6B02201 Философия в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы подготовка конкурентоспособных специалистов, с присуждением академической степени «бакалавр» гуманитарных знаний с возможностью специализации в определенной сфере философского знания и способных свободно интерпретировать и творчески использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области классической и современной философии и методологии, а также вести научно-исследовательскую, инновационную и информационно-коммуникативную деятельность в области философии в научно-исследовательские подразделениях (фонды, центры и т.д.), государственные учреждениях, общественных объединениях и т.д.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B032 Философия и этика
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История философии Древнего Востока
Курс направлен на изучение истории философии Древнего Востока. Цель курса сформировать у студентов представление об основных идеях, важнейших направлениях и специфике философии Древнего мира. В процессе изучения курса студенты знакомятся с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая, Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Логика
Цель дисциплины - усвоение навыков логического мышления для отыскания истины, получения новой информации о мире. Дисциплина «Логика» направлена на изучение в систематизированном виде основных теоретических положений логики, выработку навыков логического мышления и анализа различных понятий, высказываний и рассуждений, решения логическими средствами различного рода задач, которые возникают в практической деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель дисциплины – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История Античной философии
Дисциплина направлена на раскрытие актуальности философских вопросов античной философии в контексте современного философского дискурса. В курсе изучаются важнейшие философские школы Античности, оказавшие влияние на всю мировую философскую мысль. Курс предполагает углубленное изучение античного периода развития философии (Греция и Рим), рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Европейская Средневековая философия
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов способности использовать в профессиональной деятельности знание истории философии Европейского Средневековья. История средневековой философии знакомит с истоками и смыслом основных философских проблем, позволяет выявить исторически меняющийся способ постановки интерпретации и решения мировоззренческих проблем в связи с изменением статуса религии, теологии, философии в обществе и культуре.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Исламская философия: традиции и современность
Цель дисциплины - углубленное изучение философского наследия арабо-мусульманских стран. В курсе изучаются история формирования философских идей, а также социокультурный и духовный контекст арабо-мусульманской философии, исламская культура и формирование основных направлений философии, рационалистическая традиция в исламской культуры, факторы, влиявшие на формирование средневековой арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Тюркская философия
Цель преподавания: на основе изучения философских концепций культуры тюрков сформировать у студентов навыки анализа закономерностей становления и развития этнокультур. В предмет «Тюркская философия» входит комплекс мировоззренческо-ценностных и теоретико-методологических исследований проблем мировой и отечественной философии, её сущности, функционирования и развития, система актуальных историко-философских исследований культурно-исторических типов и различных видов цивилизаций.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Риторика
Цель дисциплины сформировать способность грамотно и правильно составлять и произносить публичные речи, четко и ясно излагать свои мысли. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления эффективной коммуникации, ведения полемики в процессе реализации профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение принципов построения публичной речи, искусства аргументации и убеждения, психологии и культуры общения.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Латинский язык: основы философской терминологии
Цель курса - ознакомить студентов, изучающих философию, с основными элементами латинского языка и латинской философской терминологии. Поскольку латинский язык в наши дни не является родным ни для одного народа, программа курса концентрирует внимание не на разговорной практике, а на переводе и анализе текстов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Философия Возрождения и Нового времени
Цель дисциплины – обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей и учений философии Нового времени в сравнении с предшествующими философскими традициями. Знакомит с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, Нового времени и Просвещения, и направлен на развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Казахская философия
Цель курса – изучение казахской философской мысли в процессе ее исторического развития, знакомство студентов с особенностями и спецификой истории казахской философии. Курс знакомит студентов с философскими теория, идеями и достижениями казахской философии. При изучении учебной дисциплины «Казахская философия» студент познакомится с основными концептами национальной философии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Онтология и метафизика
Цель курса формирование представление о значении и содержании метафизики и онтологии как фундаментальных разделов философии. Курс знакомит студентов с метафизическими исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового, генезисом, становлением и развитием онтологической проблематики в истории философии, основными понятиями онтологии и метафизики с античности до наших дней.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Арабский язык 1
Цель курса – получение базовых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области философии, и формирование начального уровня в области письменности, фонетики, лексики, грамматики базового уровня литературного и научного арабского языка. По итогам курса студенты должны овладеть базовым массивом лексики и грамматических моделей, а также нормативных речевых оборотов арабского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Феноменология
Цель дисциплины сформировать способность использовать методологический инструментарий феноменологии. Курс носит историко-философский характер и направлен на формирование представлений о специфике и преимуществах феноменологической методологии в различных направлениях социальных и философских исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Немецкая классическая философия
Цель дисциплины - формирование у студентов представлений и знаний об особенностях развития немецкой философии в период со второй половины XVIII в. и XIХ в., наиболее значительные идеи которой нашли свое выражение в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Немецкая классическая философия представляет собой одну из важных историко-философских дисциплин, исследующей рационально-логическими методами сложное духовно-ментальное и культурное явление, в котором проблематика знания приобретает новое решение.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Эпистемология
