6B02145 Народные инструменты (Домбыра) в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы "Народные инструменты (Домбыра)" - подготовка высококвалифицированных специалистов-музыкантов, с предоставлением полноценного качественного профессионального образования, профессиональной компетенции в области традиционной музыки и исполнительского искусства.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B101 Традиционное музыкальное искусство
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Этносольфеджио
Предмет включает в себя комплексное использование современных моделей привлечения и обучения музыки, теоретического и практического опыта, при этом воспитание и развитие слухового восприятия учащихся, опираясь на основы внедрения домбровой и песенной музыки, слухо-зрительного эффекта его жанрово-стилевых особенностей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Общее фортепиано І
Дисциплина "Общее фортепиано I" включает в себя формирование у студентов базовых знаний, практических умений и навыков в области пианистического искусства и исполнительства; Дисциплина направлена на развитие навыков фортепианной игры, изучение разнообразного фортепианного репертуара и умение знакомиться на фортепиано с произведениями для любого инструмента.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Специальность I
Учебный предмет знакомит студентов-домбристов с основами домбрового исполнительства, ролью кюевого искусства в казахской культуре, исполнительскими школами в искусстве домбрового кюя, преподаются исполнительско-технологические основы игре на инструменте, уделяется особое внимание постановке исполнительского аппарата, осваивается базовый репертуар домбровой музыки и требуется соблюдение исполнительских и стилевых особенностей домбровых произведений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестр I
В учебном курсе» Оркестр I «студенты приобретают навыки чтения оркестровых партий, изучают музыкальные термины, осваивают основы оркестрового исполнительства, знакомятся с новыми приемами инструментального исполнения, анализируют партии группы» домбра тенор " и изучают способы деления на голоса. Кроме того, в учебной дисциплине студенты учатся оркестровому исполнению в коллективе, слышать голоса, понимать выступление дирижера.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сольфеджио
Дисциплина «Сольфеджио» нацелена на всестороннее содействие музыкально-профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере традиционного музыкального искусства (формирование общепрофессиональных компетенций), а также на активизацию познавательной деятельности и расширения профессиональной эрудиции студентов. Основные задачи курса: слуховое освоение различных музыкальных стилей; развитие общих слуховых навыков, а также специальных слуховых навыков, необходимых в их практической концертной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепиано
В учебном курсе студенты овладевают основными навыками фортепианного исполнения; формируется исполнительский аппарат; учатся последовательно осваивать учебный репертуар. При этом студенты овладевают грамотным анализом нотного текста, чтением с листа, основами фортепианного сопровождения. Учебный курс способствует формированию у студентов профессиональной инструментально-исполнительской культуры, углубляет профессиональные знания, умения и навыки, способствует совершенствованию творческих способностей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Гармония
Дисциплина «Гармония» формирует представления об основных стилевых (исторически сложившихся) закономерностях классической гармонии, о выразительной и формообразующей роли гармонии, понимание музыкальных стилей, системы выразительных средств музыки; ценностно-эстетического отношения к высокохудожественным образцам музыкального искусства; развитие музыкально-творческих качеств, чувства соразмерности, формы, активизация музыкального мышления; воспитание ладогармонического мышления.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность ІI
Учебная дисциплина направлена на формирование у студентов-домбристов исполнительского аппарата, совершенствование исполнительско-технологических возможностей, воспитание художественного вкуса путем ознакомления их с передовыми образцами домбровых состояний. В результате изучения учебного предмета студенты осваивают методы звукоизвлечения с инструментом домбры, знакомятся с оригинальными стилями исполнения региональных и куйшылыкских школ. Формируются компетенции сольного концертного исполнения и исполнения в ансамбле (с фортепианным сопровождением).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестр ІI
В учебной дисциплине студенты знакомятся с элементами агогики и динамики, совершенствуются навыки чтения оркестровых партий, узнают понятия изменения темпа и динамической сетки. Своеобразие исполнения в оркестре, разделение фактур произведения на различные партии способствуют росту музыкального познания учащихся. В учебном курсе» Оркестр ІІ " за счет исполнения в коллективе у студентов повышается слух, исполнительская техника, интерес к инструменту, ответственность за обучение.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано
Учебный курс направлен на развитие и подготовку специалиста, который может использовать фортепиано в своей профессиональной деятельности с помощью игры на фортепиано. Формирование у студентов базовых знаний и практических навыков в области фортепианного искусства и исполнительского мастерства; развитие у студентов комплекса музыкальных способностей, необходимых для исполнения на фортепиано; овладение навыками чтения со страницы, освоение простого фортепианного репертуара, ознакомление с произведениями разных стилей и авторов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Дополнительный музыкальный инструмент (Фортепиано)
Учебный курс предполагает развитие художественно-образного мышления и творческой инициативы студентов, тем самым подготовку специалиста, способного использовать фортепианный инструмент в своей профессиональной деятельности. Учебная дисциплина является практической дисциплиной, направленной на овладение навыками игры на фортепиано, аккомпанемента и ансамблевого музицирования, а также на изучение произведений различных жанров и стилей, необходимых для успешной исполнительской и педагогической деятельности будущих специалистов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Музыка Востока
Дисциплина знакомит студентов с музыкальными культурами стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. В процессе обучения используется исторический принцип изучения. В ходе изучения предмета охватываются исторические периоды, соответствующие периодизации каждой страны в частности, также рассматриваются традиционные формы музицирования в современном контексте глобализации. Курс нацелен на изучение основных этапов развития видов, жанров, музыкально-теоретических систем музыки Востока. Полученные навыки и знания вносят вклад в расширение кругозора студентов-музыковедов, выбора направления профессиональных интересов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История тюрской музыки
Тюркская музыка в контексте истории и культуры. Тюркская фольклорная и традиционная музыка. Тюркская музыкальная культура Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Туркменистана и Узбекистана. Влияние религии на тюркскую музыку. Классификация тюркской музыки. Процесс исторического развития казахской музыкальной культуры с ранних этапов до современности. Изучение историко-культурных условий функционирования музыкальных традиций; обряды и обрядовый фольклор; жанровая классификация фольклорных и устно-профессиональных произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История казахской музыки и фольклора
История казахской музыки и фольклора-изучение исторических фактов и музыкально-стилистических особенностей произведений казахской музыки и фольклора. Учебный курс развивает знания об особенностях казахской музыкальной культуры и фольклора; умение применять терминологический и пояснительный аппарат дисциплины в исполнительской деятельности; навыки работы с музыковедческой литературой. В то же время расширяет музыкальный, общеинтеллектуальный кругозор студентов, систематичность знаний о гражданском и музыкально-историческом процессе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки
Курс "История музыки" посвящен изучению эволюции музыкального искусства с точки зрения социальных процессов, художественных тенденций, академических жанров и творчества композиторов. Затрагиваются темы социальных процессов, художественных тенденций, академических жанров и эволюции европейского музыкального искусства в контексте творчества композиторов, личностей, жанров, произведений. Полученные знания о закономерностях и особенностях истории музыкальной культуры; формирует умения использовать терминологический и понятийный аппарат дисциплины в исполнительской деятельности, навыки работы с музыковедческой литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Внеевропейская музыкальная культура
Учебный курс направлен на изучение музыкальной культуры стран за пределами Европы. Курс исследует основные жанры музыки за пределами Европы. Рассматривается традиционная музыкальная культура Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Африки. В результате у студентов развиваются знания об особенностях вне европейской музыкальной культуры; умение использовать терминологический и понятийный аппарат дисциплины в исполнительской деятельности; навыки работы с музыковедческой литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная культура Казахстана XX века
Дисциплина изучает новый этап развития музыкальной культуры и искусства Казахстана XX века. Выделяются два стилевых направления: продолжение развития традиционной музыкальной культуры и развитие академической культуры. Рассматриваются достижения композиторов Казахстана, состояние музыкальных жанров, их развитие, музыкальные произведения. Рассматриваются процессы, происходящие в музыкальной культуре ХХ века: музыкальное образование, театр, личности деятелей музыкальной культуры и искусства .
