7M02323 Прикладное казахское языкознание в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка научных кадров, владеющих научно-теоретическими основами казахского языкознания; преподавателей, владеющих инновационной методикой преподавания казахского языка как второго языка; специалистов, владеющих методами и приемами решения практических задач в основных сферах филологической деятельности.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M060 Филология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
Дисциплины
-
Витальность современного казахского языка
Цель: определить необходимые факторы витальности современного языка, формирование специалиста, способного дать научный анализ современному состоянию казахского литературного языка. Изучаются: необходимые факторы для витальности языка; стили литературного языка; современная социальная характеристика языка; проблемы казахского литературного языка и новые парадигмы на стыке признаков языковой ментальности и интеграции; основные ценности; специфика языка казахской диаспоры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахский как второй язык: ортология
Цель: формирование специалиста, владеющего письменными нормами казахского литературного языка, ортологическими средствами кодификации культуры слова. Изучаются: правильное составление предложений в обучении казахскому языку как второму языку; соблюдение правил орфографии; правильное использование стилистических языковых единиц в соответствии с различными жанрами литературного языка; усвоение лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических норм.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахский как второй язык: проблемные вопросы синтаксиса
Цель: способствует выявлению сопоставительной характеристики казахского языка с другими языками, формирует представление о синтаксической системе, определяет применение его в сопоставительном аспекте при коммуникации. Изучаются: типологическая характеристика языков;особенности словосочетаний, проблемы при обучении языкам;позиционные особенности членов предложения;система сложных предложений; роль актуального членения в освоении языка; лингводидактика, передовые технологии преподавания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сопоставительная лингвокогнитология
Цель: формирование специалиста, дифференцирующего, оценивающего неродственные языки с точки зрения лингвокогнитологии. Изучаются: связь языка с познанием, с человеком, с сознанием, с культурой, с обществом; . взаимоотношение языкознания и когнитивной лингвистики; сопоставление основных принципов теории познания на основе казахского языка и иностранных языков; понятие концепта, концептуальной структуры, языковая личность, сопоставительный аспект языковой картины мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Преемственность лингвокультурологии и лингвострановедения казахского и тюркских языков
Цель: сформировать знания об языкознании, направленном на изучение в сопоставительном аспекте способов передачи языковыми средствами социальных, познавательных, эстетических, этических, политических, человечных, духовных, бытовых принципов и законов, содержащих национальную специфику.Изучаются: базовые понятия, понятийный аппарат; особенности: материальной лексики, духовной лексики, реалии, лакуны,прецедентные имена топонимы сопоставляемых языков; культурное взаимодействие сопоставляемых языков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сравнительная функциональная грамматика
Цель: формирование специалиста, анализирующего, дифференцирующего казахский язык в сравнительном аспекте с точки зрения функциональной грамматики.Изучаются: функционально-семантические категории как определенность/ неопределенность, темпоральность, локальность, аспектуальность и.т.п.; сходство и особенности функции языковых ярусов в ФСП.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Прикладные аспекты казахского языка в функционально-коммуникативном направлении
Цель: формирование специалиста, способного - оценивать прикладные аспекты функционально-коммуникативного направления казахского языка. Изучаются: виды функциональных и выявляемых в тексте коммуникативных действий; современные требования к урокам казахского языка; содержание новых знаний о раскрытии текстообразующих и образно-выразительных функций языковых единиц; прикладные аспекты преподавания на основе грамматической функции; новые научные теории, концепции, методики.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахский как второй язык: прагмалингвистика
Цель: обучать применению фундаментальных категорий, понятий, систематизации терминологического аппарата, научно-теоретических основ прагмалингвистики. Изучаются: взаимоотношения адресанта и адресата; методы сопоставления речевых актов в разных языках; способы изучения казахского языка с прагматической точки зрения; проявление в речи ментальной специфики казахского языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы филологического анализа текста
Цель: формирование специалиста, овладевшего профессиональными навыками лингвистического и семантического анализа текста (художественного текста). Изучаются: структурные детали, границы текста, линия текста, текстовое мышление, статус текста, субъекты текста, интертекст, дискурс, статический и динамический характер текста, языковая единица текста и произношение.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингвистика текста массовой коммуникации
Цель: через содержание текстов СМИ сформировать способность обучающегося интегрировать в информационном, образовательном, социализирующем, заинтересованном поле.Изучаются: тексты массовой информации; современное общественное сознание и языковая ситуация; активное влияние средств массовой информации на массовое становление и развитие общественного сознания в медиапространстве; лингвистические особенности видов массовых коммуникаций; пространство языка в текстах СМИ.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Лингвокультурные основы межкультурной коммуникации