Цель курса - сформировать углубленное представление о взглядах на познавательную деятельность в современной отечественной и мировой философии. В рамках курса представлено современное состояние эпистемологической проблематики, вопросы о знании и истине, рациональности и релятивизме, реальности и явлении, структуре и границах знания и обоснования. Затрагиваются проблемы: интерсубъективности, социальной эпистемологии и др.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Арабский язык 2
Курс продолжает готовит специалистов, владеющих арабским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство знакомства с философскими текстами на литературном и научном арабском языке, формирует у студентов специфические лингвистические и переводческие знания и навыки, позволяющие профессионально работать с текстами, написанными на арабском языке.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Философия современного общества
Цель дисциплины - исследование проблемы общества как фундаментальной проблемы философского знания. Курс вводит в проблематику социально-философского знания, раскрывает феномен общества в теоретическом и историко-философском аспекте. Дисциплина направлена на многостороннее рассмотрение проблем современного общества в том числе как общества массового, превращающего человека в абстрактного индивида.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Критическое мышление
Цель дисциплины - развитие навыков критического восприятия и осмысления современной социокультурной реальности. Курс направлен как на теоретическое и методологическое осмысление принципов критического мышления, так и на формирование практических навыков его использования в различных профессиональных и личностных ситуациях.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экзистенциализм
Цель дисциплины - рассмотрение специфики направления в философии XX века, акцентирующего внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Под философским экзистенциализмом понимают учение, утверждающее, что всякая истина и действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Философия экзистенциализма актуальна обращением к проблеме критических и кризисных ситуаций, с которыми сталкивается человечество.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Медиа и общество
Цель дисциплины - изучить понятия и парадигмы феноменов коммуникации и коммуникативного пространства в контексте взаимоотношения медиа и общества. Дисциплина выстраивается на системе знания основ коммуникативных технологий, их роли в формировании умственного, профессионального и нравственного облика человека.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Философия музыки и театра
Цель дисциплины - рассмотрение феномена музыки как аспект развития человеческого сознания и культуры в целом. Акцентируется внимание на тенденциях развития музыки и театра в ХХ веке и их социальном и культурном значении. Дисциплина направлена на определение предметной области философии музыки с точки зрения сущности и предназначения философии и философствования
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Турецкий язык
Цель курса – изучение турецкого литературного и философского языка, обеспечивающую овладение базовыми языковыми навыками. Овладение знаниями и компетенциями в области современного турецкого языка - фонетикой, нормативной грамматикой и лексикой, а также знакомство с современными философскими текстами на турецком языке.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия сознания
Цель дисциплины - получить полное представление о философских и теоретико-методологических проблемах феномена сознания в контексте историко-философского и научного развития представлений о ментальном, а также внутри философской, междисциплинарной рефлексии и гуманитарной рефлексии. Данный курс знакомит с важнейшими проблемами современной философии сознания
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия марксизма и современность
Целью курса является рассмотрение философии марксизма как экономической и социально-политической доктрины, которая тем или иным образом повлияла на философские теории и социально-политические преобразования ХХ века. Философская эволюция марксизма выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия человека и общества
Цель дисциплины - дать углубленное представление о философствовании об обществе и человеке как целостной системе социогуманитарного знания. Курс вводит студентов в круг проблем классической и современной социальной философии и философской антропологии, знаком с историей социально-философской мысли, ее ключевыми проблемными полями, понятиями и теоретическими подходами к исследованию обществ модерна и постмодерна.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Философия середины ХIХ – первой половины ХХ века
Курс направлен на формирование способности ориентироваться в разнообразных, противоречивых направлениях философии середины ХIХ – первой половины ХХ века. Курс включает изучение, анализ и оценку таких философских школ и направлений как позитивизм, марксизм, прагматизм, экзистенциализм, неокантианство и др.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия в нефилософских формах
Цель дисциплины - изучение философии как особой формы мировоззрения, представленной как на научно-теоретическом, так и художественном уровне освоения действительности, а также находящем свое отражение в сфере обыденного сознания. В изучении курса студенты будут знакомится с формами философского знания, мудрости сохранившимися в народном творчестве, пословицах и поговорках, современном искусстве.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Абай и Шакарим
Цель курса сформировать способность анализировать историю современной казахской философии от ее истоков к современности. Курс вводит в проблематику казахской философии и предполагает углубленное рассмотрение философского наследия А.Кунанбаева и Ш. Кудайбердиева. В содержание дисциплины входит анализ первоисточников, рассмотрение основных направлений философии Абая и Шакарима в контексте компаративистской методологии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия бизнеса
Цель дисциплины - показать и раскрыть философский смысл основ, принципов, теории и практики бизнеса как в аспекте истории становления и развития хозяйствования, так и в аспекте их современной координации и субординации. В результате освоения курса история становления экономики в целом изучается как основа для экономической детерминации, а также теории и практики бизнеса в контексте исторического развития.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Эстетика
Цель дисциплины - ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ-ХХI веков. В курсе раскрывается специфика эстетики как науки философского цикла, анализируются актуальные теоретические проблемы современных эстетических учений; демонстрируется синхроническое и диахроническое многообразие эстетических исследовательских стратегий.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия культуры
Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления об основных философских концепцях культуры начиная с эпохи Возрождения до настоящего времени, формирование углубленных представлений о культуре, основных этапах ее развития, культурно-исторических типах. Курс также направлен на переосмысление классической модели культуры в единстве ее методологической, критической и систематической функций.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия ХХ – ХХI века
Цель курса - углубленное изучение основных направлений, парадигм, тенденций развития современной философской мысли. Дисциплина направлена на ознакомление со спецификой философии середины ХХ- начала ХХI века, обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей новейших философских концепций, возникших в ХХ веке, специфики постмодернистского философского дискурса и перспектив развития современной философии мировой и отечественной философии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Постмодернизм
Целью изучение дисциплины является формирование навыков анализа современных социальных и тенденция в рамках философии постмодернизма. Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Рассматриваются основные представители постмодернизма: Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко, и др.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философская компаративистика
Цель дисциплины - знакомство с основоположениями и направлениями компаративистских исследований на разнообразном материале философских, социальных и культурологических теорий Запада и Востока, анализ диалога восточной и западной философских традиций, их сравнение в рамках схожей философской парадигмы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия языка
Цель дисциплин - формирование четких представлений об особенностях философского анализа языка. На основе классических и современных текстов осмысляется многообразие подходов в философии к лингвистической проблематики и их философский фундамент. Особое внимание уделяется тем философским течениям, которые в центр рассмотрения ставят язык, прежде всего, аналитическая философия, философская герменевтика, феноменология.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия религии
Цель курса формирование навыков сравнительного и критического анализа религиозно-философских концепций. Курс посвящен изучению философских оснований религиозных учений, изучению эпистемологических основ знания о религии, выявлению основных функций и роли религии в развитии современной цивилизации
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Неклассическая логика
Цель дисциплины - усвоение навыков логического мышления в контексте специфики различных направлений современной логики. Формирование у студентов логической культуры мышления и ведения диалога требует знания классических и неклассических форм логики. Неклассические логики - широкая область исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этика
Цель курса - формирование у студентов понимания методологической роли этико-философского знания, места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом. Курс включает углубленное изучение основных этапов в ставлении этики, освоение категориального и методологического аппарата этики, необходимого для его корректного использования в образовательных и научных целях.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История русской философии
Цель дисциплины - систематическое изучение основных этапов развития русской философской мысли, в рамках которых сложились важнейшие теории и концепции. Курс знакомит студентов с проблемным полем, исследовательским аппаратом, логикой развития философского пространства России в контексте взаимосвязи философии, литературы и религии; направлен на изучение классического корпуса произведений русской философской мысли.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия времени
Цель дисциплины - рассмотрение феномена времени как формы бытия человека и условия социального познания и социального моделирования. Курс вводит в проблематику феномена времени как формы существования природного и социального мира. Дает представление об истории становления проблемы времени, о ее основных аспектах в современной философии, значении проблемы времени для социального теоретизирования.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философские основания классического образования
Целью дисциплины является углубленное рассмотрение философии образования в историко-философском контексте. Курс показывает развернутую панораму развития философских оснований современного образования в аспекте его исторического развития. Знакомит с основными парадигмами классического европейского образования. Дисциплина направлена на осмысление путей развития современного образования в контексте рассмотрения проблемы личности и тенденций развития современной информационной цивилизации.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия истории и политическая философия
Цель дисциплины – формирование фундаментальных знаний философских проблем истории и политической философии в мировой и отечественной интеллектуальной традиции. Курс включает в себя проблемы смысла и назначения истории, проблемы исторического и политического познания, современную политическую философию с целью получения осмысленной философской ориентации в политической реальности на основе анализа различных парадигм философско-политической мысли.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной и отечественной философии, этики, эстетики и философской антропологии
- характеризовать социально-культурные процессы и явления как картины научного и обыденного мира с позиции методологии современной философии
- определять предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры в соотнесенности с другими формами духовной жизни (религия, наука, искусство и др.)
- оценивать явления и процессы финансово-экономической, политико-правовой, социальной и духовной жизни современного общества на основе философского понимания закономерностей функционирования и развития природы и общества
- интерпретировать социально-культурные и исторические факты метаязыком философии
- анализировать актуальные проблемы развития современного общества и представлять результаты в формате научных статей и вторичных научных жанров (обзоров, аннотаций, библиографических указателей и т.д.)
- формулировать производственные задачи и работать с большими объемами текстовой информации, осуществляя поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать
- выстраивать межкультурный диалог на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и казахстанской культуры
- осуществлять планирование и организацию своей профессиональной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, а также реализации политики научной коммуникации
- принимать управленческие решения на основе принципов системного социального анализа с высокой степенью автономности
- обосновывать систему научных результатов на основе принципов логического мышления, теории и практики аргументации и презентовать их научному сообществу и широкой общественности, отстаивать их в научных дискуссиях
- осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области философии на основе владения методами и приемами логического анализа, умения работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями, применять в профессиональной деятельности базовые основы научно-методической и учебно-методической работы