Действующая образовательная программа

7M02313 Казахская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научного сотрудника, освоившего научно-теоретические основы казахской филологии, инновационные методы ее исследования, преподавателя высшей академической квалификации, владеющего современными технологиями в образовательных учреждениях, редактора масс-медиа, менеджера в области науки и образования, управления и администрирования.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Организация и планирование научных исследований (англ.)

    Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения, для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвистика XXI века: проблемы и методы

    Цель: формирование специалиста, способного критический анализировать информационное поле филологии с использованием традиционных и новых методов и приемов. Иучаются: новые концепции, теоретичекие основы; доминантные и слабые стороны современной методологии исследования лингвистики; виды анализа, как контент-анализ, логическо-смысловое моделирование, систематизирование, типология, трансформация, статистический, семантический, стилистический.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Когнитивная грамматика казахского языка

    Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - диференцировать, систематизировать – понятия и категории когнитивной грамматики. Изучаются: этапы становления и развития когнитивной грамматики; антропоцентричность рамматических категории; определение метаязыка; языковая картина мира; актуальные проблемы и современное состояние и тенденции развития когнитивной грамматики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Технологии исследования казахского дискурса

    Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, оценивать - основные концепции, жанров, прагматику дискурса; применять методологические технологии анализа дискурса. Изучаются: онтология дискурса; методологическая технология жанровых особенностей; основные направления и школы; главнейшие принципы исследования дискурса; философско-психологические основы анализа; лингвистическая, социально-психологическая, лингвопрагматическая и т.д. технологии исследования дискурса; особенности применения речевых приемов в дискурсе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахский язык: парадигма национальных ценностей

    Цель: формирование специалиста, способного - диффренцировать, оценивать - национально-культурные коды, исторически сложившиеся в реалиях и познаниях казахского народа в когнитивно-лингвокультурологическом направлении. Изучаются: национальные концепты и ценности; способы когнитивного и лингвопсихологического анализ текста; исторические, культурные, духовные сущности и концепты систематизируются по триаде «Человек », «Общество», «Природа».

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы лингвопоэтики

    Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - оценивать, научно анализировать - поэтику казахского искусства речи на основе закономерностей развития литературного языка. Изучаются: значение связи слова и мысли; использование слов и фраз; основные средства распознавания уровня сознания, внутреннего существа, знаний и умений человека; методы лингвопоэтического и когнитивного анализа казахской художественной речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Поэтический мир Абая

    Цель: формирование специалиста, способного - продемонстрировать, оценивать, анализировать - наиболее актуальные проблемы изучения поэтического мира Абая Кунанбаева. Изучаются: пути выявления важнейших проблем исследования поэтического мира Абая; особенности трудов, посвященных междисциплинарному изучению наследия творчества Абая; традиции и преемственность, форма стиха, жанровая характеристика; а также стихотворные формы казахской поэзии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературный мир М. Ауезова

    Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с историей преемственности, духовно-мировоззренческих связей Абая Кунанбайулы и Мухтара Ауэзова, занимающих особое место в истории казахской литературы и сыгравших значительную роль в истории литературного развития. Содержание дисциплины включает в себя литературное творчество и литературные исследования М.О. Ауэзова. Рассматривается роль выдающихся, великих личностей в развитии национальной литературы, приемы научного комплексного исследования уникальных произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психолингвистический аспект коммуникативных единиц

    Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, научно обосновать - психолингвистический аспект коммуникативных единиц. Изучаются:анализ связи эмоциональности, экспрессивности текста с психологией человека; реализация коммуникативных единиц в процессе речи и общие закономерности их понимания (принятия); психолингвистические основы отбора грамматических структур в речи; методы и способы исследования психолингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Писатель и литературная традиция

    Цель: формирование специалиста, способного - диффренцировать, оценивать - современные процессы развития казахской литературы, принципы выявляющие цель жизни человека и его труд в национальной литературе. Изучаются: современные процессы развития казахской литературы; принципы выявляющие цель жизни человека и его труд в национальной литературе; преемственность традиции древней литературы и новизна казахской литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Жанровая особенность современной казахской поэзии

