6B11307 Системная интеграция наземного обслуживания в АГА
-
Цель образовательной программы Oбеспечение эффективной системы наземного обслуживания в аэропорту через подготовку универсальных специалистов, соответствующих требованиям IATA и способных организовывать пребывание пассажиров в аэропорту и подготовку воздушных судов
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Академия гражданской авиации
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 243
-
Группа образовательных программ B095 Транспортные услуги
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B11 Услуги
-
Направление подготовки 6B113 Транспортные услуги
Дисциплины
-
Высшая математика
Целью дисциплины является обеспечение студентов необходимыми математическими знаниями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональных задач в области авиации. Дисциплина направлена на развитие у студентов математического мышления, способности применять математические методы и модели в решении прикладных задач, связанных с обеспечением безопасности в авиации. Студенты изучат основные темы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории графов, включая матрицы и определители, системы линейных уравнений, комплексные числа, исследование функций, интегральное и дифференциальное исчисление, n-факториал, вероятность события, алгоритмы поиска и обхода в графах. На практических занятиях студенты решат серии задач, проводя исследования функций, решая прикладные задачи, вычисляя ускорение и скорость, задачи на нахождение объема, площади, решая транспортные задачи, находя минимальные и максимальные значения функций, вычислят вероятность наступления события, построят алгоритмы обхода графов и решат задачу коммивояжера. Каждая тема завершается обязательным решением контрольных, индивидуальных задач. Итоговое оценивание происходит в виде письменного экзамена по билетам, которые содержат решение классических и прикладных задач.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Химия
Цель дисциплины: подготовить студентов к распознаванию опасных и запрещенных химических веществ, а также обучить их приемам грамотного и безопасного использования, выработав представление о свойствах, строении и химических реакциях веществ. Содержание: фундаментальные основы неорганической и органической химии, химические элементы, строение вещества, химические реакции и превращения, свойства органических соединений, их номенклатура, классификации, основным методом их получения и области применения, а также специфику их хранения и транспортировки. На практических и лабораторных занятиях студенты проведут эксперименты по получению веществ, в т.ч. запрещенных для перевозок, осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту и в своей профессиональной деятельности. Итоговое оценивание происходит в виде устного экзамена по билетам, которые содержат как теоретические вопросы, так и задачи.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аэропорты, авиакомпании и аэродромы (ПГСМ)
Цель дисциплины – изучение основ и порядка функционирования аэропортов, аэродромов и авиакомпаний на основе системного и процессного подходов для дальнейшего обеспечения требований авиационной безопасности. Дисциплина содержит – требования, предъявляемые к аэропортам, аэродромам и авиакомпаниям, порядок взаимодействия между службами в аэропорту, методологию процессного и системного подхода применительно к организациям и объектам гражданской авиации, технические основы, правила и процедуры эксплуатации аэродромов, правила эксплуатации и технического обслуживания авиационных объектов, сертификация аэропорта, специфика сезонной эксплуатации, методы предиктивной диагностики, методы диагностики и оценки состояния сооружений аэродромов и аэропортов, методы оценки технического состояния материальных ресурсов и авиационного парка авиакомпаний, перспективные технологии и способы организации деятельности аэропортов, авиакомпаний и аэродромов, совместимые системы, стандарты и протокола, программы сертификации зеленых зданий Excellence in Design for Greater Efficiencies. На практических занятиях студенты составят планы работы, проведения предиктивной диагностики, традиционной диагностики и оценки состояния, создадут технологические карты эксплуатации авиационных объектов. Итоговое оценивание состоится в форме защиты портфолио
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Багаж и грузы
Цель дисциплины заключается в освоении требований SARPS ИКАО и формировании служебной роли персонала в рамках национальных обязательств по защите авиагруза и почты от актов незаконного вмешательства. Дисциплина гармонизирована с требованиями SARPS ИКАО. Содержание дисциплины: требования международных и национальных нормативных актов, регламентирующих обеспечение АБ при перевозке грузов и почты авиатранспортом; угрозы в отношении авиагруза в контексте риска; компоненты защищенной цепи доставки авиагруза и почты; процедуры обеспечения безопасности грузовых комплексов и персонала; защищенные цепи доставки; процедуры надлежащего досмотра всех категорий груза и почты; хранение безопасного груза, упаковка, обеспечивающая контроль вскрытия, декларация о безопасности грузовой отправки (СSD), подозрительный груз; предметы, ограниченные к перевозке; надлежащие ответные меры в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подозрительными грузами, система безопасности багажа. В ходе практических занятий студенты освоят тренажер-симулятор, примут участия в деловых играх – имитациях процессов обеспечения безопасности всех категорий почты; инспектирования, досмотра грузов вручную и с помощью технических средств в соответствии с установленными принципами обеспечения безопасности; определят потребности в дополнительных специальных процессах для обработки почты, опасных грузов и предметов, ограниченных к перевозке. Итоговое оценивание пройдет в формате демонстрационного экзамена. Программа курса гармонизирована с соответствующим сертификационным курсом ICAO
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы авиационной безопасности
Цель дисциплины – подготовить студентов к содействию по защите объектов аэропорта, воздушных судов, и по обеспечению безопасности пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства. Курс содержит общий обзор безопасности гражданской авиации, специфику работы в аэропорту, маршруты передвижения в аэропорту, контроль за доступом людей и транспортных средств, разрешенные и запрещенные предметы и вещества, порядок проведения обыска зданий и зон, способы защиты воздушного судна на земля, порядок радиообмена. Кроме того, студенты изучат национальные и международные нормативно-правовые акты, определяющие порядок осуществления мер авиационной безопасности. На практических занятиях студенты освоят процессы, поддерживающие авиационную безопасность, отработают действия в случае возникновения чрезвычайной обстановки в аэропорту, примут участие в деловых играх. Итоговое оценивание состоится в виде комбинированного экзамена, содержащего демонстрационные задания и защиту портфолио
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Авиационный маркетинг
Цель – подготовка к проведению маркетинговых исследований в авиации. Содержание дисциплины: теории и концепции маркетинга, типы и виды маркетинга, методы анализа и сбора маркетинговой информации, маркетинговые исследования, стратегический маркетинг, поведение потребителей, сегментирование рынка, целевой рынок, позиция продукта или услуги, товарная политика, товарный знак, товарный ассортимент, инновационная политика, ценообразование, ценовая политика, каналы сбыта, электронная торговля, электронная торговля, маркетинговая логистика, коммуникационная политика в маркетинге, коммуникационные каналы, PR и GR взаимодействие, стимулирование сбыта, личные продажи, функции рекламы, понятие бренда, авиационные бренды, продвижение авиационных услуг, маркетинговая служба в аэропорту, проблемы развития маркетинга в авиации. На практических занятиях студенты проведут анализ маркетинговой информации, рекламы в СМИ, структуры сайтов авиакомпаний и аэропортов, представленности в социальных сетях, предложат мероприятия для рекламных кампаний. Итоговое оценивание состоится в форме защиты портфолио.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Охрана труда и техника безопасности
Цель – формирование у студентов устойчивых навыков соблюдения техники безопасности и создания системы мер по охране труда. Дисциплина содержит основы классификации вредных и опасных производств, классификацию инцидентов, концепции организации охраны труда, принципы, подходы и правила техники безопасности, в т.ч. с учетом специфики гражданской авиации, принципы и меры по минимизации рисков возникновения несчастных случаев, аварий и аварийных ситуаций. Студенты изучат нормативно-правовые акты РК в области охраны труда, и международные стандарты серии OHSAS 18000. На практических занятиях студенты разработают меры по сокращению издержек на поддержание безопасной среды и выполнения предписаний надзорных органов в области охраны труда, примут участие в деловых играх, моделирующих ситуации в профессиональной сфере, проведут оценку надежности способов по защите от природных и техногенных опасных факторов, обосновывая выбор. Итоговое оценивание пройдет в комплексном формате, включающем тестирование и решение ситуационных задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Рамп-агент
