Новая образовательная программа

7M02328 Восточный язык в контексте культуры в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубоким знанием языковых структур и способностями к исследованию и анализу языковых явлений в сочетании с широким пониманием культурных контекстов восточного языка. Программа направлена на развитие критического мышления, культурной грамотности и межкультурной компетенции у магистрантов, чтобы они могли успешно адаптироваться и эффективно взаимодействовать в разнообразных лингвокультурных обществах, заниматься исследовательской деятельностью в области восточных языков и культур, поощряя инновационные подходы к изучению и пониманию межкультурных взаимосвязей.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M059 Иностранная филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Бытие человека в культуре и языке: культурофилософский аспект

    Цель дисциплины – развитие критического мышления магистрантов, а также их способности к анализу и оценке культурных явлений. Содержание дисциплины: влияние культуры на формирование индивидуального бытия человека, личностной и социальной идентичности, взаимодействие между людьми в различных культурных контекстах, вопрос культурной толерантности, межкультурного взаимопонимания, а также различные философские подходы к пониманию культуры и языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная методология лингвокультурологии

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить лингвокультурологический анализ текста с использованием лингвистических, культурологических и социологических методов. Содержание дисциплины: многоаспектность взаимодействия языка и культуры; взаимодействие языка и культуры как объект лингвокультурологического анализа; методологиия лингвокультурологии как совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе взаимосвязи языка и культуры; лингвокультурологический анализ текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований (англ.)

    Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения, для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Когнитивные и коммуникативные аспекты восточного языка

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные направления в лингвистике как коммуникативный и когнитивный аспекты. Содержание дисциплины: когнитивизм как общенаучное направление; общие принципы когнитивных исследований; соотношение языка и мышления; лингвистические теории когнитивной лингвистики; коммуникативный акт и его структура; коммуникативный тип ситуации; типы коммуникативных неудач; коммуникативная норма; коммуникативная аттрактивность; понятие оценки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория межкультурной коммуникации и язык

    Цель дисциплины: сформировать способность охарактеризовать особенности использования языков в контексте межкультурной коммуникации. Содержание дисциплины: человек в лингвокультурном пространстве; взаимодействие между культурами Востока и Запада и различия в языковом поведении между их представителями; межкультурные конфликты и способы их разрешения; восточные стратегии коммуникации; язык и культурные стереотипы; технологии межкультурной коммуникации; этические аспекты межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Антропоцентрическая парадигма в лингивстике

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные направления в лингвистике как коммуникативный и когнитивный аспекты. Содержание дисциплины: когнитивизм как общенаучное направление; общие принципы когнитивных исследований; соотношение языка и мышления; лингвистические теории когнитивной лингвистики; коммуникативный акт и его структура; коммуникативный тип ситуации; типы коммуникативных неудач; коммуникативная норма; коммуникативная аттрактивность; понятие оценки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Постмодернистские исследования культуры

    Цель дисциплины: сформировать способность раскрыть основные тенденции в развитии философии культуры постмодернизма. Содержание дисциплины: определение особенностей концептуальных подходов в исследовании культуры в контексте философии культуры постмодернизма, анализ понятийного аппарата и принципов исследования феноменов культуры в формате постмодернизма, влияние постмодернизма на восприятие окружающей действительности, на систему ценностей, интерпретацию произведений искусства постмодернизма.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Цифровая компетентность в исследовательской практике: технологии и методологии

    Цель дисциплины: сформировать освоить новейшие компьютерные технологии, применяемые в филологических исследованиях. Содержание дисциплины: цифровые технологии в языковедении, методы и приемы решения лингвистических задач с помощью компьютера, особенности применения ЭВМ в лингвистических исследованиях и преподавании филологических дисциплин. Изучение дисциплины призвано повысить общую культуру обучающего, обучить их практическим навыкам использования цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Концептосфера восточного языка

    Цель дисциплины сформировать способность дать характеристику концептам внешнего мира в форме абстрактных понятий и совокупности языковых концептов. Содержание дисциплины: соотношение народной концептуальной сферы и смысловой сферы, представленной языковыми значениями слов; изучение взаимодействия языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов; формирование национальной языковой картины мира и концептосферы на основе культуры, литературы и исторического опыта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Ценностно-смысловое пространство восточного языка

    Цель дисциплины сформировать способность интерпретировать влияние ценностей и смыслов на языковую деятельность. Содержание дисциплины: навыки анализа использования языковых средств для выражения ценностных и смысловых аспектов коммуникации; теоретические основы ценностей и смыслов в языке; основные подходы и течения в лингвистике, философии и культурологии; анализ восточные тексты с учетом ценностных и смысловых компонентов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Языковая репрезентация национальной картины мира у носителей восточной культуры