    Цель дисциплины сопоставление жанровых особенностей казахской поэзии с историей развития мировой поэзии и сложившейся системой. Проанализировать направления развития, жанровые изменения, структурную систему современной поэзии. Раскрыть сущность понятий казахской поэзии и современной поэзии. Анализ роли и национального характера современной поэзии в процессе глобализации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Общие вопросы языка и литературы

    Цель дисциплины: способствовать формированию научного представления о новом филологическом направлении исследования, обучения, научно осмысливая общие проблемы для языка и литературы. Содержание дисциплины составляют различия лингвистической стилистики и стилистики литературоведения, способы разграничения языковой нормы и стилистической нормы, навыки подбора слов, способы использования языковых средств в художественной литературе, способы превращения языковых единиц в изобразительно-выразительные средства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология речи и языка

    Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - определять, оценивать, решать проблемы -лингвистических и экстралингвистических факторов влияющие на современную экологию речи; направления изменения характеристики языковой нормы. Изучаются: основные аспекты понятия «экология языка» (культурологический, жанрово-стилистический, нормативный, регулирующий); историко-культурный характер языковых процессов; экстралингвистические факторы, определяющие состояние языка и его положительные и отрицательные стороны.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Прагматика казахского медиа-текста

    Цель: формирование специалиста, способного - анализировать, оценивать прагматику медиа-текстов. Изучаются: роль медиа-текстов в формировании мирового медиа-образа; понятия и социальная характеристика информации; прагматический аспект информации; ролевые отношения между адресантом и адресатом в медиа тексте; анализ, сбор, отбор, обработка важной информации из различных источников; пути и способы прогнозирования приоритетов различных аспектов развития общества.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Язык СМИ: терминологический аспект

    Цель: определение роли средств массовой информации в формировании и развитии научной терминологии, процесса терминализации, соотношения лингвистических и экстралингвистических факторов, влияющих на формирование терминов. Дисциплина направлена на выявление деятельности средств массовой информации в решении вопросов терминологии, переводе, использовании терминов, обсуждении и утверждении правильного формирования их эквивалента, влияния решающих факторов в развитии терминов в национальном направлении.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Восточная традиция в казахской литературе

    Рассматриваются исконные традиции и пришедшие извне многовековые, постепенно ассимилировавшие в сознании народа обычаи восточных народов и их отражение в устной и письменной художественной литературе, литературное влияние, традиции назиры в восточной и тюркской литературе, анализируются исторические события, и социально-психологические ситуации, ставшие причиной проникновения восточных верований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Этимологические основы развития казахской лексики

    Цель дисциплины: формирование специалиста, способного дифференцировать историко-фонетические, историко-морфологические изменения на различных этапах развития казахского языка. Дисциплина направлена на изучение: лексических изменений в различные периоды процесса исторического развития казахского языка; явлений, повлиявших на развитие значения слова; методов сравнительно-исторического, когнитивного, ономасиологического анализов исторических источников казахского языка; семантического развития слов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Новые направления казахской литературы

    Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, оценивать, использовать – роль и функций новых исследований в общей системе гуманитарного знания. Изучаются: процессы и развития современных исследовании и экспериментов в области теории литературоведения; способы связи устоявшихся парадигм знаний с собственными научными исследованиями, новые научные парадигмы; поэтика художественного текста, семиотика, структурализм, герменевтика и.т.п.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Научные парадигмы казахской речи

    Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать,оценивать - актуальные проблемы речи на основе антропологических научных теорий. Изучаются: формирование и развитие принципов речи в казахском языкознании; сущность и значение речевой системы; проявления и особенности норм в словоупотреблении экологии речи; функции диалога и монолога, виды и применение речи в социально-психологическом, лингвофилософском, аксиологическом аспектах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Лингвистические аспекты анализа текста

    Цель: формирование специалиста, владеющего лингвистическими аспектами анализа текста. Содержание предмета направлено на структурность, интегративность, преемственность, цельность, выявление функций орфографии при построении текста; Рассматриваются коммуникативная структура текста; виды анализа текста на основе лингвостилистических, лингвопоэтических приемов; навыки выявления ключевых слов текста для упрощения работы по поиску и редактированию текстов различных жанров.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Алашеведение: казахское языкознание в начале ХХ века