Цель дисциплины, гармонизированной с курсом IATA РАМП-агент (IATA Ramp Agent) состоит в подготовке специалистов, работающих на рампе аэропорта, координируя выполнение различных задач и операций, связанных с наземным обслуживанием воздушных судов. Содержание: общая информация о перронном обслуживании, организация работы на рампе, включая различные процедуры и инструкции, координацию работы с другими службами и обеспечение безопасности операций; подготовка к прибытию и отправлению самолетов, включая проверку и подготовку рампы, организацию парковки самолетов, установку лестниц и мостов для посадки пассажиров; практические основы загрузки и разгрузки грузов и багажа на самолеты, включая правила упаковки и маркировки грузов, использование специального оборудования (тягачей, погрузчиков), распределение груза внутри самолета и обеспечение безопасности операций; обслуживание пассажиров на рампе, включая организацию посадки и выхода из самолета, предоставление помощи при необходимости (например, для пассажиров с ограниченными возможностями) и обеспечение безопасности пассажиров на рампе, координация технического обслуживания, включая заправку топливом, проведение предполетных и послеполетных проверок, обслуживание систем самолета и устранение неисправностей. Студенты в ходе практических занятиях и тренировках на симуляторах выработают практические навыки работы с оборудованием и инструментами, используемыми на рампе, разовьют навыки командной работы и принятия решений в условиях ограниченного времени. Итоговое оценивание состоит в формате демонстрационного экзамена.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессиональный английский язык
Цель дисциплины – формирование устойчивых и прочных навыков владения английским языком в рамках профессиональной коммуникации в гражданской авиации на уровне В1 (Pre-Intermediate level). Дисциплина содержит профессиональную лексику по темам, связанным с авиацией, инженерную и авиационную терминологию, стили и стратегии общения, различные формы и технологии общения. Студенты освоят словарный запас профессиональных терминов, в т.ч. применяемых Международной организацией гражданской авиации (ICAO), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не менее 500 слов. Студенты научатся выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения в аэропорту, в т.ч. с пассажирами и персоналом, в контексте профессионального общения и применяемых мер авиационной безопасности, в полном объеме выполнять все требования шести дескрипторов ICAO. В практические занятия будут интегрированы элементы игр, предусматривающие использование фраз и выражений для описания штатных и нештатных ситуаций, в т.ч. в ситуаций незаконного вмешательства. Студенты выполнят задания на понимание текста, проанализируют его, оценят ответы на вопросы по тексту, примут участие в обсуждении и дискуссии по проблемам авиации и взаимодействия с пассажирами и авиационным персоналом, создадут персональный словарь, проведут анализ видео, создадут короткие эссе по темам, проведут тематическое исследование и подготовят презентации, излагая устно и письменно собственное мнение, проведут рефлексию. Итоговое оценивание пройдет в форме устного экзамена с участием специалистов аэропорта и авиакомпаний. Возможен перезачет дисциплины при наличии соответствующего требованиям ICAO сертификата официального теста по профессиональному авиационному языку
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология в наземном обслуживании
Цель дисциплины – подготовка студентов к общению с пассажирами, представителями авиакомпаний и экипажами на различных этапах их пребывания на земле, включая умение работать с разными типами клиентов и решать возникающие проблемы. Содержание дисциплины: предмет, объект и методы психологии, применительно к наземному обслуживанию в авиации, нервная система и психика человека, психология личности, ответственность, основы психодиагностики, психологические основы социальных, культурных, этнических и конфессиональных различий, менталитет, корпоративная культура, коммуникация и общение, поведение, психология малых групп, взаимодействие в коллективе, теория мотивации, теория лидерства и власти, конфликты. Студенты изучат методы и методики оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения, обеспечение психологической безопасности в местах скопления. На практических занятиях студенты приобретают навыки управления поведением, наблюдения и опроса пассажиров с целью прогнозирования поведения, предупреждения рисков, выявления потенциально опасных лиц, управления психологической обстановкой в местах скопления людей, обеспечения взаимодействия с представителями авиакомпаний, экипажами, инспекторами авиационной безопасности. Итоговое оценивание состоится в формате комплексного экзамена, предусматривающего устный опрос и решение ситуационной задачи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательства
Цель дисциплины – подготовить студентов к эффективному управлению финансовыми ресурсами в личной и профессиональной сфере. Обучение включает основные понятия и принципы финансового управления, в том числе результативность, бюджетирование, инвестиции, и личные финансы. Студенты изучат также налогообложение, управление долгами, инвестирование, рентабельность производства и финансовое управление в авиационной индустрии. Основы финансовой отчетности и их интерпретация также включены в программу, а также оценка финансового состояния и прогнозирование. На практических занятиях студенты решат ситуационные задачи, проанализируют личный бюджет и построят финансовые стратегии. Предусмотрены дебаты по актуальным вопросам. Итоговая оценка в формате защиты портфолио.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Цель дисциплины - подготовка студентов к соблюдению правовых норм и устойчивому противодействию коррупции, предупреждению и устранению комплайенс рисков в авиации, на основе освоения комплекса знаний о механизмах проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности казахстанского общества и средствах противодействия ей в процессе реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан. Дисциплина содержит: основы политического строя, правового статуса человека и гражданина, статуса и деятельности органов государственной власти и управления, принципов и мер эффективного государственного управления, Конституция, правые нормы и регламенты в гражданской авиации, сущность в Республике Казахстан, антикоррупционной политики и механизма противодействия коррупции в деятельности государственных и иных органов власти, институтов гражданского общества и граждан, причины возникновения коррупционной преступности, виды коррупции и коррупционных рисков. На практике и занятиях самостоятельной работы студент проанализируют правовые нормы и систему правовых актов, негативные аспекты коррупции, причины и последствия коррупционных правонарушений в публичной и частной сфере, взаимосвязь коррупции с актуальными глобальными проблемами, подготовят исследовательские эссе, примут участие в диспутах. Итоговое оценивание происходит в виде комбинированного экзамена.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Карго (Cargo)
Цель обучения - состоит в освоении необходимого объема знаний и компетенций соответствующего курса Cargo организации IATA, который помогает специалистам лучше организовывать перевозку груза, учитывая требования, связанные с международными грузовыми перевозками по воздуху. На этом курсе студенты изучат основные аспекты перевозки грузов по воздуху, включая правила и стандарты IATA и ISO, процессы обработки груза, безопасность грузовых перевозок, таможенные процедуры и др. Содержание дисциплины: основы перевозки грузов в области грузовой авиации, различные типы грузов, способы упаковки, требования к маркировке грузов, технические аспекты грузовых перевозок, обзор основных правил и регуляций, установленных Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) для грузовых перевозок, включая правила упаковки, маркировки, документации и безопасности грузов, процессы обработки грузов на аэропортах, включая прием, разгрузку, хранение и погрузку грузов, безопасность грузовых перевозок, таможенные процедуры и требования, связанные с международными грузовыми перевозками, таможенная документация, таможенные формальности и правила таможенного контроля, контроль качества и обслуживание грузовых перевозок. Студенты также изучат методы оптимизации процессов обработки и повышения их эффективности, изучат серию стандартов ISO, регламентирующих размещение груза, в т.ч. серии ISO 6792 Требования к бортовым системам взвешивания и размещения груза. На практических занятиях студенты изучат кейсы обеспечения безопасности груза, проанализируют лучшей практике и ошибках при проведении мероприятий, предпринимаемых для защиты грузов от потенциальных угроз и незаконного доступа, а также сами разработают мероприятия с учетом специфики казахстанских аэропортов. Предусмотрено проведение занятий на базе аэропорта, в ходе которых студенты упакуют, промаркируют и обработают различные типы грузов, которые могут быть перевезены по воздуху, включая опасные грузы, скоропортящиеся товары, животных и другие специфические категории грузов. Решая ситуационные задачи по техническим аспектам грузовых перевозок, студенты осуществят и обоснуют выбор подходящего типа самолета для перевозки груза, расчет грузоподъемности. Итоговое оценивание пройдет в формате защиты портфолио с участием представителей Карго служб аэропорта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Тарифы и билеты в системе бронирования Амадеус
