Действующая образовательная программа

7M02314 Русская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Образовательная программа направлена на формирование личности специалиста, способного заниматься исследовательской, преподавательской и издательской деятельностью. Теоретическая и практическая подготовка позволяет выпускникам работать в научной и образовательной сфере, а также в области издательского дела, журналистики, культуры и искусства.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Новые направления внешней лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку; разработку в формате проекта научно-методической концепции собственного магистерского исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Семиотика художественного текста

    Цель дисциплины: сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Мифопоэтика русской литературы

    Цель дисциплины: сформировать способность применять мифопоэтический подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифа и его семиотики, мифа и мифопоэтики в современном литературоведении.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Организация и планирование научных исследований (англ.)

    Цель дисциплины: сформировать систему знаний и практических навыков для организации и проведения научных исследований. Дисциплина направлена на изучение процесса проведения научных исследований; выбора методов исследования, адекватных целям и задачам; требований к научной документации; тенденций и перспектив использования искусственного интеллекта в научных исследованиях; процесса коммерциализации результатов научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Технологии научного исследования в филологии

    Цель дисциплины: сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Когнитивная лингвистика

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить научное лингвистическое исследование с использованием приемов, методов и методик, принятых в современной лингвокогнитологии. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации, вербализации концепта в русском языке; знакомит с базовыми концептами русской культуры, их структурой, методикой проведения концептуального анализа.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Коммуникативная лингвистика

    Цель дисциплины: сформировать способность к эффективной письменной и устной коммуникации в различных ситуациях общения. Дисциплина направлена на изучение теоретических основ коммуникативной лингвистики; тактик и стратегий, способствующих достижению эффективности коммуникации; различных типов речевых актов; коммуникативных компонентов языка (физического, социального, психологического, физиологического, контекстуального).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Гендерное литературоведение

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить гендерные исследования в области литературоведения; выявлять социальные конфигурации «женского» и «мужского» в литературных текстах. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения проявления в них маскулинности и феминности, мужских и женских стереотипов. Дисциплина направлена на изучение ключевых проблем и понятий гендерной теории, методики анализа текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Новые парадигмы языкознания

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить лингвистическое исследование в рамках антропоцентрической парадигмы знания. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Новые парадигмы литературоведения

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить литературоведческие исследования в рамках новых научных парадигм знания. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа художественного произведения с позиций рецептивной эстетики, нарратологии, герменевтики текста, семиотики и постструктурализма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу литературоведческого исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Художественный дискурс литературы русского зарубежья

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа форм авторского сознания выдающихся представителей русской эмиграции. Дисциплина направлена на изучение художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте, специфики художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая имиджелогия

    Цель дисциплины: сформировать способность применять традиционные и инновационные научные методики и технологии в прикладных филологических исследованиях. Учебный курс формирует теоретико-методологическое основание и инструментальную базу процесса формирования имиджа средствами языка и речи. Дисциплина направлена на изучение процесса диагностирования технологической программы создания речевого имиджа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Лингвистика текста

    Цель дисциплины: сформировать способность создавать различные функционально-семантические типы текстов на основе знаний законов и механизмов построения связного текста. Дисциплина направлена на изучение основных понятий лингвистики текста, признаков текста, его смысловых категорий и коммуникативно-прагматической стороны, структуры текста, функционально-семантических типов текста (описание, повествование, рассуждение).

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Философский дискурс модернизма

    Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Юрислингвистика

    Цель дисциплины: сформировать навыки анализа правовых нормативных актов, юридических текстов в решения проблем на стыке языка и права. Будут рассмотрены темы: общая и профессиональная компетентность в процессе институциональной коммуникативной ситуации, юридический дискурс; юридический дискурс в конкретной ситуации, институциональные, информативные, аргументативные, перформативные, нарративные, суггестивные, персуазивные, интертекстуальные, конвенциональные критерии текстов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Исследовательские технологии дискурса

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать функционирующие в социуме тексты из разных источников на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата лингвистики. Дисциплина направлена на изучение институционального дискурса как инструмента социальных практик; технологий дискурсного воздействия; стратегий воздействия на массовое сознание; языковых средств усиления воздействия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Герменевтика художественного текста

    Цель дисциплины: сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров, объективно толковать и интерпретировать их. Дисциплина направлена на изучение соотношения понятий «текст - смысл», процесса текстопорождения, различение процессов понимания и интерпретации текста, герменевтических процедур понимания, методики проведения герменевтического анализа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Восточный литературный Ренессанс

    Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания процесса развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Применять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, истории и философии науки и психологии управления в научном исследовании филологических вопросов, а также в процессе преподавания.
  • Проводить учебные занятия в вузе по филологическим дисциплинам, используя современные инновационные технологии обучения, психолого-педагогические знания педагогики высшей школы.
  • Разрабатывать научные и учебно-методические материалы по филологическим дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций.
  • Самостоятельно и оригинально решать научные филологические проблемы, учитывая принципы философии науки, современную парадигму гуманитарного знания.
  • Применять новейшие лингвистические технологии, методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: дискурс-анализ, контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа.
  • Применять новейшие литературоведческие технологии, методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический.
  • Систематизировать и анализировать информацию из разнообразных источников для подготовки актуального и содержательного контента, соответствующего потребностям целевой аудитории и редакционной политике научно-образовательного, общественно-политического, рекламного, сетевого издания.
  • Подготовить к публикации печатный материал на основе сбора, обработки, анализа данных из различных источников, соблюдая все виды языковых и стилистических норм.
  • Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения.
Top