты археологических памятников Казахстана. Они смогу распознавать объекты регионального значения и объекты республиканского значения. Также, смогут определять объекты, входящие в Юнеско.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Археологические культуры эпохи неолитической революции
Данная дисциплина имеет изучает хронологические рамки, причины и предпосылки Неолитической революции, достижения и успехи в хозяйственной жизни данного периода, такие как, обработка камня, появление сложных орудий труда, керамики, а также переход от присваивающего хозяйства к производящему, в связи с появлением земледелия и скотоводства. Материалы курса содержат информацию, способствующую пониманию значения данного периода в истории человечества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этносоциальная структура кочевников Евразии
Цель дисциплины: ознакомить студентов с основными особенностями этносоциальных групп, субэтнических групп и социальных групп, характерных для кочевников Евразии. Курс направлен на исследование традиционной социальной структуры кочевников, в том числе казахов, в XV-XVII вв. Обучающиеся смогут выявить причины выделения в казахском обществе белой и черной кости, их основные черты, структуру. В ходе обучения курса обучающиеся научатся определять экономические, правовые нормы евразийского традиционного общества, основываясь на нарративную научную информацию.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы абсолютного датирования
Цель курса заключается в представлении и объяснении студентам специфики хронологии археологических памятников в древности и средневековье, а также место и роль хронологии в изучении археологических памятников; объяснить студентам чем обусловлены особенности абсолютной хронологии и ее изменения в истории. Обучить студентов специализированной методике применения абсолютной хронологии в археологических исследованиях; заложить у студентов основы системы знаний хронологии древности, как части классической истории и археологии; представить студентам историческую и археологическую периодизацию памятников и культур античности, как специфический объект.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Ранний железный век Центральной Евразии
Главной целью изучения курса является усвоение бакалаврами материала и проблематики истории и археологии раннего железного века. Прежде всего, они знакомятся с классическими археологическими культурами Центральной Евразии – скифской, сакской и сарматской. Анализ новейших открытий в области отечественной и зарубежной археологии дает им возможность изучить процесс зарождения первых очагов классообразования и государственности на территории изучаемого региона в I тыс.до н.э. – первой половине I тыс. н.э. Курс раскрывает сакское скифо-сарматское наследие в истории и культуре народов Евразии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Теоретическая этнология
Цель курса: изучить историю становления этнологии как науки и ее место в системе научных знаний, основные этнологические школы, влияние природных условий на этногенез и этническую историю. Курс направлен на изучение основных теорий этногенеза, обучающиеся смогу выделять основные этнические и межэтнические общности, классифицировать этносы. В результате изучения курса обучающиеся смогут анализировать современные этнические и этнокультурные процессы в мире, выступать в роли медиаторов в межэтнических спорах, конфликтах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Бронзовый век Евразии
Дисциплина имеет своей целью наделить обучающихся базовым знаниями в области археологии, акцентируя внимание на наиболее значимых памятниках эпохи бронзы и современных научных представлениях об этом этапе в истории человечества. Курс содержит важные материалы по эпохам энеолита-бронзы территории Евразии. Особое внимание уделяется хронологической, культурно-исторической, социально-экономической и этнической интерпретации этих материалов, рассмотрению их значения в исследовании процессов развития человеческой культуры и общества.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Трансформация этнических стереотипов в условиях глобализации
Цель курса: изучение народов и изменения культуры в современный период. Курс направлен на изучение эволюционных и трансформационных этнических процессов, имеющих место в современном мире, трансформацию этнических стереотипов в условиях глобализации. В результате освоения данного курса обучающиеся должны научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, в РК, научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими этнографию Казахстана и включают в себя раскрытие содержания понятий «этнос» и «этнические процессы» (ассимиляция, дифференциация, консолидация), а также объяснение связей между этническими общностями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Сакская эпоха Центральной Евразии
Цель курса направлена на формирование комплексных знаний по археологии эпохи ранних кочевых обществ, существовавших на территории Казахстана в период раннего железного века, на изучение археологических культур, их своеобразия и общности развития в рамках евразийского пространства. Дисциплина содержит материалы по сакской эпохе, которые знакомят обучающихся с историей открытий и изучения памятников в разных регионах, показывают особенности исследования социальной структуры и общественных отношений у древних племен, характеризуют археологические культуры Сарыарки, Казахского Алтая, Жетысу.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Культурная антропология