Цель дисциплины – подготовка студентов к оказанию услуг по бронированию и продаже авиабилетов, включая различные классы обслуживания и опции, управление бронированием, работа с платежами и документацией. Содержание дисциплины предусматривает изучение технологии работы агента с Амадеус система бронирования (АСБ), для бронирования билетов, отелей, автомобилей и других услуг, алгоритм создания брони в АСБ, модификацию обязательных элементов PNR, информацию о рейсе, копирование и разделение брони, история брони, классификация авиатарифов, экран тарифов и правила применения тарифов. На практических занятиях студенты, работая в обучающей программе выполнят задания и решат ситуационные задачи, отражающие как типичные случаи, так и нестандартные, проанализируют реальные сценарии использования АСБ. Итоговое оценивание состоится в формате создания брони пассажиров по заданному маршруту и датам. Предусмотрено получение сертификата Амадеус. Итоговое оценивание пройдет в формате демонстрационного экзамена.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление большими данными
Цель дисциплины – подготовка студентов к осуществлению работы с данными и информацией. Содержание дисциплины: модели хранения и обработки, методики анализа, включая Data mining, краудсорсинг, смешение и интерпретацию данных, машинное обучение, искусственные нейронные сети, прогнозную аналитику, имитационное моделирование и др., принципы, инструменты и механизмы построения эффективной системы управления обработкой данных, специфика аналитики больших данных в авиационной безопасности, актуальные тенденции в подходах Big Data, программное обеспечение. На практических занятиях студенты решат практические задачи для построения интерактивных отчетов, консолидации и разностороннего анализа данных авиакомпании и аэропорта, а также внешних источников, проведут сбор, структурирование необработанных данных, осуществят их очистку и обработку, проведут анализ данных и построят выводы на его основе, создадут дерево решений и оценят качество данных. Итоговое оценивание проходит в форме защиты портфолио.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Профессиональный казахский язык
Цель дисциплины – подготовка студентов к коммуникации на государственном языке в контексте профессиональных ситуаций, возникающих в гражданской авиации. Дисциплина содержит профессиональную лексику по темам, связанным с авиацией, инженерную и авиационную терминологию, стили и стратегии общения, различные формы и технологии общения. Студенты освоят словарный запас профессиональных терминов не менее 500 слов. Студенты выступят в разных ролях как персонал и пассажиры в контексте разнообразных ситуаций в аэропорту, в т.ч. в ситуациях незаконного вмешательства, а также проведут общественные слушания. Студенты выполнят задания на понимание текста, проанализируют его, оценят ответы на вопросы по тексту, примут участие в обсуждении и дискуссии по проблемам авиации и взаимодействия с пассажирами и авиационным персоналом, оценят коммуникативные характеристики речи и определят коннотацию используемых терминов. Работая в команде, проведут научное исследование, применяя различные стратегии критического мышления, и изложат его результаты на государственном языке письменно и устно. Итоговое оценивание пройдет в форме устного экзамена с участием специалистов аэропорта и авиакомпаний
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Профессиональный русский язык
Цель дисциплины – подготовка студентов к коммуникации на русском языке в контексте профессиональных ситуаций, возникающих в гражданской авиации. Дисциплина содержит профессиональную лексику по темам, связанным с авиацией, инженерную и авиационную терминологию, стили общения, включает лексику формального и неформального общения, психолингвистического программирования, конфликтологии. Студенты освоят словарный запас профессиональных терминов не менее 500 слов. Студенты выполнят задания на понимание текста, проанализируют его, оценят ответы на вопросы по тексту, примут участие в обсуждении и дискуссии по проблемам авиации и взаимодействия с пассажирами и авиационным персоналом, оценят коммуникативные характеристики речи и определят коннотацию используемых терминов. Итоговое оценивание пройдет в форме устного экзамена с участием специалистов аэропорта и авиакомпаний.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель курса – подготовить студента к эффективному использованию и управлению финансовыми ресурсами, в т.ч. к проведению оценки стоимости рисков как в личной, так и в профессиональной сфере. Содержание дисциплины: Основные понятия и принципы финансового управления, деньги, результативность, эффективность использования финансовых ресурсов, доходы, расходы, бюджетирование, инвестиции и кредитование, стоимость риска, затраты на устранение риска, личные финансы, управление личными финансовыми потоками, налогообложение, декларирование доходов, управление бюджетом, управление долгами, инвестирование, пенсионное страхование, рентабельность производства продуктов и оказание услуг, финансовое управление в авиационной индустрии, расходы на эксплуатацию, ценообразование, управление ценами на авиабилеты, основы финансовой отчетности и их интерпретация, оценка финансового состояния и прогнозирования. На практических занятиях студенты решат ситуационные задачи, проанализируют личный бюджет и построят личные финансовые стратегии, проведут дебаты на интересующие вопросы. Итоговое оценивание состоится в формате защиты портфолио.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Статистика
Цель дисциплины – подготовка студентов к применению инструментов обработки статистической информации для аналитической поддержки принятия решений в производственной деятельности авиапредприятия. Содержание дисциплины: предмет, методов и задач статистики, основные понятия математической статистики и термины, статистический учет, его особенности в гражданской авиации, понятия и источники статистической информации, виды статистического наблюдения, формы сбора статистических данных, методов проверки достоверности статистических данных, этапы статистического исследования, организация статистики в гражданской авиации. На практических занятиях студенты приобретают навыки работы с математическими, статистическими и количественными методами решения задач гражданской авиации, анализа статистических данных и формулирования выводов по результатам анализа, виды программных пакетов для статистического анализа, включая Statistica и Excel. Итоговое оценивание состоится в виде защиты портфолио
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Блокчейн
Цель дисциплины – сформировать у студентов навыки использования блокчейна для регистрации явлений и процессов. Дисциплина содержит: принципы работы, назначение и возможности блокчейна, технические и юридические аспекты, строение технологии (сетевое взаимодействие, модель консенсуса, цепочка блоков, алгоритмы), обзор ключевых практических реализаций блокчейн-технологии, блокчейн-платформы, финансовые технологии, страхование, бесплатные блокчейн-ресурсы, возможности применения в авиации для регистрации пассажиров, отслеживания маршрутов, количества и специфики полетов воздушных судов. На практических занятиях студенты будут тестировать гипотезы и разрабатывать пилотные проекты по использованию блокчейна, исследуют рынок блокчейн-решений, предложат рекомендации по улучшению систем авиационной безопасности на основе использования технологии блокчейн. Итоговое оценивание состоится в формате защиты проекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Интерпретация данных
Цель дисциплины – подготовка студентов к использованию систем, предназначенных для сбора, анализа и интерпретации данных. Содержание дисциплины: тенденции развития теоретических основ и методы анализа данных и их визуализации, базовые принципы предоставления данных, системы сбора данных, системы классификации, виды анализа, результаты анализа, а также национальные требования правил предоставления данных. На практических занятиях студенты приобретают навыки работы с современными пакетами прикладных программ, в т.ч. Power BI, для решения задач сбора, анализа и интерпретации данных. Решая ситуационные задачи, студенты проведут анализ данных, интерпретируют и визуализируют их, представят результаты для обсуждения, аргументированно излагая итоги решения. Итоговое оценивание состоится в виде защиты портфолио с участием специалистов аэропорта и авиакомпаний
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Безопасность жизнедеятельности и экология
Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности и экология" направлен на формирование у студентов комплексных знаний в области обеспечения безопасности человека в окружающей среде и экологической безопасности. Программа включает в себя изучение основ экологии, методов оценки и прогнозирования экологических рисков, а также разработку мер по предотвращению и ликвидации последствий экологических аварий и катастроф. Студенты узнают о важности соблюдения экологических норм и стандартов, а также о методах экологического мониторинга. Завершение курса предусматривает защиту проекта, направленного на решение актуальной экологической проблемы или оптимизацию экологической безопасности на предприятии. Это дает студентам возможность применить полученные знания на практике и развить необходимые компетенции для работы в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Конфликтология
Цель дисциплины – подготовка студентов к предупреждению появления и разрешению конфликтов. Содержание дисциплины: основы конфликтологии, история развития ее отраслей, понятийный аппарат, классификацию конфликтов, методологии, методы и методики изучения конфликтов, методы, условия и способы конструктивного разрешения конфликтов, структуру конфликтов, причины их возникновения, инновационные и междугрупповые конфликты, конфликтологический анализ современного терроризма, технологии предупреждения конфликтов, медиаторство, переговоры и разрешение конфликтов. На практических занятиях студенты освоят универсальную понятийную схему описания конфликтов, опишут и проанализируют конфликты, возникающие в авиации, применят психологический и ситуационный методы разрешения конфликтов в ходе деловых игр, выявят типовые причины возникновения конфликтов в авиации, проведут информационный анализ конфликтов. Итоговое оценивание состоится в виде комплексного экзамена, состоящего из защиты портфолио и решения ситуативных задач