    Цель дисциплины: сформировать способность определять ключевые вопросы языковой репрезентации национальной картины мира в восточной культуре. Содержание дисциплины: понятия «картина мира», «концептуальная картина мира» и их моделирование; генезис и факторы формирования картины мира у современных носителей восточной культуры; современные художественные тексты, отражающие особенности менталитета, аксеологический мир, культурные традиции и обряды носителей восточной культуры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Культурантропологические аспекты мифов, ритуалов, обрядов и проблемы восточного языка

    Цель дисциплины: сформировать способность дифференцировать культурантропологические особенности мифов, ритуалов, обрядов и их выражение в восточном языке. Содержание дисциплины: способы символизации жизнедеятельности человека, обряды перехода в инкультурации человека, оценка взаимосвязи мифологии с искусством, религией, философией, наукой; роль мифологии в условиях современной социокультурной реальности; критический анализ особенностей механизмов функционирования мифологического сознания в контексте мультимедийной культуры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Восточные лексикографические труды как источники лингвокультурной информации

    Цель дисциплины: сформировать способность производить выборку лексикографического и энциклопедического материала на восточном языке как источника лингвокультурной информации. Содержание дисциплины: анализ восточных лексикографических источников по лингвокультурологии; лексикографический метод в лингвокультурологических исследованиях; восточные словари и энциклопедии как источники этнокультурных данных и их лингвокультурных характеристик; отражение в восточной лексикографии исторических контактов языков и культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Картина мира в современной восточной литературе

    Цель дисциплины: сформировать способность выявить доминантные принципы создания художественного образа мира в современной восточной литературе (СВЛ). Содержание дисциплины: принципы и приемы изобразительности в СВЛ; анализ соотношения «традиция» и «новаторство» в СВЛ; новые эстетические приоритеты, потребности и реалии в художественном творчестве современности; жанрово-стилистические варианты реализма и модернизма в СВЛ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Культурный аспект классической восточной литературы

    Цель дисциплины: сформировать способность выявлять и анализировать культурный аспект классической восточной литературы (КВЛ). Содержание дисциплины: понятия «культура», «культурный аспект литературы», «классическая литература»; историко-культурный контекст КВЛ; отражение социально-культурных условий в КВЛ; анализ религиозных и философских идей КВЛ в контексте их культурного значения; изучение и интерпретация контекста, символов и образов, характерных для восточной культурной традиции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Лингвокультурологический анализ художественного текста на восточном языке

    Цель дисциплины: сформировать способность осуществлять лингвокультурный анализ художественного текста на восточном языке. Содержание дисциплины: лингвокультурные понятия восточного и родного языков; переводческий анализ текста, его анализ с точки зрения лингвокультурных понятий; применение на практике различных лингвокультурных трансформаций; сопоставительный анализ с точки зрения интепретации текста, сходства и различия лингвокультурных систем восточного и родного языков.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Языковые символы и речевые образы восточного языка

    Цель дисциплины сформировать способность интерпретировать и применять в коммуникации языковые символы и речевые образы восточного языка. Содержание дисциплины: символизация этнокультурного пространства, этноязыковая природа культурного концепта, анализ речевых образов (различные стили речи, лексико-грамматических особенности, а также культурные и социальные контексты, влияющие на формирование речевых образов), анализ воздействия языковых символов и речевых образов на эффективность коммуникации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Проявление национального менталитета в восточном языке

    Цель дисциплины: сформировать способность идентифицировать национальную личность, соединяющую в себе язык и культуру народа, как объект лингвокультурологического исследования. Содержание дисциплины: культурные особенности и ценности носителей восточного языка, уважение к социальной иерархии и его языковая репрезентация; символы и образы в восточных культурах; духовные и религиозные аспекты (религиозные термины, выражения и метафоры) и др.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Критически оценивать и интегрировать современные междисциплинарные методы и концепты в исследовательские проекты и работы;
  • Использовать иностранный язык для общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности;
  • Владеть современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания в образовательном процессе вуза;
  • Анализировать ситуации, планировать и оценивать эффективности управленческих решений с учетом психологических аспектов;
  • Демонстрировать толерантное отношение к представителям различных культур и мнениям других, понимая и уважая культурные различия для работы в международных и мультикультурных средах;
  • Анализировать лингвистические явления с учетом их антропоцентрического контекста;
  • Планировать и организовать процедуру построения академического текста, выработать его линейную структуру;
  • Применять новейшие цифровые технологии в филологических исследованиях;
  • Выявлять и моделировать доминантные принципы создания художественного образа мира и культурную информацию в восточной литературе;
  • Идентифицировать и интерпретировать особенности национального менталитета через призму восточного языка
Top