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность ІІI
Учебная дисциплина предполагает развитие у студентов домбристов музыкальных способностей (слуха, ритма, интонации, музыкального мышления и др.), музыкального исполнительского мастерства, стимулирование к непрерывному профессиональному самосовершенствованию путем ознакомления их с передовыми образцами домбровых кюев. В результате повышается профессиональная квалификация студентов, расширяется индивидуальный исполнительский репертуар, студенты знакомятся с историей исполнительского искусства, осваивают различные исполнительские стили.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклорный ансамбль I
Развитие способности студентов к совместному исполнению в коллективе является одним из основных элементов его профессиональной подготовки. В фольклорном ансамбле используются знания, полученные в дисциплине "специальность", и совершенствуются исполнительские навыки студентов. Своеобразие исполнения в ансамбле, разделение фактур произведения на различные партии способствуют росту музыкального познания учащихся. Коллективная подготовка и совместное исполнение произведений повышает ответственность студентов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестр IІI
Учебный курс "Оркестр III" направлен на развитие у студентов практических навыков сопровождения песен, инструментальных произведений в исполнении солиста. В результате учебного курса студенты привыкают слушать солиста и знают правила сопровождения личного голоса. Вместе с тем формируется исполнительская грамотность, навыки чтения нот с листа, исполнительские компетенции в коллективе, осваивается репертуар оркестра, развивается исполнительская техника.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Содержание дисциплины построено на исторической хронологической основе. Рассматриваются пути развития исполнительского искусства на домбре с многовековой историей, исполнительские, композиторские особенности знаменитых кюйшы, социальный характер кюйшы, новые тенденции и создание оркестров и ансамблей народных инструментов, жанры кюя. Учебная дисциплина дает студентам системную научную направленность в области становления, развития, применения исполнительского искусства на национальных музыкальных инструментах.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы инструментальной музыки тюркских народов
В ходе освоения учебной дисциплины студенты всесторонне знакомятся с музыкальной культурой тюркских народов, историей исполнительского искусства, инструментальными и музыкальными жанрами тюркских народов, инструментальной музыкой. Учебная дисциплина "Основы инструментальной музыки тюркоязычных народов" позволяет повысить уровень знаний студентов в области инструментальной музыки, ознакомиться с особенностями музыкальных инструментов и сравнить их.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фольклорный ансамбль ІІ
В ходе программы у студентов повышаются навыки ансамблевого исполнения; изучаются основы постановки произведений в фольклорный ансамбль; формируется единство художественной мысли, технических приемов и музыкальных средств; осваиваются произведения разных стилей, жанров и традиций; воспитываются слуховые, контрольные и исполнительские способности; формируются индивидуальные художественные способности; осваиваются тембровые, ритмические, динамические приемы в ансамблевом исполнении.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Изустное обучение домбровых кюйев
В процессе обучения студенты практикуют изучение кюев устным методом, что является традиционным способом обучения игре на домбре. Учебная дисциплина "Изустное обучение домбровых кюев" способствует сохранению традиционного способа изучения кюев; развитию музыкальных способностей, как музыкальная память, слух, формирует исследовательскую компетентность и способствует развитию кюевого искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Кюевые школы шертпе
Учебная дисциплина способствует расширению индивидуального репертуара, освоению исполнительских особенностей кюевых традиций региоонов Арка, Алтай-Тарбагатай, Жетысу и Каратау, овладению приемами звукоизвлечения, повышению знаний о жизни и творчестве кюйши. Учебный предмет "Кюевые школы шертпе" формирует у студентов как исполнительские, так и исследовательские компетенции.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Трехструнная домбыра
В ходе учебной дисциплины студенты знакомятся с особенностями настройки трехструнной домбры и исполнительским приемами. Освоив репертуар трехструнной домбры, студенты еще глубже понимают исполнительские, стилевые особенности кюевых традиций регионов Алтай-Тарбагатай и Жетысу. Учебная дисциплина способствует сохранению и развитию искусства игре на трехструнной домбре.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Ремонт музыкальных инструментов
Каждый исполнитель должен не только исполнять на своем музыкальном инструменте, но и знать строение инструмента, уметь исправлять недочеты инструмента. В учебной дисциплине "Ремонт музыкальных инструментов" студенты получают подробную информацию о строении и уходе за инструментом, учатся менять струны и лады домбры, проводить мелкий ремонт инструмента, самостоятельно изготавливать подставку домбры (тиек).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Развитие искусства кюя в ХХ веке
