6B05110 Зоология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных специалистов-зоологов, компетентных в области фундаментальной и прикладной зоологии и экологии животных, владеющих современными методами полевых и лабораторных исследований и востребованных в сферах науки, медицины, сельского хозяйства, природоохранных учреждениях, культурно-просветительских организациях.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Зоология беспозвоночных животных
Цель дисциплины - изучение многообразия и современной системы беспозвоночных животных, начиная с одноклеточных и заканчивая четырехслойным уровнем организации (черви, моллюски, ракообразные, иглокожие), происхождением, филогенией, эволюцией, распространением, организацией и жизненными циклами свободноживущих и паразитических форм, а также практическим значением основных таксонов беспозвоночных животных
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Химия и математика
Цель дисциплины формировать умение описывать фундаментальные вопросы общей химии и предполагает выполнение математических арифметических действий, нахождение приближенных значений величин и вычислительных ошибок, решение задач прикладного характера с сочетанием устного и письменного подходов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Общая ботаника
Цель дисциплины сформировать представление о систематическом многообразии систематики низших и высших растений, анатомическом строении различных систематических групп растений, особенностях экологической адаптации к разнообразным климатическим зонам, об основных понятиях фитоценологии и современных методах работы с растениями в полевых и лабораторных условиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Зоология позвоночных животных
Цель дисциплины - изучение анатомических, морфологических, физиологических, особенностей различных классов типа Хордовых (Chordata) животных биологических, экологических, этологических характеристик, ключевых признаков разных классов позвоночных животных с использованием определительных таблиц их систематики, происхождения, эволюции и распространения, значения в биоценозах, и народном хозяйстве.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Биохимия
Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний состава, свойств, структуры и функций биохимических процессов живых организмов, особенностях биологического действия биополимеров, идентифицировать функциональные группы белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот регуляции метаболизма, обмена веществ и биохимических методов анализа в лабораторных условиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Цитология, гистология и биология индивидуального развития
Цель дисциплины- сформировать знания о живой клетке ее структурной организации биофизических и биохимических процессов происходящих в клетке, жизненном цикле и гибели клетки, развитие, происхождение и дифференциация тканей их классификация, изучение этапов эмбрионального развития позвоночных животных, стадии гаметогенеза; оплодотворения; основных типах дробления, способах гаструляции, нейруляции и органонеза у позвоночных животных.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Энтомология и арахнология
Цель - формирование целостного представления о систематике, морфологии и анатомии, биологии, экологии, физиологии, эволюционных этапах развития размножения, принципов классификации, освоении методик сбора коллекционирования, статистического анализа и изготовления препаратов различных групп насекомых, паукообразных и клещей; их значении, в народном хозяйстве, медицине и в ветеринарии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Герпетология
Цель дисциплины – ознакомить с особенностями анатомии и морфологии, биологией, экологией, географическим распространением амфибий и рептилий, современными представлениями на систематику, происхождение и филогению, редкими и исчезающими видами герпететофауны,значением в биоценозах и прикладной - фармакологии, а также методами полевых и лабораторных наблюдений и бистатистического анализа.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Протозоология
Цель дисциплины - формирование современных представлений о Protozoa как о важнейшей составляющей мира живого, их многообразии, систематики, филогении, эволюции и происхождении Metazoa и значении в природе и жизни человека, изучение основных методов борьбы с вредными протистами и усвоение практических навыков в защите от протозойных болезней.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Генетика и молекулярная биология
Цель дисциплины - формирование целостных и системных знаний законов наследования признаков, типах наследования, понимание о механизмах хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации на уровне биомолекул; свойствах и функциях нуклеиновых кислот и белков, об современных молекулярно-генетических методах исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Биология микроорганизмов
Цель дисциплины – формирование базовых знаний о систематике, морфологии, генетики и размножении бактерий; метаболизме микроорганизмов, строении, физиологии и биохимии микроорганизмов, биологии возбудителей наиболее распространенных инфекций, а также меры борьбы и профилактике этих болезней, освоение современных методик изучения микроорганизмов и микробиологических процессов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Гидробиология и ихтиология
Дисциплина является основой теоретических знаний и приобретение умений и навыков в области ихтиологии и гидробиологии. В результате изучения курса у студентов формируются знания о биологических и экологических групп рыб и беспозвоночных гидробионтов, закономерностях онтогенеза рыб и беспозвоночных гидробионтов; владеет методами ихтиологических и гидробиологических исследований; применяет полученные знания в научной и практической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Орнитология
Цель дисциплины - сформировать знания о морфологическом и анатомическом строении, физиологии, происхождении, эволюции, адаптивной радиации, географическом распространении в классе птиц; биологических и экологических характеристик птиц: полет, сигнализация и общение, суточные и сезонные ритмы, гнездование, питание, размножение, линька, миграции и значении их в природе и в жизни человека.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Гельминтология
Цель - сформировать представление о классификации гельминтов по различным таксономическим группам морфо-физиологическим, биологическим, характеристикам, образе жизни, среде обитания, особенностях питания, метаболизма, сущности, этиологии, симптоматики, диагностики, патогенности, циклы и фазы развития преимагинальных и имагинальных стадий роли в биоценозах, способах заражения и мерах профилактики вызываемых ими заболеваний.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Экологическая физиология животных
