6B02105 Драматургия цифровых медиа в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы подготовка высококвалифицированных сценаристов для медийной цифровой среды
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B029 Аудиовизуальные средства и медиа производство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Риторика и поэтика драматургии
Дисциплина объединяет науку и искусство. Изучаются основы ораторского мастерства, поэтики драматургии; история становления данных направлений: каноныи приемы; методы создания убедительных текстов. Рассматриваются способы публичной коммуникации; понятия и категории стиля, жанра, авторства, типология, поэтическое построение и сюжетно-образная концепция драматических произведений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы медиапроизводства
При изучении дисциплины формируются комплексные знания о технике и технологиях работы и производства контента в различных типах медиа, а также об исторических этапах развития и современном состоянии данных технологий.Рассматриваются основные технологические операции производства телепрограмм; создание, редактирование и распространение аудиовизуального материала; методы работы с мобилографией. Курс развивает навыки формирования актуального контента в медиасреде, имеющей аудио и видеоряд.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эстетика зарубежной драматургии
Дисциплина рассматривает основы эстетики и визуального восприятия медиапродукта зарубежной драматургии. Изучаются жанры и направления, характерные для зарубежного контента; этика и эстетика драматургии различных эпох. На основе анализа эстетических качеств современной зарубежной драматургии обучающимися разрабатывается собственный актуальный продукт: от идеи до монетизации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Искусство сценариста
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие разделы: написание, редактирование и продвижение литературно-драматических произведений для медиасферы. В круг тем входят: грамотный подбор текстового материала, демонстрация центральной идеи, умение формировать интересный сюжетный мотив, связывать визуальный образ с тематическим характером персонажа, построение диалогов героев, показ конфликта через действие и др. Требования к логлайнам и синопсисам.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Казахская драматургия
Дисциплина формирует системные знания об особенностях казахской драматургии. Будут изучены содержание, структура (композиция), природа драматизма национального драматургического произведения. Культурные, эстетические и нравственные ценности казахского народа рассматриваются как духовный ориентир для развития драматического искусства. Раскрывается влияние казахской драматургии на создание современных продуктов масс-медиа
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровая графика и Webдизайн
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: основные технологические операции создания Интернет-ресурсов,объектов цифровой графики; разработка визуального продукта, используемого в web-дизайне. Раскрываются методы разработки векторной графики, возможности редактирования и формирования нового контента, современные инструменты создания веб-ресурсов и мобильных приложений. Обработка растровых изображений для создания визуального образа.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровое повествование
Дисциплина изучает, как разрабатывать тексты, формирующие визуальный ряд веб-контента. Сторителлинг рассматривается как искусство рассказывать историю для разных медиа. Истории из жизни и захватывающие приключения в виде сочетания текста и изображений создают новый продукт цифрового медиа. Изучаются методы создания сторителлинга и лонгридов, которые могут привлечь внимание потенциальных потребителей, создать имидж, сформировать престиж, стать частью маркетинговых стратегий бизнеса.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Культура и техника речи
Цель предмета – научиться говорить, четко выразить мысли и вести себя на публике, работать с микрофоном, владеть техникой правильного произношения слов, интонацией и дыхания. Требования к теле- и радиоведущим, их упражнения на дикцию и артикуляцию. Учебные мероприятия, направленные на повышение культуры речи.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Драматургия телесериала
В рамках дисциплины разбирается построение фильма, передачи, программы, по четырехчастному делению описываемого действия, независимо от характера телевизионного произведения (документальное, игровое), а также независимо от его хронометража. Изучаются методы создания актуального и интересного контента, благодаря которому обучающиеся понимают ход развития действий, событий, характера героя или его мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие мысли, характера, ведущее к кульминации и затем к развязке.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Режиссура аудиовизуальных средств
Дисциплина направлена на формирование компетенций по постановке и координации художественно-постановочных действий (актов) для аудио- и видеопроизведений. Изучаются основы руководства постановки, разработка визуального материала, подбор аудиосопровождения, единство идейного образа произведения, материалы и возможности аудиовизуальных произведений;подготовка произведений малых форм для телевидения, радио и новых медиа.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Авторский стиль