В ходе учебной дисциплины студенты всесторонне знакомятся с казахской музыкальной культурой ХХ века, историей исполнительского искусства, казахскими инструментами, инструментальной музыкой. В том числе особо рассматриваются профессиональные особенности жизни и творческого пути композиторов-кюев ХХ века. В ходе программы у студента повышаются теоретические знания об искусстве ХХ века, формируются поисковые компетенции, аналитическое мышление, музыкально-просветительские компетенции, коммуникационные качества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Легенды домбровых кюйев
В ходе прохождения учебной дисциплины студенты изучают историю домбровых кюев, легенды связанные с инструментом и домбровыми кюями, рассматривается творчество народных композиторов, обсуждаются и делается анализ легенд домбровых кюев. В результате студенты глубже узнают историю кюя и творчество композиторов; углубляются знания истории и литературы Казахстана; повышаются знания в области исполнительского искусства; через повествование легенд кюя улучшается культура речи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества; формирование современных представлений о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан; формирование у студентов широкого комплексного, объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестр IV
В учебной дисциплине предусматривается развитие технических навыков студента в оркестровом исполнении. В ходе учебного курса будут исполнены казахстанские и зарубежные произведения, которые считаются технически сложными, а также будет уделено внимание развитию исполнительской техники студентов. В результате у студентов развиваются слуховые, запоминающие способности, формируется исполнительская грамотность, навыки чтения нот с листа, исполнительские компетенции в коллективе, пополняется исполнительский репертуар.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность IV
В ходе освоения учебной дисциплины студенты, повышая свой исполнительский репертуар, знакомятся с творческой биографией народных кюев и современных домбристов, историей происхождения кюев, осваивают новые исполнительские техники. Кроме того, обучается исполнять в ансамбле произведения казахстанских и зарубежных композиторов, исполняемые под фортепианное сопровождение, совершенствует технику звучания тремоло, пиццикато.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплина направлена на воспитание безопасного мышления, личности безопасного типа и получение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях среды природного, техногенного и социального происхождения; организацию защиты населения и территорий в мирное и военное время; знания правовых нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности; овладение необходимыми приемами оказания первой медицинской помощи при травмах, неотложных состояниях и острых заболеваниях.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы правовой культуры
Овладеть понятием и сущностью правовой культуры, включая её систему ценностей и содержание, а также особенности формирования и роли в обществе. Понимать правовую культуру личности, её уровни и взаимосвязь, а также применять знания для анализа правосознания и правового поведения в различных социальных контекстах.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Дисциплина направлена на комплекс общественных наук, таких как политология и правоведение, предметом которых являются правовые отношения между членами общества и их взаимодействие. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей правовых антикоррупционных отношений. Акцентируется внимание на академическую честность влияние явления коррупции на экономическую, политическую и социальную составляющую человека и государства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Межрегиональные особенности домбровых кюйев I
В учебном предмете "региональные исполнительские школы V" студентов обучают исполнительским, стилевым особенностям Мангистауской школы кюйшил, рассказывают творческую биографию Абыл, Есир, Есбай, Құлшар, Ускенбай и других кюйшылар, проводят анализ кюев. Демонстрируются ритмические, интонационные особенности, приемы стука и аппликатуры, характерные для Мангистауской школы кюйшыл, репертуар студентов дополняется кюями Мангистау.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Студенты получают специальное и дополнительное музыкальное образование во время учебы. владеет методами преподавания по специальности (домбра) на местах. В учебной дисциплине ставятся такие задачи, как умение ставить конкретные педагогические задачи и методы, направленные на их решение; умение применять теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе обучения; умение подбирать необходимый учебно-методический материал в ходе урока.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестр V
В учебном курсе "Оркестр V" предусматривается повышение теоретических знаний обучающихся с развитием исполнительских навыков, мастерства. Рассматривается история создания оркестра казахских народных инструментов, творчество первых исполнителей, известных дирижеров. Исполняются произведения композиторов ХХ века, написанные специально для оркестра казахских народных инструментов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений фольклора
Дисциплина "Анализ музыкальных произведений фольклора" направлена на практическое закрепление пройденного теоретического материала курса «Казахская традиционная музыка и фольклор». Опираясь на конкретный материал, а именно фольклорно-этнографические сборники известных ученых-собирателей, а также материалы фольклорных экспедиций, студенты анализируют жанры обрядового фольклора. В ходе освоения предмета студенты освоят принципы музыкального языка казахского этноса: музыкально-поэтический размер (жыр и қара өлен), и его влияние на ритм; релятивную нотацию; ладовую окраску. Все полученные навыки и знания являются основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности студента.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Полифония II
Дисциплина «Полифония II» развивает полифоническое музыкальное мышление, формирует знания о жанрах и формах полифонической музыки; этапах процесса развития полифонического типа многоголосия, целостного анализа музыкальных явлений в широком временном диапазоне - от музыки позднего европейского средневековья и эпохи Возрождения до образцов народного многоголосия, и современных полифонических циклов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность V
Учебный предмет адаптирует развитие исполнительского мастерства студентов-домбристов к исполнению ими музыкального произведения на высоком техническом и художественном уровне, художественному выражению истории и легенд исполняемого произведения, сохранению стилистических особенностей исполнительских школ, исполнению национальных, классических и современных музыкальных произведений на домбровном инструменте в сольном и фортепианном сопровождении.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория современной композиции
Курс направлен на изучение основных музыкально-теоретических аспектов композиторской техники ХХ века и анализ ее моделей. Охватываются темы формирования теоретических представлений о современной композиционной технике, драматургии и форме в современной музыке; понимания музыкального произведения как целого на основе его выразительно-смысловой сущности; приобретения практических навыков анализа музыкального произведения на основе полученных знаний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений
Учебный курс дает знания о типах форм и свойственных им свойствах, присущих музыке классического, романтического, ХХ века и современности. В результате студент распознает структурный тип музыкального произведения и его синтез; рассматривает форму как выразительный метод и средство понимания музыкального языка; знает формы музыкальных произведений, их фактурные, стилевые и жанровые формы; умеет определять структурные закономерности музыки; развивает навыки анализа музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Полифонические формы
Дисциплина "Полифонические формы" изучает жанры и методы создания полифонии От Барокко до ХХ века. Осваиваются навыки анализа фуги, остинатных полифонических вариаций и смежных жанров; техники простого и сложного контрапункта, канонической имитации, канонической секвенции и бесконечного канона в условиях свободного стиля; методы композиции тонально-развивающейся фуги.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Полифония и анализ музыкальных произведений ХХ века
Курс обобщает знания и навыки, приобретенные студентами при изучении предметов «Полифония» и «Анализ музыкальных произведений» Предмет рассматривает большой круг вопросов теоретического и исторического плана. В основу задачи курса входит сформировать знания об общих закономерностях формообразования в музыке ХХ века, а также изучить полифонические формы и методы тематического развития с исторической точки зрения. Обучить студентов методам проникновения в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику и дать представление о музыкальных стилях, художественных процессах музыки ХХ века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Техника речи
Учебный курс направлен на изучение анатомии и физиологии речевого аппарата, работу с артикуляцией. В программе затронуты такие темы, как техника речи-артикуляция, дикция, дыхание, ведение голоса; орфоэпия; логика речи; описание речи; установка голосовой речи; комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи; литературная норма и диалект; произношение гласных и согласных; окончание глаголов, прилагательных.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сценическая речь
В ходе освоения учебного курса студент развивает навыки выступления на сцене и общения с окружающей средой, овладевает искусством рассказа историй, учится работать с аудиторией и говорить интересно. В программе рассматриваются следующие темы: формы и содержания речи; публичного выступления и работы с аудиторией; убедительности на публике; силы речи; техники речи; импровизации в речи; сочетания речи и мышления; креативности в речи; композиции речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Нотография народной музыки
В учебной дисциплине студенты развивают навыки нотной записи народной музыки, в том числе домбровых кюев, учатся работать с музыкальными редакторами Finale и Sibelius. Данная дисциплина позволяет формировать особенности нотной записи народных музыкальных произведений, навыки работы с компьютерными нотными редакторами. Программа дисциплины будет направлена на ознакомление студентов с программами для нотного набора музыкальных произведений, анализ специфических особенностей каждого музыкального редактора, овладение технологическими подходами, интерфейсом программы и рядом дополнительных возможностей, облегчающих этот процесс, совершенствование навыков работы студентов с компьютером.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сценическая культура
Учебная программа направлена на овладение основными навыками сценической культуры - через игру показать на сцене чувства, духовные ценности, особенности внутренней и внешней действительности человека; овладеть основами актерской профессии. Во время курса студенты выполняют упражнения, развивающие память, логику, воображение, внимание. Также под руководством преподавателя анализируются этюды, доклады по заданиям.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Традиционное пение
На курсе «Традиционное пение» студенты практикуют пение в сопровождении домбры казахских народных песен и песен народных поэтов. В ходе курса студенты обучаются основам постановки голоса, методам аккомпанирования, специфическим особенностям певческих школ. Вместе с тем, студенты знакомятся с творчеством известных народных акынов, структурными особенностями народных песен, жыров и терме.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы исполнительства на жетыгене
В учебном курсе студенты осваивают инструмент жетыген. Обучающиеся изучают строение жетыгена, диапазон, настройку, постановку исполнительского аппарата; осваивают основные исполнительские приемы игр и знакомятся с репертуаром. Также студенты обучаются аккомпанировать песни на жетыгене, практикуются в переложении домбровых кюев на жетыген.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Межрегиональные особенности домбровых кюйев II
В учебном предмете» региональные исполнительские школы VІ" обсуждаются исполнительские особенности, демонстрируются технические приемы, рассказываются истории происхождения кюев в произведениях представителей ордынской школы кюйшилик, относящихся к Западно-казахстанскому региону Махамбета, Курмангазы, Даулеткерея, Дины, Сейтека, Мамен и др. Вместе с тем, рассматривается связь кюев Западно-Казахстанского региона с песенно-песенными традициями, определяются интонационные, ритмические особенности кюев.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Оркестр VІ
В учебном курсе излагается опыт исполнения европейских классических произведений с оркестром казахских народных инструментов, в составе оркестра исполняются передовые образцы зарубежных произведений, демонстрируются особенности их соотнесения с оркестром казахских народных инструментов. В результате повышаются общие музыкальные знания обучающихся, изучаются структурные, стилевые, исполнительские особенности европейских классических произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Дисциплина «Профессионально-ориентированный иностранный язык» ставит своей целью повышение уровня владения английским языком у студентов и овладение необходимой профессиональной терминологией на иностранном языке, что позволит в дальнейшем повышать профессиональное самообразование. Задачи дисциплины следующие: расширение лексико-грамматического базиса профессионально-ориентированного иностранного языка студентов; совершенствование умений в области устной и письменной речи; подготовка к самостоятельному совершенствованию в иностранном языке.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Специальность VI
В ходе освоения предметной программы студенты овладевают исполнительскими стилями разносторонних школ кюй, знакомятся с особенностями исполнения школ Дины, Сугира, Казангапа, которые считаются сложными. В целях подготовки к концертной исполнительской деятельности, на основе учебной дисциплины, участвует в различных концертах, теле-и радиопрограммах, республиканских конкурсах среди домбристов. В. А. Моцарт, Й.Гайдн, Ф. Лист и др., достойные домбры с фортепианным аккомпанементом. за счет исполнения произведений зарубежных композиторов-классиков развивается общее музыкальное мышление студентов, повышается исполнительское мастерство.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Межрегиональные особенности домбровых кюйев III
Целью учебной дисциплины является обучение студентов различным приемам и приемам исполнения кюев Казангапа, Мирзы, Альшекея, Досжана и других кюев Актюбинского и Сырского регионов, развитие исполнительского мастерства и подготовка к музыкально-исполнительской деятельности. В результате освоения программы дисциплины студенты овладевают различными стилевыми особенностями кюев Казангапа и Сырдарьинского региона, исполнительскими приемами и приемами; учатся раскрывать художественное содержание кюев; повышается индивидуальный исполнительский репертуар.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестр VІІ
Студенты практикуют аккомпанемент солиста-исполнителя и солиста-солиста на инструменте в процессе освоения учебного курса. В ходе учебного курса исполняет песни и произведения, достойные казахстанского и зарубежного сольного исполнителя и оркестра. В результате студенты учатся слушать сольного исполнителя, исполнительским особенностям голосового сопровождения, сразу читать оркестровые партии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Учебная дисциплина направлена на подготовку студентов к педагогической деятельности. Изучаются исторические основы, теория и практика, методы и приемы домбрового обучения, сочетающиеся с основами как общей педагогики, так и музыкальной педагогики. На протяжении курса студенты изучают учебный репертуар, особенности обучения игре на домбре от начального уровня до уровня преподвания в средне-специальных учебных заведениях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инструментовка для ансамбля казахских народных инструментов
Учебный курс направлен на подготовку специалистов-исполнителей, владеющих составом ансамбля казахских народных инструментов, возможностями инструментов, основами гармонии. Инструментарий для ансамбля казахских народных инструментов знакомит с историей оркестра и ансамбля, его составом. При этом учит диапозону, тембру, исполнительским возможностям инструментов. В процессе освоения данной дисциплины студент ставит в ансамбль кюи, мини-произведения, песни для голоса соло.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Написание дипломной работы
Учебный курс направлен на развитие у студентов умения самостоятельно решать практические (творческие) задачи и навыков проведения научного исследования; обучение теоретическому обоснованию принятых решений и последовательному изложению хода исследования в определенном порядке; закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков; определение уровня готовности обучающегося к профессиональной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Специальность VІI
Учебная дисциплина направлена на формирование у студентов-домбристов значимых музыкально-исполнительских компетенций в ходе профессиональной деятельности. Умеет профессионально исполнять кюи домбры в техническом и художественном плане, знать легенды кюя, передавать его художественным языком, сохранять стилистические особенности кюйских школ, исполнять под фортепианное сопровождение. В результате формируется индивидуальный исполнительский репертуар студента, он знает историю исполнительского искусства, знаком с культурой сцены, основами концертного исполнения, формируется как специалист, готовый к выполнению музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательства и финансовой грамотности
Дисциплина направлена на формирование основных понятий и закономерностей рыночной экономики и предпринимательства. Студенты учатся быть экономически грамотным человеком, иметь представление об основах бизнеса, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета; использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получать практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы научного исследования
Предметом учебной дисциплины «Основы научного исследования» являются методология и методы научных исследований, а также способы их организации. В результате изучения курса и выполнения исследований по выбранной теме студент должен уметь формулировать цель и задачи исследования, обрабатывать данные, формулировать выводы научного исследования, составлять реферат, доклад, дипломную работу, научную статью.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аранжировка
Курс "Аранжировка" изучает создание музыкальных произведений и/или отдельных частей произведений для народных инструментов. Студенты осваивают основы гармонии, ритма и текстуры, адаптируя произведения под особенности народного ансамбля, разрабатывают собственные аранжировки и анализируют работы других авторов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы звукорежиссуры
В курсе рассматриваются вопросы о природе звука, акустике звуковых студий, акустике речи и пения, технологии музыки, речи, вокала и хорового письма. Содержание курса включает изучение следующих тем: звукорежиссерское мастерство, визуализация спектаклей и праздников, основы звуковой техники. В результате изучения дисциплины студент приобретает знания о технологии звукозаписи, навыки работы в студии звукозаписи.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Финансовая грамотность
Учебная дисциплина предполагает расширение кругозора студента в финансовой сфере в целом, тем самым открывая новые возможности и страхуя от причинения финансового вреда и убытков. В результате изучения дисциплины студент приобретает базовые знания об основах теоретической и экономической грамотности и практических навыках организации предпринимательской деятельности; понимает основные экономические понятия, категории и связи между ними; в результате приобретает навыки эффективного управления финансами.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментальный ансамбль
Учебная дисциплина предполагает развитие музыкально-творческих способностей студентов через опыт совместного выступления с коллективом. В ходе программы студент знает принципы работы с музыкальным произведением, задачи подготовительного (репетиционного) процесса; умеет анализировать музыкальное произведение, опираясь на нотную запись, читать нотный текст, сохраняя композиторский стиль, мышление, виртуозно исполнять музыкальное произведение, проявляя артистические способности; учится работать совместно с творческим коллективом.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Менеджмент в культуре
Учебный курс «Менеджмент в культуре» овладевает студентами основами управления организациями и учреждениями культуры, основами планирования, программирования и подготовки коммерческих и некоммерческих проектов в области культуры. В результате обучающиеся приобретают компетенции по осуществлению функций специалиста, референта, консультанта, руководителя малых структурных подразделений в государственных органах управления культурой, организациях культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях и др.), творческих союзах и обществах.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность VІІI