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Действия при ЧС
Цель дисциплины — обучить студентов основным принципам и процедурам действий в случае чрезвычайных ситуаций (ЧС). Студенты получат знания и навыки, необходимые для эффективного реагирования на различные виды ЧС, обеспечения безопасности пассажиров и персонала, а также минимизации материальных убытков. Содержание дисциплины – понятие и классификация чрезвычайных ситуаций в аэропорту, виды чрезвычайных ситуаций, организация действий при наступлении ЧС, коммуникация и информационное обеспечение, риски, альтернативные действия, устранение последствий. Студенты примут участие в практических упражнениях и тренировках, в симуляциях различных сценариев чрезвычайных ситуаций. На практических занятиях проведут анализ и обсуждение результатов учебных упражнений для улучшения процедур и планов действий. Итоговое оценивание пройдет в формате комбинированного экзамена, включающего демонстрационные задания. Программа курса гармонизирована с соответствующим сертификационным курсом ICAO
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профайлинг
Цель дисциплины – освоение принципов технологии профайлинга и применение методов профилирования для выявления потенциально опасных людей, имеющих намерение совершить противоправные действия, потенциальных нарушителей требований авиационной безопасности. Содержание дисциплины определено стандартами (Правилами Приложения 17 к Чикагской Конвенции) и рекомендуемой практикой ИКАО. Студенты изучат методы распознавания поведенческих характеристик лиц, указывающих на потенциально опасное поведение, для идентификации лиц, которые могут представлять угрозу для гражданской авиации. На практических занятиях с помощью ситуационных методов и ролевых игр студенты приобретут навыки работы по наблюдению пассажиров и персонала, и их опросу, а также освоят порядок работы с личными и перевозочными документами в рамках процедур профайлинга. Студенты составят персональные портфолио, содержащие комплекс методик, психологические приемы и детальную информацию по различным типологиям характера. В ходе курса предусмотрено решение кейсов и разработка проектов с использованием методов и приемов безинструментальной детекции лжи. Предусмотрено написание исследовательского эссе. Итоговое оценивание проходит в форме защиты групповых проектов
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление массами и группами
Цель дисциплины – подготовка студентов к осуществлению процесса применения методов и принципов управлению массами для организации управления пассажиропотоками. Содержание дисциплины предусматривает изучение студентами принципы эффективного управления массами и группами в системе авиапредприятия, теории психологии толпы, безопасность личности в толпе, методы управления массами и группами на объектах воздушного транспорта, эволюция и современные тенденции управления человеческими ресурсами и массами, классификация толпы, природа массовых настроений и мнений, массовое сознание и массовая паника, и способы их предупреждения, психология социального протеста и массовых беспорядков, способы прогнозирования и контроля массового поведения и настроений. На практических занятиях студенты, решая кейсы и проигрывая различные роли в деловых играх, приобретают навыки управления психологией массового поведения, изучают закономерности влияния окружающих факторов на массы, способов воздействия на группы в нестандартных ситуациях. Итоговое оценивание состоится в виде комплексного экзамена, состоящего из защиты портфолио и решения ситуационных задач
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Наземное обслуживание пассажиров
Цель курса, гармонизированного с курсом IATA Наземное обслуживание пассажиров (IATA Passenger Ground Services), состоит в подготовке агентов наземного обслуживания, навыкам и знаниям, необходимым для обслуживания пассажиров на земле, обеспечения их комфорта и безопасности. Содержание курса: основы организации работы на земле, включая процедуры регистрации пассажиров, выдачу посадочных талонов и багажных ярлыков, контроль безопасности и др., основы обслуживания пассажиров, включая информирование о рейсе, организацию посадки и выхода из самолета, предоставление помощи при необходимости, процедуры безопасности, включая процедуры контроля безопасности на земле, предотвращение возможных угроз и рисков, связанных с пассажирскими перевозками. На практических студенты будут выполнять командные задания, участвовать в решении ситуационных задач, получают навыки общения с пассажирами и работниками аэропорта и авиакомпаний на различных этапах их пребывания на земле, сформируют модели и алгоритмы успешного взаимодействия с разными типами пассажиров и решения возникающих проблемы. Предусмотрены экскурсии в аэропорт, гостевые лекции и тренинги практиков, выполнение заданий на симуляционных реальных и виртуальных площадках. Итоговое оценивание предусмотрено в формате комбинированного экзамена, включающего устный опрос, выполнение демонстрационных заданий и решение ситуационных задач.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление пассажиропотоком
Цель дисциплины – подготовка студентов к оптимальному управлению пассажирскими потоками с учетом ограничений, на основе самостоятельно проведенного анализа систем и методов, используемых для эффективного перемещения пассажиров воздушного транспорта. Студенты освоят планирование маршрутов, расписание рейсов, бронирование билетов, обеспечение безопасности и комфорта пассажиров, а также управление наземными услугами и инфраструктурой аэропортов. В ходе практических занятий студенты предложат решения ситуационных задач, оцкеят эффективность и результативность альтернативных решений, выявят риски. Изучение курса завершится защитой проекта, связанного с увеличением пропускной способности и оптимизацией пассажирских потоков, учитывая текущие тенденции и будущие изменения в авиационной отрасли. В итоговом оценивании будут принимать участие работники аэропорта и авиакомпаний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление стрессом
Цель дисциплины – выработать эффективные технологии управления стрессом, применимые в деятельности работника авиации. Дисциплина содержит понятийный аппарат, теоретические основы управления стрессом, причины появления стресса, гормональные реакции на стресс, признаки стресса, выявление признаков стресса, выгорание, эмоциональные и временные ресурсы в управлении стрессом, повышение осведомленности и осознанности, рефлексию и самоконтроль, особенности стресса у работников авиационной авиации. Студенты освоят меры по предотвращению возникновения стресса, его облегчения, предотвращения его эскалации, физическая активность в управлении стрессом, ресурсы для преодоления стресса, научатся применять современные мобильные приложения для снижения уровня стресса, методики повышения осознанности, правильного дыхания и медитации. Также на практических занятиях студенты научатся диагностировать стрессовые ситуации, управлять собственным состоянием, применять техники релаксации, применять мотивацию, практиковать самоконтроль, управление временем, помощь и поддержку окружающих. Итоговое оценивание состоится в виде комплексного экзамена, состоящего из защиты портфолио и решения ситуационных заданий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы транспортной логистики
Цель дисциплины – подготовка студентов к определению рациональных маршрутов доставки пассажиров и груза, в т.ч. оптимально выбирая вид и тип транспортного средства. Содержание дисциплины: комплексные подходов к управлению и оптимизации грузоперевозок на различных видах транспорта, задача коммивояжера и ее решение, математические методы определения оптимального маршрута с учетом ограничений, методы эффективной доставки грузов и пассажиров на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса, в целях минимизации общих затрат ресурсов, специфика таможенного оформления, организация хранения, управление и организация складского хозяйства, цифровизация и информационные системы в логистике, технологии автоматической идентификации и распознавания товара, груза, багажа. На практических занятиях студенты решат транспортные задачи, а также задачи по определению оптимальных технико-технологических параметров транспортных цепей, построят графики технологических процессов обработки транспортных средств, выберут базисные условия поставки в зависимости от транспортных издержек. Итоговое оценивание происходит в виде устного экзамена по билетам, которые содержат как теоретические вопросы, так и задачи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эко-логистика
Цель курса заключается в подготовке специалистов, способных эффективно управлять логистическими процессами с учетом экологических аспектов, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и содействовать развитию экологически устойчивых практик в сфере логистики. Курс "Эко-логистика" направлен на формирование комплексных знаний и навыков в области устойчивого развития и экологически ответственной логистики. Содержание дисциплины: основы экологической логистики: принципы и концепции, экологические аспекты транспортировки и хранения, зеленые технологии и инновации в логистике, управление отходами и переработка материалов, экологические сертификации и международные стандарты в логистике, эко-аудит и экологическая оценка логистических процессов. Студенты освоят методы и инструменты, способствующие внедрению экологически устойчивых практик в логистической деятельности предприятий и организаций. На практических занятиях студенты проанализируют примеры успешной практики в области экологической логистики, а также разработают стратегии улучшения экологической эффективности логистических процессов. Итоговое оценивание предусматривает защиту проекта по разработке экологически устойчивых решений в логистике, способствующих созданию более экологичной логистической инфраструктуры и практик
