6B02117 Традиционно-музыкальное искусство: Народные инструменты в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Формирование профессиональной компетенции в педагогической и исполнительской деятельности; подготовка высококвалифицированных исполнителей концертно-творческих учреждений и преподавателей средних музыкальных учебных заведений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Основы предпринимательства
При овладении этой дисциплины студенты изучают теоретические основы и приобретают практические навыки организации предпринимательской деятельности в конкурентной среде. Выполняя практические задания, исследуют природу новых бизнес-концепций, описывают особенности предпринимательской деятельности. Работая в группах, студенты составляют бизнес-проекты и развивают в себе способности критического анализа и возможности разработки бизнес-планов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестровый ансамбль 1
Основные принципы игры на инструменте в составе оркестра. Роль правильной посадки и постановки рук в освоении игры на инструменте. Знакомство с разными видами штрихов. Первый шаг в изучении инструментов - упражнения, гаммы, этюды на открытой струне. Упражнения для правильного формирования постановки рук на инструменте. Чтение нот. Обучение музыкальной грамотности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность 1
Первые шаги в профессиональном обучении студента - выбор репертуара, основанный на принципе постепенного перехода от простого к сложному. Особенности и виды штрихов звукоизвлечения на домбре, свойственных различным песенным школам. Знакомство с особенностями различных приемов дыхания и голосового диапазона. Развитие музыкальной памяти и слуха и привитие студентам интереса к исполнительскому песенному искусству.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Основы антикоррупционной культуры
В процессе изучения рассматриваются причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией. В ходе курса рассматриваются проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе, анализируются социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Студенты осваивают основные составляющие здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий, используют знания в жизненных ситуациях. Работая в группах, студенты овладеют приемами оказания первой помощи, понимают важность профилактических мер для безопасности жизнедеятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ансамбль 1
В процессе занятий по данной дисциплине студенты должны приобрести такие необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности качества: развитие умения слышать звучание не только своей партии, но и всего ансамбля в целом и, в соответствии с этим, оценивать динамический баланс ансамбля; умение добиваться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т.д.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Идея Мәңгілік Ел и духовная модернизация
Изучение содержания идеи «Мәңгілік ел», ее ценностного характера, значимости в условиях внешних вызовов и угроз, роли духовных и социальных ориентиров в модернизации страны. Рассматриваются 7 ключевых ценностей, направленных на формирование казахстанского патриотизма и ценностных ориентиров, изучаются основные экономические, политические и социальные особенности развития казахстанского общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиоведение
Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы права
Целями изучения учебного курса «Основы права» является овладение студентами знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, приобретение навыков работы с законодательством, понимание главенства закона в государстве, развитие умения ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повышение уровня правовой культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сольфеджио 1
Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория музыки
Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс 1
Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Студенты овладевают основными понятиями экологии и закономерностями устойчивого развития природы и общества. При изучении данного курса студенты описывают структуру и динамику биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества, анализируют современные проблемы в области экологии, устанавливают взаимосвязь организмов со средой их обитания, оценивают последствия антропогенного влияния на окружающую среду деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательское право
Предмет «Предпринимательское право» даст возможность студентам овладеть знаниями правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и системе действующего законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в различных областях предпринимательской деятельности на основе изучения содержания и практики применения источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс 2
Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый ансамбль 2
Использование различных приемов и методов для развития пальцев рук при игре на инструментах в составе оркестра. Работа над особенностями звукоизвлечения на различных частях инструмента. Разбор и игра произведения по частям. Работа над качеством звука и соблюдение динамических оттенков для передачи характера произведения. Правильное использование позиций звукоизвлечения инструмента.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Ансамбль 2
Обучающийся через ансамбль овладевает навыками и приемами работы ансамбля. Изучение предмета "Ансамбль" позволяет расширить музыкальный кругозор обучающегося, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать у обучающихся слуховой самоконтроль, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего, формируется умение слушать себя и слушать партнера.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Сольфеджио 2
Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность 2
Фундаментальные знания о различиях традиционных песенных школ. Знакомство с богатым песенным наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи преемственности и развития традиционного музыкального искусства среди молодого поколения. Роль самостоятельной подготовки студентов в процессе обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Оркестровый класс 3
Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония 1
Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ансамбль 3
Умение играть в ансамбле в одном темпе, постепенно ощущая общность движения, чувствовать партнера; работать над единством художественного замысла, драматургии и воплощать ее в процессе совместного исполнения. Овладение студентами искусством фортепианного ансамбля, изучение фортепианных ансамблей казахстанских, русских и западноевропейских композиторов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Этносольфеджио 1
Слуховое усвоение домбровых, и прочих инструментальных, песенных, эпических традиций и стилей различных регионов Казахстана, песенного фольклора и древнего пласта инструментальной музыки, запись музыкального диктанта, ритмический диктант, мелодический диктант, устный диктант. Пение одноголосия и двухголосия.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Полифоническое сольфеджио 1