Дисциплина рассматривает формирование индивидуального литературного стиля сценариста, его связь с медиапродуктом и ожиданием, психологией аудитории. В процессе изучения курса студентывырабатывают собственный стиль,оттачивая навыки написания и редактирования текстовых литературных материалов для экрана имультимедийных продуктов. Изучаются методы стилистического анализа, признаки авторского стиля, выразительные средства и возможности языка, закономерности его функционирования, эффективного выражения мыслей и др.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Визуальные тренды
Целью изучения дисциплины является приобретение знаний об инструментах современного дизайна и связанных с ними методиках прикладного дизайна и графического оформления с помощью компьютерных программ; о трендах графического дизайна (колористика, типографика, стилизация и др.) и визуализации. Изучить и анализировать творчество лучших дизайнеров, лучшие практики начиная от этикеток до рекламного дизайна.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
UI и UX дизайн
В рамках курса раскрываются способы разработки дизайна приложений и интерфейса сайтов. Осваиваются возможности проектирования пользовательского интерфейса, подбор цвета и графики, соотношение шрифта и графического оформления, разрабатывается инфографика и ее элементы. Изучаются аспекты удобства пользования интерфейсом, возможности редактирования и его влияния на психофизиологию пользователей, а такжеаспекты монетизации медиапродуктов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гейм-дизайн
Цель предмета – освоить основы игрового дизайна, создать концепцию, разработать драматургические и поведенческие решения, научить реализовывать идею посредством командной работы. Современные тенденции игровой индустрии, технические ресурсы и компьютерные программы для ее развития, исследование запросов аудитории и способов продвижения и монетизации вашей идеи.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История комиксов Запада
Цель предмета – изучить природу комикса, познакомиться с историей и творческими особенностями западного комикса, тем самым развивать художественные способности обучающихся. Изучить возможности комикса в изложении информации и силу эмоций, научится анализировать и оценивать лучшие произведения, владеть технологией и реализовывать свои идеи.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Эстетика и искусство новых медиа
Курс формирует у обучающихся понимание об эстетически привлекательных и отрицательных аспектах в современных продуктах медиасферы, искусстве создания, редактирования и разработки актуального и востребованного медиаконтента. Уделяется особое внимание изучению трансформации визуального контента, анализу современных требований к медиапродукту, исследованию и составлению траектории развития данного направления.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Мультимедиа и риллсы
Цель предмета — углубленно изучить сочетание изображения и звука в современном видео, попрактиковаться в том, как удерживать внимание аудитории, как передавать эмоции в коротких форматах, риллсах, особенностях монтажа и в продвижениях готового продукта и монетизации. Овладеть принципами мобилографии, современными компьютерными программами и приложениями, уметь с их помощью реализовывать свои идеи.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Телевизионные форматы и продюсерство
Обучение в рамках курса предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных создавать продукты медиа, контролировать процесс производства проекта (продукта), управлять технологическим, финансовым, административным, творческим процессами и вести учет юридических аспектов. Изучаются материалы телевизионного производства: форматы вещания, анализ актуального контента, подбор современной тематики, популяризация выпускаемой телепродукции, а также контроль над распространением в телевизионном эфире.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Дизайн цифровых медиапроектов
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: разработка дизайна различных продуктов медиасферы; оформление сайтов, проектов;создание инфографики, мобильных приложений. Рассматриваются методы проектирования объектов медиадизайна, подбираются шрифт и графика, сопоставляются оформление и контекст, формируется стиль и нарабатываются навыки. Расширяется понимание в сфере 2D и 3D графики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Практика монтажа и цветокоррекция
В рамках курса раскрываются: особенности созданиямонтажа, корректировки и подбора цветовой гаммы продуктов медиадизайна. Изучается практика монтирования отдельных фрагментов исходных записей в единое композиционное произведение (видеомонтаж, анимации, клипы). Визуальные эффекты, цветовая коррекция видеоряда, звукового сопровождения и формирование его в целостный контент.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История комиксов Востока и аниме
Цель предмета – изучить художественную культуру Востока, познакомить с историей и творческими особенностями аниме, освоить технологию его создания. Знакомство с визуальными образами и мифами китайской и японской культуры, изучение современной аудитории, обзор работ отдельных известных аниматоров, освоение специальных компьютерных программ и приложений.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Технология виртуальной реальности и искусственного интеллекта
