Действующая образовательная программа

6B02203 Религиоведение в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История религий

    Цель дисциплины: формирование комплексного понимания религии в целом. Этот предмет рассматривает основы веры, историю возникновения религий и основные этапы их развития. Данная тема рассматривает предпосылки и основные направления возникновения буддизма, христианства и ислама.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Предпринимательство

    Цель дисциплины – формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы религиоведения

    Цель курса – усвоение религиозных понятий, терминов и категорий в научных дискуссиях, формирование общего мнения о специальности религиоведения и значении и профессиональной деятельности религиоведа как специалиста. В рамках дисциплины изучают теории религии, методы и методологии религиоведения, основные функции и практические потребности религиоведов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель дисциплины – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Профессиональная терминология в религиоведении

    Цель предмета – научная интерпретация богословских и религиозных понятий, терминов, категорий, текстуализация и формирование умения работать с основными религиозными категориями. В ходе курса изучаются понятийно-категориальный аппарат, критерии классификации, отдельные понятия и термины, являющиеся ключевыми словами; профессиональные концепции в интерпретации религиозных явлений и процессов; понятия из религиозных теорий и священных текстов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Вводный курс языка (Арабский /Латинский язык )

    Формирование у студентов базового понимания важности арабского и латинского языков в контексте их будущей профессии, проблем и методов обучения. В рамках предмета рассматривается: история формирования языка; виды диалектов; особенности грамматического строя; терминологический аппарат предмета; география распространения арабского и латинского языков; значения арабского языка и латинского письма в религиозном контексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Национальные религии

    Цель курса – изучение особенностей национальных религий и их значения в развитии мировых религий и новых религиозных течений. Предмет охватывает следующие темы: предпосылки возникновения национальных религий, история индуизма, иудаизма и синтоизма. Конфуцианство и даосизм как религиозные философии в китайской культуре. Современное положение и выражение национальных религий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Религиозная этика

    Цель предмета – религиозные и нерелигиозные моральные системы; формирование понимания истоков этики (право, аскетизм, философская этика, практическая этика). В рамках темы рассматриваются: связь этических систем с философией, психологией, культурой и религией, основы религиозной этики; анализ богословских взглядов; основные понятия религиозной этики; место религиозно-этических учений в системе мировой культуры; этический теоцентризм.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Казахские мыслители о религии

    Цель дисциплины - рассмотреть основные идеи казахских мыслителей о религии и ее роли в общественной жизни казахов. В ходе изучения темы рассматриваются соотношения религии и традиционализма, понимание нравственных религиозных обязанностей человека перед обществом, религиозные искания казахских мыслителей и общественных деятелей при изучении религиозных концепций казахского народа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Религиозная эстетика

    Цель дисциплины: сформировать отношение студентов о значении эстетической сферы религии, о возможностях образования. Успешное прохождение данного модуля включает темы, связанные с пониманием основ и специфики архитектоники религиозного сознания, закономерностей и символики, жанров и стилей искусства, особенностей западноевропейской и восточной религиозной культуры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Религиозная антропология

    Цель дисциплины – сформировать основные теоретико-методологические позиции студентов, связанные с вопросами религии, и объяснить основной категориальный аппарат религиозной антропологии. Темы, подлежащие рассмотрению при изучении предмета: основные категории и понятия религиозной антропологии; диалог антропологии и теологии по вопросам происхождения, сущности и природы человека; предназначения человека, проблемы смерти и бессмертия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Теория религиозных символов

    Цель дисциплины-теоретический анализ форм религиозных символов, истории возникновения и становления религиозной символики и ее проявлений на современном этапе. В ходе изучения дисциплины рассматриваются научные позиции и подходы к анализу проблемы религиозной символики, место и функция символики в системе религий, сравнительный анализ символики в религиозных организациях, трансформация религиозной символики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Практический курс иностранного языка (Арабский /Латинский язык )

    Цель предмета – практика, т.е. использование при толковании и переводе священных текстов и формирование навыков их применения. В рамках дисциплины рассматривается методология перевода древних текстов; особенность письменного и устного перевода священных текстов; произношение специфических арабских звуков; легкий арабский словарный запас; навыки чтения и письма священных текстов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Государственная политика в сфере религии