Цель курса: формирование у студентов обоснования неклассического направления в изучении и осмыслении предмета культурной антропологии, формирование критического творческого мышления обучающихся; приобретение знаний по проблеме культурной антропологии, познание, изучение проблемы человека как творца культуры. Курс направлен на изучение культуры первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндустриальных обществ. В результате изучения данного курса, обучающиеся смогут применять знания по культурологии и культуре казахов, истории развития культурологической науки Казахстана, исследовать происхождение и эволюцию культуры путем изучения меняющихся характеристик культурных и социальных институтов. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими археологию и этнографию Казахстана, и создает определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теория археологии и физической антропологии
Данный курс посвящен изучению нескольких дисциплин, связанных с современными методами в археологии и тесно связанных с последующей научно-исследовательской археологической практикой. Целью дисциплины является изучение методологических основ археологии как самостоятельной исторической науки, изучающей историю обществ на основе специфических источников, а также изучение специфических методов, призванных расшифровать закодированную в источниках информацию об исторических реалиях обществ и культур прошлого. Дополняет и расширяет знания, полученные в блоке "Теоретическая археология", блок "Физическая антропология", в котором содержаться материалы по изучению происхождения и эволюции физической организации древнего человека.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Зарубежная археология
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов четкое представление об археологии как о важнейшей исторической дисциплине, позволяющей изучать историю человеческого общества как в дописьменный период, так и с использованием письменных источников, а также ознакомить студентов с археологическими культурами и историческими памятниками зарубежных стран, изучать их основные направления, школы, достигнутые цели и задачи в контексте мировой истории; вывить и изучить основные тенденции археологии зарубежных стран.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Феномен «Золотого человека» в археологии Евразии
Дисциплина, раскрывает закономерности формирования сложной социальной структуры раннего железного века на примере археологических памятников, содержащих престижные артефакты. Источниками реконструкции служат архитектура, конструкция погребальных сооружений скифо-сакского времени и богатые находки. Сочетание этих двух признаков наиболее ярко представлены в открытии Иссыкского воина или «золотого человека» V-III вв. до н.э. Сохранность погребения позволило ученым воссоздать костюм сакского царя. В курсе дисциплины будут отражены процессы социальной истории саков, выделение элиты, градация погребальных конструкций по размерам, сложность погребального обряда. Дисциплина нацелена на возможности использования археологического источника для обоснования государственного устройства саков.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Археология полиметаллической эпохи
Основная цель курса – показать особенности формирования и функционирования в эпоху палеометалла человеческих обществ Северной Евразии с различным хозяйственным и культурным укладом, влияние на их эволюцию ключевых изменений в жизни человечества этого времени – зарождения производящего хозяйства и освоения основ металлургии меди и бронзы. Хронологические рамки курса охватывают период от распространения металла и производящего хозяйства в степной полосе Евразии до формирования культур раннего железного века в лесной полосе (кон. V – I пол. I тыс. до н. э.). В ходе изучения курса студенты знакомятся как с современными концепциями истории Евразии в эпоху палеометалла в целом, так и особенностями материальной и духовной жизни отдельных культурных образований эпохи палеометалла.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Отечествоведение
Целью курса является изучение теоретических, методических и практических основ исторического краеведения. Курс направлен на формирование целостного представления о теоретической и методической базе исследования местной истории с опорой на источники и определение основных исторических аспектов края в рамках всемирного исторического процесса. Курс включает как лекционные, так и практические занятия, направленные на работу с источниками, сбором материала и работой над проектом по краеведческой тематике. По завершению курса обучающиеся получат знание и умение использовать основные методы исторического исследования при проведения краеведческой работы, расширят знания междисциплинарных связей и работы с различными историческими источниками.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История этнографического изучения казахов
Целью курса является ознакомление студентов с процессом и результатами этнографических исследований казахского народа, начиная с ранних описаний путешественников и до современных научных работ. Курс направлен на изучение методологии, ключевых этапов и вклада различных исследователей в этнографию казахов, а также на развитие критического подхода к анализу этнографических данных. По завершении курса студенты будут обладать знаниями о ключевых этапах и фигурах в истории этнографического изучения казахов, понимать методологические подходы и особенности этнографических исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Средневековая городская культура Центральной Евразии
