6B01721 Русский язык и литература в школах с русским и нерусским языками обучения (IP) в ППУ имени Ә.Марғұлан
-
Цель образовательной программы ОП направлена на подготовку специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в качестве учителя русского языка и русской литературы в организациях среднего образования всех типов и видов, независимо от языка обучения (русский и нерусский языки).
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Дисциплина знакомит с формированием психики, ее функционированием и закономерностями развития. Учит наблюдать за развитием обучающихся и, соответственно, планировать и осуществлять отвечающие возрасту учебные процессы, учитывая индивидуальные потребности обучающихся; действовать творчески и адекватно в различных ситуациях и поддерживать обучение и благополучие обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Введение в педагогическую профессию
Курс направлен на ознакомление обучающихся со сферой будущей профессиональной деятельности и выполняет пропедевтическую функцию. В процессе занятий обучающиеся познакомятся с сущностью, содержанием и спецификой профессиональной деятельности преподавателя физической культуры и велнес-тренера; изучат различные нормативно-правовые документы об образовании (Закон об образовании, Профессиональный стандарт педагога и другие). На основе профессиограммы и психограммы педагога, велнес-тренера, фитнес-тренера проведут самодиагностику и саморефлексию личностных качеств, востребованных в профессии. Посредством активных методов и форм обучения и преподавания обучающиеся научатся работать и продуктивно взаимодействовать в команде, разовьют навыки саморегулируемого обучения и тайм-менеджмента, коммуникативные и другие профессиональные комптенции и качества. В процессе занятий предусмотрены посещение детских садов, общеобразовательных школ, велнес- и фитнес-центров, а также гостевые занятия ведущих педагогов и велнес- и фитнес-тренеров. Итоговое оценивание проводится в виде написания творческого эссе о роли педагогической профессии в современном мире, ценностях и особенностях педагогической профессии в сфере физической культуры и велнеса, ценности велнес-образа жизни для различных возрастных, профессиональных и социальных групп и других актуальных аспектах физической культуры и велнеса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Дисциплина вырабатывает способность к распознаванию орфограмм и пунктограмм, учит работе со справочным материалом, совершенствовует навыки свободного владения письменной формой литературного языка, развивает способности к структурно-семантическому, лингвистическому анализу текста, вырабатывает умения выбирать наиболее подходящие варианты пунктуационного оформления письменной речи в зависимости от восприятия текста.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонетическая система русского языка
Дисциплина формирует знания об основных направления и теоретических подходах к описанию фонетических единиц русского языка. Вырабатывает понимание роли и значения дисциплины среди других лингвистических наук, ее специфику. Изучение дисциплины позволит использовать полученные знания для квалифицированного и полного фонетического анализа. Способствует овладению знаниями об организации фонетической и фонологической систем современного русского языка и связанных с ними подсистем, особенностях их функционирования, а также лингвистической терминологией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лексическая система русского языка
Дисциплина формирует знания об основных направления и теоретических подходах к описанию лексических единиц русского языка; о современной лексической системе русского языка. Вырабатывает понимание роли и значения дисциплины среди других лингвистических наук, ее специфику. Изучение дисциплины позволит использовать полученные знания для квалифицированного и полного лексического и лексикографического анализа текста любого жанра.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогические исследования
Данный курс дает будущим учителям теоретическую основу для педагогических исследований. Будущие учителя обладают навыками поиска и критического отбора теоретических знаний из различных надежных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики и проявляют готовность содействовать обучению и образованию, основанным на исследованиях, а также их собственному непрерывному развитию и профессиональному росту.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Сопоставительная грамматика русского и казахского языков
Грамматические системы русского и казахского языков с сопоставительных позиций; сходства и различия в грамматических системах русского и казахского языков; понятие сильных языковых контрастов; интерференция; прикладные аспекты сопоставительного описания грамматики русского и казахского языков.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эстетика фольклора и древнерусская литература
Фольклор и литература как два основных вида словесного творчества. Художественные особенности фольклора. Система жанров русского фольклора. Постфольклор: система жанров. Особенности древнерусской литературы. Эстетический канон древнерусской литературы. Жанровая система древнерусской литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы и технологии преподавания