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Кризисные ситуации
Цель дисциплины подготовка будущих инспекторов АБ к координации обоснованных действий в кризисной ситуации. Содержание дисциплины: состав и функции группы управления кризисной ситуацией, план и порядок действий в кризисной ситуации для реагирования в ответ на серьезные чрезвычайные ситуации, роли и ответственность инспекторов, основные средства, которые необходимы для осуществления запланированных ответных действий в кризисной ситуации. На практических занятиях студенты составят и обоснуют необходимость плана действий в кризисной ситуации для реагирования в ответ на серьезные чрезвычайные ситуации, угрожающие безопасности аэропорт, опишут ключевые компоненты плана действий в кризисной ситуации. Итоговое оценивание пройдет в формате защиты проекта с участием представителей аэропорта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Опасные грузы
Цель дисциплины – подготовка студентов к организации безопасной перевозки опасных грузов на основе утвержденных на национальном и международных уровнях правил и процедур. Дисциплина содержит теоретические основы опасных грузов, их классификацию, индикацию, маркировку, порядок транспортировки, ограничения, связанные с транспортировкой опасных грузов, принципы организации транспортировки рабочих вузов, правила приемки, хранения и погрузки, распознавание необъявленных опасных грузов, способы сокрытия, методы минимизации как рисков, связанных с перевозкой опасных грузов на воздушном транспорте, так и минимизации возникновения происшествий; принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажа ВС, других людей и окружающей среды для ограничения последствий происшествия. Студенты изучат оборудование для обнаружения взрывчатых веществ, оформление необходимой документации, порядок действия с опасными грузами при аварийной ситуации и инцидентах, средства индивидуальной защиты. На практических занятиях студенты освоят тренажер-симулятор, научатся выявлять и распознавать опасные грузы, их классифицировать, маркировать и осуществлять индикацию, оформлять необходимую документацию и использовать средства индивидуальной защиты. Итоговое оценивание состоится в виде комплексного экзамена, состоящего из защиты портфолио и демонстрационной части с участием представителей аэропорта. Программа курса гармонизирована с соответствующим сертификационным курсом ICAO
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Решения ИИ в области наземного обслуживания
Цель дисциплины – подготовка студентов к применению искусственного интеллекта для обеспечения эффективности наземного обслуживания, в том числе автоматической биометрической идентификации, допуска в контролируемую зону. Содержание дисциплины - современные методы и технологии искусственного интеллекта для осуществления наземного обслуживания, основы внедрения и применения интеллектуальных систем мониторинга, анализа и реагирования на действия пассажиров, партнеров и клиентов, возможности ИИ в рамках наземного обслуживания, обеспечения безопасности и комфорта, выявление и идентификация инцидентов с пассажирами. Студенты изучат основы ИИ, системы обнаружения событий, алгоритмы машинного обучения для обнаружения типичного и аномального поведения, его классификации, и предсказания поведения пассажиров и других лиц на основе данных с видеокамер, датчиков безопасности и других источников, основы компьютерного зрения для автоматического обнаружения объектов, предмета, багажа, и др. Студенты освоят принципы работы с системами компьютерного зрения, системами обнаружения событий, интегрированными с системами видеонаблюдения, выявят события и прореагируют на события в зонах разрешенного и контролируемого доступа, а также смогут применять решения ИИ для анализа данных и разработки рекомендаций по улучшению систем наземного обслуживания посредством создания решений по ИИ. Итоговое оценивание пройдет в форме демонстрационного экзамена с участием представителей аэропорта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация пребывания пассажиров в аэропорту
Цель дисциплины – подготовка студентов, способных обеспечить безопасное, комфортное и эффективное пребывание пассажиров в аэропорту, учитывая особенности работы как малого регионального, так и крупного аэропорта с большим количеством рейсов различных авиакомпаний и разнообразными транзитными пассажирами, которые могут находиться в аэропорту разное время. Дисциплина нацелена на эффективную организацию пребывания пассажиров в аэропорту с учетом современных трендов и стандартов, установленных Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Содержание дисциплины: организация терминального обслуживания, требования к инфраструктуре и процессам аэропортов, включая требования к различным терминалам и зон, связанных с прибытием, вылетом и транзитом пассажиров, процессы регистрации, досмотра, оформления багажа и посадки, принципы управления пассажирскими потоками, оптимизация очередей, расстановка зон ожидания и посадочных ворот, обеспечение безопасности пассажиров и багажа, обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями, создание доступной среды для всех категорий пассажиров, автоматизация процессов, электронные посадочные талоны, самообслуживание, создание комфортной персонифицированной и универсальной среды пребывания. В ходе практических занятий студенты освоят методы и инструменты, способствующие оптимизации процессов обслуживания пассажиров в аэропорту, повышению уровня сервиса и обеспечению соответствия международным стандартам безопасности и качества обслуживания. Студенты изучат лучшую практику аэропортов разного размера и вида, выработают рекомендации по разрешению противоречий, предупреждению рисков, включая применение инновационных подходов к организации пребывания пассажиров, разработают стратегии улучшения пассажирского опыта в аэропорту. Дисциплина завершится открытой защитой проекта с участием работников аэропорта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Человеческий фактор в авиации
Цель дисциплины - подготовка студентов к управлению и минимизации рисков, возникающих из-за человеческого фактора, посредством изучения его влияния на безопасность в авиации. Содержание дисциплины определено стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и включает: принципы инженерной психологии, взаимодействие «человек-машина-среда», особенности приема и передачи информации, память и мышление, страхи и фобии, основы социальной психологии – ответственность, мотивация, корпоративная культура, психология управление, лидерство, темперамент, общение вербальное и невербальное, конфликты и культура безопасности, факторы, влияющие на работоспособность, рабочее место оператора, человеческие ошибки. Студенты изучат основные подходы к пониманию человеческого фактора в авиации, рациональные приемы для самовоспитания необходимых в профессиональной деятельности личностных качеств, а также психологические особенности других людей, и смогут учитывать их для успешной совместной работы. Проведут диагностику особых функциональных состояний в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, состояние оптимальной работоспособности, состояние утомления, «конечный порыв», переутомление, монотонность, психическое пресыщение, поглощенность процессом труда («поток»), стресс, профессиональный стресс Студенты примут участие в деловых играх, соберут портфолио методик и технологий. Итоговое оценивание проходит в форме защиты портфолио. Программа курса гармонизирована с соответствующим сертификационным курсом ICAO
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Урегулирование происшествий
Цель дисциплины — ознакомить студентов с процессами и методами урегулирования авиационных происшествий, включая расследование, анализ и принятие мер по предотвращению будущих инцидентов. Студенты изучат международные стандарты и практики, а также получат навыки для эффективного реагирования на авиационные происшествия. Содержание дисциплины - введение в урегулирование авиационных происшествий, процедуры и протоколы реагирования на происшествия, расследование авиационных происшествий, анализ причин авиационных происшествий, коммуникация и работа с общественностью, психологические аспекты урегулирования происшествий. В ходе практических занятий студенты ознакомятся с конкретными примерами и проведут анализ реальных кейсов, проведут детальный разбор известных авиационных происшествий, анализ ошибок и успешных практик, разработают предложения по улучшению процедур урегулирования происшествий. Итоговое оценивание состоится в формате защиты проекта с участием представителей службы авиабезопасности аэропорта. Программа курса гармонизирована с соответствующим сертификационным курсом ICAO
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Обслуживание воздушных судов в аэропорту