    Цель предмета – познакомить студентов с содержанием концепций государственной политики в сфере религии. Дисциплина направлена на формирование анализа цели и задачи государственной политики в сфере религии; оценку государственной политики в области религии, сравнение ее с зарубежным опытом, четкое понимание границ и возможностей государственных проектов и научных исследований в области религии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Современные религиозные движения и культы

    Цель предмета – выделить особенности новых религиозных движений и культов, изучить их самостоятельно и проанализировать их миссионерскую деятельность. В рамках дисциплины будут рассмотрены: специфика новых религиозных течений, альтернативных и маргинальных культов; неохристианские, неоисламские, неоориенталистские движения; особенности нетрадиционных и деструктивных течений, миссионерские методы новых религиозных движений и культов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Свободомыслие в истории духовной культуры

    Цель дисциплины – сформировать аналитический взгляд на особенности свободомыслия по отношению к религии в истории социальной и духовной жизни человечества. Содержание темы включает типологию свободомыслия, анализ взглядов теизма, деизма, пантеизма, атеизма, клерикализма, антиклерикализма, сакрализации, секуляризации, постсекуляризации, а также их проявления в разные исторические периоды человечества.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Коран как литературный памятник и священный текст

    Цель дисциплины - сформировать у студентов навыки сравнения трудов ранних теологов с работами более поздних учёных по изучению Корана с историей возникновения и развития Корана. Студент, успешно завершивший этот модуль, сможет оценить догмы религиозных фрагментов, содержащихся в Священном Коране и Сунне, различных концепций Корана с точки зрения традиционных взглядов, понимания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Полевые исследования в религиоведении

    Цель предмета – развитие практических навыков использования методов и методики проведения полевых исследований в профессиональной деятельности. В рамках курса рассматриваются: основы и методология исследования различных религиозных течений; теоретико-методологические подходы к изучению религии, использование знаний и методов религиоведения в профессиональной деятельности, использование данных полевых исследований в практической работе, анализ и систематизация результатов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Эзотерические и мистические учения

    Цель дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями и принципами, проблемами и местом в культуре эзотерических и мистических учений. В данной дисциплине рассматриваются следующие темы: связь формы эзотерического знания с религией, философией, наукой; формы эзотерического знания и механизмы его формирования; место эзотерико-мистических учений в современной духовной жизни

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Религиоведческая экспертиза

    Цель дисциплины - подготовить обучающихся к эффективной экспертной деятельности преимущественно в научной, государственной, судебной сферах, познакомить с теоретическими вопросами профессиональной религиоведческой экспертизы, аналитическое изучение и оценка образцов экспертной деятельности в области религии. Содержание дисциплины: понятие и виды религиоведческой экспертизы; методы религиоведческой экспертизы; судебная религиоведческая экспертиза; форма заключения религиоведческой экспертизы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Психология религии

    Цель дисциплины - сформировать у студентов знания по психологии религии как науки, ее историческому развитию и методологическому осмыслению проблем религиозного и неверующего человека, Содержание дисциплины включает: психология религиозных групп и индивида; теории психологии религии; религиозность в бихевиоризме; психология мировых религий; психологические аспекты новых религиозных движений; психокоррекционная работа с деструктивно зависимыми.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Практика перевода текстов по специальности (Арабский / Латинский язык)

    Цель предмета – сформировать у студентов навыки толкования священных текстов с языка оригинала. Предмет охватывает: язык священных текстов, использование лингвистических знаний для толкования священных текстов; перевод с латыни, арабского языка на родной язык и с родного языка на латынь, арабский язык; овладение методикой перевода древних текстов, культурой мышления, обобщения, анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Теологические проблемы мусульманского вероучения

    Цель дисциплины - раскрыть процесс зарождения и развития мусульманского вероучения, деятельность пророка Мухаммеда как основоположника исламской религии, основные догматы и столпы мусульманства. Основные темы: зарождение ислама и формирование основ мусульманского вероучения; роль Корана и Сунны в развитии теологии ислама; вера и ее основы: определение и содержание имана, столпы веры.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Законодательство Республики Казахстан о религии

