Действующая образовательная программа

6B08401 Рыбное хозяйство и промышленное рыболовство в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области рыбного хозяйства, свободно владеющих методами рыбохозяйственных исследований в полевых и лабораторных условиях, способных выполнять поставленные практические задачи по ихтиологии, гидробиологии и рыбоводства.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B080 Рыбное хозяйство
  • Предметы на ЕНТ Биология и Химия
  • Направление подготовки 6B084 Рыбное хозяйство

Дисциплины

  • Зоология

    Курс рассматривает систему многообразия животного мира, их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, изучает экологические особенности и морфо – анатомическое строение беспозвоночных и позвоночных животных. В результате изучения курса у студента формируются способности описывать особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных, анализировать сравнительную морфологию строения основных таксонов животного мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 9
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биоразнообразие животных и водных растений

    Цель дисциплины - рассматривать проблемные вопросы по сохранению биоразнообразия животных и водных растений, дает студентам полное представление о строении, систематике, биологии и филогении основных таксономических групп, роли животных и растений в экосистемах, определять таксоны животных и растений до вида, систематизировать и анализировать хозяйственное значение основных представителей животных и растений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Ихтиология

    Цель дисциплины - познакомить о внешнем строении и морфологической, биологической и физиологической организации рыб и рыбообразных животных относящим к разным таксономическим группам, биологию и экологию, адаптацию к различным условиям (температура, кислород, солёность) водной среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Гидробиология

    Цель дисциплины познакомить гидросферой и характеристикой как среды обитания организмов, с адаптации гидробионтов к водному жизни, с водоемами разного типа и характеристики их населения, с особенностями строения и биологии гидробионтов разных биотопов, с распределением и количественным развитием гидробионтов разных биотопов, их роль в гидросфере и практическое значение.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 9
  • Цитология и гистология

    Цель дисциплины- сформировать знания о живой клетке ее структурной организации биофизических и биохимических процессов, жизненном цикле, развитие, происхождение и дифференциация тканей их классификация, изучение этапов эмбрионального развития животных, стадии гаметогенеза; оплодотворения; основных типах дробления, способах гаструляции, нейруляции и органонеза у х животных.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Гидрохимия и биохимия гидробионтов

    Цель дисциплины - рассмотрение и изучение вопросов в области гидрохимии и биохимии поверхностных вод, теоретических основ гидрохимии и биохимии, вопросов региональной и прикладной химии, знание важнейших свойствах водных растворов, приемы исследования и способы выражения состава природных вод, основные химические факторы влияющие на структуру и среды обитания гидробионтов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Методы научных исследований гидробионтов

    Цель дисциплины -познакомить с практической базы гидробиологических исследований на современном уровне и приобретение компетенций по использованию современных методов исследования водных организмов, планирования и анализа результатов исследований на разных уровнях научного подхода: организменном, видовом, популяционном и экосистемном.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 9
  • Теория формирования рыбных запасов

    Цель дисциплины – дать представление о биологических и экологических основах рыболовства, закономерностях стабилизации и динамики популяции рыб в естественных условиях среды обитания, научить прогнозированию естественных запасов рыбных ресурсов, навыкам работы по оценке важных и основных популяционных параметров рыб, разрабатывать оптимальные параметры промысла.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Аквакультура и кормление рыб

    Цель дисциплины – дать понятия о пищевых потребностей разных видов рыб, физические и химические свойства комбикормов, нормированное кормление разных видов рыб, определение качества искуственного корма, вести расчет суточного рациона и определение оптимального режима кормление, потребности искуственного корма, владение методами хранения кормов и изучения факторов влияющих на эффективность кормления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • Эмбриология рыб

    Цель дисциплины – показать особенности и адаптацию эмбриологического развития рыб разных таксономических групп (литофильные, фитофильные, псаммофильные), выявить общие закономерности эмбриологического развития и установить различные своеобразие эмбриональных и постэмбриональных адаптаций к разным условиям среды обитания разных таксономических видов рыб.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Общая генетика

    Цель дисциплины - формирование целостных и системных знаний законов наследования признаков, типах наследования, понимание о механизмах хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации на уровне биомолекул; свойствах и функциях нуклеиновых кислот и белков, об современных молекулярно-генетических методах исследований.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 6
  • Генетика и селекция рыб