Цель учебной дисциплины - подготовка студентов к координации эффективного и безопасного наземного обслуживания самолетов. Курс охватывает широкий спектр тем, связанных с организацией наземного обслуживания, загрузкой и разгрузкой грузов, обслуживанием пассажиров, техническим обслуживанием и безопасностью. Содержание дисциплины: основы организации наземного обслуживания, включая процедуры прибытия и отправления самолетов, координацию работы различных служб на аэропорту и обеспечение безопасности операций на земле, загрузка и разгрузка грузов на самолеты, использование специального оборудования и обеспечение безопасности операций, специфика обслуживания пассажиров на земле, включая процедуры посадки и выхода из самолета, предоставление помощи при необходимости и оказание первой помощи, координация технического обслуживания самолетов на земле, включая заправку топливом, проведение предполетных и послеполетных проверок, координация обслуживания систем самолета и устранение неисправностей, координация соблюдения процедур контроля безопасности, предотвращение возможных угроз и рисков. Студенты получат практические навыки работы организации комплексного наземного обслуживания судов с учетом временных и ресурсных ограничений, порядка выполнения работ, специфики инфраструктуры и ресурсов аэропорта, а также разовьют навыки командной работы и принятия решений в условиях ограниченного времени. Дисциплина завершится комбинированным экзаменом, состоящим из устного опроса и решения ситуационных задач с участием работников аэропорта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оптимизация инфраструктуры аэропорта
Цель - подготовить студентов к эффективному управлению рисками, связанными с различными аспектами наземного обслуживания в авиации, чтобы обеспечить безопасность и эффективность авиационных операций. принципам и методам управления рисками, специфичным для наземного обслуживания в авиации, анализ случаев из практики авиационной отрасли. Содержание: основы управления рисками, введение в понятие риска, методы оценки рисков и стратегии управления ими, принципы риск-менеджмента, специфика рисков в наземном обслуживании, идентификация и анализ потенциальных рисков, связанных с обслуживанием пассажиров и воздушных судов на земле, обработкой багажа, управлением пассажирскими потоками и другими аспектами наземного обслуживания, комплаенс риски, требования регулирующих органов, процессы управления рисками На практических занятиях студенты разработают планы управления рисками, проведут мониторинг и контроль рисков, а также разработают стратегии и дорожные карты минимизации негативных последствий. Итоговое оценивание пройдет в формате защиты проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Медиа услуги в аэропорту
Целью данного курса является подготовка студентов к профессиональной деятельности в области медийных услуг в авиации, обеспечивая информационную поддержку и развлечения для пассажиров. Студенты изучат роли и функции медиа-сервисов в аэропортах, а также приобретут навыки работы с медийными технологиями и контентом. Содержание дисциплины: роль медиа в аэропорту, значение медийных сервисов для аэропортов, влияние медиа на пассажиров, особенности использования медийных технологий для улучшения пассажирского опыта, цифровые платформы и устройства для предоставления медийных услуг, создание и распространение контента для пассажиров, анализ потребностей аудитории, организация трансляции аудио и видео контента в зонах ожидания и на борту самолетов, выбор программ и фильмов для различных групп пассажиров, размещение рекламы, интерактивные сервисы, разработка интерактивных приложений и игр для пассажиров, обучение работе с интерактивными терминалами и экранами, современных тенденций в области медийных услуг в аэропортах, концепция использования медийных технологий для улучшения пассажирского опыта, участие в проектах по созданию и адаптации контента для различных целевых групп пассажиров. В ходе практических занятий студенты будут вовлечены в организацию медийных мероприятий в аэропорту, тестирование новых медийных продуктов, разработают рекомендации и стратегии повышения эффективности и качества предоставляемых медийных услуг для повышения уровня комфорта и удовлетворения пассажиров во время ожидания рейса, предложат мероприятия по вовлечению пассажиров – волонтеров в организацию мероприятий. Итоговое оценивание состоится в формате защиты проекта по организации мероприятия в аэропорту.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
БПЛА- контроль процессов в аэропорту
Цель дисциплины – подготовку студентов к эффективной организации наземного обслуживания в аэропорту. Курс содержит управление дронами, применяемыми для контроля процессов и состояния объектов, и передвижения лиц на территории аэропорта, с целью оценки ситуации в оперативном режиме, удаленный мониторинг работы техники и транспорта, мониторинг пассажиропотока, оценка состояния воздушного судна, порядок передачи данных, полученных с помощью видео наблюдения, порядок проведения удаленного мониторинга состояния летательных аппаратов и другой техники, а также поведения групп пассажиров. Студенты также изучат превентивные меры защиты от БПЛА. Студенты разработают графики полетов БПЛА с учетом выделенных зон, составят программы управления полетами, проведут первичную обработку информации, получаемой с беспилотника, освоят действия с БПЛА в случае возникновения чрезвычайной обстановки в аэропорту в контексте разнообразных вариантов инцидентов. Итоговое оценивание состоится в формате демонстрационного экзамена с участием представителей Учебного центр ICAO по авиационной безопасности. Предусмотрено получение сертификата ICAO.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Функционально-стоимостный анализ инноваций
Цель - подготовка студентов к организации процесса внедрения инноваций в авиационной сфере с точки зрения их функциональности, целесообразности и экономической эффективности. Студенты изучат методы анализа инноваций с учетом их функциональности и стоимости в авиационной отрасли. Содержание дисциплины: основы функционального анализа, методология определения функциональных требований к инновациям, основные функции и характеристики новых технологий в авиации, структурирование стоимости, анализ стоимостных параметров инноваций, оценка затрат на разработку, производство и эксплуатацию новых технологий в авиации, оценка эффективности инноваций, методы оценки эффективности инноваций с учетом их функциональности и стоимости, способы принятия решений о внедрении новых технологий на основе анализа полученных данных, кейсы инновационных проектов. В ходе практических занятий студенты проведут анализ инноваций в авиации с точки зрения их функциональности и стоимости, разработают стратегий оптимизации затрат на внедрение новых технологий, оценят эффективность инноваций для авиационных компаний и аэропортов, разработают рекомендации по оптимизации расходов и повышению конкурентоспособности авиационных предприятий через использование новых технологий. Итоговое оценивание состоится в формате защиты портфолио с участием представителей аэропортов и авиакомпаний.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аутсорсинг в аэропорту
Цель дисциплины –подготовка студентов к оптимизации деятельности, передачи непрофильной деятельности другим аутсорсинговым специализированным компаниям. Содержание дисциплины: понятие аутсорсинг, аутсорсинговая модель бизнеса, управление передачей процесса на аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, процессы планирования, оказания и оценки аутсорсинговых услуг, специфика документального оформления, специфические риски аутсорсинговой модели бизнеса, количественные и качественные методы анализа при оценке процессов аутсорсинга, специфика заключения договора, мониторинг выполнения и обеспечения качества, инструменты снижения рисков, лучшие практики аутсорсинга в авиации. В ходе практических занятий студенты подготовят обоснование для принятия решения об использовании аутсорсинга, используя результаты количественного и качественного анализа, сформулируют рекомендации для аэропортов и авиакомпаний, разработают технические задания для проведения конкурса по оказанию аутсорсинговых услуг, составят типовые проекты договоров об аутсорсинге. Итоговое оценивание состоится в формате защиты портфолио
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Услуги для маломобильных пассажиров
Цель дисциплины- подготовка будущих работников наземных служб к оказанию помощи и обеспечению удобства для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, включая обучение специфическим навыкам и знаниям, необходимым для предоставления качественного обслуживания маломобильным пассажирам в соответствии с международными стандартами безопасности и комфорта. Дисциплина содержит: понимание потребностей маломобильных пассажиров, международные стандарты и законодательство, регулирующие обслуживание маломобильных пассажиров, включая законы об инвалидности, правах пассажиров и международные нормы в области безопасности, технические аспекты помощи маломобильным пассажирам, психологические аспекты взаимодействия с маломобильными пассажирами, развитие навыков эмпатии, сострадания и эффективной коммуникации при взаимодействии с маломобильными пассажирами, практические сценарии взаимодействия. На практических занятиях студенты научатся распознавать и удовлетворять потребности пассажиров с ограниченными физическими возможностями, обеспечивать для различных групп лиц с ограниченными возможностями доступность, комфорт и безопасность. Студенты освоят специфические техники и методы помощи при посадке, высадке, передвижении по терминалу, использовании специального оборудования, транспортировку инвалидных колясок, примут участие в игровых ситуациях. Итоговое оценивание состоится в формате демонстрационного экзамена.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Контроль качества в наземном обслуживании