    Цель дисциплины определять специфику нормативно-правовых, законодательных регулятивных аспектов государственно-религиозных отношений и взаимодействий государства и конфессий. Содержание дисциплины включает изучение истории морально-правовых отношений в традиционном обществе, описание нормативных актов и документов по регулированию в сфере религии, анализ закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединений»

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Методы миссионерства

    Цель дисциплины сформировать представление о теории и практики миссионерской работы, понимание и анализ методов и стратегий миссионерской работы в различных культурных и религиозных контекстах. Содержание дисциплины включает изучение исторических и современных подходов к миссионерству, особенности миссионерской деятельности в Республике Казахстан, миссионерские методы и стратегии в современном мире.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Библия как литературный памятник и священный текст

    Цель дисциплины: познакомиться с пророческими книгами Ветхого Завета и научиться анализировать библейский текст, структуру источников, жанр, авторство, язык и важные религиозные принципы. В результате изучения предмета приобрести знания и общее представление о христианских учениях и течениях, тайнах и культах христианской веры, навыки работы со специальной литературой, связанной с религиозной апологетикой.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Суфизм в Центральной Азии

    Цель дисциплины - дать комплексные знания о возникновении и развитии суфизма в Центральной Азии, учении и деятельности основателей суфизма. Основные темы: особенности мистики; категории и понятия, связанные с суфизмом; историческое становление и развитие суфизма; период Тассауфа; исторический период тарихатов; общие основы, характерные для тарихатов; особенности теологии суфизма.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Религия и традиция

    Цель дисциплины рассмотреть религиозные нормы и ценностные ориентации с традиционными особенностями. В этом модуле рассматриваются различия религиозных элементов культуры, религиозных и традиционных систем ценностей и причины их формирования, поведения и жизненных позиций под влиянием религиозных установок, а также влияния глобальных культурных факторов также традиционные ценности, сохранение и передача ценностей.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Cоциология религии

    Цель предмета – сформировать представление о роли религии в обществе, классических и современных теориях социологии религии, методологических основах, социологических эмпирических методах. Предмет направлен на формирование общих представлений о религиозных отношений в обществе (стратификация, религиозная идентичность, религиозные конфликты); направлена на объяснение социального взаимодействия религиозных групп, конфессий, религиозных, и нерелигиозных людей.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Источниковение в религиоведении

    Цель дисциплины связана с базовой подготовкой религиоведов и заключается в формировании у студентов индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности. Основные темы дисциплины: общие проблемы методологии и теории источниковедения; религиозные источники и их классификация; письменные религиозные источники; особенности содержания религиозных источников; этапы работы исследователя с источником; критика источника; толкование исторических религиозных источников.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Исламская философия

    Цель дисциплины формирование теоретических знаний в области исламской философии. В процессе освоения этого предмета, по воззрениям исламских мыслителей, раскрываются соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в жизнедеятельности человека, сущность сознания, его взаимодействие с бессознательным в поведении людей, в отношениях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • История религиоведения в Казахстане

    Цель дисциплины – демонстрировать историю и значение развития религиоведения в Казахстане. В ходе освоения данного предмета рассматриваются: понятия и теории религиоведческих дисциплин и современных междисциплинарных подходов, изучающих практику методологии религиоведения, а также анализа информации, относящейся к специальности, концепции ученых-религиоведов, в результате чего самостоятельно собирается и усваивается научная информация в области религиоведения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Ханафитский мазхаб

    Цель дисциплины познакомить студентов с учением ханафитского мазхаба – одной из четырех юридических школ суннитского ислама. В ходе освоения данного предмета сопоставляются теоретические основы ханафитского мазхаба, основные идеи и положения мазхаба, темы, связанные с критическим рассмотрением религиозно-нравственных вопросов ханафитского мазхаба, анализ научных трудов имама Абу Ханифы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Феноменология религии

    Цель предмета – определить взаимовлияние и формы взаимодействия различных религиозных феноменов, сформировать возможность усвоения концептуальных и методологических особенностей феноменологии религии. Предмет включает следующее содержание: основные понятия и теории феноменологии религии; религиозный опыт, религиозное сознание, религиозные ритуалы и свобода совести, феномен сакральности, феноменологические методы, трансформация религиозного сознания.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • История зарубежного религиоведения