Цель предмета — изучить основы виртуальной реальности, создания 3D- и 360-градусных фото-видео, технологии искусственного интеллекта, ознакомиться с ее текущим использованием и отработать умение реализовывать свои творческие идеи в этой среде. Изучение техники и технологии съемки виртуальных туров и путешествий. Понятие чат-бота, умение понимать и использовать тенденции развития современной технологии ChatGPT.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Творческие студии: телепрограммы для детей
Цель предмета – изучить особенности детских и подростковых программ в телевизионном производстве, научиться писать специальные сценарии, создавать диалоги, уметь добавлять игровые элементы, освоить тонкости разработки познавательных и развлекательных программ для узкой аудитории. Формирование практического опыта написания сценариев для целевой аудитории - детей и подростков и реализации специальных проектов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Визуальные эффекты в медиа
Дисциплина рассматривает специфику работы в графических компьютерных программах, направленных на разработку анимационных объектов, являющихся неотъемлемой частью компьютерной графики. Изучаются методы моушн-дизайна, создания объектов дизайна и характерные их черты, подбирается цветовая гамма, разрабатывается сюжет анимационной графики.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Творческие студии: телепрограммы
Курс обучает, как разрабатывать аудио и видеопродукт, отвечающий современным требованиям телепрограмм. Осваиваются методы написания продвинутых сценариев, подбор актуальных тем, оформление интерьера студии, светового и музыкального сопровождения телепередачи, которые помогают разработать интересный контент телевизионных творческих студий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Создание концепт-арта
Цель предмета – представить креативные идеи массовых культурных, спортивных мероприятий и игрового дизайна, разработать драматургические решения и сценарии познавательных и развлекательных сцен, научить координировать работу творческого коллектива. Методы и требования к монтажу современных культурно-зрелищных мероприятий, сценических сцен, разработка и реализация сценарного текста для этой среды.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Творческие студии: ток-шоу
При изучении дисциплины будут рассмотрены методы разработки телевизионных ток-шоу; принципы формирования современного тематического контента и возможности популяризировать продукт в телевизионном эфире. Изучаются материалы по выбору направления и тематики ток-шоу, разработки сценария, организации предметно-пространственной среды студии, светового и музыкального сопровождения
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Чат-боты в социальных сетях
Цель предмета – освоить методы работы с современными социальными сетями при доставке медиапродуктов до аудитории, научиться пользоваться интерактивными инструментами обратной связи, понять и использовать основы использования чат-ботов и искусственного интеллекта. Понимание понятия целевой аудитории в современных СМИ и методов активной работы с ней.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Организация интерактивных инсталляции
Цель предмета – изучить элементы интерактивности, используемые на телеэкране, веб-сайтах и массовых мероприятиях, освоить методы их использования и развития, тем самым освоить упражнения, связанные с расширением аудитории и повышением ее активности. Освоение основ современной социологии, совершенствование методов организации и проведения, анализа и обобщения социальных запросов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Медиапсихология аудиовизуального контента
Дисциплина рассматривает психологические аспекты восприятия получаемой аудиовизуальной информации. Разбираются различные виды восприятия: восприятия пространства, цвета и психоакустики, которые влияют на психофизиологическое состояние человека. Анализируются взаимосвязанные психологические процессы (мышление, речь, память, внимание, воля), знание и понимание которых помогают создавать новый и актуальный продукт медиасферы. Изучаются язык жестов, сила мифа и символа, а также культурно-философский смысл зрелища.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Продвинутый сценарий: диалоги и дубляж
При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: разработка сценариев различного рода и направления произведений телевизионного и медиаформатов, переработка и адаптация произведения драматургии к условиям производства. Раскрываются методы разработки сценария, где детально расписываются все сцены, диалоги, дублированный перевод, озвучивание, наложение музыкального сопровождения и т.д. Осваиваются техники дубляжа, где необходимо поддерживать и передавать специфику мужского и женского голоса, детского и взрослого возраста, закадровое звучание.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Управление медийными проектами
Дисциплина рассматривает способы управления проектами медиасреды, продвижения их средствами маркетинга. Изучаются методы и средства менеджмента, которые развивают способности по выбору,разработке, использованию, контролю и умению регулировать процессы администрирования проектами в сфере медиа. Раскрываются основы маркетинга, его организационные функции, продвижения и предоставления продукта или услуги потребителям и управление внутренними и внешними коммуникациями.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Эффективная коммуникация: автор и аудитория