    Цель дисциплины - формирование теоретической базы для практического осуществления селекционной работы и организации племенного дела в аквакультуре, изучить особенности организации селекционной работы на предприятиях аквакультуры, организовать селекционные задачи в рыбоводстве и племенную работу в рыбоводных хозяйствах, правильно выбирать и применять методы селекции, проводит оценку качеста производителей рыб по качеству потомства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 9
  • Декоративное рыбоводство

    Цель дисциплины –изучить биологию и экологию декоративных видов рыб, методы разведения и выращивания в условиях аквариума для любительских, исследовательских и экспериментальных целей, сконструировать аквариумы для содержание декоративных рыб, знать биологические характеристики декоративных рыб, определить химический и температурный режим в аквариумах, определить болезни аквариумных видов рыб.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Экономика рыбного хозяйства

    Цель дисциплины – дать знания об основных понятиях и терминов в области экономики в рыбном хозяйстве, проведении экономических расчетах и вычисление себестоимости товарной продукции гидробионтов и рыбной продукции, экономическом оценке сырьевой базы водоемов, состояние и развитие рыбного хозяйства, правильно подбирать объекты разведения с экономической точки зрения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 9
  • Культивирование живых кормов

    Цель дисциплины – дать представление о биологии, морфологии и экологии основных объектов живых кормов гидробионтов и беспозвоночных животных, научить культивировать в искусственных условиях беспозвоночных животных на примере; дафния, энхитрей, артемия салина для выращивания коммерческих видов рыб аквакультуры, познокомить методам выращивание живых кормов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы микробиологии и вирусологии

    Цель дисциплины – формирование базовых знаний о систематике, морфологии, генетики и размножении бактерий; метаболизме микроорганизмов, строении, физиологии и биохимии микроорганизмов, биологии возбудителей наиболее распространенных инфекций, а также меры борьбы и профилактике этих болезней, освоение современных методик изучения микроорганизмов и микробиологических процессов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Ихтиотрофология

    Цель дисциплины - дать основные понятия по морфологической особенности и структуре пищеварительной системы рыб различных экологических групп травоядные и хищные, анализировать качественный и количественный состав пищевого комка у рыб, навыками методики обработки содержимого желудка и кишечника рыб, определить содержимого желудка рыб.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Ихтиотоксикология

    Цель дисциплины - дать теоретические основы физиологии и морфологии рыб с основами водной токсикологии, научить определять физиологическое состояние рыб выращиваемых в хозяйствах индустриального, прудового типа, дать представление о адаптации и механизмах реакции организма на антропогенные, биологические и абиотические факторы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы проектирования рыбоводных хозяйств

    Цель дисциплины - сформировать основные понятия и представления о проектировании рыбоводных хозяйств различного типа, научить принципам расчета потребности хозяйства в воде, кормах, для развития инкубационных аппаратах проектированию рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, знать структуры и организации рыбоводных хозяйств, составлять технологию проекта конкретных рыбоводных хозяйств.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Основы марикультуры

    Цель дисциплины - знать основные гидротехнические конструкций эксплуатируемых в рыбном хозяйстве, производить элементарные расчеты по определению скорости течения воды, пропуской способности каналов, общей потребности водной среды в водоеме, владение гидротехническими расчетами по водопотреблению рыбного хозяйства, пропускной способности каналов и мощности гидротехнических сооружений.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Ихтиогеография

    Дисциплина рассматривает распространения рыбообразных и рыб, ихтиогеографические районы Мирового океана и континентальных водоемов. В результате изучение дисциплины рассматриваются следующие пункты: факторы определяющие особенности распространения рыб, таксономическая и зоогеографическая принадлежность рыб, ареалы популяций, видов, родов, семейств и отрядов рыб, разнообразие животного мира водоемов, картирования ареалов рыбообразных и рыб Мирового океана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Рыболовство

    Цель дисциплины – сформировать необходимую теоретическую и практическую базу для осуществления промышленного рыболовства в естественных (водоем, водохранилища, озера,) и искуственных водоёмах (пруд, садок) по добыче водных биоресурсов, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Индустриальная аквакультура

    Цель дисциплины - формировать понятия о структуре индустриальных хозяйств, биологии и экологии разных видов объектов индустриальной аквакультуры, особенности разведения и выращивания тепловодных и холоднолюбивых видов рыб и особенности их кормления, оценка качество воды используемых в индустриальной аквакультуре и классификацию искуственных кормов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Ихтиопатология

    Цель дисциплины - научить контролировать за эпизоотическим состоянием рыбоводных хозяйств и естественные водоемы с помощью различных методов паразитологии, оценить современное состояния водоемов с изучениям возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний, диагностикой, профилактикой и лечением болезней рыб, выявить очаги заражаемости.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Лимнология и мониторинг водоемов