Овладение одноименными мажорными и минорными ладами. Пение параллельного мажора и минора. Пение ладов народной музыки. Анализ специфических интервалов по слуху. Создание заданных аккордов и интервалов. Пение вспомогательные и переходные хроматические звуки. Овладение тональностями. Анализ и пение голосов полифонического строения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый ансамбль 3
Освоение методов звукоизвлечения оркестровых инструментов. Умение работать с малыми и крупными произведениями. Развитие у студентов способности самостоятельной игры. Отличительные особенности исполнительства в составе оркестра, ансамбля. Изучение истории развития традиционных исполнительских искусств. Умение анализировать, сопоставлять стиль и принципы выступления известных исполнителей-музыкантов, используя их исполнение как образец.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сольфеджио 3
Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность 3
Учет качества голоса, возможности и владение инструментом. Упражнения для освоения различных видов и приемов дыхания с учетом голосовых способностей каждого студента. Развитие техники дыхания и силы голоса путем правильного вдоха и экономного диафрагмального выдоха.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История исполнительского искусства
Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки
Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио 2
Традиции, обычаи, свадебные обряды. Жанр қара өлең. Ритуальные песни жоқтау. Строение сложных народных песен. Региональные особенности казахской песенной традиции. Особенности школ Западного региона, школ Жетысу, Арка. Особенности и разновидности школ исполнения кюев.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый ансамбль 4
На инструментах оркестра «вибрато» - это метод вибрации звука, удерживая струну левым пальцем. Введение в типы "вибрато". Первые упражнения на вибрато - с использованием интервала квинта, дальнейшая работа исполнения вибрато в других интервалах. Использование практики "без штрихов" на начальной стадии исполнения вибрато. Особенности работы при выборе репертуара оркестра.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс 4
Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность 4
Упражнения для губ, челюсти, лицевых мышц. Раскрытие рта в пении. Влияние внешней техники и сценического движения певца на зрительское восприятие. Постановка голоса. Учет и соблюдение особенностей и закономерностей фонетики казахского языка во время исполнения песенного репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Полифоническое сольфеджио 2
Сольфеджиолирование ритмических фигур. Тритоны. Изучение пауз. Пение упражнений в различных размерах. Пение одноголосных и двухголосных упражнений. Анализ полифонических фактур. Пение упражнений, написанных в различных стилях. Впечатляющие виды музыки. Написание двухголосных диктантов. Анализ цепочек аккордов, развитие слуховых способностей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Гармония 2
Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы инструментоведения
Основные сведения из акустики музыкальных инструментов. Изучение технических и выразительных возможностей групп струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых, ударных, щипковых и клавишных инструментов, их роли в оркестре, репертуар оркестровых инструментов и переложение; основные виды оркестровой фактуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментоведение
Изучение инструментов казахского народного оркестра, современного симфонического оркестра, конструкция инструментов, их технические и выразительные возможности, специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), ознакомление с историей создания инструментов; всестороннее изучение исторических процессов музыкально-стилевого развития инструментально-оркестрового мышления.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Традиционная музыкальная культура казахов
Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс 5
Подготовка к музыкально-исполнительской деятельности в оркестре, навыки репетиционного процесса и концертного исполнения в составе оркестра; свободное владение диапазоном оркестра, профессиональными навыками чтения с листа. Владение репертуаром в различных жанрах и стилях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый ансамбль 5
Освоение метода звукоизвлечения "легато" - метода непрерывного исполнения нескольких нот на одном смычке. Знакомство с разновидностями "легато". Особенности и правильное расположение пальцев левой руки и плавное ведение смычка вверх или вниз. Выполнение упражнений в среднем регистре как способ эффективного овладения методом "легато". Знакомство с репертуаром оркестра.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Казахское народное музыкальное творчество
Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее дирижирование
Анализ музыкальных произведений, дирижирование произведений, умение точно воспроизвести дирижерские жесты и учитывать размер произведения. Точное выполнение технических упражнений. Творческий поиск интерпретаторских решений; овладение навыками организаторской деятельности; развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы дирижирования
Изучение главных положений техники дирижирования, использование технических приемов для достижения выразительности дирижерского жеста, изучение исторического аспекта, проблем современного музыкального репертуара и путей для их решения. Концертная подготовка произведений, научно-исследовательская деятельность , связанная с проблемами дирижерской практики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыкальной педагогики
Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Изучение оркестровых партий
Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива казахских народных инструментов; практическое освоение оркестрового концертного репертуара казахских кюев. Формирование способностей к музыкальному взаимодействию в оркестре.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История казахской музыки
Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Музыкальная форма 1
Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение оркестровых трудностей
Использование в оркестровом исполнительстве многообразных возможностей инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. Изучение партий духовой, симфонической и оперной музыки; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность 5
Значение уровня владения игрой на домбре при исполнении народных песен. Роль текста песен. Развитие культуры речи и работа над дикцией исполнителя. Упражнение на разные части лица: челюсти, губы, неба. Упражнения для развития речевых навыков. Знакомство с творчеством и манерой исполнения великого певца Гарифоллы Курмангалиева (Западная школа).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Музыкальная педагогика и психология
Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ музыкальных произведений 1
Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Чтение нот с листа
Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фольклорный ансамбль, тартыс
Формирование навыков исполнительства на основе народной культуры, воссоздание кюев, песен различных жанров и местных стилей в этнографически достоверной форме их звучания с учетом диалектной, жанрово-стилевой специфики, этнографического контекста, закономерностей исторического развития традиций народной музыкальной культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Выбор репертуара
