Новая образовательная программа

7R01126 Физическая медицина и реабилитация (взрослая, детская) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособного, квалифицированного врача-реабилитолога, обладающего профессиональными знаниями, навыками и компетенциями по профилактике, организации и проведению медицинской реабилитации детскому и взрослому населению на высоком уровне на основе применения современных медицинских технологий, способного генерировать новые знания в области здравоохранения для обеспечения им эффективной непрерывной медицинской помощи.
  • Академическая степень Резидентура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 140
  • Область образования 7R01 Здравоохранение (медицина)
  • Направление подготовки 7R011 Здравоохранение

Дисциплины

  • Основы физической медицины и реабилитации

    Планирование реабилитационной программы для максимального восстановления утраченных функций на основе комплексного обследования пациента, определения реабилитационного потенциала, использования оценочных реабилитационных шкал и в зависимости от уровня и этапа реабилитации, организация консультаций узкий специалистов. Совершенствование навыков ведения медицинской документации, эффективной коммуникации и межпрофессиональной коллаборации, управления временем, эффективной психологической поддержки пациентов и соблюдения правовых норм, следуя действующим НПА.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 16
  • Функциональная диагностика

    Проведение и интерпретации данных функционального обследования (пикфлоуметрия, плантография, электрокардиография при физической нагрузке, электронейромиография и др.), антропометрических и соматометрических измерений, гониометрии, полного объема комплексной лабораторной и инструментальной диагностики на основе обоснованного выбора методов функциональной диагностики в соответствии с клиническим состоянием пациента с целью эффективного планирования, своевременного и безопасного ведения пациентов, в соответствии с клиническими протоколами РК и международными рекомендациями, научно-обоснованной практики, следуя высоким стандартам ответственности и качества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 8
  • Эрготерапия

    Составление реабилитационной программы нацеленной на улучшение навыков самообслуживания, повседневных навыков, профессиональной и социальной адаптации, восстановления активности, используя индивидуальный подход и адаптацию окружающей среды для повышения качества жизни пациентов с учетом появившихся ограничений и особый потребностей. Обучение пациентов и членов их семей. Профилактические мероприятия и пропаганда здорового образа жизни, школа здоровья.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 10
  • Лечебные физические факторы

    Восстановление функций органов, ускорение регенерации тканей, контроль боли, укрепление организма и повышение качества жизни пациента, на основе пациент-ориентированной научно-обоснованной практики на основе использования природных (климатолечебные, бальнеолечебные.) и искусственных физических факторов (электро-, магнито-, светотерапия, механо-, гидротерапия, тепловые процедуры) с пониманием их воздействия на патофизиологические процессы, показания, ограничения их применения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 18
  • Лечебная физкультура (кинезиотерапия)

    Проведение и оценка функциональных проб с дозированной физической нагрузкой, оценка баланса, походки и других методов для индивидуального планирования кинезотерапии. Применение дозированных упражнений лечебной гимнастики для восстановления функций организма и профилактики. Проведение медицинского массажа. Обучение пациента с выработкой позитивного настроя, уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и комплаентности. Применение ЛФК для достижения целей гармоничного физического и психического развития и профилактики патологии у детей и взрослых.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 18
  • Скелетно-мышечная реабилитация

    Реабилитация пациентов после перенесенных травм, оперативного лечения, эндопротезирования суставов, реконструктивных операций, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (дегенеративные и воспалительные заболевания суставов, заболевания позвоночника, остеопороз), при системных заболеваниях соединительной ткани на основе комплексного пациент-центрированного подхода, применения инновационных технологий, в том числе IT, роботизированных систем и руководствуясь нормативно-правовыми актами, определяющими реабилитационную деятельность.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 18
  • Геронтологическая реабилитация

    Особенности медико-социальной реабилитации лиц пожилого и старческого возраста на основе системного интегрированного подхода, понимания течения инволюционных процессов, мультинозологичности и модифицированного течения патологии, особенностей функциональных нарушений и развития возраст-ассоциированной патологии, а также психо-эмоциональных проблем. Определение биологического возраста и геронтологическая оценка с целью персонифицированного подхода при разработке программ реабилитации. Участие в научно-исследовательском проекте. Профилактические мероприятия в рамках работы . Школы активного долголетия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Искусственный интеллект в физической реабилитации

    Применение искусственного интеллекта для более точной оценки пациента и его реабилитационного потенциала, прогностические модели для оценки прогноза, рисков ухудшения состояния пациента и/или развития осложнений. Подбор персонифицированных оптимальных программ реабилитации. IoT и смарт-технологии для телемедицины для повышения доступности и эффективности высокоспециализированной помощи. Тренажеры с виртуальной реальностью и дополненной виртуальной реальностью для восстановления когнитивных функций. Анализ больших данных нейросетями как инструмент для принятия клинических решений, а также в проведении научных исследований в сфере медицины с соблюдением правовых и этических норм (особенно соблюдения принципов конфиденциальности информации), правовое регулирование использования ИИ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Инновационные подходы в онкореабилитации

    Углубление знаний и навыков по комплексной персонализированной и прецизионной реабилитации пациентов во время и после онкологических заболеваний (рака молочной железы, рака шейки матки и др.) с использованием современных технологий, в том числе генетический, биомаркеров и IT, для физического, психологического восстановления, социальной адаптации, повышения качества жизни, обращая внимание на своевременность и ценность оказания помощи. Применение инновационных методов контроля хронической боли в коллаборации со специалистами разного профиля на основе научно-обоснованной практики и участие в научном исследовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Реабилитация в педиатрии

    Реабилитация детей с заболеваниями центральной и периферической нервной систем, нейромышечными заболеваниями, травмами головного и спинного мозга, при дисплазии соединительной ткани, остеохондропатиях, с врожденными заболеваниями, после хирургической коррекции врожденных пороков развития органов и систем согласно международным рекомендациям с вниманием к психологической стороне реабилитационного процесса и соблюдением прав ребенка как пациента

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 12
  • Пульмонологическая реабилитация

    Восстановление дыхательной функции, повышение физической выносливости, улучшение качества жизни пациентов с заболеваниями лёгких на основе научно-обоснованной практики, критического осмысления информации, умения работать с международными базами данных. Реабилитация пациентов с онкопатологией (рак легких и др.) в команде специалистов с соблюдением принципов эффективного и безопасного ведения. Использование современных технологий (в том числе IT) для физического, психологического восстановления, социальной адаптации, повышения качества жизни, обращая внимание на своевременность и ценность проведения реабилитационных мероприятий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 8
  • Нейрореабилитация

    Реабилитация пациентов с заболеваниями и травмами центральной и периферической нервной систем, после нейрохирургического лечения, с нейромышечными заболеваниями, направленная на восстановление функций, улучшение качества жизни и адаптацию в коллаборации со специалистами различного профиля на основе соблюдения принципов доказательной медицины (международные базы данных), профессиональных стандартов (НПА РК), инновационных методов, цифровых технологий для достижения оптимальных результатов для пациента. Командная работа при оказании неотложной помощи в случае необходимости с соблюдением принципов медицинского права при критических состояниях

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 18
  • Кардиореабилитация

    Реабилитация пациентов с сердечно-сосудистой патологией, после кардиохирургических операций. Организация командной работы на всех этапах реабилитационного процесса с соблюдением принципов эффективного и безопасного ведения пациентов, оценки рисков, с использованием современных технологий для физического, психологического восстановления, социальной адаптации. Командная работа при оказания неотложной помощи в случае необходимости. Формулировка исследовательских вопросов, критический анализ результатов научных исследований, изучение международных данных для обучения и профессионального развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 8

Результаты обучения

  • Проводить комплексное обследование с применением медицинских технологий с учетом стандартов и доказательной практики с целью выявления нарушений функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений жизнедеятельности при заболеваниях и (или) состояниях, а также после острых состояний, хирургических вмешательств и травм у пациентов (взрослых и детей), в том числе организуя консультации специалистов в интересах пациента.
  • Составлять индивидуальную программу медицинской реабилитации, направленную на решение задач и достижение целей медицинской реабилитации с учетом реабилитационного потенциала на основе персонализированного подхода к решению проблем пациента (взрослого и ребенка) и оценки эффективности и безопасности средств реабилитации, лечения и профилактики.
  • Организовывать и проводить медицинскую реабилитацию взрослых и детей, эффективную профилактику осложнений в рамках лечения основного заболевания на основе научно-обоснованной практики, критического осмысления новой информации и стандартов оказания помощи
  • Своевременно и эффективно оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожаемых жизни состояниях, возникающих в практике врача-реабилитолога, а также при осложнениях, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате проведения медицинской реабилитации.
  • Эффективно использовать коммуникативные навыки для установления позитивных и доверительных отношений, эффективной психо-эмоциональной поддержки с пациентами, детьми и их семьями (или законными представителями) в процессе оценки реабилитационного потенциала, реабилитации и профилактики заболеваний, а также при неотложных состояниях
  • Эффективно взаимодействовать в составе междисциплинарной/ межпрофессиональной команды специалистов для достижения оптимального результата для пациента на всех этапах реабилитации, с уважением к мнению коллег, поддерживая навыки эффективного управления временем.
  • Применять правовые знания в сфере охраны здоровья, защиты прав врача и пациента, руководствоваться нормативно-правовыми актами, определяющими реабилитационную деятельность.
  • Использовать современные информационно-цифровые и инновационные медицинские технологии, в том числе возможности искусственного интеллекта, и информационные системы здравоохранения для ведения медицинской документации, решения профессиональных задач, повышения эффективности в обеспечении безопасности и качества медицинской реабилитации.
  • Проводить мероприятия по профилактике заболеваний и травм, осложнений и ускорению восстановления функций организма, а также санитарно-просветительную работу и формирование здорового образа жизни с целью укрепления здоровья детей и взрослых и популяционного здоровья в целом.
  • Эффективно работать в рамках системы здравоохранения, а также улучшать эти системы, обращая внимание на своевременность, качество, безопасность, значимость и ценность оказания помощи пациентам и соблюдения принципов равенства при оказании медицинской помощи всем социальным группам населения, следуя этическим стандартам во всех профессиональных взаимодействиях и ответственное поведение, ожидаемое от врачей.
  • Анализировать и критически оценивать профессиональную литературу, формулировать исследовательские вопросы, эффективно использовать международные базы данных в своей повседневной деятельности.
  • Участвовать в научных исследованиях, направленных на продвижение знаний в области человеческого здоровья и улучшения качества жизни
Top