7M02204 Религиозная идентичность в конфликтологии в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов, способных решать проблемы в области религиозных конфликтов путем изучения современных отечественных и мировых религиозных процессов с использованием эффективных методов и технологий разрешения конфликтов.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M051 Религия и теология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Социальная проблематика в религиозных учениях
Цель предмета: анализ современных проблем религии, религиозной ситуации в обществе, роли и места религиоведения в современном мире. Рассматриваемые темы при изучении дисциплины: типология религиозных сообществ: конфессии, церкви, деноминации, секты; социальные функции религии; модели общественного устройства и социальные проекты в религиозных учениях, социальные ориентации НРД, распространенных в современном Казахстане.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахстанская модель регулирования этнических и межконфессиональных отношений
Цель дисциплины – формирует представление об основных направлениях современной казахстанской модели регулирования этнических и межконфессиональных отношений. В рамках изучения курса рассматриваются этноконфессиональные отношения в условиях социально-экономических и политических преобразований казахстанского общества, как разделение населения на слои в соответствии с критериями материального успеха, повышение роли религии и этнической значимости, усиление миграционных потоков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины – сформировать способность использовать иностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности. Курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию на современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблемы этно-религиозной идентификации
Цель дисциплины: формирование представления о системном исследовании проблемы этно-религиозной идентичности в рамках компетентностной системы согласно требованиям специальности. При изучении дисциплины будут рассматриваться теоретико-методологические аспекты идентификации; религиозная и этническая идентичность; взаимосвязь этнической и конфессиональной идентичности; вопрос идентификации в исламе; вопрос религиозной идентификации в новых религиозных организациях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Конфликторазрешение в профессиональной деятельности религиоведа
Цель предмета - освоение технологии арбитражного разрешения конфликтов в деле раскрытия и экспертизы сущности и видов социально-конфессиональных и других конфликтов. В ходе изучения дисциплины будут определены следующие аспекты: специфические, эмпирические исследования конфликтов религиозного характера, конфликты духовной культуры; духовная сфера казахстанского общества, методология и методика анализа конфликтов в духовной сфере.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы государственно-конфессиональных отношений
Цель дисциплины – формирование целостного знания о правовых основах государственно-конфессиональных отношений. Дисциплина рассматривает историю отечественного государственно-конфессионального права, конкретизацию сведения о правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в различных странах мира, проблемы реализации принципа свободы совести в разных правовых системах, попытках осуществления правовых реформ в Казахстане, нацеленных на расширение веротерпимости и свободы совести.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация и планирование научных исследований (на англ.яз.)
Цель дисциплины сформировать способность формулировать проблемы и задачи научных исследовании, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, управлять организациями, подразделениями, группами сотрудников, проектами и сетями; готовить аналитические материалы для управления научными процессами и оценки их эффективности, использовать экспериментальные методики для анализа процессов в различных сферах социума в рамках научных направлений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и теоретические основы конфликтологии
Цель дисциплины: знание и понимание существующих конфликтов в современном обществе, его истории и теоретических основ. В рамках курса рассматриваются следующие темы: история возникновения конфликтологии; понятие конфликта, его структура; необходимые и достаточные условия возникновения конфликта; динамика конфликта, этапы развития; закон эскалации конфликтов; стратегия поведения конфликтующей личности; рациональное поведение в конфликте.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Конфликты межкультурных коммуникаций
Цель предмета: формирование понимания теоретических правил межкультурной коммуникации, понимание и разъяснение причин межкультурных конфликтов. При изучении дисциплины рассматриваются основные понятия и виды теории межкультурных коммуникаций; способы решения межкультурных отношений; роль межкультурных коммуникаций в различных сферах человеческой деятельности; методология и технология научно-исследовательской деятельности в межкультурной сфере.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать педагогическую компетентность, способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на знакомство с мегатенденциями развития образования и Болонским процессом, овладением лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины – сформировать способность анализировать реалии современной теории на основе истории и философии науки, методологии социогуманитарного знания. Курс формирует углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания. Дисциплина направлена на изучение закономерностей и тенденций развития научных знаний в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методология и методика конфликтологических исследований
Цель дисциплины - объяснять теоретико-методологические основы конфликтологии, изучить методику научных исследований конфликтоспособного потенциала населения и применение их на практике. Курс обучает методологическим, методическим и организационным основам проведения эмпирических конфликтологических исследований, направленных на получение знаний о состоянии различных этнических и религиозных конфликтологических явлений в обществе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика религиоведческих экспертиз