Разучивание и исполнение произведений прошлых и современных композиторов. Грамотный подбор произведений малой и крупной форм в соответствии с оптимальными возможностями исполнителя, с учетом особенностей коллектива, способностью справляться с техническими задачами в произведениях, стилистической и жанровой направленности музыки. Воспитание художественного вкуса исполнителя.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений 2
Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальность 6
Понимание и умение передачи особенностей и характера исполняемых песен. Работа над артикуляцией, мимикой, нюансировкой, динамикой произведения. Актерское и сценическое мастерство исполнителя. Работа над приемами украшения звукоизвлечения (мелизмы), художественный окрас. Знакомство с творчеством Мухита Мералы и Акан Cеры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Полифония
Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная форма 2
Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестровый ансамбль 6
Особенности исполнения произведений репертуара оркестра «токпе» и «шертпе». Особенности размещения пальцев левой руки. Правильное расположение лучезапястного сустава, правого локтя во время исполнения видов штрихов. Разновидность и особенности штрихов, украшение звуков различных исполнительских школ. Отличительные особенности методов звукоизвлечения в разных регистрах каждого инструмента ансамбля. Методы работы с силой звука.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Дополнительный музыкальный инструмент
Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс 6
Студенты смогут сформировать навыки применения технических приемов, приобретут навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения; усовершенствуют навыки ансамблевой игры и развития мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов
Ознакомление с историей возникновения фольклорных инструментов; использование знаний по истории возникновения и развития инструмента; целостное восприятие произведения казахской традиционной музыки; выявление особенностей казахской традиционной музыки. Практическое владение основными способами и приемами игры на фольклорных инструментах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этноансамбль
Организация работы над содержанием и исполнением в этноансамбле. Фольклорное исполнительство и его характерные черты. Ладовая организация и гармонические основы партитуры для ансамбля. Звукоообразование, строй и ансамбль. Развитие способностей к варьированию и импровизации. Освоение различных ритмических рисунков, формирование репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Оркестровый класс 7
Знания об инструментах оркестра казахских народных инструментов и оркестровых коллективах. Понимать форму музыкального произведения. Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя оркестра. Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий сводного состава оркестра. Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Специальность 7
Влияние координации на голосовой аппарат и силу голоса исполнителя. Знакомство и практическое применение понятий «акустическая сила» и «дыхательная сила». Взаимосвязь между постановкой голоса и владением игры на инструменте. Знакомство с творческим наследием Асета и Естая (школа Жетысу)
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Мастерство концертного исполнителя
Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы научного исследования
Освоение дополнительного научно-теоретического материала и накопленного практического опыта по собственной исполнительской деятельности, развитие научного мышления студентов, знание правил написания научно-исследовательской работы, , умение работать с научным материалом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Индивидуальный концертный репертуар исполнителя
Студенты овладеют знаниями о репертуаре солистов исполнительского мастерства, смогут создавать собственные интерпретации музыкальных произведений разных стилей и жанров; научатся осуществлять подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, многообразии музыкальной литературы; овладеют навыками технического и художественно-выразительного характера игры на инструменте; смогут использовать приобретенные знания и умения в музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Профессиональные навыки в исполнении музыкальных произведений
Анализировать и развивать репертуар на основе творческих достижений и научно-методических изысканий наиболее ярких представителей музыкального искусства. Освоение методов постановки аппарата, качественного звукоизвлечения, преодоление метро-ритмических трудностей. Способы работы над виртуозными и кантиленными произведениями. Умение самостоятельно развивать исполнительские навыки посредством изучения упражнений, гамм и этюдов. Понимать значение и ценность произведений казахстанских и зарубежных композиторов, представляющих многообразие жанров и стилевые направления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогические основы инструментального исполнительства
Инструментально-исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки, основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству; перспективные методы музыкального воспитания, формирование осознанной мотивации к продолжению и повышению уровня профессионального обучения, систематическому совершенствованию содержания и методов преподавания.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый ансамбль 7
Совершенствование навыков выступления учащихся посредством исполнения классических произведений в классе оркестра. Знакомство с культурой других народов посредством исполнения музыкальных произведений. Знакомство с мировой классикой. Выбор и исполнение классических произведений с учетом возможностей объема звука инструментов оркестра.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Специальная педагогическая подготовка
Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительская культура
Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, теоретические основы исполнительского мастерства, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интерпретации различных произведений, необходимых для эффективной организации творческой работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Применять на практике теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской, и профессиональной деятельности, основы и принципы академической честности, методы научного исследования и академического письма.
- Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
- Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы.
- Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
- Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.
- Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.
- Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.
- Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования.
- Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
- Играет в составе народного, фольклорно-этнографического оркестра/ансамбля, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, а также строением и тембральными особенностями музыкальных инструментов народного оркестра