Цель дисциплины заключается в подготовке будущих инспекторов по наземному обслуживанию к контролю и самоконтролю процессов на соответствие к проведению проверок в рамках международных стандартов ISAGO и ISO 9001 по обеспечению качества. Содержание дисциплины: требования национальных актов и международных стандартов по обеспечению качества, включая стандарты, регламентирующие организацию и управление, обслуживание пассажиров и багажа, обслуживание груза и почты. Студенты изучат темы: контроль загрузки, классификация видов контроля, аудит, инспекции, методология, методы и приемы аудита и инспекции, правовая основа для аудитов и других видов проверок в области контроля качества. В ходе практических занятий студенты определят элементы контроля, содержащиеся в национальной программе и в нормативно-правовых документах авиационной организации; изучат обязанности и конкретные навыки, необходимые для организации деятельности в соответствие с требованиями регулятора и ее оценки, примут участие в разработке методологии, необходимой для проведения аудитов и оценки качества, примут участие в проведении деловых игр и предложат решения ситуационных задач. Итоговое оценивание пройдет в формате защиты портфолио.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Зеленые стандарты управления зданиями аэропортов
Целью курса является ознакомление студентов с концепцией зеленого управления зданиями, его важностью для окружающей среды и общества, а также развитие навыков по применению зеленых стандартов в практической деятельности в авиационной сфере. Курс направлен на изучение принципов и методов управления зданиями с учетом экологической устойчивости и энергоэффективности. Содержание дисциплины: обзор концепции устойчивого развития, зеленых технологий и их применение в управлении зданиями, энергоэффективность и ресурсосбережение, методы снижения энергопотребления, оптимизации использования водных ресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду, процесс сертификации зеленых зданий, стандарты LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и другими международные системы оценки устойчивости зданий, проект ICAO «Зеленые аэропорты», анализ зеленых технологий, разработка планов управления зданиями аэропорта с учетом экологической устойчивости, обзор инновационных решений в области зеленого строительства аэропортов, Студенты проведут анализ зданий терминалов аэропорта Алматы и Астаны, примут участие в дискуссиях и групповых проектах, проведут анализ примеров успешной реализации зеленых стандартов в авиационной отрасли, а также разработают рекомендации по внедрению зеленых практик в управлении зданиями аэропорта. Итоговое оценивание состоится в форме защиты проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Клининг
Цель – обучить студентов современным методам и технологиям уборки судов, помещений аэропорта и территории, включая экологические аспекты, роботизацию и использование искусственного интеллекта для оптимизации процессов.. Студенты будут ознакомлены с требованиями и стандартами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Международной организации гражданской авиации (ICAO), а также с национальными требованиями (Санитарно-эпидемиологические требования к объектам по обслуживанию транспортных средств и пассажиров) по обеспечению чистоты в аэропорту и на борту воздушных судов. В т.ч. стандарты и рекомендации (ICAO Annex 9 – Facilitation, IATA Airport Handling Manual, ICAO Doc 9137 - Airport Services Manual) по обеспечению чистоты и санитарии в аэропортах, включая требования к уборке терминалов, зон ожидания и других общественных помещений, рекомендации по уборке и обеспечению чистоты в аэропортах, включая стандарты для различных зон аэропорта, процедуры уборки и контроля качества Они изучат правила безопасности и гигиены, а также процедуры уборки,: включая рекомендации по уборке кабины самолета, включая процедуры уборки после каждого рейса, использование дезинфицирующих средств, контроль за качеством уборки и обучение персонала, методы уборки, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую среду, включая использование биоразлагаемых средств, энергоэффективное оборудование и методы переработки отходов, современные роботизированные системы, способными выполнять задачи по уборке, принципы работы роботов-уборщиков, их преимущества и возможности в аэропорту, возможности использования искусственного интеллекта для улучшения процессов уборки и контроля чистоты в аэропорту, включая интеграции системы мониторинга, анализа данных и принятия решений. Студенты на практических занятиях освоят навыки управления процессами уборки, координации работы персонала, контроля качества уборки и внедрения новых технологий, научатся управлять роботом- уборщиком, проведут мониторинг обеспечения чистоты с использованием интеллектуальных систем, составят графики уборки, подберут безопасные моющие средства, отвечающие требованиям, оценят качество уборки воздушного судна и помещений аэропорта. Итоговое оценивание состоится в формате комбинированного экзамена, включающего решение ситуационных задач и демонстрационного задания.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Кейтеринг
Цель - подготовка студентов к профессиональному выполнению кейтеринговых услуг в авиации, обеспечивая высокий уровень сервиса и удовлетворение потребностей пассажиров. Студенты изучат принципы и практики обслуживания пассажиров на борту воздушных судов. Содержание дисциплины: основы организации кейтеринговых услуг, понятие кейтеринга в авиации, особенности обслуживания пассажиров на борту самолета, стандарты и требования к качеству обслуживания, требования по безопасности, меню и питание, разработка меню для авиакомпаний и аэропортов, выработка требований к аутсорсингу питания, особенности приготовления и подачи блюд на борту, учет диетических ограничений и предпочтений пассажиров, основы сервиса, стандарты гигиены при подготовке и подаче пищи, безопасность продуктов питания на борту, профилактика инцидентов связанных с питанием, лучших практик в области кейтеринга в авиации, разработку концепций обслуживания и меню для авиакомпаний, участие в симуляциях обслуживания пассажиров и тренировках по коммуникации с клиентами В ходе практических занятий студенты разработают меню с учетом потребностей разных категорий пассажиров, принимая участие в деловых играх и решении ситуационных задач, отработают навыки обслуживания пассажиров, взаимодействие с клиентами, решение проблем и жалоб, поддержание высокого уровня сервиса. Студенты, работая в группах, проведут исследование по анализу потребностей пассажиров в питании в аэропорту и на борту, предложат инновационные подходы к кейтерингу в авиации, а также в разработке стратегий повышения качества обслуживания для повышения уровня комфорта и удовлетворения пассажиров во время полета. Итоговое оценивание состоится в форме защиты портфолио.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Реинжиниринг основных процессов в аэропорту
Цель - подготовка студентов к проведению комплексного анализа бизнес-процессов в аэропортах, выявлению узких мест, разработке и внедрению эффективных изменений для повышения производительности, качества обслуживания и конкурентоспособности. Содержание дисциплины: основы реинжиниринга бизнес-процессов, понятие реинжиниринга, его цели и методы, принципы оптимизации бизнес-процессов в аэропортовой деятельности, методы оптимизации и улучшения бизнес-процессов в аэропортовой отрасли, анализ бизнес-процессов в аэропорту, методы сбора данных, моделирование текущих бизнес-процессов, выявление проблемных зон и возможностей для улучшения, разработка оптимальных моделей бизнес-процессов, внедрение изменений, оценка эффективности новых процессов, технологии для реинжиниринга бизнес-процессов, цифровизация, автоматизация процессов, использование цифровых инструментов для оптимизации работы аэропорта. В ходе практических занятий студенты проведут анализ реальных кейсов из практики авиационной отрасли, разработают планы оптимизации бизнес-процессов для конкретных казахстанских аэропортов, для управления операциями в аэропортах, улучшения сервиса для пассажиров и обеспечения эффективного функционирования авиационных компаний примут участие в симуляциях изменений процессов и дадут оценку реальным кейсам. Итоговое оценивание состоится в форме защиты проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Разнообразие и инклюзия
Цель подготовка студентов к созданию для пассажиров, клиентов и работников аэропорта среды пребывания, лояльной и поддерживающей различные виды разнообразия и инклюзии в авиационной отрасли. Содержание дисциплины: развитие и трансформация подходов к вопросам равенства, включения, разнообразия, преодоление стереотипов и предубеждений, а также создание среды, открытой для всех. Содержание: основные понятия и принципы разнообразия и инклюзии в контексте авиационной отрасли, анализ преимуществ, которые приносит организации разнообразная и инклюзивная среда, как созданная для клиентов, так и рабочая. Студенты изучат методы преодоления стереотипов и предубеждений, принципы и подходы к созданию инклюзивной рабочей среды, теорию поколений и классификацию разнообразия, инклюзивные нужды и потребности различных категорий и возрастов. На практических занятиях студенты разработают стратегии и методы создания рабочей среды, открытой для всех категорий пассажиров и работников, предложат и разработают проекты, направленные на улучшение среды пребывания в аэропорту и рабочей среды. Итоговое оценивание состоится в формате защиты проектов с привлечением менеджмента аэропорта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Менеджмент наземного обслуживания
