6B08402 Аквакультура и водные биологические ресурсы в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных, квалифицированных, компетентных специалистов, ориентированных на современный рынок, с глубокими теоретическими и практическими знаниями истории и современного состояния сферы аквакультуры и водных биоресурсов, владеющих методами инновационных технологий по сохранению, охране, воспроизводству и культивированию различных объектов аквакультуры, способных к выполнению производственных и практических задач в сфере своей профессиональной деятельности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B080 Рыбное хозяйство
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B08 Сельское хозяйство и биоресурсы
-
Направление подготовки 6B084 Рыбное хозяйство
Дисциплины
-
Зоология
Курс рассматривает систему многообразия животного мира, их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, изучает экологические особенности и морфо – анатомическое строение беспозвоночных и позвоночных животных. В результате изучения курса у студента формируются способности описывать особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных, анализировать сравнительную морфологию строения основных таксонов животного мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биоразнообразие животных и водных растений
Цель дисциплины - рассматривать проблемные вопросы по сохранению биоразнообразия животных и водных растений, дает студентам полное представление о строении, систематике, биологии и филогении основных таксономических групп, роли животных и растений в экосистемах, определять таксоны животных и растений до вида, систематизировать и анализировать хозяйственное значение основных представителей животных и растений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цитология и гистология
Цель дисциплины- сформировать знания о живой клетке ее структурной организации биофизических и биохимических процессов, жизненном цикле, развитие, происхождение и дифференциация тканей их классификация, изучение этапов эмбрионального развития животных, стадии гаметогенеза; оплодотворения; основных типах дробления, способах гаструляции, нейруляции и органонеза у х животных.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Методы научных исследований гидробионтов
Цель дисциплины -познакомить с практической базы гидробиологических исследований на современном уровне и приобретение компетенций по использованию современных методов исследования водных организмов, планирования и анализа результатов исследований на разных уровнях научного подхода: организменном, видовом, популяционном и экосистемном.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Экология гидробионтов
Курс изучает механизмы взаимодействия гидробионтов, их популяций и сообществ между собой и абиотическими компонентами водных экосистем. В результате освоения курса у студентов формируются знания о роли гидробионтов в биосферных процессах, умения работать с микроскопом и измерительными приборами; навыки по работе с определительными таблицами различного типа, свободно могут разбирать бентосные и планктонные пробы для оценки состояния гидробионтов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Гидрохимия и биохимия гидробионтов
Цель дисциплины - рассмотрение и изучение вопросов в области гидрохимии и биохимии поверхностных вод, теоретических основ гидрохимии и биохимии, вопросов региональной и прикладной химии, знание важнейших свойствах водных растворов, приемы исследования и способы выражения состава природных вод, основные химические факторы влияющие на структуру и среды обитания гидробионтов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Морфология и систематика рыб
Курс изучает особенности натомического и морфологического строения рыб, как водных животных, их связь с внешней средой, основные звенья жизненного цикла рыб, внутривидовые и межвидовые отношения рыб. В результате изучения этой дисциплины студент получает профессиональные нания по ихтиологии, знает внешнее и внутреннее строение рыбообразных и рыб, систематику рыб, способен определять видовые различия рыб.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Биоресурсы водоемов Казахстана
Курс рассматривает ресурсный потенциал всех рыбохозяйственных водоемов Казахстана международного, республиканского и местного значения. Изучает состав и структуру промышленных видов гидробионтов, и их экономическое значение в продовольственном развитии страны. Ознакамливает студентов с установленными Нормами и Правилами по сохранению и бережному использованию водных биоресурсов на всех водоемах, студенты осваивают методы определения продукции водных биоресурсов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Технологии интенсивной аквакультуры
Дисциплина изучает новое направление рыбного хозяйства, с широкими перспективами развития. Интенсивная аквакультуры основывается на выращивании рыбы при высокой плотности посадки путем создания благоприятных условий культивирования, механизации и автоматизации всех производственных процессов и получении товарной продукции в течение круглого года. Студенты осваивают методы выращивания рыбы в бассейнах, садках и рециркуляционных системах.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Общая генетика
Цель дисциплины - формирование целостных и системных знаний законов наследования признаков, типах наследования, понимание о механизмах хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации на уровне биомолекул; свойствах и функциях нуклеиновых кислот и белков, об современных молекулярно-генетических методах исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Биология развития рыб
Курс рассматривает закономерности онтогенетического развития различных систематических групп рыб, факторы, влияющие на эмбриогенез, макро- и микроморфологические, физиолого - биохимические, молекулярные процессы, протекающие в организме при развитии на всех этапах онтогенеза рыб. В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие способности: определять все стадии индивидуального развития рыб, процессы морфогенеза, роста и дифференцировки пола рыб.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Физиология рыб с основами водной токсикологии
Курс изучает физиологию гидробионтов в различных условиях водной среды, источники и состав токсических веществ, их влияние на системы и органы рыб на разных стадиях развития и роста, ответные реакции организма рыб на интоксикацию В результате освоения курса, у студентов формируются знания по основным направлениям и методам ихтиотоксикологических исследований, способен контролировать за водоемом, вследствие хозяйственной деятельности человека.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Селекция рыб в аквакультуре
Курс рассматривает особенности организации селекционной работы на предприятиях аквакультуры. В результате освоения курса студент знает теоретические основы селекционно - племенной работы с промышленными объектами аквакультуры. Владеет методикой проведения отбора, выбраковки материала. Понимает методы отбора и подбора в селекции, основы ведения чистой линии, выведения высокоценных пород рыб. Проводит оценку качеста производителей рыб по качеству потомства.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Экология питания рыб
Дисциплина изучает особенности функционирования желудочно – кишеного тракта рыб и питания рыб в естественных водоемах, кормовые ресурсы и кормность водоема, кормовую базу рыб и обеспеченность пищей. Обучает студентов методикам определения качественного и количественного состава пищевого комка, обработки материала по питанию рыб, определению вторичной продукции (зоопланктон, зообентос) и степени ее использования рыбой.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Проектирование акваферм
Дисциплина изучает структуру акваферм различного типа, технологию проектирования новых и реконструкции существующих рыбоводных предприятий, обучает студентов правильному выбору площадки для строительства предприятий, работе с рыбоводными нормативами, основам математического подхода при выборе технологии производства рыбы, освивают методы составления проектно - сметной документации при проектировании акваферм и рыбных заводов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Гигиена труда в аквакультуре
Курс изучает санитарно – гигиеническую характеристику водоемов, пригодных для выращивания разведения гидробионтов, гигиену воспроизводства промысловых рыб, гигиену механизации и автоматизации производственных процессов, личную гигиену работников предприятий аквакультуры, управленческого персонала, которые обеспечивают выпуск продукции, отвечающей требованиям стандарта.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Основы микробиологии и вирусологии
Цель дисциплины – формирование базовых знаний о систематике, морфологии, генетики и размножении бактерий; метаболизме микроорганизмов, строении, физиологии и биохимии микроорганизмов, биологии возбудителей наиболее распространенных инфекций, а также меры борьбы и профилактике этих болезней, освоение современных методик изучения микроорганизмов и микробиологических процессов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Биологические основы кормления рыб
Курс рассматривает физиологию пищеварения, биологию питания и особенности обмена веществ рыб, характеристику основных питательных ингредиентов, технологию организации кормления промышленных видов рыб в условиях интенсивной аквакультуры, о преимуществах использования современных технологий производства комбикормов. Обучает студентов современным методикам расчета и оценки качества искусственных кормов, основанных на показателях роста и физиологического состояния выращиваемых рыб.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 9
-
Озерно-товарное рыбоводство и рекреационная аквакультура
Курс изучает современное состояние и гидрологический режим озер, закономерности развития и функционирования природных гидроэкосистем. Рассматриваются вопросы рекреационной аквакультуры, вопросы использования прудовой площади для организации любительского и спортивного рыболовства. Студенты осваивают методики озрного и рекреационного рыбоводства, владеют технологиями вырщивания различных видов рыб в озерах и рекреационных системах.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Воспроизводство естественных рыбных запасов
Курс изучает состояние рыбных запасов в естественных водоемах. Рассматривает факторы, влияющие на популяцию рыб, выявляет закономерности истощения запасов промысловых рыб. Изучает возможности воспроизводства промысловых видов как осетровые, лососевые, карповые рыбы. Студент владеет профессиональными навыками по воспроизводству различных видов рыб в рыбоводных заводах и на береговых садковых линиях
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Основы гидротехники
Курс изучает конструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений, экологические и санитарно-гигиенических требования к земельным участкам для строительства гидросооружений, дает знания и навыки при выбора конструкции и места расположения гидротехнических сооружений, расчета структуры искомого прудового фонда, трассирования водоподающих и водоотводящих каналов, составления водохозяйственного баланса, работы с топографическими картами и генеральными планами.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Болезни рыб и их профилактика
Целью дисциплины является научить студентов осуществлять контроль за эпизоотическим состояние рыбоводных хозяйств и естественны водоемов с помощью различных водоемов (вирусологических, бактериологических, паразитологических, гистологических). Познакомить студентов с основами общей паталогии, паразитологии, эпизоотологии, с методами изучения возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний, диагностикой, профилактикой и лечением болезней рыб.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Оценка состояния водных биоресурсов
Курс изучает экологические принципы и требования к планированию мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. На основе ихтиологических исследований и детализированной информации о состоянии водных биоресурсов и водоемов в пределах расчетной зоны возможного негативного воздействия. В результате освоения курса студент владеет методиками проведения обследований, экспертиз, по оценке ущерба при незаконной добыче биоресурса.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Менеджмент в аквакультуре
Курс дает представление о принципах эффективного управления современным рыбоводным предприятием. В результате изучения дисциплины у студентов формируются способности выявлять особенности организации и планирования производства предприятий рыбного хозяйства, использовать совокупность современных методов и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности. Владеют методиками расчета экономической эффективности ведения хозяйства и себестоимости выращенного продукта.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Аквариумистика и искусственное разведение живых кормов
Дисциплина изучает моделирование экосистемы с основами аквадизайна в аквариумах, знакомит студентов с методами искусственной культивации живых кормов для целей рыбоводства и аквакультуры. В результате освоения курса студенты владеют технологиями изготовления различных видов аквариумов, владеют навыками по содержанию и разведению рыб, выращивания беспозвоночных животных в условиях аквариума
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Рыбохозяйственное законодательство и промышленное рыболовство
Курс изучает законодательные аспекты и теоретическую базу для осуществления промышленного рыболовства в естественных и искуственных водоёмах. В результате изучения дисциплины студент способен понимать рыбохозяйственное законодательство, регламентирующее вопросы промысла рыб на естественных водоемах; студент знает конструктивные особенности орудии лова, анализирует состояние и уровень развития науки о механике орудий рыболовства.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Владеет знаниями о традиционной и современной истории Казахстана, научно-философском наследии, социально-экономическом и культурном развитии государства, положений антикоррупционного законодательства, об основах безопасности жизнедеятельности человека, финансовой грамотности, с демонстрацией грамотной речи, высокого уровня интеллектуального развития, с развитыми языковыми и коммуникативными компетенциями.
- Отличает специфические признаки и морфологическую характеристику живого организма, экологические и микробиологические процессы водных биологических систем различного уровня организации, с применением знаний по индивидуальному развитию рыб с использованием методов генетики, эмбриологии, гистологии, микробиологии, гидрохимии и биохимии для оценки экологического и биологического состояния экосистемы естественных и искусcтвенных водоемов.
- Изучает таксономическое разнообразие ихтиофауны и водных беспозвоночных организмов, с использованием ихтиологических, гидробиологических, клеточных и гидрохимических методов исследования гидробионтов для оценки состояния гидробионтов.
- Применяет практические навыки по технологии интенсивной аквакультуры с основами кормления рыб, используя теоретические знания об экологии питания рыб, и культивированию живых кормовых организмов в условиях индустриальных хозяйств
- Определяет основные болезни рыб, с применением современных лечебно – диагностических методов для улучшении состояния культивируемой популяции рыб и правильной организации санитарно – гигиенической работы на рыбоводных предприятиях, с использованием методов микробиологии и вирусологии, ихтиопатологии, аквариумных методов содержания рыб.
- Использует знания о закономерностях формирования естественных водных биоресурсов, географическое распределение рыб, классификации орудий лова, рыбохозяйственном законодательстве, для работы на рыбоводных предприятиях и в командных исследованиях по оценке состояния естественных запасов водных биоресурсов.
- Применяет методы воспроизводства рыбных запасов, охраны и контроля водных биологических ресурсов, с использованием технологии естественного и заводского воспроизводства рыб, селекции рыб, рыбоводных и гидротехнических расчетов для проектирования акваферм различного типа.
- Применяет знания по предпринимательству, экономике рыбного хозяйства, проектированию интенсивных технологии аквакультуры, основам гидротехники, с использованием методов менеджмента и планирования деятельности предприятий аквакультуры, для организации озерно – товарного, рекреационного и декоративного рыбоводства.
- Оценивает численность водных биоресурсов внутренних водоёмов Казахстана, с использованием современных методов учета водных биологических ресурсов для охраны и рационального использования гидробионтов.
- Владеет навыками сбора, систематизации и обобщения первичных данных, работы с программными обеспечениями (Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint), используя аналитическое мышление и логику для научно обоснованного и творческого решения некоторых вопросов в области рыбного хозяйства
- Готов к саморазвитию и продолжению образования в магистратуре по завершению бакалавриата, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий с использованием методов анализа и синтеза информации
- Самостоятельно планирует время, с соблюдением сроков выполнения работ и подготовкой отчета по вопросам профессиональной деятельности, готов строить профессиональные отношения с коллегами и руководством