    Цель дисциплины: изучить методы эмпирического и теоретического познания, внедрить опыт, представленный в зарубежной литературе, в области научных и научных исследований в области развития зарубежного религиоведения. В процессе освоения данного предмета освоены основные категории, понятия, термины, описывающие методологию религиоведения, изучающих практику методологии религиоведения, современные междисциплинарные подходы и зарубежные религиоведческие школы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Сравнительная теология

    Цель дисциплины - сформировать у студентов отчетливое представление о различиях между христианскими конфессиями, причинах возникновения, развитии и современном состоянии этих различий. Содержание охватывает темы: предмет сравнительного богословия; развитие догматического и экзегетического богословия Вселенскими соборами; вероучения Православной церкви; вероучение Римско-католической церкви, спасении, первородном грехе и таинствах; особенности вероучения протестантских вероисповеданий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Логика и религиозная риторика

    Цель предмета – дать студентам теоретические знания об основных принципах формальной логики, развить навыки и гибкость применения законов и форм мышления, методов и операций на практике, сформировать умение художественно выражать свои мысли. Предмет включает в себя следующее содержание: риторика религиозных текстов, структура риторических канонов, законы правильного мышления, интуиционистская и конструктивная логика.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Религиозная ситуация в Республике Казахстан

    Цель дисциплины - анализ и формирование взглядов на современную религиозную ситуацию в Казахстане. В ходе изучения дисциплины рассматриваются влияние глобальных культурных факторов на религиозную ситуацию, сопоставления с мировыми религиозными ситуациями, оценки современного религиозной ситуации в Казахстане, анализа истории становления этнорелигиозного многообразия в мире и в Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Методология и методика квалификационной работы

    Цель предмета – формирование умения собирать и интерпретировать важные данные для качественной подготовки специалиста и написания выпускной квалификационной работы. Осуществить научное оформление квалификационной работы, методы исследования в дипломной работе, задачи и требования к дипломно-квалификационной работе, организацию выпускной квалификационной работы, оценку актуальности темы, применение ее связи с практикой.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Философия религии

    Цель предмета – сформировать последовательную, всесторонне взвешенную, научную мировоззренческую позицию по вопросам, связанным с религией. Рассматриваются следующие темы: теории философии религии, философский теизм; онтологические, гносеологические, аксиологические проблемы в философии религии; конфуцианская даосская философия; брахманийская, индуистская, буддийская философия, философия православия и калицизма; протестантская философия; философия ислама; философия неконфессиональных синкретических религий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Систематизировать знания о истории религии, религиоведческих теорий, методологических основ, и профессиональной терминологии в религиоведении;
  • Характеризовать историю и специфику мировых, национальных, традиционных и новых религиозных движений и культов, анализируя их философские, социологические, психологические, а также феноменологические аспекты;
  • Использовать лингвистические методы и приемы в научных исследованиях, в интерпритациях священных писаний и текстов на языке оригинала, а также для решения задач общения в полиязычном и поликультурном социуме;
  • Исследовать место религии в системе культуры и ее деятельности в жизни человека и общества;
  • Применять научные методы (семиотические, нарративные методы полевых исследований) в решении задач религиозных вопросов;
  • Анализировать вопросы религиозных вероучений казахских мыслителей, различных школ в исламе и христианской теологии, их истории, основных принципах и особенностях связанных с религией и традицией, этическими, эстетическими и семиотическими ценностями, принципами толерантности к различным религиозным и конфессиональным традициям;
  • Аргументировать нормативно-правовые акты, определяющих основные направления государственной политики, законодательства в области религии и межконфессиональных отношений;
  • Осуществлять экспертную и научно-исследовательскую деятельность, с применением методологии квалификационной работы сбора, анализа информации и навыки публичного выступления, риторического аргументирования и письменного изложения с объективной точки зрения;
  • Анализировать специфики развития отечественного и зарубежного религиоведения в компаративном ключе;
  • Владеть навыками предринимательской деятельности, финансовой грамотности, решения стандартных задач профессиональной деятельности, экологии и безопасности жизнедеятельности человека.
Top