Цель учебной дисциплины, гармонизированной с курсом IATA Менеджмент наземного обслуживания (IATA Ground Operations Management) состоит в обучения студентов, которым предстоит работать в области наземного обслуживания воздушных судов, навыкам и знаниям, необходимым для эффективного управления операциями на наземной площадке аэропорта. Содержание: теоретические основы менеджмента, цикл управления PDCA, проектный и системный подход, система международных стандартов и национальных норм, регламентирующих наземное обслуживание, основы управления наземными операциями, включая планирование и координацию различных процессов, связанных с прибытием, отправлением и обслуживанием воздушных судов на наземной площадке обеспечением безопасности операций на наземной площадке, включая процедуры безопасности, управление рисками, обеспечение соблюдения стандартов безопасности и выполнение требований регулирующих органов, различные аспекты обслуживания воздушных судов на наземной площадке, включая загрузку/разгрузку грузов и багажа, техническое обслуживание самолетов, обслуживание пассажиров и координацию работы различных служб, управление персоналом на наземной площадке, включая развитие лидерских навыков, мотивацию персонала, организацию командной работы и решение конфликтных ситуаций, обеспечение качества обслуживания на наземной площадке, включая контроль качества, управление сервисом для пассажиров и клиентов, а также улучшение процессов обслуживания и формулирование рекомендаций. Студенты ,на практических занятиях найдут решение ситуационных задач, разработают планы, инструкции, мероприятия, примут участие в групповых дискуссиях и тренировках на симуляторах, тем самым освоят управление операциями на наземной площадке, принятия решений в условиях ограниченного времени, командной работы и решения проблем. Итоговое оценивание состоит в формате комбинированного экзамена, включающего устный опрос, решение ситуационной задачи и выполнение демонстрационных заданий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Меры по защите здоровья в аэропорту
Целью данного курса является подготовка студентов применению методов и стратегий по обеспечению безопасности и здоровья в авиационной отрасли для обеспечения здоровья пассажиров и работников в авиации, на основе понимания основных аспектов гигиены, безопасности и медицинских стандартов. Содержание дисциплин: понятие гигиены в авиации, меры профилактики инфекций, соблюдение медицинских стандартов на борту самолета и в аэропорту, эпидемиологическая безопасность, меры по предотвращению распространения инфекций и эпидемий, контроль за санитарным состоянием транспортных средств и пассажирских зон, безопасность пассажиров, обучение правилам поведения в экстренных ситуациях, оказание первой помощи, управление стрессом и паникой, охрана труда, профилактика профессиональных заболеваний, психоэмоциональное благополучие сотрудников, процедуры обслуживания пассажиров в случае возникновения угроз здоровью. На практических занятиях студенты проанализируют примеры успешной практики в области безопасности и гигиены в авиации, разработают планы мероприятий по обеспечению здоровья пассажиров и работников, проведут симуляцию экстренных ситуаций и тренировок по оказанию первой помощи, предложат программы обучения по безопасности и здоровью в авиации, проведут анализ выполнения санитарных норм и правил для авиакомпаний и в аэропортах, а также разработают рекомендации по улучшению условий труда и обслуживания для повышения общего уровня безопасности и комфорта в авиационной отрасли. Итоговое оценивание состоится в форме защиты портфолио
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление рисками в наземном обслуживании
Цель - подготовить студентов к эффективному управлению рисками, связанными с различными аспектами наземного обслуживания в авиации, чтобы обеспечить безопасность и эффективность авиационных операций. принципам и методам управления рисками, специфичным для наземного обслуживания в авиации, анализ случаев из практики авиационной отрасли. Содержание: основы управления рисками, введение в понятие риска, методы оценки рисков и стратегии управления ими, принципы риск-менеджмента, специфика рисков в наземном обслуживании, идентификация и анализ потенциальных рисков, связанных с обслуживанием пассажиров и воздушных судов на земле, обработкой багажа, управлением пассажирскими потоками и другими аспектами наземного обслуживания, комплаенс риски, требования регулирующих органов, процессы управления рисками На практических занятиях студенты разработают планы управления рисками, проведут мониторинг и контроль рисков, а также разработают стратегии и дорожные карты минимизации негативных последствий. Итоговое оценивание пройдет в формате защиты проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Цифровые двойники в авиации Digital Twin
Цель дисциплины – подготовка студентов к применению систем виртуальной и дополненной реальности в авиации для оптимизации деятельности по обеспечению авиационной безопасности. Содержание дисциплины предусматривает изучение студентами основ теории виртуальной реальности, осмысление и понимание основных методов и приемов дополненной реальности и их применения на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений в авиации. Также студенты изучают основные принципы построения и исследования наиболее общих математических методов обработки стратегических данных, их взаимодействия, прогнозирования поведения систем на основе исследуемых данных, а также использование полученных данных для создания систем интеллектуальной обработки больших данных и формулирования рекомендаций по улучшению систем обеспечения авиационной безопасности. На практических занятиях студенты научатся применять системы виртуальной и дополненной реальности, понимать принципы разработки и эксплуатации прикладных систем поддержки принятия решений и цифровых двойников, а также проведут прогнозирование развития событий, решая реальные кейсы и изменяя вводные условия. Итоговое оценивание состоится в формате защиты проекта и будет проходить с участием работников авиационной безопасности аэропорта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление инновациями в аэропорту
Целью данного курса является подготовка студентов к эффективному внедрению инноваций в работу аэропортов, повышению их конкурентоспособности, улучшению качества обслуживания пассажиров и оптимизации бизнес-процессов. Содержание: понятие инновации в аэропортовой отрасли, обзор современных тенденций и вызовов, с которыми сталкиваются аэропорты, роль инноваций в развитии авиационного сектора, стратегии управления инновациями, методы формирования и реализации стратегий инновационного развития в аэропортах, анализ успешных кейсов, технологические инновации в авиационной отрасли, беспилотные системы, интернет вещей (IoT), искусственный интеллект, их применение в аэропортовой деятельности, управление изменениями при внедрении инноваций, адаптация персонала к новым технологиям и процессам. В ходе практических занятий студенты оценят инновационность казахстанских аэропортов, разработают инновационные проекты для аэропортов, а также проведут анализ успешных кейсов инноваций в авиационной отрасли, предложат рекомендации по улучшению инновационной деятельности в аэропортах. Итоговое оценивание состоится в форме защиты портфолио.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Способен конструктивно взаимодействовать с персоналом аэропорта и авиакомпании, а также с пассажирами, реагируя на инциденты, предупреждая конфликты, управляя стрессом, опираясь на этические нормы и используя казахский, русский и английский языки
- Способен оптимизировать наземное обслуживание, используя алгоритмы искусственного интеллекта и технологию компьютерной симуляции Digital Twin (цифровой двойник), прогнозируя развитие событий на основе анализа больших данных.
- Способен разрешать конфликтные ситуации с пассажирами, предотвращая девиантное поведение, осознанно управляя стрессом, используя методики профайлинга и управление массами.
- Способен регистрировать на рейс, выполняя полный цикл процедур начиная от бронирования билетов до посадки в воздушное судно, используя различные комплексные системы обслуживания пассажиров (в т.ч. Amadeus).
- Способен управлять пассажиропотоком, оптимизируя поток пассажиров при посадке и высадке с целью сокращения затраченного времени, учитывая потребности и возможности специальных групп пассажиров SSR (Special Service Request) и возможности инфраструктуры
- Способен осуществлять обслуживание багажа, включая оформление перевозки, прием-передачу, поиск и возврат, применяя инновационные технологии отслеживания, в т.ч. используя RFID – метки, чипы и блокчейн технологии.
- Способен организовывать погрузочно-разгрузочные работы на воздушное судно, учитывая приоритетность, центровку груза, используя технологии ИИ для автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и ускорения процессов приема и выдачи груза на складах временного хранения.
- Способен координировать сервисное обслуживание воздушного судна на перроне, в соответствии с требованиями руководства IATA по наземному обслуживанию, выполняя функцию РАМП - агента .
- Способен организовывать консультирование и сопровождение пассажиров и клиентов, обеспечивая безопасность, рекомендуя оптимальную логистику, используя возможности медиа.
- Способен обеспечить сохранность груза, в том числе опасного и живого, учитывая его специфические свойства и правила IATA по организации перевозок.
- Способен формулировать рекомендации по улучшению обслуживания пассажиров в аэропорту и при подготовке к полету с учетом их возраста, гендера, конфессиональной принадлежности, психологических особенностей.
- Способен рационально использовать инфраструктуру аэропорта, учитывая изменения пассажиропотока, двигательную активность, эко-тренды, инициируя изменения и внедрение инноваций. .
- Способен координировать процессы аутсорсинга, оптимизируя затраты, осуществляя мониторинг переданных процессов и оценивания их качество.
- Способен участвовать во внедрении инноваций в деятельность аэропорта, адаптируя их в рамках наземного обслуживания и определяя эффект от их внедрения.