6B02307 Русская филология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка специалиста в области русской филологии, способного осуществлять эффективную устную и письменную коммуникацию внутри научного сообщества для достижения качественных прорывов в процессах создания инновационной продукции/услуг, а также обеспечивать коммуникацию с государственными органами власти и профессиональными сообществами, организациями культуры, управления, книгоиздания, массмедиа.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B037 Филология
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B023 Языки и литература
Дисциплины
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель - сформировать навыки в познавательной деятельности в сфере науки. Использовать методы научных исследований для понимания и усвоения информации. Уметь описывать объект исследования. Владеть методами поиска, обработки научной информации, систематизации, анализа, синтеза для получения объективного содержания научного знания. Применять аналитические и практические методы исследования и системы аргументации для обоснования, утверждения, оценки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русский фольклор
Цель дисциплины – сформировать способность описывать и характеризовать особенности фольклорных текстов, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы фольклора, категорий и концепций фольклористики. Дисциплина направлена на изучение: художественных особенностей фольклора, системы жанров и поэтических связей с литературой, исторической эволюции народных поэтических традиций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История русской литературы XI-XVII веков
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать особенности, специфику, основные закономерности истории русской литературы ХI-ХVII веков, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы памятников древней книжности, их поэтики, художественной ценности, для анализа и оценки идейно-культурных и художественных явлений литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История русской литературы XVIII века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать специфику и закономерности развития литературного процесса XVIII века, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания генезиса стихосложения, гражданской и лирической поэзии, драматургии и психологической прозы; навыки анализа и интерпретации произведений изучаемого периода, систематизации и обобщения научной информации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Словообразование современного русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность объяснять словообразовательные особенности слова, чтобы правильно с нормативной точки зрения образовывать производные слова в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом словообразовательных норм русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
История русской литературы первой половины ХІХ века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать специфику и закономерности развития литературного процесса первой половины XIX века, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации произведений изучаемого периода, систематизации и обобщения научной информации и презентации интерпретаций художественных текстов. Вырабатывает способность работать с большими объемами информации.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Введение в языкознание
Цель дисциплины – ознакомить студентов с предметом и задачами науки о языке, структурой и основными направлениями современной лингвистики, основными разделами языкознания; сформировать представление о базовых лингвистических понятиях, об основной лингвистической терминологии; подготовить студентов к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Фонетика современного русского языка
Цель дисциплины - сформировать способность объяснять артикуляционные, акустические и фонологические характеристики слова, чтобы создавать устный текст. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом фонетических норм русского языка. Дисциплина направлена на изучение: акустической, артикуляционной, перцептивной фонетики современного русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Введение в литературоведение
Цель дисциплины сформировать способность применять основные теоретические понятия литературоведения, необходимые для изучения художественного творчества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования особенностей построения и идейно-тематического содержания произведений художественной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей содержания, построения художественных произведений, методов исследования творчества писателей, определения значения профессии литературоведа.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Лексикология и фразеология современного русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность объяснять лексический выбор слов, чтобы создавать устный/письменный текст. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом лексических норм русского языка. Дисциплина направлена на изучение семантики, лексикографии, этимологии, фразеологии, лексических норм современного русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
История русской литературы второй половины ХIХ века
Цель дисциплины – исследовать закономерности развития русской литературы второй половины ХIХ в. как этапа историко-литературного процесса и смены продуктивных жанровых моделей русской литературы. Учебный курс формирует умение определять специфику и основные тенденции развития литературного процесса в России второй половины ХIХ века, выявлять своеобразие индивидуальных художественных систем крупнейших писателей в контексте традиций и новаторства.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
История литературы античности, средневековья и эпохи Возрождения
Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать основные этапы развития и эволюции литературы античности, средневековья и эпохи Возрождения, ее влияние на дальнейшее развитие литературы и культуры. Изучаются: идейно-тематическое и жанровое многообразия зарубежной литературы данного периода; принципы ее классификации и систематизации.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
История русскоязычной литературы Казахстана
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать специфику и закономерности развития литературы Казахстана, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует методологическую основу понимания путей развития русской литературы Казахстана, ее своеобразия, эстетической ценности для литературоведческого анализа, вклада в мировую литературу; вырабатывает навыки анализа и интерпретации произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История литературы народов СНГ