В учебной дисциплине проводится подготовка к программе государственного экзамена по "Специальности". Предполагается развитие исполнительского мастерства студентов, повышение музыкально-теоретической квалификации, формирование культуры речи, пробуждение исследовательских качеств. Ожидается, что студент, освоивший курс специальности, станет концертным исполнителем с высокими исполнительско-технологическими возможностями и музыкально-теоретической квалификацией, способным решать музыкально-исполнительские задачи, сформированным индивидуальным исполнительским репертуаром.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестр VІІІ
В ходе учебного курса студенты участвуют в концертной деятельности в составе оркестра казахских народных инструментов. В результате обучающиеся обучаются сценической культуре, наблюдению за выступлениями дирижера, непосредственному чтению оркестровых партий, созданию динамических, ритмических знаков, показываемых дирижером, учатся работать с микрофоном и следить за сценическим волнением. Студенты, освоившие весь учебный курс "Оркестр", могут выступать артистами оркестра, фольклорного ансамбля любых народных инструментов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы домбровой педагогики и педагогического репертуара
Учебная дисциплина направлена на развитие у студентов теоретической и практической квалификации, необходимой для педагогической деятельности. Студенты обучаются учебному репертуару домбрового класса в учреждениях дополнительного образования, специальных музыкальных учебных заведениях с предоставлением теоретических основ общей педагогики, музыкальной педагогики и специальной педагогики. Рассматриваются способы эффективного планирования, организации педагогического процесса, проведения занятий с применением современных технологий, использования методов обучения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Бизнес-планирование
Курс "Бизнес-планирование" исследует проблемы возникновения государства и права, раскрывает тему, методы, принципы и содержание отраслей права Республики Казахстан - конституционного, административного, трудового, гражданско-правового, уголовного, семейного права. В результате изучения дисциплины "Бизнес-планирование" студент приобретает теоретические основы и практические навыки планирования бизнес-процессов, базовые знания о выборе и обосновании альтернативных вариантов функционирования и развития предприятия.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Знает принципы работы в творческом коллективе, задачи репетиционного процесса; умеет анализировать музыкальное произведение, опираясь на нотную запись; имеет навыки виртуозного исполнительства музыкального произведения, сохраняя композиторский стиль и демонстрируя артистические способности.
- Знание возможностей, репертуара фольклорных инструментов. Навыки игры на родственных инструментах (трехструнная домбра, жетыген, домбыра-бас). Умение руководить коллективом, состоящим из фольклорных инструментов и заниматься исследованием в области традиционной музыки.
- Владеть навыками игры на фортепиано и владеть на практике произведениями различных жанров и стилей.
- Применять и поддерживать этические и правовые нормы поведения в области борьбы с коррупционными действиями, работать над повышением уровня нравственной и правовой культуры. Управлять сферой культуры и вести бизнес. Знать основы финансирования и государственного регулирования предпринимательства. Знать основы безопасности, владеть знаниями отношения к окружающей среде.
- Знание исполнительских школ и стилей традиционного кюя; владение разносторонним репертуаром (традиционным, классическим, современным); высокий уровень исполнительско-технологического мастерства; умение ведения самостоятельного творческого поиска.
- Знать основные этапы развития музыкальной культуры и ярких представителей казахской традиционной музыки. Уметь использовать терминологический и концептуальный аппарат дисциплины в исполнительской сфере.
- Знание развития кюевого искусства, жизни и творчества кюйши. Уметь анализировать и записывать произведения народной музыки и народных композиторов; работать с нотными редакторами.
- Уметь раскрывать суть и исполнять на высоком профессиональном уровне мировую классическую и народную музыку песенно-кюевого наследия. Уметь сочетать теоретическую подготовку и практическую деятельность.
- Иметь представление о тюркской культуре. Знать общие жанры, общее содержание и общий фольклор в тюркской инструментальной музыке.
- Уметь использовать терминологический и концептуальный аппарат в научной работе. Владеть навыками работы с отечественной и зарубежной научной литературой.
- Владеть учебным репертуаром, традиционным концертным репертуаром, сформированный на инструменте для специальных музыкальных учебных заведений. Знать основы музыкальной педагогики, психологии. Иметь навыки специалиста педагогической деятельности в области просвещения. Иметь профессиональный опыт, общие и профессиональные компетенции и быть подготовленным к самостоятельной трудовой деятельности.
- Владение основами инструментовки, переложения, аранжировки музыкальных произведений для ансамбля народных инструментов; умение формировать репертуар ансамбля; владение навыками организации работы ансамбля.
- Знать структуру музыкальных произведений, их фактурные, стилистические и жанровые формы. Уметь определять структурные образцы музыки на слух. Владеть навыками музыкального анализа, интонации и письма.
- Обладать техникой речи, основами сценической речи и навыками сценической культуры. Уметь работать на сцене с помощью сценического оборудования (микрофона, света, экрана).