Цель курса - развитие способности анализировать основные принципы и законодательные базы религиозной экспертизы. В ходе освоения курса будет рассмотрена законодательная база проведения религиоведческой экспертизы, требования к экспертам и этические аспекты, принципы и методы проведения экспертизы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теологические основания и коррекция религиозной идентичности в конфликтологии
Цель дисциплины: формирование понимания феномена религиозной идентичности, процесса ее становления, религиозной социализации, ресоциализации, владеть методами коррекции деструктивных форм религиозной идентичности в условиях отклоняющегося религиозного поведения. В рамках изучения курса рассматриваются средующие темы: религиозная идентичность как понятие: наука и теология; религиозная идентификация; составляющие религиозной идентичности; коррекция религиозной идентичности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Религиозные процессы в современных геополитических условиях
Цель курса - социально-философский анализ и разъяснение религиозных тенденций в современных геополитических условиях. Дисциплина направлена на изучение основных принципов составляющих религиозных процессов, их соотношение и взаимообусловленность в зависимости от учета конфессиональных особенностей, обусловленных различиями рассматриваемых религиозных организаций; основных направлений оптимизации межрелигиозного диалога в сохранении стабильности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Медиа, религия и конфликт
Целью дисциплины является формирование представлений о роли медиа в конфликтах, связанных с религиозными сообществами и идеологиями. Дисциплина изучает исторические и современные примеры понимания как освещение в медиа может усугублять, посредничать или разрешать религиозные конфликты. Рассматривается этика освещения религиозных конфликтов, влияние медийной предвзятости и использование социальных медиа для мобилизации религиозных групп.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Религиозные идентичности в современном Казахстане
Цель предмета: формирование способности самостоятельно давать эмпирические рекомендации по результатам, полученным в ходе научно-теоретических исследований. В рамках предмета рассматриваются темы по теоретико-методологическим аспектам этнического изучения в контексте этнополитических процессов и стратегий идентификации казахстанского народа, этническому феномену в структуре казахстанской иерархии идентификации, когнитивному анализу этнических и национальных ценностей.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Медиативный потенциал мировых религий
Цель дисциплины сформировать способность находить технологические решения научной проблемы, разграничивать определения понятий «религиозный конфликт» и «религиозная составляющая. Курс направлен на анализ основных подходов и методов урегулирования конфликтов в религиозной медиации, институтов медиации в деле разрешения конфликтных ситуаций, связанных с религиозными взглядами, тенденций возникновения возможностей развития конфликтов религиозного состава, возможностей медиации в контексте религиозных конфликтов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Научно-методологические аспекты радикализации и дерадикализации
Цель дисциплины усвоение теоретических подходов и моделей радикализации, принципов формирования антитеррористических ценностей, стойкого неприятия обществом идеологии насилия. Дисциплина направлена на изучение субъектов, форм и признаков радикализации, эффективных контрнарратив, направленных против радикальной пропаганды, процесс радикализации молодежи, в том числе и в социальных сетях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория и практика разрешения религиозных конфликтов
Цель курса - формирование целостной системы религиозных и межконфессиональных понятий и овладение практикой разрешения конфликтов. Предмет направлен на освоение основных закономерностей разрешения религиозных конфликтов, механизмов функционирования различных форм религиозно-политического взаимодействия, теории и практики взаимоотношений между религиозными системами, основных форм и типов отношений между религией и государством.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методология анализа и управления религиозными конфликтами
Цель дисциплины формирование практики по регулированию, разрешению и управлению конфликтами в социальном, профессиональном, поликультурном полиэтническом, поликонфессиональном общении. В процессе изучения дисциплины рассматриваются: межконфессиональная толерантность как глобальная проблема современности, типы религиозных конфликтов, причины и следствия межконфессиональных конфликтов, религиозный фундаментализм, терроризм, экстремизм, сепаратизм, крупные религиозные конфликты ХХ века, урегулирование религиозных конфликтов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Обосновать характер конфликта, причин его возникновения, и их особенностей в различных социальных институтах;
- Прогнозировать пути решения межэтнических и межконфессиональных проблем и конфликтов на основе логического анализа общих закономерностей и специфических черт этнической политики;
- Анализировать религиозные, философские, культурно-политические, социально-психологические литературы на иностранных языках;
- Реализировать социальные программы, направленных на создание условий для достижения диалога, толерантности и консенсуса как в религиозных вопросах, так и в обществе;
- Систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки;
- Классифицировать знание об эволюции представлений о конфликте, природы конфликта, его структуры, видов, причинных факторов, особенностей динамики, специфики конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение;
- Участвовать в разработке соответствующих программ, направленных на снижение состояния конфликтов в обществе, повышение стабильности и мира во всех сферах общества;
- Проводить экспертные процедуры в отношении конфликтного потенциала с выработкой собственной концепции о конфликтах в этнических и религиозных организациях;
- Разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым религиоведческим дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций;
- Составлять учебные и методические разработки, рекомендации по актуальным проблемам в сфере религии, используя современные методологические принципы и методические приемы исследования.