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать специфику и закономерности развития литературы народов СНГ. Учебный курс формирует методологическую основу понимания путей развития национальных литератур, их эстетических и художественных особенностей, вклада в мировую литературу; вырабатывает навыки анализа и интерпретации произведений литературы СНГ.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать основные этапы развития и эволюции зарубежной литературы XVII-XVIII веков, ее влияния на литературу и культуру последующих эпох, чтобы проводить исследование и консультирование. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации произведений зарубежной литературы XVII-XVIII веков, способствует развитию навыков работы с научной литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История русской литературы первой половины ХХ века
Цель дисциплины – сформировать способность оценивать развитие русской литературы первой половины ХХ века, литературные направления и течения, особенности творческих индивидуальностей, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания специфики русской литературы первой половины ХХ века, разнообразия эстетических поисков художников; вырабатывает навыки анализа произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать литературу, используя терминологический аппарат теории литературы, чтобы проводить литературоведческое исследование, создавать историографический анализ научной литературы по литературоведению, составлять научные отчеты, работать в команде и многонациональном поликультурном коллективе. Учебный курс формирует методическую основу понимания природы литературного творчества.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История зарубежной литературы ХІХ века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать основные этапы развития зарубежной литературы XIX века, ее влияния на литературу и культуру ХХ века, чтобы проводить исследование и консультирование. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации произведений зарубежной литературы XIX века, развивает навыки работы с научной литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Семантика русского языка
Цель дисциплины - сформировать способность описывать значения языкового знака, анализировать семантику языковых знаков в системе языка и речи, дифференцировать правильные и аномальные высказывания. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания синтагматических и парадигматических отношений лексем, морфем, семантики слова, смысла высказывания, выделения эксплицитной и имплицитной информации.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Русский язык и Digital Humanities
Цель дисциплины - сформировать способность осуществлять исследования в области языкознания с использованием современных цифровых технологий. В результате изучения дисциплины обучающиеся научатся применять цифровые технологии в профессиональной деятельности: собирать, обрабатывать и анализировать данные, работать с текстовым корпусом, электронными библиотеками, информационно-поисковыми системами, компьютерными словарями, средствами дистанционного обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Прагматика русского языка
Цель дисциплины – сформировать у студентов способности анализа и оценки речевой деятельности отдельных личностей и социальных групп. Учебный курс формирует навык распознавания намерений говорящего в соотнесенности с типами речевых актов, стратегией языкового выражения, которая определяется условиями общения (прагматическими пресуппозицией и контекстом).
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История русской литературной критики
Цель дисциплины – сформировать способность проводить сопоставительно-сравнительный анализ критических концепций, их оценку для самостоятельной интерпретации литературных произведений с целью научного исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания русской литературной критики как синтеза научно-философской и художественной мысли, науки и публицистики.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
История русской литературы второй половины XX века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать закономерности развития русской литературы второй половины ХХ века, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу осмысления характера обновления классических традиций и разрыва с ними в указанный период; вырабатывает навыки анализа и интерпретации произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Русская проза начала ХХ века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать специфику и закономерности развития русской прозы начала ХХ века, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания художественно-семантической специфики прозы для анализа и оценки разнообразия эстетических поисков художников; вырабатывает навыки анализа и интерпретации произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
История зарубежной литературы ХХ века
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать основные этапы развития зарубежной литературы ХХ века, ее влияние на современную литературу и культуру, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации произведений современной зарубежной литературы, способствует развитию навыков работы с научной литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками литературоведческого и культурологического характера.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Стилистика русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность продуцировать тексты в рамках коммуникативно-значимых речевых ситуаций, чтобы обеспечить эффективное письменное и устное общение; сформировать способность корректировать и редактировать тексты разных стилей и жанров, проводить их техническую подготовку к изданию, используя возможности текстового редактора; корректировать содержание цифровых изданий, интернет-журналов, сайтов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Основы литературного редактирования
Цель дисциплины – сформировать способность проводить литературное редактирование текстов. Учебный курс формирует практические навыки литературной правки текстов разных стилей и жанров с использованием возможностей текстового редактора. Дисциплина направлена на формирование практических навыков корректорской и редакторской правки научной, технической, общественно-политической, экономической и другой специальной литературы, правки контента цифровых изданий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Поэтика художественного текста