    Цель: формирование специалиста, анализирующего позиции ученых на этапе становления и развития казахского языкознания. Изучаются: сравнение позиций ученых А. Байтурсынова, Е. Омарова, К. Кемеңгерұлы, Т. Шонанова, К. Басымұлы, К. Жубанова и др. с позициями учеными предшественниками; вклад ученых в различные области языкознания в период становления национального языкознания; их место в казахском языкознании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Философия национальной идеи в казахской литературе

    Цель дисциплины определение философии национальной идеи в казахской литературе на основе междисциплинарных связей и формирование системных знаний на научной основе литературоведения. Рассматривается: природа художественного мышления, вопросы мировоззрения в художественной литературе; определение концепции личности в качестве основы системы философско-антропоцентрических ценностей, изучение художественного произведения с позиции аксиологии общечеловеческих ценностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Тюркский лингвокультурный феномен

    Цель: формирование специалиста, способного анализировать основные закономерности и особенности развития тюркских народов на основе древнетюркских исторических памятников в новом теоретическом направлении. Изучаются: факторы, повлиявшие на концептуально-культурологическое развитие; методы анализа с позиций современных теоретических направлений лингвопсихологического лингво-философского мировоззрения, отразившегося в казахской истории; определяется взаимосвязь терминов: концепт, концептосфера и понятие, их взаимоотношения с теоретических позиций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Художественно-эстетический мир казахской литературы

    Цель дисциплины формирование систематических знаний об определении направлений, художественно-эстетических особенностей, построения национальной литературы на основе литературно-эстетических представлений и поисков в литературоведении. Содержание дисциплины включает теоретические знания по строению казахской литературы, систематическое понимание психологии творческого процесса, восприятия литературного произведения. Направлена на формирование понятия о непрерывной связи с онтологией и эстетикой народа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, применяя передовые современные технологии, методические, теоретические, практические понятия, необходимые для обучения в вузе.
  • Выбирать приоритетные темы в сфере СМИ, информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников. Идентифицировать материал требованиям формата СМИ и запросам аудитории. Использовать приемы, полностью раскрывающие смысл авторской мысли при редактировании материала, корректировать текст по правилами орфографии, пунктуации, редактировать в соответствии с публицистическим стилем.
  • Использовать когнитивные результаты знаний в качестве компетентностного инструмента в выявлении активных процессов, актуальных междисциплинарных проблем на основе новых научных парадигм, опираясь на основные закономерности казахской филологии и осваивая принципы теории, истории языка и литературы.
  • Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний и находить технологическое решение, оценивая приоритетные и слабые стороны современных методов в проведении исследований.
  • Дифференцировать синхронический характер казахского языка в диахроническим аспекте на основе фундаментальных филологических знаний. Участвовать в составлении словарей, используя сравнительно-исторические, этимологические, типологические методы исследования.
  • Оценивать языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами в управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога. Усвоив психологию управления, быть менеджером в области образования и науки.
  • Владеть теоретико-методологическими основами направлений языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функциональная стилистика и т.п., представить проекты по актуальным научно-теоретическим темам, участвовать в коллективных исследовательских работах.
  • Анализировать выводы Алашских исследователей, связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.
  • Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.
  • Рассматривать национальный код как основу, первоисточник национальных ценностей, провести комплексный когнитивный анализ его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.
  • Уметь применять иностранные языки как средство общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.
  • Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, национальные ценности, принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность), опубликовать статьи в базе данных «Scopus» с высоким индексом цитируемости, в журналах, рекомендованных ККСОН.
  • Комплексно анализировать автобиографические, творческие изыскания великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проводить научные исследования. Критически оценивать современные методы анализа в вопросах исследования литературных произведений.
  • Дифференцировать тенденции исследования структуры национальной литературы и художественно-эстетических особенностей, философско-методологических проблем. Анализировать художественного произведения как феномена культуры, рассмотреть как аксиологии общечеловеческих ценностей.
Top