Цель: фомирование специалиста, способного анализировать лингвистические основы межкультурной коммуникации, коммуникативные функций, входящие в механизм и методы организации дискурса в условиях глобализации. Изучаются: культурная семантика в языковых единицах и языковые факты в лингвоэтнокультурных явлениях описываются и рассматриваются комплексно, в зависимости от сложности ситуации языкового общения; кросс-культурная коммуникация, интеркультурное взаимодействие.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии в филологии
Цель: формирование специалиста, способного использовать информационно-коммникативные технологии в преподавании казахского языка в образовательных организациях. Изучаются: различные научно-познавательные ресурсы интернета, предназначенные для преподавания казахского языка; инновационные технологии; мультимедийные ресурсы; автоматизированный научно-педагогический фонд механизмов управления образованием;коммуникационные сети; информационная среда знаний в психолого-педагогических исследованиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Лингвистический корпус казахского языка
Цель дисциплины: сформировать специалиста, усвоившего теорию, методы, становление корпусной лингвистики. Изучаются: предмет исследования, понятийний аппарат прикладной лингвистики; исследование корпусной лингвистики в казахском языкознании; классификация казахстанских лингвистических корпусов; принципы формирования корпуса; передовой опыт мирового языкознания по языковому корпусу; методология выявления метапризнаков.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии сбора и анализа информации
Цель: формирование специалиста, владеющего навыками поиска, получения и анализа информации, представления и распространения информации. Изучаются: методы анализа, сравнения, критической оценки различных лингвистических направлений; в качестве информационно-справочной системы рассматриваются методы ввода в базу; обработки текстов казахоязычных баз данных, многотомных толковых и полиязычных терминологических словарей, поиск языковых данных.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Спичрайтинг и копирайтинг: методика и прагматика текстообразования
Цель: сформировать у обучающихся навыки копирайтера и спичрайтера.Изучаются: прагматика текста; навыки создания текста; особенности подготовки текстов перед аудиторией; культура речи, методы исследования, привлечения аудитории; способы создания качественного контента; вопросы грамотности в современном копирайтинге; подходы к развитию креативности; прагматика создания PR и рекламного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гибридные тексты в интернет-коммуникации
Цель: формирование специалиста, способного анализировать различных механизмов гибридных текстов в интернет-коммуникации. Изучаются: методы исследования гибридных текстов;возможность смешивания текстов с языковыми и неязычными компонентами; методы и способы классификации гибридных текстов с различных аспектов; различные стратегии поиска понятий в гибридном тексте, способы написания, создания гибридных текстов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Язык и культура: основы национальных ценностей
Цель дисциплины: формирование специалиста, способного исследовать связь языка и культуры, основы национальных ценностей в рамках лингвофилософии, лингво-аксиологии, лингвокультурологии.Изучаются:основные теоретические проблемы социальнорй лингвистики; связь языка и культуры; национальные ценности; представление о естествознании; изыскания аль-Фараби;происхождение тюрков, огузов, казахского народа и история этнонимов; место тюркской культуры в мировой литературе.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Применять теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики в образовательных и профессиональных целях.
- Анализировать новые научные теории, концепции, методологические основы преподавания казахского как иностранного и второго языка, применять инновационные технологии на практике.
- Применять знания по сложным проблемам синтаксиса, ортологии и прагматики в практике преподавания казахского языка в иноязычной аудитории.
- Анализировать и оценивать факторы, которые необходимы для витальности казахского языка (современные тенденции развития, положительное и негативное влияние языка диаспоры, лингвоэкологические процессы, популяризация национальных ценностей и др.).
- Исследовать по новым направлениям казахский и тюркские языки в сравнительном аспекте.
- Использовать правильно в любой речевой ситуации языковые единицы в сравнительном аспекте на основе функционально-семантических полей.
- Применять на основе страноведческой информации альтернативные культурологические явления, соответствующие безэквивалентным понятиям, для ознакомления со страной, национальной культурой, историческими местами с использованием лингвистических основ межкультурной коммуникации.
- Употреблять эффективно в научно-исследовательской работе, в филологическом образовании компьютерные технологии, статистические методы, различные источники информации на профессиональном уровне.
- Использовать усвоенные знания по лингвопрагматике, лингвоаксиологии, лингвокогнитологии в устной, письменной форме коммуникативной практики на государственном и иностранных языках.
- Владеть приемами исследования, привлечения аудитории, культурой ораторской речи и подготовка в соответствии со спецификой аудитории качественных публичных текстов.
- Совершенствовать PR и рекламную деятельность, создавая качественный контент, развивая грамотность, креативность в современном копирайтинге, реализуя основы и технику составления рекламных текстов.
- Использовать компьютерные программы при исследовании корпусов и при их создании.
- Анализировать, создавать, оценивать тексты различных жанров и стилей (художественный, медиа-текст, интернет-текст и др.) в разных аспектах.
- Участвовать в научных прикладных проектах в соответствии с профилем образовательной программы, написание магистерских диссертаций, публикации статей в журналах, представленных в базе данных ККСОН и Scopus.