Дисциплина вырабатывает готовность к всестороннему пониманию стратегий и методологий преподавания и способность применять их при планировании, преподавании и оценке инновационными способами, соответствующими конкретным педагогическим ситуациям, условиям конкретной школы и возможностям обучающихся, способность создавать подходящие инклюзивные, физические и онлайн-среды обучения на разных этапах образовательного процесса.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Дисциплина направлена на овладение знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных качествах. Учит применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Способствует благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе. Вырабатывает способность общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Искусственный интеллект в образовании
Целью дисциплины является ознакомление обучающиехя с основами искусственного интеллекта (ИИ) и возможностями его применения в образовательной сфере. В рамках курса обучающиеся изучат принципы работы нейросетей, обработку различных типов данных (текстовых, графических, видео- и аудиофайлов), а также освоят инструменты для создания интерактивного образовательного контента. В процессе обучения особое внимание уделяется разработке эффективных промптов, адаптации ИИ-решений для учебного процесса и этическим аспектам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Обучающиеся научатся применять нейросетевые технологии для автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и повышения вовлеченности обучающихся. В ходе изучения курса студенты освоят базовые концепции искусственного интеллекта и нейросетей, а также научатся работать с инструментами ИИ для создания образовательного контента. Они смогут разрабатывать и адаптировать промпты для генеративных моделей, применять технологии обработки естественного языка и мультимедийных данных в обучении. Кроме того, студенты разберутся в этических и социальных аспектах внедрения ИИ в образовательный процесс. По завершении курса студенты получат теоретические знания и практические навыки, необходимые для внедрения ИИ в педагогическую деятельность и разработки инновационных образовательных решений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Морфемика и словообразование русского языка
Типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом. Словообразование как учение о структуре слова и законах его образования. Способы словообразования в современном русском языке. Синхронное словообразование. Морфемика как часть дериватологии, ее основные понятия.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина изучает основы педагогической науки, концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Классическая русская литература 18-19 веков
Общая характеристика и периодизация классического периода русской литературы. Русская литература 18 века: новаторство, жанровая система. Романтизм как литературное направление. Типология стилей и жанров в поэзии, драматургии и прозе 1-пол. 19 в. Творчество русских писателей 18-19 веков: идейно-художественные особенности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 10
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Курс знакомит с руководящими педагогическими принципами и сквозными темами развития определенного уровня образования, такими как предпринимательство и устойчивое развитие. Вырабатывает навыки индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия обучающихся и принципами инклюзии в процессе обучения, и использовании технологий преподавания, на основе общепедагогических и специальных исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Русский язык в его функциональных разновидностях (Minor)
Дисциплина вырабатывает понимание теоретических основ стилистики современного русского языка; лингвистических и экстралингвистических особенностей функциональных стилей современного русского языка. Учит использовать стилистические возможности языка в разных сферах коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оценивание и развитие
Дисциплина вырабатывает глубокое понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивную оценку в этической манере на различных этапах процесса обучения и привлечение обучающихся к оцениванию. Учит определять, дифференцировать и использовать различные технологии оценивания, принципы, этапы, инструменты оценивания в своей области знаний (включая формативное, суммативное оценивание и самооценивание, взаимооценивание, и пр.).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика и технологии обучения русскому языку
Дисциплина способствует овладению системой обучения языковым средствам общения на русском языке для профессионального становления учителя-словесника. Вырабатывает способность организовать процесс обучения русскому языку в современной школе с русским и нерусским языками обучения с учетом потребностей обучающихся и результатов исследований по методике и педагогике, а также способность оценивать результаты обучения учащихся на уроках русского языка и осуществлять рефлексию.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Риторика и основы спичрайтинга (Minor)
Данный курс помогает студентам формировать и развивать педагогическую культуру общения и направлен на формирование у будущих филологов навыков профессиональной подготовки текстов для публичных выступлений. Будущие учителя владеют навыками эффективного речевого взаимодействия с массовым адресатом, а также стандартными методиками создания текстов выступлений и публичного произнесения подготовленной речи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ораторское мастерство в цифровую эпоху (Minor)
Дисциплина позволяет комплексно развивать навыки правильной речи, анализировать, адаптироваться к аудитории, грамотно использовать цифровые средства коммуникации. Будет уделено внимание содержанию выступления, структуре текста, голосу, языку тела, эмоциональной подаче. Освоение мастерства публичного выступления на профессиональные, научно-познавательные темы с использованием цифровых средств, мастерства педагогической и дружеской беседы
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческое комментирование фактов русского языка (Minor)
Дисциплина формирует навыки применения знаний основных этапов истории русского литературного языка при обучении русскому языку; объяснения происхождения и природы языкового явления, использования исторических словарей, данных опубликованных памятников письменности разных периодов существования русского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сопоставительный литературоведческий анализ (Minor)
Введение в анализ художественного текста в системе научных дисциплин. Структура художественной реальности. Анализ и синтез в литературоведении. Текст, контекст, интертекст в компаративистских исследованиях. Контекст и его виды. Исторический контекст. Типологические схождения, аналогии, соответствия. Универсалии словесно-художественного искусства и типологические схождения: разграничение понятий. Сопоставительное литературоведение: предмет, понятия и категории, методологические установки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы экономики и навыки предпринимательства
Целью данного курса является развитие общеобразовательных компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Данный курс дает будущим учителям (педагогам) теоретические знания для формирования навыков предпринимательской деятельности и основам экономики. Содержание: Общественное производство. Сущность, формы, структура капитала. Виды предпринимательства. Бизнес. Финансовая система. Тайм-менеджмент и управление проектами. Управление стрессом. Формируемые навыки: Навык ведения переговоров. Навык публичных выступлений. Навыки управления бизнесом. Формируемые навыки: развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию; понимать и объяснять основы социально-политических, экономических и правовых знаний, способны продемонстрировать личную и профессиональную конкурентоспособность. Оценивания результатов обучения будет проходить в форме командной работы и тестирования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория и практика обучения русской литературе
Дисциплина способствует овладению системой обучения литературе для профессионального становления учителя-словесника. Освоение методических основ организации процесса обучения русской литературе в современной школе с русским и нерусским языками обучения с учетом потребностей обучающихся с опорой на результаты исследований по методике и педагогике. Вырабатывает способность оценивать результаты обучения учащихся на уроках русской литературы и осуществлять рефлексию.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
Дисциплина обеспечивает возможность учитывать разнообразие обучающихся и определять их индивидуальные потребности в процессе обучения; поддерживать обучение обучающихся и их включение в образовательный процесс, используя подходящие ИКТ, обучающие и вспомогательные технологии; поддерживать благополучие обучающихся с психологической и этической точек зрения в сотрудничестве с сообществом (учителями, учащимися, родителями / опекунами), учитывая уровень жизни и обучения обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Дисциплина рассматривает состояние популяций живых организмов, степень нарушенности экосистем, структура и динамика популяций, механизмы взаимодействия живых организмов в сообществе, основные экологические проблемы современности, безопасное взаимодействие человека со средой обитания, защита от негативных факторов в чрезвычайно опасных ситуациях, прогнозирование возможных экстремальных ситуаций в бытовой, социальной, производственной сферах, принятие грамотных решений при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Морфологическая система русского языка
Морфология как учение о грамматическом строе современного русского языка. Объект изучения морфологии. Задачи морфологии. Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Мифология и мировая литература (Античная литература – начало 21 века) 1
Дисциплина формирует осознание значимости литературно-исторических процессов от мифологии до современной мировой литературы. Вырабатывает понимание основных положений и концепций в области познания мифологии, культурологии, истории и мировой литературы; методов и направлений в творчестве писателей обозначенного периода; владение понятийно-терминологическим аппаратом литературоведения. Способность к воспитанию творческого читателя и ценителя мировой литературы и культуры, понимающего важность чтения литературного материала как межкультурного диалога.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Ораторское искусство (Minor)
Ораторское искусство в ряду других наук. Риторика и культура речи. Риторика и логика. Прагматика и стилистика публичного выступления. Основные этапы работы над речью. Изменение роли риторики и разное понимание риторики на протяжении истории. Риторическое искусство в ХХ веке. Классический и современный подход к композиции речи. Роды и виды ораторской речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Целью изучения дисциплины является формирование антикоррупционной культуры, освоения этических норм. Студенты изучат основы казахстанского права, законодательные акты РК в области образования и противодействия коррупции, основы антикоррупционных норм, виды организационных основ противодействия коррупции в конкретной организации, органе, структуре, понятие и структуру антикоррупционной культуры. На практических занятиях студенты, решая ситуационные задачи, выявят коррупционные риски, предложат меры профилактики и рекомендации по исправлению норм внутренних нормативных документов, примут участие в деловых играх. Дисциплина завершится экзаменом в виде эссе
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мифология и мировая литература (Античная литература –начало 21 века) 2
Дисциплина формирует осознание особенностей литературы классического периода в её основных содержательных и формальных характеристиках. Дисциплина вырабатывает понимание основных закономерностей литературного процесса в эпоху развития романтизма, критического реализма, модернизма и постмодернизма. Дисциплина формирует способность выявлять закономерности и тенденции развития мировой литературы рубежа XX–XXI вв.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Синтаксический строй русского языка
Дисциплина дает знание и понимание признаков, строения, средств и способов образования синтаксических единиц, связей и отношений их компонентов; функций СЕ и условий их употребления; системности синтаксического уровня языка, многоаспектности его единиц, внутриуровневых и межуровневых отношений между ними. Учит конструировать синтаксические единицы докоммуникативного (словосочетания) и коммуникативного уровня (простого и сложного предложения) разных типов в целях, анализировать текст. Вырабатывает навыки критического осмысления синтаксических явлений русского языка в различных видах речевой деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Современная русская литература (начало 21 века)
Дисциплина формирует знание и понимание жанрового многообразия современного литературного процесса; умение самостоятельно выявлять жанрообразующие признаки произведения. Формирует целостное представление о современном литературном процессе; аналитическому комментированию художественных текстов, распознаванию жанровой специфики художественного текста; целостному анализу художественного текста в аспекте его эстетической, жанрово-видовой и стилевой специфики.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература 20 века
Особенности литературного процесса ХХ века. Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм как художественно-философская система. Акмеизм в русской литературе. Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда». Драматургия. Литература русского зарубежья. Литература второй половины века и рубежа веков.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы научно-исследовательской деятельности и академическое письмо
Курс нацелен на выработку умений и навыков, необходимых для осуществления и организации проектно-исследовательской работы в школе. Курс включает теоретические основы проведения исследований студентами и организации исследований обучающихся. Во время практических занятий студенты вырабатывают навыки цитирования вторичных источников, работают в международных базах данных, используют различные программы антиплагиат, пишут эссе, готовят доклады, статьи в научные журналы, тезисы на конференции, разработают тематику проектов для школьников по направлениям подготовки, составляют описания этапов проектов, учатся организовывать исследовательскую деятельность учащихся путем участия в консультировании школьных проектов. Студенты примут участие в организации конкурсов научных проектов учащихся школ. В рамках самостоятельной работы обучающиеся участвуют в групповой работе над проектом, анализируют и презентуют результаты исследования. Итоговый контроль проводится в виде защиты группового проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Исследования, развитие и инновации
Дисциплина дает новые знания для поддержания актуальности и возможности постоянного развития себя и своей профессиональной деятельности будущие учителя приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят практические исследования в этическом ключе в различных областях, касающихся развития образования и профессии учителя, инновационных подходов к обучению, а также обучения и руководства обучающимися.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория литературы и интерпретация текста
Теория литературы как наука. Концепции развития литературоведения. Поэтика как область теории литературы. Целостное рассмотрение художественного произведения. Анализ и синтез в литературоведении. Постижение смысла и интерпретация. Познание формы. Стиль. Проблема выборочного анализа.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Текстология
Текстология как наука. Художественный текст и его изучение. Литературное произведение как текст и мир. Особенности изучения композиции и сюжета. Особенности обрисовки персонажа в художественном тексте. Понятие о художественном пространстве и времени. Особенности их анализа и моделирования. Стиль в широком и узком понимании. Понятия «текст» и «контекст». Текст в тексте. Интертекстуальность.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Метаязык науки и академическое письмо
Формирует понимание особенностей и возможностей использования разных жанров письменного академического дискурса. Помогает овладеть базовыми принципами письменной коммуникации в академической среде. Вырабатывает способность создавать письменные академические тексты по филологической тематике на русском языке; владение основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Разрабатывает, внедряет, оценивает и развивает процессы обучения и руководства в различных типах образовательной среды педагогически значимым образом, способен использовать различные цифровые ресурсы.
- Конструктивно общается в рамках различных интерактивных поликультурных отношений и сообществ. Создает тексты разных жанров и стилей с учетом культуры педагогического общения, речевой конфликтологии и портрета аудитории, применяет правила риторики в реальной речевой практике.
- Готов критически оценивать свои ценности, установки, этические принципы и методы работы, способен ставить новые цели для своего собственного педагогического развития, развития своей организации и профессионального благополучия.
- Осуществляет сравнительный анализ грамматических систем, классифицирует языковые явления русского и казахского языков, выполняет квалифицированный исторический комментарий фактов русского языка.
- Применяет знания о современном русском литературном языке как системе (фонетика, лексика, грамматика), о правилах функционирования единиц русского языка в речи. Знает историю современного русского языка и его место в мировой культуре и науке. Способен квалифицировать различные языковые явления, определять системные связи языковых единиц и их функции.
- Владеет русским языком в его литературной форме, в различных видах речевой деятельности, необходимых для успешной коммуникации (говорение, аудирование, письмо, чтение), во всех формах и типах общения, в том числе виртуальной коммуникации. Владеет нормами русской речи, стилевым и жанровым разнообразием. Умеет делать правильный выбор лингвистических средств в соответствии с нормами русского литературного языка, в разных ситуациях, с учетом различных социальных и стилистических контекстов.
- Применяет знания основных положений и концепций в области теории литературы, истории развития русской и мировой литературы, ее периодизации, современном состоянии и месте в мировой культуре. Способен интерпретировать и проводить литературоведческий анализ художественных текстов. Способен к выбору стратегии чтения, извлечению ценностной информации и ее использованию в собственном опыте, в различных социокультурных ситуациях.
- Владеет современным методическим инструментарием обучения русскому языку и литературе и способен к проектированию и технологической реализации процесса обучения русскому языку и русской литературе в школах с русским и нерусским языками обучения.
- Способен использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании.
- Владеет системными лингвистическими знаниями, включающими основные уровни функционирования языка. Имеет практические навыки квалифицированного лингвистического анализа слова, предложения, текста в синхроническом и диахроническом аспектах с учетом социолингвистических и психолингвистических факторов.
- Демонстрирует навыки исследования и управления знаниями в области русской лингвистики и литературоведения (анализ, обработка, систематизация информации; моделирование, прогнозирование, проектирование научной деятельности). Способен осуществлять исследовательскую деятельность в области русской филологии, в том числе руководить исследовательской работой обучающихся.
- Способен действовать в соответствии с социальными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества. Применяет в профессиональной деятельности основы социально-политических, экономических и правовых знаний, способен продемонстрировать личную и профессиональную конкурентоспособность и навыки предпринимательства.
- Владеет лингвистической и литературоведческой терминологией; использует основные теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат в области лингвистики и литературоведения. Способен интерпретировать и проводить филологический анализ художественных текстов.