Цель дисциплины - сформировать способность анализировать и интерпретировать художественный текст в аспекте поэтики, используя классические и инновационные приемы и методы исследования поэтики литературного произведения. Дисциплина направлена на изучение текста как структуры, порождающей смыслы, формальных и содержательных элементов художественного произведения и современных технологий анализа и интерпретации поэтики художественного текста.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Историческая грамматика русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность объяснять аномалии в современном русском языке с диахронической точки зрения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы понимания процессов, происходящих в русском языке X-XX веков. Дисциплина направлена на изучение фонетических и грамматических особенностей древнерусского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Синтаксис современного русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность объяснять синтаксические особенности словосочетания и предложения, чтобы правильно строить предложение в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом синтаксических норм русского языка. Дисциплина направлена на изучение структуры, устройства и принципов функционирования словосочетания, простого и сложного предложения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История русского литературного языка
Цель дисциплины – сформировать способность исследовать процесс становления и развития русского литературного языка. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы понимания развития и функционирования системы норм и стилей литературного языка. Дисциплина направлена на сравнительное изучение русских памятников письменности разных эпох с диахронической точки зрения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Русская орфография
Цель дисциплины: сформировать способность применять на практике орфографические правила русского литературного языка, чтобы самостоятельно создавать тексты, проводить корректирование и редактирование авторских текстов. Изучаются: основные принципы русской орфографии; основные принципы правописания: фонетический, морфологический, традиционный; трудные случаи орфографии; приемы совершенствования орфографических навыков.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, чтобы обеспечить эффективное письменное общение в академической среде; сформировать способность корректировать и редактировать научные тексты проводить подготовку текстов к печати, используя возможности текстового редактора. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: аннотации, рефераты-обзоры, аналитические эссе, филологические комментарии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Технологии литературоведческого исследования
Цель дисциплины – сформировать способность проводить литературоведческое исследование с использованием традиционных и новых технологий анализа художественных произведений; создавать аннотации, рефераты, тематические обзоры научной литературы и научно-технической документации. Учебный курс формирует методологическую основу проведения исследовательской работы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Морфология современного русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность объяснять грамматические характеристики словоформ, чтобы осуществлять верный с нормативной точки зрения выбор морфологических форм в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом морфологических норм русского языка.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Русская пунктуация
Цель дисциплины: сформировать способность применять на практике пунктуационные правила русского литературного языка, чтобы самостоятельно создавать тексты, проводить корректирование и редактирование авторских текстов. Изучаются: основные принципы русской пунктуации; коммуникативные функции знаков препинания; трудные случаи пунктуации; приемы совершенствования пунктуационных навыков.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Интерпретация художественного текста
Цель дисциплины – сформировать способность истолкования смысла литературного произведения в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. Учебный курс формирует навыки и умения аналитического прочтения текста, умения проникнуть в его художественную ткань и осмыслить идейную и эстетическую ценность прочитанного.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Цель дисциплины – сформировать способность делать историографический анализ научной литературы по языкознанию, проводить исследование языковых фактов, используя теоретико-методологические основы современного языкознания, составлять научные отчеты, работать в команде и многонациональном поликультурном коллективе. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы, структуры и процесса функционирования языка в обществе.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Современная русская литература
Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать закономерности развития современной русской литературы, чтобы проводить исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу осмысления художественных стратегий и дискурса литературы рубежа ХХ-ХХI веков; вырабатывает навыки анализа и интерпретации произведений. Вырабатывает способность работать с большими объемами информации, применяя ИКТ.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Проводить историографический анализ научной литературы по филологии на основе знания методологических положений теории языкознания и литературоведения.
- Консультировать по вопросам языкознания и литературоведения на основе знания категориального аппарата филологической науки, основных положений в области теории и истории русского языка, русской и зарубежной литературы, философии познания.
- Осуществлять подготовку к печати аннотаций, рефератов, тематических обзоров научной литературы и научной документации на русском языке на основе знания законов продуцирования научного текста.
- Анализировать большие объемы информации из разных источников с применением современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий.
- Разрабатывать систему научной коммуникации в рамках модели «треугольника знаний»: наука – образование, наука – инновации, образование – инновации.
- Подготавливать информационные материалы, письма, обращения в органы власти, ответы на запросы с соблюдением норм русского литературного языка на основе знания стилистики и культуры речи.
- Проводить правку текстов разных стилей и жанров, материалов переписки с государственными органами власти и профессиональными сообществами на основе знания норм русского языка.
- Осуществлять редактирование текстов разных стилей и жанров, вычитку отредактированных рукописей.
- Владеть навыками практической работы с контентом web-сайтов; цифровых изданий, online-журналов с точки зрения содержания, а также соблюдения языковых норм.
- Работать в команде и многонациональном поликультурном коллективе, демонстрируя способность к социальному взаимодействию для решения проблем научной отрасли.