Средневековая городская культура Центральной Евразии является научной и учебной дисциплиной, призванной изучить историю и закономерности происхождения городской культуры на территории Центральной Евразии от Волги до Байкала, изучить этапы сложения городов в средневековую эпоху, показать политические события и факторы, повлиявшие на формирование городов. Будут рассмотрены основные концепции урбанизаций, подробно изучены города Великого Шелкового пути юга Казахстана. Особенности топографии, планировки, эволюция жилой и культовой архитектуры, формирование культурно-религиозного единства на Великом Шелковом пути. Дисциплина призвана дать общее представление о материальной и духовной культуре средневековых этносов Казахстана и Центральной Азии, основных теоретических проблемах археологии тюрков, проблемах изучения средневековой урбанизации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы археологических исследований
Целью дисциплины является демонстрация роли археологических источников в реконструкции исторического процесса, мировоззренческого значения археологии, ее роли в исторической науке. На материалах археологии раскрывается история материального производства, социально-экономических отношений и духовной жизни населения нашей страны с древнейших времен до эпохи средневековья. Дисциплина содержит материалы по ознакомлению и изучению основных методов в археологическом исследовании: дораскопочные методы, раскопки поселений и могильников, фиксация и описание археологического материала.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Этнос и этнические процессы в современном мире
Цель освоения дисциплины – изучение методологических проблем теории этноса и этнических исследований, отечественных и зарубежных концепций теории этноса. Курс направлен на изучение этнических процессов в прошлом для представления современной этнической картины мира. Курс включает аудиторные занятия по изучению теоретических и практических вопросов концепци этноса, этнического самосознания и этнического характера. Студенты через подготовку рефератов и презентаций получать практические навыки работы с документами и проведением анкетирования и интервьюирования. По завершению курса студенты будут владеть навыками выстраивания методологически обоснованные концепций развития этнических процессов в современном мире; навыками анализировать этнические процессы и конфликты в странах и регионах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Документоведение
Целью курса является изучение системы документации в историческом развитии, теоретических и практических проблем формирования системы документации и использования в исторических исследованиях. Курс направлен на формирование осуществлять поиск и использование информации, необходимой в профессиональной деятельности через выявления документальных источников. Курс включает аудиторные занятия по работе с различными документальными источниками и формированию навыков экспертизы ценности документов. По завершению курса студенты будут обладать навыками методологии и методики анализа документов в конкретной исследовательской ситуации; навыками работы с документальными источниками разных видов; использование результатов в практической деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Целью курса является ознакомление студентов с основными дисциплинами, которые используются для изучения и интерпретации исторических источников. Курс направлен на формирование у студентов навыков работы с данными палеографии, хронологии, нумизматики, исторической ономастики, геральдики и генеалогии с целью приобретения навыков анализа и синтеза исторической информации: способность анализировать и работать с историческими материалами. Занятия направленны на освоение методов и техник вспомогательных исторических дисциплин. Студенты будут работать с различными типами исторических источников, анализировать артефакты и документы, писать рефераты и выступать с презентациями, что способствует их профессиональной подготовке в области археологии, этнологии и антропологии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Музееведение
Курс направлен на формирование у студентов представления о музейной деятельности в современном обществе на уровне последних достижений исторической и музееведческой науки, представления о музее как социокультурном институте. Курс включает лекции, практические занятия, главным образом направленные на изучение истории становления и развития музеев, основных направлениях деятельности современных музеев. Студенты познакомятся с основными музейными организациями, онлайн изучат экспозиции известных и казахстанских музеев, представят авторский проект по различным направлениям музейной деятельности. По завершению курса студенты получат теоретические знания в области теории и методики музейного дела, умение использовать полученные знания в области музейной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Средневековая археология Центральной Азии
Дисциплина имеет своей целью: овладение комплексом знаний в развитии материальной культуры, этнокультурных процессов, в эволюции социальных отношений, государственности, военного дела, в распространении мировых религий и искусства на территории Центральной Азии в эпоху Средневековья. Дисциплина содержит материалы по изучению этнокультурных процессов, производственных технологий на территории степной Евразии и земледельческих регионов юга Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы этнологической экспертизы
