Действующая образовательная программа

6B05105 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего теоретическими знаниями в области общей и молекулярной генетики и практическими навыками выполнения генетических исследований в полевых и лабораторных условиях; способного выполнять поставленные практические задачи в области биологии, биомедицины, биотехнологии, экологии, криминалистики, сохранения генофонда и в других сферах профессиональной деятельности, требующих знаний и навыков специалиста-генетика.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
  • Предметы на ЕНТ Биология и Химия
  • Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки

Дисциплины

  • Биоразнообразие растений и животных

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о разнообразии растительного и животного мира, их основных свойствах и закономерностях функционирования. Будут рассмотрены следующие аспекты: систематика, номенклатура, биоразнообразие низших и высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных; практическое и теоретическое значения растений и животных в различных сферах деятельности человека.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 9
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Неорганическая и органическая химия

    Цель дисциплины: сформировать способность применять законы химии для объяснения химических свойств простых веществ и соединений неорганической и органической природы, а также базовых умений по проведению химического лабораторного эксперимента. Будут рассмотрены: квантово-механические принципы строения атома и вещества; химическая связь; энергетика химических процессов; элементы химической термодинамики, кинетики химических реакций; процессы гидролиза, окисления-восстановления, их характеристика.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Предпринимательство

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биохимия

    Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний состава, свойств, структуры и функций биохимических процессов живых организмов, особенностях биологического действия биополимеров, идентифицировать функциональные группы белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот регуляции метаболизма, обмена веществ и биохимических методов анализа в лабораторных условиях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Генетика

    Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию ключевых механизмах наследственности и изменчивости живых организмов и использовать эти знания в профессиональной практике. Будут рассмотрены: основные закономерности классической генетики, механизмы наследования признаков; взаимодействия аллельных и неаллельных генов; генетика пола, сцепленное с полом наследование; кроссинговер; виды изменчивости; генетические процессы в популяции; основы генетики человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Цитология, гистология и эмбриология

    Цель дисциплины: сформировать способность определять и анализировать основные клетки и ткани, общие закономерности эмбрионального развития человека и животных. Будут рассмотрены: основные клетки и ткани тела и их характеристика; общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации; особенности строения, развития и жизнедеятельности конкретных тканевых систем; общие закономерности эмбрионального развития на ранних этапах онтогенеза.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Математика и физика

    Целью дисциплины является развитие у обучающихся умения применять математику и физику на практике, объяснять фундаментальные законы и теории физики. Курс направлен на изучение основ высшей математики и законов механики, молекулярной физики и термодинамики, электромагнетизма и оптики, физики конденсированного состояния, атомной и ядерной физики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Анатомия и физиология человека и животных

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать ключевые понятия анатомии и физиологии человека и животных, взаимосвязи между строением и функцией, механизмы поддержания гомеостаза организма. Будут рассмотрены следующие аспекты: физиологические механизмы жизнедеятельности организма человека и животных; взаимодействие регуляторных систем, механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма; общебиологические закономерности строения тела человека и животных; антропогенез.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Молекулярная биология и генодиагностика

    Цель дисциплины: сформировать способность применять знания о молекулярных носителях наследственности, использовать методы анализа нуклеиновых кислот в молекулярной диагностике. Будут рассмотрены: физико-химические свойства биополимеров; структурная организация гена и генома про- и эукариот; репликация, репарация, рекомбинация ДНК, транскрипция, трансляция; методы получения и исследования нуклеиновых кислот и молекулярных механизмов регуляции экспрессии генов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • Генотоксикология

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать молекулярные механизмы действия генотоксикантов и способы повышения устойчивости организма к воздействию генотоксических факторов. Будут рассмотрены: общие закономерности взаимодействия живых организмов и экологически опасных факторов среды обитания; источники антропогенного загрязнения окружающей среды генотоксическими факторами; механизмы действия генотоксических факторов на организмы; тест-системы для выявления генотоксических факторов в окружающей среде; антимутагены.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Цитогенетика

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать современные цитогенетические методы анализа интерфазных и метафазных хромосом. Будут рассмотрены: хромосомная теория наследственности; особенности структурно-функциональной организации хромосом; кариотип, принципы кариотипирования; методы приготовления цитогенетических препаратов; методы получения и идентификация полиплоидных форм; фертильность и жизнеспособность пыльцы и методы их оценки; типы структурных нарушений хромосом; клиника и цитогенетика хромосомных синдромов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • Мутагенез

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать мутагенные факторы и оценивать индуцируемые ими типы нарушений. Будут рассмотрены следующие аспекты: современные теории мутаций; теоретические и экспериментальные основы мутагенеза; основные типы мутаций; цитогенетическое, биохимическое и молекулярное проявление различных типов мутаций; методы анализа тератологических уродств и спонтанных наследственных изменений; принципы использования мутационного процесса в селекционной практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Микробиология и вирусология

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать микроорганизмы и вирусы в качестве объекта исследования. Будут рассмотрены следующие аспекты: прокариоты и вирусы, их свойства, роль в природе и жизни человека, принципы классификации, их разнообразие; ультраструктурная организация прокариотной клетки, особенности роста и размножения микробов и вирусов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Молекулярно-генетический анализ

    Цель дисциплины: сформировать способность применять молекулярно-генетические методы в экспериментальных исследованиях. Будут рассмотрены: классические методы молекулярной биологии: микроскопия, рентгеноструктурный анализ, радиоактивные изотопы; современные методы: выделение ДНК, амплификация, полимеразная цепная реакция (ПЦР), электрофорез, рестрикция, метод полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ); секвенирование: основные подходы, современные технологии; картирование и скрининг геномов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 9
  • Эволюционная генетика

    Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать знания об эволюции наследственного материала для использования в научной и прикладной деятельности. Будут рассмотрены: популяция в системе вида и биоценоза; генетическая гетерогенность и полиморфизм популяций; источники генетической изменчивости; изменение генетической структуры популяций; механизмы эволюции генома; генетические аспекты процессов видообразования и макроэволюция; эволюция генома человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Нейробиология

    Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать системные знания о функциональной организации нервной системы. Будут рассмотрены: строение и функции нервной ткани; основные понятия и принципы деятельности центральной нервной системы; механизм передачи информации в синапсах, особенности их структуры и функционирования, медиаторы; методы физиологии центральной нервной системы; морфофункциональная характеристика спинного и головного мозга; лимбическая система, ретикулярная формация.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Генетическая инженерия

    Цель дисциплины: сформировать способность применять на практике молекулярно-генетические методы генной инженерии. Будут рассмотрены: эволюция геномного анализа; структурно-функциональная организация генетического аппарата про- и эукариот; механизмы регуляции экспрессии генов; методы и подходы в получении и клонировании рекомбинантных ДНК; in vitro мутагенез; избирательное подавление экспрессии генов при помощи антисмысловой РНК; РНК-интерференция.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Теория эволюции

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о закономерностях эволюции живого на Земле. Будут рассмотрены: синтетическая теория эволюции; генетические, онтогенетические и экологические основы эволюции; элементарные факторы, механизмы и закономерности эволюции живого; причины и механизмы микро- и макроэволюционных процессов; эволюция органов и функций; филоценогенез и причины направленности эволюционного процесса; эволюция человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Иммунология

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и объяснять ключевые моменты иммунного ответа организма на факторы окружающей среды. Будут рассмотрены: врожденный иммунитет; клетки иммунной системы; адаптивный иммунитет; органы иммунной системы; общие принципы развития иммунной системы в филогенезе и онтогенезе человека и животных; функциональные нагрузки иммунокомпетентных клеток; группы крови; трансплантационный иммунитет; иммуннологическая толерантность.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Иммуногенетика растений

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы иммунитета растений к вредным организмам для защиты растений. Будут рассмотрены: иммунитет растений к болезням и вредителям; типы проявления иммунитета и устойчивости у растений; реакции сверхчувствительности; сопряженная эволюция патогенов с растениями; генетика устойчивости растений и патогенности микроорганизмов; закономерности наследования признака устойчивости; инфекционный фон, инфекционная нагрузка и методы ее определения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Прикладная генетика

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и перспективы прикладной генетики и применять знания для решения практических задач в сельском хозяйстве, медицине и биотехнологии. Будут рассмотрены: принципы генной инженерии для создания модифицированных клеток по производству биологически активных веществ и для улучшения сортов растений и пород животных; генная терапия наследственных болезней, генетическая дактилоскопия.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Генетика развития и поведения

    Цель дисциплины: сформировать способность объяснять генетические механизмы органогенеза и онтогенеза, анализировать взаимосвязи наследственности и формирования поведенческих паттернов у человека и животных. Будут рассмотрены: гены сегрегации и гомеозиса; гомеобокс и гомеодомен; эмбриональная индукция; молекулярно-генетические особенности детерминации и дифференцировки; основные молекулярно-генетические механизмы, ответственные за формирование поведенческих паттернов; механизмы образования, использования, наследования и изменения поведения у человека и животных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Сельскохозяйственная биотехнология

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные достижения селекции растений и животных для разработки и реализации научно-практических проектов. Будут рассмотрены: генетические основы эволюции живых организмов; формы отбора; основы популяционной генетики; основы селекции; методы биотехнологии ускоренного размножения и сохранения высокоценных племенных животных; усовершенственные методы трансплантации, пересадки и хранения эмбрионов; биотехнологический контроль сельскохозяйственных животных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Фармакогенетика и онкогенетика

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать реакции организма человека на лекарственные средства в зависимости от наследственных факторов и анализировать молекулярно-генетические основы рака. Будут рассмотрены: фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам; биология и генетика канцерогенеза; онкогены и онкобелки; механизмы вирусного и гормонального канцерогенеза; множественная лекарственная устойчивость опухолей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Молекулярная фитопатология

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать типы и механизмы иммунитета растений и оценивать факторы, влияющие на восприимчивость и устойчивость растений к патогенам. Будут рассмотрены: генетические и молекулярные основы инфекционных болезней растений, вызываемых грибами, бактериями и вирусами; геномный полиморфизм фитопатогенных микроорганизмов; способы оценки генетической коллекции культурных растений на устойчивость к фитопатогенам.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Биостатистика

    Цель дисциплины: сформировать способность выбирать и использовать методы статистического анализа для определения достоверности результатов генетических исследований. Будут рассмотрены: основные математико-статистические методы, применяемые в биологических исследованиях; закономерности распределения случайных величин; методики группировки большого количества данных; техника вычисления и оценка выборочных показателей; тест Стьюдента, тест Фишера, хи-квадрат, корреляционный анализ, дисперсионный анализ данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Медицинская и криминалистическая генетика

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать роль наследственных факторов в возникновении патологии человека и применять молекулярно-генетические методы, используемыми в криминалистике. Будут рассмотрены: молекулярные, биохимические и цитологические основы и механизмы возникновения генетических болезней; генетические методы диагностики наследственной патологии; клиника и генетика наследственных болезней; методы обнаружения нерегулярных биополимеров; микро- и минисателлитная ДНК в качестве молекулярно-генетических маркеров диагностики биологических материалов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Моделировать дальнейшую карьеру через профессиональное и личностное самообразование и планирование образовательного маршрута.
  • Анализировать молекулярно-генетические, биохимические, морфофизиологические особенности организма;
  • Применять современные методы общей и молекулярной генетики в селекционных центрах для создания высокопродуктивных, устойчивых к неблагоприятным факторам среды сортов культурных растений и высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных;
  • Проводить эксперименты с модельными организмами и тест-системами для определения генетических закономерностей;
  • Оценивать качество и безопасность работы при использовании генетических методов в научно- производственных центрах и лабораториях на соответствие правилам GLP и принципов биоэтики;
  • Делать обоснованные выводы полученных результатов исследования, представляя материал в устной, письменной и графической форме, представляя материал в устной, письменной и графической форме
  • Применять современные методы общей и молекулярной генетики в перинатальных центрах для диагностики и профилактики наследственных патологий и лабораториях экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для решения проблем репродукции населения;
  • Оценивать генетическую изменчивость организмов под действием различных факторов среды обитания;
  • Объяснять проявления наследственности и изменчивости на молекулярном, клеточном и организменном уровнях
  • Осуществлять генетические исследования в полевых и лабораторных условиях на современном оборудовании и с использованием вычислительных средств для генетического мониторинга окружающей среды;
  • Анализировать научную и научно-техническую информацию по тематике исследования на основе использования информационных технологий;
  • Использовать методы молекулярно-генетической экспертизы в лабораториях криминалистики для идентификации личности и определения родства; контроля ГМО на таможне и в лабораториях санэпиднадзора;
Top