    Цель дисциплины - организовать академических, профессиональных и социально -личностных компетенций в области озероведения, изучение современного состояния и гидрологического режима озер, установление географических закономерностей развития и функционирования природных гидроэкосистем, прогноз их состояния и сохранения на ближайшую перспективу, изучить особенности и методику проведения мониторинговых наблюдений на водоемах рыбохозяйственного значения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9
  • Гидротехника в рыбном хозяйстве

    Курс рассматривает характеристику различных гидротехнических сооружений, проектируемых в прудовых, осетровых и форелевых рыбоводных хозяйствах. В результате изучения дисциплины у студентов формируются знания по техническим особенностям основных гидротехнические конструкций, эксплуатируемых в рыбном хозяйстве, студенты будт способны производить элементарные расчеты по определению скорости течения, пропускной способности каналов, общей потребности воды.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 9

Результаты обучения

  • Демонстрирует высокий уровень интеллектуального развития, грамотную и развитую речь, знания и навыки гуманитарного, культурного мышления в области истории Казахстана, философии, политологии, социологии, правовой основы противодействия коррупции, финансовой грамотности и основы предпринимательства, владеет навыками работы на компьютере с программными приложениями (Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint).
  • Демонстрирует знания о многообразии животного мира, биологии живого организма, систематики и таксономии позвоночных и бесповоночных животных и водных растений, основные разделы гистологии и цитологии, ихтиологии, гидрохимии, гидробиологии и экологии водоемов. с использованием научной терминологии по соответствующим дисциплинам.
  • Понимает закономерности функционирования водных биологических систем с использованием теоретических знаний по биохимии, микробиологии и вирусологии, генетике для определения состояния популяции видов.
  • Применяет технологические процессы выращивания рыбы и других объектов аквакультуры, разбирается в основных вопросах экономики рыбоводного хозяйства, контролирует состояния выращиваемых объектов аквакультуры и условий среды, с использованием знаний по гидрохимии, прудовому рыбоводству, генетики и селекционно-племенной работе в рыбоводстве, правила охраны труда, пожарной и техники безопасности на производстве.
  • Использует знания по эмбриологии рыб, вирусным, бактериальным, и инвазионным заболеваниям рыбы с применением меры по профилактике и лечения заболеваний рыб, самостоятельно планирует эксперименты и наблюдения за процессом инкубации рыб.
  • Применяет знания по основам гидротехники, по основам технологических процессов выращивания рыбы и других объектов аквакультуры в условиях марикультуры с учетом их биологических особенностей, проектирования рыбоводных хозяйств, по видам рыбных кормов и технологии кормления ценных объектов аквакультуры, технологии разведения живых кормов с использованием методов индустриального и декоративного рыбоводства.
  • Применяет практические навыки для определения трофического статуса водоемов, обеспеченности рыб кормом, использования методики определения питания рыб, учета водных биологических ресурсов для проведения исследований состояния популяции видов рыб и их взаимоотношений с окружающей средой.
  • Применяет теоретические знания по формированию рыбных запасов и практические навыки по промышленному рыболовству, классификации орудий лова, лимнологии, мониторингу естественных водоемов, для выполнения ихтиологических и гидробиологических исследований на естественных водоемах.
  • Анализирует факторы, определяющие особенности распространения рыб, ихтиогеографическое районирование рыб, трофический статус водных экосистем с помощью методов ихтиологического и гидробиологического анализа и методов биометрии и вариационной статистики в научных исследованиях, для изучения теоретических проблем биологической продуктивности водоемов.
  • Самостоятельно проводит сбор, систематизацию и обобщение исходных данных в области изучения разнообразия и состояния водных биологических ресурсов, с использованием реферирования научных текстов, публикаций, справок и аналитических обзоров, логики и анализа научных обоснований в области рыбного хозяйства и аквакультуры.
  • Использует методы синтеза, самовыражения и саморазвития по завершении учебной программы, с возможностью расширения знаний на основе самообразования и выбора приоритетов учебной и исследовательской деятельности.
  • Готов действовать рационально и самостоятельно, руководствуясь научно обоснованными выводами, наблюдениями и опытом, полученными в результате познавательной профессиональной деятельности; умеет работать в команде, эффективно планировать время самостоятельно, определять приоритетные работы, соблюдать установленные сроки выполнения работ.
Top