7M05118 Зоология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку высококвалифицированных, конкурентноспособных специалистов, способных решать научные проблемы в области фундаментальных и прикладных аспектов зоологии с использованием современных методов и информационных технологий с трудоустройством в научно-образовательных, природоохранных учреждениях, а также в сельском хозяйстве, медицине и здравоохранении.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M080 Биология
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Современные методы исследования зоологических объектов
Цель – формирование компетентного представления о методах проведения исследований в различных направлениях зоологии включающие методы статистической обработки данных, планирования наблюдений за животными и полевого опыта; методы учета численности животных – маршрутный, дистанционный (телеметрия, фотоловушки, мечение); методы изучения миграций позвоночных, методики изучения популяционной структуры мелких наземных позвоночных с использованием генетических методов их специфики на современном этапе развития науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сравнительная морфология позвоночных животных
Цель – сформировать знания об истории развития сравнительной анатомии и морфологии животных; освоить методы сравнительной морфологии позвоночных животных, изучить план строения позвоночных в различных систематических группах, ориентироваться в систематике и классификации, провести сравнительный анализ отдельных систем органов и аппаратов, проследить эволюционные изменения органов и функций в связи с адаптациями к условиям существования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Принципы зоологической систематики
Цель – систематизировать знания о месте животных в биологическом разнообразии, о принципах их классификации и систематизации, о значении филогении для построения естественной системы, о типах (эталонах) таксонов различного ранга, регламентации правил описания новых таксонов, об иерархическом принципе построения зоологических систем и основных принципах кладистики.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы анализа структуры сообщества
Цель - дать целостное представления о классических и современных методах анализа, с основными принципами и подходами к обработке результатов и интерпретации по структурам сообществ позвоночных животных разнообразных экосистем (почвенные, лесные, степные, пустынные, водные)
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоинформационные системы в зоологии
Цель - сформировать важность применения современных методов геоинформационных систем (ГИС) в зоологии, в мониторинге состояния окружающей среды, способах пространственной локализации данных, сущности, специфики, и свойствах экологической информации, картографических аспектах геоинформационной методологии их структуры, состав, функциональные возможности и требования, предъявляемые к ГИС.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблемы систематики, эволюции и филогении позвоночных животных
Цель – использовать современные знания по систематике разных классов позвоночных животных, рассмотреть проблемные и дисскусионные вопросы по филогении и родственным взаимоотношениям основных таксонов в каждом классе позвоночных животных, показать адаптивную радиацию таксонов, как в группе анамний, так и в группе амниот.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Популяционная биология
Цель – дать целостное представление об основной концепции популяционной биологии, о морфологических, экологических, генетических, биохимических аспектах природных популяций: возрастной и половой структуры, динамики численности, величине, внутривидовых и межвидовых связей и методических подходов к изучению водных и наземных популяций животных.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения, для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Фенетическое разнообразие и его оценка
Цель – дать целостное представления о понятии фенотип, о фенетическом разнообразии в различных популяциях животных, факторах обуславливающих фенотипическую изменчивость в популяционных исследованиях, на основе которых можно дать оценку популяционной структуры вида, подвида, пород животных и микрофилогенеза
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительная эмбриология позвоночных
Цель – систематизировать знания об основных периодах и стадиях эмбрионального развития различных групп позвоночных животных, закономерностях развития систем органов на клеточном, тканевом, организменном уровнях, провести сравнительный анализ систем органов у разных групп позвоночных и интерпретировать результаты в онто- и филогенетическом аспектах.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Популяции и сообщества промысловых животных
Цель - систематизировать знания о популяциях и сообществах промысловых видов птиц и млекопитающих, анализировать биологические особенности охотничье-промысловых животных их систематики, географическом и биотопическом распространении, популяционной структуры, численности, биологического мониторинга сообществ промысловых животных и научно-обоснованного изъятия.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Правовые основы сохранения и защиты животного мира Казахстана
Цель – сформировать знания по нормативно-правовым документам, законодательным актам, правовому регулированию по сохранению , защите и рациональному использованию животного мира и среды его обитания на глобальном, региональном и локальном уровнях, грамотно применять международно-правовые источники по сохранению биоразнообразия и охраны окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Сранительная зоопсихология
Цель – систематизировать знания об основных этапах, механизмах и закономерностях эволюции психики различных групп животных и человека, об эволюции психики животных, а также качественных отличиях психики животного и человека и генетическом родстве, формирования поведенческих паттернов у человека и животных; методах научного исследования психики и животных; и человека.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Жизненные циклы беспозвоночных
Цель – систематизировать знания о жизненных циклах различных таксономических групп - беспозвоночных (простейшие, плоские черви, ракообразные, насекомые полным, частичным и прямым метаморфозом) и практического применения в сфере фундаментальных основ эволюционной биологии животных и прикладных - в области охраны природной среды и сохранения биоразнообразия.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Зоологические ресурсы, методы их контроля и управления
Цель – сформировать целостное представление о видах составляющих зоологические ресурсы их таксономической принадлежности, биологических характеристиках, ареалах обитания, суточных, сезонных миграциях, пространственно-временной динамики, методах контроля и управления научно-обоснованных подходах по сохранению, воспроизводству и использованию зоологических ресурсов с учетом промыслового изъятия.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Организация и планирование особо охраняемых природных территорий Казахстана
Цель – систематизировать знания об основных типах особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, резерваты, заказники и др.), особенностях их режима охраны и зонирования, фаунистических и флористических комплексах наземных и водных экосистем и нормативно-правовых документов по организации и функционирования ООПТ, экологических проблемах и рационального природопользования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Биоиндикация и экодиагностика
Цель – сформировать представление о видах биоиндикаторах почвенных животных (фототрофных микроорганизмов мезо-, макрофауна) для экодиагностики почв и мониторинга состояния среды обитания, методах и формах биоиндикации для выявления экологического состояния окружающей среды, а также принимать профессиональные решения при восстановлении нарушенного почвенного покрова.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Избранные главы медицинской зоологии
Цель – сформировать системные знания в области некоторых аспектов медицинской зоологии, жизненных циклах паразитов, паразитических простейших и членистоногих, роли возбудителей в переносе зоонозных инфекций (птичий, свиной грипп, геморрагическая лихорадка, чума, бешенство и др.), динамики численности хозяев и переносчиков, факторов ее регуляции и саморегуляции природно-очаговых болезней у животных и человека.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Применять знания по философии и методологии, педагогики высшей школы, по иностранному языку в межкультурной, профессиональной и научной деятельности.
- Применять фундаментальные понятия психологии управления, знаний дидактики, теории воспитания и менеджмента образования в преподавательской деятельности и в процессе профессионального становления.
- Совершенствовать системные фундаментальные знания в области зоологии.
- Критически оценивать фундаментальные и прикладные исследования в области зоологии, с использованием современных методов диагностики и анализа.
- Использовать современные методы геоинформационных систем (ГИС), экологическую информацию при изучении биологии и распространения животных.
- Интерпретировать современную методологию исследований в области зоологической науки.
- Прогнозировать сохранение и устойчивое развитие биологического разнообразия с использованием методов качественного и количественного учета численности животных.
- Классифицировать методы биоиндикации и экодиагностики природных зон обитания живых организмов для восстановления нарушенных экосистем.
- Разрабатывать научные и научно-технические программы и проекты с использованием научно-технической информации, правил и норм законодательной базы по сохранению биоразнообразия.
- Анализировать научные исследования, методологию при оформлении статей, отчетов и магистерской диссертации.