Целью курса является формирование знаний о принципах организации и методах, применяемых при проведении этнологической дисциплины, а так же знакомство с основами экспертного исследования по этнологической тематике. Курс направлен на формирование умение использовать методы этнологической экспертизы, необходимые для осуществления экспертных и аналитических работ, а так же для решения научно-исследовательских и прикладных задач. Курс включает лекционные и практические занятия, направленные на изучение способов использования методов этнологической экспертизы, необходимых при постановке и решении перспективных научно-исследовательских задач. По завершению курса студенты овладеют навыками использования базы данных и информационных систем, необходимых при подготовке аналитической информации при решении прикладных задач.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Социальная антропология: общество и этнос
Цель курса: изучение человека и человеческого общества, закономерностей их развития и культурного многообразия. Часто употребляется как синоним культурной антропологии. Курс направлен на исследование социальной антропологии традиционного (дописьменные) общества, а предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака, родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая революция, социальная организация и типология традиционных обществ, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими этнографию, социальную структуру первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндцстриальных обществ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Этнотуризм
Цель дисциплины: изучить понятие и содержание термина «этнографический туризм». Курс направлен на исследование особенностей данного вида туризма, как самостоятельного вида туризма. Также изучается степень сопряжения этнотуризма с делом сохранения культурной идентичности этносов и малых этнических групп. Обучающиеся усвоят различные виды туризма, ресурсный потенциал этнографического туризма, основы изучения рынка этнографического туризма, потенциал его развития в Казахстане. В результате изучения дисциплины обучающиеся смогут принимать участие в проектной работе, которая предполагает разработку концепции и бизнес-модели этнотуристического объекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы организации архивного дела
Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов системное представление процесса и особенностей формирования архивной отрасли, ее учреждений и комплексов документов. Курс направлен на изучение работы организаций и учреждений архивного дела и получение системных знаний об основных понятиях работы с архивными документами. Курс включает аудиторные занятия по изучению теоретических и практических знаний для решения исследовательских задач в предметной области. Проектная работа позволит закрепить полученные знаний по выявлению документов по выбранной теме. По завершению курса студенты будут владеть навыками работы в архивах, навыками поиска необходимой информации на основе документальных материалов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- распознавать и объяснить основные научные концепции археологии, этнологии и антропологии, решающую роль археологии и этнологии в изучении становления и раннего развития человечества. Владеть методами историко-культурной экспертизы.
- различать этапы антропогенеза, древнейшие формы социальных отношений, архаические формы религиозных воззрений, современные классификации и периодизации палеолита.
- применять теоретические и методологические основы археологических знаний и основные законы естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности в соответствии с профилем деятельности. Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях в истории, археологии и этнологии.
- идентифицировать археологию Казахстана в системе знаний бронзового века Евразии и сравнивать исторические процессы эпохи бронзы во внутриконтинентальной материковой части Евразии.
- оперировать результатами исследования раннего железного века Казахстана, оценивать особенности археологических культур данного периода.
- распознавать тюркский погребальный обряд, материальную культуру, факторы и процессы урбанизации, характеристики погребальных памятников средневековых этносов.
- Определять факторы появления сакральных пространств, природных и историко-культурных достопримечательностей, исследовать их значение в этнокультурной жизни этносов. Разрабатывать концепцию и бизнес-модель этнотуристического объекта.
- оперировать и объяснять понятия «этногенез и этническая история», «современные этнические процессы» для противодействия ксенофобии и экстремизму, защите прав национальных меньшинств, сохранения культурного наследия.
- распознавать историю формирования хозяйственно-культурных типов, их взаимосвязь с природными условиями. Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях в этнологии; исследования хозяйственной деятельности и социальной структуры этноса.
- применять знания по демографической структуре и расселению казахов, истории развития этнографической науки Казахстана.
- применять теоретические и методологические основы этнологических знаний и понятийный аппарат в ходе научных исследований. Способность создавать и организовывать научный аппарат в публикациях по истории, археологии и этнологии.
- демонстрировать казахстанский патриотизм и гражданскую ответственность.
- Различать особенности формирования музейного дела на мировом и отечественном уровне. Способность разрабатывать проекты положений структурных подразделений и критерии оценки эффективности деятельности сотрудников структурных подразделений в научных организациях и музеях. Осуществлять контроль за функционированием системы хранения в музее и филиалах музея.
- обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления. Формирование навыков использования современных финансовых инструментов, гарантирующие рациональное финансовое поведение на основе применения финансовых законов и правил, цифровых и финансовых технологий, в том числе мобильных приложений.
- обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности.