Действующая образовательная программа

7M02212 Музейное дело и охрана памятников в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы качественная подготовка специалистов в области музееведения, реставрационных и консервационных работ, охраны памятников культуры, способность применять формирование целостной системы методологических, теоретических и исторических знаний легших в основу формирования науки о музеях, а также мировой культуры и искусства, основных периодов, направлений в развитии искусства, с владением научного анализа и процесса исторического развития мировой культуры и искусства в профессиональной деятельности. Предметной областью образовательной программы является интегрирование научно-теоретических исследовательских знаний в сфере историко-культурного и охранного наследия.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M053 История
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Психология управления

    Цель дисциплины сформировать способность объяснять фундаментальные понятия психологии управления, выявлять предпосылки теоретического и практического применения аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Учебный курс формирует понимание современных представлений о психологии управления групповыми явлениями и процессами. Дисциплина направлена на изучение основных принципов психологии управления, личности в управленческих взаимодействиях, управления поведением личности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Историко-культурное и природное наследие РК: история и методология

    Цель дисциплины сформировать способность применения теоретических и исторических знаний в прикладных исследованиях, рассмотреть принципы и методы исследований по историко-культурному наследию РК. В процессе освоения дисциплины сформируется целостное представление об историко-культурном и природном наследии, как инструменте формирования исторического сознания,о традициях и современном состоянии теории и практики охраны и использования историко-культурного наследия.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований в области музеологии и памятниковедения

    Цель дисциплины сформировать способность осуществлять собственные научные исследования в сфере музеологии. В процессе освоения дисциплины магистрант знакомится с важнейшими этапами научно-исследовательской работы, ее планированием. Знакомится с практикой использования методов научного познания, изучением механизма научного поиска и анализа. Изучает стандарты и нормативы по оформлению результатов научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инновации в музейном деле

    Цель дисциплины сформировать у магистрантов способность применять инновационные методики в музееведении. Дисциплина посвящена изучению инноваций,как социокультурного процесса, в музеях различного профиля. Значительное внимание будет уделено современным инновационным технологиям, формам их существования, и применения в музейной деятельности, особенностям инновационных проектов в музейном обслуживании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины заключается в приобретении и совершенствовании компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации, позволяющих использование иностранного языка как средства общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований (англ.)

    Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения, для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Атрибуция и экспертиза музейных экспонатов

    Цель дисциплины сформировать способность применения методологии, приёмов научной атрибуции, проведения экспертизы артефактов материальной культуры в историческом контексте. Курс раскрывает проблемы методов обработки и описания музейных предметов, формирует у магистрантов навыки ведения соответствующей музейной документации, формирует первоначальные практические навыки атрибуции и экспертизы; умение обосновать критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости материала, технико-технологических особенностей его изготовления и декорирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Законно-правовые основы охраны памятников

    Цель дисциплины - сформировать навыки работы с законодательными документами в сфере охраны памятников, а также применять полученные знания в профессиональной деятельности. Будут рассмотрены Законы «О культуре», «Об образовании», «О туристической деятельности», а также нормативные документы таких международных организаций как ИКОМ, ИКОМОС, ИККРОМ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Описание и анализ памятников искусства

    Цель дисциплины - формирование навыков формально-стилистического, содержательного описания и анализа произведений живописи, скульптуры и графики. Рассматриваются особенности исследования произведений искусства, объясняется условность художественного языка формы, символизм образов. Изучается понятийный аппарат искусствознания, типология канонических произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины– заключается в овладении основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория и практика музейной коммуникации

    Цель дисциплины сформировать у магистрантов способность применения теории коммуникации в практической и научной деятельности в сфере музейного дела и охраны памятников. Дисциплина изучает теории связи и теории информации, теорию музейной коммуникации, модели музейной коммуникации, акт музейной коммуникации и его интерпретации в отечественной и зарубежной музеологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель: формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Будут изучены: Предмет истории и философии науки, Возникновение и становление науки. История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Теория, методика и практика социокультурного проектирования

    Цель дисциплины - сформировать способность применять специальные знания, умения и навыки в области теории и практики социально-культурного проектирования, разрабатывать социально значимые проекты. В содержание курса включены сведения о понятии, сущности, объекте, цели, задачах, приоритетных областях проектирования, методах коллективной работы над проектами, разработке и презентации проектов, особенностях проектной деятельности, логике, технологии и принципах формирования музейных проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методология истории искусства

    Цель дисциплины - сформировать способность применения исторического подхода в использовании методов анализа изобразительного искусства в историческом и современном контексте. Основные разделы курса: начальный период истории искусства, наука об искусстве в эпоху Возрождения, барокко и классицизм в истории искусствознания, начало истории искусства как науки, культурно–историческая школа, знаточество, формально–стилистический метод, венская школа искусствознания, семиотика в искусствознании, художественная критика, психологические подходы к искусству, социология искусства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Памятниковедение

    Цель дисциплины формирование у магистрантов навыков применения методологических принципов и методов в памятниковедении. Дисциплина изучает проблемы учета, сохранения, выявления социальной значимости, реставрации и использования всевозможных памятников.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Фалеристика, геральдика и сфрагистика в системе музейного фонда

    Цель дисциплины - сформировать способность применения аналитических приемов и методов при хранении и экспертизе объектов геральдики, фалеристики и сфрагистики. Будут изучены особенности и история формирования коллекций подобных предметов в фондах музеев Казахстана, проблемы их изучения и сохранения как особых видов музейных предметов. Излагаемые в рамках дисциплины темы составляют теоретическую основу для создания музейных коллекций, датировки предметов в соответствии с новейшими требованиями развития наук.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Национальное и региональное планирование туризма

    Цель: сформировать способности определять руководящие положения для формулирования и принятия решений в области национального/регионального планирования туризма. Будут изучены: значение, подходы к планированию туризма, иерархия, структура, модели планирования туризма на национальном и региональном уровне, опыт стратегического и оперативного планирования, планирование институциональных элементов и туристского рынка, финансирование развития туризма.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Современные проблемы мирового музейного пространства

    Цель дисциплины - сформировать способность применения знаний и умений для решения проблем современного музееведения в условиях информатизации и модернизации общества, а также постоянно обновляемой информации во всех направлениях музейной деятельности. Дисциплина рассматривает вопросы теории, практики и проблемы, встающие перед музейными учреждениями, как особым социальным институтом.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Консервация и реставрация археологических и этнографических коллекции

    Цель дисциплины - сформировать навыки применения средств и методов консервации и реставрации музейных материалов. Дисциплина посвящена проблемам сохранения археологических и этнографических объектов в музейном пространстве путем создания определенных режимов хранения. Также рассматриваются основные принципы и приемы реставрации музейных материалов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Музеефикация историко-культурного наследия РК

    Цель дисциплины - формирование способности применять теории и концепции музеефикации памятников архитектуры, истории, археологии, а также материальной и нематериальной культуры. Дисциплина раскрывает теоретические основы музеефикации памятников, их классификацию и функции, основные этапы и особенности музеефикации различных видов объектов наследия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Реституция культурных ценностей

    Цель - сформировать способность к анализу процесса развития и становления института реституции культурных ценностей в исторической ретроспективе. Изучаются понятия реституция и субституция, проблемы перемещения, возвращения и восстановления культурных ценностей. Рассматривается механизм действия института реституции согласно международным конвенциям.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Картография и типология историко- культурного наследия

    Цель дисциплины - сформировать навыки использования картографирования при изучении памятников, а также проведения различных видов съемок на местности, создания карт. Исследуются общие понятия картографии, мелкомасштабные географические карты и их применение, методы работы с памятниками природы и истории, виды их типологизации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Составлять методические разработки, рекомендации, пособии, аналитические справки по актуальным проблемам музейной работы и историко-культурной экспертизы, а также по истории искусства и охране памятников, используя современные методологические принципы и методические приемы исследования; самостоятельно внедряет результаты исследований в практическую музееведческую и памятниковедческую педагогическую деятельность;
  • Разрабатывать рекомендации в результате проведенного теоретического исследования в сфере музеологических, гуманистических, искусствоведческих исследований и охраны памятников;
  • Делать экспертное заключение по музейным экспозициям, охране памятников, выставкам, образовательно-культурным мероприятиям, представленных в музейных, культурных организациях, а также в информационном пространстве, на основе теоретических и прикладных материалов;
  • Подготавливать проекты информационных справок по официальным запросам юридических и физических лиц по вопросам, связанных с историей, научной информацией и экспертизой музейных предметов, находящихся на ответственном хранении в музейных и культурных учереждениях.
  • Реализовывать научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области музееведения и владеть современными методами, технологиями, практическими навыками преподавания
  • Владеть прикладными навыками, в том числе реставрации и консервации естественнонаучных и гуманитарных дисциплин при создании музейных экспозиций, выставок и научно-исследовательских, культурно-просветительских, экспертно-аналитических и организационно-управленческих работ;
  • Систематизировать и классификацировать памятники истории и культуры, раскрывать их функции, специфику, особенности музеефикации памятников, а также интерпретировать в медиа-пространстве в печатной, и цифрованной форме с точки зрения задач информирования широких слоях общества и с целью формирования новых компетенций для дальнейшего личностного и профессионального роста;
  • Консультировать государственные, музейные, культурные, образовательные учреждения, в том числе туристические компании в сохранении, популяризации музейных предметов, памятников материальной культуры
  • Проводить различные мероприятия на основе организации просветительской и образовательной функции музея
  • Владеть современными мультимедийными и цифровыми технологиями для презентации музееведческих, искусствоведческих знаний и охраны памятников на различных информационных площадках;
  • Осуществлять в средствах массовой информации и интерент-ресурсах музейно-педагогическую деятельность, вносить собственный оригинальный вклад в сфере музеологии, охраны памятников и искусствоведения; разработывать научно-методическую продукцию, учебно-методические комплексы, авторские курсы и программы, интегрированные на трех языках по музееведческим и памятниковедческим дисциплинам;
  • Систематизировать полученные знания, демонстрировать способность к критическому анализу, синтезу и оценке знаний, навыков и умения приобретенных в ходе изучения различных областей, связанных с деятельностью музеев, охраной историко-культурного и природного наследия, сотрудничать и работать в команде для сохранения культурного наследия нации; проводить экспертизу учебных программ, учебно-методических комплексов дисциплин, авторских курсов в области музееведения и памятниковедения.
Top