Курс изучает средства эффективной коммуникации между автором и целевой аудиторией, с помощью обмена информацией, понимания эмоций и намерений сторон. Формируется у обучающихся способность воспринимать информацию, искать необходимые данные,обрабатывать их, а также выстраивать связь с аудиторией. Изучается рейтинг как средство определения места и роли медиапродукта в современном обществе, оценивается качество материала, приоритетные позиции в формировании аудио и видеоконтента.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Мастерство телевизионного драматурга и анализ сценариев
Дисциплина включает в себя изучениеосновных положений теории теледраматургии, способов разработки драматургии телевизионного материала, с учетом его актуальности, сюжета и характера главных персонажей, с точки зрения формирования цельного и многогранного медиапродукта. Развивает аналитическое и критическое мышление, навыки анализа существующих сценариев, подбора качественного контента и т.д. Теледраматургия рассматривается как совокупность методов и средств создания сценария телевизионного фильма.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Особенности дубляжа
Цель предмета - знакомиться с технологией и творческими особенностями дубляжа при производстве документальных и познавательных фильмов, лучшие телешедевры мира озвучить на казахском языке, овладевать навыками дубляжа отечественной продукции на иностранные языки. Понимать и практиковать различия между дубляжом на телевидении и в кино, потребности детской и подростковой аудитории, смысл использования субтитров.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Тренды в медиакоммуникации
Цель предмета – изучить смысл и значение информационного общества, ведущую роль медиакоммуникаций в нем, понять философию времени и пространства, познакомиться с тенденциями развития, освоить компетенции и навыков выполнения профессиональных задач в новой медийной среде. Междисциплинарный характер современной коммуникации, связь с социологией, психологией, эстетикой, категориями искусства и освоение методов его исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Монетизация медиапродуктов
Дисциплина предполагает изучение средств монетизации цифровых медиапродуктов на основе разработки SEOи SMM программ. Рассматриваются значение, свойства, специфика каждого направления, которые в итоге направлены на продвижение готового и нового контента. Охватываются эффективные меры и методы позиционирования продукта в поисковой и социальной сетях.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Творческие студии: подкастинг
При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: работа творческих студий; способность разрабатывать и распространять звуковые файлы – подкасты. Изучаются материалы по производству подобной визуальной и аудиоинформации, формируется представление об аудиоформатах и цифровых медиа, их публикации и возможности обновления в сети Интернет, написание текстов, которые сопровождают эпизоды подкастов и т.д.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Идентифицировать исторические закономерности развития зарубежной и отечественной драматургии: эстетики, поэтики, риторики
- Разрабатывать сценарные материалы и тексты для телепередач, сериалов, документальных фильмов, ток-шоу посредством веб-технологий
- Презентовать интересные истории в разных жанрах, стилях и форматах на основе сбора, обработки и анализа значимых данных; монтажа и цветокоррекции
- Создавать оригинальные (авторские) произведения драматургии в мультимедийной цифровой среде, средствами художественной выразительности телевизионного искусства; культуры речи, стилистики и ораторского искусства
- Выбирать художественные визуальные средства и образы для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия с учетом культурных потребностей аудитории и мирового опыта
- Применять инструменты цифрового повествования и мультимедиа: работа с видео и аудиоматериалами, компьютерной графикой и др.
- Использовать теоретические знания о сторителлинге и комиксах, как отдельных направлениях литературного произведения, имеющих собственные этапы развития, ключевые сюжеты, ярких героев в ситуации конфликта
- Формировать композицию произведения совместно с режиссурой (медиапроекты, веб-сайты, видеоклипы, рилсы, мобильные приложения, инфографику, подкасты, а также элементы анимации и 3D графики).
- Оказывать литературные услуги по переводу (дубляж), переработке и адаптации произведения драматургии к условиям производства.
- Управлять проектами цифровой медиа среды, продвигая их средствами маркетинга и медиаменеджмента.
- Оценивать рейтинги и монетизацию медиапродуктов; литературные произведения на предмет тематической востребованности у целевой аудитории.
- Владеть методами и приемами сценарного письма, психологического воздействия аудиовизуального произведения на зрителя
- Использовать в профессиональной деятельности учения философов, методы научных исследований, правовые нормы противодействия коррупции, социально-ответственные принципы предпринимательства
- Разрабатывать проекты, сценарии, касающиеся защиты природы и человека