7M01718 Русский язык и литература в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Подготовка магистрантов педагогических наук, владеющих навыками самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности в области теории и методики преподавания русского языка и литературы в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог».
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
Теория и практика учебника по литературе в школе
Целью изучения дисциплины является знание ГОСО, учебных программ и учебников по литературе в средней школе обновленного содержания. Результатами обучения являются овладение навыками анализа школьного учебника по литературе, использования современных образовательных технологий при проведении собственных занятий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теоретическое литературоведение
Целью дисциплины является разъяснение основных понятий, категорий и терминов теоретического литературоведения, обеспечивающих полноценное восприятие и правильное понимание литературных произведений, развитие у обучающихся знаний и умений теоретического и литературного характера, профессиональных навыков. Содержание дисциплины включает теоретические вопросы, касающиеся основных аспектов теории литературы, истории литературы и литературной критики, текстологии, общих законов структуры и развития литературы, дифференциации исследования по теоретическим основам литературоведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Изучение литературы как учебного предмета в школе
Целью изучения учебной дисциплины является формирование системного знания о методах изучения литературы в школе и выработка навыков методики преподавания литературы. Курс обеспечивает овладение технологией коммуникативно-деятельностного подхода, активными методами преподавания литературы в школе, техниками анализа художественного произведения в школе, технологиями искусственного интеллекта для решения учебно-педагогических задач, знание типовых программ и учебников обновленного содержания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Целью дисциплины является подготовка специалистов-филологов к самостоятельной научно-практической деятельности, что предполагает знание основных принципов и методов научно-исследовательской работы, необходимые магистрантам-филологам при последующем выполнении магистерской диссертации. Курс предусматривает овладение навыками использования научного знания при определении целей исследования, отыскания путей решения научных задач, оформления результатов исследования в соответствии с установленными требованиями, а также формирует умения использовать технологии искусственного интеллекта для решения педагогических задач.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Дисциплина направлена на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Дисциплина знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Русский язык в контексте модернизации содержания образования
Курс направлен на формирование представлений о нормативно-правовой базе реформирования общего среднего образования; развитие готовности к проектированию и анализу образовательных программ и учебников русского языка в школе, стимулирование потребности в профессиональной самореализации. Целью изучения учебной дисциплины является освоение знаний о научно-методических основах современного содержания обучения русскому языку, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Содержание образования по русскому языку в современной школе
Дисциплина нацеливает обучающихся на освоение знаний о методологических основах содержания обучения русскому языку в современной школе. В процессе изучения данной дисциплины у магистрантов формируются представления о подходах к построению обновленного содержания обучения русскому языку, готовность к проектированию и анализу образовательных программ среднего образования, а также потребность в профессиональной самореализации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инновационные методы исследований в гуманитарных науках
Целью курса является овладение современными методами теоретического гуманитарного исследования, компьютерными, математическими и корпусными методами в филологических исследованиях, технологиями искусственного интеллекта для педагогических целей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный).
Целью данной дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверхбазовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика высшей школы
Цель: формирование основ профессионально-педагогической культуры магистрантов, освоение теоретических основ современной педагогической науки. Дисциплина направлена на раскрытие сущности Педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Дисциплина охватывает теоретические основы высшего образования, включая его историю, современные концепции и функции. Изучаются психолого-педагогические аспекты обучения, методы и технологии образовательного процесса, а также дидактические принципы и методы организации учебной деятельности. Особое внимание уделяется управлению образовательным процессом, научно-исследовательской деятельности и социально-педагогическим аспектам. Рассматриваются проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя, включая его педагогическое мастерство и самообразование. В процессе изучения дисциплины формируются компетенции направленные на освоение основных технологий, методов и форм организации обучения и воспитания, а также навыки применения эффективных моделей организации педагогического менеджмента в системе высшего образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Парадигмы современной русской и отечественной литературы
Целью курса является формирование целостного представления о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской и отечественной культуры конца ХХ века, представления о стиле и эволюции крупных художников слова конца ХХ века. Результатами обучения являются умения магистрантов применять полученные знания для проведения литературоведческого, в том числе сравнительного, интертекстуального анализа современных художественных произведений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Поэтика модернизма в русской литературе
Целью курса является углубление представлений о литературной эпохе конца XIX – начале ХХ века, ее эстетической и философской новизне. Результатами обучения является умение магистрантов в ходе анализа литературного текста определять его принадлежность к основным литературным направлениям модернизма.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Межъязыковая коммуникация и язык СМИ
Цель курса – владеть системой лингвистических знаний, включающих знание о закономерностях функционирования языков и языка СМИ, системно представлять динамику развития межъязыковой коммуникации. В результате обучения магистранты должны иметь навыки решения дискуссионных вопросов межъязыковой коммуникации, владеть навыками создания текста с использованием языка СМИ и применением технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология управления..
Дисциплина позволяет усваивать основные теории и концепции методики преподавания психологии управления в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности управления в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теория языковой личности
Цель курса – сформировать научное представление о теории языковой личности, ознакомить магистрантов с современными научными теориями в области теории языковой личности и контактологии, систематизировать знания в области теории языка, теории речевой коммуникации, основ когнитивной лингвистики. В результате обучения выработать потребность к постоянному систематическому пополнению и обновлению своих знаний как продвинутой языковой личности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы языкознания
Цель курса – знать основные проблемы и парадигмы современного языкознания, сформировать методологическую базу лингвистического исследования. В результате обучения владеть современными методами и методиками анализа, в том числе технологиями искусственного интеллекта, научиться использовать экспериментальные и теоретические методы современной лингвистики для научных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Информационные технологии в лингвистике
Целью дисциплины является формирование представления о современных методах получения, обработки и хранения информации. Результатом обучения являются применение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта в языкознании и лингвистическом анализе, представление о принципах построения математических моделей обработки информации и о границах применимости компьютерных и количественных методов в лингвистике и филологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Филологический анализ текста
Целью дисциплины является углубление знаний магистрантов о специфических проблемах интерпретации художественных текстов в свете современных коммуникативных стратегий в образном познании мира. Результат обучения – формирование методических умений осмысливать художественные произведения как текстуальные манифестации культурной жизни социума, а также навыков использования искусственного интеллекта для решения учебно-педагогических задач в школе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Критика и литературный процесс
Целью курса является формирование у магистрантов целостного представления об истории развития русской литературной критики XVIII – начала XXI вв., об этапах ее исторического развития в широком контексте литературного процесса обозреваемых эпох. Результатом обучения является формирование умений практического использования приобретенных теоретических знаний в процессе профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Поэтика современной прозы
Целью дисциплины является получение магистрантами представления о ведущих направлениях и тенденциях развития современной русской прозы, об определенной исследовательской методологии при анализе постмодернистских произведений. Результатами обучения являются умения определять жанровые, композиционные и сюжетно-интертекстуальные особенности современных произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания филологических дисциплин в высшей школе
Целью курса является формирование системы знаний и компетенций в области изучения психолого-педагогических концепций преподавания филологических дисциплин в вузе. Результатами обучения будет умение применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в обучении филологическим дисциплинам в вузе и владеть современными методами и приемами обучения лингвистическим дисциплинам.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методологические основы лингвистического исследования
Цель курса – изучение научных подходов, базовых понятий методики, методов и методологии лингвистических исследований, актуальных направлений изучения языка, речи и речевой деятельности. Результатом обучения является знание современных методов, принципов и приёмов изучения языка, использование их в процессе профессиональной деятельности, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы литературоведческого анализа
Цель изучения учебной дисциплины – формирование системного знания об актуальных методах литературоведческого анализа и выработка навыков анализа текста, в том числе с привлечением нейросетей; умение оценить привлекаемые инструменты по их эффективности. В результате обучения магистранты должны владеть современным методологическим и методическим инструментарием литературоведения и уметь оперировать методикой анализа любого письменного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Филологическое образование в высшей школе как система
Цель курса – знать специфику системы образования в вузе, учебно-методическую, нормативные документы по филологическим дисциплинам. Результатами обучения являются умение реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, иметь навыки владения методами речевого и мыслительного развития, контроля результатов обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности.
- Знать педагогический менеджмент и возрастную психологию; самостоятельно проводить учебные занятия на бакалавриате; развивать научный аппарат иностранного языка.
- Владеть навыками работы с информацией, используя логические операции, самостоятельно анализировать, выбирать, перестраивать, хранить, преобразовывать и передавать информацию, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
- Обладать знаниями о важнейших направлениях лингвистических / литературоведческих исследований, их методологии, генезисе, философской основе и основных этапах развития и применять их в своей научно-педагогической деятельности; владеть навыками создания текста с использованием технологий искусственного интеллекта.
- Владеть навыками квалифицированного анализа и интерпретации различных типов текстов с применением инструментов искусственного интеллекта и уметь применять их в собственной научно-педагогической деятельности.
- Знать и владеть современными технологиями обучения по русскому языку и литературе в школе и вузе, разрабатывая и представляя результаты своей профессиональной деятельности; уметь использовать нейросети для решения педагогических задач.
- Организовывать педагогическую деятельность в соответствии с нравственно-этическими и правовыми нормами, знать и соблюдать принципы академической честности, применять результаты анализа для собственного научного исследования, планировать и проводить исследования в области психолого-педагогических и филологических наук, использовать технологии искусственного интеллекта для решения педагогических задач.