Цель - формирование у студентов системных знаний о процессах жизнедеятельности организма высших позвоночных и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования систем и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и экологическими условиями обитания, о физиологических методах анализа и морфофункциональных закономерностях процессов адаптации.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 9
-
Почвенная зоология
Цель дисциплины - определение роли разнообразных групп почвенных организмов в формировании почв и почвенного плодородия; а также специфики почвы как среды обитания микро- мезо- мегафауны, распределение их в различных типах почв, и роли в почвообразовательном процессе и биоиндикации почв, с использованием зоологических методов и статистического анализа.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Основы паразитологии
Цель - формирование представлений о паразитизме как эколого-эволюционном явлении, видах паразитизма, отношениях организм-хозяин, систематики, биологии, значении наиболее представительных групп паразитов в природе и жизни человека, жизненные циклы паразитов – возбудителей инвазий человека и сельскохозяйственных животных; владение современными методиками исследования паразитов и применение их в практике.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Зоотоксинология
Цель – сформировать представление о дисциплине «Зоотоксинология», ознакомить с новейшими методами изучения ядов животных, о классификации и зоогеографическом распространении ядовитых животных, строении ядовитых аппаратов, химической природе и молекулярной структуре ядов, механизмами действия зоотоксинов их использования в фармакологии и разработки противоядий, а также в рациональном использовании и охраны ядовитых животных.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Палео- мезо- и кайнозойская фауна Казахстана
Цель дисциплины – дать представление о истории Земли, геохронологическом возрасте эр и периодов, общей характеристике палео-, мезо- и кайнозойской фауны беспозвоночных и позвоночных животных Казахстана их классификации, условий захоронения геологическом возрасте, стратиграфическом значении, и об основных методах изучения ископаемых животных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Палеозоология и эволюция животных
Цель - сформировать представление о палеозоологии как дисциплины на стыке биологии и геологии, об основных принципах систематики ископаемых животных, их эволюции, палеоэкологии, закономерностях захоронения организмов, типах сохранности, номенклатуры, как наиболее значимых для стратиграфии групп, а также о современных методах изучения палеозоологических ископаемых остатков.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Зоогеография
Цель дисциплины - сформировать представление о зоогеографическом районировании Земного шара, формировании фаунистических комплексов, происхождении и эволюции материковых фаун, экологических основах зоогеографии, хорологии: зональной структуры, расселении, эндемизма, генезиса; принципах и методах картирования ареалов животных, а также антропическом воздействии на фауну.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Эволюционное учение
Цель дисциплины – формирование представления о современных взглядах на эволюционное учение, основных положений теории, раскрывающей сущность эволюционного процесса – микроэволюция: естественный, искусственный отбор, борьба за существование, видообразование; макроэволюция: филэмбриогенез, основные пути биологического прогресса; современные проблемы теории эволюции.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Териология
Цель - сформировать целостное представление о представителях класса млекопитающих, их морфологии, физиологии, систематики, образе жизни, географическом распространении, происхождении, классификации, особенностях размножения и развития основных эколого-систематических групп млекопитающих; методах в практической работе - полевых наблюдений, статистического анализа, коллекционирования и их роли в жизни человека.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Этология животных
Цель – дать представление о современных знаниях поведения животных, основных понятий в этологии (поведение, инстинкт, психика, мышление, сознание, когнитивные способности и пр.), методах изучения поведения в разных таксономических группах животных, проанализировать основные закономерности формирования поведения в процессе онтогенеза и генетике поведения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Биоэтика и охрана генофонда животных
Цель дисциплины – формирование представлений о биоэтики как необходимом условии в воспитания и моральных, этических, нравственных норм, правил, стандартов необходимых при охране и сохранении генофонда редких и исчезающих видов фауны, использование и ознакомление с основными методами восстановления генофонда малочисленных и исчезающих видов животных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Экология грызунов
Цель дисциплины сформировать знания о экологии и биологии отряда грызунов, их систематики, анатомии, морфологии, физиологии, адаптации к среде обитания, экологических группах, численности, и биологических параметрах, а также их роли в экосистемах и как носителей и переносчиков особо опасных эпизоотий и в народно-хозяйственном значении.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
Результаты обучения
- Применять знания о научно-философском наследии, основных видах инноваций, финансовой грамотности, безопасности жизнедеятельности человека и положений антикоррупционного законодательства.
- Интерпретировать фундаментальные знания в области зоологии для понимания процессов жизнедеятельности животных.
- Применять закономерности, формулы и методы естественных наук в зоологии.
- Использовать знания по направлениям зоологической науки для оценки и мониторинга состояния современной фауны.
- Сравнивать биологию и экологию ныне живущих и ископаемых животных для определения географического возраста таксонов и составления карт их распространия.
- Применять биологические и статистические методы для интерпретации результатов зооологических исследований.
- Проводить лабораторные, полевые, мониторинговые исследования ex situ животных в соответствии с международными требованиями и принципами биоэтики
- Проводить научные исследования для разработок акклиматизации и интродукции диких, ценных и редких видов животных.
- Пополнять базы данных, содержащих уникальные сведения по наблюдениям, экспериментам, находкам и т.д.
- Представлять результаты исследований на научных конференциях, публичных слушаниях, с учетом анализа мировой научной литературы.
- Изготавливать коллекционные, демонстрационные макро- и микропрепараты с использованием существующих зоологических методов.
- Интерпретировать научные теории и концепции современных направлений зоологии при решении проблемных ситуаций в научной и производственной деятельности.